Литургия на Канарах. Празднование первых русских святых в 400 км от африканского берега Образ Канарских островов у меня обычно возникал питерским зимним вечером, когда кажется, что тепло и солнце никогда не придут, а витрины турагенств зазывают горящими путевками в места «райского наслаждения». Но тогда, русской зимой, мне и в голову не могло прийти, что мы вскоре поедем на Канарские острова, причем не за бронзовым загаром, а для того, чтобы совершить здесь первую православную литургию. Мы летели из Мадрида на остров Гран-Канариа почти три часа, не зная, придут ли люди на богослужение. Но мы знали, что Господь постоянно совершает чудеса, а в наших силах лишь добросовестно делать то, что мы можем и должны – ведь «там, где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я посреди них». Для свящ. Андрея Кордочкина, настоятеля русского православного прихода в Мадриде, это была далеко не первая «выездная» литургия, но, возможно, впервые так хорошо организованная теми, кто приглашал священника. В отличие от греков, русские за границей держатся обособленно, часто избегают друг друга, поэтому требуется много сил и времени, чтобы проинформировать, заинтересовать и собрать людей. Когда-то остров населяли гуанчи – Канарские аборигены. В конце XVI века острова посетил и описал итальянский хронист Леонардо Торриани. О жителях Лас-Пальмас он писал: «Это были белые и толстые люди, которые, как говорят, вместе с жителями Гомера и Ферро происходят от одного и того же народа, они были идолопоклонниками, почитали бога в виде собаки – Хагуанрана. Женщины у них такие же смелые, как и мужчины, дрались палками и камнями. Умирали от меланхолии и безразличия к болезням. Заболевая, они говорили, что хотят умереть. Их клали в пещеру, ставили рядом молоко и замуровывали выход». Трудно представить, что на островах можно умереть от меланхолии. Небольшой аэропорт у самой воды, шелест пальм, каменистые горы в дымке и разноцветные дома, протянувшиеся вдоль океана – так встретил нас Лас-Пальмас. Несмотря на асфальт, машины и протянувшиеся вдоль берега отели, город сохранил свой дух. Главная улица практически целиком застроена домами в стиле модерн, в центре много домов 16 - 17 веков. Когда гуляешь по мощеным улицам среди старинных домов с деревянными балконами и ставнями, то кажется, что вот-вот из-за угла покажется сам Христофор Колумб, направляющийся помолиться в церковь перед долгим путешествием в Америку. Сохранился и дом XV века, где останавливался Колумб в гостях у правителя острова.

http://pravoslavie.ru/1733.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРИХОН [Ариха; евр.  ; араб.  ], город, расположен на 250-260 м ниже уровня моря, в 10 км к северо-западу от Мёртвого моря , в долине р. Иордан, и в 22 км к северо-востоку от Иерусалима , в оазисе при источниках Элиша (араб. Эс-Султан), Эль-Кельт, Эд-Дуюк, Эн-Нувайима. Климат неблагоприятен из-за засушливого лета и дождливой зимы, однако почвы здесь плодородны, а близость к Иерусалиму, где зимой довольно холодно, позволяла правителям Палестины в древности использовать И. как одно из мест для постройки зимних дворцов. Вплоть до рим. эпохи окрестности И. славились своим виноградом, овощами, финиками и растениями, из которых получали ароматические масла и благовония (ср.: Песн 1. 14; Ios. Flav. De bell. I 6. 6). И.- древнейший из ныне известных центров возникновения цивилизации, возможно из городов мира (монументальные сооружения, раскрытые здесь в ходе раскопок, на 5 тыс. лет старше егип. пирамид). В Священном Писании Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. В ВЗ И. упоминается многократно, прежде всего в связи с историей завоевания Ханаана. Перед вступлением народа Израиля в землю обетованную Господь показал Моисею, взошедшему на гору Фасгу, «что против Иерихона», землю, в т. ч. «полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Втор 34. 1-3). Согласно ВЗ, И. был 1-й крепостью, взятой вторгшимися в Ханаан израильскими племенами. В Книге Иисуса Навина подробно рассказывается о засылке в И. лазутчиков (скрывшихся у блудницы Раав, от к-рой они узнали, что жители напуганы) и о чудесном взятии города. Шесть дней воины Иисуса Навина в сопровождении священников обходили И. с ковчегом. «Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Нав 6. 15). «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город» (Нав 6. 19).

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Глава 34 Смерть Моисея Втор.34:1 .  И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, Втор.34:2 .  и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, Втор.34:3 .  и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. Гора Нево (Навав) – одна из возвышенностей горного хребта Аварим. Галаад – страна в Восточном Заиорданье. Город Дан, расположенный к юго-западу от Дамаска, составлял северный пункт Палестины, как Вирсавия – южный. Отсюда выражения: «от Дана до Вирсавии», «от Вирсавии до Дана» ( 1Цар 3.20 ; 2Цар 3.10, 6.19, 17.11, 24.2 ; 3Цар 4.25 ; 1Пар 21.2 ; 2Пар 30.5 ), для обозначения всего протяжении Палестины. Удел Неффалима был расположен на севере, удел Иуды – на юге Западного Заиорданья. Удел Ефрема и Манассии – в центральной Палестине. Западное море – то же, что Средиземное. Местоположение Сигора приурочивают к южным пределам Мертвого моря. Втор.34:6 .  и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. «И погребен», т. е. нашел для себя место упокоения. «И никто не знает места погребения его даже до сего дня», в чем может быть усматриваема провиденциальная цель: место погребения великого Моисея могло стать в глазах евреев особенно священным, сделавшись впоследствии предметом суеверного или даже идолопоклоннического почитания. Втор.34:10 .  И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, Втор.34:11 .  по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, Втор.34:12 .  и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля. Ср. Чис. 12.1–9 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Второзакония. 768-846 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.4:12 .  и сыны Рувима и сыны Гада и половина колена Манассиина перешли вооруженные впереди сынов Израилевых, как говорил им Моисей. Нав.4:13 .  Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться. К сказанному в Нав.4:11 о переходе «всего народа» библейский писатель присоединяет указание на переход через Иордан вооруженных воинов из восточно-иорданских колен в количестве приблизительно 40 000, согласно с данным этими коленами обещанием ( Нав.1:12–18 ) и по чувству долга «пред Господом», успокоившим их и давшим им землю. Упоминание об этом событии вслед за указанием на переход Ковчега Господня не значит, что воины из этих колен переходили после Ковчега, ибо вслед за выходом его из Иордана русло его по-прежнему наполнилось водою, а снова свидетельствует только о том, что библейский повествователь руководился и здесь не порядком времени, в каком следовали события, а внутренним отношением их между собою. «На равнины Иерихонские». Так названа окружающая древний Иерихон обширная плодородная равнина, в древнее время покрытая пальмами, от которых город носил еще название города Пальм ( Втор.34:3 ). Нав.4:14 .  В тот день прославил Господь Иисуса пред очами всего Израиля и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его. Как в Нав.4:11 , предупреждая ход событий, писатель указал на перенесение Ковчега, так и здесь прежде изложения последнего явления, которым закончилось великое событие, он делает заключение, указывая значение события для Иисуса Навина как вождя народа; значение это состоит в его возвеличении пред всем народом, который после этого стал так же бояться его, как боялся Моисея ( Исх.14:31 ). Нав.4:15 .  И сказал Господь Иисусу, говоря: Нав.4:16 .  прикажи священникам, несущим Ковчег откровения, выйти из Иордана. Нав.4:17 .  Иисус приказал священникам и сказал: выйдите из Иордана. Нав.4:18 .  И когда священники, несшие Ковчег Завета Господня, вышли из Иордана, то, лишь только стопы ног их ступили на сушу, вода Иордана устремилась по своему месту и пошла, как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И прежде он присоединялся к нему, но посредством молы, называемой Heptastadium, разделявшей обе гавани Eunosti и portus magnus. Это место теперь застроено домами. От восточной оконечности большого порта, вдревле Arco-Lochias, и до гробового города (Necropolis), замыкающего порт Евности, тянутся груды камней; это следы развалин града Александрова. Еще теперь видна линия и часть мостовой той главной улицы, которая проходила через весь город от ворот Каноповых, porta Canopica, до Некрополиса; тут были гимназия и форум. Колонны гимназии существовали еще не так давно; наконец, некоторые из них были срыты и перенесены в ближнюю укромную мечеть; не помещаясь в ней по высоте своей, они были перепилены! Оставались еще три превосходные колонны розового гранита; сжалившийся над их судьбою французский консул г. Мимо решился приобрести их своему отечеству; он часто направлял свои прогулки к этому месту – как вдруг однажды не нашел их более. Один из беев Александрии велел их подорвать и употребить на какие-то крепостные постройки. Отсюда ведет дорога, между нескольких букетов пальм, через городские ворота, к Помпеевой колонне. Плавание от Александрии до Каира У колонны Помпеевой простился я с Александриею и направился к каналу Магмудье, где меня ожидала канджа. Последние лучи солнца освещали еще капитель величественной колонны и отражались тихою зыбью Мареотийского озера, когда я с легким ветром удалялся от сего берега. Ночь сошла очень быстро, ясная и тихая, – здесь нет этой постепенности перехода от дня к ночи, здесь нет европейских сумерков; глубокая темнота почти внезапно заступает угасший день. Моя канджа была довольно красива и расписана цветами. Русский консульский флаг, который мне сшили в Александрии, развевался над двумя трехугольными парусами. Арабы были довольно благовидны, и попутный ветерок нес нас скоро мимо песчаных берегов канала Магмудье; весьма изредка его оживляют букеты пальм, которыми оттенены дачи Бекир-Бея, Бессона и некоторых других вельмож паши. С обеих сторон раздавался близкий гул вод от озер Мареотийского и Эдку, отделенных от канала тонкою песчаною грядою.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Ирод 1109 и Филипп получили каждый по предназначенной им тетрархии 1110 . Ирод затем окружил стенами Сепфорис, красивейший город всей галилейской страны, и посвятил его императору, а другой город, Вифарамфту, он также окружил стеною и назвал его в честь императрицы Юлиадою. Филипп, со своей стороны, отстроил расположенную у истоков Иордана Панеаду и назвал ее Кесарией. Местечко Вифсаиду 1111 , расположенное у Генисаретского озера, он обратил в город, увеличив число жителей и снабдив его всем нужным, и назвал его Юлиадою в честь Юлии, дочери императора. 2. При прокураторе Колонии, который, как я упомянул, прибыл в Иудею вместе с Квиринием, произошло следующее событие: во время праздника опресноков, носящего у нас название Пасхи, в полночь священнослужители обыкновенно открывали врата храма. Когда они и на этот раз последовали этому обычаю, несколько тайно прибывших в Иерусалим самарян разбросали под сводами галерей человеческие кости 1112 . Вследствие этого пришлось, чего раньше никогда не было, никого не впускать в храм и вообще снабдить последний большею охраною. Вскоре после этого Колоний возвратился в Рим, и преемником ему стал Марк Амбивий 1113 . При нем умерла Саломея, сестра царя Ирода Великого, оставив [императрице] Юлии Ямнию, всю топархию, расположенный на равнине город Фазаелиду и город Архелаиду, где находились огромные плантации пальм с наилучшими плодами. После Амбивия наместником стал Анней Руф 1114 , при котором умер второй римский император после пятидесяти семи лет, шести месяцев и двух дней правления (в течение этого периода он четырнадцать лет делил власть с Антонием) в семидесятисемилетнем возрасте 1115 . Преемником ему на престоле стал Тиберий Нерон, сын его от императрицы Юлии 1116 . Он был, следовательно, третьим римским императором. При нем был послан в Иудею пятый наместник, преемник Аннея Руфа, Валерий Грат 1117 . Он сместил первосвященника Анана и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, недолго спустя он уволил и Исмаила и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Описание Галилеи, Самарии и Иудеи. 1. Галилея, разделяющаяся на Верхнюю и Нижнюю, окружена Финикией и Сирией. Западную ее границу составляют Птолемаида и окружающая ее область, а также Кармил, некогда галилейский горный хребет, а ныне тирский, у которого лежит всаднический город Габа, получивший свое название от поселившихся в нем всадников, освобожденных от службы Иродом. На юге она тянется по границам Самарии и Скифополиса вплоть до Иорданских вод. По восточной ее границе расположены: Иппина, Гадара, Гавлан и царство Агриппы; на севере ее замыкают Тир и тирские владения. Нижняя Галилея простирается в длину от Тивериады до Завулона, невдалеке от прибрежной полосы Птолемаиды, а в ширину она расстилается от деревни Ксалос по Большой равнине до Вирсавы; здесь же начинается ширина Верхней Галилеи, продолжающаяся до деревни Вака, у тирской границы, между тем как длина этой части Галилеи тянется от прииорданской деревни Феллы до Мерофа. 2. Несмотря на большое протяжение этих обеих частей страны и на окружающее их со всех сторон иноплеменное население, жители все-таки всегда стойко выдерживали всякое вражеское нападение. Ибо они с самой ранней молодости подготовляли себя к бою и всегда были многочисленны. Этих бойцов никогда нельзя было упрекнуть в недостатке мужества, а страну - в недостатке людей. Последняя очень плодородна, изобилует пастбищами, богато насаждена разного рода деревьями и своим богатством поощряет на труд самого ленивого пахаря. Немудрено поэтому, что вся страна плотно заселена; ни одна частица не остается незанятой; скорее она чересчур даже пестрит городами, и население в деревнях вследствие изумительного плодородия почвы также везде до того многочисленно, что в самой незначительной деревне числится свыше 15 000 жителей. 3. Вообще, если даже по величине Галилея уступает Перее, то по силе и значению необходимо отдать преимущество первой, потому что она вся возделана и имеет вид огромного сплошного сада. Перея же, при ее гораздо более значительном протяжении, в большей своей части бесплодна, не культивирована и слишком дика для производства нежных плодов. Места же не столь пустынные и даже более или менее плодородные, равно как находящиеся под насаждениями равнины, используются преимущественно для культуры оливкового дерева, винограда, пальм и обильно орошаются горными потоками, а при их высыхании во время жарких ветров - постоянно действующими ключами. Перея простирается в длину от Махерона до Пеллы, а в ширину - от Филадельфии до Иордана. Пелла, о которой идет речь, лежит на северной границе, западную же границу образует Иордан; на юге Перея граничит с землей моавитян, а на востоке с Аравией, Сильбонитидой с областью Филадельфии и Геразой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1879...

Мк.5:40 ), и сатана повел Иисуса или сопровождал Иисуса, конечно, не вопреки Его воле, не с насилием, не с принуждением Ему. – «Святый город»: Иерусалим, называемый так потому, что там был Святой храм и там совершалось священнослужение при храме. – «На крыле храма»: неизвестно в точности, какая часть и сторона храма разумеется здесь. Вероятнейшее мнение то, что здесь разумеется верх той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Храм был построен на вершине горы Мориа и окружен был портиками или галереями (ср. прим. к Мф.21:12 ); сверху одной из них, к востоку, над притвором Соломоновым была такая же вышина, как и сверху южной галлереи, с которой трудно было смотреть вниз без головокружения, как говорит Флавий. Крылом храма могла называться эта часть галереи потому, что уподоблялась по форме архитектурной распростертым крыльям птицы. Здесь, вероятно, и поставлен был Иисус Христос. – Дьявол, соблазняя Господа броситься сверху здания, ссылается на текст из Псалтири ( Пс.90:11–12 ), говоря, что если Он Сын Божий, то Ему не предстоит опасности: ибо если всякому уповающему на Бога обещается помощь от Него, то тем более Сыну Божию даруется эта помощь, и Ангелы сохранят Его невредимым. – Сущность и сила этого искушения состоит в том, чтобы возбудить в Иисусе желание – вынудить, так сказать, чудо со стороны Бога, при чем обнаружилось бы тщеславие, самонадеяние и духовная гордость. Если Ты Сын Божий, говорит дьявол , то Бог для Тебя все сделает, сотворит чудо по одному Твоему желанию, хотя бы в нем и не было нужды. «Весьма высокую гору»: неизвестно какую. Вероятно, это вершина какой-либо горы, с которой можно видеть большую часть Палестины. Аббат Марити говорит о вершине одной таковой горы: «этот пункт господствует над горами Аравии, страной Галаадской, страной Амморейской, долинами Моавитскими и Иерихонскими, течением Иордана и всем пространством Мертвого моря». Это та гора, которая и доныне называется по преданию горою искушения. Точно также Моисей пред своею смертью взошел на гору Нево (Навав), на вершину Фазги: и показал ему Господь всю землю от Галаада до самого Дана, и всю землю Наффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого Западного моря, и полуденную страну, и равнину долины Иерихона, города Пальм до Сигора ( Втор.34:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Финикия, «земля пальм», представляла собою лишь узкую береговую полосу к северо-западу от Палестины. Благодаря своему климату, она была в высшей степени плодородна. Лежа под тенью Ливана, она изобиловала источниками, ручьями и реками, причем последние были тогда судоходны на некотором расстоянии от моря, так как первобытные леса, которыми в то время покрыты были соседние горы, давали более значительный приток воды, чем сколько они дают его теперь. Особенно плодородными были местности, на которых лежали знаменитые торговые центры Берит (теперь Бейрут) и Триполист (теперь Траблус) на севере, и долины Сидона и Акры на юге. Встречая со стороны моря преграду для дальнейшего распространения на запад, первые поселенцы этой страны скоро оставили свою прежнюю кочевую жизнь и отдались земледелию. Но их гений не мог удовлетворяться жатвами или пастбищами на полях или склонах гор. Имея врожденную склонность к торговле и промышленности, они скоро занялись торговыми предприятиями и стали смотреть на омывавшее их берег море, как на широкий путь к неизвестным странам, где им могла представляться надежда на большие выгоды. Провидение, поселяя на этом месте столь энергическое и предприимчивое племя, озаботилось также доставлением ему всех естественных средств, которые были только необходимы для исполнения его великой миссии, именно миссии распространения культуры и идей востока в страны еще варварского тогда запада. Во всей Палестине только одна Финикия обладала в богатом избытке хорошим лесом для кораблестроения; кедры и кипарисы ливанские представляли столь обширный запас подобного леса, что представлялась полная возможность заниматься вывозом этого леса и в другие страны. Горы изобиловали железом, столь необходимым для кораблей, и соседние равнины производили великолепную пеньку и лен для веревок и парусов. Лишенный всяких заливов, затонов и пристаней на юге, берег Средиземного моря изобиловал ими в пределах финикийских. Во многих частях рифы, идущее параллельно с берегом, представляли естественные гавани, защищенные от бурь, которые часто проносились с ужасающею яростью с юго-запада. Небольшие острова, с своею скалистою поверхностью, представляли кроме того удобный места убежища с материка во время войны, и могли служить торговыми складочными магазинами для товаров, безопасными от неожиданных нападений. Вдобавок к этим преимуществам, Финикия лежала в центре древнего мира, и была таким образом естественным складочным пунктом для торговли между востоком и западом. Торговый дороги из всей Азии сходились между собою на берегах Финикии; из центров торговли на берегах Евфрата и Тигра товары отправлялись к берегам Нила, в Аравию и на запад путем, ведшим чрез город Тир, и с другой стороны произведения обширных стран, лежавших по берегам Средиземного моря, при своем движении к центрам восточного мира, проходили также чрез эту финикийскую столицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Прошло 40 лет. Однажды в пустыне Моисею было видение – куст, который горел не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного (Чермного) моря. Евреи перешли море, а войско фараона утонуло. Через три месяца израильский народ достиг горы Синай, где Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису в Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись со сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Позабыв о силе Божией, народ возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать в пустыне, пока не умерли все бунтовщики. В конце своего длительного странствия народ снова стал роптать, и в наказание ему были посланы ядовитые змеи. Когда народ раскаялся, Господь повелел для их уврачевания воздвигнуть медного змия на древе. За идолопоклонство, в которое были вовлечены евреи моавитянами и мадианитянами, а также за прелюбодеяния с женщинами Моава погибли 24 тысячи человек, а другие по повелению Божиему были повешены. Виды Святой Земли, открывающиеся с горы. Так как сам Моисей не удостоен был войти в Обетованную Землю, он попросил Господа указать ему своего преемника, которым стал Иисус Навин. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги… и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнины долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: “Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: " Семени твоему дам ее " ; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь”. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню». (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-тилетнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34: 7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании. Народ почтил кончину Моисея тридцатидневным плачем.

http://pravoslavie.ru/3621.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010