Скоро мы оставили группу холмов за собой и выехали на равнину, по которой змеилась реченька Нахр-эль-Мукатта, древний поток Киссон. Он почти высох, и мы преспокойно переехали его вброд. Открывшаяся перед нами долина тянется вдоль всего течения потока и у моря сливается с прибрежной полосой. Она служит как бы подножием Кармила, черной громадой высящегося над ней. Кармил – одна из святых гор, часто упоминаемых в Библии. Кармил для свящ. писателей служит эмблемой особенного плодородия, изобилия и роскоши. Он величается у них «великолепным Кармилом». Для пророков отсутствие на нем зелени и потеря красы были явным признаком гнева Божия. В знойное время лета, когда все окрестности вблизи и вдали одеваются в мертвенный желтый цвет, когда вся растительность и зелень сожигаются солнцем, один Кармил гордо возвышается во всем богатстве своей никогда неувядаемой зелени. Он высится на 1700 футов над уровнем моря, и вершина его иногда покрывается снегом. Обращенный к нам склон его был покрыт обильной и разнообразной растительностью. Дуб, теревинф, маслина, рожковое дерево, терновник и густые заросли колючих кустов образовали сплошную, труднопроходимую чащу. Можно было видеть пасущиеся стада, которые бродили по зеленевшим склонам. Чем ближе мы подъезжали к приморской полосе, тем более встречали населения и жизни. Мы приближались к Кайфе. Слышался шум морского прибоя. Лежавший перед нами город тонул в зелени садов. Купы высоких пальм живописно окружали город, высоко поднимая свои верхушки к небу. Кайфа – маленький и грязный городишко, и не представляет собой решительно ничего, ни нового, ни интересного. Узенькие улицы, высокие дома, минареты мечетей, пестрая толпа на улице, шум и сутолока, – одним словом, все отличительные признаки восточного городка. Лежит он на берегу большого Акрского залива, у самого подножия Кармила, который стеной спускается к морю. В нем до 10 т. жителей, из которых около полуторы тысячи евреев. Есть греческая церковь , русский приют – школа и прекрасно устроенные католические школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

6. Петра, гора Аарона Священная история: По местной легенде, источник в долине Вади-Муса (Моисеева долина) близ Петры образовался во время Исхода, когда Моисей ударил жезлом в скалу, и из нее потекла вода (ср.: Чис. 20, 10. 11). Здесь же на соседней горе Ор скончался Аарон: «И снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы» (Чис. 20, 28). Сегодня: На вершине горы Ор, ныне по-арабски именуемой Джебель-Харун (гора Аарона), — византийский храм и мусульманский мавзолей с гробницей Аарона. В Петре — высеченный в скале древний монастырь и обнаруженные в результате раскопок несколько византийских церквей раннехристианского периода, одна из них — с редким мозаичным полом. 7. Мадаба, гора Нево Священная история: Мадаба с окрестностями неоднократно упоминается в Ветхом Завете как Медева — в повествованиях о Моисее и Исходе, войне Давида против моавитян, пророчестве Исайи о Моаве и восстании моавитского царя Меши против Израиля. Гора Нево в десяти минутах езды от Мадабы — места последней остановки во время Исхода из Египта. Именно здесь скончался Моисей: «И взошел Моисей с равнин на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и всю [землю] Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь (Втор. 34, 1–4). По преданию, именно на горе Нево пророк Иеремия скрыл Ковчег Завета, Скинию и жертвенник. Сегодня: Мадабу называют городом мозаик. Они дошли до нас с ранневизантийских времен. Некоторые образцы можно увидеть в первоначальных местах расположения — в церквах, другие — для лучшей сохранности перенесены в Мадабский археологический парк. Два шедевра мозаичного искусства — карта Иерусалима и Святой земли VI века на полу Георгиевского православного храма и самая древняя иорданская мозаика, снятая с пола дворца-крепости Ирода Антипы в Махерусе. Под мозаичным полом византийского храма Пророка Моисея (V–VI века) на горе Нево найдены шесть выдолбленных в скале гробниц разных эпох.

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

Но мы возвратимся к прежней мысли. Кроме вышеуказанного св. Григория Нисского , поименуем еще несколько святителей грузинских, которые известны по греческим документам: 2) Фотий и 3) Милетий Трапезундские, святительствовавщие в царствовании Диоклетиана, 4) отец Маркиона еретика (IIb.), Колхидский епископ Пальм современник IV-ro Понтийского собора, на котором шло прение о дне празднования Пасхи; кроме того известны учителя понтийские; 5) Бакхилиди 6) Евпат; по их убеждениям Дионисий Церентский составил в Амастрисе послание понтийским церквам. Об этом упоминает Афанасий, Мелетий и Василий Вел. в речи против ариан. Афанасий говорит также о понтийском епископе 7) Квинтиане, который апологии своем о бегстве пишет, что он был в изгнании во время неистовой ярости ариан. Василий В. писал увещательное послание к грузинскому епископу 8) Епифанию (епист. 325) Бичвинские и Никопские епископы: 9)Ипатий, 10) Стратофил 11) Епациан и др. 795  Сказанные епископы имели в заведывание храмы и монастыри уцелевшие до наших дней, таковы: Бедийский, Илорский, Моквинский. Драндский, Севостополийский или Окваме, Гумийский, Никопских три, Соукский, Еллагский, Мычижский, Пицундский (Пицунда, Pimheos-nocлeдhый укрепленный город Колхиды), Гагрский и др. 12) Ромуль епископ колхидский присутствовавший на IV всел. соб. 796 , 13) Феодор епископ Фазийский, в стране Лазов присутствовал на VI всел. соб. 797 , 14) Иоан епископ города Петры, в стране лазов – на VI всел. соб. 798 , 15) Кир, епископ Фазский (в Мингрелии), перемещенный императором Ираклием на Александрийскую патриаршую кафедру в 630 году за его униональные воззрения 799 , 16) Иоанн, Католикос Мцхетский, рукоположивший в 758 году, избранного на вакантную Готфскую кафедру Иоанна во епископа 800 , 17) епископы Гангрские: Александр-на VII вс. соб., 18) Сергий VI, 19)и Константин IV, Драндские епископы: 20) Петр-на IV 21)Стратегий-на VII, 22) Иован, епискрп Имерийский(западная Грузия-имеретия), 23) Панфиль Иберийский – на; II), 24)Антиох Синопский-на IV, 25) Урани Иверский-на IV, епископы Севастопольские (Сухумские); 26) Фотий- на VI и 27) Константин на VII, 28) Христофор, епископе Фасидский-на VII, 29) Север, епископ Тавский (Цкарос-Тавский 801  и др. Следовательно и относительно IX п. проф. Болотов сделал спешное и не совсем извинительное заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собезначальный и соприсносущный,/Сын и Слово Отчее,/на жребяти безсловесном седя,/прииде днесь во град Иерусалим,/Егоже херувими со страхом зрети не могут,/дети восхвалиша, с ваием и ветвьми,/хвалу таинственно воспевающе:/осанна в вышних, осанна Сыну Давидову,/пришедшему спасти от прелести весь род наш. Сын и Слово Отца,/как и Он начала не имеющий и вечный,/на осленке бессловесном восседая,/пришел в сей день во град Иерусалим./Того, на Кого Херувимы из страха взирать не могут,/дети восхвалили с побегами пальм и ветвями,/хвалу таинственно воспевая:/“Осанна в вышних, (осанна Сыну Давидову),/пришедшему спасти от заблуждения род наш!” Прежде шести дней Пасхи,/глас Твой услышася Господи, во глубинах адовых:/темже и Лазаря четверодневна воздвигл еси./Дети же еврейския взываху:/осанна Боже наш, слава Тебе. За шесть дней до Пасхи/голос Твой, Господи, услышан был в глубинах ада,/тем самым и воздвиг Ты Лазаря,/четыре дня пребывшего во гробе./Дети же еврейские восклицали:/“Осанна! Боже наш, слава Тебе!” Глас 2: Входящу Ти Господи/во святый град, на жребяти седя,/потщался еси приити на страсть,/да совершиши закон и пророки./Дети же еврейския воскресения победу предвозвещающе,/сретаху Тя с ветвьми и ваием, глаголюще:/благословен еси Спасе, помилуй нас. Глас 2: Когда входил Ты, Господи,/во святой город, восседая на осленке,/Ты с готовностью шел к страданию,/во исполнение Закона и Пророков./Дети же еврейские победу воскресения предвозвещая,/Тебя встречали с ветвями и побегами пальм и возглашали:/“Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!” Слава Тебе Христе,/в вышних седящему на престоле,/и ныне чаемому с честным Твоим Крестом./Темже веселится дщи Сионова,/радуются языцы земнии,/ветви держат дети, ризы же ученицы,/и вся вселенная научися вопити Тебе:/благословен еси Спасе, помилуй нас. Слава Тебе, Христе, восседающему в Вышних на престоле,/и ныне ожидаемому с Священным Твоим Крестом!/Потому веселится дочь Сиона,/радуются племена земные,/ветви держат дети, а одежды – ученики,/и вся вселенная научилась взывать Тебе:/“Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Небольшое плато, на котором находится Хирбет Кумран, ограничено кладбищем с севера (расположенном очень близко, чтобы можно было соблюсти ритуальные требования), Вади Кумраном на юге, обрывами на западе и краем плато на востоке. «На этом маленьком плато не было достаточных условий для роста пальмовых деревьев. Надо отметить, что условия более благоприятны дальше к югу, к Эйн-Фешхе» 103 . В 1950-х годах о. Р. де Во утверждал, что нет никаких других мест для идентификации поселения ессеев по Плинию, но позже П. Бар-Адон (Р. Bar-Adon) нашёл много разных мест в Иудейской пустыне неподалёку от Мёртвого моря, где ессеи могли жить «только среди пальм» 104 . Итак, если сообщение Плиния Старшего используется как основной аргумент для географической идентификации поселения ессеев, тогда оно вступает в противоречие с тем, что в действительности найдено в Кумране . Наиболее спорной является следующая фраза Плиния: «Ниже их [т.е. поселения ессеев] был город Энгада», т.е. Эйн-Геди (по-латински: «Infra hos Engada oppidum fuit»). Ключевым словом здесь является латинское infra – «ниже». Многочисленные сторонники кумрано-ессейской теории считают, что в данном случае infra означает «южнее, если ориентироваться по карте» – «южнее ессеев был город Эйн-Геди», и действительно, Эйн-Геди южнее Кумрана. В пользу этого предположения служит то, что Плиний пишет в следующей фразе: «затем [т.е. далее по направлению от ессеев к Эйн-Геди] следует Масада, крепость на скале, также невдалеке от Асфальтового озера». Масада южнее Эйн-Геди, поэтому Эйн-Геди могло быть южнее ессейского поселения 105 . Многие исследователи указывают на особенность карт, использовавшихся в эпоху Плиния: на них внизу был не юг, как сейчас у нас, а запад 106 . В качестве примера можно привести карту Мадабы с окрестностями Иерусалима 107 . Если Плиний в начале своего повествования даёт чёткие географические указания («к западу»), почему он далее высказывается столь неопределённо, говоря «ниже»? Чтобы объяснить слова Плиния, ряд учёных предлагают понимать infra в прямом смысле – как указание на то, что описанное им поселение ессеев находилось на возвышенности, ниже которой лежал город Эйн-Геди. Исследования Йицхара Хиршфельда (Yizhar Hirschfeld), указавшего на возможное место обитания ессеев неподалёку от Эйн-Геди, изложены ниже 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Покинув Никею, богозванный апостол достигает города Никомедии, где его радостно встретили прежде наставленные им братья. Так, в течение немногих дней укрепив их в вере и утвер­див чудесами (между которыми было также воскрешение молит­вой пораженного и умерщвленного бесом Каллиста, чем он яв­ственно обличил многообразные чары и ухищрения князя бесов) и переплыв отсюда через морской залив, он прибывает в вифинский город Халкидон. Проведя там немного времени, он поставля­ет в нем Тихика, одного из следовавших за ним учеников, в епис­копы, а сам, поплыв вверх по Понтийскому морю, попал в один город под называнием Гераклея. И наставив в нем некоторых, он поднимается на корабль и достигает города Амастриды, который был очень большим и весьма знаменитым. Там он пробыл не­сколько дней и, просветив многих словом богопознания, поставил и рукоположил некоего епископа по имени Пальм, мужа, укра­шенного жизнью и словом, как это можно услышать от местных жителей, которые рассказывают так, получив эти сведения из древнего неложного предания. Говорят, что об этом когда-то были и письменно зафиксированные упоминания, но, по рассказам, в давнее время случился пожар в том доме, где они хранились, ох­ватил их, и они погибли в пламени. А поскольку великий апостол благочестия старался оста­навливаться в многолюдных деревнях и городах, «ведь в толпах, – говорил он, – обыкновенно находятся ищущие», то, поплыв из Амастриды вверх по судоходной реке, называемой Парфений, он достиг эмпория Харакс, который называется так в соответ­ствии со смыслом этого имени 218 , ибо он подобен некоему обстро­енному и укрепленному отовсюду городу. Ведь он окружен и ог­ражден, словно изгородью и укреплениями, двумя реками: с юга именуемой за ее буйность Ликом 219 , а с северной стороны называ­ющейся за свою полноводность Лусой 220 ; приятным и радостным для жителей делает он проживание там, особенно благодаря тому, что две эти реки соединяются и сливаются в одно русло у западно­го подножия этого эмпория и образуют вышеупомянутую реку Парфений. Большая по глубине, пространная по ширине и совер­шенно спокойная по тихому ходу течения, она от природы при­способлена для легкого движения большегрузных барок, напол­ненных всевозможными видами товаров, вверх, к одному плоско­му и равнинному месту. К нему в определенное время каждого года, в месяц под названием лоос, или август 221 , стекается множе­ство людей от всех уделов востока и запада, собираясь словно в некий общий эмпорий, каждый продавая свое, обменивая и поку­пая необходимое. Однако не только тогда, но и во все другие вре­мена года никогда не иссякает поток спешащих туда, ведущий же сюда тракт сохраняет подобие муравейника, так как одни приез­жают, а другие уступают место прибывающим, и они приносят обитателям немалую утешительную выгоду и пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

17  В египетском тексте употреблено здесь слово, читаемое „tutua-t”, или „dudua-t”, что сближает Бругш с еврейским „дудаим” в Быт. 30:14 и разумеет под тем и другим одно и то же, т. е. мандрогоры, о которых, по словам египтолога, неоднократно говорится в Лейпцигском медицинском папирусе при перечислении лекарств и, между прочим, названы „дуду из Елефантины, славившегося, надобно думать, особенно хорошими мандрагорами”. В коптском языке это древнее египетское слово узнают египтологи в „t’it’i”, имеющем, однако, более общее значение: „осенний плод”, „яблоко”. В этом последнем значении понято древнее египетское tutua-t в переводе данного места у Ляута („Aepfel”). 19  Навил (у Lenorinant, Les origines.. 450) соединяет эти слова с предшествующими и переводит: „после того как он повелел богине истребить людей”. 20  Египетское „хептифи-т”, понимаемое Бругшем в значении „поднятия, плавания вверх”, Ляут принимает за название плывущего вверх по реке судна (aufwärts fahrenden Schiffes) и поэтому переводит: „(не) истреблены богиней в своё время люди Хентифита, т. е. спасшиеся на этом судне. Бругш признаёт, однако, это указание на судно, найденное в египетском сказании, совершенно ошибочным. 21  Ляут, согласно в существе дела с Навилем (у Lenormant, 450), переводит: „я поднимаю руки (во свидетельство того), что я не позволю более истреблять людей, которые здесь”. 22  Ляут: „в городе Аму”; по мнению этого египтолога, город, названный так от особой породы деревьев, может быть пальм, находился в Н. Египте, где „около оз. Мареотис и в настоящее время есть такие деревья и рядом с ними колодцы, наполняющиеся дождевой водой”; „к городу Аму привязано египетское сказание о потопе потому, – думает Ляут, – что это была единственная часть Египта во время составления текста, где чаще выпадал дождь”. 24  Naville (Lenormant, 451): „Il у а une donleur cuisante qui me tourmante; qu’est-ce donc qui me fait mal?”. Lauth: „Es ist der brennende Smerz ein Leiden geworden, aber von welcher Art nur des Leidens?”.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

3Цар.16:34 .  В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина. Показателем нечестия народного в Израильском царстве явилось и богопротивное, вопреки заклятию Иисуса Навина ( Нав.6:25 ), восстановление или собственно укрепление (ср. 3Цар.11:27,12:25 ) Иерихона (он и ранее, напр., при Давиде не был необитаем), ( 2Цар.10:5 ), неким Ахиилом из Вефиля, причем над этим нарушителем клятвы во всей точности сбылось грозное слово Иисуса Навина о гибели первенца строителя и младшего сына его. Иерихон (евр. йерихо, LXX: Ιεριχ, Vulg.: Iericho), лежащий недалеко от Иордана на правом берегу его, близ Мертвого моря, в области Вениаминова колена ( Нав.18:21 ), но теперь принадлежавший Израильскому царству ( 4Цар.2:5,18 ), славился плодородием, бальзамом, розами, пальмами (почему и назывался ир гатамарим, город пальм) ( Втор.34:3 ; Суд.1:16,3:13 ). По своему положению Иерихон был ключом святой земли, занятие которого отдавало всю Палестину в руки евреев ( Нав.2:1,24,6:1 ) и вместе было началом победы религии и истинного Бога над ханаанским язычеством. Теперь, при Ахаве, совершился резкий поворот Израиля в сторону этого самого язычества (культов Ваала и Астарты, ст. 31–33), и воссоздание Иерихона, этого древнего оплота ханаанского языческого населения, явилось теперь печальным знамением времени: Израиль в лице Ахава отрицал теперь истинного Бога, отрицал и Его спасительное, чудодейственное водительство Израилем, благодаря которому некогда пал Иерихон 19 . Таким образом, замечание ст. 34, имея тесную связь со ст. 31–33, вместе образует переход к повествованию об обличителе Ахава пророке Илии, ( 3Цар.17:1 ) и сл. 17 Так называлась в больших домах часть, возвышавшаяся над общим уровнем здания. В домах богатых мирных жителей в этой части, как наиболее безопасной, помещались женщины; в домах, могущих подвергаться нападениям, эта часть составляла укрепленное место, последнее убежище (проф. Гуляев, с. 258). Ср. Fr. Botrther, Neue exegetisch – kritische Aerenlese zum Alten Testament Leipzig. 1864, II, s. 100. R Kittel. Die Bucher der Konige. Gottingen. 1900, s. 131. I Benzinger. Die Bucher der Konige. Tubingen. 1899, s. 103

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

...От этой копоти ржавеет медь, серебро, все блестящие предметы и даже золото» 510 . Воистину великое Божие смотрение! Там, под глубинами морскими, сокрыт великий грех, повлекший за собой и великое наказание, и Господь указует нам через это природное явление: грех – не место для человека, он не сроден ему, человек и грех – явления взаимоотталкивающиеся, они не должны быть вместе, слитно, человеку не должно погружаться в греховную бездну! «Эта земля насыщена огнем, – ужасались древние путешественники. – Около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние» 511 . А ведь некогда именно эти места созерцал Моисей с горы Нево ( «и взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими» ( Втор.34:1–4 )), и были они тогда местами, где течет молоко и мед, где растут фрукты и невиданной величины виноград, местами, годными для земледелия, разведения скота и приятного образа жизни 512 ( Чис.13:18–19, 22–28 ).. И только целебная грязь, истекающая из мертвых морских глубин (как велика премудрость Божия!), напоминает о том, что даже самое согрешение может стать орудием исправления. «Ясне самой той грех к Богу приводит раскаявающагося»: «внегда бо глаголати тебе: согреших Господеви! ответ дается: отпущаются греси твои. Аз есмь изглаждаяй, и не помяну» 513 . Поэтому «ниже отчаяваемся, ниже да падаем, но присно да полагаем начало. Пал ли еси, востани: и паки пал ли еси, востани: точию Врача да не отступиши, и самоубийцы горший да не осудишися отчаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

2. ГОФОНИИЛ, Судей 3:7–11 Это первый цикл неверности, угнетения, покаяния и избавления в книге Судей. По причине неверности народа Бог предал Израиль в руки месопотамского царя. После покаяния Израиля Господь воздвиг Гофониила как первого судью-избавителя. Места, связанные с победами Гофониила над месопотамским царём, не упоминаются, однако после этой победы Израиль покоился в мире 40 лет. 3. АОД, Судей 3:12–30 Синяя стрелка, проходящая через удел Вениамина до Иерихона и Иордана, показывает подвиги Аода. Израиль забыл Господа и «служил Ваалам и Астартам». Господь воздвиг против них Еглона, царя Моава. Еглон возглавил союз моавитян, аммонитян и амаликитян, и они овладели городом Пальм (Иерихоном). В том, что Иерихон, первый город Обетованной Земли, взятый под руководством Иисуса Навина, снова оказался под контролем иноземцев, есть определённый смысл. Земля, которая была обещана и получена за верность завету, теперь отнималась за неверность завету. Иерихон имеет особенно важное значение, являясь восточными воротами в Землю Обетованную (ср. карту 3–5). С Еглоном в Иерихоне восточный фланг Израиля остался без защиты. Израиль служил Еглону 18 лет. Когда израильтяне в покаянии воззвали к Господу, Он воздвиг из среды вениаминитян избавителя, левшу Аода. Он убил Еглона во дворце в Иерихоне, начав битву, в которой Израиль отрезал отступление армии моавитян у переправы через Иордан. После этой победы земля покоилась 80 лет. Кампании 19_й египетской династии в Ханаане 1300–1203 до Рождества Христова Взаимосвязь действий египтян в Ханаане с повествованием Библии (карты 2–4, 3–8 и 4–4) а. Тутмос III (карты 2–4 и 2–5) провёл успешные военные кампании вдоль международных маршрутов Ханаана. Это было за несколько десятилетий до исхода Израиля из Египта. Библейская хронология предполагает, что исход произошёл в 1446 году до Р.Х. ( 3Цар. 6:1 ). Именно Тутмос III вынудил 40-летнего Моисея бежать из Египта, и кампании фараона проводились, когда Моисей был в Мадиамской пустыне, а Израиль – в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010