А в 1947 году на северной стороне в Борисоглебской церкви были открыты фрагменты фресок, датируемые 1180-ми годами, выполненные в розово-коричневой гамме. Ученые предполагают, что создавались они по повелению князя Всеволода III, пожелавшего украсить храм, возведенный отцом. Две женские фигуры среди деревьев райского сада – святой Марии и императрицы Евфросинии – четко видны на белом фоне в окружении тропических пальм с красными плодами, под которыми прохаживаются павлины. На южной стороне храма видны фигуры двух всадников: по одной версии, это скачущие волхвы, по другой - князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Суздаль. История. Легенды. Предания./Надежда Ионина. – М.: Вече, 2011. Золотая книга русской культуры./Соловьев В.М. – М.: Белый город, 2007. Село Кидекша от Владимира 37 верст, от Суздаля 3 версты, расположено на крутом берегу реки Нерли. Среди села на возвышенном месте находится церковь, построенная в 1152 г. великим князем Георгием Владимировичем Мономахом-Долгоруким, из белого камня, во имя св. благов. князей Бориса и Глеба. Церковь сооружена на том месте, где, по сказанию летописца, было становище или сборный пункт оных святых князей, когда они по требованию отца своего св. князя Владимира ходили в Киев, один из Ростова, а другой из Мурома. При Борисоглебской церкви тем же благоверным князем Георгием Владимировичем был основан мужской монастырь под названием Борисоглебского. В 1237 г. монастырь и церковь были разграблены и разрушены татарами, но вскоре были возобновлены и, по сказанию летописца, церковь Бориса и Глеба в 1239 г. 24 июля была освящена великим священием Ростовским епископом Кириллом. Впоследствии Борисоглебский монастырь был приписан вотчиной к Нижегородскому Печерскому монастырю и существовал до упразднения штатов в 1764 г. В книгах патриаршего казенного приказа записано: «1701 г. сентября в 10 день Суздальском уезде из Нижнего Печерского монастыря в приписанном Борисоглебском монастыре, что в селе Кидекше, церковь каменная св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Другая церковь деревянная теплая св. архидиакона Стефана. В том же монастыре монахов строитель Дионисий, присланный в 1701 г. в мае месяце, да 4 старца». На монастыре св. ворота и около монастыря ограда деревянная ...

http://sobory.ru/article/?object=00191

Если же ваш отпуск приходится на самое жаркое время года, и вы планируете провести его на море, лучше обратиться в обычную светскую турфирму. Православные службы тоже предлагают варианты поездок, которые в их объявлениях называются «отдых+паломничество», но на самом деле в этом нет никакого практического смысла. Такие туры создаются паломническими службами для того, чтобы не потерять постоянных клиентов. Выглядит это следующим образом: вас поселят в обычный отель на море и два-три раза свозят на автобусе по святым местам, но стоить это будет существенно дороже, чем отдых в таких же условиях через светскую турфирму. В паломнические службы зачастую обращаются те, кто хотел бы провести отпуск с православными попутчиками. КАКИЕ СВЯТЫНИ НАХОДЯТСЯ В ТРАДИЦИОННО КУРОРТНЫХ МЕСТАХ Казалось бы, трудно себе вообразить более легкомысленное место, чем Лазурный берег на юге Франции: яхты, казино, роскошные виллы… А рядом – русские храмы, выстроенные эмигрантами. Именно здесь православный человек имеет уникальную возможность помолиться перед старинными, намоленными иконами, спасенными в свое время из терзаемой безбожниками России. Удивительно нарядный, напоминающий своими куполами храм Василия Блаженного, русский собор в Ницце. Низенький, белый, построенный в псковском стиле храм св. арх. Рафаила в Сен-Рафаэле, выглядящий очень экзотично среди пальм и кипарисов. Но странно было бы думать, что Православие на землю Франции принесла только волна эмиграции из России. Здесь, как и на территории всей бывшей Римской империи, сохранилось немало христианских святынь первых веков. Настоящая сокровищница раннего христианства времен апостолов и первых мучеников – город Арль , где в ноябре 2003 года археологами были обнаружены остатки древнейшего собора Западной Европы. Недалеко от известной всем столицы кинофестиваля города Канны расположены Леринские остова. На одном из них, названном по имени святого Сен-Оноре, находится древнейшее Леринское аббатство, основанное в V веке свт. Гоноратом. Читателям «Православие.Ru», планирующим провести свой отпуск в Испании, советуем посмотреть нашу подборку о святых Пиринейского полуострова. Может быть, вооружившись историческими документами, вы сможете посетить какую-либо из древних христианских святынь. Например, в Галисии, в городе Сантьяго де Компостела, покоятся мощи св. ап. Иакова.

http://pravoslavie.ru/159.html

«Пилат, Пилат, – взывал Каиафа, – неужели ты оправдаешь этого Преступника? По законам нашим, которым мы свято подчиняемся, тот, кто богохульствует, должен умереть насильственной смертью. Но, быть может, ты по твоим римским законам полагаешь, что богохульник не подлежит смерти и что богохульство в твоих глазах не есть преступление, достойное смерти, то что скажешь ты об изменничестве, в котором обвиняет Его народ? Знай, Пилат, Он учил народ не платить дани цезарю; Он присваивал Себе божественную власть и с авторитетом говорил народу, что Он разрушит наш величественный святой храм, что камень на камне не останется в течение трех дней, и без помощи людей и рук Он построит храм вечный, храм больше нашего. Он волновал умы народа, выдавал Себя за чудотворца, но что самое преступное – Он на прошлой неделе с царскими почестями, при ликовании народа, который встречал Его приветственными возгласами, застилая дорогу одеждами и ветками пальм и маслин, как перед всемирным победителем, громко восклицая: “Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних”, торжественно въехал в царственный наш город Иерусалим. Разве это не есть преступление, достойное смертной казни?» Тысячные народные голоса повторили: «Распни, распни Его!» И богоборственный народ иудейский распинает Сына Божиего. Приближается последний час земной жизни Спасителя. Он уже пригвожден к кресту, и крест водружен. На вершине Голгофы раздались последние удары молотка, а потрясенная испуганная земля ответила тысячами эхо. Солнце померкло, звездная система поколебалась, на земле воцарился мрак, громы и молнии страшным раскатом известили вселенную о насильственной смерти Сына Божиего и о свершившемся перевороте в истории человечества, о спасении погибшего мира. И вселенная преклонилась перед этим известием. А в это время к светлому Престолу Всевышнего Бога, Его Отца, вознеслась нежная, любвеобильная, чуть слышная мольба умирающего Сына Божия: «Отче Мой, прости им, ибо не знают, что делают!» О неизреченное милосердие Божие! Тот, Который приносил утешение тоскующим, надежду страждущим и силу немощным и расслабленным, теперь страдает и обливается собственною кровью, и все из-за лживости, бесчувствия и неверия неблагодарного и ожесточенного человечества.

http://pravoslavie.ru/139060.html

Спит городок палаточный у моря, Забыты горечь и заботы дня, И в снах нам видятся неведомые страны И корабли, пришедшие за нами. От моря тихо веет ветер свежий, и кроны пальм колышатся слегка. Все спит. И только легкой тенью до рассвета проходит тот, Кто отдыха не знает. Чуть блещет в свете звезд на рясе панагия, И чуть слышны слова его молитв. То наш Владыка, обходя весь лагерь, благословляет нас, Прося у Господа спасенья и милости для нас... И по его словам и по его молитвам Свершилось чудо, и чужие страны открыли двери нам, И опустел палаточный наш город... И уплывали в море корабли... Этой чужой страной, в которой нашли прибежище русские беженцы, была Америка. Новая поэтическая книга Ольги Скопиченко «Незабываемое» вышла в 1954 году уже в Сан-Франциско, где ей суждено было вместе с шанхайской паствой владыки Иоанна, как и в Шанхае, возводить новый Кафедральный храм, а в июле 1966 года в этом же храме – проводить его в последний путь. В «Памятке» она напишет об этом, обращаясь к его пастве: Вы помните... толпу на отпеванье. Вы помните, как гроб спустился вниз И словно в стены храма был внесен. Вы помните? Так будем помнить вечно... Мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и ныне почивают в возведенном им кафедральном соборе Сан-Франциско, став одной из святынь православной Америки. Выдающийся гимнограф Московской Руси Пахомий Серб почти два года прожил в Кирилло-Белозерском монастыре, создавая Службу Кириллу Белозерскому по рассказам иноков о «блаженном старце». Ольга Скопиченко более тридцати лет была прихожанкой владыки Иоанна в Шанхае, на Филиппинах, в Сан-Франциско, создав поэтическую «Памятку» о нем. Таких памяток о русских святых, тем более о святых XX века, – не так уж и много в русской поэзии... Лучше пути победного Краше мечты о рае, Только одно я ведаю, Только одно я знаю. Это сказать за сильными: «Вместе на крест восходим мы», – Это гореть светильником Перед иконой Родины. (1932) В ветки игольчатой туи Бросала блестками нить, Чтобы мечту золотую

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

После взятия Везека и низменной части Иерусалима воины колен Иудова и Симеонова направились против хананеев, живших в нагорной местности, расположенной между Иерусалимом и Хевроном (ср. Лк. 1:39 ), к югу (Negeb) от нее – до Кадеса, а также в низменности (Schepelah), расположенной к западу от отрогов Иудиных гор, по побережью Средиземного моря. Суд.1:10 .  И пошел Иуда на хананеев, которые жили в Хевроне [имя же Хеврону было прежде Кириаф-Арбы], и поразили Шешая, Ахимана и Фалмая [от рода Енакова]. Суд.1:11 .  Оттуда пошел он против жителей Давира; имя Давиру было прежде Кириаф-Сефер. Суд.1:12 .  И сказал Халев: кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. Суд.1:13 .  И взял его Гофониил, сын Кеназа, младшего брата Халевова, и Халев отдал в жену ему Ахсу, дочь свою. Суд.1:14 .  Когда надлежало ей идти, Гофониил научил ее просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Суд.1:15 .  [Ахса] сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей [Халев по желанию ее] источники верхние и источники нижние. См. объяснения к Нав.15:13–19 . Рассказ о завоевании Хеврона и Давира повторен здесь по важности этого события для истории. Суд.1:16 .  И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа. После того, как колено Иудино отвоевало территорию, расположенную к югу от Хеврона, на этой территории, пустыне Иудиной, на юг от города Арада (ср. Чис.21:1 ), следы которого сохранились в современном Tell Arad (к югу от Маона по Робинзону), вместе с израильтянами из колена Иудова поселились также кенеи, потомки Ховала, тестя Моисея, переселившегося сюда из Иерихона (города Пальм). О кенеях см. Чис.10:29, 24:21 . Суд.1:17 .  И пошел Иуда с Симеоном, братом своим, и поразили хананеев, живших в Цефафе, и предали его заклятию, и оттого называется город сей Хорма. В своем победоносном шествии воины колен Иудина и Симеонова завоевали также хананейский город Цефат, жителей которого подвергли избиению, а на самое место наложили заклятие (херем), почему оно и названо Хорма (ср. Чис.21:3 ). Развалины Цефат многие думают видеть в урочище Себета, в северной части пустыни Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Между тем до Иерусалима уже долетала молва о намерении Христа вступить в святой город, и толпы галилейских поклонников, расположившихся около города, с понятным чувством радости и самодовольства устремились на гору встречать Его, для чего по пути срезывали молодые, только что вскрывавшаяся ветки пальм и других придорожных дерев, чтобы оказать Ему особенный почет. Ученики, возбужденные этим обстоятельством, постилали свои плащи и покрыли ими осленка, на которого воссел их учитель, а народ стал устилать путь ветвями, как это было в обычае на востоке. Так некогда иудеи усти­лали смоковничными и пальмовыми ветвями путь Мардохею, когда он ехал из царского дворца, и персидское войско так же выражало свой восторг Ксерксу перед переправой чрез Гелле­спонт. И вот шествие двинулось. Чрез гору Елеонскую в Иерусалим вели три дороги, но так как две из них не более как тропинки, то Спаситель избрал самый торный боль­шой путь – именно южный, который и теперь считается лучшим. И лишь только двинулось шествие, как неудержимый восторг охватил и учеников, и всю окружавшую толпу народа. В порыве восторженной радости за своего Учителя апостолы воскликнули: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних»! Народ подхватил этот ра­достный клик, и в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мертвых. Дорога тут постепенно поднимается на гору Елеонскую, по зеленым полям и под тенистыми деревами, и на вершине ее круто поворачивает к северу. На этом-то именно повороте впервые открывается вид на Иерусалим, который дотоле скрывается за отрогом горы. Там в прозрачном воздухе, поднимаясь из окружающей глу­бокой долины, стоял пред Ним знаменитый историческими воспоминаниями город, и утреннее солнце, сверкавшее на мраморных башнях и золоченых кровлях храмовых зданий, отра­жалось в море ослепительного блеска, пред которым зритель должен был закрывать глаза. Этот вид на знаменитый город действительно поражал своим великолепием, и многие иудейские и языческие путешественники останавливали здесь своих коней и с восторгом немого изумления глядели на это дивное зрелище.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

– У матушки было иконописное образование? – задал еще один вопрос Вячеслав Михайлович, заинтригованный упоминанием о необычных фресках. – По-моему, нет. Она писала по внушению Свыше. Такое впечатление, что Ангел водил ее рукой, – ответила руководитель группы. В Вячеславе Михайловиче проснулось профессиональное любопытство. Он был опытным иконописцем, расписал несколько храмов, написал много больших и маленьких икон; его искусство высоко ценили не только священники и архиереи, но и специалисты по иконографии. Правда, он не писал по сырой штукатурке, а именно эта старинная техника росписи стен и называется фресками. На Святой Земле, в древних монастырях, он видел прекрасные мозаики, росписи и святые образа, но встретить что-то такое, что поразило бы его своей необычностью, Вячеслав Михайлович не сподобился. Поэтому он непроизвольно прибавил шаг, чтобы поскорее взглянуть на фрески русской схимонахини. За несколько дней общения с Катей он убедился, что она неплохо разбирается в искусстве, имеет тонкий вкус и вряд ли стала бы говорить ему о фресках, если они не произвели бы на нее сильное впечатление. Поднявшись к монастырю, паломники остановились, чтобы полюбоваться открывшейся сверху прекрасной картиной. Внизу, как на ладони, зеленел Иерихон, один из древнейших городов мира, естественный оазис в суровой иудейской пустыне. Именно его первым завоевали израильтяне, войдя в землю обетованную. Иерихон славился производством бальзамов, поэтому его название истолковывается как «благовонный, благоухающий город»; впрочем, существует и другой вариант перевода – «город пальм», а до завоевания евреями Иерихон у местных народов означал «луна». За ним виднелась обширная долина, а дальше, у горизонта, в голубоватой дымке – длинная гряда серых гор. Вячеславу Михайловичу в какой-то момент показалось, что отсюда действительно видны «все царства мира». Справа, если встать спиной к монастырю, поражала взор широкая и глубокая пропасть между желто-коричневыми скалами. На противоположной скале чернело множество дыр разных размеров.

http://pravoslavie.ru/37728.html

Берег не представляет места для якорной стоянки, но Аскалон имел гавань несколько ниже, она называлась, как и гавань Газы, Маиума, с прозванием Аскалонская 19 . Обходя кругом весь город, я поднялся на берег с северной стороны к жилищу одного дервиша, построенному на высоте под навесом нескольких пальм и посреди кустов кактуса; плоды этих дерев составляют пищу дервиша; его не было дома, большая глиняная джара, со свежею водою, стояла у входа, она утолила нашу жажду 20 . Отсюда я вошел во внутреннюю часть города; она вся взрыта и поросла травою и кустами. Знаменитая мечтательница леди Стангоп, променявшая навсегда Европу на Восток, долго изыскивала остатки древностей Аскалона; она открыла помост древнего храма, круглую галерею, прекрасную статую и множество колонн, гранитных, мраморных и порфировых – они разбросаны близ открытых сводов, посреди капителей из чистого белого мрамора, обработанных с большим тщанием; одна из колонн, розового порфира, – изящной красоты; здесь было капище сирийской Венеры, Дерсеты. В Аскалоне родилась Семирамида и убийца младенцев Ирод, прозванный Аскалонитским, который здесь имел великолепный дворец. Мы видим из Книги Судей, что Иуда взял Аскалон; но ни Иуда, ни Симеон не владели им. Филистимляне были самыми упорными идолопоклонниками и находились в беспрестанной войне с Израилем. Здесь Самсон убил 30 филистимлян и отдал их одежду разрешившим его загадку об убитом льве. Давид, в плаче своем о смерти Саула и сына его Ионафана, говорит: «Не возвещайте в Гефе, ниже поведайте на исходищах Аскалонских, да не возвеселятся дщери необрезанных!» ( 2Цар 1:19 ) Мы слышим из уст Пророков: «И извержется племя из Аскалона!» ( Ам 1:8 ). «Аскалон во исчезновение будет!» ( Соф 2:4 ). «И Аскалон не имать населитися» ( Зах 9:5 ). Пророчество Иеремии есть глубокое сетование: «Отвержен бысть Аскалон и останцы Энакимли. Доколе сещи будеши, о мечу Божий! Доколе не упокоишися? Вниди в ножны твоя, почий и вознесися. Како упокоится? Понеже Господь заповеда ему на Аскалона и на сущы при мори, на прочы востати» ( Иер 47:5–7 ). Заметим, что Иеремия называет здесь филистимлян потомками тех энакимлян, о которых соглядатаи Моисеевы в Земле Обетованной сказали: «Вси люди, их же видехом, мужы превысоцыи: и тамо видехом исполины сыны Энаковы… и гради утверждени ограждением, велицы зело» ( Числ 13:33–34, 29 ). Во время Авраама филистимляне были основаны в Гераре, на земле Аскалона 21 . Преимущество физическое филистимлян над прочими народами Земли Обетованной уже видно из того, что общим именем земли Филистимской называли при Моисее всю Палестину, и название Палестины произошло от земли Филистинской. В книгах Маккавейских уже не упоминается более о филистимлянах.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Венецуэла понравилась мне своей какой-то естественной слаженностью и легкой, южной, но уже и американской озабоченностью. Все там движется, строит и строится. Каракас пенится этим строительством и движением. Множество автомобилей напоминает Калифорнию. Нефть – кровь Венецуэлы. Русские устроены хорошо. В сущности они там, как в земном раю; только жалуются, что прикреплены к этой райской точке, окружены чертой города и окрестности им недоступны для прогулок, из-за змей и скорпионов, а выезд на пляжи океана ввергает в непереносимо- тропический климат. Наши эмигранты уже покупают себе участки и дома на окраинах Каракаса. Выросли две церкви на противоположных окраинах, одна при поселке района Катии, другая в районе Дос Лос Каминос. Настоятель этой последней, почтенный протоиерей И. Б., приглашает посетить их храм, жертвенно и трогательно сооруженный, около банановых пальм. Дорога к экватору величава и спокойна. Пред сумерками самолет стало качать; мы вошли в сильную облачность, и не очень уютно стала поблескивать молния по сторонам. Но скоро мы выбились из этих грозовых туманностей. Поздним экваториальным вечером самолет снизился у Белэма... Когда распахнулась дверь самолета, и пассажиры, с некоторым, кажется, пиэтетом, стали выходить для прогулки на экваторе, неопытный в делах экваториальных, я ожидал находящей на меня волны нестерпимого нью-йоркского июльского воздуха, но почувствовал приятный холодноватый (экваториальный, очевидно, тоже) ветерок. Поднялись мы с экватора в грозу. Она бушевала и полыхала, казалось, где-то совсем близко. Огромные молнии ходили все время по небу. Среди этого небесного пожара мы поднялись и пошли в озаряемую молниями небесную бездну. Но капитан знал пути неба. Гроза осталась в стороне, мы спокойно летели ночью над непроходимыми и неисследованными человеком местами нашей планеты, и солнечным, сияющим утром уже были в Рио-де-Жанейро... Мой калифорнийский прихожанин, русский американец, пригласил меня в свой дом – у самого берега океана. Окно моей комнаты выходило на солнечную набережную Капокаваны; пенящимся полумесяцем расстилался пляж Рио. Этот город, несомненно, один из самых красивых в Южной Америке. Вечером пришел местный настоятель, и мы проговорили с ним целый вечер. На следующий день он показал мне свою древнюю, русского стиля, светлую церковку Св. Мученицы Зинаиды, построенную русским вдовцом инженером, в память своей скончавшейся в Рио жены. Вечер мы провели у одного русского бразилианца, местного общественного деятеля и старожила. Он интересно рассказывал о русской эмиграции в Бразилии. В общем, там все устраиваются, но с земледелием в этой стране не все русские справляются. Общественная жизнь русских слаба и провинциальна. Бразилия же страна больших возможностей: она неуклонно развивается, не без помощи Соединенных Штатов. Некоторая косность в характере этих тропических португальцев преодолевается северной техникой и еще одним, подходящим и для экваториальных стран средством Севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Около полудня великий Турок наш бросил якорь в новой пристани Александрии подле старинной зубчатой крепости, построенной на месте затопленного острова Фароса, на котором 70 толковников перевели ветхий Завет с Еврейского языка на Греческий. На небо неслись наши благодарственные молитвы. Радость озаряла все лица. Красивый город возбуждал общее любопытство. В два часа пополудни нас перевезли в соседний карантин. Лодка не подошла к берегу по причине мелководья; и нас с вещами перенесли туда Арабы на плечах. Аббас паша не Мегмет-Али. Волны разбили выгрузный помост пред карантином; а ему и дела нет до того. Это здание обширно и опрятно. С Европейцев не берут денег за помещение в нем, по воле покойного паши. С 25 по 27 Четыре дня провели мы в этом месте и прилежно учились Арабскому языку, слушая и повторяя басни, рассказываемые переводчиком нашим Фадлаллою. Замысловаты и поучительны Арабские басни. Вот одна из них. «Однажды слон, томимый жаждою, пробирался меж пальм к ближней реке. На протоптанную им тропинку, не знать, как, свалилось с одной пальмы голубиное гнездо с птенцами, только что оперившимися. Голубица, видя неминуемую опасность их, полетела к слону, и начала слезно умолять его, чтобы он не давил птенцов ее и своротил бы с обычной тропинки. Но гордый исполин не внял ее материнской просьбе, и наступил на трепещущих малюток. Их уже нет! Отчаянная мать взвилась, исчезла в лучах света, и полетела к орлу жаловаться на слона. Царь пернатых сжалился над нею, и велел быстрым соколам выклевать очи убийцы. Соколы исполнили царское веленье. Слепец, печально бродя по дремучим лесам, заблудился. Ищет воды и не находит ее. Томится от жажды; гордость не утоляет ее. В один из тех дней, когда зной бывает не стерпим, наказанный слон, сгорая внутренним жаром, стал и тяжко вздохнул. Вдруг послышалось ему: вдали голосят неугомонные квакушки. «Там есть холодная вода», подумал он, напряг последние свои силы, побрел на голоса, и упал в глубокий колодец. Раздвоилась вода, всплеснулась, сгустилась, сравнялась и устоялась над ним. – За обиду невинных отмщает сам Бог.» 28. Вторник

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010