29. Апол. 1, 66–67. 30. Acta apostolica apocrypha, Lipsius et Bannet II, 1, 193. Соколов. Агапы, 80. 31. Соколов. Агапы, 57. 32. Апол. 1:13, 14. 33. Лукиан, О смерти Перегрина 12. 34. «Учение 12 апостолов» гл. 9, 10, 11, 14. 35. Уч. 12 ап., 13. 36. Bingham I. Originum sive antiquitatum ecclesiasticarum liber XIII in lat. coment. H. Grischovius, ed. 2, Halae Magdeb. 1754, p. 282. 37. Даже в Риме в половине III b. христиан было 30–50 тыс. (Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christenthums in der ersten 3 Jahrhunderten, 2 A. 2 B. Leipz. 1906. S. 211–212). Средний же размер епископии II–III можно полагать в 1000–2000 человек. (Мищенко Ф. Церковное устройство христианских общин (парикий) II и III вв., Киев 1908, стр. 17) Киприан, епископ такого города как Карфаген, знает по имени своих пасомых. (Письмо 33, по др. изд. 41). Бывали епископии и в 12 дворов. (Harnack A. Die Quellen der sogennanten apostolischen Kirchenordung. Texte und Untersuchunget, II, 5, Leipz. 1886. S. 7. Canones ecclesiastici, c. 16). 38. Игн. Богоносец. Филад. 2, 4. Ср. Еф 20. Маг. 7, 1 Клим. 40. 39. Игн. Богоносец. Трал. 7. 40. Уч. 12 ап., 8. 41. Климент. 1 Кор 40. 42. Смирнов. Богосл. до IV b., 19. 43. Поликарп, 12. 44. Игнатий Богоносец. Еф 10. 45. Поликарп. 12. 46. Поликарп. 7. Смирнов. Богосл. до IV b., 21. 47. Игнатий Богоносец. Рим. 2. 48. Игн. Б. Еф 4. 49. Сократ. Церк. ист. VI, 8. 50. Блж. Феодорит. Hist. eccles. II, 24. Здесь блж. Феодорит говорит, что когда еп. Леонтий изменил в арианском духе славословие (малое), то пресвитеры Флавиан (по Никите Хониату впоследствии епископ Антиохийский) и Диодор (впосл. еп. Тарсийский), прервав общение с епископом, стали собираться в особые храмы и там петь псалмы антифонно. «Они первые, разделив хор на две половины, установили антифонное пение псалмов Давидовых, и это началось в Антиохии». Известие это примирял с Сократовым еще Никита Хониат путем предположения, что эти пресвитеры только перевели с сирского на греческий антифонные песни, введенные св. Игнатием. (Филарет (Гумилевский) арх. Черниг.). Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви, Черниг. 1864, стр. 51.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

444 Таких же мыслей держался и московский митрополит Филарет . См. его «Разговор между испытующим и уверенным» и т. д. СПб., 1815. Стр. 61. 445 Св. Ириней . Против ересей. Кн. I, гл. 28. 446 Ерм . Пастырь: виден. IX, 19. 447 Stromat. Lib I, cap. 1 (finis) et cap. 2 (initium). Сравни русский пер. Корсунского, стр. 21—23. 448 Феодорит . Церк. История, I, 3 (по другим источникам — 4-е Послание Александра Александрийского). 449 Harnack . Die Lehre der zwolf Apostel. S. 136. Leipzig, 1884. 450 Феодорит . Церк. Ист., I, 3 (4). 451 Philosophumena, lib. IX, cap. 12, p. 458 et cet. 452 Следует заметить, что и в позднейшее время церковь, в особенности Греко-восточная, не принимала на себя попечении об устройстве христианских школ, — говорим о таких школах, которые могли бы служить образованию будущих пастырей церкви. Духовных училищ Греко-восточная церковь не заводила во все время существования Византийской империи: они ей были не нужны, и она, по-видимому, прекрасно обходилась без них. 453 Kihn . Die altesten christlichen Schulen. 1 Theil, S. 9—10. Weissenb. 1865. 454 Следует еще заметить, что некоторые, и даже многие из христиан, сделавшихся потом пастырями церкви, получили свое образование не в школах христианских, а в общих школах языческих, дополняя свое образование самостоятельным ознакомлением со Свящ. Писанием и церковной литературой. Таковы были Тертуллиан, Киприан и др. 455 О знаменитой Антиохийской школе считаем более уместным сказать впоследствии. Теперь она только что начала свою деятельность, а раскрылась во всей силе она позднее III века. 456 У проф. Болотова есть большая статья под заглавием «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка». В ней он дает понять, что на основании имеющихся известий нельзя определить, сколько годов или, по крайней мере, сколько месяцев пробыл Марк в Александрии. К Александрии можно только приурочивать событие его смерти. («Христ. чт.» , 1893, том II, 429). 457 V, 10. 458 Catalog, cap. 36. 459 Klippel . Das Alexandrinische Museum. S. 25 u. s. w.; 61 u. s. w.; 81 u. s. w.; 212. Parthey. Das Alexandrin. Museum. Berl., 1838.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

«Бывшю ми паки в дому живовачальные Троицы слышах бывшее великое заступление и помощь над враги и чудеса преп. Сергия и Никона... и испытах вся подробну с многим опасением, пред многими свидетели оставшихся иноков святолепных и доброрассудительных и от воин благоразумных и от прочих христиан и написах сия о обстоянии монастыря Троицкого, вся по ряду, елико возмогох». О некоторых происшествиях, особенно о чудесах, он получал письменные рассказы свидетелей (см. гл. 27–28, 84). В одном только упрекал его современник и очевидец событий – Наседка, в том, что о себе самом, о своем участии в спасении отчизны, говорил он более чем дозволяла строгая правда (Житие преп. Дионисия). В списке библ. Общ. ист. 84, послесловие книги говорит, что она окончена в 1620 г. Книга Аврамия издана под названием «Сказание о осаде Троицкого монастыря», М., 1784 г., и потом много раз. По рукоп. она называется то «Историею в память предъидушим родом» (Библ. Обш. ист. 83–85), то книгою «Осадное сиденье Троицкого Сергиева монастыря» (Опись книг Лавры 1642 г.), то Историею о разорении Московской земли, начавшемся с 1584 г. (так у Медведева в Оглавлении книг). Заметим, что изданное в XVI ч. Временника Общ. ист. «Сказание о самозванцах из Хронографа» только по началу (стр. 81–107) принадлежит неизвестному компилятору, переделавшему повесть по своему; все же прочее (стр. 108–146) буквально взято из Сказания Аврамиева, где составляет главы 51, 62–85. 201. Филарет , в мире Феодор Никитич Романов, с 1605 г. митрополит Ростовский, с 1610 г. девять лет томившийся под стражею у Сигизмунда, к которому отправлен был послом; 24 июня 1619 г. поставлен в патриарха патр. Феофаном, и с того времени, управляя церковью, помогал сыну царю управлять государством. † 1633 г. В Актах экспед. 11 грамот его (III, 170–173, 176–178, 196–200, 212–213, 227–228, 240–242, 256, 257–261, 275–277, 284–336). В одной предписывает он отобрать и прислать для предания огню Устав, изд. М. 1610 г., «для того, что те уставы печатал бражник чернец Логин не по отеческому преданию, своим самовольством».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

« Григорий Богослов назвал древо познания добра и зла «созерцанием» ...но не следует думать, что то, что под­разумевается, есть иллюзия или символ, не имеющий сво­его собственного существования. Ибо божественный Мак­сим (Исповедник) также делает Моисея символом закона, а Илию символом предведения! Тогда их тоже считать реально не существовавшими, но выдуманными «симво­лически»?» (Триады в защиту священно-безмолвствую­щих). 3. Сии суть отдельные истолкования. Что же касается до об­щего подхода к «буквальной» или же «символической» приро­де текста Бытия, давайте рассмотрим слова некоторых других святых Отцов, написавших толкование на Бытие. Свят. Василий Великий в своем «Шестодневе» пишет: «Иные, принимая написанное не в общеупотребитель­ном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению... А я, слыша о траве, траву и разумею; также растение, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. «Не стыжуся бо благовествованием» ( Рим. 1, 16 )... (Некоторые), по собственному своему разумению, вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то ложными аргументами и аллегорическими истолкованиями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и, под видом толкования, вводить собствен­ные свои мысли. Посему, так и будем разуметь, как напи­сано» (Шестоднев IX; I, Творения, Сергиев Посад, 1900, стр. 85). 4. Преп. Ефрем Сирин подобным образом говорит нам в «Толковании на Бытие»: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. На­против того, должно знать, что как небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименова­ний соответствует самая сущность сотворенных естеств» (Толкование на первую книгу, т.е. на книгу Бытия, гл. 1, Творения, ч. 6, Сергиев Посад, 1901, стр. 211–212).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

« Григорий Богослов назвал древо познания добра и зла «созерцанием» ...но не следует думать, что то, что подразумевается, есть иллюзия или символ, не имеющий своего собственного существования. Ибо божественный Максим (Исповедник) также делает Моисея символом закона, а Илию символом предведения! Тогда их тоже считать реально не существовавшими, но выдуманными «символически»?» (Триады в защиту священно-безмолвствующих). 3 . Сии суть отдельные истолкования. Что же касается до общего подхода к «буквальной» или же «символической» природе текста Бытия, давайте рассмотрим слова некоторых других святых Отцов, написавших толкование на Бытие. Свят. Василий Великий в своем «Шестодневе» пишет: «Иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению... А я, слыша о траве, траву и разумею; также растение, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. «Не стыжуся бо благовествованием» ( Рим. 1:16 ) ... (Некоторые), по собственному своему разумению, вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то ложными аргументами и аллегорическими истолкованиями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и, под видом толкования, вводить собственные свои мысли. Посему, так и будем разуметь, как написано» (Шестоднев IX; I, Творения, Сергиев Посад, 1900, стр. 85). 4 . Преп. Ефрем Сирин подобным образом говорит нам в «Толковании на Бытие»: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что как небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств» (Толкование на первую книгу, т.е. на книгу Бытия, гл. 1, Творения, ч. 6, Сергиев Посад, 1901, стр. 211–212).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Замечательная черта буллы в том, что, категорически отказывая англиканской иерархии в признании её действительною, она крайне слаба в аргументации. «В прежнее время полемики против англиканской иерархии с особенным старанием останавливались на доказательстве той мысли, что апостольское преемство этой иерархии и исторически не может быть доказано… Булла Льва XIII в этом отношении составляет можно сказать эпоху. Ни о знаменитой легенде, ни о личности Барлоу папа не упоминает теперь ни единым словом… Свой приговор папа основывает исключительно на существе англиканского чина рукоположения, признавая его недостаточным для сообщения рукополагаемому даров Божественной благодати» (139–140). Здесь оканчивается первая часть книги – по преимуществу историческая. Вторая, большая половина книги (164–362) посвящена исключительно догматико-каноническому исследованию вопроса. Стоя уже исключительно на православной точке зрения, автор всесторонне исследует «чин посвящения» в иерархические степени, употребляющийся в англиканской церкви с половины XVI века и по настоящее время. Насколько всесторонне и глубоко производится автором это обсуждение и исследование – об этом явственно говорят те рубрики, на которые расчленяет он свое исследование. В чине посвящения он прежде всего различает видимую сторону и невидимую (внутреннюю) сторону рукоположения. В видимой стороне он подробно останавли- —390— вается на рассмотрении и обсуждении епископского рукоположения, молитв и литургических действий англиканского чина, за тем – на рассмотрении «совершительных слов» при англиканском рукоположении (гл. VIII и IX). Признав в результате своего исследования, что «относительно видимой стороны таинства священства англиканский чин посвящения может быть с православной точки зрения признан действительным» (стр. 212), автор непосредственно замечает: «но видимая сторона в чинопоследовании таинств представляет собою лишь средство для достижения главной цели, т. е. для сообщения приемлющему даров Божественной благодати. Булла папы Льва XIII утверждает, что англиканский чин посвящения независимо от того, что называется в нём материей и формой, по самому духу и существу своему не может сообщить рукополагаемому даров благодати; ибо англиканская церковь искажает самое понятие о священстве и уничтожает его значение, как таинства. Это приводит нас теперь к рассмотрению самого главного, по нашему мнению, вопроса, а именно: признает ли англиканская церковь таинственно благодатное значение священства, а потому может ли англиканский чин посвящения по самому существу своему быть действительным?» (Стр. 211–213).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но возвратимся к тому, о чем мы уже начали говорить. 201 Фома, знатный галл, был граф Кефалонии и Закинфа, сын Иоанна, правителя острова Закинфа, которому в приданое его супруги Марии Комниной, дочери правителя Этолии Никифора Ангела, был отдан тестем остров Кефалония; по смерти тестя из-за Кефалонии завязался спор между Иоанном и его шурином, деспотом Фомою Ангелом, – и Фома был убит Иоанном в 1318 г. Так рассказывает дело папа Иоанн XXII в посланиях, а о сыне Иоанна, Фоме, совсем не говорит того, что говорит Григора здесь и в 6 гл. Vid. Hist. Franco-Byzant. l 6. n. 27. Ducang. 204 Константин происходил от брака Андроника с Анной, а Симонида – от брака Андроника с Ириной. Ducang. 206 Здесь помещено только предисловие к завещанию патриарха. In Cod. Reg. 3229 есть два произведения одного содержания и изложения; из них одно надписывается: το πατριρ κυρο Ιωνν το Γλκεος παριτησις το πατριαρχι , другое: το υτο πατριρχου πομνηςτικν ις τν βασιλα τν γιον. Boivin. 210 Феано метапонтская или тарентинская, жена пифагорейца Бронтина. По свидетельству Свиды, она написала в стихах: περ Πυθαγρ , и ποφθγματα Πυθαγορεων. Hofm. lexic. 211 Ипатия была одна из знаменитейших последовательниц неоплатонизма. Как дочь первого математика своего времени Феона, она получила обширное образование и своими лекциями собирала к себе большое число слушателей. В 415 г. По Р. Х. александрийский народ, приписывая ее влиянию неприязненные отношения своего префекта Ореста к св. Кириллу, растерзал ее. См. Филос. лекс. Гогоцкого т. 2, стр. 380. 212 πηρετικος παιδαροις. Иначе они назывались архонтопулами. О них см. Анны Комн. т. 1, стр. 342–342. 214 Великий папий был смотритель дворца и жил во дворце. Его должность была в числе первых. Meurs. Glossar. 215 Это сначала был молитвенный дом, который был построен Юстинианом. Впоследствии Крисп, зять имп. Фоки, образовал из него обширный и красивый мужской монастырь во имя Христа Спасителя. Он находился в селении ( χωρον) за стенами Константинополя, к северу; отсюда получил и свое название. Anselm. Bandurii Comment. in Antinqu. CP. I. 3, р. 530; cfr. Antiquit. CP. I. 3, р. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Святитель Димитрий, митрополит ростовский, сравнивал клеветников то с собакою, которая лает на всех проходящих без разбора, на добрых и злых, – то с малом змииным, которое делает человеку маленькую, чуть заметную рану, а между тем столько вливает яду в тело его, что заражает всю кровь, – то с огнем адским. Как для огня адского служат грешники: так для языка, привыкшего к пересудам, грехи человеческие, – разность между ними только та, что огонь адский жжет и мучит одних грешников с их грехами, а язык, привыкший к пересудам, жжет и мучит без разбора не только грешников, но и самых праведников 210 . (Соч. св. Двмитрия ч. 2, в неделю о мытаре и фарисее). ж) Не смущайся поношением. Поношение служит омовением душевных страстей, – в этом пусть убедит тебя сама простонародная поговорка. Ибо мирские люди, когда лично осыпают кого бесчестиями, хвалясь тем перед другими, говорят: «помыл я такого-то». И это совершенная правда. (Из «Леств.» св. Иоанна, игумена синайск. горы). 4. Сквернословие а) Нужно избегать сквернословя 211 . «Нам всячески нужно воздерживаться от сквернословия, и если в присутствии нашем другие будут предаваться гнусным беседам, то нужно заграждать уста их, показывая им строгий вид, отворачивая от них лице свое, или обращаясь в ним с насмешкою, а не то и с строгою речью. Исходящее из уст (сказал Господь) из сердца исходит: сие сквернит человека ( Mamф. XV. 18 ). Сквернословие обнаруживает в говорящем человека пошлого, грубого, необразованного и наглого; но отнюдь не показывает человека скромного, честного и целомудренного. Божественный Педагог (Воспитатель) предотвращает своих питомцев от слушания гнусных бесед, равно как и от созерцания гнусных картин, и окружает их целомудренными речами, как бы некоторыми оградами слуха, чтобы до их уха не дошло ничего оскорбительного, и чтобы любодейное слово не повело к повреждению и падению души, а глаза направляет к созерцанию честного и доброго, указывая на то, что лучше поскользнуться и пасть ногами, нежели глазами. Восставая против этого сквернословия, апостол говорит: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе ( Eфec. IV. 29 ). И еще: блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие, и пустословие и смехотворство 212 , не приличны вам, а напротив благодаренье (Еф, V. 3 – 4). Если, по слову евангелия, кто скажет брату своему: рака, подлежит синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной ( Mamф. V. 22 ), то, что мы скажем о том, кто постоянно говорит глупости? Не о нем ли написано: за всякое слово праздное, какое скажет человек, даст он ответ Господу в день суда; ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». ( Mamф. XII. 36 – 37 ). (Из соч. Климента александрийкого «Педагог», кн. II гл. 6. См. Воскр. кн. чт. 1880 г. 33, стр. 355–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Василий (Кривошеин) , архиепископ. Обзор существующих символических документов и вопрос составления нового. С. 57.  Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.).  νω τελεα//    http://vk.com/bogoslovru?w=wall-5491891_22066  См. «Двенадцатикнижие» Досифея, Патр. Иерусалимского, стр. 525–526.   Послание Патриарха Досифея также не может вступать в противоречие с Вселенскими Соборами, которое возникло бы, если бы под «Крещением совершенным» имелось в виду не православное таинство Крещения, т .к. в этом случае «нечистым и скверным» было бы охарактеризовано и учение Первого и Шестого Вселенских Соборов (19 и 95 правила), постановивших непременно перекрещивать бывших павлиан, о которых известно, что они «крестили» согласно установлениям Православной Церкви и во имя Святой Троицы (Св. Афанасий Великий сообщает, что павлиане при крещении произносили имя Отца, Сына и Святаго Духа. Αthanas., Orat. II contra Arianos, c. 43 [Migne, s. g., t. 26, col. 237–240]).   Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение Православной Веры, 4, 10 (83), PG 94, 1125C–1128A.   Григорий Палама , святитель. Омилия 8-ая, О Вере, ΕΠΕ 9, 212.214.   Καρμρης Ιωννης . Η Ομολογα της Ορθοδξου Πστεως του Πατριχρου Ιεροσολμων Δοσθεου. Θεολογα, τομ. 20, τχ.1 (1949), σελ. 100; Mansi. T. 37. Col. 369–624; Καρμρης. 1968. Σ. 863–900. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иван С. 2-му Ивану С. 10 марта 2024, 01:40 Патриарх Досифей пишет последуя образу Писанию. Преподобный Иоанн Дамаскин о использовании прошедшего времени в качестве будущего пишет так: должно знать, что божественное Писание часто употребляет прошедшее время вместо будущего, как, например здесь: «посем на земли явися и с человеки поживе» («После того Он явился на земле и обращался между людьми», Вар. 3, 38). Ибо, когда это было сказано, Бог еще не явился и не жил с людьми. И еще пример: «на реках Вавилонских тамо седохом и плакахом» («При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе», Пс. 136, 1); но этого тогда (при произнесении этих слов) еще не было. (Точное изложение православной веры. К.4. Гл. VI)

http://pravoslavie.ru/120312.html

Великая Суббота также была днём строгого поста (почти ничего не ели), который кончался в полночь. В это время совершалось крещение оглашенных. И об этом нам до сих пор напоминает пение на Литургии Вел. Субботы вместо обычного Трисвятого — " Елицы во Христа крестистеся... " (т.е. " Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись " . Гал. 3:27). Сильвия рассказывает: " ... неофиты, только что воспринявшие крещение и сразу же одетые после купели, идут за епископом прежде всего в храм Воскресения. Епископ входит внутрь решетки под пение гимна и там молится о них. Затем он возвращается вместе с ними в главную церковь, где весь народ бодрствует, ожидая " . (стр. 212). Палладий еп. Еленопольский, описывая арест свт. Иоанна Златоуста во время пасхального крещения пишет, что воины " уже раздевшихся для крещения женщин заставляли бежать нагими и кровью их ран окрасили воду крещения " . Тем не менее, в ту жуткую ночь было крещено более 3 000 человек! (Палладий " Разговор о жизни Златоуста " , гл. 9).   4. Пасха и Святая Седмица В нач. 4 в. был окончательно решён вопрос о времени празднования Пасхи. I Всел. Собор (325 г.) постановил праздновать её в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (т.е. после 21 марта). Об этом дне ежегодно объявляли особым окружным посланием и императорский эдикт в этот день давал амнистию всем преступникам не-душегубам. Сам ритуал Пасхи был ещё во многом схож с III веком: " До пения петухов " (т.е. до 12 ночи) проходили: 1.      Утреня. 2.      Литургия оглашенных. 3.      Крещение оглашенных. 4.      (в 12-00) Евангелие о Воскресении Христа. 5.      Пасхальная проповедь. 6.      Евхаристия с агапой (которая " разрешала " Вел. пост). (См. " Апостольские постановления " , 5, 12). Пасхальная седмица фактически удлиняла праздник с 1 до 7 дней. В это время не разрешалось заставлять работать даже рабов. Запрет имп. Феодосия Великого на цирковые представления и проч. публичные зрелища, касающийся воскресных дней, в 389 г. был распространён на Страстную и Светлую седмицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010