гл. 2). стр. 212 В сноске изъясняется, почему прокимны называются великими. – Изъяснение недостаточно; помимо того, что они поются «продолжительнее», их должно петь не по 2 ½ раза, как прокимны «дне», a по 4 ½ раза. стр. 213 Здесь под цифрой 2) говорится: «если в понедельник 4 и 5 седмицы случится Благовещение, то в эти недели прокимен дня. – Так же должно быть, если Благовещение случится и в понедельник 6-й седмицы Велик. поста. На этой же странице под цифр. 5) пропущено указание, что великий прокимен должен быть пет, если перечисленные праздники случатся и в воскресенье. стр. 214 О чтении на малой вечерне паремии, мы уже говорили выше при поправках стр. 165 «Пособия». В сноске на этой же странице сказано, что Типикон указывает иногда книги свящ. Писания и главы их, откуда взяты паремии. – О главах в Типиконе, что-то не помнится. стр. 215 Прокимен, Апостол, Аллилуия и Евангелие после паремий, кроме Великой пятницы бывают еще в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники случатся либо в воскресенье, либо в понедельник. стр. 222 Под буквой Е при упоминании о предпразднестве и отдании Благовещения, должно быть указано исключение, по которому в 3-ю неделю Велик. поста тропари имеют иной распорядок. На этой же странице разъясняется, что на вечерни вместо ектении «Помилуй нас Боже» бывает чтение «Господи помилуй» 40 раз, между прочим, на субботы великого поста. – На субботы положена ектения (Тип. пятн. 1-й седм. веч. зри), а на понедельники великого поста должно читать «Господи помилуй» 40 раз (Jbid. нед. сырн. веч.), что в «Пособии» упущено. стр. 225 Под цифрой 3) должно дополнить: на литии не поется стихира храма, если и 24 декабря будет в воскресенье. Под цифрой 4) упомянуты вторично: неделя Ваий и неделя Пятидесятницы, упомянутые уже под цифрой 1). Стр. 226 Под лит. 5) прибавить: 24 июня. стр. 232 В формулировке правила о трех великих поклонах получается такой смысл будто бы на великопостной вечерне с воскресенья на понедельник следует произносить ектению: «Помилуй нас Боже». Это, – неправильно; произносится, как и под другие постные дни: «Господи помилуй» 40 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

д. А. И. I, 155, стр. 275. 518 Духовенство было тяглым сословием относительно архиереев и называлось официально «тяглыми попами» (см. напр. А. Э. I, 105 и 197; см. также у Горчакова, О земельных владениях, в прилож. 3. I, IV, VI, X), подобно тому как крестьяне были тяглым сословием, относительно князей. Духовенство подлежало отчасти окладным, отчасти неокладным сборам. К первым относились: дань (налагавшаяся на дворы, землю, пашню и т. п.), подъезд (см. выше § 47, пр. 115), даньские пошлины, «с оброком куница», взимавшиеся за самое собирание дани и оброчных денег, пошлины десятильничи, доводчичи, заездчичи и проч., шедшие в пользу десятильника и других служебных органов, и т. д. К неокладным пошлинам относились: ставленные (взимавшиеся при поставлении), патрахильные и орарные (с вдовых священников и дьяконов), переходные и новичные (разрешавшие переход из одной епархии в другую и из одной церкви в другую) и проч. К последней категории принадлежали и те пошлины, которые уплачивались мирянами, напр. судные (связывавшиеся с производством церковного суда), венечные (взимавшиеся при выдаче венечных памятей), похоронные (взимавшиеся при разрешении погребения скоропостижно умерших) и др. См. об этом Макарий, VIII, 212 и сл. Перов, 76–94. 522 «А в духовных делах десятильником не судити никого, а срочити им пред святители ставитись, и святители их сами судят или кому повелят от священных» А. И. I, 155 стр. 276. 523 Впрочем, из 69 гл. стоглава видно, что наблюдение за грамотами предоставлялось поповским старостам в отношении к сельскому только духовенству, городским же духовенством грамоты должны были предъявляться десятильнику. 525 На соборе 1675 г. подтверждено было воспрещение мирским людям вмешиваться в духовные дела и десятильникам собирать церковную дань и другие архиерейские доходы. Относительно последнего пункта собор выразился: «для тех денежных сборов и церковных даней, и для всяких архиерейских доходов посылаемы были с наказы десятильники, наши дворяне и дети боярские...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Ложь, лесть и лукавство. II, 170; I, 136; V, 292 (пис. 14-е). Лоза и розги (что лоза и розги между собою, тое Христос и христиане между собою). IV, 33. О Любви Божией к человеку. V, 2–3 (пис. 2–3), 5 (пис. 6), 14 (пис. 14), 66–69 (пис. 47–49), 104 (пис. 96), 141 (§ 14), 321 (пис. 25); II, 16 (§ V); IV, 325 129), и в друг. безчисл. местах. Любовь к Богу. I, 152, 82 сл. 12-е); II, 18 (§ XIII), 44 (§ LXXX), 79 (§ CXIX), 89 (§ CXXVIII), 94 (§ CXXXVI), 255, 283 (§ 219); IV, 325–334 129–133); V, 214 (сл. 25), 304 (пис. 17-е). О Любви ко Христу Сыну Божию. III, 127–145; сл. I-e, стр. 27; II, 28 (§ XLIX). Любовь к ближнему. I, 155, 82 (сл. 12-е), 28 (сл. 2-е); II, 306, 37–38 (§§ LXIV-VI), 44 (§ LXXX), 318 (гл. 11-я), 351 (§ 272); III, 337 (§ 444–452); IV, 35 18), 87 (см. о томжде), 88 (§ 43); V, 212 (сл. 24-е), 217–220 (сл. 26 и 27-е). Любовь ко врагом. I, 159; II, 335; IV, 43 (о томжде); V, 124 (пис. 113). М Малое деревцо (юное и малое отроча и его воспитание). IV, 184. Тут же стр. 185–186, об искоренении страстей. Малыя дети (о неразумных, которые о потере временных благ жалеют и плачут, а о стяжании вечных небрегут). IV, 347. См. еще Плач. Междоусобная брань (у христиан, когда едины на друга возстают и друг друга обиждают). IV, 356. Меч над главою висящий (меч правосудия и гнева Божия над всяким нераскаянным грешником). IV, 100. Милость царская, законопреступникам обещанная и публикованная, и обращающимся являемая (прощение грехов, от Царя небеснаго обещанное и даруемое грешникам кающемся). IV, 156. О Милости к ближнему. I, 162; II, 318 (гл. 11); IV, 64–68 (о томжде, и Десница), 87–89 (о томжде, и Слепый удерживаемый). См. еще: о Любви к ближнему, о Должности богатых. Мир (с Богом). IV, 175; III, 400. Мир. IV, 1. См. еще Свидетели. Много я тебе должен (исповедь христианина пред Богом, при воспоминании бесчисленных и неоплатных благодеяний Его к нему). IV, 206. О молитве. I, 182, 193 (Разм. VII), 194 (Разм. IX); II, 299 (§ 234–248), 33 (§ LVI), 71 (§ CXVI), 83 (§ CXXII); III, 90, 251 (§ 413), 402; IV, 31 (§ 15); V, 152–153 (§ 50–51).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Молитва Господня. III, 95. Молитвы иные образцы из Писания святаго. III, 102 (§ 335–337); I, 210, 212, 204; V, 223. Моровая язва (что моровая язва есть телу, тое есть душе соблазн и клевета) IV, 146. О Мудрости христианской. III, 393; II, 12 (гл. 2); V, 64 (пис. 42), 263 (пис. 6). О Муке вечной и о животе вечном. II, 228; IV, 349 140); V, 36–37 (пис. 26). См. еще о Торжестве и славе избранных Божиих. Мученический подвиг духовный. I, 227. Н О Надежде. II, 294; I, 189 (Разм. IV), 197 (Разм. XII). О Надежде, или утешении хотящим каятися. II, 207, I, 110 (III-IV), 146. Напутствие обратившемуся от суетнаго мipa сего ко Христу, и наченшему каятися. I, 215; III, 105 (8), 276 (§ 421). Напутствие новоначальному иноку, I, 217. О Наследии христианском. III, 378. Наставление или образец увещателям . I, 15. – как должно быть предлагаемо народу катихизическое учение. I, 17. – о должности христианской родителей к детям и детей к родителям. I, 114. См. еще: о Должности родителей и детей их. – монашествующему, как по обетам, данным при крещении и пострижении поступать. I, 219. См. еще к Иноку. – Христианское. V, 139–177. Не бойся: я с тобою (слово Бога к душе верной, находящейся во искушениях и напастях). IV, 298; III, 407 (гл. 15). Не касайся: ты того поднять не можешь (идущему в честь, а паче в звание пастырское вступающему, разсуждать должно силы своя, может ли тягость сию понести). IV, 341. Не касайся сего: зде яд (так остерегает нас Божие слово от греха). IV, 71. Тут же, на стр. 72 (о томжде); где искать исцеления вкусившему яда греховнаго. См. еще: II, 35 (§ LXII), 47 (§ LXXXVI); V, 21 (пис. 18); IV, 86 (§ 42), 122–128 61–63). Некающимся прещения. См. Прещение. Не смотри, что нынешние христиане делают, но что Божии слово проповедует и учит. V, 289 (пис. 13), 121 (пис. 109); II, 351 (§ 272); IV, 148 76). См. еще: Подражание, Зеркало. Не укради. V, 315 (пис. 21); I, 77 (сл. XI); IV, 68 34). Нигде я от тебе уйти не могу (от Бога). IV, 113. Нищий (о нищете телесной и душевной). IV, 311; V, 99 (пис. 89).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

2170 Митрополит Зосима в составленной им пасхалии на 8-ую тысячу лет называет вел. княз. Москов. новым Константином новому граду Константина – Москве. Рус. Ист. Биб. т. VI, столб. 799. 2179 Послание Иосифа митрополиту Симону. Пам. Старин. Русск. Литерат., вып. IV, стр. 209, столб. 2. 2190 Послание игумена Волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, еп. Суздальскому. Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 820. 2194 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Савв., еп. Крутицким, изд. Невоструева, стр. 43. 2197 Житие преп. Иосифа, составленн. Саввою…, стр. 48. Послание Иосифа к Кутузову. Др. Росс. Вивлиоф. ч. XIV, стр. 196. 2198 Послание Серапиона к митрополиту Симону. Памятн. Старин. Русск. Литерат. вып. IV, стр. 212, столб, 1. 2205 Чтобы не быть голословными, укажем на следующие свидетельства: 1) Выдержки из Волоколамск. Сборн. библиот. Московск. Дух. Акад., приведенные из одного поучения XV в. у А.С. Архангельского , преп. Нил Сорский , стр. 187–188. Список отреченных книг митрополита Зосимы. Русск. Истор. библиот., т. VI, столб. 792–794. Послание вятскому духовенству митрополита Ионы. ibid., столб. 594–595. Послание архиеп. новгородского Геннадия митрополиту Симону. Акт. Истор. т. 1, 104, стр. 147, столб. 2 и стр. 148, столб, 1. Стоглав. изд. Субботина, гл. 5, вопр. 6, стр. 50; гл. 25, стр. 123–124. Сочин. Максима Грека , казанок. изд., т. III, стр. 92, 165. Послание старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1383–1384. Характеристика образованности духовенства XVI в. у преосвящен. Макария в его истор. русск. церкв. т. VIII, стр. 337. 2206 Епископск. поучение князьям и всем православных христиан. (XV в.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 851–852. Окружная грамота Ростовск. архиеп. Феодосия духовенству от 1458 г. Акт. Истор. т. 1, 64, столб. 1. Послание митрополита Ионы вятскому духовенству около 1452 г. Послание ему же митрополита Геронтия (1486–1489 гг.) ibid. т. 1; 97. стр. 141, столб. 1. Послание митропол. Симона от 1501 г. пермскому духовенству ibid. 112, стр. 167, столб. 1. Послание митрополита Фотия в Псков (прежде 1431 г.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, 58, где о городском духовенстве, столб. 494. История бесплодной борьбы митрополита Феодосия с бесчинием московск. духовенства. А.С. Архангельский , цитов. соч., стр. 189–190. О «зазорном поведении» вдовых попов – Преосвящ. Макар. Истор. Русск. Церкв. т. VI, стр. 122–123. Стоглав изд. Суббот., гл. 5, вопр. 18, стр. 60–61. Указания того же Стоглава на пороки всего вообще белого духовенства: гл. 5, вопр. 1, стр. 47; вопр. 17, стр. 59; вопр. 22, стр. 64–65; гл. 29, стр. 130–131; гл. 41, вопр. 9, стр. 176; вопр. 10, 12, стр. 177; вопр. 31, стр. 198. Сочинения Максима Грека , казанск. изд., т. II. – Слово о том, какие речи рекл бы убо к содетелю всем епископ тверской, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его… и самому граду… и како отвечает ему… Господь… стр. 263, 266, 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1896 г «Закон причинности. Опыт разъяснения закона с точки зрения философии воли или волюнтаризма». Вера и Разум, кн. 3, стр. 213 – 239 и кн. 4, стр. 315 – 344. «Памяти Н. Н. Страхова. († 24 янв.)». Бог. Вест., кн. 3, стр. 485 – 489. «Памяти Ю. Николаева (Говорухи-Отрока, † 27 июля). Бог. Вестн., кн. 8. стр. 208 – 211. «Новости западно-европейской философской литературы». Бог. Вести., кн. I, стр. 138 – 162. «К вопросу о выработке миросозерцания (о брошюрах Н. И. Карефва)». Бог. Вести., кн. 4, стр. 141 – 162. «Сомнительная помощь самообразованию. Критические замечания на программы, изданные Коммиссиею по организации домашнего чтения, состоящею при учебном отделе общества распространения технических знаний». Бог. Вестник, кн. 4, стр. 160 – 168. «Один из типов нашей университетской философии (Тейхмюллер и Бобров)». Бог. Вести, кн. 8, стр. 212 – 228. 1897 г «Протоиерей Ф. А. Голубинский, как профессор философии». Бог. Вестн., кн. 12, стр. 463 – 507. 1898 г «Письма о современном искусстве». Русский Вестник. – В том-же году «письма» вышли отдельною книгою (М. 1898. Стр. 158). 1899 г «Религиозная вера, как биогенетический принцип психологии». Бог. Вестник, кн. 1, стр. 39 – 59, кн. 5, стр. 75--98, кн. 9, стр. 40 – 68. «Литература вопроса и примечания к статье: Религиозная вера, как биогенетический принцип психологии». Бог. Вестн., кн. 9, стр. 69 – 83. 1900 г «Время и вечность (актовая речь)». Бог. Вестник, кн. 10, стр. 244 – 273. Книга: «.На современные темы. Сборник популярно-философских статей». М. Университетская типография. 1900 г. Стр. 142. (Первоначально в Московских Ведомостях). «Религия и социология». Русский Вестник. «Смысл язычества. (Философский комментарий на 1 гл., ст. 18 – 32 поел, к Римл.)». Вера и Церковь , кн. 1, стр. 25 – 48. 1901 г «Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия». Бог. Вестник, кн. 1, стр. 1 – 22. «О закономерности в истории естественных религий». Бог. Вестн., кн. 5, стр. 30 – 75. «Браманизм». Бог. Вестн., кн. 7 и 8, стр. 440 – 497, кн. 9, стр. 24 – 59, кн. 10, стр. 242 – 284, кн. 12, стр. 595 – 630.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

А) Экстраординарного профессора Ивана Корсунского : «Сочинение это состоит из введения (стр. I–XXXI), разделенного на две части (ч. 1, стр. 1–181 и ч. II стр. 185–496) исследования и трех приложений заключающих в себе 1) Разбор психологической теории освящения (стр. 499–535); – 2) Указатель выясненных понятий, находящихся в посланиях Св. Ап. Павла (стр. 535–536) и 3) Указатель объяснительных мест из тех же посланий (стр. 536–538). Во введении раскрывается общее понятие о законе дел и законе веры по учению Св. Апостола Павла в связи с учением иудеев его времени о том же. В первой части исследования рассматривается закон дел (гл. 1-я: закон Моисеев; гл. 2-я: действие этого закона) и закон веры (гл. 3-я) в ветхозаветной стадии домостроительства спасения; а во второй части обстоятельно рассматривается закон веры в Новом Завете и в частности: явление правды Божией (гл. 1); способ и условия усвоения правды Божией (гл. 2); усвоение правды Божией (гл. 3); новая жизнь (гл. 4). «Сочинение автора, несмотря на то, что представляет собою лишь усовершенствование признанного в свое время за отличное кандидатского сочинения его, и в настоящем своем виде не свободно от недостатков. Так, со стороны содержания, можно было бы желать более равномерного раскрытия предмета, нежели как-то является в рассматриваемом сочинении, где вторая часть втрое больше, нежели первая: можно упрекнуть автора в некоторых упущениях (наприм. понятие крещения во второй части не раскрыто у него так обстоятельно, как многие другие понятия); можно спорить против иных случаев его толкования тех или других мест Св. Писания и перевода их на русский язык (напр. стр. 166 и дал. 212:323, 360–361:481, 489), его разъяснения тех или других понятий по классическому и —42— библейскому их употреблению (напр. стр. 4: νμος, διαθκη; стр. 144: πστασις; стр. 222: λσκεσθαι и др.) и т. п. Со стороны изложения, можно было бы упрекнуть автора в допущении некоторой искусственности построения отдельных §§ всего исследования; можно указать на встречающиеся по местам не совсем складные выражения (напр. стр. XXV, XXIX, 25:41–42:46, 180:210, 250:315, 328:411 и др.), на частое употребление не вызываемых настоятельной нуждой иностранных слов (напр. легальный – стр. 16 и др., эмоциональный – стр. 80 и др. и иные слова на стр. 141:152–153:154–155:188 и т. д.), и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

52  Блаженный Иероним в своем «Письме к Павлину» указывает на «сынов пророческих» именно как на носителей некоторого рода подвижничества, именуя их «нашими» начальниками и руководителями, которые жили в полях и пустынях и делали себе кущи у потоков Иордана (II т. 134 стр. Русск. перев. Киев. 1864). 53  Твор. св. Григор. Богосл. V, 138 стр. (О смиренномудр., целомуд. и воздерж.). VI, 14 стр. (De vita sua). Срав. Нил. Син. II, 3 стр. (Слов, подвиж.) Блаж. Иерон. (Письмо к Павл.) II, 134 стр. 55  «Иоанн в пустыне обитал,– говорит св. Златоуст,– как на небе, строго исполняя правила философии, и оттуда, подобно ангелу с неба, исходил во грады – подвижник благочестия, удостоенный венца вселенной, и философ философии, достойный неба» (Бес. на Еванг. от Мф.в рус. пер. X; I т. стр. 186) 57  Твор. св. Афанас. Александр. III, 212 стр. (Житие преп. Антония). Срав. Григор.Богосл. V. 139 стр. (О смир., цел. и воздерж.), VI, 303 стр. (Письм. к Омофронию). Епиф. Advers. haeres. Contr. Valesios, cap. V. Григ. Нисск. (О девстве – гл. VI) т. VII, 319–321 стр. Блаж. Иерон. (Жизн. Павла Пуст.) IV, 3 стр.; (Письмо к Деметриаде) III, 105 стр.; (Две книги прот. Иовиниан) IV, 168 стр. 60  Твор. св. Григор. Богосл. V, 187 стр. (Сравнен, жизни духов. и жизн. мирской.) Срав. Ibid. стр. 56–57 (Похвала девству). 61  О нравственном влиянии ветхозаветных подвижников на общество – см. Нил. Син. II, 24–28; 30 стр. (Слово подвижнич.) 66  Блаж. Иероним. III (письмо к Деметриаде) – 105 стр. Срав. IV (кн. перв. прот. Иовиниан), 184 стр. 67  Св. Кирилл Иерус. Катихиз. X, 19: «свидетельствует о Нем (Христе) пророчица Анна благоговейнейшая постница и подвижница». 68  Вот свидетельство Евсевия об этом подвижнике: «Он был свят от чрева своей матери, не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному только позволялось входить во святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. В храм вступал он один, и его находили там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. От беспрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели, как у верблюда» (Церк. Истор. II кн. 23 гл.). Срав. блаж. Иерон. (Книг. о знаменит. мужах) V, стр. 288–290.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

662 Срав. тоже сочинение стр. 25. «Тайно водящи (μυσαγωγουσα) други Своя, душепитательную уготовляет трапезу, бессмертия же воистину Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопиим: Славно прославися Христос Бог наш», учит нас св. Церковь , имея в виду Прит. 9:2  и дал. см. 2-й тропарь 1-й песни канона в Великий Четверток, твор. Св. Козьмы, срав. 1-й 3-й тропари той же песни, стр. 221–222 по цит. изд. Профессора Ловягина. 663 Срав. Св. Иустина «Разгов. с Триф.» гл. 53, стр, 149 и др. Из новых: О. А. Михаила на Мф. 26:31, также И. Смирнова «Пророк 3ахария», стр. 72. Рязань 1872. Из западных: Ольсгаузена на Мф. 26:31; – Хаупта цит. соч. стр. 127 и др. вопреки Мейеру и др., видящим здесь только типологию. 665 Срав. Св. Иустина 1 Апол. гл. 38, стр. 66 и др. «Обыдоша, яко пси мнози, и удариша, Царю, ланиту Твою заушением, вопрошаху Тя, Тебе же ложна свидетельствоваху, и вся претерпев всех спасл еси». 4-й тропарь 9-й песни трипеснца на Великий Пяток, твор. Св. Козьмы. 666 Срав. Св. Иустина «Разгов. с Триф». гл. 97–105, стран. 193–200 и мн. др. Из новых срав. Высокопреосв. Арсения Цит. соч. стр. 96: «в Псалме (21) чистое пророчество или даже евангелие»; – Преосв. Палладия Сарат. на тот же Псал. и др. 667 Срав. Св. Кирилла Иерусалимского «Огласител. поуч. 13, 24, 25, стр. 212–213, Москва 1855. Срав. сочинения «Иисус Христос на Голгофе» и пр. стр. 72. 668 Срав. толков. о. А. Михаила на Иоан. 19:37 . Срав. Св. Златоуста бес. 85 на Иоан. стр. 674 ч. 2 цит. изд. Из западных срав. Мейера и Хаупта (стр. 326) и др. Что в пророчестве речь идет о Самом Иегове, как пронзаемом, это с нашей (раскрытой в отделе об основоположениях новозаветного толкования) точки зрения, вовсе не представляет «затруднений», которые находит Хаупт, признающий однако же пророчество за прямое предсказание о Христе (цит. 11). 669 В объяснении ветхозаветного места Св. Отцы и учители церкви вполне следуют толкованию Св. Апостола, для чего срав. Св. Иустина «Разгов. с Триф.» гл. 39, стр. 136 и гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

854 Беседа XX на 2 Кор., т. X, стр. 647–648; сравни: речь св. Иоанна в беседе L на Ев. Матфея, т. VII, стр. 522–523. 860 Например, целый ряд бесед святителя «О Лазаре», т. I, стр. 769–867; сравни «Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может», т. III, стр. 487 и др. 861 Например, известная беседа св. Иоанна «О милостыне», произнесенная по­сле того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения, т. III, стр. 263–276. 879 Например, кроме указанных мест, смотри: беседа «О милостыне», т. III, стр. 269; беседа «Об Илии и вдовице», где необыкновенно подробно анализирует­ся величие подвига бедной вдовы, т. III, стр. 348–358; беседа «О мучениках», т.П, стр. 698; беседа VIII «Против аномеев», т. I. стр. 561. 927 Беседа XXI на 1 Кор., т. X, стр. 210–212. И в словах «О священстве» св. Иоанн настойчиво указывает на долг священников тщательно заботиться о справедливом распределении сумм, находящихся в церковном распоряжении и пред­назначенных на вспомоществование бедным. 933 Беседа XXI на кн. Деяний, т. IX, стр. 205–207; сравни: беседа LXXXV на Ев. Иоанна, т. VIII, стр. 582 и др. 948 «Послание к Кастору, епископу Антскому, о правилах общежительных мо­настырей», кн. VII, гл. 15–16, стр. 92–93 рус. перевода епископа Петра. 977 Так, например, блаженный Августин говорит: «жертва христиан – мило­стыня, подаваемая бедным. Вследствие этого Бог делается милостивым к греш­никам. Если Бог не будет милостив к грешникам, то кто не окажется виновным? Милостыней люди очищаются от грехов и искушений, без которых жизнь не мо­жет быть проведена на земле». См. Ульгорн, стр. 262. 1001 Блаженный Иероним жалуется, что в его время был обычай трубить в трубы при подаче милостыни, посылать глашатая звать на вечерю любви, и рассказывает о таком поразительном отношении к нищим, когда одна из знатнейших римских женщин, раздавая собственноручно бедным по монете, одной старухе, хотевшей получить два раза, дала вместо динария кулака, так что у бедной старухи полилась кровь. Письмо XXI к Евстохии, т. I стр. 134.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010