Так благий Бог и между языческими народами различными путями распространял свет истины и приготовлял их к принятию Спасителя. Не лишая человека естественных средств к познанию Творца и Промыслителя всех тварей, Он кроме того, определив избранному народу местопребывание среди трёх частей света, поставил его в соприкосновение со многими народами, и являя милость к нему в победах над врагами, и праведный гнев Свой в порабощении врагам, в тоже время показывал Свою благость язычникам, давая им случай пользоваться, хотя отчасти, лучами света откровенного учения. История древних языческих народов на самом деле открывает, что как ни глубоко они ниспадали во мрак неведения и нравственного повреждения, однако ж, по действию Божеского промышления, и между ними всегда обнаруживалось, хотя слабое и часто превратное, стремление к своему неземному назначению и ожидание всеобщего восстановления рода человеческого. Раскроем это несколько подробнее. 1 . Во все времена и у всех языческих народов замечаемы были обнаружения религии. Всеобщность религии известна была и языческим писателям, занимавшимся исследованием сего предмета. Аристотель говорит: Πντες νϑρωποι περ ϑεν χσιν πληψν 286 Цицерон: quæ est enim gens, aut quod genus liominum, quod non habeat sine doctrina anticipationem quandam deorum, quam appellat προληψιν Epicurus, i. e. anteceptam animo rei quandam informationem, sine qua nec intelligi quicquam, nec quæri, nec disputari potest 287 ? In hominibus nulla gens est neque tam immansveta, neque tam fera, quæ non, etiamsi ignoret, qualem habere Deum deceat, tamen habendum sciat 288 . 2 . Многие предания из древнего мира допотопного и послепотопного распространились между древними восточными народами с незапамятных времён, как о первобытном состоянии мира, которое, по древнейшим восточным космогониям, представляется под образом мрака или материи неустроенной 289 , о шести днях творения 290 , о сотворении человека 291 , о первобытном состоянии человека или о золотом веке 292 , о падении человека по навету змия 293 , о потопе и разных обстоятельствах жизни Ноя и пр. 294 , и что составляет главное, замечается всеобщее между древними народами ожидание восстановления рода человеческого, как например, это известно о древних персах, индах, китайцах и др. 295 . 3 . Что вне избранного племени сохранились предания об истинном Боге и богопочтении, и Дух Божий действовал к спасению людей, это доказывают: свидетельство книги Бытия о Мелхиседеке ( Быт.14:18 и след.), история Иофора, священника Мадиамского, тестя Моисеева (Исх. гл. 2–4, 18), история Иова Авситидийскоаго (книга Иова), Валаама, пророчествовавшего о Спасителе (Числ. гл. 22–24), и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

290 О положении и значении послания Варнавы в восточной и западной церквах после IV века см. patr. Apost. Op. Гебгардта и Гарнака fasc. I, Prolegomena, стр. LXIII и след. – Относительно хронологических данных см. Гарнака (Chronol, zur geseh. der. altehr. Dit. bis Eusebius, т. I, стр. 410–428. – В главе IV (о восстании «малого царя» и о пророчестве по сему предмету пророка Даниила) и в главе XVI (о разрушении и восстановлении иудейского храма) некоторые ученые находят достаточные указания для отнесения времени написания этого послания к царствованию императора Адриана. Полный греческий текст послания находится также в Констант. (ныне Иерус.) код., откр. Вриеннием. 291 Иудействующее христиане первых веков, часто отрицая божественность Иисуса Христа, говорили, что Он сын Давида (см. Иустин I Апол., 22; разгов. с Трифон. 48). По этому предмету в послании стоит: «Но так как могут сказать, что Христос есть сын Давида, то опасаясь этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, доколи Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Видишь, как Давид называет Иисуса Господом и Сыном Божиим (гл. XII). См. Мф. 22:42–46 . 295 См. примечание 9 к гл. XV послания Варнавы по тексту, помещенному в изд. Гебгардта и Гарнака «Patr. apost. op. fasc. I «Barnabae epistola». В нем между прочим значится: Tertull. (de orat. 23) narrant, die dominica Christianos genu non flexisse. 300 «decisions dans les grandes affaires qui regardent toute la chrétiente»; в другом месте говорит о папе: «il n’exerçait point de jurisdiction directe sur les diocèses de l» Orient, mais exerçait indirectement une influence sur eux, lorsqú il s " occupait des affaires de l» Eglise universelle». 302 Malebranche. Méditations chrétiennes, I. 1. Oeuvres complètes, ed. de Genoude et. Lourdoueix. Paris. 1837. II t., 115 p. 303 По меткому выражению В. Виндельбанда, «каждая философская система дышит в духе и букве жизнью своего времени». В. Виндельбанд. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия, перев. М. Рубинштейна. Москва. 1910. 2 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. 468. Клеопатра (69–30 до н. э.) — царица Египта из династии Птолемеев; имя ее часто упоминалось в русской печати в 1861 г. (см. статью Ф. М. Достоевского «Ответ „Русскому вестнику“» (1861)). 288 С. 468. …он сам не более, как нечто вроде фортепьянной клавиши… — Имеется в виду следующее рассуждение французского философа-материалиста Дидро (1713–1784) в его сочинении «Разговор Даламбера и Дидро» (1769): «Мы — инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто сами по себе ударяют». 289 С. 469. Тогда выстроится хрустальный дворец. — См. примеч. к с. 416. Полемический намек на «Четвертый сон Веры Павловны» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Там описано «чугунно-хрустальное» здание-дворец, в котором, как это представлялось и Ш. Фурье (см. его «Теорию всемирного единства», 1841), живут люди социалистического общества. Моделью для изображения этого дворца послужил хрустальный дворец в Лондоне. 290 С. 469. …прилетит птица Каган… — по народному преданию, эта легендарная птица приносит людям счастье. 291 С. 472. …колосс Родосский — г-н Анаевский свидетельствует о нем… — Колосс Родосский — бронзовая статуя Гелиоса, бога солнца, высотою в 32 м, изваянная в 280 г. до н. э. и считавшаяся одним из семи чудес света; стояла в гавани древнегреческого города Родоса. А. Е. Анаевский (1788–1866) — автор литературных поделок, бывших предметом постоянных насмешек в журналистике 1840-1860-х годов, — в брошюре, названной им «Энхиридион любознательный» (СПб., 1854), писал: «Колосс Родосский созижден, некоторые писатели уверяют, Семирамидою, а другие утверждают: он воздвигнут не рукою человеческою, а природою» (с. 96). 292 С. 478. …хоть один кирпичик на такой капитальный дом принесу! — Полемический намек на выражение, встречающееся в книгах французского социалиста-утописта, ученика Ш. Фурье, В. Консидерана (1808–1893): «Несу свой камень для здания будущего общества». Слова эти, полемизируя с социалистами-утопистами, повторяют в романе Достоевского «Преступление и наказание» Разумихин (ч. III, гл. V) и Раскольников (ч. III, гл. VI). 293

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В «Дополнении к ”Опыту областного великорусского словаря“»: «Хлыстать, гл. ср. 1) Сплетничать. 2) Врать. 3) Ругать. Псков. Твер. Осташ. Хлыстка, и, с. ж. Сплетница. Псков. Твер. Осташ. Хлыстовка, и, с. ж. и Хлыстовница, ы, с. ж. То же, что хлыстка. Псков. Твер. Осташ. и, с. ж. Бродяга, шатающаяся по дворам. Владим. Хлыста, а, с. м. 1) Бродяга, шатающаяся по дворам. Владим. Хлыст, а, с. м. 1) Бродяга, шатающийся по дворам. Владим. 2) Взрослый парень. Этакой вырос хлыст, а баклушничает. Новгор. Борович.» (Доп. к опыту обл. влкр. сл., с. 291). Судя по этим данным, слово хлыст в значении «враль, повеса, фат» свойственно преимущественно севернорусским и западнорусским народным говорам. Слово хлыщ связывается скорее с южновеликорусскими говорами. С отношением хлыщ и хлыст можно сопоставить отношение хвощ и хвост. Хвощ – «споровое многолетнее растение с зелеными стеблями и очень мелкими чешуйчатыми листьями, сросшимися в кольца». Образование от хвост мотивируется тем, что это растение похоже на лисий хвост. Ср. болгарск. хвощ, польск. chwoszcz (cp. A. Brückner. Sownik etymologiczny jzyka polskiego, Warszawa, 1957, с. 187–188). В словаре В. И. Даля наряду с хлыст как синоним указывается и хлыщ. Значение этих слов определяется так: «фат, франт, щеголь, повеса, басист» (сл. Даля 1822, 4, с. 568). Так русский литературный язык в середине XIX в. обогатился новым словом при посредстве языка художественной литературы. Опубликовано вместе со статьями о словах замкнутый, влопаться и пружина под общим названием «Проблема исторического взаимодействия литературного языка и языка художественной литературы» в журнале «Вопросы языкознания» (1955, 4). В архиве сохранились две выписки на 2 листках и машинопись с авторской правкой (5 стр.). Печатается по машинописи с включением материалов выписок. – В. Л. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

74 Египетская хронология доселе остается с точностью неизвестна. Показания Манефона, на которых строилась доселе эта хронология, в некоторых случаях утратили доверие к себе, а достаточного числа новых данных этого рода не извлечено еще из египетских памятников; поэтому напр. Бругш в своей истории Египта ограничивается указанием приблизительного только числа лет для того или другого времени египетской истории. Gesch. Aegypt. XII. 38 и др. 76 В этом случае автор отступает и от английского богослова, который продолжительность владычества иноземной династии полагает от двух до трех столетий (Лет. т.2, стр.363). 77 В еврейском тексте читается это место так: и пребывание сынов израилевых, которые пробыли в Египте четыреста тридцать лет. 79 Мумия Тутмеса II найдена в недавнее время в Мединет-Абу, около Фив, лежащею рядом с отцом его, Тутмесом I, женой и сестрой Гашоп и другими родственниками, как это показывают имена и изображения их сохранившиеся в гробнице (Brugsch. Gesch. Aegypt., стр. 278). 81 Этот 22-й год, с которого, по памятникам, начинаются походы Тутмеса III, считается от смерти Тутмеса II или со времени правления Гашоп, как регентши в малолетство Тутмеса III; следовательно, если евреи вышли из Египта при Тутмесе II, войны начались в 22-й год после их освобождения (Brugsch. Gesch. Aegypt., стр. 291). 85 Определеннее эта гипотеза состоит в том, что евреи вышли из Египта при последнем законном фараоне XVIII дин. Аменготепе IV или Хунатен, который также не оставил прямого наследника и по смерти которого в Египте происходят беспорядки, продолжающиеся до вступления на престол новой династии. Этому предположению мы со своей стороны отдаем преимущество. 87 В примечании к ст. I гл. III, говорится, собственно со слов Кука, что горою Божиею называется преимущественно Синай, а Хорив есть название только восточной возвышенности (стр. 27). 92 На Исх. стр. 18. Между тем указанные два города признаются обыкновенно египтологами за два различные, из них Танис полагается на рукаве этого имени, а Аварис гораздо восточнее, к югу от Пелузия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

163 В сущности новациане Востока суть ни кто другие, как монтанисты, отложившие бредни Монтана и оставшиеся при некоторых ригористических воззрениях первоначальных монтанистов. Новациан IV и V века на востоке следовало бы точнее называть: новомонтанистами. 166 Если верить Сократу, то и императоры Константин и Феодосий I относились с уважением к новацианскону обществу (I, 13; V, 10), хотя, конечно, считали его неправославным. 171 Лучшую оценку известий Филиппа в указанном случае делает. Redepenniug, в статье: Alexandrinische Katechetenschule (Herzog-Hauck. Encyklopädie. В. I, S. 291 – 292). 173 De-Boor. Neue Fragmente in bisher unbekannten Excerpten aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes (Texte und Untersuchungen von Gebhardt und Harnack. В. V. Heft 2, s. 167 – 184. Leipz. 1888). 174 Нейман, издатель некоторых сочинений Юлиана, сообщает, что в одном Венском рукописном кодексе находятся тоже некоторые фрагменты из Филиппа, доселе никем неизданные. Harnack. Die Griechischen Apolog. S. 179. Anmerk. 176 Sokrates in Vergleichung mit den beiden andern, insbesonders dem Sozomenus, gerühmt werden kann, dass er über die Häresen billiger und unbefangener urtheilt in dem Interesse für Orthodoxie und Hierarchie gemssigter und mit Lobsprüchen gegen die Häupten der Kirche und des Staats weniger verschwenderisch ist, überhaupt ein reineres Bewusstsein der Aufgabe des Geschichtschreibers an den Tag legt. – Die Epochen der kirchl. Geschichtsschreibung. S. 27. 179 Конечно, вопрос о Манесе и манихействе не так прост, как представляет его Сократ; это открылось в особенности после наследований Кесслера (Kessler – в Энциклопедии Герцога – Гаука и в отдельном сочинении, коего вышел, впрочем, кажется, лишь один том). 181 Исчисление и недостаток церковной истории Сократа можно нахо­дить у Гарнака в прежде цитированной его статье (S. 412 – 413) и в книжке Ieep " a. 182 См. по вопросу о неполноте истории Созомена выше, стр. 113. – Впрочем в церковной истории Созомена встречаются рассказы и о таких событиях, которые произошли позднее 423 года. Так в IX кн. (гл. 2) Созомен повествует о событии открытия частиц от мощей св. сорока мучеников, но это случилось около 438 года, в патриаршество св. Прокла (см. арх. Серия. «Полный месяцеслов Востока», т. II, часть II, стр. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

157 Sallust. Catil. с. I: Mihi rectius videtur ingeni, quam virium opibus gloriam quaerere, et memoriam nostri quam maxume longam efficere. Nam... virtus clara aeternaque habetur. Ibid. cap. II: ls mihi vivere atque frui anima videtur, qui aliquo negotio intentus praeclari facinoris, aut artis bonae famam quaerit. Sallust. Bell. Jugurth. cap. I: Quod si hominihus bonarum rerum cura esset, eo magnitudinis procederent, ubi pro mortalibus gloria aeterni fierent. 158 Sallust. Catil. cap. IV: Mihi a spe metu partibus rei publicae animus liber erat. Igitur de Catilinae coujuratione quam verissume potero paucis absolvam. 159 Tacit Annal. I, 1: Consilium mihi pauca de Augusto mradere et cetera sine ira et studio, quorum causas procul habeo. Hist. I. 1: Incorruptam fidem professis neque amore quisquam et sine odio dicendus est. 160 Сатиры Д. Юния Ювенала. Перев. А. Адольф. Москва, 1888 г. стр. 354–355 и 89–90. (Примеч. к Sat. X, 174–175; III, 58 и дал.). 168 Впрочем, в некоторых странах, как напр. во Франции, эти два сочинения доселе читаются в школах. Первое из них (Epitome historiae sacrae) доселе употребляется также в наших духовных училищах. 170 См. напр. сочинение В. И. Модестова „Школьный вопрос», изд. 2, С.П.Б. 1880 г. и его же статью „О средней школе и университете» (Статьи для публики, т. I, С.П.Б. 1883 г. стр. 291–308). 171 Мы разумеем поступивший в январь настоящего года, судя по газетным сведениям, на рассмотрение особой Комиссии при Министерстве Народного Просвещения проект попечителя Кавказского учебного округа г. Яновского, предлагающего между прочим начинать преподавание классических языков в гимназиях с пятого класса. 172 В наших гимназиях и прогимназиях изучение латинского языка начинается с 1-го класса и греческого с 3-го; в духовных училищах изучение обоих классических языков начинается с 2-го класса. 175 Извлечение из замечаний иностр. ученых и педагогов. Журн. Мин. Нар. Просв. за мес. июль 1871 г. стр. 80–81. 176 Сочинен. гр. Л. Н. Толстого ч. X (Анна Каренина, ч. IV гл. 10). Изд. 6. Москва, 1886 г. стр. 232.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

(Ibid. S. 15). Система этого жизненного единства - реальность, которая также образует предмет «исторически-общественных» наук, обозначаемых Дильтеем как «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Эти науки делают предметом изучения Ж. как «взаимосвязь возникающих под воздействием внешнего мира взаимодействий людей» (Ibid. 1992. Bd. 7. S. 228) или как «действенную взаимосвязь, наличествующую между собственной личностью (das Selbst) и ее средой (Milieu - Ibid. 1994. Bd. 6. S. 143, 304). Понимаемая т. о. Ж. является «основным предметом» и «исходным пунктом» философского мышления. При этом она может рассматриваться только изнутри ее самой, поскольку нет никакой внешней трансцендентной точки, из к-рой на нее можно было бы посмотреть; напротив, Ж. есть «первоначало познания» (Prius des Erkennens) и его предпосылка. Она, по словам Дильтея, «есть известное изнутри и то, за пределами чего невозможно ничего обнаружить» (Ibid. Bd. 7. S. 261, 334). Однако «философия жизни» Дильтея не является субъективистской: он полагал, что именно исходя из понимания Ж. можно достичь наиболее полного знания о мире: «До сих пор пытались постичь жизнь исходя из мира. Но существует лишь один путь - от постижения жизни к миру» (Ibid. S. 291). Основанием для отнесения Бергсона к числу представителей «философии жизни» является гл. обр. его соч. «Творческая эволюция» (L " évolution créatrice, 1907), в к-ром он пытался доказать, что механистический и редукционистский подход к эволюции не в состоянии дать ей объяснение как жизненному процессу. Для обозначения тех аспектов Ж. и эволюционного движения, к-рые несводимы к механическим взаимодействиям, Бергсон ввел специальное понятие «жизненный порыв» (élan vital). По мысли Бергсона, традиц. дарвинистский подход к эволюции не может объяснить, почему в эволюционном процессе Ж. стремится к все большей сложности. Сложность живого организма Бергсон считал несводимой к сумме его составляющих. Законы физики и химии он находил движущимися по касательной к Ж., представляемой как бесконечная кривая, и находил их бессильными «предложить ключ к жизни» ( Bergson H.

http://pravenc.ru/text/182295.html

источнике с жизнеописанием Мани, входило название вавилонского месяца адар; на место этой даты егип. переводчики поставили месяц фаменот ( Taqizadeh S. H., Henning W. B. The Dates of Mani " s Life//Asia Major. N. S. 1958. Vol. 6. P. 107). Что касается 4 шахревара, то в персид. календаре шахреваром также именовался 4-й день любого месяца. Поскольку в 274 г. 4 адара (19 февр.) приходилось на четверг, нельзя исключать, что переписчик греч. текста принял обозначение числа «30» (λ) за обозначение «4» (δ); это предположение подтверждается тем, что 30 адара совпадало с понедельником. Т. о., есть определенные основания датировать смерть Мани понедельником 16 марта (30 адара, 20 фаменота) 274 г., хотя эта проблема исследователями окончательно не решена. М. в Иране в кон. III-VII в. Сохранившаяся манихейская лит-ра служит источником для изучения гл. обр. начального периода в истории М.: деятельность Мани, а также его ближайших учеников и преемников ( Хосроев. 2007. С. 229-234). Известно, что через некоторое время после смерти основателя М. главой (   ρχηγς, princeps) манихейской «церкви» стал Сисинний, принадлежавший к числу его ближайших учеников. Сисинний занимал эту должность в течение 10 лет и был казнен во время гонений против манихеев, начатых шаханшахом Бахрамом II (274-291). Согласно «Хронике Сеерта», Бахрам преследовал М. как движение, не отличавшееся в его понимании от христианства (Hist. Nestor. 1908. Pt. 1. P. 237-238). Эти гонения были частью мер, направленных на укрепление зороастризма как гос. религии и искоренение всех незороастрийских культов (см. ст. Гонения на христиан в доисламском Иране ). Вероятно, казнь Сисинния произошла на 15-м году правления Бахрама, что указывает на промежуток между смертью Мани и избранием Сисинния, хотя, согласно манихейским источникам, Мани избрал преемника незадолго до своей кончины. Затем главой общины стал др. ученик Мани, Иннай; отсутствует информация о времени его пребывания в должности. Когда при шаханшахе Нарсе (293-302) началось новое гонение против М., Иннай обратился за поддержкой к царю из династии Лахмидов Амру ибн Ади, к-рый правил в г.

http://pravenc.ru/text/2561840.html

4) На основании 2Кор.5:6 , протестанты строят такое заключение: «аще плотское Христово в забвении и презрении быти имать: колми паче плотское святых Христовых, сиречь мощи святых». В ответ на это возражение «Камень веры» 1) говорит, что чувство благодарности за бесчисленные благодеяния нашего Спасителя побуждает нас всегда помнить, а не забывать о плотском Христа: его воплощении, страдании и смерти, 2) приводит толкование на указанное место св. Писания отцев церкви, которые «Христово еже по Плоти разумеют, и глаголют быти Христа страдателна, и смерти подлежаща. А еже не по Плоти, разумеют быти бесстрастна и бессмертна» (291 а –292 а ). (Гл. II) 5) По мнению протестантов, почитание мощей открывает путь к идолопоклонству, так как соединяется с поклонением, которое должно быть воздаваемо одному Богу ( Мф.4:10 ). На это возражение «Камень веры» отвечает, что почитание св. мощей не только не ведет к идолопоклонству, но, напротив, – к его уничтожению, так как, почитая мощи св. мучеников, ратовавших против идолопоклонства и часто принимавших смерть за его отрицание, православные тем самым выражают свое согласие с религиозными убеждениями мучеников (292 б ). Против возражения, что в почитании мощей заключается много суеверного, так как православные думают получать освящение чрез прикосновение к одежде, костям и ракам с мощами святых, – «Камень веры» указывает на св. Писание ( Мф.9:20 ; Деян.5:15, 19:12 ), и на обычай хранить с честию и любовию вещи, оставшиеся нам после умерших родителей (292 б –293 а ). Но поводу недоумения протестантов, – «како вещь живота в себе не имущая почитания может быти достойна?», – «Камень веры» ссылается на св. Писание Ветхого Завета, в котором говорится о почитании не одушевленных предметов: кивота завета, скрижалей, жезла Аронова и проч. Притом же, если лишены жизни мощи святых, то «живы суть тии, имже честь воздается в вещех им приискренне совокупленных. Отъонудуже не точию телеса или кости святых, но и одеяние, и власы, и покрывала, и прочая, яже бяху присовокупленна тем, в чести имамы», так как Бог чудодействует не только чрез мощи святых, но и чрез самые одежды их (293 б –294 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010