н. Гершковичев, обстоятельно обследованный акад. Ягичем 163 . Другой же список – кирилловский, тот, который напечатан в названной книге профессором черновицкого (в Буковине) университета Е. Калужняцким на средства Венской Императорской Академии Наук. Издание это – очень тщательное, опрятное. Изданию текста проф. Калужняцкий предпосылает Prolegomena (VIII глав, стр. VII–XXXIV), откуда и заимствуем нижеследующие сведения о Христинопольской рукописи Апостола. Названа рукопись Христинопольской потому, что раньше, до 1889 г. хранилась в монастыре Христинопольском в Галиции 164 в 1889 г. перешла она к Ставропигиальному Братству во Львове, где и хранится ныне. —200— И по своему первоначальному происхождению она принадлежит, без сомнения, юго-западной России или Галиции, как об этом свидетельствуют встречающиеся в ней некоторые особенности галицко-волынского наречия. Точнее же указать место написания трудно: соответствующего послесловия писца в рукописи не имеется. Христинопольская рукопись Апостола писана довольно крупным уставом XII в. на тонком и гладком пергамине в 4-ку (11 дюймов длины и 9 ширины), в один столбец, по 20–23 строки, чёрными, в некоторых местах порыжелыми чернилами (для надписей, заглавных и начальных букв употреблена киноварь). Рукопись без переплёта и не полная, без начала и конца и с пропусками в средине: сохранилось всего 291 лист, на коих содержатся: а) Деяния св. Апостолов с гл. 13-й, ст. 20 до конца; б) все соборные послания и в) двенадцать посланий ап. Павла (те и другие с обычными в рукописях предисловиями, указателями и послесловиями). Послание к Евреям помещено, согласно с другими древними списками, пред 1-м посланием к Тимофею, т. е. после 2-го посл. к Солунянам. Недостаёт в рукописи: Деян.1 – 13:20 165 ; 15:29–41, 16:1–3, 18:15–28, 28:14–26; 1Петр.2:12–26 ; 1Кор.7:28–37, 14:21–32 ; 2Фес.2:3–15 ; 1Тим.4:8–16, 5:1–5, 6:3–22 . Рукопись оканчивается на 2Тим.1:11 стихе. Не сохранилось и целых посланий к Титу и Филимону. На полях листов написаны толкования – частью той же рукой, что и вся рукопись (толкования краткие на некоторые только места Деяний и соборных посланий), частью – позднейшей (более подробные на послания ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

150 “Бога ради, да не потакаем безумным, паче же лукавым, мнящимся быти учительми, паче же прелестникам. Яко сам аз от них слышах, еще будучи в оной русской земли под державою Московскаго царя; глаголют бо они прельщающи юнош тщаливых науце хотящих навыкати писания, понеже в оной земли ещё многие обретаются пекущеся о своём спасении, и с прещением заповедывают им глаголюще: не читайте книг многих, и указуют на тех, кто ума изступил, и онсица во книги замолился, а онсица в ересь впал. От чего беси бегают и исчезают, и чим еретицы обличаются, а некоторые исправляются, сие они оружие отъемлют, и сие впачество смертоносным ядом нарицают”. — Описание рукописей Румянцевского музеума. С. 557. 151 Свидетельство преподобного Максима Грека, см.: Москвитянин. 1842. 11. С. 74. Максим Грек против этого шарлатанства издал 16 стихов “на искушение хвалящегося всякаго”. 152 Один из таких рассказов занесён в житиё преподобного Александра Свирского (Рукопись НСБ. 1491. Л. 257 и об.); другой, почти буквально подобный первому, в житиё преподобного Сергия Радонежского (Рукопись НСБ. 1274. Л. 376 об.) 153 “Мы-де учимся у своих отцев или мастеров, а инде-де нам учится негде: сколько отцы наши и мастеры умеют, потом и нас учат”, — так отвечали ставленники попы о своём ученьи. — Стоглав. Изд. Кожавчикова. Гл. 25, 26. 154 В приведённых рассказах из жизни Сергия Радонежского и Александра Свирского упоминается о многих их сверстниках; а в житии Ионы, Новгородского архиепископа, о детстве его говорится, что он “от учителя исхождаше с множеством ученическим”. — Духовный Вестник. 1862. Кн. 1. С. 33. 155 Стоглавый Собор засвидетельствовал, что в прежние времена в Москве, Новгороде и других городах бывало много училищ, где учились грамоте, читать, писать и петь. Указаний на существование школ в течение двух столетий много можно собрать в житиях святых, живших в XV и XVI веках. При открытии новой епархии открывались и училища; так Гурий завёл училища в Казани (Прибавления к Творениям святых Отцов. Т. 3. С. 290, 291), Макарий в Каргополе (Православный Собеседник. 1863. Февраль. С. 202–203).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

290 Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби... Тя славити. Стихира пред началом Пасхальной утрени (октоих, гл. 6, субб. вечера на стиховне, стихира 1). 291 Ср. в Огласительном слове Златоуста: Никто же да рыдает о своем убожестве... никто же да плачет о прегрешениях, никто же да убоится смерти. 292 Сохраняются только хвалитные псалмы (148–150) на утрени и вечерние на вечерне (140, 141, 128, 116). 293 Даже один первый стих этого псалма, обычно поемый на полиелейной утрени после Евангелия, и тот, как по своему содержанию не соответствующий светлому торжеству, Пасхи, заменяется другими, более подходящими праздничными стихами: в Благовещение «Благовестите день от дне спасение Бога нашего...»; 23 апреля: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». 294 Скабалланович М. Н. , проф. К уяснению некоторых особенностей страстных и пасхальных служб. Пастырское чтение, 1917, апрель, стр. 26. «Впрочем в Дамаскиновском пасхальном каноне есть два просительных обращения; но они совершенно необычного характера. Вот эти чисто пасхальные прошения: «Сам мя спрослави. Спасе, во Царствии Твоем» (троп. 3-й песни) и «О Пасха велия и священнейшая, Христе... подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (тр. 9-й песни). Там же. Примечание 3. 297 «Весь круг праздников, связанных с Воскресением Христовым, Церковь окружает поминальными днями, выделяя молитву об усопших из служб праздника, чтобы не омрачать его радости». Скабалланович. Христианские праздники. Кн. 5, Киев, 1916, стр. 133, примечание 179. 299 Пение в данном случае, вместо заупокойных, кондака и икоса Пасхи более соответствует «Указу о провождении усопших на святую Пасху», в котором из заупокойного определенно назначается лишь ектения и молитва, под которой надо разуметь молитву на ектении: Божее духов, и молитву разрешительную. Все остальное, в том числе и кондак с икосом, должны быть пасхальные. 300 См. например, Псалтирь с восследованием 7160 (1652) г. Глава 44. Како бывает в келье правильно ко светоносному Воскресению и во всю светлую неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

при висящем мече столь великого гнева мы станем на непрестанные молитвы. Ибо то несчастье, которое обыкновенно бывает людям неприятно, благоугодно на суде Истины» ( Григорий Великий Двоеслов , свт. Избранные творения. М., 1999. С. 429–430). «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» ( Соф. 3:9 ). 286 «Устремление к небу нередко оборачивалось проклятием земле. И слишком часто идеал спасения строился на основе непреклонного мироотрицания. При этом само спасение понималось как бегство из мира материи в мир чистой духовности. Отсюда – гнушение плотью, умаление творческой природы человека и как неизбежное следствие этого – особый религиозный индивидуализм. До сих пор эти тенденции остаются для некоторых единственными признаками христианской жизни» (Барабанов Е. Раскол церкви и мира//Из-под глыб. Сб. статей. Париж, 1974. 287 «...Отвержение мира приняло в монашестве несколько радикальные формы, так что почти растворило в себе изначальный космизм христианской веры и становилось иногда отрицанием уже самой ценности мира и человека» ( Александр Шмеман , прот. Введение в литургическое богословие. Гл. 3. § 3.1). 288 О разнообразии содержания, которое Свенцицкий вкладывал в слово «православие», см.: C-II. 429–431. 291 «...Любовь есть высшее, внутреннее единство, которое находит своё выражение в соборности, и потому Церковь Соборная... является силой не только притягивающей, но и действующей, является началом... активным. ...Главная болезнь нашей Церкви – отсутствие соборности» (C-II. 260, 316, 678). 293 См.: Философов Д. Илиодор и Булгаков//Речь. 1912. 18 ноября. 317; Струве П. Письмо в редакцию//Там же. 20 ноября; Титлинов Б. Православие и реакция//День. 1912. 26 ноября. 55; Правдин В. Реакционно ли православие?//Церковно-обществ. вестник. 1912. 22. 294 Слава Богу, теперь это заблуждение, по крайней мере формально, преодолено, и христиане призываются к «нравственно ориентированным социальным действиям... устроению общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам. ...Ныне следует особо выделить следующие области: охрану личности от произвола лиц, облечённых властью, и работодателей... заботу об уважении достоинства и прав людей, находящихся в социальных учреждениях и местах заключения, с сугубым вниманием к беспомощным; заботу о справедливом экономическом и социальном устройстве общества; участие в общественном контроле за исполнением законодательства» (ОУ V.4, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Определили: Признавая просьбу студентов III курса (во второй ее половине) заслуживающею уважения, – предложить гг. преподавателям как богословских, так и прочих предметов представлять в конце каждого учебного года на утверждение Преосвященного Ректора Академии не менее четырех тем для кандидатских работ следующего учебного года, с обязательством руководить при написании кандидатского сочинения таковое же число студентов IV курса, если они остановят свой выбор на означенных темах; тем же гг. профессорам и преподавателям Академии, которые сочтут возможным принять на себя в известном году руководствование более (Продолжение следует). 1740 Вариант. Необычайные события обычно возбуждают недоверие к себе. Удивительного нет ничего в том, если исповедавшая веру опять обуревается неверием. Но вероятно и нечто другое думала она, когда говорила это в настоящем случай. Вследствие великого, как кажется, благоговения не желает, чтобы Христа достигло зловонное испарение умершего. Испытываем мы и другую заботу о мертвецах именно: прежде зловонного испарения мы стараемся скрыть останки умерших в гробе, почитая бесчестием для умершего, если им гнушаются живые. Естество наше как бы стыдится, подвергаясь противоестественному состоянию, ибо Бог не есть творец смерти и не услаждается погибелью живых. 1741 Опущено: взяша, убо камень. Нек. греч. и слав. приб.: иде же бо (бе) умерый лежа или: лежа мрьтвы. 1748 Это отделение, переведенное с сирского языка, взято Пюзеем из сочинения Севера против Иоанна Грамматика, гл. 6, – из сирского кодекса, находящегося в Британском Музее. 1751 Так одни согл. одному греч. чт. и Св. Ал.: по нозе и руце, др. и тепер. рукама и ногама согл. др. греч. чт. 1753 Поставленный в скобах отдел взять из катены, но принадлежит не Св. Кириллу, а неизвестному автору, так как в кодексе толкования Св. Кирилла не имеется. Pussy, II, 291, not. 1755 το τς πακος οκου, как одни древние (Lagarde, Onemastica Sacra ed. 2-a, 175 (204), 8, – 188 (214), 74 и 201 (225), 49, и другие οκος δξης 173 (203), 58 и 182 (209) 94. Иерон. Lib. interpr. nom. hebr. ib. 70 (93), 26–27: domus adflictionis ejus vel domus oboedientiae. Производство объясняется из еврейских: – дом и или – πακο также бедствие, несчастье, afflictio, – или и – сила, могущество, крепость, δξα.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во 2 гл. посл. к Евреям, доказывая ту мысль, что Иисусу Христу для нашего спасения (18 ст.) прилично было умереть за нас (ст. 9 и 10), он говорит: „ибо и освящающий и освящаемые, все от Единого; по сей причине Он не стыдится называть их братиями говоря: „возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди Церкви 288 воспою Тебя” (ст. 11 и 12). По всему этому христианские экзегеты также объясняли этот псалом, как непосредственно относящийся к Мессии, как содержащий пророчество о Нём. Они, начиная с св. Иустина 289 , Тертуллиана 290 , св. Афанасия, Григория Богослова , Иоанна Златоуста , бл. Феодорита и др. Отцов 291 , не только объясняли весь 21 псалом по отношению к Мессии, но и осуждали за неправильное, не мессианское объяснение его. Ими напр. был за это осуждён известный экзегет Антиохийской школы, придерживавшийся довольно строго буквы, Феодор Мопсуетский 292 . За Отцами Церкви объясняли 21 псалом в мессианском же смысле, до последнего времени, почти все учёные, оканчивая замечательными немецкими экзегетами: Генгстенбергом, Дате, Умбрейтом, Кейлем, Штиром, Баде, Деличем, Бауэром, Болем и даже Куртцем и Ангером, хотя, правда, многие из этих экзегетов, как было показано, уже далеко не в духе святоотеческом понимали мессианское значение 21 псалма 293 . Мессианским считали и считают 21 псалом и Евреи, начиная с тех, пред которыми доказывали мессианское значение этого псалма св. Иустин и Тертуллиан , на доводы которых они не находились, что отвечать 294 , и оканчивая более поздними 295 и современными, видящими даже в надписании указание на имя Шехина, т. е. на символ грядущего Искупителя 296 . Таким образом всестороннее исследование о предмете 21 псалма показывает, что он есть Мессия Иисус. Здесь чрез Давида предвозвещены были Его страдания и в частности: то Его поношение и презрение 297 I1  , которому Он подвергся со стороны своих многочисленных, сильных и жестоких врагов (13, 14), те язвительные насмешки отовсюду (9), которые Он испытал во дворе Пилата и при кресте, общее истощание в Нём всех сил и всего существа; страшное мучение, ощущаемое в каждом члене его тела, Его скорбь и вопль к Богу, как бы отзывающийся некоторого рода отчаянием и укоризною (2–13), потом пронзение рук и ног Его, разделение одежды и метание жребия о Его хитоне, потом избавление Его от этих страданий и возвещение об этом всему Израилю (23) и всем язычникам, во всех концах вселенной (28), всем векам, из рода в род (31, 32) и наконец имеющее произойти отсюда обращение к Богу всех смертных, или участие в жертвенной трапезе веры всех: богатых и бедных, Израильтян и язычников, имеющих в христианстве составить одно великое царство Иеговы (26, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

О Книге Деяний можно сказать, что Феофил имеет ее в виду, когда цитирует отрицательную формулу «золотого правила». Это место можно найти в западном тексте постановлений апостольского Собора ( Деян.15:20  и 29), на которое он, возможно, и ссылается в 2, 34. Ссылки на Послание к Евреям и Соборные послания в сохранившихся трудах Феофила не обнаруживаются. Согласно Евсевию (Церковная история, IV. 26, 1), в книге, которая до нас не дошла, Феофил цитирует свидетельства из книги Откровения, опровергая ересь Гермогена. Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что во времена Феофила Новый Завет в Антиохии состоял по крайней мере из трех или четырех Евангелий, Деяний святых апостолов, собрания Павловых посланий и, возможно, Апокалипсиса. Священное Писание иудеев пока еще занимает первенствующее положение, но Евангелия и Послания Павла также признаются боговдохновенными, и Феофил находит возможным поставить их в своей апологии, адресованной Автолику, в один ряд с иудейским каноном. 291 10 3. Серапион Аптиохийский Около 200 г. Серапион, преемник Феофила на антиохийской кафедре, рассматривал, возможно ли богослужебное чтение книги, вызывавшей дискуссии. Незадолго до этого, во время посещения Россы, киликийской деревни на сирийском побережье Исского залива, епископ узнал о разногласиях среди верующих по поводу евангелия, которое приписывали Петру (см. гл. VII. 1, 4, ниже). Сам он не стал его тщательно рассматривать, но довольно поспешно разрешил, чтобы книгу и дальше читали. По возвращении в Антиохию, когда экземпляр попал к нему, он написал церкви, что нашел в ней привкус докетизма: «Большая часть ее действительно соответствует учению Спасителя, но некоторые вещи прибавлены к этому учению, которые мы для вашей пользы перечисляем ниже». К сожалению, Евсевий, которому мы обязаны этой цитатой из письма Серапиона, не счел необходимым привести эти возражения. Ясно, что Серапион хотел приостановить чтение книги, пока снова не приедет (этого, как он замечает, можно было вскоре ожидать) и, вероятно, не велит прекратить ее употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

«Вариант». Необычайные события обычно возбуждают недоверие к себе. Удивительного нет ничего в том, если исповедавшая веру опять обуревается неверием. Но, вероятно, и нечто другое думала она, когда говорила это в настоящем случае. Вследствие великого, как кажется, благоговения не желает, чтобы Христа достигло зловонное испарение умершего. Испытываем мы и другую заботу о мертвецах, а именно: прежде зловонного испарения мы стараемся скрыть останки умерших в гробе, почитая бесчестием для умершего, если им гнушаются живые. Естество наше как бы стыдится, подвергаясь противоестественному состоянию, ибо Бог не есть творец смерти и не услаждается погибелью живых. 803 Опущено: взяша убо камень. Нек. греч. и слав. приб.: иде же бо [бе] умерый лежа или: лежа мрьтвы. 804 Это отделение, переведенное с сирского языка, взято Пюзеем из сочинения Севера против Иоанна Грамматика, гл. 6, – из сирского кодекса, находящегося в Британском музее. 807 Так одни согл. одному греч. чт. и св. Ал.: по нозе и руце, др. и тепер. рукама и ногама согл. др. греч. чт. 809 Поставленный в скобах отдел взят из катены, но принадлежит не св. Кириллу, а неизвестному автору, так как в кодексе толкования св. Кирилла не имеется. Pusey, II, 291, not. 811 Πο τς παος οου, как одни древние (Lagarde, Onomastica Sacra, ed. 2-a, 175 (204), 8,–188 (214), 74 и 201 (225), 49, но другие οος δξης 173 (203), 58 и 182 (209) 94. Иерон. Lib interpr. nom. hebr. ib. 70 (93). 26–27: domus adflictionis ejus vel domus oboedientiae. Производство объясняется из еврейских: – дом и или – παο, также бедствие, несчастие, afflictio, – или и – сила, могущество, крепость, δξα. 815 Же древн. и Ал. вм. поздн. убо. Все древн.: архиереи и фарисеи вм. тепер. – рее. Зогр. Юр. Добр. Тип.: собор вм. сонм др. Ал. сседалище Асс. Мир. Тип. на Иисуса согл. нек. гр. Ал. глаголаша, – неточно человек сей – одни греч. и слав., а др. греч.: сей человек. Знамения многа – древнесл. и Ал. согл. одним, др. многа знамения, третьи греч.: многия творит знамения. Ал.: пустим. Ал. веруют вм. древн.: веру имуть. Ал. Ро[омега] меи. Ал. согл. греч. букв.: нас и место и язык. Остр. Мар. Асс.? Мир. Ник. Конст. и поздн. и теп. наш, но Гал. Зогр. опуск.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

людей, таких как ап. Иоанн Богослов, «егоже любляше Иисус» (Ин 21. 20), и др. святых, «наперсников святой любви» (Аскетические опыты//Полн. собр. твор. Т. 2. С. 70). Человек, не достигший святости, не должен искать места рядом со Христом. «Здесь не наше место. Наше место в сонме прокаженных, расслабленных, слепых, глухих, немых, беснующихся. Мы принадлежим к числу их по состоянию душ наших, и в числе их приступим к Спасителю нашему» (Там же). Грешникам не свойственно благодатное наслаждение, «им свойствен плач» (Там же. Т. 1. С. 152). Истинный подвижник во всем полагается на Бога и стремится к тому, чтобы молитва его была бескорыстной. «Будь бескорыстен перед Богом,- пишет И.- Никак не позволь себе ожидания благодати: это состояние и учение находящихся в самообольщении, отпавших от Истины (Птенцы гнезда Игнатиева//Там же. Т. 7. С. 468). Молитва должна иметь «два крыла»: внимание и покаяние (Аскетическая проповедь//Там же. Т. 4. С. 33). О внимании И. говорил, что оно - «душа молитвы», без к-рой всякое молитвенное делание бесплодно. Сосредоточенности на молитве помогает внутреннее ощущение и даже поза приговоренного к казни преступника, стоящего перед судьей. Наилучшим же образом внимание достигается через заключение ума в словах молитвы, лучшей из к-рых И. считал молитву Иисусову ([Письмо] 105//Там же. Т. 8: [Письма]. С. 436-437). Учению об Иисусовой молитве посвящены следующие сочинения И.: «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником», «Слово о молитве Иисусовой», «Слово о молитве умной, сердечной и душевной», «Приношение современному монашеству» (гл. 23-26). Молитва Иисусова - это «установление Божественное» (Аскетические опыты//Там же. Т. 1. С. 196). Она не только позволяет сосредоточиться всецело на покаянной мысли о помиловании, но и содержит в себе залог благодатной радости через обладающее божественной силой имя Иисуса: «Вся сила и все действие молитвы Иисусовой истекает из покланяемого и всемогущего имени Иисус...» (Там же. Т. 2. С. 291). Имя Христово оживляет душу человека, поскольку «Господь Иисус - жизнь, и имя Его - живое» (Там же.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

Вследствие всего сказанного истинный пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но даже радоваться, или, во всяком случае, на первых порах хотя бы терпеть их с верой в Божию помощь, с уверенностью в спасительную их необходимость и с надеждой вкусить от них плодов не только в будущей жизни, но еще и здесь, часто даже в самый момент переживаний. Трудящемуся земледельцу, – говорит апостол Павел тотчас после речи о страданиях пастыря – воина Христова, – первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да дает тебе Господь разумение во всем ( 2Тим.2:6–7 ). Или: если вечер водворится плач, будет завтра радость ( Пс.29:6 ). И чем больше пастырь будет сострадать своим пасомым, тем больше и больше он будет хотеть пить эту чашу, так что наконец он не сможет и представить себе жизни беспечно-эгоистической, а весь смысл и счастье свое положит в кресте. Таково было служение пастыреначальника Господа, таковы были пастыри вселенские; таким был и о. Иоанн Кронштадтский , который с возсияния солнца выходил на дело свое и на делание свое до вечера ( Пс.103:22–23 ), неся непрерывный, но радостотворный пастырский крест сострадающей любви до заката дней своих. 109 В подлиннике: «Чтобы и после благодати испытываема была воля, к чему она склонна и с чем согласна, естество оставляется таким же, и человеку суровому оставляется его суровость, а легкому – его легкость... Иной, по естеству будучи суровым, предает волю свою богочестию, и приемлет его Бог, а естество пребывает в своей суровости, но Бог благоволит о нем...» ( Макарий Египетский . Беседа 26-я. Гл. 5). – Прим. ред. 115 В подлиннике: «...Деятельное премудрее знательного и говорительного... при деятельности слова сверкают как молния, а когда нет дел, слова не сверкают силою дел» (Нил Синайский. Мысли и увещания. 45//Добротолюбие. II, 291). Автор не указывает, каким именно из изданий Добротолюбия (различающихся количеством страниц) он пользовался, поэтому составителями указываются названия творений, на которые ссылается автор, и номера их разделов (глав).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010