123 на об. и 129). Устав седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четверга и пятка, такой: Так как в седмичные дни дневные молитвословия (т.е. Октоиха) предваряют молитвословия святых (т.е. Минеи); то в эти дни надобно читать апостол и евангелие сначала дневные, а потом святого. Даже в те дни, в которые бывает отдание богородичного праздника, Типикон предписывает читать апостол и евангелие сначала дня, а потом праздника (Типик. под 12 сент., л. 53 на об. и 291). Устав субботних дней таков: Так как в субботние дни, наоборот, песнопения Минеи предваряют, то апостол и евангелие святого читаются прежде рядовых. В 15 гл. Типикона сказано: «Прокимен святаго, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен святаго, емуже бдение. Аще же полиелей, присовокупляем и дне прокимен, апостол, евангелие и причастен». – А выше сего в 12 гл. Типикона говорится: «Прокимен, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен прежде святаго, таже дне: предваряет бо всегда рядоваго апостола и евангелиа, кроме господских праздников» (л. 21 на об.) 462 . Впрочем, и в субботние дни в определенный период времени читаются сначала рядовые, а потом святого. В Типиконе, в последовании недели Мытаря и Фарисея, об этом сказано так: «Вестно буди, яко отднесь чтется апостол и евангелие, по субботам, прежде субботы, потом святого, до недели Всех святых» (л. 297). Это выражение, впрочем, не то означает, что во все субботы, следующие за неделею Мытаря и Фарисея, всегда непременно так бывает, что читаются сначала дневные апостол и евангелие, а потом святого (разумеется, когда положены), а то, что с этого дня, т.е. с нед. Мыт. и Фарис., начинаются периоды времени пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение апостола и евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи, назначая апостол и евангелие сначала Предтечи, а потом рядовые под зачало, наконец, отцев. В субботу пред неделею Блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

399 О душ. и воскр., стр. 231. Мы охотно удерживаем термины, усвоенные русским переводом творений св. Григория. Для обозначения той группы душевных явлений, которую древние психологи отметили названием το πιϑυμητικν, трудно подыскать наиболее соответствующее слово, чем термин „вожделение“. Это – не желание, как движение чисто разумной воли, и не похоть, как исключительное движение чувственности; это – соединение элементов того и другой, способное склоняться как к духовным, так и чувственно-животным интересам; это – нечто среднее между бесстрастным направлением воли к высочайшему благу и полным страсти влечением похоти к низменным, чувственным предметам. Тоже нужно сказать и относительно термина „раздражительность“, который мы будем употреблять для обозначсния душевных явлений, сгруппированных св. Григорием под общим названием – τ ϑυμοειδς. Это – не просто гнев, как определенное, частное психическое явление (в смысле представления о нем нынешней психологии); это – вообще возбуждение или напряжение, которое может сопровождать всякую душевную деятельиость. 433 См. напр. „О надпис. псалм.“ ч. 2-я, гл. 2, стр. 5–8; гл. 4, стр. 15–18. На Еккл., Бесед. 5, стр. 291–2 и мн. др. 445 Об устр. чел., гл. 20, стр. 156–7. Migne, col. 197. Ап. Павел обозначает термином γνσις нынешнее, фрагментарное наше познание в отличие от будущего, интуитивного, которое он отмечает словом πιγινσκειν: „ρτι γινσκω κ μρους, ττε δ πιγνσομαι. καθς κα πεγνσθην“ (1Κορ.13:12). См. Stigler, S. 93, Anmerk. 475 Ibid. стр. 525. Более подробное описание тех свойств, (-„изгари“, по образному выражению св. Григория) которые имеют быть отняты от нашего тела через смерть, будет дано ниже, когда будет речь о свойствах тела воскресших. 482 Мысли св. Григория по вопросу о субстанциальности души были изложены нами подробно в первом отделе сочинения (§ Ш, стр. 76–82). 487 Насколько можно судить по общему ходу эсхатологических рассуждений св. Григория, скорее мысль о тождестве воскресших тел с настоящими является следствием рассматриваемой мысли, чем наоборот. Только·в силу ранее утвержденного положения о непрерывной связи души с элементами раз данного ей тела, Григорий нашелся вынужденным утверждать и существенное тождество имеющих воскреснуть тел с нынешними земными, хотя этο последнее учение, как увидим ниже, не вполне гармонирует с его собственным представлением о телах воскресших.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

По данным на 2015 г., в Л. проживает 563 тыс. чел. Коренное население - люксембуржцы (самоназвание - лётцебургер). За пределами страны люксембуржцы живут в Италии, в Германии и во Франции. Более 30% жителей - иностранцы, среди которых преобладают португальцы и итальянцы. Есть также французы, бельгийцы, турки, немцы, поляки и др. Не живут постоянно в Л., но ежедневно приезжают сюда на работу ок. 40 тыс. жителей приграничных районов соседних стран (т. н. фронталье). В XX в. численность населения Л. увеличилась более чем вдвое (236 тыс. чел. в 1900; 291 тыс. чел. в 1947; 365 тыс. чел. в 1981; 435,5 тыс. чел. в 2001). Общий прирост населения происходит гл. обр. за счет иммиграции (в 1981-2001 миграционный прирост населения в 3 раза превышал естественный прирост). Рождаемость - 11 чел. на 1 тыс. жителей (в т. ч. в семьях коренных люксембуржцев - 11, иммигрантов и их потомков - 11; 2014), смертность - 7 чел. на 1 тыс. жителей (соответственно 10 и 3). Показатель фертильности - 1,5 ребенка на 1 женщину (соответственно 1,31 и 1,71); младенческая смертность - 4,94 на 1 тыс. живорожденных. Сальдо внешних миграций устойчиво положительное (19,6 на 1 тыс. чел., 2014). В возрастной структуре населения: доля детей до 14 лет - 16,7%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 68,5%, лиц 65 лет и старше - 14,8%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 82,2 года (женщины - 84,8, мужчины - 79,7; 2014); степень урбанизации - 90,2% (2014; 69,6% в 1960). Государственное устройство Л.- унитарное гос-во, по форме правления - наследственная конституционная монархия. Глава гос-ва - Великий герцог. Согласно конституции (гл. 3 ст. 32), «суверенитет принадлежит нации», его осуществление в рамках закона возложено на монарха. Великий герцог командует Вооруженными силами, заключает международные договоры, утверждает законы, назначает на гражданские и военные должности, с учетом рекомендаций премьер-министра и парламента назначает пожизненно членов Гос. совета, к-рый исполняет функции консультативного органа по вопросам законодательства и права (дает заключения по законопроектам и проч.).

http://pravenc.ru/text/2561080.html

(Типик., л. 98).– После шестопсалмия и великой ектении канонарх, сотворив обычный поклон предстоятелю и став прямо святых дверей, сказует аллилуиа во глас Октоиха (Типик., гл. 9, л. 17; гл. 48, л. 98: Часосл., стр. 31) и стихи сии: ст. 1– От нощи утреннюет...; ст. 2: Правде научитеся...; ст. 3: Зависть приимет...; ст. 4: Приложи им зла, Господи... 289 . Клирики поют аллилуиа. После того поются троичны гласа 290 , напечатанные в Октоихе (л. 371), Ирмологионе (л. 123 на об.), Триоди Постной (л. 493) и Следованной Псалтири. После кафизм ектении нет, но прямо седальны Октоиха с их богородичнами. После Помилуй мя, Боже – канон Октоиха 1-й с ирмосом на 6, ирмос 1, второй на 4 и из Минеи святого на 4. По 3 песни и обычной ектении седален святого с богородичном. По 6 песни и обычной ектении кондак святого; а если нет, то мученичен Октоиха. По 9 песни Достойно есть..., малая ектения с возгласом и светилен гласа 291 трижды. После хвалитных псалмов – Слава, и ныне. Тебе слава подобает... Слава тебе, показавшему нам свет... Слава в вышних Богу (т.е. славословие великое, которое читается, а не поется). Ектения: Исполним утреннюю молитву, и возглас: Яко Бог милости и щедрот... Мир всем, и т.д. Стихиры на стиховне Октоиха. Благо есть однажды (Типик., л. 98). Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Тропарь: Во храме стояще... Господи, помилуй 40 (вместо ектении: Помилуй нас, Боже). Слава, и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче. Сый благословен... Аминь. Небесный царю. 16 поклонов с молитвами: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя... и тотчас 1-й час, к которому присовокупляется междочасие (Типик., л. 98 на об.). Час 1-й. После обычных псалмов 292 , священник или канонарх глаголет великопостный тропарь: Заутра услыши глас мой...; 1-й лик повторяет этот тропарь просто без пения: священник или канонарх – стих: Глаголы моя внуши, Господи... 2 лик: Заутра услыши...; священник или канонарх – стих: Яко к тебе помолюся, Господи; 1 лик: Заутра услыши...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Монотеизм в иудейском смысле, отрицание Божественного достоинства Иисуса Христа и вместе с тем утверждение тождественности христианского и Моисеева учения, все это мы находим и в Коране: По следам других пророков, Мы послали Иисуса сына Марии для подтверждения пятикнижия. Мы дали Ему Евангелие, которое подтверждает пятикнижие» 291 . С ранних пор елкесаиты имели книгу, в которой подробно развивалось их вероучение. По свидетельству Оригена , они говорят о своей книге будто она была ниспослана им с неба. Мухаммед также учил в своем Коране, что он – слово Божие 292 , откровение Божие 293 , записанное в небесной книге 294 , ниспосланным ему (Мухаммеду) при посредстве ангела Гавриила 295 . Основная идея «Климентин» состоит в признании перворелигии, происходящей из Божественного Откровения, общей для иудейства и христианства. Автор убежден в необходимости откровений. «Мы нуждаемся в учителе, говорит он, и только тот, кто не имеет нужды отыскивать истину, кто знает её от живущего в нем высшего духа, который выше всякого незнания и сомнения, только такой человек может открывать истину другим. Только человек, в котором воплотился Христос, может быть пророком». При этом важно заметить, что автор Климентин не предавал страданиям Иисуса никакого значения. По его мысли, каждый человек должен отвечать сам за себя и сам себя искупить. Так и в Коране читаем: «Бог не налагает никакой душе бремени выше её сил. Что душа сделает, то употребится для неё или против неё (Коран, гл. 2, ст. 286). Никакая душа, обремененная своей тяжестью, не понесет ее для другой; а если слишком обремененная душа попросит облегчить её отчасти, то ей этого не будет даже от своего ближнего» (Коран, гл. 35, ст. 19). Первым пророком по Климентинам был первый человек – Адам. He было нужды ни в каком другом пророке, если бы откровения, переданные Адамовым детям, не были искажены. Но так как это первое откровение, которое должно было распространяться чрез живое слово от поколения к поколению, постоянно искажалось через примесь к нему ложных преданий, порожденных злым началом потомства Евы, то для восстановления первоначальных откровений явилась необходимость в новых откровениях, для исправления этих искажений, и это был тот перводух человечества, вечная идея человека, которая, начиная с Адама, воплощалась в разных лицах и являлась под разными именами: Еноха, Ноя, Моисея и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

291 Это, повторяю, и выражает Устав, что «ядим совершенно», «поста (в сей день) не бывает». А не то значат эти выражения, что рыбу можно уже есть и скоромное. 295 В переводе проф. Ловягина. См.: Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянской и русском языках. Кн. 1. СПб., 1856. С. 2. 297 О нем см.: Основы искусства святости. Т. 3. Отдел 3. Гл. 5. § 7. Главные моменты в истории православного монашества. 298 Типикон, 1 января. Впрочем, в Часослове, изданном в Киево-Печерской лавре в 1742 г., есть особое величание и обрезанию. 299 О значении богоявленской воды см.: Замечание: в Требнике (Ч. I. Гл. 22. Последование великого освящения воды) сказано: «и прежде пивше освященную воду, вземлем антидор» (а последний может только натощак вкушаться). Следовательно, и богоявленскую воду, ради ее достоинства, следует пить натощак. Посему если и позволено пить во всякое время для освящения, то будем помнить о своем недостоинстве и соблюдать время и место. 304 Евангелие всегда праздничное, исключая совпадение с Неделей ваий (Вербное воскресение), когда читается Евангелие ваий. 309 Славянское слово «про-исхождение» и значит «пред-, впредь исхожение», «выступление», «вынос» (путаница у нас происходит потому, что мы смешиваем это слово с общеупотребительный русским словом «происхождение» в смысле рода). Так, в Типиконе (Последование в среду вечера на 1-й седмице Великого поста) читаем: «По происхождении (т. е. по выносе.  –  Еп. Варнава) св. Даров, исполняему Ныне силы небесныя..., творим поклоны три, непокровени суще» (последнее к монашеским клобукам относится). 310 У греков принято было (в Константинополе) освящать воду в первое число каждого месяца (исключая 1 января и 1 сентября, когда освящение воды, по Уставу, переносилось соответственно на 6-е и 14-е). См.: Сергий, архиепископ Владимирский. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. Владимир, 1901. С. 295. 311 Типикон, 6 августа. У нас в России это должно относиться к яблокам и другим плодам, которые и освящаются в этот день вместо винограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Напротив, фарисеизм, верный – по Гамбургеру – своему происхождению, и здесь представляет смешение двух точек зрения ассидейства и цаддикимства 284 . – Относительно разногласий между фарисеями и саддукеями в учении о бессмертии и воздаянии за гробом Иосиф Флавий говорит: „Фарисеи верят в бессмертие души и что за гробом людей ожидает суд, на града за добродетель или возмездие за проступок при жизни“... „Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки“. „По учению саддукеев, души людей умирают вместе с телом“ 285 , или в другом месте: саддукеи „отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние“ 286 . Опять также и здесь заметна греческая окраска (в учении о душепереселении), хотя опять зерно истинно иудейское 287 . Но вот трудно понять в данном случае точку зрения саддукеев. Ведь их, как совершенно справедливо замечает Гамбургер, нельзя назвать „материалистами иудейской древности“. Остается предположить, что они хотели признавать лишь то, что с особенною ясностью выражено в библии 288 . Тогда как древне-иудейское учение о бессмертии в своем представлении о шеоле вплоть до плена или точнее до пр. Даниила – такою ясностью не отличалось. Кроме того, саддукеи, как люди практические и холодные к вере, мало беспокоились о том, что ожидает человека за гробом 289 . – Отрицая бессмертие души, всякое воздаяние за гробом, саддукеи естественно отвергали и воскресение мертвых 290 , и будущий мир 291 , и бытие ангелов и духов, как жителей этого мира. Фарисеи, наоборот, признавали воскресение мертвых, но будто бы только праведных 292 , как награду за их добродетельную жизнь; учили они вместе с тем о будущем веке. Справедливость требует сказать, что собственно учение о воскресении мертвых раскрыто только в апокрифической письменности (главным образом в книге Еноха). В канонических же писаниях встречается учение о воскресении только в книге пр. Даниила (гл. 12:2); известное же пророческое видение Иезекииля о коллективном воскресении (гл. 37) нельзя брать в расчет. Точно также при рассуждении и о будущем мире, нужно иметь в виду, что собственно Моисеев закон возвещает награду за исполнение закона, наказание за нарушение его только в этом мире. Мы опустим дальнейшие рассуждения о других разностях в учении фарисеев и саддукеев о культе, праве и тому под., а желающих познакомиться отсылаем к энциклопедии Гамбургера, т. II, стр. 1047–1051 и к основательным статьям г. Каценельсона, помещенным в книжках журнала „Восход“ за 1897–1898 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

д) «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов: а поставленным уже прежде ничего не творити без воли епископа града. Такожде и пресвитерам ничего не творити без воли епископа» (57-е пр. Лаод. соб.). Зонара. «Архиерейский сан досточтим... и пресвитеры, по словам правила, ничего не должны делать без ведома своего епископа» (Там же стр. 274–275). II. Матвей Властарь: а) «Если хорепископы, имеющие большие преимущества в сравнении с пресвитерами, не могли подавать ни отпущения грехов, ни благодати Святого Духа, – то тем более пресвитеры не могут ни принимать помыслов, ни решить и вязать грехи, если не получат сию власть от епископа» (Синтагма, буква «Е», гл. 31-я, стр. 219). б) «6-е правило Карфагенского собора совершение мира, т. е. освящение святого мира и освящение дев, по некоторому древнему обычаю, и примирение кающихся, которое состоит в объявлении помыслов и врачевании душевных ран посредством епитимий покаяния и обращения к лучшему (ибо таким образом человек примиряется с Богом, все это запретило совершать пресвитерам, ибо устроение сего предоставлено архиереям, как могущим вязать и решить и носящим образ апостолов, которым сию власть вручил Христос. Посему очень худо делают те посвященные монахи, которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, ибо не имеют власти ни вязать, ни решить, а тем более монахи не посвященные, ибо отнюдь непозволительно и дозволять им вообще принимать людские помыслы и судить. И седьмое правило того же собора полагает что не должно пресвитерам, без дозволения епископа, делать примирение кающихся и в случае опасности их жизни. И 43-е (52) того же собора, определяя то же самое, говорит: а если епископ отсутствует и кающийся будет в опасности, в таком случае должен примирить его с церковью и пресвитер» (там же, буква «М», гл. 9-я, стр 291). III. Номоканон при Б. Требнике (1639 г.) изд. при п. Иоасафе: а) «Аще кто без повеления местного епископа, дерзает принимать помышления и исповеди, сицевый по правилам казнь приимет, яко преступник Божественных правил, ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исповедана суть, и елицех связа, или разреши, не исправлени суть» (Наказан. духовн. лист 6-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Обрати внимание, что это постановление у толкователей помещено в 92-м правиле. 288 В 5-м деянии этого Собора отмечено, что названным епископам были даны и представительные соборные грамоты, адресованные императору, членам синклита и епископу Рима. Эти грамоты удостоверяли, что представители посланы Собором. О том, что такими грамотами должно снабжать тех, кто отправляется к императору, определяет также правило Сардик. 9, а в особенности Антиох. 11. 289 Из самого названия ясно, что исполнитель отличается от экдика. Об исполнителях Фотий (тит. 9, гл. 1) сообщает следующее: 32-е постановление 3-го тит. «Кодекса» говорит, что в мелких судебных делах епископы и клирики дают исполнителям за вызов в суд не более одной монеты. Если исполнитель оскорбляет или притесняет какого-либо клирика, то он лишается должности и подвергается крайнему наказанию. А Юстиниан постановляет, что если кто-либо судится с клириком, монахом, диакониссой, монахиней или подвижницей, то он должен обратиться к епископу, который и вынесет удовлетворяющее обе стороны решение, а светский чиновник обязан привести приговор в исполнение, согласно гл. 35 тит 1. кн. 3 «Василик» (эта же глава является 123-й новеллой). Обрати внимание, что те, которые в переводе Семидесяти названы надзирателями (И дал Иисус повеление надзирателям (τος γραμματεσιν) народа ( Нав.1:10 )), в переводе Акилы названы исполнителями (κβιβαστς). Прокопий же говорит, что у римлян они называются секретарями (κσκπτορες) и через них правители обнародуют свою волю (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 2. С. 7). 291 К ним относятся предначинательный псалом на вечерне и все молитвословия, которые читаются перед совершением и освящением каждого таинства. Заключительные же молитвы читаются после освящения и совершения таинств. 292 Что такое молитвы представления, это ярче всего показано в известном возглашении «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Вальсамон же говорит, что молитвы представления – это молитвы, которые находятся в середине каждого обращенного к Богу песнопения. Итак, в церквах и общих собраниях должно читать обыкновенные утвержденные молитвословия, а не другие, более новые. Однако наедине никому не запрещено читать и другие, более новые молитвы, каковы богословские гимны и молитвы Фикары, молитвы св. Августина, исполненные любви, и молитвы многих других авторов, поскольку в них нет ничего противного вере, в отличие от тех молитв, о которых постановляет это соборное правило. Более того, они умилительны, душеполезны и составлены мудрыми и святыми мужами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

724 Бес LXXVI, 3 Такое же мнение о знамении Сына человеческого высказывали и многие из древних, напр., св. Кириллг иерус. (Огл. сл. XV, 22), Ефрем сир. (Сл. 39, на честный и животвор крест. – II ч. 263 стр. по изд. 1895 г), блаж. Иероним (На Мф. XXIV, 30), блаж. Августин (О граде, Бож. XXI, 12), блаж. Феофилакт, Е. Зигабен (оба в толк, на Мф. 24 гл). В новейшее время высказаны и другие мнения о явлении знамения Сына человческого. Так, некоторые отождествляют это знамение с самым явлением Сына человеческого, но такое понимание противно контексту речи; другие думают, что знамением будет служить звезда, подобная той, которая явилась при рождении И. Христа, а по мнению иных, это будет просто ослепительный свет, спяние славы божественной, – свет, который уничтожит мрак и осветить всю землю. Древне-отеческое понимание по сравнению с новейшими имеет более внутренних оснований. См. об этом у Виноградова. Конечные судьбы мира и человека. III гл. 725 Κπτειν (бить, поражать, бить тело в знак печали, скорбеть) означает не просто плакать, а сильно рыдать, издавать раздирающие душу вопли, часто притом сопровождающиеся какими либо внешними действиями, напр, биением в грудь, раздиранием одежд и т. п. См. у Савинского Эсхатол. беседа и пр 291 стр. 729 Выражения: νστασις, γερσις, также ναστναι, γερεον, заключают в себе собственно только понятие восстания с места или от сна. Для понятия восстания из мертвых как у греков, так в большинстве случаев и у священных писателей прибавляется или указание субъекта – νεκροι τεϑνεντες, ила тех же слов в качестве указания объекта действия – νεκρν, κ νεκρν. Вследствие же частого употребления приведенные выражения встречаются нередко и без пояснений. Особенно часто такое употребление можно наблюдать у ап. Павла, у которого γερσις и особенно νστασις получило значение специального выражения для обозначения будущего восстания мертвых. См. у Смирнова С. К. Филолог, замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении посл. ап. Павла к Ефесеям. Москва 1873 г. 73 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010