Автор гомилий – перс, мудрец, и подвижник Афраат Феодорита – перс, мудрец. Родина союза сынов завета – Эдесса, и Афраат Феодорита жил сначала в Эдессе. Подвижник Афраат высказывал, по словам Феодорита, великие истины полуварварским языком. Но не могли ли для образованного Феодорита являться этим варваризмом, например, такие литературные особенности автора гомилий, как обозначение 3 Ипостаси св. Троицы, Духа Святого, в женском роде, название его Матерью (Dem. XVIII, 10. Col. 839), хотя, в общем, ортодоксы (консервативное богословие, приближавшееся к омиусианам) автора гомилий остаётся вне всякого подозрения (Parisot. PS. I p. LII-LIII pp. Он же DCT. 1 v. Col. 1459–60. Tixeront Histoire des Dogmes II t. Paris, 1909. 204–205 p.). Хронология в отношении к Афраату-подвижнику, по-нашему, не может считаться убивающей такое предположение. Если блаж. Феодорит говорит, что он ещё с матерью принимал благословение Афраата, μειρκων ν τι, и помнил последнего (Hist. Relig. 8. PG LXXXII, col. 1377: русский перевод 104–105; год рождения Феодорита Кир. 386–393 г. – см. Глубоковского Н. Н. проф. Блаж. Феодорит епископ Киррский. Т. I. М. 1890. 2–3 стр.), то сам же Феодорит в своей Церковной Истории в эпоху Валента (до 372 года – см. ниже 5 гл. нашей работы) про того же Афраата замечает, что он был настолько стар, что с трудом ходил (IV, 26. Ed. Parmentier. 265 S.; русский перевод 291). От старости, затруднявшей ходьбу подвижника в 70 г. IV b., не трудно перейти к свидетельствуемым 336–345 годам гомилий, изданных Parisot в Patr. Syriaca, когда почтенный старец эпохи Валента мог иметь все данные быть литературным работником. Поэтому, если рассуждения Швена разрушают идентичность автора гомилий с Иаковом, учеником Юлиана, то они не уничтожают ещё вполне возможности проблемы: автор гомилий, Афраат-Иаков=Афраат Феодорита (который, по древнему обычаю, или, как христианин, мог носить и другое имя – Иаков. См. об этом Schwen. 5–6 SS.). Право постановки такой проблемы, исторически засвидетельствованная связь Диодора с Афраатом, полная глубокого почтения младшего к старшему, ученика к учителю – новый аргумент для закрепления принадлежности Диодора к общине сынов завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Лука, повествуя о деяниях Апостольских. Только чудеса Апостолов могли убеждать всякого в их Божественном посольстве, только эти чудеса, при содействии благодати Божьей, могли заставлять целые тысячи людей вдруг оставлять всё для веры Христовой и решаться, ради имени Христова, на все искушения, страдания и смерть 291 . 3) Наконец, даже на врагов Христианства, живших в начале нашей эры, которые никогда не отвергали Апостольских чудес, слыша указание на них со стороны верующих. Доказательством этому служит уже одно то, что древние защитники Христианской веры, опровергая в своих писаниях разные возражения противников её, никогда не старались отвечать на возражение против подлинности чудес Апостольских: быть не может, чтобы эти защитники оставили без внимания такое важное возражение, если бы оно точно существовало. А во-вторых, это несомненно известно из действий Цельса 292 , Порфирия 293 и Юлиана 294 , которые, не отвергая чудес Апостольских, как и чудес Христовых, хотели только приписывать совершение их силе магии. Новым доказательством подлинности чудес, происходивших в дни Апостолов, и вместе новым чудом, послужившим началом для многих других чудес в то время, было обращение св. Апостола Павла к Христианству. § 105. Обращение и чудеса св. Апостола Павла 295 I. Обращение это двукратно рассказывает сам св. Павел, в первый раз пред сонмом соотечественников своих – Иудеев ( Деян. 22,1–20 ), в другой – пред лицом царя Агриппы (-26, 1–20), и, кроме того, описывает св. Лука (-гл. 9). Воспользуемся здесь словами самого Павла из речи его к соотечественникам: «Я, говорил он им, Иудеянин, родившийся в Киликии, в Тарсе, воспитанный в этом городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнующий по Богу, как и все вы ныне. Я гнал даже до смерти последователей этого учения, связывая и отдавая в темницу и мужчин и женщин. Это засвидетельствует обо мне первосвященник и всё сословие старейшин, от которых я и письма взял к братиям, и поехал в Дамаск, чтобы и тамошних привести в Иерусалим в оковах для мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

291 (по преж. кат. 545). Остен, скорописью, в 4 д., 176 л. XVII в. Черновая рукопись, с разными поправками и приписками. Внизу 1 л. подпись: книга сї, υθμια, негли монаха, чюдова мнтр. Л. 1–3. Выписки, следующие к разным местам в книге. Л. 4. Название книги и объяснение его: стенъ состроенный из дховщані стыхъ цевъ, низвергающїй, рющїй и прободающїй напирающыс к нем. Словеса стыхъ и мдрыхъ к остны, к нимже прати ком, жестоко есть: по речениом саммъ бгомъ нашимъ іис хрто, жестоко есть къ остн прати: ( Деян. 9:5 ) рекше стаг дха бговщаннымъ глмъ безмн и порн противитис. Аще же остн сем напретс кто либо, той к салъ прободетс: и к арїй онъ разсдетс, и к іда предатель излїе т внтрен сво . За тем: къ архїереемъ об употреблении ими сего Остна против еретиков. Л. 5. Къ читателю, с объяснением, что настоящее сочинение направлено против новоявившегося в Римскокатолическом духе учения о времени пресусщствления св. Даров. Л. 6. бртающас в книз сей. Оглавление 26 гл. Л. 8. бличенїе посланное стйшаг іакима московскаг и все рсіи и всхъ сверныхъ странъ патрїарха в кіевъ к митрополіт геден, и въ черниго в къ архїепп лаздрю, и къ инымъ, на повившюс тетрать, нарицаемю выкладъ цркви и црчвныхъ речахъ, печатаню в лто ржтва хртова, ахи. В начале сего обличения сказано: л. 10. повис тетрать печатна под именемъ стыхъ цевъ восточны сты цркве чтлей, названа выкладъ цркви стй, и црквныхъ речахъ, лжив глюща, на сты цы смена ессалонитскаго. іанна златостаго, стаго германа патрїарха кнстантїнополскаго, стаго іанна дамаскина, стаго ніла кавасїла, стаго амвросїа, кбы симъ всмъ глющымъ, еже пресществлтис в лїтргіи хлб и вїн в тло и кровь хртов словесы токм, прїимите дите, и пійте не вс: еже ни едином стыхъ сихъ, и иныхъ всхъ цркве сты чтлей въ м бысть, ниж гла кто ихъ когда, ниж писа гд так. но мннїе таковое новое латінскаг папы себ нововымышленое н в давныхъ временехъ, по стпленїи ихъ восточны сты цркве, к показетс зд самыхъ словесъ стыхъ оны цевъ, на нже тетрать выкладъ лжетъ. За тем ложное мнение, по пунктам приводимое из книги: Выклад, опровергается словами св. Отцов и собственными рассуждениями. В конце обличения, л. 32., обещано издать ещё болша свидтелства иныхъ стыхъ. Обещание сие исполняется в следующих двух статьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

И теперь что у Меня здесь, говорит Господь: народ Мой взят даром, властители их неистовствуют?» Здесь из теснивших Израиля властителей называются по имени лишь египтяне и ассирияне, а не вавилоняне 290 . Эти именно народы упоминаются совместно у пр. Исаии, как порабощавшие Израиля или имевшие наибольшее значение во время Исаии (10:24; 11:15–16; 19:23–25; 27:12–13, ср. 37:21, 25). Неопределенное 291 указание 5-го стиха на «неистовствующих» («злорадствующих») властителей скорее подходит ко времени не плена, а пророка Исаии, когда действительно сильные ассирийские цари, в войсках которых были как бы соединены все народы тогдашнего мира, – неистовствовали, готовы были поступить с Иерусалимом, как с прочими истребленными ими царствами (10 гл.). Это неистовство царей ассирийских для пророка было уже как бы начатом самого плена, во времена которого он мысленно переносится («теперь что у Меня здесь?»). Значение вышеприведенного места из 52:4 («Ассур теснил его за ничто») увеличивается еще тем, что выше говорится: «восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион!.., ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый» (52:1). Здесь указывается, по всей вероятности, на недавнее нашествие Сеннахерима (ср. 35:8, где то же выражение). Сходные с этими слова пр. Наума: «ибо не будет более проходить по тебе нечестивый» (1:15) относятся именно к Ассуру. Пророчество Наума вообще, по-видимому, написано под живым впечатлением нашествия Сеннахерима 292 . – Нельзя также в 52:4 оставить без внимания упоминание об Египте или об Египте и Ефиопии с Савеей в 43:3; 45:14 (савейцы принадлежали к ефиоплянам); к упоминанию о них во времена пророка Исаии подавали особенный повод сношения с ними царства иудейского и израильского с целью найти помощь против царя ассирийского. Обличая сношения с египтянами и ефиоплянами, Исаия написал пророчества об Египте и Ефиопии (18–20 гл.). Как в пророчествах об Египте и Ефиопии пророк говорит, что они принесут дар Господу и будут служить Ему, так и в 45:14: «труды египтян и торговля ефиоплян, и савейцев, людей рослых, к тебе перейдут...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

290 Едва ли можно утверждать, что в 52:4 следует перевести: «наконец» т е «Ассур теснил его – Израиля – наконец» ( – и на основании этого выводить, что, следовательно, во времена пророка еще не приходили вавилоняне), – как думают Геферник и др. Гефериик говорит, что стоит в противоположность «в начале» – в том же стихе. Но может означать просто: «некогда», «в прежнее время», или стоять, как противоположение слову: «и теперь» в 5 ст. скорее следует рассматривать, как выше и нижеследующие выражения: «за ничто», «без серебра», «даром»; хотя, впрочем, в параллельном месте у Иеремии 50:17 слову соответствует: «последний». 291 Ср. Иер.50:17, 11 , где пр. Иеремия, по всей вероятности, имел в виду Ис.52:4 и 5: «прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил». Здесь прямо указывается царь Вавилонский Навуходоносор; как о прежде теснившем Израиля, говорится (не об Египте, а) о царе ассирийском. 292 Особенно следует обратить внимание на слова: «и не будет более слышим голос послов твоих» – 2:13. Не ясное ли здесь указание на посольство Рабсака, который «возглашал громким голосом слово царя Ассирийского?» ( Ис.36:13 ). Нельзя думать, что слова 3:8–10: «разве ты (т. е. Ниневия) лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал был море (ср. Ис.18:1–2; 19:5–6 ), и море служило стеною его? Ефиопия и Египет… служили ему подкреплением,.. но и он переселен, пошел в плен», непременно указывают на упоминаемое в ассир. надписях (Schrader, Keilinschr. s. 288 f) разрушение Фив Ассурбанипалом, что, следовательно, пророк Наум не мог пророчествовать при Езекии, но позднее. В словах 3:8–10 можно видеть указание на поход Саргона, битву его с фараоном при Рафии (ок. 720 г. ср. Ис. 20 гл.), следов. пр. Наум после 14 года Езекии (или 714 г. до Р. X.) вполне мог написать то, что заключается в 3:8–10 его книги. 293 Кроме того, в обеих частях книги Египет называется , 30:7; 51:9; 30:7: «помощь Египтян мимолетна и напрасна; поэтому Я назвал их – храбры они сидеть дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

288. Что требуется от желающего принять Крещение? От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры . «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ). 289. На каком основании крестят младенцев? Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. Есть ли доказательства из Священного Писания, что младенцев следует крестить? Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение. 291. Откуда следует, что Крещение заменило ветхозаветное обрезание? То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим: «Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении» ( Кол 2:11–12 ). 292. Для чего при Крещении нужны восприемники? При Крещении нужны восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под своё попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии, гл. 2). 293. Для чего над крещаемым читается заклинание? Над крещаемым читается заклинание для того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха Адама получил доступ к людям и некоторую власть над ними, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати живут «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). 294. В чем заключается сила заклинания? Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос обещал верующим:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иез.37 ), также предполагает случайность и ненормальность смерти в человечестве 290 . Указываемые в Ветхом Завете два исключения из-под всеобщего закона смерти (Енох, Илия) подтверждают ту же самую мысль ( Быт.5:24 ; 4Цар.2 гл.). «Бог в лице их, – пишет Иоанн Златоуст , – хотя неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесённый против Адама» 291 . Взятие Еноха и Илии живыми на небо говорит о ненормальности постигающей всех людей смерти; то же, что их «взял Бог» ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ), т. е., что они переселены не вследствие заслуг, но по особенной благости Божией, чудесно, свидетельствует о том, что смерть всех людей есть наказание за такой грех, от которого они не могут освободиться собственными силами, т. е. за грех первородный 292 . Тот же взгляд на телесную смерть проводится и в неканонических книгах Свящ. Писания. «Бог не сотворил смерти, и не радуется погибели живущих» ( Прем.1:13 ). «Бог создал человека для неистления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью дьявола вошла в мир смерть» ( Прем.2:13–24 ). «От Жены – начало греха, и чрез неё все мы умираем» ( Сир.25:27 ). «Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это – приговор Господа над всякою плотью» (41:5. ср., 14:18, 17:1, 40:1). «Ты повелел ему хранить заповедь Твою, но он нарушил её, – и Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколения и племена, народы и отрасли их, которым нет числа» ( 3Ездр.3:7 .). Все эти места из неканонических книг имеют самое близкое отношение к повествованию кн. Бытия о грехопадении прародителей и ясно указывают на телесную смерть, как на наказание первородного греха. Понимание телесной смерти, как наказания за первородный грех, свойственно всему Ветхому Завету, как и Новому. В Евангелии указание на смерть, как на явление, введённое в мир человеческий грехопадением прародителей, можно видеть в словах Спасителя о дьяволе: «Он человекоубийца от искони, и во истине не стоит» – «οκ στηκεν» ( Ин.8:44 ), т. е. дьявол в самом начал истории человечества соблазном ко греху причинил смерть человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Последнее единогласно свидетельствует, что совершавшиеся в день очищения праздничные жертвоприношения приносились уже после очистительного акта. 291 И в самом деле, праздничные жертвы состояли из одного тельца, одного овна и семи однолетних агнцев, причем на каждое животное полагалась определенная мера лучшей муки, смешанной с елеем. К этим жертвам всесожжения присоединялся еще один козел в жертву за грех. Но ведь и обычные жертвы всесожжения состояли из тех же животных, так как по закону во всесожжение можно было приносить как крупные, так и мелкие животные ( Лев.1:310 ). Относительно животных, служивших материалом для праздничных жертвоприношений дня очищения, автор кн. Чисел замечает: «без порока пусть будут они у вас» (29:8). Это требование беспорочности в жертвенных животных, основано на том, что всесожжение приносилось «Господу в приятное благоухание», для того, «чтобы быть благоугодным Ему» ( Лев.22:21 ). Ничто порочное не могло быть приятно и угодно Богу. Но одно отсутствие порока не делало еще животного годным для жертвы. По законам Моисеевым, кроме беспорочности требовалось еще, чтобы животное жертвы всесожжения было мужеского пола ( Лев.1:310 ). Относительно агнцев, приносимых в жертву в день очищения, замечено, что они должны быть однолетними. Это требование применялось всегда, когда приносились в жертву агнцы. Для обозначения возраста, в который агнцы могли быть приносимы в жертву, употребляется выражение , что значит сын года. LXX толковников переводят это выражение словом ενιασιος, а Вульгата словом anniculam, что значит «годовалый, однолетний». Нельзя это выражение понимать в том смысле, что ягненок должен иметь непременно один год, для того чтобы быть годным для жертвы, 292 так как такое понимание противоречит 27 ст. 22 гл. кн. Левит, где читаем: «когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу». Очевидно, выражение подлинника: «сын года», нужно понимать в том смысле, что агнцы могли приноситься в жертву на первом году своей жизни, начиная с восьмого дня. Обыкновенно же из мелкого скота приносили в жертву однолетних. 293 Из крупного скота приносили обыкновенно трехлетних, хотя иногда приносили и семилетних ( Суд.6:25 ). 294

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

л. 291. Канон 12 Апостолам, творение кир Феофана. л. 298. Канон препод. Варлааму новгородскому иже на Хутыне, тот же, какой выше л. 170. л. 306. Канон препод. Никите переславскому гл. 4. л. 312 об. Канон общий препод. отцем Изосиму и Саватию, соловецким чюдотворцам, гл. 2. л. 323 об. Канон св. великомученику Димитрию гл. 4. л. 328. Служба, октября 28, св. великомученице Парасковии. л. 351. Канон св. великомученице Екатерине, (творение) кир Феофана. В конце две молитвы св. великомуч. Екатерине, первая (особенная) с надписью: Аще кто молитву сию прочитает на всяк день, избавлен будет вечныя муки, вторую срав. 264 л. 103. л. 363 об. Канон св. ап. и св. Иоанну Богослову гл. 2. л. 370. Акафист архистратигу Михаилу, творение вселенскаго патреярха кур Исидора. л. 380. Служба Рожеству св. Иоанну Предтечи с акафистом. л. 405. Служба честному Кресту с акафистом. л. 420. Акафист всем Святым, творение препод. Мартирия мниха обители пещерския. л. 445. Акафист, св. Николе чюдотворцу, творение вселенскаго святейшаго патриарха Новаго Рима кир Исидора. В конце молитва св. Николе на обуреваемыя человеки от духов нечистых и от иных многих болезней и страстей. л. 461. Указ, како в который пост поститися, и како в праздники Господьския праздновати, и Богородичныя, и Апостольские, и Предтечевы, и проч. и о поклонех указ, от правил св. Отец и от преданий апостольских. л. 469. Молитва Святей Троици и Михаилу архангелу и ко всем небесным Силам о покаянии, и о исходе души, и о втором пришествии за вся христиане, и проч., на всяк день. Нач. Благодарю Тя Преч. Троице за твою многою благодать. л. 485 об. Канон препод. Никону чюдотворцу гл. 4. л. 492. Служба, июля 1, св. безсребреникам Козме и Дамиану. л. 504. Канон св. мучеником Борису и Глебу гл. 8. л. 510 об. Канон св. пророку Ильи гл. 2. л. 516 об. Канон св. мученику Димитрию гл. 4. л. 521. Канон св. Иванну Златоустому, творение Феофаново. л. 529. Служба, ноября 11, на преставление св. Максима Христа ради уродиваго, московскаго чюдотворца. л. 547 об. Канон препод. Михаилу Маленну гл. 8. В конце 4 молитвы, две Спасителю и две пресв. Богородице; в последней упомянут патриарх имрк.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

286 В Типик., гл. 9, л. 15, сказано, что эта молитва глаголется в себе, а в Часослове, стр. 11– тайно. 291 Напр., 1 гл.: Свет возсияй, Господи... Эти светильны Типикон (гл. 9, л. 17 на об. и 43 гл., л. 99) называет троичными, потому что в Триоди Постной, л. 493, они напечатаны вместе с троичнами, поемыми после аллилуиа, хотя по своему содержанию не суть троичны. Кроме Триоди, они находятся в Октоихе, ч. 1, л. 373, и Следованной Псалтири. 293 Пение воскресных богородичнов настоящего гласа после стихир на Господи, воззвах составляет особенность субботней службы. Необходимые замечания касательно воскресных богородичнов в своем месте мы уже сделали (чит. гл. 1); здесь же прибавим, что настоящим гласом по отношению к субботе называется тот, который пет был в течение истекшей седмицы; а так как субботою глас Октоиха оканчивается, то воскресные богородичны, когда говорится о субботней службе, называются иногда богородичнами «гласа прешедшаго» (см. Типик. 24 февр., аще случится, в субб. 1-й недели постов, «гласа мимошедшаго» (Типик. 20 дек.). 294 Так сказано в 12 гл. Типикона. В «Указе о службе субботней» Октоиха говорится: «На стиховне в Октоихе мученичны три, иже писаны на Господи, воззвах, един оставляем 1-й».– Чтобы понять смысл этого предписания, надобно иметь в виду то, что в субботних стихирах Октоиха на Господи, воззвах помещены двои стихиры, из коих первые имеют надпись: «Стихиры святым мучеником, и святителем, и преподобным», а вторые: «Ины стихиры мученичны». В первых стихирах первое песнопение по своему содержанию есть мученичен; вторых стихир три и все они и по надписи, и по содержанию мученичны (см. Окт., ч. 1, л. 97). Если из первых стихир опустить первое, то останется только три в последних, которые все и надобно петь. 296 Что в последнем случае надобно петь богородичен по гласу Славы, об этом не упомянуто ни в 12 гл. Типикона, ни в «Указе о службе субботней», но само собою разумеется, потому что в числе помещенных в Ирмологии и в дополнительной части Месячной Минеи богородичнов, о которых сказано: «поем их, егда есть Слава святому в Минеи», в каждом гласе находятся богородичны «в пяток вечера», взятые из субботних стиховных стихир всех 8 гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010