160 Коран, гл. 13, ст. 38. Это изречение вложено М. Горьким в уста татарина («На дне») и послужили поводом к полемике Рус. Богатства с Миром Божиим. 172 Ученый индийский мусульманин Мир-Али (как сообщает г. Гаспринский), издавший в 1902 г. в Берлине русский перевод своей книги «Жизнь и учение Мухаммеда, или дух ислама» (стр. 1–437). 176 В Мекке Мухаммед оставил неприкосновенными Каабу и обряды хаджа, а в Медине, в подражание иудеям и христианам, установил пост и допускал сначала обращение лица к иерусалимскому храму во время молитвы. (См. подробно в Миссионерском противомусульманском сборнике, вып. 178 Разумеются мусульманские восстания в разных странах см. главу X в соч. Н. Ф. Дубровина «История Крымской войны и обороны Севастополя». Том I. (С.-Петербург, 1900) и описание Андижанского восстания в 1898 г. 179 Жизнь и учение Мухаммеда или дух ислама. Том I, стр. 361 и 362 и вся глава XII. Но автор умалчивает об отношениях мусул. правителей к вероотступникам и к иноверцам: первых побивали камнями, а последних разными стеснениями принуждали к принятию ислама (Гиргас). Автор умалчивает также о зверствах турок по отношению к балканским христианам и к грекам даже в XIX и XX стол., когда турки стали считать себя уже образованным народом и ввели даже конституцию. Напечатано в Тафсире Абдаллы бен-Аббаса (Миср, 1316). Есть и отдельное издание. 181 Главы Корана, в которых нет отменяющих и отмененных стихов, следующие: 1, 12, 36, 49, 55, 57, 61, 62, 66, 67, 69, 71, 72, 77, 78, 79, 82, 83, 84, 85, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 104, 106, 107, 108, 110, 111, 112, 113, 114. Шесть глав Корана, в которых есть стихи отменяющие, но нет отмененных, следующие: 48, 59, 63, 64, 65, 87. Сорок глав, в которых есть только отмененные стихи, следующие: 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 18, 20, 23, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 50, 53, 54, 60, 68, 70, 75, 76, 80, 86, 88, 95, 109. Главы Корана, в которых содержатся отменяющие и отмененные стихи 2, 3, 4, 5, 8, 9, 14, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 33, 34, 40, 42, 51, 52, 56, 58, 73, 74, 81, 103

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

13. Кем была введена стройная десятичная система народных начальников, которая содействовала организации общественной жизни народа? Это глава 18 Исхода. Иофор пришел и увидел, что Моисей сел и судит свой народ, а весь народ перед ним стоит, а Моисей с каждым по отдельности разбирает его проблемы. И он говорит: что же ты делаешь, ведь так ты измучаешь весь свой народ. Их столько перед тобой стоит, а ты сидишь. Так ты сам измучишься и народ свой измучишь, ты лучше назначь сто начальников, тысяченачальников, десятиначальников, т.е. подели народ на компактные единицы, и пусть будет начальник, который судит в своем десятке, в своей тысяче, и только наиболее важные вопросы решай сам. А твое дело — общаться с Богом и вести народ, думать о нем в целом. Если же ты будешь заниматься с каждым по отдельности, то ты ни с чем не справишься. И Моисей послушался его. Так появилась общественная организация в народе еще до Синая благодаря Иофору, тестю Моисея, который с ними не ходил, а был с женой и двумя внуками где-то в другом месте. 14. Что прообразуют описанные события? 1 Кор. 10:1 -4 — «Не хочу оставить вас, братие, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море». Очень интересное выражение: «все крестились в Моисея». Оно, конечно, не прямое, а преобразовательное. «И все ели одну и ту же духовную пищу (так ап. Павел называет манну), и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». Тем самым апостол указывает на прообразовательное значение всех этих событий. Там же, 10:11 — «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». И еще одна цитата — Ин. 6:31-35,48-58. Посмотрите ее сами. Опорные стихи: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (35). «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (48). Это опорные стихи. А в целом в этих отрывках объясняется весь смысл этих событий.

http://sedmitza.ru/lib/text/432099/

Стихи 1–21 Победно-благодарственная песнь, которую воспели Моисей и все израильтяне после чудесного перехода через Чермное море, по своему содержанию разделяется на две части. В первой части (ст. 1–12) изображается могущество Божие, во второй (ст. 13–19) заключается молитва , чтобы Господь оказал евреям Свое покровительство в предстоящем им странствовании, благополучно довел Свой народ до земли обетования и здесь упокоил его. Слова первого стиха можно считать главною мыслью, темою всей песни: Израиль воспевает Господа, потому что Он прославился в чудесном поражении сильных врагов. Поэтому мысль стиха не один раз повторяется в песне; Мариам с хором женщин употребляет настоящий стих, как припев (20–21 стихи). В поражении войска фараона Господь явился помощником и покровителем Своего избранного народа («сей мой Бог»), показал Себя, как Бога патриархов, отцов народа еврейского («Бог отца моего») сильного в бранях (2–3 стихи). Потопив в волнах моря отборное войско фараона, Он показал этим Свою сильную руку (4–7 стихи). Чудесным образом разделив воды моря и погубив в волнах его алчных врагов, которые бросились на беззащитных евреев (8–10 стихи), Господь явно показал Свое могущество и превосходство перед мнимыми языческими богами (11–12 стихи). Во второй половине песни Моисей выражает твердую уверенность, что Господь введет Свой народ «во обитель святую Свою», то есть в землю обетования (13 стихи). Затем Моисей указывает на то, что окружающие языческие народы слухом о страшном поражении египтян приведены в страх и трепет (14–16 стихи), молит Господа, чтобы страх этот тяготел над ними до тех пор, пока избранный народ не пройдет через владения их. Моисей возносит молитву, чтобы Господь ввел Израиля в землю обетования, поселил и упокоил здесь свой избранный народ и царствовал над ними вечно (17–19 стихи). Кроме своего исторического значения благодарственная песнь Моисея имеет высший духовно-таинственный смысл. На этот высший смысл песни указывает Святая Православная Церковь , положившая ее в основу первой песни богослужебных канонов, вспоминая, что спасение Израиля и гибель египетского войска в волнах моря предуказывали спасение всего человечества, совершенное Христом Спасителем. В первой песни пасхального канона шествие Израиля в землю обетования так же берется, как прообраз шествия чад новозаветной Церкви от смерти к жизни, от земли к небу под водительством Христа, Бога нашего. 12. Изречение Богом заповедей десятисловия (Исх. 20:1–17 стихи)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Рождественские стихи Рождественские стихи Стихи к Рождеству Христову, рождественские песни 22 июля, 2016 Рождественские стихи Стихи к Рождеству Христову, рождественские песни В этой статье Вы найдёте стихи на Рождество Христово и Рождественские песни, таких авторов как И. Бунин, С. Надсон, И. Афонская, Ф.М. Достоевский и других! Стихи на Рождество Христово Вечерний ангел Иван Бунин В вечерний час над степью мирной, Когда закат над ней сиял, Среди небес, стезей эфирной, Вечерний ангел пролетал, Он видел сумрак предзакатный, Уже седел вдали восток… И вдруг услышал он невнятный Во ржах ребенка голосок. Он шел, колосья собирая И васильки, и пел в тиши, И были в песне звуки рая Невинной, неземной души. «Дитя,- сказал посланник Бога, И грусть и радость затая,- Куда ведет твоя дорога, И где сложилась песнь твоя?» Ребенка взор был чист и светел, Но он в смущении стоял. «Не знаю…» — робко он ответил. «Благослови меньшого брата,- Сказал Господь,- благослови Младенца в тихий час заката На путь и правды и любви!» И осенил дитя с улыбкой Вечерний ангел,- развернул Свои воскрылья в сумрак зыбкий И на закате потонул. И как алтарь весенней ночи, Заря сияла в вышине, И долго молодые очи Ей любовались в тишине. И в созерцании впервые Дитя познало красоту, Лелея грезы золотые И чистой радости мечту. Есть страны С. Надсон Есть страны, где люди от века не знают Ни вьюг, ни сыпучих снегов; Там только нетающим снегом сверкают Вершины гранитных хребтов… Цветы там душистее, звезды крупнее, Светлей и нарядней весна, И ярче там перья у птиц, и теплее Там дышит морская волна… В такой-то стране ароматною ночью, При шепоте лавров и роз Свершилось желанное чудо воочью: Родился Младенец Христос. Божья елка Г. Гейне Ярко звездными лучами Блещет неба синева… — Отчего, скажи мне, мама, Ярче в небе звезд сиянье В ночь святую Рождества? Словно елка в горном мире В эту полночь зажжена И алмазными огнями, И сияньем звезд лучистых Вся украшена она? — Правда, сын мой, в Божьем небе Ночью нынешней святой Зажжена для мира елка

http://pravmir.ru/rozhdestvenskie-stixi/

В 1956 г. была написана «Поэма памяти Сергея Есенина. Для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Слова С. Есенина». Именно народность поэзии Есенина особенно ценил композитор, это был его любимый поэт. «Сила его, писал Свиридов, - прорыв в небесную высоту». 1970-1980-е годы оказались необычайно плодотворными для Г. В. Свиридова. Тут явно обозначилось главное направление творчества композитора: вокальная музыка, хотя и инструментальная, как таковая, не исчезла из сферы его творческих интересов. И все же он не тяготел к «абстрактным» музыкальным жанрам, но любил живой, конкретный образ. Видимо поэтому и писал много музыкальных сочинений на стихи, прежде всего, русских поэтов. Таковы кантаты «Барка жизни» (1974) и «Ночные облака» (1979) - обе на стихи А. А. Блока, «Весенняя кантата» (1972, слова Н. А. Некрасова); «Пушкинский венок» (1978), хоровая поэма «Лапотный мужик» (1981) на стихи П. В. Орешина и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980, Блок), «Гимны Родине» (1978, стихи Федора Сологуба), поэма для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» (1977) на стихи С. А. Есенина... И еще множество отдельных хоров и сочинений других жанров. А также незавершенные работы: мистерия «Россия» на стихи Блока и кантата «Светлый гость» (слова Есенина), оратория-концерт «Русская старина» на стихи Бунина, Есенина, Бориса Корнилова, кантата «Бич Ювенала» по эпиграммам Пушкина, цикл на стихи Николая Клюева... Между прочим, Свиридову принадлежит краткая, но весьма точная и емкая характеристика творчества Н. А. Клюева, о котором и сегодня помнит, пожалуй, лишь узкий круг любителей поэзии. «Поэт он - несомненно гениальный. Влияние оказал громадное и на Блока, и на Есенина... Повлиял Клюев и на А. Прокофьева... и на Заболоцкого... и вообще на многое в литературе. Он предвосхитил пафос и отчасти тематику лучшей современной прозы и т. д. Как прискорбно, что имя его покрыто до сих пор глубокой тенью. Место его в русской литературе - рядом с крупнейшими поэтами ХХ века. Писать музыку на его слова соблазнительно, но неимоверно сложно. Поэзия его статична; это невероятная мощь, находящаяся в состоянии покоя, как, например, Новгородская София или северные монастыри. Стихи его перегружены смыслом, символикой и требуют вчитывания, вдумывания. Музыка же должна лететь или, по крайней мере, - парить. В Клюеве слишком много Земли (но не «земного», под которым подразумевается светское, поверхностное). Он весь уходит в глубину, в почву, в корни» (1980).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Стихи 15–18 Изображая будущее отступление Израиля от Господа, Моисей говорит, что пользуясь благами земли обетованной, народ огрубел, оставил истинного Бога, обратился к идолам и‚ таким образом, стал приносить жертву не Богу, а бесам. Стихи 19–34 Наказание, имеющее постигнуть богоотступный народ, представляется Моисеем в следующем виде. Так как Израиль оставил истинного Бога и обратился к идолам, которые суть «не боги», то Господь накажет Израиля тем, что обратит Свою милость к язычникам, которые в глазах Израиля не заслуживали наименование народа (19–21 стихи). По объяснению святого апостола Павла, этими словами в таинственном смысле предуказывалось, что Господь, отвергнув евреев, обратит Свои милости к язычникам и призовет их в Церковь , основанную Христом Спасителем ( Рим. 10:19–21 ). Затем, по словам Моисея, Господь в гневе Своем пошлет на Израиль страшные бедствия, причем Израиль истощен голодом, истреблен тяжкими болезнями, на улицах его будет истреблять меч, и в домах ужас (22–25 стихи). Господь окончательно не истребит народ еврейский только потому, чтобы язычники, возгордившись не приписали исключительно себе дело наказания, чтобы не думали, что сила их сокрушила Израиль, несмотря на помощь Иеговы (26–27 стихи). До 27 стиха Моисей говорил словами, исходящими от имени Самого Господа, с 28 по 33 стихи передают как бы его собственные мысли. Он говорит о забывшем Боге Израиле, что он народ, потерявший смысл (28–29 стихи), иначе как мог бы он забыть, что не собственной силой своей он занял Палестину, отняв её у многочисленных врагов, а силою Бога (30 стих). Стих 31 напоминает Израилю, что враги его, египтяне ( Исх. 14, 25 ) или Валаам торжественно сознавали, что перед Богом Израиля ничтожны те силы, на которые они надеялись. Стихи 32 и 33 относятся не к язычникам, о которых говорилось в предыдущем стихе, а к самому Израилю, в стихах этих заключается разъяснение безумия Израиля. Лозою, пересаженною в землю обетования, называется самый город, но плоды эта лоза дала горькие – это плоды лозы не Божией, а Содомской и Гоморрской, что означает крайний разврат и забвение правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Далее в 12 главе описывается наступление голода в земле обетованной и путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное оставление Авраамом Египта. 16. Разлучение Авраама с Лотом. Третье явление Бога патриарху (Быт. 13) После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля (2–4 стихи). Между пастухами Авраама и Лота возникли распри из-за пастбищ для скота (5–7 стихи). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8–9 стихи). Затем Лот поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10–13 стихи). Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании земли его потомством, но и многочисленности последнего «яко песок земной» (16 стих). В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авраама израильтян, измаильтян, мадианитян и других народов. Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел ( Гал. 3:7 ; ср. Рим. 9:6, 7 ), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху. Таким образом, верующие, чада новозаветной Церкви и являются обетованным Аврааму потомством, многочисленным, как песок земной. Они-то и наследуют Церковь Христову, имеющую существовать вечно, сначала как Царство благодати, а затем как Царство славы, которому не будет конца. 17. Нашествие месопотамских царей на долину Сиддим и пленение Лота (1–12). Освобождение Авраамом своего племянника (13–16). Встреча и благословение Авраама Мелхиседеком (17–24) (Быт. 14) За двенадцать лет перед этим пять городов, находившихся в долине Сиддим, были подчинены четырем месопотамским союзным царям, во главе которых стоял Кедорлаомер, царь Еламский, и принуждены были платить дань своим победителям. Но когда на тринадцатым год цари Пятиградия отложились (1–4 стихи), Кедорлаомер с союзными царями сделал новое нашествие. Покорив народы, земли которых лежали ему на пути (5–7 стихи), он нанес возмутившимся царям в долине Сиддим (8–9 стихи) поражение и с добычей и пленными, среди которых находился Лот, отправился обратно (10–12 стихи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

В сложившейся ситуации пророк более подробно описывает эти «преграды». В речи Господа, обращенной к «пастырям», т. е. к руководителям народа (Ис 56. 9-12), к группе «сыновей... блудницы» (57. 3-5), а также к Сиону (57. 6-13), обличаются социальные и культовые злодеяния народа, т. е. те самые «преграды», о к-рых идет речь в Ис 57. 14 и к-рые препятствуют спасению (ср.: 57. 15-21; 60-62). Пути их преодоления описаны также в Ис 58-59. Истинное благочестие не может сводиться к внешним знакам и правилам (напр., постам). «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (58. 6-7). Обличаются культовые преступления (стихи 13-14), правда и справедливость названы путем к спасению, к свету (ср.: 58. 8-12; 59. 9), Сам Господь выходит войной против Своих врагов (59. 15-21). В Ис 59. 21 о пророке и его потомках (ср.: 8. 16-18) говорится как о Рабе Господнем и посреднике в сообщении откровения. Новый раздел (Ис 60-62) начинается словами: «Восстань, светись, [в синодальном переводе добавлено - Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (60. 1). То, что Господь обращается именно к Иерусалиму, следует из глав 49-54, где Иерусалим назван женой Господа, матерью Его детей. Этот свет, к-рый должен воссиять над Сионом, будет светить и всему миру, будет привлекать в Иерусалим народы и их царей (стихи 2-3). С ними придут «сыновья и дочери» Сиона, иудейская диаспора (стихи 4, 9), и в Иерусалим-Сион они принесут богатства народов (стихи 5-9). В стихах 10-22 эти идеи уточняются. Иноземцы, а не сыновья построят стены Иерусалима и будут заботиться о том, чтобы его ворота оставались открытыми, «чтобы приносимо было... достояние народов» (стихи 10-11); непокорные народы и цари погибнут (ст. 12); леса Ливана будут принесены для строительства храма (ст. 13; ср.: 6, 7б); сыновья угнетателей придут, чтобы поклониться Сиону (ст. 14; ср.: ст. 3); Господь обратит бесчестие Сиона в вечное величие, когда Израиль сможет «насыщаться молоком народов, и груди царские сосать» (Ис 60. 16). Сам Господь принесет золото и серебро и будет заботиться о том, чтобы народ Израиля жил в мире и правде (стихи 17-18). Он - тот Вечный Свет, Который делает ненужным свет солнца и луны (стихи 19-20); жители Сиона станут праведниками и унаследуют землю (ст. 21); народ умножится (ст. 22).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Всеобщий кризис сопровождается неизбежностью срочного бегства (Мк 13. 14-18), появлением «лжехристов и лжепророков», ищущих знамений, а также всяческих чудотворцев-обманщиков (стихи 21-22). Верующие должны молить Бога о том, чтобы Он сократил «те дни» (стихи 17-20), и хранить рассудительное трезвение, чтобы уберечься от соблазнов (стихи 21-23). Эта часть речи оставляет впечатление скорого наступления «тех дней» кризиса. Но гораздо важнее уверенность в неотвратимости такого конца, когда даже верующий может только бежать, и единственное, что он еще в состоянии сделать,- это молиться. Молитва - выражение его веры в то, что Богу - Господину мира и его истории (ср. ст. 19) - очень дороги Его избранники, последователи Его Сына (ср. ст. 20), ради к-рых Он сократит дни скорби. Крушение ветхого мира, о к-ром говорится в 3-й части 13-й гл. Евангелия от Марка (стихи 24-25), есть одновременно и завершение ветхого, и наступление нового творения (ст. 26). В то время когда люди будут видеть вокруг себя лишь мрак и всеобщий хаос, им явится Сын Человеческий, т. е. Иисус Христос, как Тот Единственный, с Которым мир найдет свое благо и спасение (стихи 26-27). Подробное описание суда над миром отсутствует: речь идет не об участи «прочих», но о спасительном обетовании избранным (ст. 27). Мир может найти свое благо и спасение исключительно в Сыне Человеческом. Но при этом мир не верит благовестию Иисуса Христа и не следует Ему. Для мира есть только 2 пути: к спасению через Иисуса Христа или к погибели. Оттого христиане и должны молиться о сокращении дней скорби, но не о предотвращении неизбежного конца. Заключительная, 4-я часть апокалиптической речи (Мк 13. 28-37) содержит на первый взгляд противоречащие друг другу высказывания: с одной стороны, утверждается близость предстоящего конца, к-рую можно распознать по знамениям (стихи 29-30), с др. стороны, настоятельно подчеркивается, что о сроке конца знает только Отец (ст. 32). Возможно, только создающееся напряжение способно побудить христианина занять правильную позицию. Со времени смерти и воскресения Иисуса Христа для христиан остается справедливым следующее сравнение: «Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело» (ст. 34). Каждый имеет свое дело, но ко всем относится трижды повторенный призыв к бодрствованию (стихи 33, 35, 37). Именно этот призыв отражает неустранимое напряжение между ощущаемой принципиальной близостью конца и продолжением мировой истории.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Еще один человек, ставший участником этого события – 84-летняя пророчица Анна, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем [Богомладенце] всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2; 37, 38 ). Особенности богослужения праздника Хотя Сретение Господне имеет двойственный, господско-богородичный, статус, по построению (уставу) богослужения он отнесен к Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в воскресенье, воскресная служба не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как во все Богородичные праздники. Из особенностей, присущих службам Господских праздников, в чинопоследование Сретения внесены следующие моменты: 1) во время Литургии на малом входе произносится входной стих; 2) после входного стиха поются тропарь и кондак праздника; 3) в конце всенощного бдения и Литургии особый отпуст праздника заменяется воскресным отпустом, если праздник случится в воскресенье. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1 . 12-я глава книги Исход, стих 51, далее 13-я глава этой же книги, стихи с 1-го по 3-й, с 10-го по 12-й и с 14-го по16-й, далее 22-я глава книги Исход, стих 29. После стихов книги Исход читаются стихи книги Левит: 12-я глава, стихи с 1-го по 4-й, а также стихи 6-й и 8-й. Завершается первая паремия чтением 8-й главы книги Чисел, стихов с 15-го по 17-й. В этой паремии говорится о посвящении еврейских первенцев мужского пола Богу и о дарах, которые родители должны были принести после дней очищения. 2 . 6-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 12-й. Вторая паремия говорит о видении пророка Исаии, когда ангел прикосновением горящего угля к его устам очистил его от грехов, сделав его, таким образом, способным нести великое служение. 3 . 19-я глава книги пророка Исаии, стихи: 1-й, с 3-го по 5-й, 12-й, 16-й, и с 19-го по 21-й. Третья паремия содержит пророчество Исаии о посещении Египта Христом. Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010