Глава 39 Истинная премудрость, т.е. доступное для человека ведение о Боге и Его святом законе, принадлежит тому, кто всем своим умом, сердцем и волей не отторжим от источника премудрости – Бога. Сир.39:1 Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: Сир.39:2 он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; Сир.39:3 будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей. Сир.39:4 Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем; Сир.39:5 будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми. Сир.39:6 Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих. Сир.39:7 Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума, Сир.39:8 будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; Сир.39:9 благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа; Сир.39:10 он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня. Сир.39:11 Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек; Сир.39:12 память о нем не погибнет, и имя его будет жить в роды родов. Сир.39:13 Народы будут прославлять его мудрость, и общество будет возвещать хвалу его; Сир.39:14 доколе будет жить, он приобретет большую славу, нежели тысячи; а когда почиет, увеличит ее. 1–14 стихи служат противоположением 24–39 ст. 38 гл. Сир.39:15 Еще размыслив, расскажу, ибо я полон, как луна в полноте своей. 15 . Ибо я полон мудрых наставлений. Сир.39:16 Выслушайте меня, благочестивые дети, и растите, как роза, растущая на поле при потоке; Сир.39:17 издавайте благоухание, как ливан; Сир.39:18 цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь; Сир.39:19 благословляйте Господа во всех делах; величайте имя Его и прославляйте Его хвалою Его,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Другой народ Евангелие на Литургии в день апостола Стефана. От Матфея, глава 21, стихи 33-42 Союз чудес и притч Притча о злых виноградарях - 14-я из 19-ти, имеющихся у Матфея. Численно они сопоставимы лишь с чудесами, описанными в том же Евангелии - их 20. Такое почти равное соотношение двух граней благовестия Иисуса встречается только у Матфея. Так подчеркивается внутренняя связь между ними и их равноценность в служении Христа Спасителя. Чудеса показывают, что возвещенное пророками мессианское Царство пришло в Нем Самом, а притчи раскрывают весь мыслимый спектр вопросов, касающихся этого Царства, - от Его безальтернативной ценности для человека и до конечных судеб иудаизма, отвергшего Царство. Чудеса являют Царство в народе обетования, притчи - Его актуализируют. Вместе они указывают на Иисуса, в Котором Царство Божие обретает свое окончательное осуществление. Притчи у Матфея Общим знаменателем для всех притч первого Евангелия является доминирование в них темы Царства. Следующая особенность - в его методе. Поучения Иисуса группируются по аналогии сюжетов, благодаря чему выделяется 5 опорных столпов: это Нагорная проповедь (5-7 глл.), отправление 12-ти (10 гл.), притчи (13 гл.), наставления о жизни в общине (18 гл.) и эсхатологические речи (24-25 глл.). В 21-22 глл. имеются три притчи, вторая из которых и есть объект нашего внимания. Рассмотрим ее содержание с учетом главных особенностей, связанных как с подачей данной темы, так и с местом расположения притчи в общей композиции первого Евангелия. Общая направленность притч у Матфея Намерения автора следует искать либо в начале, либо в конце его книги. Точно так же общую направленность притч Матфея можно ощутить, сопоставив первую и последнюю из них. Притчи о доме, построенном на камне или на песке, (7, 24-29) и о суде над народами (25, 31-46) отражают, как и все Евангелие в целом, свершившуюся драму: неприятие Иисуса влечет за собой утерю Израилем своего религиозного статуса, в то время как вера в Иисуса создает новый истинный народ Божий - Церковь.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

«Путь к Богу начинается, когда нам плохо» – беседа в неделю о мытаре и фарисее (+Видео) 1 февраля, 2015. Протоиерей Павел Великанов Наш путь к Богу начинается, когда нам плохо. Когда мы лишились всех тех искусственных подпорок, которыми мы так любим ограждать себя в жизни Почему Христос не осудил фарисея, а лишь указал на то, что мытарь заслужил больше оправдания? Чему можно поучиться у того и другого – в беседе протоиерея Павла Великанова о евангельском чтении на сегодняшней литургии. Евангелие от Луки. Глава 18, стихи 10-14: 10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:  12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Протоиерей Павел Великанов: Протоиерей Павел Великанов Притчей о мытаре и фарисее мы вступаем в особый период жизни Церкви – недели подготовительные, которые готовят нас к периоду Великого поста. Эта притча, казалось бы, очень простая. С одной стороны – высокомерный фарисей, с другой стороны – смиренный мытарь. Но на самой деле в этой притче есть огромная глубина. Ведь Господь не осуждает фарисея. Он говорит о том, что мытарь уходит из храма более оправданным , нежели фарисей. И вполне понятно, почему Господь фарисея не осуждает – кто такой фарисей? Это человек, который всю жизнь отдал изучению и соблюдению закона Божия. Он приходит в храм – величественный, удивительный шедевр архитектуры, которым восхищались все народы, где явным образом пребывала Слава Божия – как к себе домой. Здесь для него всё родное. Вся его жизнь – в храме. Всё содержание его помыслов, его желания, его устремления – Бог и храм.

http://pravmir.ru/kogda-nam-ploho-beseda...

Стихи 9–10 – прикосновение руки Господней к устам пророка – символическое действие, означающее, что Господь сообщает ему дар слова и делает его вестником Своей воли, так что уста пророка сделались как бы устами Божиими. Подобное этому символическое действие было и с пророком Исаией при его призвании ( Ис.6:7 ). «Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (10-й стих) – в этом стихе говорится, что отныне Иеремия, его слово есть орудие Верховного Судии Бога. Он должен предвозвещать судьбы евреев и язычников. Стихи 11–12. Видение орехового (миндального) жезла, т.е. ветви миндального дерева, начинающего весной зеленеть в Палестине ранее других деревьев, которые евреи называют «бодрствующим деревом» – подстерегающим весну; здесь оно символизирует всегда бдящего Бога, «не дремлющего и не спящего» ( Пс.121:4 ). Образ этот призван ободрить пророка, убедить его в постоянном сопребывании Бога с ним и его служением. Стих 13. Второе символическое видение – видение котла, поджигаемого с севера, которое по объяснению Господа (стихи 14–16) предвозвещало бедствие грядущее на идолопоклонников иудеев с севера, т.е. со стороны Сирии. Кипение котла в переносном смысле предызображает приближение этих бедствий; огонь – символический образ пламенного гнева Господня на идолопоклонников. Стих 17. Господь повелел пророку препоясать чресла, т.е. приготовиться к предстоящей ему пророческой деятельности, иными словами духовно укрепляться, чтобы безбоязненно возвещать повелеваемое Богом. Стихи 18–19. «Вот Я поставлю тебя, говорит Господь пророку, как бы укрепленным городом, железной башней и медной репкой стеной для всех царей иудейских, князей, священников всех людей этой земли. Они будут воевать против тебя, но не одолеют тебя, потому что Я буду с тобой.....» Иеремия, получивший от Бога особые полномочия, уподобляется неприступной крепости, о которую разобьются все враги его. Обличение нерадивых пастырей и пророков и предсказание о Пастыреначалънике из дома Давида (глава 23)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Дмитрий(еще один), А почему явление иконы должно иметь смысл из-за отречения?? Явление иконы было в тот день, когда оболгали царя. Когда он попал под стражу. Когда он перестал управлять страной - не по своей воле. В чем еще Вам нужен смысл?? Василий 18 марта 2013, 21:19 В крахе Российской империи, скорее всего, виноваты все, и царь не исключение. Кстати, отчего-то никто не вспоминает, как мы предали страну в 1991 году. Василий 18 марта 2013, 17:40 Полностью согласен с читателем (2013-03-18, 14:51). читатель 18 марта 2013, 14:51 Религиозный монархизм -- это папизм, но на русской почве. Папизм -- это подмена Христа; у латинян папой, у монархистов царём. Для спасения никакая монархия не нужна. Да её и не было раньше в народе Божием. Спасение в Церкви, а не в монархии. Истинный Помазанник и Царь -- Христос. Миропамазание имеют все православные, и совершается сие таинство один раз в жизни. И нет вообще такого церковного таинства как " венчание на царство " . За всей этой идеей " третьего Рима " лежит гордыня. Как возникла монархия в народе Божием подробно описано в Писании. Никакого одобрения у Бога монархия не имела, а совсем наоборот. Разговоры о том, что монархия -- это якобы хорошо, НЕ соответствуют Писанию. Рекомендую всем почитать , как возникла монархия у верующих, и какую оценку дал БОГ -- в Книге Первая Царств, глава 8, глава 10 стихи 17-19. " И бысть лукав глагол пред очима Самуиловыма, яко реша: даждь нам царя,да судит ны. И помолися Самуил ко Господу. И рече Господь Самуилу: послушай гласа людий , якоже глаголют к тебе, яко не тебе уничижиша,но МЕНЕ УНИЧИЖИША ,еже не царствовати МИ над ними... " (Первая Царств, глава 8, стихи 6-7) Дмитрий (еще один) 18 марта 2013, 11:20 Отречение Царя было, иначе Явление Державной иконы Божией Матери теряет всякий смысл. Не так ли? Русский 18 марта 2013, 08:49 Ответ на комментарий читателя " Максим " : Родина никому не может изменить, потому что это страна. Изменить могут только люди, точнее говоря, государство, которым царь и управлял, доведя его до такого состояния. Нелепо, на мой взгляд, причитать об измене, когда сам вогнал свою страну в пропасть.

http://pravoslavie.ru/60110.html

В четвёртой части (ст. 32–35) апостол изрекает благословение, предаёт их Богу и слову благодати Его и увещевает их подражать его бескорыстию, какое он сам осуществлял в жизни по слову Господа: «блаженнее давать, нежели принимать». Почему св. апостол хотел жить своим трудом, хотя он и учил ясно, как и Сам Господь Иисус Христос, что всякий делатель Господа достоин пропитания ( Мф. 10:10 и паралл.) и что проповедник Евангелия должен жить от благовествования ( 1Кор. 9:7–11; 13–14 и паралл.). На это нужно сказать, что апостол не сделал и для себя правилом отказываться от того, что ему предлагали ( Деян. 16:15 ; 2Кор. 11:8 ), но он старался ничего не просить, дабы не поставить этим препятствия своему благовествованию, ибо обращённые язычники ещё не привыкли содержать своих пастырей и он мог опасаться, если бы возложил на них это бремя, что враги Христовой веры использовали бы это как лишнее оружие против него, оклеветав его, что он по корыстолюбивым побуждениям проповедует новое учение. Вместе с тем он считал честью служить Церкви на свои средства и не требовать ни у кого ничего, кроме того, чтобы почитать Бога и спасать свою душу ( 1Кор. 9:16–18 ; 2Кор. 12:14 ; Фес. 2:9), и хотел своим ученикам дать пример такой же бедной и трудовой жизни. Откуда взято приведённое им изречение Христа Спасителя? Оно не читается нигде – ни в Евангелии, ни в другой какой-либо боговдохновенной книге. Вероятно, это было изречение, сохранившееся в устном предании как подлинные слова Господа. В этом изречении не та, конечно, мысль, что брать – худое дело, но что давать другим – лучше, чем брать самому. В заключение своей речи апостол преклонил колена свои и помолился со всеми ими. Они простились тогда с ним с весьма великим волнением и плачем, потому что он объявил им, что они видят его в последний раз. И провожали его до корабля. Глава двадцать первая Путешествие Павла от Милита до Кесарии (стихи 1–9). Павел в Кесарии и пророчество о предстоящих ему узах (стихи 10–14). Прибытие Павла в Иерусалим, возмущение против него иудеев и его узы (стихи 15–40). Путешествие Павла от Милита до Кесарии

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1Иак. 5:14–15). Посвящаемы они были в своё служение через возложение рук от апостолов (14:23) и епископов ( 1Тим. 5:22 ). В некоторых городах, где христианские общества были многочисленны, как, например, в Иерусалиме, Ефесе, пресвитеров было несколько (5:1, 4 и далее, 20:17). О первоначальном учреждении этой должности в Церкви нет такого прямого известия, как об учреждении диаконов, но обычай рукополагать пресвитеров в новоучреждённые христианские общества мы видим установившимся очень рано (см. 14:23). Глава двенадцатая Гонение на Церковь со стороны Ирода: убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное освобождение его оттуда (стихи 1–18). Смерть Ирода, изъеденного червями (стихи 19–23). Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (стихи 24–25) В то время как Варнава и Савл, посланные с милостыней во Иудею, находились там, покой Церкви был нарушен гонением, воздвигнутым на верующих в Иерусалиме царём Иродом Агриппой I. Это был сын Аристовула и Вереники, внук Ирода, называемого Великим, племянник Ирода Антипы Галилейского, убийцы св. Иоанна Крестителя. Рождённый около 10 г. пред Рождеством Христовым и воспитанный в Риме, он получил от римского императора Кая Калигулы тетрархию умершего дяди своего Филиппа и тетрархию Лисания с титулом царя; вскоре ему досталась и тетрархия другого дяди, Ирода Антипы; наконец, император Клавдий, преемник Калигулы, присоединил к его владениям Иудею и Самарию, так что Ирод Агриппа I, как и его дед, стал царём над всей Палестиной. Во время его царствования отдельного римского прокураторства над Палестиной даже не было. Это был хитрый, ветреный, расточительный правитель. Воспитанный в Риме, легкомысленный, едва ли веривший по-иудейски, Ирод начал гонение на христиан, чтобы сделать приятное иудеям, то есть исключительно в видах своего личного возвышения в глазах иудейского общества, ненавидевшего христиан. Представители иудейской церковно-иерархической власти, видя расположение к себе нового царя и зная о расположении к нему высшей римской власти, подняли голову, надеясь через него подавить всё возраставшую силу христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

7–8 ст.; наконец, если пророк Михей мог предсказать о превращении «горы дома Господня в лесистый холм», то пророк Исаия мог предсказать о «сожжении храма». – 324 Свидетельство книги Варуха было бы очень важным, если бы можно было считать вторую часть книги подлинною. Но дело в том, что печать подлинности носит главным образом молитва , – при пр. Данииле она, по-видимому, была присоединена к кн. пр. Иеремии, и словами ее пр. Даниил молился (см. Даниил. 9 гл.), когда «соображал по книгам число лет, о котором было слово Господне к пророку Иеремии»; молитва носит отпечаток пророчеств Иеремии – особ. см. 2:20–25 или в 1:18–19; ср. Иер.25 гл., 7 гл., 8 гл. нач. и др., и это вполне подходит к тому обстоятельству, что пророк Варух был писчем Иеремии (36:4). Вторая часть книги, начиная с 3:9, носит совсем другой характер; есть, вероятно, прибавление иудея – эллиниста, и потому, может быть, не сохранилась в еврейском каноне. – Книга «Товит» описывает жизнь современника Исаии, который мог знать пророчества Исаии; но когда и кем она написана, неизвестно. В ней Товит говорит о «пророках» Ионе и Исаии ( Тов.14:4–6 , – ср. Исаии 64 гл., 10–11; 44 гл., 28; 45 гл., 20–25; Тов. 13 гл., 11–14 и Исаии 66 гл., 19:11–12; 65 глав., 15–16, 23; Тов. 13 глав., 16–17 и Исаии 54-й главы, 11–12 стихи. 326 Это не девтерономическое представление, а слова пророка Исаии, потому что он в 9:7 говорит также: «умножению владычества Его (Еммануила) и мира нет предела на престоле Давида (ср. 11:1; 29:1) и на царстве его... Ревность Господа Саваофа сделает это. (Последнее выражение повторяется в 37-й главе, стихе 32-м, и означает, что ради Себя Самого, ради Своей славы, Господь спасает город, спасает «остаток» Израиля, всей же земле определил истребление (Исаии глава 10-я, стихи 20–23-й...). 327 В этих местах, кроме 35:9 употребляется слово , а в 40–66 гл., кроме 51:11 и 50:2, везде употребляется слово . Но и – понятия взаимнозаменимые, как видно из 35:9, 10 и 51:10, 11. В 35:9 вводится впервые, и, как замечено, по-видимому. под влиянием песни Исхода 15, где в стихе 13-м употреблено слово . Нет, следовательно, ничего удивительного, если после 35 гл. мы встречаем частое употребление слова . А ранее 35-й главы вообще не встречаем этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Бог Отец: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Сын Божий: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Царь Давид: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем» (стихи 1–2, 6–7 и 12). Самым замечательным в этом псалме является истина, раскрытая здесь впервые, что Мессия есть Сын Божий. Гора Сион, на которой стоял храм и город Иерусалим, символизировала Царство Мессии — Церковь. О Божестве Мессии Давид еще пишет в нескольких последующих псалмах. Например, в 44-м псалме Давид, обращаясь к грядущему Мессии, восклицает: «Престол Твой, Боже, вовеки, жезл правоты — жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (стихи 7–8). Выявляя разницу между Лицами в Боге, между Богом помазывающим и Богом помазанным, данное пророчество подводило фундамент для веры в Триипостасного (имеющего три Лица Бога). Псалом 39-й указывает на недостаточность ветхозаветных жертв для искупления (прощения) человеческих грехов и свидетельствует о предстоящих страданиях Мессии. В этом псалме говорит Сам Мессия устами Давида: «Жертвы и приношения Ты (Бог Отец) не восхотел. Ты уготовил Мне тело. Всесожжения и жертвы Ты не потребовал. Тогда Я сказал: Вот иду, в свитке книжном (в предвечном определении Божием) написано обо Мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой» (Пс. 39:7-10). Искупительной жертве Мессии еще будет посвящена особая глава. Здесь только упомянем, что, согласно 109-му псалму, Мессия не только Жертва, но и Священник, приносящий жертву Богу — Самого Себя. В 109-м псалме повторяются основные мысли 2-го псалма о Божестве Мессии и о вражде против Него. Но сообщается несколько и новых сведений, например, рождение Мессии, Сына Божия, изображается, как предвечное событие. Христос — вечный, как и Его Отец. «Сказал Господь (Бог Отец) Господу моему (Мессии): сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Как объясняет ап. Павел, Мелхиседек, о котором рассказывается в книге Бытия 14:18, был прообразом Сына Божия — вечного священника, см. Ев. 7-я глава).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2. Состав и содержание книги Книга пророка Осин состоит из трех глав. Главная тема пророчества – день Господень, т.е. суд Божий. Господь через суд над всеми языческими народами и иудеями окончательно уничтожит зло в мире и утвердит Свое блаженное царство. Эта тема раскрывается во всех главах книги. 1 глава. Возвестив суд Божий над всем миром (2–3 стихи), пророк порицает преступления иудеев и говорит об их участи в день суда. Из беззаконий иудеев указаны следующие: увлечение культами Ваала, «воинства небесного», Молоха; злоупотребление властью, излишняя роскошь богачей. В конце первой главы в кратких, но сильных выражениях описываются действия «дня Иеговы» (14–18). Во второй главе после краткого увещания иудеев обратиться к Господу с покаянием, дабы снискать милость Его до наступления «дня Его гнева», пророк говорит, что день Господень простирается не только на них, но и на весь языческий мир. Далее он предвозвещает бедствия дня Господня соседним языческим народам – ближним (филистимлянам, моавитянам, аммонитянам) и дальним (эфиопам, ассирийцам и др.). Особенно картинно изображается запустение столицы Ассирии – Ниневии, которая превратится в пустыню и будет логовом для диких животных (11–15 стихи). В третьей главе пророк изображает печальное религиозно-нравственное состояние современного ему Иерусалима, предвозвещает наступление дня Господня (18 стих, но затем говорит о спасении после суда благочестивого остатка и предсказывает обращение к Богу языческих народов. 3. Мессианские черты пророчества Софонии Говоря о спасении благочестивого остатка (в историческом смысле – от вавилонского плена), пророк прозревает блаженные мессианские времена. Характерные черты мессианского времени пророка Софонии следующие: 1) спасение будет простираться на всю вселенную (3:9–10); 2) оно будет состоять в прощении грехов и святости его членов (3:11–13); 3) оно совершится, когда Господь воцарится «посреди народа» (3:15). Дать языческим народам «чистые уста», значит произвести внутреннюю перемену в их настроении, чтобы они свято чтили Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010