и по смерти были органами св. Духа. См. М. Филар . Слова. II. 19. 20. III. 235. См. Введ. II. 21. 471 Об организме см. Klencke Herm. Sestem. d. organisch. Psychol. Leipz. 1842. S. 1–18. В русск. перев. Пестича, СПБ. 1856. стр. 3–19. Елагин 1–14. Геттингер . Апология христ. Ч. 1. Отд. 1. СПБ. 1873. Перев. священ. Чельцова, стр. 157–255. Dorner I. I. 251–4. 472 Сравнение Церкви с телом и наименование ее телом Христовым встречаются особенно часто в посланиях Ап. Павла, в святоотеческих творениях и в сочинениях христианских богословов от древнейших времен и до самого последнего времени. Места: Рим. 12, 4. 5 . 1Кор. 6, 15; 10, 16–17; 12, 12–27 . Еф. 1, 22. 23; 4, 4. 12, 16. 25; 5, 23–32 . Кол. 1, 18–24; 2, 19; 3, 15 . – Tertull . De bapt. c. 6. De poenit. c. 10 etc. – Iren . Haer. lib. III. c. 24. § 1; lib. IV. c. 33. § 8 etc. – Cyprian . De unit. eccl. f. 108. 109. 119. etc. etc. – Clem. Alex . Paedag. lib. 1. c. 6. f. 121 etc. Origen . Contr. Cels. lib. VI. n. 48. М. Филар . Введ. II. 21. Хомяк . Введ. II. 22. Весьма назидательны соображения М. Филарета (см. его Слова. IV. 488) касательно значения наименований: плоть и тело . «Плоть не то, что тело», поучает московский святитель. «Тело с его естественными свойствами и действиями создал Бог, и создал не для смерти. От нарушения заповеди Божией, от вкушения запрещенного плода начинает быть известною плоть, которой жребий есть смерть. Апостол представляет плоть «противящеюся» духу и объясняет ее сущность посредством ее действий и явлений. Он говорит: «явлена суть дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинны кличи, и подобныя сим» Гал. 5, 17. 19–21 . Посему под наименованием плоти надлежит разуметь возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, оказывающие себя ложною жизнию в страстях и похотями управляемых». «При сем понятии о плоти мысль о распятии плоти не только начинает быть удобовразумительною, но и перестает быть страшною». Очень важное значение имеет при этом следующее место из первого послания Ап. Павла к Коринф.: 15, 35–58, особенно стихи 38 и 39 для правильного разумения Еф. 1, 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Итак, перейдем к рассмотрению вопроса о том, какие книги Ветхого Завета является каноническими, а какие нет. Для начала необходимо указать источники, которыми руководствуется Церковь при отборе священных текстов. Это ряд святых канонов. А именно – 85-ое правило св. Апостолов, 60-ое правило Лаодикийского Собора, 33-ее правило Карфагенского Собора, 39-ое праздничное послание свт. Афанасия Великого , стихи свт. Григория Богослова и свт. Амфилохия Иконийского . Кроме этого, канон Писания излагает весьма авторитетные для православных тексты – «Огласительные беседы» свт. Кирилла Иерусалимского , «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина , «Пространный катехизис» свт. Филарета Московского и «Декрет Дамаса», т.е. постановление Римского Собора 382 года. Для начала составим список книг, признаваемых каноническими всеми авторитетами. Это пять книг, написанных св. боговидцем Моисеем: 1 . Бытие. 2 . Исход. 3 . Левит. 4 . Числа. 5 . Второзаконие. Далее следуют исторические книги. 6 . Книга Иисуса Навина. 7 . Судей. 8 . Руфь (последние две книги традиционно приписываются св. прор. Самуилу). 9 . Четыре книги Царств (первые две приписываются Самуилу, 3 и 4 написаны пророками, а приведены в единообразный вид прор. Иеремией). 10 . Две книги Паралепоменон (основаны на летописях пророков, последняя их редакция принадлежит св. Ездре). 11 . 1 книга Ездры. 12 . Книга Неемии (в канонах часто называется 2 книгой Ездры). Далее следуют книги учительные: 13 . Иов (древнейшая книга Библии, написанная еще св. Иовом, но отредактированная св. Соломоном). 14 . Псалтирь св. царя Давида. 15 . Притчи Соломона. 16 . Екклесиаст Соломона. 17 . Песнь песней Соломона. Далее завершают Ветхозаветный Канон пророческие книги: 18 . Книга прор. Исаии. 19 . Иеремии. 20 . Иезекииля. 21 . Даниила. 22 . Осии. 23 . Иоиля. 24 . Амоса. 25 . Авдия. 26 . Ионы. 27 . Михея. 28 . Наума. 29 . Аввакума. 30 . Софонии. 31 . Аггея. 32 . Захарии. 33 . Малахии. Авторитет этих священных книг признан всеми каноническими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

осмелился войти. Очевидно, для Иосифа это было первое деяние веры, но оно было совершено в тот момент, когда ученики Иисуса бежали. Иосиф нарушил решение синедриона и тем самым поставил под угрозу свое будущее. 15 Пилат удивился. Удивление Пилата вызвано тем, что смерть наступила так быстро. 15 во гробе, который был высечен в скале. Согласно Мф. 27,60 , эта гробница принадлежала Иосифу и его семье. Глава 16 16 По прошествии субботы. После захода солнца в субботу вечером. помазать. Помазание тела умершего ароматическими маслами являлось символическим выражением любви и преданности. 16 кто отвалит нам камень. Ко входу в гробницу был привален большой камень (15,47; 16,4). 16 войдя во гроб. Точнее, в погребальное помещение, в дальнем конце которого было положено тело Иисуса. юношу. Обычный юноша не мог заставить этих взрослых женщин «ужаснуться» (ст. 5). Таким образом, Марк подтверждает Мф. 28,2 , где сказано, что это был ангел. 16 Назарянина. См. ком. к 1,24. Он воскрес. Если Евангелие от Марка достигает своей кульминации в исповедании сотником Иисуса как Сына Божия (см. ком. к 15,39), то развязкой этой кульминации является объявление о воскресении Иисуса, свидетельствующее о том, что проповедь Иисуса о приходе Его Царства в силе является истиной (см. ком. к 1,15 и 9,1). 16 и Петру. Эти два слова являются свидетельством того, что Иисус не отверг Петра, хотя Петр трижды отрекся Иисуса. Он предваряет вас. См. ком. к 14,28. 16 никому... ничего... боялись. Эти слова, очевидно, следует понимать так, что женщины ничего не сказали посторонним, потому что боялись властей (см. Лк. 24,9.10 ; Ин. 20,18 ). 16:9–20 Эти стихи отсутствуют в некоторых из наиболее авторитетных кодексов, и если рассматривать данный факт с учетом отличий в стиле и лексике, то возникают серьезные сомнения относительно подлинности данного фрагмента. 16 Марии Магдалине. См. ком. к 15,40. 16 двум из них. Ср. Лк.24,13–35 . 16 идите по всему миру. Ср. Мф. 28,19 . 16:16 См. статью «Крещение младенцев». 16 знамения. Об исполнении всего, что здесь предсказано (за исключением смертоносного яда), сообщается в книге Деяния святых Апостолов (см. также Рим. 15,19 ; Евр. 2,3.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Поэтому, не желая разрушить созданное Христом спасение, апостол, по требованию самого Закона, умирает для Закона и живёт теперь только для Христа, верой в Его заслуги ( Гал.2:18–21 ). Обращаясь лично к галатам, апостол в их жизни находит подтверждение того, какое значение имеет для них вера: так, они получили Духа Святого не через исполнение Закона, а через наставление в вере ( Гал.3:1–5 ). Что касается Авраама, на которого любят указывать иудействующие, как на пример оправдания делами; то этот пример, вопреки лжеучению иудействующих, как нельзя лучше, доказывает истинность учения апостола. Авраам оправдался верой и только верующие суть сыны его и получают то благословение, которое обещано было Аврааму за веру его. Опирающиеся же на дела Закона, по уверению самого Закона, находятся под клятвой, потому что не могут исполнить вполне всего Закона ( Гал.3:6–10 ). И само Писание обещает жизнь праведному верой – а не исполнителю Закона. Потому и умер Христос, и подвергся клятве за нас, чтобы избавить нас от клятвы Закона и распространить на всех верующих благословение обещанное Аврааму ( Гал.3:11–14 ). Глава 2:15. Мы естеством иудеи, а не от язык грешницы. [Этот и следующие стихи служат продолжением речи апостола Павла к Петру – включительно до конца главы, в чём убеждает нас тесная связь между этим стихом и предшествующим. Но так как высказанные в Гал.2:15–21 стихах мысли служат основанием дальнейшего рассуждения апостола Павла об оправдании верой, то их можно отделить от предшествующего исторического рассказа, без нарушения последовательности в речи]. Апостол начинает свою речь об оправдании с указания на преимущественное положение иудея. По самому рождению иудей уже получал право на оправдание, мог быть негрешником; тогда как язычник в силу того же рождения считался грешником , не имел возможности оправдаться, потому что не имел к тому никаких средств. Но несмотря на такое выгодное преимущество иудея, исторический опыт и собственное наблюдение апостола убедили его, что человек не может оправдаться делами Закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

к. Зяйд разделял стихи, близкие по содержанию, и соединял в один стих разнородные стихи, а иногда повторял одни и те же стихи в разных главах Корана. Например 7 гл. 161 ст.==2 гл. 55 ст.; гл. 2. ст. l62==2 гл. 56 ст.; но 160-й ст. 7 гл. разделен и соответствует 54 и 57 ст. 2 гл. При этом Шпренгер оговаривается, что только немногие повторения, встречающиеся в Коране, можно приписать Зяйду, так как и сам Мухаммед не редко применял обнародованные им ранее поучения к новым случаям жизни и не редко вводил ранние стихи Корана в позднейшие свои речи 103 . Зяйд, знавший наизусть большую часть Корана, мог также повторять во время общественной молитвы известные ему стихи Корана. Отсутствие порядка в распределении глав Корана объясняется тем, что отдельные отрывки его не были перенумерованы, и потому каждая глава могла быть первою и последнею. Поэтому на вопрос Мухаммеда-бен-Сирина: «будет ли Коран составлен хронологически, как он был ниспослан?». Икрима мог справедливо ответить: «если бы соединились джины (духи) и люди для того, чтобы составить Коран таким образом, то не были бы в состоянии сделать этого». – Вообще критический принцип, какого следовало бы держаться собирателям Корана, был совершенно чужд мусульманам того времени; поэтому издатели и ограничились чисто внешним принципом, распределив главы по количеству стихов: самые длинные главы были поставлены в начале сборника, а самые короткие в конце. Но и эта простая система в распределении глав Корана не была строго выдержана Зяйдом, так как по числу стихов не все предыдущие главы короче своих последующих, как сказано выше. Ибн-Маз’уд разделил главы Корана на группы, причем также принимал во внимание количество стихов. Первую группу, в которой заключались 2–7 и 10-я главы, он назвал «длинною»; вторую группу, состоявшую из 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 25 и 27 глав, он назвал «сотенною», потому что самая краткая из этих глав имела 110 стихов. Потом у него следовали «двойные» главы, или повторяемые: 8, 12, 14, 15, 19, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 33–39 и 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Параллельным является перечень тех, кто освобожден от военной службы во Второзаконии, и перечень отговорок, найденных теми, кто отклонил приглашение на ужин (см. таблицу 16). Но для чего сравнивать битву или войну ( Втор.20 ) с ужином ( Лк.14 )? Не потому ли, что многое в Писании указывает на два явления в конце века – битву и пир, великий и ужасный день нашего Господа и брачную вечерю Агнца? Последние два раздела переходят от вопроса военных кадров к вопросу военной стратегии. Израильтяне должны вначале предоставить непалестинскому городу возможность сдаться (ст. 10–15). Город же на территории Палестины должен быть полностью разрушен (ст. 16–18). Во время любой осады деревья, которые приносят съедобные плоды, нельзя срубать (ст. 19:20). Интересно, что 10–18-й стихи предполагают победу. Нет никакого указания на то, что возможно поражение или тупиковое положение. Израиль изображен могучим народом, который или заставит сдаться своего противника, или же безопасно и беспрепятственно войдет в города своих противников и не оставит в живых «ни одной души». Глава началась с перечня тех, кто освобождался от военной службы. Глава завершается указанием того, что должно быть сохранено от уничтожения на войне, а именно природные ресурсы земли. Таблица 16 Второзаконие (20) Евангелие от Луки (14) Дом построен, но еще не обновлен (20:5) Виноградник посажен, но его вина еще не попробовали (20:6) Мужчина обручен (20:7) Земля куплена, но ее еще не видели (14:18) Волы куплены, но их еще не испытали (14:19) Мужчина недавно женился (14:20) Жизнь и смерть (21) Я предположил в начале этой главы, что последние несколько глав свода законов Второзакония могут быть наиболее беспорядочными из всех. Некоторые богословы сочли возможным поместить все содержащееся в 21–25-й главах под один заголовок смешанных законов. Двадцать первая глава в некоторой степени это подтверждает. Поскольку мы встречаем в ней следующее: закон искупления убийства, если убийца не был пойман (ст. 1–9); закон о женитьбе на женщине, взятой в плен во время войны (ст. 10–14); закон о наследовании, подтверждающий право первенца (ст. 15–17); закон о буйном и непокорном сыне (ст. 18–21); закон о погребении тела казненного преступника (ст. 22:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Поэтому в Barberinus (fol. 115) иногда комментарий под заглавием Феодорита, Диодора и Геннадия представляет не что иное, как резюме целого ряда больших фрагментов тех же авторов, которые последовательно читаются в катенах Никифора. И это встречается не один раз – даже в тех манускриптах, в которых, казалось бы, это трудно ожидать 1119 . Таким путём научно критического исследования манускриптов греческого и, отчасти, латинского текста Деконэк издаёт 79 фрагментов автентичных комментариев Диодора, каковые относятся к следующим местам октатевха: Бытия 1(два фрагмента), 2 стих (два фрагмента), 8 стих, 14 стих, 17 стих, 22 стих, 26 стих; 2:5–6 стихи, 7 стих, 8 стих, 23 стих; 3стих (три фрагмента), 21 стих; 5стих; 6стих, 4 стих, 6 стих; 8:20, 21 стихи; 9:24–25 стихи, 26 стих, 27 стих; 11:32; 14:13 (два фрагмента); 15:8–12; 16:2; 17:14; 19:31; 20:12; 21:6; 21:9–14; 22 глава, 24:2; 25:22, 26, 33; 27:18, 41; 28:(видение Иаковом лестницы), 18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 37:2; 38:1, 18, 27; 39:2; 44:5; 47:31; 49:3–4, 8–12, 16–17; Исход 1:19; 3:5; 4:21, 24; 6:3; 12:18; 20:5, 25; 21:21; 23:26, 28; 31:16; 32:3–4; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы; Второзакония 1:5; 33:6; Иисуса Навина 5:31. К этим фрагментам можно прибавить 17 фрагментов Диодора на книгу Исход, изданные на латинском языке Питрой и получившие в исследовании Деконэка совпадением указанных выше 6 из них с греческими манускриптами некоторую гарантию научной достоверности – 2:2; 3:22; 4:6, 10, 19; 7:11; 8:15; 9:18; 13:17–18, 19; 14:27; 16(два фрагмента); 19:18; 20:4, 18; 23:15. Вот и вся картина октатевхических фрагментов Диодора. Если сравнить результаты исследования Деконэка с фрагментами существовавшей коллекции Миня, то новым приобретением экзегетической науки, не известным Миню с именем Диодора, будут фрагменты толкований на кн. Бытия 1:8; 6:3; 8:21; 9:24–25; второй фрагмент толкования 14:13; 15:8–12; 16:2; 19:31; 20:12; 21:6; 27:18; 28:18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 44:5; 49:27; кн. Исхода 8:18; 20:25; 23:26, 28; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы, Иисуса Навина 5:31 1123 . Фрагменты толкований Диодора, помещённые в коллекции Миня – Бытия 9:3–4; 11:17; Суд. 15исследованием Деконэка признаны сомнительными 1124 , а два фрагмента толкований на 2 главу 7 стих книги Бытия, два фрагмента толковании на 3:2; 22:29; 37той же книги, Второзакония 1:1 1125  – совсем не принадлежащими Диодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

241. В Иоасафовской 39. 5) Сказание живущим во гресех неотступно, а каноны всякими и молитвами преподобных молящихся Богу по вся дни, надеющихся спасение получити. Лаврская глава 117, лист 527 оборот; Казанское издание часть 2, слово X, стр. 213. 6) Сказание, яко достоит нам делом исполнити наши обеты. Лаврская глава 18, лист 103 оборот; Казанское издание часть II, стр. 214. Зарекаются есть мясное в понедельник и в этот же понедельник пьянствуют стр. 218. О пьянстве священников и монахов стр. 219. 7)  Слово о неизглаголанном Божии промысле, благости и человеколюбии, в том же и на лихоимствующих. Лаврская глава 49, лист 171. Казанское издание часть 2, стр. 185. Внешняя набожность стр. 199 начало. Против лихоимства судей и правителей стр. 199 (стыдит ляхами, немцами и неверными стр. 201). О судебном поле стр. 201 sqq. Лихоимство всех и епископов стр. 206 и всякие мерзости стр. 206 sqq. Содомия стр. 208. Против внешнего благочестия стр. 210. 8) Слово на потопляемых и погибаемых без ума богомерзким, гнусным содомским грехом в муках вечных. Лаврская глава 124, лист 532 оборот; Казанское издание часть 2, стр. 251. 9) Кая словеса рекл бы Пётр, отвергся Христа и плакася горко. Лаврская глава 4, лист 17. В Иоасафовской 4. 10) На общую прелесть мечтаемых во сне сониих. Лаврская глава 71, лист 344. В Иоасафовской 18. 11) Словеса возставлятельная к покаянию. Лаврская глава 100, лист 469 (кратко); Казанское издание часть 2, стр. 247. В Иоасафовской 47. 12) О покаянии. Лаврская глава 147, лист 591 (гл. 149, лист 594 то же самое). 13) Сказание притчею сада о младом отрочищи, якоже глаголют родивый сына не умре. Лаврская глава 42, лист 148 оборот (кратко). 14) О том, како подобает входити во святые храмы Божия. Лаврская глава 37, лист 143 оборот (в двух переводах). Эти стихи написаны Максимом для испытания учёности приходящих на Русь греков. См. Румянцевского Музея лист 226 оборот, стр. 377. 15) Речи аки от амвона ко восходящим на нем попом и диаконом. Лаврская глава 120, лист 529; Казанская часть 2, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

6:34–35 выйдет... на войну. Летописец неоднократно сообщает о случаях, когда Бог отвечал на молитвы, обращенные к нему во время битвы (см. ком. к 12,1–8; 13,13–16; 14,11.12; 18,31.32; 20,5–17; 32,20–22; 1Пар. 5,18–22 ). 6:36–39 отведут их пленившие их ... сделай, что потребно для них. Пленение часто представляется Божиим наказанием за нарушение завета ( Втор. 28,36.37.64 ). За отрезок истории, что охватывает повествование летописца, эта просьба Соломона была исполнена дважды: сначала Манассия (33,10–13), а затем весь остаток Израиля (36,21–23) были уведены в плен в Вавилон, но после возвратились в землю обетованную. 6:40–42 Летописец заменяет окончание молитвы Соломона, приведенное в 3Цар. 50,51 , на несколько измененные слова Пс. 131,8–10 . У пророка Самуила в этом месте говорится о завете с Моисеем, у летописца же в центре внимания завет с Давидом (6,42; ср. 6,11). Соломон призывает Бога пребывать в храме (6,41), приносить радость и торжество священникам и всему народу (6,41), а также помнить данное Давиду обетование любви (6,42). Глава 7 7 сошел огонь с неба. См. ком. к 1Пар. 21,26 . 7:2–3 Почти буквально повторяя сказанное в 5,13.14, эти стихи перекликаются с описанием начала (5,2 6,2) и конца (7,1–10) церемонии освящения храма. В частности, следует обратить внимание на повторяющуюся и там и здесь формулу восхваления Бога за Его неиссякающую милость к Своему народу (ср. 7,3.6 с 6,13). См. ком. к 5,13. 7 семидневный праздник. Т.е. праздник Кущей (см. ком. к 5,3). 7 сделал Господь Давиду и Соломону. В 3Цар. 8,66 сказано: «сделал Господь рабу Своему Давиду». Летописец же рассматривает построение храма в качестве плода совместных усилий Давида и Соломона (см. ком. к 1Пар. 22,5 ). 7:13–15 Эти стихи отсутствуют в книге Царств. Они добавлены летописцем и содержат ответы Бога на некоторые из обращенных к Нему Соломоном просьб (6,14–42), имевших особое значение для членов восстановленной общины (см.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Время и обстоятельства написания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В 54 главе, «глава Луна», все стихи оканчиваются слогами. или с такими же гласными в предшествующем слоге. Кроме того, стихи от 9 до 41-го разделены на четыре отдела, как бы строфы, заканчивающиеся одинаковым стихом; см. стихи 17.22.32.40. Господствующие созвучия перемешиваются с другими, поставленными так же по расчету на их уместность, пригодность, силу: намеренно действовать звуками на слух повторяется чрез несколько стихов слово. Вот перевод этой главы: Меккская Пятьдесят пять стихов. Во имя Бога милостивого, милосердого. Настал час, и луна разделилась. 2. И хотя они видят знамение, но удаляются и говорят: это сильное волшебство! 3. Они почли эти наставления ложными и ушли в след своих желаний: но всякое событие непреложно. 4. Ныне им ниспослоны слова, заключающие в себе прещение. 5. Это высокая мудрость, но им не принесет пользы это обличение. 6. Потому удалились от них. В тот день, когда призывающий призовет их к тягостному делу, 7. они с потупленными очами выйдут из гробов, подобно разогнанной саранче, 8. и в страхе побегут к призывающему. Нечестивые будут говорить: это – тяжелый день! 9. Еще прежде них народ Ноя все отвергал, и почел лжецом сего раба нашего; они говорили: он беснующийся, и отвергли его. 10. Тогда он возвал к Господу своему: я побежден, защити меня! 11. Тогда мы отверзли двери неба для проливного дождя; 12. а земле велели пролить источники: воды слились между собою по повелению, давно уже предустановленному. 13. И мы носили его на постройке из досок и гвоздей; 14. она плавала пред нашими очами, в вознаграждение моту, кто был отвергнут. 15. И мы оставили ее в знамение: но есть ли кто, принимающий это себе в назидание? 16. Какова была наша казнь и гроза! 17. Мы сделали Коран легким для понимания: но есть ли кто понимающий его в назидание себе? 18. Гадяне почли лжецом пророка, и за то какова была наша казнь и гроза! 19. Мы послали на них ревущий ветер в день безостановочной гибели. 20. Он уносил людей, как стволы пальм, вырванных из корня. 21. Какова была наша казнь и гроза! 22. Мы сделали Коран легким для понимания, но есть ли кто принимающий его в назидание

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010