Санкт-Петербург. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при детском приюте им. Вел. Кн. Марии Николаевны Общества попечения о бесприютных детях. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1898 по предложению отца и дочери М. И. и О. М. Михельсон возникло Общество попечения о бесприютных детях, которое сразу же открыло детский приют. Для его последующего расширения средства пришлось собирать целых семь лет, хотя известный архитектор Р. Р. Марфельд согласился бесплатно составить проект и лично руководить работами. Перестройка под приют бывшего жилого дома началась весной 1905 и шла очень быстро. 29 января 1906 этот приют для 200 детей – главным образом малолетних сирот Русско-японской войны – с фасадом в стиле модерн, покрытым белым облицовочным кирпичом, был освящен настоятелем Казанского собора прот. Д. Т. Мегорским. Одновременно была освящена и церковь, украшенная главкой и звонницей. Она находилась в правой части здания на набережной, на третьем этаже, рядом с большим рекреационным залом, от которого отделялась раздвижной перегородкой. Деньги на ее устройство пожертвовал столичный купец Иван Осипович Чугреев. Рисунок одноярусного белого с золотом иконостаса с десятью иконами сделал сам зодчий. Потолок был расписан геометрическим узором. В 1912 приют расширили, построив шестиэтажный дворовый флигель. Храм закрыт в 1919, через три года разорен и переделан под актовый зал детдома. Убранство передано во Владимирский собор (см. собор равноап. кн. ВЛАДИМИРА) и в сельскую церковь под Каргополем. Последним перед революцией священником в приюте назван о. Алексий Петрович Орлов, уехавший в 1918 в Пензу и снявший сан. Ныне в здании – Институт прикладной астрономии РАН. Комментарии и обсуждение Церковь находилась в верхнем этаже в правой части здания. Над перекладиной был большой луковичный купол , на столбике справа от перекладины - маленькая главка. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24703

10 или 11 янв. 1786 г. Фальковский подал прошение на имя митрополита о пострижении в монашество. 28 февр. 1786 г., в первую субботу Великого поста, было совершено пострижение Фальковского в монашество. «Постригал меня,- вспоминал он,- в Киево-братской Богоявленской церкви сам архимандрит и ректор Варлаам так, как послушника сего монастыря своего,- с наречением мне имени Иринеа; а под мантию меня вел к постригу, в звании духовного отца и наставника, префект и богословии учитель Димитрий Устимович» (цит. по: Булашев. С. 88-89). 1 марта митр. Киевским Самуилом (Миславским) И. был рукоположен во диакона, а 31 мая - во иерея. В то же время продвигалась и служба И. в академии. 1 сент. 1787 г. он был назначен учителем поэзии, геометрии, алгебры и архитектуры. В 1788 г. стал преподавать математику «чистую» (алгебру, геометрию) и «смешанную». Для последней он в 1793-1794 гг. составил руководство из разных авторов, «Сокращение смешанной математики, разделенное на 2 части» (1-я часть включала механику, гидростатику, аэрометрию, гидравлику, оптику и др.; 2-я - сферическую тригонометрию, начала астрономии, географию, хронологию и др.); в свет не вышло (Там же. С. 96). Еще один учебник по математике, «Новое краткое руководство к арифметике, соединенное с начальною алгеброю», был составлен И. позднее, в период его служения епископом Смоленским. Это «Руководство» не окончено и не издано. В 1787 г. вышло «Сокращение церковной хронологии, называемой просто наукою о пасхалии». В нем 4 главы: о вруцелете и круге Солнца; о кругах лунных и епактах; о способе нахождения дня Пасхи и других зависящих от него праздников; о пасхальных таблицах; в приложении - о способе нахождения рим. Пасхи. «Сокращение церковной хронологии...» получило широкое распространение за пределами школы. К сфере математики относятся работы И. «Новый способ скорого сыскивания вруцелет и златых чисел во всяком данном году» и «Новый способ деления смешанных дробей, сысканный 1 декабря 1798 года». До 1792/93 уч. г. И. преподавал поэзию по руководству, составленному кем-то из прежних преподавателей, возможно, свт.

http://pravenc.ru/text/674029.html

17 Для того же св. Василия, по свидетельству св. Григория: «Науки словесные были посторонним делом, и он заимствовал из них то одно, что могло споспешествовать нашему любомудрию». 18 По тому же принципу «из астрономии, геометрии и науке в отношении чисел изучив столько, чтобы искусные в этом не могли приводить его в замешательство, отринул он все излишнее, как бесполезное для желающих жить благочестиво». 19 Сам св. Григорий, весьма почитавший внешнюю ученость, однако не мог предпочесть ее упражнению в Слове Божием. 20 Если соблюдается подобное соотношение, то внешняя наука может доставить своему ученику существенную пользу, сущность которой заключается в том, что усердный последователь науки познает в совершенстве то, что ему должно почитать тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса ( Фил. 3:8 ). Именно этого достиг св. Афанасий Александрийский , благодаря тому, что «рано был напоен божественными правилами и уроками, употребив немного времени на изучение наук общеупотребительных, с тем только, чтобы и в этом не казаться совершенно неопытным и не знающим того, что почитал достойным презрения». 21 В отличие от него св. Василий Великий слишком сильно увлекся областью внешней науки, изучив «каждую науку до такого совершенства, как бы не учился ничему другому». 22 О чем впоследствии весьма сожалел, говоря: «Много времени потратил я на суету и всю почти юность свою потерял в суетном труде, с каким упражнялся в том, чтобы уразуметь уроки мудрости, обращенной Богом в юродство; когда же, наконец, как бы пробудился от глубокого сна, обратил взор к чудному свету истины Евангельской и увидел бесполезность мудрости властей века сего преходящих ( 1Кор. 2:6 ), тогда, пролив много слез о жалкой жизни своей, пожелал я, чтобы дано мне было руководство к церковному изучению догматов благочестия». 23 Поэтому, как говорят любители мудрости: «Хорошо если, в меру поупражнявшись, человек направляет старания на величайшие и непреходящие предметы; тогда даже за пренебрежение к словесным занятиям и наукам ему бывает немалое воздаяние от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

21:9). Однако в положениях веры имело место некое преемство, раскрытие изложенного сокращенно и определение неопределенного. Поэтому в стяжании нашей веры произошло раскрытие изложенного сокращенно — большее, чем во времена тех, кто был до Авраама. Ибо оному Аврааму было сказано в книге Бытия, в главе 22: «И благословятся о семени твоем вси языцы земнии» (Быт. 22: 18). А еще большим было раскрытие, о котором говорит Исаия в 7-й главе: «Се, Дева во чреве зачнет» (Ис. 7:14) и прочее. А еще яснее это было раскрыто впоследствии через ангела, когда Дева спросила его, как это будет: «Дух Святый найдет на Тебя» (Лк. 1:35). Точно так же было и с положением о Духе Святом. Сперва Церковь исповедовала Его во времена апостолов [так]: «Верую в Духа Святого» . Затем Церковь на Соборе изрекла: «иже от Отца исходящаго», и было это не прибавкой нового положения, а более ясным раскрытием уже существующего. Поэтому и когда впоследствии было внесено и еще одно раскрытие: «и от Сына», это не было прибавкой нового положения о Святом Духе, но более определенное раскрытие все того же. И, конечно, мы полностью отрицаем, что раскрытия такого рода будто бы запрещены. Ведь, согласно разделению, которое наилучшим образом провел выдающийся богослов Бонавентура, в Писаниях встречаются прибавки троякого рода: во-первых, когда прибавляемое противоположно (ναντον, contrarium); во-вторых, когда оно иное (τερον, diversum); в-третьих, когда прибавляемое согласно (σμφωνον, consonum) [с уже наличествующим]. Когда прибавляемое противоположно тому, к чему прибавлено, то оно будет весьма отлично от [уже наличествующего], и эта прибавка будет еретической и ложной, как если бы кто-то сказал относительно Божества, что Отец рожден, Сын — не рожден, а Дух Святой ни от кого не исходит. Иной род прибавок — когда прибавленное если и не противоположно, но отлично от того, к чему прибавлено; такая прибавка — безрассудство. Ведь говорить нечто отличное от [существующих] истин веры и Священного Писания — это безрассудство и дерзость, как, например, назвать Отца геометром, Сына — астрономом, а Духа Святого — математиком.

http://bogoslov.ru/article/6169468

Александрийская пасхалия создавалась в эпоху правления Диоклитиана – ревностного язычника и гонителя христиан. В это время в подвиге просияли тысячи мучеников, отказавшихся приносить жертвы языческим богам. Однако идолопоклонничество проявлялось не только в грубой, очевидной форме, но и таилось в бытовых отношениях, в изящных искусствах и в различных науках. Именно об опасности такого рода уловления христиан в языческие сети предупреждал свою паству современник становления и распространения александрийской пасхалии Василий Великий (+ 379 г.). В беседах на «Шестоднев», рассуждая о «пресловутой» астрономии, он отмечал: «Но к какому концу приводят геометрия, арифметические способы, исследования в толщах и пресловутая астрономия – эта многопопечительная суета, если изучившие эти науки дошли до заключения, что видимый сей мир совечен Творцу всяческих Богу, и если то, что ограничено и имеет вещественное тело, возвели они в одну славу с Естеством Непостижимым и Невидимым. Но они, вымерившие расстояние звезд, описавшие звезды, всегда видимые и северные, а также звезды, находившиеся около южного полюса, и живущим там видимые, а нам неизвестные, разделившие на тысячи частей и северную широту, и зодиакальный круг, с точностью наблюдавшие возвращение звезд, их стояния, склонения и общее движение к прежнем местам, а также время, в какое каждая из планет совершает свой период, – они не нашли одного из всех способа, – как уразуметь Бога, Творца вселенной и праведного Судию, воздающего каждому достойно по делам» Б. 1]. Далее, разъясняя причину, по которой Господь создал растения раньше небесных светил, Василий Великий вразумляет христиан: «Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается преждесолнца, чтобы заблуждающиеся перестали поклоняться солнцу и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему, если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно по бытию позднее травы и зелени» Б. 5]. И далее: « земля наполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны еще не было, дабы не ведущие Бога не именовали солнца начальником и отцом света и не почитали его зиждителем земных произрастаний» Б. 6]. Согласно с мыслью Василия Великого, о Солнце рассуждает Иоанн Златоуст (+ 407 г.): «Оно делает день яснейшим, бросая лучи свои, как какие-либо молнии, ежедневно показывая во всем блеске свою красоту, появляясь вместе с утром и пробуждая всех людей к исполнению своих дел. Говорю так и превозношу эту стихию не для того, чтобы ты, возлюбленный, остановился на ней, но чтобы от нее восходил выше и перенес свое удивление на Творца этой стихии. Чем большею представляется стихия, тем более дивным является Создатель » С. 45].

http://bogoslov.ru/article/4733283

Алексей Николаевич Толстой, в своем необузданном, но сочном и полнокровном воображении, представит нам человекоподобную жизнь на Марсе, но это будет все-таки увлекательный роман. Ни духа, ни жизни нигде нету, кроме нашей земли. И вот это несоответствие астрономического положения нашей планеты, захолустной и бедной, с ее духовной центральностью как единственной в мире носительницы духа и жизни, всегда поражало и тяготило меня. Но если прав Птолемей и с ним наш Флоренский, эта антиномия падает вместе с системой Коперника, и смысл жизни становится яснее. Э. Кольман 849 . Против новейшего откровения буржуазного мракобесия 850 Триста лет назад, 22 июня 1633 г., после устрашений в зале пыток святой инквизиции, стоя на коленях в римской церкви Sancta Maria sopra Minerva, 851 67-летний Галилео Галилей 852 провозгласил следующее отречение: «...Я был сильно заподозрен в ереси, а именно в том, что защищал, будто Солнце находится в центре Вселенной и не движется, а Земля не есть центр Вселенной и движется. Чтобы снять с себя перед вашими светлостями и каждым католическим христианином это тяжкое и справедливо против меня возникшее обвинение, клянусь на будущее время ни устно, ни письменно не излагать и не утверждать ничего такого, что могло бы породить снова подобное же относительно меня подозрение...» Уже тогда борьба религии против науки велась под прикрытием церкви. Церковь выступала в качестве «защитницы прогресса». Она поддерживала кострами и темницами учение Птолемея против науки же в своих интересах на службе эксплуататорских классов. Эта отмеченная Лениным сторона религии, как «наиболее изворотливого орудия эксплуатации», присуща ей в настоящее время больше, чем когда бы то ни было. Чем грознее сталкиваются экономические и социальные противоречия, чем запутаннее и безнадежнее становится положение господствующих классов, тем увертливее, замысловатее маскируется религия, тем утонченна подается религиозный яд в сахарных пилюлях «научных» философских систем. Со своей стороны религия и церковь делают все, чтобы заручиться союзом с наукой. Известно, что нынешний римский папа Пий XI 853 не скупится на энциклики. В них он призывает не только к крестовым походам против Страны Советов, активно поддерживая интервенционные планы германского фашизма, не только рекомендует молитву и пост, как средства борьбы против мирового экономического кризиса, но обращается также к ученым всего христианского мира – поставить новейшие достижения науки на борьбу с пагубным материализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Вижу, отвечал он, демонские образы на домах и думаю, что внутри домов этих живут христиане, с которыми демоны не могут жить и бегут от них вон. А где нет таких изображений снаружи домов, там демоны остаются внутри домов с теми, которые и живут в них». В древности на Востоке и в других местах было в обычае вести ученые беседы и споры за обедом: это были застольные беседы. Собрались на застольную беседу мусульманские умники и книжники, знатоки геометрии и астрономии и проч. и начали вопрошать философа: «Не видишь ли, философ, то великое чудо нашей веры: как пророк Божий Магомет, принесший нам доброе откровение от Бога, обратил в своей вере многих людей и все мы одинаково держимся его закона, ни в чем не преступая его? А вы, имея закон Христа, вашего пророка, держите его неодинаково, один так, другой иначе, и как кто хочет, так держите и поступаете». Это был намек не только на слабости христиан, но и на религиозные разногласия, очевидный пример которых был в областях халифата и в сектантах, враждебных православной Византии. Философ отвечал: «Учение нашей Божественной веры подобно глубине морской: многие сходят в эту глубину, и сильные умом, могущие воспринимать разумное богатство этого учения, счастливо переплывают глубину и возвращаются; а слабые, покушающиеся плыть на подгнивших кораблях, одни тонут, другие устают и облениваются. Ваше же учение похоже на узкий и мелкий ручей, который может перескочить всякий малый, как большой. Ваше учение – учение людских обычаев, обрядов, которые всякий может выполнить. Никаких высших духовных заповедей не дал вам Магомет. Так, например, не заповедал он вам воздержания от страстей гнева, похоти, напротив, поблажает чувственности. К какой пропасти ведет он вас через это, разумные могут понять. Христово учение не таково: оно возводит человека от земли горе, к небу, требует подвигов веры и добродетели, оно учит, что Бог поставил человека между ангелами, которым он подобен по духовной природе, и животными, с которыми он сходен по телесной природе, что поэтому от самого человека зависит то, поднимается ли он вверх к жизни, подобной ангельской, или опускается вниз к жизни, подобной скотской, чувственной».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Да и сам он считал, что в рамках теологии существуют сверхразумные истины, которые должны приниматься на веру. Последние недоказуемы ни средствами науки, ни средствами философии. Более того, науке свойственен, как наглядно продемонстрировала ее долгая эволюция, пересмотр устоявшихся представлений и выдвижение новых. Вспомним хотя бы классическую ньютоновскую механику и квантовую механику, евклидову и неевклидову геометрию, геоцентрическую и гелиоцентрическую системы в астрономии, различные концепции происхождения жизни на Земле и многое другое. А теперь произнесем вслух словосочетание «развитие, эволюция или изменение догматов». Эти слова уже сами в себе содержат антиномию, то есть неразрешимое противоречие! Потому что Символ веры, например, принятый на Первых Вселенских Соборах и состоящий из 12 членов, измениться не может по определению. Общеизвестно, что добавление формулы filioque («и от сына») на Толедском Соборе Церкви в Испании в 589 году в итоге привело христианскую Церковь к расколу на католицизм и православие, произошедшему в 1054 году. Бесспорно, что не одно лишь изменение догмата о Святой Троице, но и ряд социально-экономических причин тому способствовал. Однако и по сей день догматические разногласия, помимо ряда гораздо менее значимых, остаются именно из-за формулы filioque. Апелляция к западной традиции существования теологических факультетов в университетах видится мне более чем странной. Как же часто обвиняют у нас в западничестве, непатриотичности тех, кто в той или иной мере обращается к западным ценностям для подтверждения своей точки зрения. Они объявляются едва ли не врагами России, потому что нечего, мол, кивать на Запад – у нас свой особый путь. Но если следовать такому принципу до конца, то выглядит очень странно вестернизация аргументов в пользу открытия теологических факультетов в светских российских вузах. Беспринципно как-то это выглядит… Больше того, не секрет, что западные университеты возникли в Средние века изначально при католических монастырях.

http://bogoslov.ru/article/1324386

Каппадокийцы сделали свой вклад в составление Правил святых отцов, имеющих значение юридической нормы, закона, для жизни церкви, включенных впоследствии в Номоканон. Влияние каппадокийцев на формирование культуры Средневековья – весьма обширно, поскольку с их именами связаны начала христианской педагогики и медицины, теории музыки и изобразительного искусства, риторики и литературы. Авторы исследований по истории и теории столь, казалось бы, далеко отстоящих друг от друга областей деятельности человека обращаются к «великим каппадокийцам» – основоположникам и теоретикам этих наук и искусств в культуре Средневековья. Из каппадокийского кружка Григорий Нисский выделяется как тонкий мистик и ярко одаренный философ. Сопряжение кажущихся противоположностей не только явилось индивидуальной чертой Григория и отличительным свойством символического реализма его учения о человеке, но и стало принципом парадокса как фундаментального мировоззренческого принципа Средневековья, стремящегося «познать знание незнаемое». В 1081 году был установлен праздник Трех Святителей: Василий Великий и Григорий Богослов вошли в чин «вселенских великих учителей и святителей». Василий Великий и Григорий Нисский – родные братья, с Григорием Богословом они связаны узами дружбы и подвижничества. Василий и Григорий происходили из семьи ритора, что выделяло их из каппадокийского окружения: нрав жителей этой области был завистливым и грубым. Начальное образование Григорий и Василий получили у отца. Их семья была прославлена мучениками еще в пору гонений императора Диоклетиана. Нравственным авторитетом в семье пользовалась бабушка Василия и Григория, Макрина-старшая. Она заслуживает особого внимания как ученица и последовательница Григория Чудотворца , просветителя Малой Азии. Григорий Чудотворец был учеником и преемником Оригена , таким образом, причастность святителей к александрийской школе, образно выражаясь, была унаследована генетически. Ориген возглавлял огласительное училище в Александрии, где наряду с богословием преподавались античная философия, диалектика, риторика, математика, астрономия, геометрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Не желая быть причиной раздора, святитель выступил на середину и сказал: «Вы, которых собрал Бог для совещания о делах богоугодных, вопрос обо мне считайте второстепенным... Долго ли будут смеяться над нами как над людьми неукротимыми, которые научились одному только – дышать ссорами? Подайте с усердием друг другу руку общения. A я пусть буду пророком Ионою, и, хотя не виновен в буре, жертвую собою для спасения корабля. Возьмите и бросьте меня по жребию. Какой-нибудь гостеприимный кит в морских глубинах даст мне убежище» (там же). Святитель оставил Константинополь и вернулся в Назианз. Он управлял епархией отца до 384 года, когда передал кафедру своему другу Евлалию. Последние годы св. Григорий провел в уединенном фамильном имении на родине, в Арианзе, предаваясь аскетическим подвигам и литературным трудам. Стихотворная лирика последних лет его жизни состоит по преимуществу из жалоб на перенесенные страдания, обличений в адрес современников, особенно епископов и иереев, a также подражаний античным поэтам. Уединение, к которому он всегда стремился, досталось ему дорого и поздно: он, однако, ценил его и радовался возможности на склоне лет «сосредоточиться в Боге». Св. Григорий умер около 390 г. Творения. Слова на догматические темы 1 . От св. Григория дошло 45 слов, наиболее известными из которых являются «Пять слов о богословии, против Евномия» (Слова 27–31), произнесенные летом 380 г. В 1-м Слове он говорит о том, каким должен быть истинный богослов. Во 2-м Слове говорится о Боге в Самом Себе, т.е. о сущности, природе и свойствах Бога. 3-е посвящено единству Ипостасей Святой Троицы, в частности единству Отца и Сына. В 4-м св. Григорий продолжает говорить о Божестве Сына: он также перечисляет имена Сына из Ветхого и Нового Заветов. В 5-м Слове св. Григорий, опровергая македониан, доказывает, что Святой Дух является Богом. «Пять слов» св. Григория служат классическим изложением православной триадологии. 2 . В Слове 20-м «О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы» св. Григорий развивает те же темы, что и в «Словах о богословии». К числу собственно догматических следует отнести также Слова 32–34, в которых содержится противоарианская полемика. Слова похвальные и надгробные 1 . Слово 7 под названием «надгробное брату Кесарию» посвящено памяти безвременно скончавшегося брата, которого св. Григорий особенно восхваляет за его любовь к наукам, в том числе естественным – геометрии, астрономии и математике: «Восток, Запад и все страны, где только впоследствии бывал Кесарий, служат знаменитыми памятниками его учености». В Слове 8-м, «надгробном сестре Горгонии» св. Григорий говорит об аскетизме и глубоком благочестии своей сестры. В обоих сочинениях, a также в Слове 18-м, «говоренном в похвалу отцу и в утешение матери Нонне», св. Григорий неоднократно обращается с теплыми словами к своим родителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010