Перевощиков , Димитрий Матвеевич, математик, писатель, экстраординарный академик Императорской Академии Наук, брат Василия Матвеевича Перевощикова; родился 17-го апреля 1788 г. по одним известиям в г. Саранске, а по другим в Шишкееве (теперь заштатном городе) Пензенской губернии, в помещичьей семье. Четырнадцати лет от роду (в 1802 г.) Д. М. поступил в Казанскую Гимназию, откуда в 1805 г. был принят в только еще открывшийся тогда Казанский Университет, где был товарищем С. Т. Аксакова, с которым вместе закончил университет и впоследствии находился в очень дружеских отношениях. Свою служебную деятельность Д. М. начал в 1809 г. (января 1-го) старшим учителем математики и физики в Симбирской гимназии, но, пробыв здесь семь с лишком лет, 20-го апреля 1816 г. вышел в отставку и стал жить частными уроками. Через два года он совсем оставил Симбирск, переехав в 1818 г. в Москву вместе с семейством бывшего симбирского вице-губернатора Е. Е. Ренкевича, переведенного на ту же должность в Москву, – в качестве домашнего учителя. В том же году (декабря 26-го) Д. М. поступил в Московский Университет преподавателем трансцендентальной геометрии, а в следующем, 1819 г., получив по ходатайству попечителя Московского учебного округа кн. Оболенского звание адъюнкта сверх штата, занял свободную с 1810 г. кафедру астрономии при том же университете. Сделанный в 1826 г. (мая 3-го) экстраординарным профессором по кафедре астрономии, он в том же году (декабря 8-го) получил звание ординарного профессора по той же кафедре. С этого времени до выхода своего в отставку в 1851 г. (сентября 25-го) Д. М. не покидал Московского Университета, читая, кроме астрономии, и много других предметов по различным отраслям математических знаний. Так, начав свое преподавание в университете с алгебры и трансцендентальной геометрии, он с 1824/5 учебного года стал читать рациональную астрономию по сочинению Шуберта; в следующем учебном году по тому же сочинению преподавал сферическую астрономию, затем последовательно читал вплоть до 1834 г. сферическую тригонометрию и теоретическую астрономию (уже по собственному курсу); объяснив теорию параллаксов, движения земли и луны, он давал слушателям задачи для практических вычислений; кроме того, читал сферическую астрономию, теорию эллиптического движения, теорию планет и комет, временно преподавал прикладную математику и механику твердых и жидких тел. С 1834 г. Д. М. перешел на одну астрономию, читая: о предварении равноденствий и колебаний, о годичном параллаксе и аберрации, о временах года, теорию планетных возмущений, общее изложение небесных явлений, объяснение их по законам тяготения, историческое обозрение астрономии и геодезию. С 1837 г. его лекции уже сопровождались еженедельными посещениями обсерватории. Это чтение Д. М. продолжал до 1851 г. В это же время (с 1820-х годов) им напечатано множество математических сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Книга III. О четырех математических дисциплинах Предисловие Математика (mathematica) по латыни называется научным знанием (doctrinalis scientia) 450 , которое рассматривает отвлеченное количество. Ведь отвлеченным (abstracta) называется такое количество, которое мы посредством ума отделяем от материи или от другого привходящего, такого как четное и нечетное, или от тому подобного, [и затем] имеем в одном только рассуждении. У нее четыре вида: арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Арифметика есть наука о числовых количествах самих по себе. Геометрия есть наука о величинах и формах. Музыка есть наука, которая говорит о таких числах, которые открываются в звуках. Астрономия есть наука, которая рассматривает движения небесных созвездий и их фигуры, а также обращения (habitudo) светил 451 . О каковых дисциплинах мы далее скажем немного подробнее, чтобы их значения (causae) могли быть показаны надлежащим образом. Титул I. Об арифметике Глава I. О наименовании науки арифметики Арифметика (arithmetica) есть наука о числах, ведь греки называют число α=ριθμς 452 . Ее писатели светских сочинений установили первой среди математических наук потому, что она не нуждается ни в какой другой науке, чтобы быть. (2) Музыка же и геометрия, и астрономия, которые следуют [за нею], нуждаются в ее помощи, чтобы быть и оставаться [собою] (subsistere). Глава III. Что есть число Число (numerus) есть множество, составленное из единичностей (unitas), ведь одно – это семя числа, а не число 455 . Числу имя дала монета (nummus), и ввела [это] слово из-за своего частого употребления. [Число] один (unus) ведь получило имя от греческого [языка], ибо греки называют один να 456 , также и два (duo) и три (tres), которые у них называются δο и τρα. (2) Четыре (quattuor) же взяло имя от [геометрической] фигуры квадрата, а пять (quinque) получило имя не по природе, а по произволению того, кто вводил имена для чисел. Шесть (sex) же и семь (septem) идут от греческого [языка]. (3) Ведь во многих именах, которые в греческом имеют придыхание [вначале], мы ставим вместо придыхания S, потому и [говорим] «sex» (шесть) вместо ξ, «septem» (семь) вместо πτ, как и «serpillum» (тимьян) вместо ρπυλλος.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1. Не будьте, эллины, враждебно расположены к варварам и не питайте ненависти к их учениям. Ибо какое из ваших учреждений получило начало не от варваров? Славнейшие из телмиссян изобрели искусство предсказывать по снам; карийцы – искусство предузнавать по звездам, фригийцы и древнейшие из исаврян – по полету птиц, кипряне – по внутренностям жертвенных животных. Астрономию изобрели вавилоняне, магию персы, геометрию египтяне, письмена финикияне. Поэтому перестаньте называть своими изобретениями то, что переняли от других. Орфей научил вас поэзии и пению; он же ввел у вас посвящение в таинства. Тосканцы изобрели пластику; летописи египтян научили вас составлению историй. А от Марсия и Олимпа вы приняли искусство играть на флейте: они оба фригийцы, оба из поселян, открыли гармонию звуков на этом инструменте. Тирренцы изобрели игру на трубе, циклопы – обрабатывание меди; писать письма выдумала, по свидетельству Гелланника, женщина некогда бывшая царицею персов, которой имя было Атосса. Итак, оставьте это высокомерие и не хвалитесь своим красноречием; вы, когда сами хвалите себя, употребляете пристрастных защитников. Необходимо, чтобы те, которые приписывают себе подобную славу, если только они мудры, ожидали свидетельства от других, и чтобы были согласны между собой и в произношении слов. А только у вас одних употребляется в разговорах не одна и та же речь: не одно и то же наречие у дорийцев и аттиков, и еолийцы говорят не так, как ионийцы. Какое тогда разногласие существует между теми, у которых не следовало бы ему быть, то не могу решить, кого я должен называть эллином. Притом, что всего безрассуднее, – вы гоняетесь за выражениями несродными вам, и, нередко употребляя слова иностранные, сделали язык свой смешанным. Поэтому я отказался от вашей мудрости, хотя весьма славился в ней. Вот как говорит комик о ваших мудрецах: «Это бесплодные виноградные лозы, болтуны, собрание ласточек; исказители искусства» 1 . Ревнители этой мудрости кричат во все горло и каркают подобно воронам. И в самом деле, красноречие вы употребляете на неправду и клевету; за деньги продаете свободу вашего слова и часто, что ныне признаете справедливым, то в другое время представляете злом. Поэзия служит у вас к тому, чтобы изображать битвы, любовные похождения богов и растленность души.

http://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_...

XII. Паскаль 1. Бесконечно великое и бесконечно малое Границы разума Не случайность, что я избрал темою этой главы имя Паскаля. Глубочайшие философские и мистические переживания этого гениального человека касаются проблем современной экзистенциональной философии, – другими словами, они в высшей степени актуальны. Если мы поставим вопрос: «почему?» – на него следует ответить так: «потому что в них дело идет об основной идее современной философии – об идее трансцендентности». Но вместе с этим понятием мы входим в философию современного экзистенциализма. Проблему эту ставит Николай Гарт–ман, Гейдеггер, Ясперс, Сартр. Не нужно пугаться этого страшного слова «трансцендентность». «Нет ничего потустороннего!» – сказала мне однажды скептически и материалистически настроенная дама. По поводу этого утверждения можно многому научиться у Паскаля. Паскаль в детстве своем был ясно выраженным гениальным ребенком. Когда ему было 12 лет, он сам, без помощи учителя и к великому удивлению своего отца, проработал геометрию до 32 теоремы Эвклида. Ему не было 17 лет, когда он опубликовал свою работу по геометрии, что привело в изумление Декарта. Через год после этого он изобрел первую счетную машину. Далее следуют его, сделавшие эпоху физические открытия о давлении воздуха, о барометрических изменениях и т. д. Так он и остается до своей смерти одним из величайших математиков своей эпохи. Его математические изыскания содержат уже идею дифференциального и интегрального исчисления. Научное творчество составляет одну из основных задач всей его жизни. За два года до своей смерти для развлечения он производит труднейшие математические исчисления в области вопросов, касающихся вращения тел. И что же составляет основную проблему всех этих научных изысканий? Чудо и тайна математической и астрономической бесконечности. Бесконечность, как вечный символ Божества. «Вечное молчание этого бесконечного пространства – говорит он, – приводит меня в трепет». В связи с таинственной бесконечностью мира Паскаль ставит проблему «бесконечно малого».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

   С ранних лет в Иустине возбудилось горячее стремление к истине, искавшее преимущественно решения высших вопросов о Боге и последней судьбе человека. Язычество в тогдашнем состоянии своего распадения — со своими, потерявшими смысл миенами, с безнравственными обрядами богопочтения и мало открывавшими человеческому духу мистериями — не могло удовлетворить жажды познания Божественного. Иустин обратился к философии, и здесь она переходила от одной системы к другой, доколе не нашел в христианстве того, чего искала его душа, томившаяся жаждою истины и внутреннего мира. Об этих тщетных поисках своих, о путях, пройденных им для достижения познания о БОГЕ, он сам рассказывает в начале «Разговора с Трифоном Иудеем». Сначала Иустин обратился к одному стоику; пробывши у него довольно времени, он убедился, что у него нисколько не приумножилось познание о БОГЕ. Учитель стоик, по замечанию Иустина, не только сам не имел познания о БОГЕ, но и не почитал его за необходимый предмет философского исследования. Иустин перешел к перипатетику; но этот обратил философию в орудие своих корыстных интересов: через несколько дней потребовал условия о плате за свои уроки. С прежним доверием, с не устающею надеждою Иустин обратился к пифагорейцу, который быль в большой славе и сам имел высокое мнение о своей мудрости. Этот философ тотчас спросил Иустина, знает ли он музыку, астрономию и геометрию, которые в школах Пифагора почитались необходимыми приготовительными к философии науками, — и распространился в похвалах им; так как они отвлекают душу от чувственного и делают ее способною к восприятию духовного, к созерцанию красоты и добра в самом существе их. Иустин открылся в своем незнании тех наук и не быль принять в число учеников. Среди отчаяния в возможности удовлетворить своей жажду знания, Иустин вспомнил о платониках, которые также были в великом почтении. Один из самых известных между ними только что прибыль в место пребывания Иустина. Беседы с ним, по-видимому, удовлетворили Иустина: успехи его в философии возрастали с каждым днем. «Рассуждение о вышечувственном, говорит Иустин, возвышало меня больше и больше, и учение об идеях окрыляло мой ум; в короткое время я мечтал сделаться мудрецом и в своем безрассудстве надеялся достигнуть созерцания Бога — этой конечной цели Платоновой философии». Но неожиданное обстоятельство разбило самодовольное мечтание философствующего разума и дало другое направление мыслям Иустина. Платонова философия, которая одна из всех систем языческой древности еще удовлетворяла идеальный ум, была только последнею приготовительной ступенью к высшей мудрости — в христианской Вере.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А.А. Половцов Сомов, Иосиф Иванович Сомов , Иосиф Иванович, доктор математики и астрономии, ординарный академик Императорской Академии Наук, заслуженный профессор С.-Петербургского университета и Института корпуса путей сообщения, член совета Морской академии, род. 1-го июня 1815 г. в с. Отраде Клинского уезда Московской губернии, ум. 26-го апреля 1876 г. в С.-Петербурге. Получив среднее образование в московской губернской гимназии, куда был помещен своим отцом для приготовления к поступлению в Морской кадетский корпус, С. поступил затем в Московский университет на физико-математический факультет, чтобы серьезно заняться математическими науками, к которым он чувствовал сильную склонность, еще находясь в гимназии. По окончании университетского курса в 1835 г., он был удостоен степени кандидата и стал работать над задуманным им еще в университете обширным трудом, вышедшим в Москве в 1838 г. под заглавием «Теория определенных алгебраических уравнений высших степеней». Этим трудом, удостоенным Академией Наук Демидовской премии, 23-летний Сомов сразу обратил на себя внимание в ученом мире. Ранняя женитьба заставила его в 1839 г. поступить учителем математики в Московское Коммерческое училище, а в следующем году и в Дворянский институт. Педагогическая деятельность не мешала, однако, и его ученым занятиям. В 1841 г. он защитил в Московском университете диссертацию: «Об интегралах алгебраических иррациональных дифференциалов с одною переменной» и был удостоен степени магистра, а вскоре после этого был приглашен Петербургским университетом, по предложению профессора А. Н. Савича, на место адъюнкт-профессора. В Петербургском университете С. оставался в течение 35 лет, читая различные части чистой и прикладной математики, постоянно следя за наукой и внося в свои лекции все то, что появлялось в ней нового. Сначала он читал высшую алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию с приложением последней к теории теней и перспективе; с 1846–47 г. он оставил за собой только начертательную геометрию и взамен этого на старших курсах стал читать статику и динамику с гидростатикой и гидродинамикой, а с 1855–56 г. вместо статики стал читать аналитическую механику, преимущественно по Лагранжу и Пуассону. С 1860–61 г. он, кроме последней, читал только дифференциальное исчисление с приложением его к геометрии, по Лагранжу, Коши и Дингеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Анатолий Лаодикийский. Фрагменты Анатолий Лаодикийский — святой III века, знаменитый своей ученостью (в частности  как преподаватель философии Аристотеля). Среди его творений упоминаются «Каноны о Пасхе» и «Введение в арифметику», однако до нас дошли лишь фрагменты. [Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга 7, 32] (6) Преемником его был Анатолий — " хороший к хорошему " , по пословице. Он был тоже александриец родом, за свое красноречие и знание греческой философии слыл первым среди наиболее известных современников наших, ибо в совершенстве изучил арифметику, геометрию, астрономию, а также другие науки: диалектику, физику, риторику. Поэтому, говорят, александрийцы сочли, что он может открыть в Александрии школу Аристотелевых последователей. (7) Вспоминают о множестве его подвигов в Александрии во время осады Брухия, когда из магистратов он был всеми почтен председательством. Примера ради я вспомню только об одном его деле. (8) У осажденных не хватило пшеницы; голод был страшнее врага, находившегося за стенами, и человек, о котором идет речь, все устроил таким образом: одна часть горожан сражалась вместе с римским войском и, следовательно, осаждена не была. Евсевий (он находился еще там до своего переселения в Сирию) был среди этих последних и во всем лагере, вплоть до римского военачальника, был известен и пользовался доброй славой; Анатолий послал к нему известие об осажденных и страдающих от голода. (9) Евсевий, узнав об этом, выпрашивает у римского военачальника, как величайшую милость, обещание оставить в живых перебежчиков и сообщает об этом Анатолию. Анатолии, получив эти сведения, созывает Александрийский совет и прежде всего предлагает протянуть римлянам дружескую руку; видя, что от его слов они пришли в неистовство, он говорит: " Думаю, вы не будете противоречить мне, если я посоветую вам разрешить выйти из города всем лишним и совершенно для вас бесполезным людям: старухам, детям, старикам — пусть идут куда хотят. Зачем понапрасну держать при себе этих почти уже мертвецов? Зачем изводим мы голодом больных и увечных, когда кормить нужно только мужчин и юношей и беречь пшеницу для тех, кто необходим для охраны города? "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Славяно-греко-латинская академия , первое высшее учебное заведение в России , открытое в 1687 году. В 1814 году было преобразовано в Московскую духовную академию Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629 - 1680) и его ученик Сильвестр (Медведев) (1641 - 1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг. В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята (уже из рук С.Медведева) к утверждению царем Федором Алексеевичем (1676 - 1682). В 1685 идея создания Академии получила благословение патриарха Московского и всея России Иоакима . Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в основу ее были положены открытая еще в 1682 типографская и созданная в 1685 Богоявленская школы) стали два известных греческих богослова – братья Лихуды , прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре , они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

http://drevo-info.ru/articles/75.html

Главнейшие изобретения человеческого духа, служившие основой человеческой культуры, как то: число, ме вес, письмо – были произведением гения семитических народов. Между ними же получили свое начало и достигли значительной степени развития некоторые науки и искусства, как то: астрономия, геометрия, геодезия, агрономия, архитектура, живопись, поэзия, металлургия, морское и военное искусство. Здесь же получили свое начало и главные формы общественной и государственной жизни. Кроме этого семитов нужно считать творцами главных форм религии, как со стороны религиозного учения, так и обрядов. Арийские народы, позже явившиеся на исторической сцене многое заимствовали от семитов. У греков и римлян было сильно то убеждение, что их orienme lux, и здесь, на востоке они полагали рождение сивилл, эмблемы человеческой мудрости. Греческие философы и историки отзываются о востоке всегда с глубоким уважением и считают его как бы родником человеческой мудрости. Многие из них считали своей нравственной обязанностью совершить путешествие по дальнему востоку, и можно думать, что большая часть греческих мудрецов, например: Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Солон, Ликург, Евклид и даже сам великий Аристотель были многим обязаны семитическому востоку. Греческая теософия в своем первоначальном виде, как она является в орфеических системах и у Гезиода, обязана своим происхождением тому же востоку и во многом напоминает теософию древних финикиян. Точно также большая часть греческих религиозных мифов, мистерий, обрядов носят ясные следы семитического происхождения. Но историческое значение семитов не ограничивалось одним влиянием на духовную жизнь древнего человечества, в частности греков и римлян, оно отражалось также и в политической истории древнего мира. Сильные цари Вавилона и Ассирии задавали тон политике всего востока и были всегда опасными соперниками египетских фараонов. От их политических притязаний зависела политическая судьба различных мелких народностей западной Азии. Не большой, но ловкий народец семитической расы, финикияне, имел не одно торговое значение, а также и политическое. На своих небольших, но быстрых кораблях финикияне, вместе с произведениями востока, развозили по портам и островам Средиземного моря и Архипелага также многих сынов семитического востока, которые по своей или чужой воле должны были искать места жительства на чужой стороне. Из таких переселенцев образовалось две важных в политическом отношении колонии – в Карфагене и Испании. Одной из них впоследствии было суждено сделаться опасным врагом для политической гегемонии Рима. Лишь после долгой борьбы римским сенаторам удалось одолеть карфагенских суффетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Голубинский Димитрий Федорович Голубинский Димитр. Федоров., сын известного профессора философии протоиерея Феод. Ал. Голубинского (см.), родился в 1832 г. 19 мая, после домашнего обучения поступил в 1844 г. в Вифанскую семинарию и в 1854 г., по окончании курса Москов. Духов. академии со степенью магистра, занял в последней кафедру физики и геометрии. В 1870 г. кафедра эта, согласно уставу 1869 г., была закрыта, но, благодаря стараниям Дим. Ф-ча, при Моск. академии была учреждена сверхштатная кафедра естественно-научной апологетики, которую он и занимает до настоящего времени. Академия глубоко ценит и чтит маститого профессора, стремящегося неуклонно в своем преподавании и своих печатных трудах устанавливать твердо православные взгляды на природу и жизнь и в своей личной жизни являющего назидательный пример возможно высокого осуществления евангельских заветов. В основу преподавания Дим. Ф-м положена мысль, что изучение природы должно вестись в духе веры. Физические законы и явления представляются у него материалом для рассуждения о премудрости и благости Божией, отсюда изучение жизни природы, освещенное такими религиозными взглядами, должно наполнять сердца изучающих умилением и благодарностью к Творцу. Дим. Ф-ч преподает своим слушателям физику, основания химии и астрономии. Его преподавание чисто опытное. Весь его курс есть распространенное физико-телеологическое доказательство бытия Божия, опирающееся не на частные явления целесообразности, а на всю систему физико-химических законов и на рассмотрение устройства планетного и звездного мира. Д. Ф-ч признает весьма важным преподавание физико-математических наук в духовных академиях. В 1868 г., когда академиям предстояла реформа, он подал академическому начальству мнение «о необходимости преподавания физико-математических наук в духовных академиях». Эта необходимость, по его мнению, обусловливалась потребностями апологетическими и потребностями правильной постановки этих наук в духовных семинариях. Вот что он говорил относительно первого и относительно второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010