Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛУМБ Х. Колумб. 1519 г. Худож. Себастьяно дель Пьомбо (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Х. Колумб. 1519 г. Худож. Себастьяно дель Пьомбо (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) [Коломбо, Колон; лат. Columbus; итал. Colombo; испан. Colón] Христофор (Кристофоро, Кристобаль) (между 25.08. и кон. окт. 1451, Генуя - 20.05.1506, Вальядолид), мореплаватель, в 1492 г. открывший Америку. Отец К., Доменико Коломбо, занимался суконным ремеслом и торговлей. В юности К. получил опыт каботажных плаваний вдоль побережья Лигурии. Неизвестно, где он учился; свои познания в области геометрии, астрономии и географии он, видимо, получил самостоятельно. В 1470-1472 гг., вероятно, был корсаром на службе правителей Анжуйского дома. Ок. 1472-1473 гг. занимался торговлей на Средиземном м., посетил о-в Хиос. В 1476-1477 г. находился в Лиссабоне. В 1478-1479 гг. был агентом генуэзского дома Чентурионе, закупая сахар на Мадейре. Женился на Фелипе Мониш Перештрелу, португалке с итал. корнями, дочери Б. Перештрелу, капитана-донатария о-ва Порту-Санту из архипелага Мадейра. Родственники жены принадлежали к окружению португ. инфанта Генриха (Энрике) Мореплавателя, благодаря чему К. получил доступ к сведениям о португ. географических открытиях; на португ. судах он ходил по Атлантике от Англии до Гвинеи, неск. лет жил на о-ве Порту-Санту. К кон. 1483 г. у К. оформился замысел достичь стран Востока зап. морским путем. План представлялся экономически выгодным, поскольку функционирование традиц. торговых путей, соединявших Европу со странами Востока, было затруднено в результате экспансии Османской империи. Исходя из достаточно распространенной в то время идеи шарообразности Земли, К. хотел доказать, что к западу от Европы находятся неизвестные европейцам населенные земли, к-рые в свою очередь связаны с уже известными европейцам странами Востока. Наряду с библейскими пророчествами и книжными источниками («Образ мира» французского богослова Пьера д " Айи, «Книга Марко Поло» и др.) на К.

http://pravenc.ru/text/1841804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИБН ГЕБИРОЛЬ Ибн Гебироль Соломон (ивр. Шломо бен Йеуда ибн Гвироль; араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джабируль; лат. Avicebron, Avencebrol, Avicebrol; 1021/22, Малага - 1052, 1055 или 1058, Валенсия), средневек. евр. философ-неоплатоник и поэт, живший в арабо-мусульм. Испании. Род. в семье беженцев из Кордовы, прожил большую часть жизни в Сарагосе. И. Г. получил хорошее традиц. образование, изучал Талмуд, иврит и араб. язык, астрономию, геометрию и философию. В раннем возрасте начал писать стихи, поминальные элегии, приобрел известность и пользовался покровительством видных членов евр. общины Испании, в частности лидера испан. еврейства и везира Гранады Шмуэля Ха-Нагида. Вынужденный покинуть Сарагосу в 1045 г., он провел неск. лет в скитаниях. И. Г. умер в молодом возрасте, согласно легенде был убит. В одной из поэм И. Г. упоминает о том, что написал 20 книг о философии, религии, естественных науках и филологии. Помимо наиболее известных философских произведений он был автором 2 трактатов по этике, не сохранившегося комментария к Свящ. Писанию ВЗ и ряда поэм и гимнов (пиютимов). Философские и этические сочинения И. Г. не получили признания в евр. традиции, вероятно, потому, что они прямо не были связаны с Торой и евр. законодательством - галахой . Его неоплатонические идеи критиковались впосл. представителями евр. аристотелизма, предложившими иное понимание концепции эманации, однако в XIII в. были восприняты возникшей в Испании и Провансе каббалой . Вместе с тем И. Г. получил признание как евр. религ. поэт, опубликовано более 400 его поэм, в т. ч. ок. 100 праздничных гимнов и поминальных песнопений (слихот). Многие из них включены в молитвенники и используются в богослужебной практике. Философия Главный философский труд И. Г. «Источник жизни» (Йанбу‘ аль-хайят) был написан по-арабски в 1049 г., но сохранился лишь в лат. переводе (Fons Vitae) и приобрел особую популярностьв средневек.

http://pravenc.ru/text/200425.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААК АРГИР [греч. Ισακ Αργυρς] (ок. 1300 - ок. 1375), визант. ученый, писатель и богослов-антипаламит. Жизнь О жизни И. А. не известно ничего, кроме упоминания им самим в соч. «О солнечных и лунных циклах», написанном в 1372/3 г., о пребывании в Эносе во Фракии «более 50 лет назад» (πρ χρνων γρ πεντκοντα//PG. 19. Col. 1312c), т. е. приблизительно в 1318 г., по расчетам Дж. Меркати ( Mercati. 1931. P. 231; там же уточнение по рукописям одного чтения «Патрологии» Ж.-П. Миня). По словам И. А., в то время он «был еще мал возрастом» (νος ν τι τν λικαν) и «еще не коснулся математических наук» (μπω μαθηματικν ψμενος λγων//PG. 19. Col. 1312d). Эти слова позволяют отнести дату рождения И. А. и к более позднему времени (но не позднее 1310). Сочинения И. А. принадлежал к плеяде византийских интеллектуалов XIII-XIV вв., выделявшихся энциклопедической образованностью. И. А. является автором множества сочинений по самым разным гуманитарным и естественнонаучным областям: богословию, философии, филологии, астрономии, арифметике, геометрии, стереометрии, географии, геодезии, музыке. Он не только писал самостоятельные трактаты, но и составлял схолии и маргиналии к трудам древних авторов, готовя эти труды к изданию и проявляя при этом хорошее знание предмета, часто предпочитая - в отличие от современников, прежде всего своего учителя Никифора Григоры (И. А. называют «учеником» Григоры схолии в рукописях Vat. gr. 176 и Paris. Suppl. gr. 449 - см.: Mercati. 1931. P. 229. Not. 6),- более древние и правильные чтения. Сохранились разные рукописи, включая автографы (Paris. gr. 2731, 2758; Vat. gr. 176, 1096, 1102 и др.), сочинений И. А. (в афонских библиотеках, по-видимому, вслед. анафемы, все богословские сочинения И. А. были уничтожены), нуждающиеся в дальнейшем комплексном изучении для установления авторства ряда сочинений. Значительная часть сочинений И. А. не издана, а опубликованные изданы по большей части не критически. Приводимый ниже список сочинений и рукописей составлен на основании каталогов рукописных собраний и современных исследований и нуждается в дальнейших дополнениях и уточнениях. Не исключено, что отдельные малые трактаты или схолии являются частями более обширных сочинений И. А. или др. авторов. Богословские

http://pravenc.ru/text/674145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Н. Коперник. Гравюра. XVII в. [лат. Copernicus, польск. Kopernik] Николай (19.02. 1473, Торунь - 24.05.1543, Фромборк), польск. математик, астроном, создатель гелиоцентрической модели устройства вселенной. Создание К. гелиоцентрической модели стало одним из ключевых моментов научной революции. Несмотря на формальное противоречие Библии, теория К. долгое время не была официально осуждена католической Церковью. Жизнь Отцом К. был краковский торговец Николай Коперник. К 1458 г. Коперник-старший обосновался в Торуне, где женился на Барбаре Ватценроде, дочери Лукаша Ватценроде, многолетнего выборного председателя городского суда; после его смерти (1462) Коперник-старший унаследовал эту должность. Когда в 1483 г. отец К. умер, покровителем семьи Коперников стал дядя К., Лукаш Ватценроде - младший. К. получил начальное образование в школе при костеле св. Яна в Торуне. После смерти отца он продолжил обучение: по одним свидетельствам - в Влоцлавеке, по другим - в Хелмно, в школе голл. организации Братства общей жизни. Первым учителем-астрономом К. был Николай Вудка - гуманист, преподаватель Влоцлавской школы и Краковского ун-та. В 1491 г. К. поступил в Краковский ун-т, бывший на тот момент крупнейшим центром изучения естественных наук. На период обучения К. в Краковском ун-те пришлись открытие Х. Колумбом Америки, появление кометы в янв. 1492 г., частичное затмение солнца в 1493 г. В ун-те К. изучал трактат «О сфере» И. Сакробоско, геометрию (по «Началам» Евклида), теорию планетных движений, календарь Региомонтана (И. Мюллера), астрологию и «Четверокнижие» Птолемея. По окончании обучения К. не получил ученой степени, что было связано с желанием Лукаша Ватценроде, на тот момент епископа Вармийского, сделать его каноником капитула (это произошло, по-видимому, в 1495) - каноникам, не имевшим научной степени, полагался 3-годичный отпуск для завершения обучения с сохранением материального обеспечения. В 1496 г. К. отправился в Болонью для изучения светского и церковного права, а также математики и астрономии. В Болонье К. начал изучать древнегреческий язык ( Grendler P. The Universities of the Italian Renaissance. Baltimore, 2002. P. 510) и познакомился с рядом мыслителей-гуманистов; для этого периода особенно важны общение и совместная работа с астрономом Д. М. Новарой, к-рый критически относился к господствовавшей тогда астрономии Птолемея.

http://pravenc.ru/text/2057188.html

«Морской корпус, где я замертво убил время до 1819 года…», «В памяти остались одни розги…» – без ностальгии описывает кадетский период своей жизни Владимир Иванович. По правде сказать, за пять лет учебы кадета Даля не пороли ни разу. Не за что было. Исполнительный и послушный , он стабильно занимает 12-е место по успеваемости среди 83 однокашников. А по окончании корпуса достойно держит выпускной экзамен по 26 различным предметам. Вот, например, некоторые из них: алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика, химия, геодезия, астрономия, физика, навигация, механика, теория морского искусства, грамматика, история, география, иностранные языки, артиллерия, фортификация, корабельная архитектура… Не стало ли это залогом будущих универсальных способностей Даля-взрослого? Поэтому в «замертво убил время» верится с трудом. Досада о зря потраченных годах, возможно, объясняется другим. В старших классах лучших кадетов производят в гардемарины – морские гвардейцы. На бриге «Феникс» они отправляются в свое первое плавание. Тут-то и выяснилось, что Владимир Даль если и гвардеец, то уж точно не морской. Едва крепчает ветер и поднимаются волны, как Владимира Даля самого начинает жестко «штормить». Он болезненно перегибается через фальшборт; цепляясь за снасти, уползает в каюту… Гардемарин в буквальном смысле выходит из строя. Хроническая «морская болезнь» обнаружилась у юноши, едва скрылся за горизонтом силуэт Кронштадта. Зато товарищ по корпусу Паша Нахимов чувствует себя в родной стихии. Вон он карабкается к топу (вершине) самой высокой мачты «Феникса». Вытягивается на марсе – крохотной дощатой площадке – во весь рост, с улыбкой машет рукой застывшим внизу сослуживцам. С воплем восторга будущий великий русский флотоводец и герой обороны Севастополя слетает по веревке на палубу вниз головой. В общем, было от чего приуныть Владимиру. Он находит отдушину. Никто так подробно и много не пишет в «дневной журнал» учебного плавания, как наш герой. Страница за страницей покрываются детальными описаниями увиденного им в «музеумах», кунсткамерах, мастерских Швеции и Дании, у берегов которых пролегал маршрут «Феникса». Писание доставляет удовольствие. В Морском корпусе из-под пера Владимира выходят и первые стишки, здесь он составляет забавный словарик из 33 перченых слов кадетского жаргона.

http://pravoslavie.ru/65931.html

Никакая наука не может существовать изолировано от других наук. Имея свой метод и свои источники, каждая наука при своих исследованиях нуждается в помощи и услугах других наук: астрономия пользуется услугами математики и механики, химия – в помощи физики, история – данными географии и т. д. В интересах успешного развития науки важно определить, содержание каких наук может быть полезно для данной науки. Определить это не всегда легко и неумение определить это иногда надолго задерживало развитие науки. До времени Декарта не догадывались при геометрических исследованиях пользоваться услугами алгебры, и от этого геометрия находилась в младенческом состоянии. Пока психология не пользовалась услугами физиологии, многие ныне окончательно решенные психологические вопросы получали чисто фантастическое объяснение. В настоящее время относительно многих наук совершенно точно определено, какие науки по отношению к ним должны являться вспомогательными, но это определено не относительно всех. Во многих сферах знания вопрос об отношении одних наук к другим является спорным. На мне лежит обязанность в настоящем чтении выяснить пред слушателями отношения философии и естествознания к науке Введения в Богословие. Вопрос об этих отношениях может получать весьма различное решение, смотря по тому, что будут понимать под философией и какой метод Введения в Богословие будут находить наилучшим для достижения этой наукою ее конечной цели. На Введение в Богословие возложена задача – раскрыть и обосновать существенные истины православно-христианской религии. Если мы под именем философии будем разуметь лишь ее несомненную часть – гносеологию, общим мнением теперь возвышенную на степень науки, то отношение к Введению в Богословие будут одним; если мы частью философии признаем и метафизику, разумея под ней науку о сущности и первопричине бытия, то отношение философии к науке Введения в Богословие будет иным. Равным образом, если мы будем рассматривать религию лишь c ее исторической стороны и отыскивать исторические доказательства истинности откровения и т. д., то у Введения в Богословие к естествознанию не будет никакого отношения и, наоборот, если мы истинность христианства будем доказывать психологическим путем и путем анализа действительности, то у Введения в Богословие явятся очень тесные отношения к естествознанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Анатолий Лаодикийский. Фрагменты Анатолий Лаодикийский — святой III века, знаменитый своей ученостью (в частности  как преподаватель философии Аристотеля). Среди его творений упоминаются «Каноны о Пасхе» и «Введение в арифметику», однако до нас дошли лишь фрагменты. [Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга 7, 32] (6) Преемником его был Анатолий — " хороший к хорошему " , по пословице. Он был тоже александриец родом, за свое красноречие и знание греческой философии слыл первым среди наиболее известных современников наших, ибо в совершенстве изучил арифметику, геометрию, астрономию, а также другие науки: диалектику, физику, риторику. Поэтому, говорят, александрийцы сочли, что он может открыть в Александрии школу Аристотелевых последователей. (7) Вспоминают о множестве его подвигов в Александрии во время осады Брухия, когда из магистратов он был всеми почтен председательством. Примера ради я вспомню только об одном его деле. (8) У осажденных не хватило пшеницы; голод был страшнее врага, находившегося за стенами, и человек, о котором идет речь, все устроил таким образом: одна часть горожан сражалась вместе с римским войском и, следовательно, осаждена не была. Евсевий (он находился еще там до своего переселения в Сирию) был среди этих последних и во всем лагере, вплоть до римского военачальника, был известен и пользовался доброй славой; Анатолий послал к нему известие об осажденных и страдающих от голода. (9) Евсевий, узнав об этом, выпрашивает у римского военачальника, как величайшую милость, обещание оставить в живых перебежчиков и сообщает об этом Анатолию. Анатолии, получив эти сведения, созывает Александрийский совет и прежде всего предлагает протянуть римлянам дружескую руку; видя, что от его слов они пришли в неистовство, он говорит: " Думаю, вы не будете противоречить мне, если я посоветую вам разрешить выйти из города всем лишним и совершенно для вас бесполезным людям: старухам, детям, старикам — пусть идут куда хотят. Зачем понапрасну держать при себе этих почти уже мертвецов? Зачем изводим мы голодом больных и увечных, когда кормить нужно только мужчин и юношей и беречь пшеницу для тех, кто необходим для охраны города? "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Помимо своей политической деятельности и успешной карьеры в качестве чиновника (Jenkins 2017, 447), Михаил Пселл в 1045–1054 гг. занимал должность ипата философов (πατος τν φιλοσφων) – главы философской кафедры в Константинопольском университете при императоре Константине IX (Benakis 2008, Безобразов 2001, 129–130; Jenkins 2017, 447). У нас нет подробной информации о том, что именно представлял из себя Константинопольский университет и как там было устроено образование 4 , однако исследователи сходятся в том, что передача знания в Византии была устроена иначе, чем в схоластических западных университетах. На протяжении истории византийской империи существовали частные школы, в которых обучали философии, риторике и юриспруденции. Эти школы по большей части были направлены на обучение высших чиновников и администраторов, не имели корпоративной идентичности или какого-либо общего канона обучения. Функционирование этих школ зависело от платы за обучение, которую вносили ученики, и от поддержки спонсоров, среди которых были и члены императорской семьи. Структура преподавания в таких школах зависела от учителя, а сами школы конкурировали друг с другом (Harris 2017, 27–29). Периодически императоры предпринимали попытки структурировать и унифицировать деятельность этих школ. Можно полагать, что создание в Константинополе университета стало важным инструментом подобной политики. Так, еще в IX в. при Михаиле III был учрежден Магнаврский университет, где учили грамматике, философии, астрономии и геометрии (Harris 2017, 28). Преподавание в этом университете финансировалось из императорской казны. Однако зависимость университета в Константинополе от воли императора и государственного финансирования не способствовали тому, чтобы он функционировал постоянно. В 40-х гг. XI в. Константинопольский университет был заново учрежден Константином IX. По мнению И. Панаготидиса, Константин IX решил повлиять на деятельность различных конкурирующих школ и для этого создал университет, составленный из двух кафедр: философии и юриспруденции (Niehoff-Panagiotidis 2016, 397–398 5 ). Главой (ипатом) кафедры философии был назначен Михаил Пселл , а кафедру юриспруденции занял Иоанн Ксифилин. На философском факультете Пселл преподавал философию и риторику (Niefoff-Panagiotidis 2016, 398). П. В. Безобразов, опираясь на описание Никифора Влеммида, описывает структуру преподавания наук на факультете Пселла и сообщает, что философия там разделялась на теоретическую и практическую. В качестве цели теоретической философии утверждалось постижение бытия и истины, предметом практической выступало благо. Теоретическая философия, в свою очередь, разделялась на науки о природе, математику и богословие, математика – на арифметику, музыку, геометрию и астрономию, практическая же философия – на этику, экономику и политику (Безобразов 2008, 131–132 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/p...

Разделы портала «Азбука веры» Об извержении клириков, верящих или занимающихся гаданиями, астрологией или носящих талисманы. О том, что не должно священнослужителям или клирикам быть волшебниками, или чародеями, или числогадателями, или астрологами или изготавливать так называемые обереги, которые суть оковы для душ. А тех, которые их носят, мы повелели изгонять из Церкви. τι ο δε ερατικος κληρικος, μγους παοιδος εναι, μαθηματικος, στρολγους, ποιεν τ λεγμενα φυλακτρια, τιν στι δεσμωτρια τν ψυχν ατν. Τος δ φοροντας, πτεσθαι κ τς κκλησας κελεσαμεν. Толкования Зонара . Правило запрещает находящимся в клире заниматься волшебством, или обаянием; а обаяния (παοιδαι) суть чарования (γοητεαι); ибо οιδ – значит – печальная песнь (τραγδα). Итак, чарователи, говоря некоторые песни, то есть заклинания, привлекают демонов, или и связывают зверей и пресмыкающихся. Ибо есть некоторые такие, кои в случае, если скот оставлен где-нибудь вне своего двора, посредством чарований так связывают волков, что они не могут повредить животному, находясь вместе с ним, так что как бы исполняется слово Писания : пастися будет волк вкупе со агнцем : а другие заговаривают змей, и берут их в руки и остаются неуязвленными от них. Правило не хочет также, чтобы посвященные были числогадателями (μαϑηματιο), или астрологами . Существуют четыре книги, так называемые математические: арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Думаю, что правило запрещает не читать сии книги, но с особенною заботливостью заниматься ими. Ибо если кто узнает, что единица (μονς) не есть число, хотя и есть родоначальница всякого числа (ибо число определяют, как множество единиц, на каковом основании и число 2 (δυς) не считается числом, потому что не имеет множества единиц); и что 2 и в сложении с 2мя и при умножении на 2 составляет число 4, a не что-нибудь более; (ибо сказав: 2жды 2, получишь 4; и сказавши: 2 и  2, получишь не другое число, но то же самое); и какие из чисел нечетные и какие четные; какие нечетно нечетные и какие четно четные, какие четно не четные и какие не четно четные; какие из чисел полные и какие не полные; какие квадратные числа и какие кубические; что называется четвероугольниками, и что – кубами; и что такое пропорция, и эти десять видов ее: арифметическая, геометрическая, какая-то гармоническая и обратная в отношении к этой и прочие; и все другое, что обнимается этою наукою.

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

С ранних лет в Иустине возбудилось горячее стремление к истине, искавшее преимущественно решения высших вопросов о Боге и последней судьбе человека. Язычество в тогдашнем состоянии своего распадения — со своими, потерявшими смысл миенами, с безнравственными обрядами богопочтения и мало открывавшими человеческому духу мистериями — не могло удовлетворить жажды познания Божественного. Иустин обратился к философии, и здесь она переходила от одной системы к другой, доколе не нашел в христианстве того, чего искала его душа, томившаяся жаждою истины и внутреннего мира. Об этих тщетных поисках своих, о путях, пройденных им для достижения познания о БОГЕ, он сам рассказывает в начале «Разговора с Трифоном Иудеем». Сначала Иустин обратился к одному стоику; пробывши у него довольно времени, он убедился, что у него нисколько не приумножилось познание о БОГЕ. Учитель стоик, по замечанию Иустина, не только сам не имел познания о БОГЕ, но и не почитал его за необходимый предмет философского исследования. Иустин перешел к перипатетику; но этот обратил философию в орудие своих корыстных интересов: через несколько дней потребовал условия о плате за свои уроки. С прежним доверием, с не устающею надеждою Иустин обратился к пифагорейцу, который быль в большой славе и сам имел высокое мнение о своей мудрости. Этот философ тотчас спросил Иустина, знает ли он музыку, астрономию и геометрию, которые в школах Пифагора почитались необходимыми приготовительными к философии науками, — и распространился в похвалах им; так как они отвлекают душу от чувственного и делают ее способною к восприятию духовного, к созерцанию красоты и добра в самом существе их. Иустин открылся в своем незнании тех наук и не быль принять в число учеников. Среди отчаяния в возможности удовлетворить своей жажду знания, Иустин вспомнил о платониках, которые также были в великом почтении. Один из самых известных между ними только что прибыль в место пребывания Иустина. Беседы с ним, по-видимому, удовлетворили Иустина: успехи его в философии возрастали с каждым днем. «Рассуждение о вышечувственном, говорит Иустин, возвышало меня больше и больше, и учение об идеях окрыляло мой ум; в короткое время я мечтал сделаться мудрецом и в своем безрассудстве надеялся достигнуть созерцания Бога — этой конечной цели Платоновой философии». Но неожиданное обстоятельство разбило самодовольное мечтание философствующего разума и дало другое направление мыслям Иустина. Платонова философия, которая одна из всех систем языческой древности еще удовлетворяла идеальный ум, была только последнею приготовительной ступенью к высшей мудрости — в христианской Вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3814...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010