Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАТИ [Гелатский, Гаенатский; груз. ], мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии, со 2-й пол. XVI в. до 1814 г. резиденция Абхазского Католикоса. Расположен в 11 км к сев.-вост. от Кутаиси. Основан в 1106 г. св. царем Давидом IV Строителем (1089-1125) в честь присоединения к Грузинскому царству Кахети и побед над турками-сельджуками. Этимологию названия мон-ря производят от греч. γενθλια (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресв. Богородицы (это подтверждает и древнее груз. название мон-ря - Генати). При мон-ре царем Давидом была основана академия, крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, названный летописцами «новой Элладой» и «вторыми Афинами», где подвизались выдающиеся мыслители Грузии: Арсен Икалтоели, Иоане Петрици и др. В академии преподавали геометрию, арифметику, музыку, философию, риторику, грамматику, астрономию, переводили и комментировали произведения античных и христ. авторов, создавали оригинальные сочинения. Первоначально территория мон-ря была обнесена двойным кольцом стен: внутреннее окружало основные постройки - храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, каменный шатер над источником, здание академии и не сохранившиеся до наст. времени трапезную, дом настоятеля, кельи монахов и др.; внешние укрепления охватывали территорию с резким понижением почвы. Здесь были созданы террасы, между зданиями возведены подпорные стены и лестницы. Неподалеку от обители находилось место пребывания отшельников (сохастери). Мон-рь Гелати Мон-рь Гелати Царь Давид наделил мон-рь большими земельными угодьями, сделал богатые вложения. При нем была перенесена из Кларджети Хахульская икона Божией Матери . Мон-рь стал усыпальницей груз. царей, здесь был погребен царь Давид, по преданию завещавший похоронить себя в проходном месте; по утвердившемуся мнению, его могила с надписью на каменной плите: «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его» - находится в юж. вратах мон-ря.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Разделы портала «Азбука веры» Волков А.А. Курс русской риторики " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> Оглавление Глава первая. Предмет риторики: язык и словесность Введение Риторика – одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Слово ρητορικ означает “ораторское искусство или учение об ораторском искусстве”, но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384–322 до Р.Х.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета” . Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения: “Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания. Наука подразделялась в античности на три области: физику, знание о природе; этику — знание об общественных установлениях; логику — знание о слове как инструменте мышления и деятельности. В основе образования лежат именно логические науки, или органон, как их называли в античности и средневековье, поскольку прежде всего должен быть освоен метод, на основе которого возможны теоретическое знание и практическая деятельность. Органон включал в себя тривиум и квадривиум – семь свободных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. Грамматика — наука об общих правилах построения осмысленной речи. К грамматике прилегала поэтика как наука о художественном слове – своего рода “лаборатории языка.” Диалектика — наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика – наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. B квадривиум, который завершал общее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на образовательных чтениях ЦФО 17 сентября 2007 г. 16:27 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 17 по 19 сентября в Белгородской области проходят Образовательные чтения Центрального федерального округа «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества». На торжественном открытии Чтений в здании Белгородского государственного университета Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент огласил приветственное послание Святейшего Патриарха участникам форума. Затем, в ходе пленарного заседания, владыка Климент выступил с докладом «Роль Православия в формировании системы духовно-нравственных ценностей современного общества», текст которого приводится ниже. 17 сентября 2007 г., Белгород Многоуважаемый Евгений Степанович! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые представители государственных институтов и общественных объединений, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Современный человек, как правило, по крайней мере, десять лет своей жизни является учащимся, усваивает информацию, которая формирует его позицию ко всему, что его окружает, и с чем он будет соприкасаться в своей жизни. Наряду с чисто практическими навыками вроде умения пользоваться авторучкой, напильником или иголкой, что должно в свою очередь должно упражнять и в трудолюбии, ученику преподаются знания для развития его интеллекта, например геометрия, физика, астрономия, а также такие важные дисциплины, формирующие культурный облик человека, история, литература. Но, заботясь о развитии личности, мы не должны забывать и о главном, что выделяет его из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей. Именно душа человека, его возможность свободно выбирать между добром и злом являются его отличительными свойствами среди прочего творения. А отсюда, формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к своей истории, вере и культуре.

http://patriarchia.ru/db/text/295822.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Изображение святых Кирилла и Мефодия — художник Артур Орленов Кирилл и Мефодий: миссия выполнима 7 мин., 23.05.2022 Удивительное дело, как это сегодня, когда народ повально подсел на телесериалы, интеллектуалы обсуждают в соцсетях сюжетные перипетии «Игры престолов», а публика попроще вечера напролет гоняется с очередными полицейскими за лихими злодеями и по двадцать серий ждет благополучного разрешения страданий очередной незадачливой Золушки, еще никто не додумался снять сериал о святых Кирилле и Мефодии. А ведь в их житии есть все для успеха такого проекта — и драма, и интрига, и экшн, и саспенс. А какие могли бы быть декорации! Серия первая Монастырь преподобного Дионисия Олимпийского на горе Олимп. Источник: www.seraphim.gr Рождение и юность героев в шумных космополитичных многоязыких Фессалониках, втором по величине городе империи. Многодетная семья высокопоставленного чиновника при губернаторе — не то грека, не то болгарина. Старший сын, Мефодий, используя связи отца, десять лет с успехом делает карьеру, становится губернатором провинции, и вдруг, бросив все, уходит на гору Олимп в монастырь и со временем становится его настоятелем. Младший, Константин, в столице изучает языки, геометрию, арифметику, астрономию, риторику и философию, отказывается от выгодной женитьбы, принимает священнический сан, становится хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но, как истинный философ (или поэт? — «если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря»), сбегает из столицы в монастырь у Черного моря. Серия вторая Св. Кирилл. Фреска в базилике Святого Климента в Риме, IX век Константина чуть не силой возвращают обратно: будущему патриарху Фотию, не знающему ни одного иностранного языка, в его борьбе с иконоборцами и мусульманами нужен соратник-переводчик, а Константин — филолог от Бога: кроме родного греческого, знает славянский, еврейский, латынь, а съездив в халифат, выучит еще арабский и даже сирийский.

http://foma.ru/missiya-vyipolnima.html

Содержание Св. Иустин Философ    Св. Иустин, сын Приска, внук Вакха, родился в самарийском городе Сихеме, в то время носившем название Флавия Неаполя (нового города Флавия) в честь императора Флавия Веспасиана, восстановившего его из развалин после иудейской войны 70 года. Значительную часть населения этого города составляли греческие и римские колонисты, к числу которых принадлежала и семья Иустина. Родители его, как люди состоятельные, дали ему возможность не только получить общее образование, но и восполнить его специально философским, к которому он проявил особенный интерес, за что впоследствии получил название Философа.    С ранней молодости Иустина отличали склонность к философствованию, стремление найти истину, разрешить извечные вопросы о Боге и последней судьбе человека. Не найдя ответа на запросы своего пытливого ума ни в тех науках, какие он изучал, ни в языческой религии, ложной в своей основе и потому несостоятельной во всех отношениях, он обратился к философии, которая считалась источником мудрости и претендовала на владение истиной. В поисках за истинной мудростью он побывал у представителей разных философских направлений, но почти все они по тем или другим причинам не удовлетворили его. Стоик не понравился ему потому что, согласно доктрине своей школы о самодовлеющей человеческой личности, источнике добра и зла, счастья и несчастья, он не интересовался вопросом о Боге и загробной жизни. Перипатетик (последователь Аристотеля) оттолкнул его от себя корыстолюбием, потребовав вперед плату за ученье. Пифагореец не принял его в число своих учеников, так как он не знал музыки, астрономии и геометрии, считавшихся подготовительною ступенью для изучения пифагорейской философии. Только у платоника Иустин, по-видимому, нашел то, чего так долго искал. Возвышенное учение Платона о предметах, которые так сильно занимали Иустина, увлекало его, и он, по его собственному выражению, «надеялся достигнуть созерцания Бога, — этой конечной цели Платоновой философии» («Разговор с Трифоном Иудеем», 1 гл.). Но в самый разгар увлечения платонизмом, когда желанная цель, казалось, была так близка, случилось одно событие, которое произвело в душе Иустина коренной переворот и убедило его в том, что, ища истину, он до сих пор шел ложным путем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм начинается с семьи» Без восстановления семьи патриотизм — просто пустая трата времени. Лучше научить астрономии, геометрии, научиться хотя бы писать и читать. И потом, разве наша школа может научить иностранному языку? Ответ — нет, не может. Также непросто и патриотизму научить. 19 января, 2011 Без восстановления семьи патриотизм — просто пустая трата времени. Лучше научить астрономии, геометрии, научиться хотя бы писать и читать. И потом, разве наша школа может научить иностранному языку? Ответ — нет, не может. Также непросто и патриотизму научить. Проект реформы школьного образования, предложенный партией «Единая Россия » (предполагающий замену части общеобразовательных предметов воспитанием патриотизма), вызвал немало вопросов у наших соотечественников. Должна ли школа быть воспитательным учреждением? Можно ли научить патриотизму? О возможной реформе рассуждает протоиерей Димитрий Смирнов. Учить-то можно, только у нас некому. Патриотизм — это вещь духовная .  Я не представляю, чтобы наши учителя смогли что-то сделать в этом направлении. Главная проблема — кто преподает.  Учителя, как правило, не в состоянии вести такие предметы,  как русская словесность, например. Наша школа навеки отбивает у большинства любовь к чтению. У нас неплохие программы по естественным предметам, их и преподавать легче, но что касается гуманитарных наук, особенно литературы, то, к сожалению, вести  их просто некому, т.к. для этого необходимо особо развитое творческое начало и вкус. Ну и кроме того, собственно, патриотизм — дело мужское. А у нас, кроме Фурсенко, по-моему, в Министерстве Образования мужчин нет , остальные все женщины. Мне кажется, это безнадежная затея. Можно ведь любую идею высказать, но главное — в исполнении, реализации. Какой у нас может быть патриотизм, когда половина населения страны ходит в сортир через дорогу в деревянный ящичек. Какой может быть патриотизм, если в Московской области газ только до Пушкино доходит? Европу снабжаем газом  и скоро полмира будем снабжать, а Московская область топится дровами.

http://pravmir.ru/protoierej-dimitrij-sm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ БАР ШАККО [Севир бар Шакко; сир.      ] († 1241), философ, богослов и писатель Сирийской яковитской Церкви . Род. в Барталле (близ Мосула, Сев. Ирак), стал монахом в мон-ре Мар-Маттай, где изучал богословские дисциплины. Изучал грамматику и логику под рук. несторианского ученого Иоанна бар Зоби , а также логику и философию у мусульм. ученого Камаль ад-Дина ибн Юнуса в Мосуле. Впосл. был рукоположен во епископа (вероятно, с именем Севир) в мон-ре Мар-Маттай, при этом выполнял только обязанности настоятеля мон-ря. Погребен в том же мон-ре. И. б. Ш.- представитель т. н. сирийского ренессанса XII-XIII вв., одной из характерных черт к-рого было активное использование арабо-мусульманских источников. Из произведений И. б. Ш. помимо 2 писем сохранились 2 компендиума (иногда характеризуемые как суммы). Оба сочинения представлены большим количеством списков в европ. и ближневост. б-ках, но изданы лишь частично. Первый компендиум «Книга сокровищ» (1231) состоит из 4 частей, имеющих богословское содержание: о Троице, о Боговоплощении, о Божественном Провидении и о сотворенном мире (в последнюю часть входят также описание и анализ явлений природы, приводятся многочисленные сведения по географии). В трактате обсуждаются вопросы, связанные с ересями, церковными таинствами, ангелами, душой, раем, воскресением и вечными муками; уделяется внимание апологетике христианства. Одним из основных источников «Книги сокровищ» были сочинения еп. Моисея бар Кефы (IX в.). Полное критическое издание этого сочинения с переводом и анализом источников в наст. время готовит М. Ю. Толстолуженко (Ин-т восточнохристианских исследований Неймегенского ун-та Радбауда, Нидерланды). Второй компендиум «Книга диалогов» считается лучшим произведением И. б. Ш. Он состоит из 6 трактатов, написанных в форме вопросов и ответов и посвященных грамматике, риторике, поэтике, сир. языку, логике и философии; в последнем трактате автор касается также проблем, связанных с музыкой, геометрией, астрономией и др. Поставив перед собой цель создать новый тип сир. научной лит-ры с опорой как на сирийские, так и на ставшие к тому времени нормативными арабо-мусульм. источники, И. б. Ш. предвосхитил подход еп. Григория бар Эвройо, сочинения к-рого стали более известными, чем наследие И. б. Ш. Весь круг источников, использованных И. б. Ш., пока не выявлен, но на основании изученных частей можно проследить его зависимость от таких сир. авторов, как Иаков Эдесский (VII - нач. VIII в.), Антоний из Тагрита (IX в.), Иов Эдесский (VIII-IX вв.), а также параллели с мусульм. авторами Фахр ад-Дином ар-Рази (XII - нач. XIII в.), Закарией ибн Мухаммадом аль-Казвини (XIII в.). Помимо этого И. б. Ш. в значительной степени опирался на переводы античных философских и естественнонаучных сочинений (в частности, на соч. «О мире» Псевдо-Аристотеля).

http://pravenc.ru/text/200313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТ РУКОПИСЕЙ ИМЕНИ КОРНЕЛИЯ КЕКЕЛИДЗЕ АН Грузии [груз. ; ИР]. Основан в 1958 г., с 2007 г.- Национальный центр рукописей Грузии, находится в Тбилиси. В ИР хранится наибольшая часть известных рукописей, созданных на груз. языке (ок. 10 тыс.). Фонды ИР включают памятники как церковной, так и светской лит-ры 15 веков (V - нач. XX в.), созданные на папирусе, пергамене, бумаге и бомбицине и охватывающие все сферы средневек. науки (богословие, философию, агиографию, гимнографию, литургику, экзегетику, аскетику, гомилетику, художественную лит-ру, языкознание, историю, медицину, право, химию, астрономию, алгебру и геометрию, физику и др.). «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) Груз. манускриптами располагают также др. архивы, музеи и б-ки Грузии (Национальный архив Грузии, ГМИГ, Зугдидский историко-этнографический музей, Кутаисский гос. историко-этнографический музей , ЦГИАГ, ИЭМС, Национальная б-ка парламента Грузии, Историко-этнографический музей г. Гори, Исторический музей Самцхе-Джавахети, Аджарский гос. музей и др.), России (РГАДА, РГБ, РНБ, СПбФИВ РАН, РГВИА и др.), Польши (Музей Чарторыйских в Кракове), Греции (мон-рь св. ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Иверский мон-рь на Афоне), Египта ( Екатерины великомученицы мон-рь на Синае ), Израиля (архив Патриархии Иерусалимской Православной Церкви, Крестовый мон-рь в Иерусалиме), Франции (Национальная б-ка в Париже), Великобритании (б-ка Кембриджского ун-та, Бодлианская б-ка Оксфордского ун-та, Британский музей), Ватикана , Австрии (Австрийская национальная б-ка в Вене, б-ка Грацского ун-та, Гос. архив Австрии), США (б-ка Принстонского ун-та, б-ка Гарвардского ун-та), Армении (хранилища ин-та древних рукописей Матенадаран в Ереване, мон-рь Эчмиадзин ), Чехословакии, Германии (б-ка Лейпцигского ун-та), Болгарии (Народная б-ка им. равноап. Кирилла и Мефодия), Эстонии (Лит. музей им. Ф. Р. Крейцвальда в Тарту) и др. История

http://pravenc.ru/text/468825.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Работы Павла Флоренского 1909-1933 гг. по философии, математике, грамматике, астрономии, искусствоведению, богословию: Космологические антиномии Иммануила Канта Пределы гносеологии Первые шаги философии Разум и диалектика «Не восхищение непщева» Приветственная речь Около Хомякова Памяти Феодора Дмитриевича Самарина Памяти Владимира ФранцевичаЭрна Троице–Сергиева Лавра и Россия Храмовое действо как синтез искусств Моленные иконы Преподобного Сергия Письмо А. С. Мамонтовой Письмо Н. П. Киселеву Небесные знамения (размышление о символике цветов) Иконостас О реализме Предисловие к книге Н. Я. Симонович–Ефимовой «Записки Петрушечника» Записка о православии Записка о христианстве и культуре Записка о старообрядчестве Symbolarium (Словарь символов) Рассуждение на случай кончины отца Алексея Мечева Отец Алексей Мечев В достохвальный «Маковец» Из истории неевклидовой геометрии Пифагоровы числа Предполагаемое государственное устройство в будущем [Рецензия:] новая книга по русской грамматике [Рецензия:]. Жюль Таннери. Курс теоретической и практической арифметики. «Во Христе сапер» Церковь и богословие От юбилейной комиссии Императорской Московской Духовной Академии [Рецензия] по поводу книги: Н. М. Соловьев — «Научный» атеизм· Предисловие к сборнику «Израиль в прошлом, настоящем и будущем». Предисловие к книге: Из рукописей А. Н. Шмидт. По поводу «сочинений» А. Н. Шмидт Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/raboty-190...

составление и перевод А.А. Бурова Жития святых Руперта (Роберт) и Эрендруды (Эрентрод) Святые Руперт (Rupert), Рупрехт (Rupprecht) – немецкое правописание имени Хродиберт (Hrodibert), аналог Робер во французском и Роберт в английском из Зальцбурга, монахиня Эрендруда (Erendruda). В то время, как римские области Норикум (Noricum) и Паннония (Pannonia) были цитаделями ранней церкви (святой Мартин Турский, например, был уроженцем Бургенланда Burgenland), варварские вторжения поразили их с такой силой, что христианство в них почти исчезло. Повторным обретением веры они обязаны в значительной степени Теодору (Theodo) II, герцогу Баварии в конце 600-х годов. Святой Руперт не был единственным франкским миссионером, которого Теодор пригласил в свои земли. Другой, святой Эммерамус (Emmeramus), обрёл мученическую смерть, когда пытался помочь опороченной принцессе, представив себя отцом её внебрачного ребенка, чтобы, позволить её возлюбленному избежать мести клана. Хотя Руперт был франком, предание также связывает его с Ирландией. Конечно, старый римский город Ювавия (Зальцбург), в котором он основал свой штаб, быстро стал центром ирландской миссионерской деятельности в Центральной Европе. Австрийская церковь была проникнута кельтским влиянием. Она даже была создана на основе кельтских династий при «игуменах-епископах» – преемниках Руперта. Самым известным был святой Виржил-Геометр, иначе Фергал ОНеилл (Feargal ÓNeill) из Ленстера (Leinster). Святого Вирджила помнят сегодня, главным образом, как астронома, который поражал своих более интеллектуально уравновешенных современников, размышляя об обитаемости островов-антиподов. Он был также выдающимся православным иерархом, который допускал использование местных наречий при крещении и предпринял одну из первых попыток христианской проповеди среди славян в Каринтии (Carinthia) и Словении (Slovenia). Австрийской Церкви не удалось надолго сохранить свою самобытность. Спустя четыре года после кончины святого Виржила, Австро-Баварское герцогство было завоевано Карлом Великим и быстро вовлечено в господствующий европейский порядок. Игумены-епископы из духовных лидеров постепенно превратились в мирских властелинов, избранников Западной Империи. По горькой иронии, обладателями мантии святого Виржила стали главные противники и преследователи Кирилла и Мефодия, деятельность которых он предвосхитил. Вместе с тем, хотя Австрия и Бавария уже в течение тысячи лет не являются православными, святые православного периода все еще живут во Христе, ходатайствуя о своих странах и обо всем человечестве. Может быть, читатель следующих Житий будет спасен по молитвам святых Руперта и Эрендруды! Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010