С ранних лет в Иустине возбудилось горячее стремление к истине, искавшее преимущественно решения высших вопросов о Боге и последней судьбе человека. Язычество в тогдашнем состоянии своего распадения – со своими, потерявшими смысл мнениями, с безнравственными обрядами богопочтения и мало открывавшими человеческому духу мистериями – не могло удовлетворить жажды познания Божественного. Иустин обратился к философии, и здесь он переходил от одной системы к другой, доколе не нашел в христианстве того, чего искала его душа, томившаяся жаждою истины и внутреннего мира. Об этих тщетных поисках своих, о путях, пройденных им для достижения познания о БОГЕ, он сам рассказывает в начале «Разговора с Трифоном Иудеем». Сначала Иустин обратился к одному стоику; пробывши у него довольно времени, он убедился, что у него нисколько не приумножилось познание о БОГЕ. Учитель стоик, по замечанию Иустина, не только сам не имел познания о БОГЕ, но и не почитал его за необходимый предмет философского исследования. Иустин перешел к перипатетику; но этот обратил философию в орудие своих корыстных интересов: через несколько дней потребовал условия о плате за свои уроки. С прежним доверием, с не устающею надеждою Иустин обратился к пифагорейцу, который был в большой славе и сам имел высокое мнение о своей мудрости. Этот философ тотчас спросил Иустина, знает ли он музыку, астрономию и геометрию, которые в школах Пифагора почитались необходимыми приготовительными к философии науками, – и распространился в похвалах им; так как они отвлекают душу от чувственного и делают ее способною к восприятию духовного, к созерцанию красоты и добра в самом существе их. Иустин открылся в своем незнании тех наук и не был принят в число учеников. Среди отчаяния в возможности удовлетворить своей жажду знания, Иустин вспомнил о платониках, которые также были в великом почтении. Один из самых известных между ними только что прибыл в место пребывания Иустина. Беседы с ним, по-видимому, удовлетворили Иустина: успехи его в философии возрастали с каждым днем. «Рассуждение о вышечувственном, говорит Иустин, возвышало меня больше и больше, и учение об идеях окрыляло мой ум; в короткое время я мечтал сделаться мудрецом и в своем безрассудстве надеялся достигнуть созерцания Бога – этой конечной цели Платоновой философии». Но неожиданное обстоятельство разбило самодовольное мечтание философствующего разума и дало другое направление мыслям Иустина. Платонова философия, которая одна из всех систем языческой древности еще удовлетворяла идеальный ум, была только последнею приготовительной ступенью к высшей мудрости – в христианской Вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Св. Иустин Св. Иустин мученик почитается первым по времени философом христианским (род. 103, ум. 160 г.). В одном из своих сочинений (Разговоре с Трифоном) он говорит, что, будучи еще язычником, прилежно занимался изучением философии, которую преподавали ему лучшие учители философских школ; но языческая философия не удовлетворила требованиям его ума и сердца. «Прежде всего», пишет Иустин, «я отдал себя в руководство стоика. Но когда я прожил с ним довольно времени и познание мое о Боге нисколько не возросло (ибо этот философ сам не имел, да и не считал такого познания необходимым; то я отстал от него, и обратился к другому, назвавшемуся перипатетиком, человеку остроумному, по крайней мере по его собственному о себе мнению. Он потерпел мое присутствие несколько дней, а потом потребовал от меня назначить плату за уроки, для того чтобы наше собеседование, как он выражался, нам обоим было полезно. Таким образом, я должен быль оставить и этого учителя недостойного имени философа. Но так как моя душа жаждала узнать то, что составляет сущность и главнейший предмет философии, то я пришел к знаменитому пифагорейцу, человеку, очень гордившемуся своей мудростью. Когда я объявил ему о своем желании сделаться его слушателем и учеником, то он спросил меня: «а учился ли ты музыке, астрономии и геометрии? или думаешь, что можно понять что-нибудь из науки, ведущей к счастью, без знакомства с этими предметами?». За тем он много говорил в пользу этих предметов и о необходимости их изучения, а отослал меня, как скоро я признался в неведении их. Наконец мне пришло на мысль попытать платоников, потому что они пользовались великою славою. Один из знаменитых платоников, человек разумный, недавно лишь прибыл в ваш город: с ним я занимался много времени, усовершался и делал быстрые успехи с каждым днем. Сильно восхищало меня Платоново учение о бестелесном, и теория идей придавала крылья моей мысли; в скором времени, казалось, я сделаюсь мудрецом, и в своем безрассудстве надеялся созерцать самого Бога, ибо такова цель Платоновой философии».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Скачать epub pdf Cod. 249. Аноним. Жизнь Пифагора Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитал также биографию Пифагора. 1 . Платон был учеником Архита и, таким образом, девятым преемником Пифагора. Аристотель десятый. Те из учеников Пифагора, которые посвятили себя созерцанию, назывались себастики, преподобные, тогда как те, кто занимались делом, назывались политиками. Те, кто развивал учения геометрии и астрономии назывались учеными (математики). Те кто был лично связан с Пифагором называли пифагорейцами, тогда как те, кто просто подражали его ученикам назывались пифагористами. Все они в целом воздерживались от мяса животных; иногда они вкушали плоть жертвенных животных. 2 . Говорят, Пифагор прожил 104 года; Мнесарх, один из его сыновей, умер молодым. Телавг – другой сын. Сара и Мийа – его дочери. Теано, как говорят, была не только его ученицей, но и, на самом деле, дочерью. 3 . Пифагорейцы проповедовали разницу между Монадой и Единицей. Монада обитает в умопостигаемой области, тогда как Единица живет среди чисел. Схожим образом Двойка существует среди исчислимых вещей, тогда как Диада является неопределенной. 4 . Монада выражает равенство и меру, Диада – избыток и изъян. Середина и мера не могут признаваться большими или меньшими, тогда как избыток и изъян, которые продолжаются до бесконечности, допускают это; именно поэтому Диада называется неопределенной. Отсюда, из–за всевключенности Монады и Диады, все вещи сводятся к числам; а число совершенное это десять. Десять получается сложением по порядку первых четырех цифр; поэтому десять называют Кватернарием (или Тетрахтом). 5 . Они утверждают, что человек может усовершенствоваться тремя способами: первый, путем бесед с Богами, ибо к ним никто не может приблизиться, если не воздержится от всякого зла, подражая божественности, даже в уподоблении; второй, путем добродетели, которая есть характеристика божества; третье, путем смерти, ибо если незначительное отделение души от тела в результате епитимьи улучшает душу так, что она начинает предсказывать, во сне – и если болезненный бред вызывает видения – тогда душа должна улучшиться в самой большой степени, если будет отделена от тела в результате смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Скачать epub pdf Житие и страдание святого мученика Иустина Философа Память 1 июня Святый мученик Христов Иустин философ родился в Сирии Палестинской, в пределах Самарии, в городе, называвшемся первоначально Сихем, а впоследствии 3542 Неаполис Флавил 3543 . Отец его, по имени Приск, был знатный язычник; язычником же был и сам Иустин, пока не просветился светом святой веры. Одушевленный любовью к истине, с юности имел он прилежание к книжному учению и, благодаря острому уму, успевал в науках, преподаваемых в греческих языческих школах. Усвоив себе искусство красноречия, он почувствовал стремление к философии и сначала сделался учеником одного философа – стоика 3544 , чтобы узнать, в чем состояло учение стоиков. Иустин горел желанием получить понятие о Боге, но, пробыв несколько времени у стоического философа, он ничего не узнал от него о Боге, так как стоик не знал Бога и учение о Нем не считал нужным. Тогда Иустин оставил этого учителя и пошел к другому философу, из так называемых перипатетиков 3545 , считавшемуся мудрецом. Немного дней прошло, как этот философ уже начал сговариваться с Иустином о плате, не желая учить его даром. Видя сребролюбие своего учителя, Иустин почувствовал к нему презрение, как к лихоимцу, и решил, что этот учитель недостоин даже называться философом, так как ему неизвестно презрение к мирскому богатству. Отвергнув, по указанным причинам, стоиков и перипатетиков, Иустин, побуждаемый неудовлетворенным стремлением к истинной философии, приводящей к познанию Бога, хотел было избрать своим учителем одного известного философа-пифагорейца 3546 . Тот нашел, что Иустину должно прежде всего изучать астрономию, геометрию, арифметику, музыку и некоторые другие науки, как необходимые, – по его мнению, – в земной жизни. Но Иустин рассудил, что для изучения этих наук придется провести много лет, тогда как для души от них не будет никакой пользы; не слыша и от этого учителя ничего, что удовлетворило бы желание его сердца, с каждым днем все более распаляющегося любовью божественною, Иустин также оставил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Характеристика Хамитов и их религий, которую делает Грау 118 Хамитическая раса достигла гражданственности раньше двух других рас, и гражданственность ее была по преимуществу реалистическая и материальная. Задолго до возникновения семитических и иафетических государств уже существовали большие нации хамитического происхождения. Мысль о всемирном государстве возникла в Вавилоне, где господствовали Хамиты. Этой расе свойственна необычайная способность к политической организации. Пример чрезвычайной долговечности хамитических государств представляет Египет. Произведения преимущественно материальной культуры великих хамитических государств поистине удивительны. В каких громадных размерах производилось земледелие в Вавилоне и Египте! Из Вавилона распространилась по всему древнему миру система мер и весов. Вавилонское деление суток на часы и часа на минуты удержалось до нашего времени. В Вавилоне же получил начало алфавит и оттуда был заимствован Финикиянами. По архитектурным произведениям Египет превзошел все хамитические государства: там с массивностью пирамид соперничает величие и красота храмов. Но эти здания суть не более как небольшие остатки чрезвычайно разнообразной и высокой культуры, которые постепенно открывает наука египетских древностей. У Финикиян нам бросается в глаза необыкновенное развитие мореплавания, торговли, колонизации; также земледелие у них и у Карфагенян находилось на высокой степени совершенства. Грау приводит краткую характеристику хамитической культуры из сочинения барона Экштейна: Questions relatives aux antiquités des peuples Sémit. et caeter. Вот более крупные проявления этой культуры: наука и промышленность, земледелие и геометрия, орошение полей и осушение болот, построение храмов и алтарей, городских стен и улиц, прокладка древних всемирных дорог, астрономия, знание священных и светских времен года, календари, система мер и весов, торговля и мореплавание, искусства и ремесла. Мы могли бы уже считать за вероятное, говорит Грау, что такое необыкновенное развитие материальной культуры у Хамитов не могло не иметь влияния на их религию, но есть и доказательства этого предположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРБИСТ [фламанд. Verbiest; кит. Нань Хуайжэнь] Фердинанд (9.10.1623, Питтем, Фландрия - 28.01.1688, Пекин), католич. миссионер в Китае, иезуит. Получил всестороннее образование в Кортрейке и Брюгге, затем в ун-тах Лёвена (Лувена) и Рима. Вступил в орден иезуитов 29 сент. 1641 г. В 1655 г. в Севилье, где он занимался изучением теологии, защитил магист. диссертацию. Решив посвятить себя миссионерскому служению, в 1658 г. прибыл в Макао, затем начал проповедническую деятельность в г. Сиане пров. Шэньси. В 1660 г. был вызван в Пекин и в качестве помощника главы астрономического ведомства Китая иезуита И. А. Шалля фон Белла (1591-1666) стал одним из авторитетнейших и деятельных чиновников цинской администрации. Во время гонений на иезуитов после смерти имп. Шуньчжи (1664) В. был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Традиция связывает чудо их избавления от наказания с землетрясением в Пекине, воспринятым новым имп. Канси как знак того, что заключенных надо помиловать, хотя окончательное освобождение иезуитов последовало только в 1669 г. С этого момента положение В. при имп. дворе становится исключительным. Он преподавал Канси геометрию и в споре с кит. учеными продемонстрировал преимущества европ. системы геометрического анализа планетарных движений, составил календарь дат затмений до 2000 г. включительно, а затем в 1679 г., используя достижения европ. науки, переоборудовал Пекинскую обсерваторию. В 1673 г. В. издал подробную работу по теории астрономии. Всего им было издано свыше 40 трудов, посвященных различным областям человеческого знания. В военной сфере организовал серийное производство пушек португ. образца. Ряд исследователей связывают с именем В. практическое воплощение в условиях Китая идеи автомобиля и катера на паровом двигателе. Имя В. хорошо известно и в истории русско-кит. дипломатических отношений: он был переводчиком со стороны Цинов во время визита в Пекин посольства Н. Г. Милеску Спафария в 1675-1678 гг. Пользуясь своим положением при дворе, он проинформировал российского посла, а через его посредство и все европ. сообщество об особенностях жизни в Китае, а также помог послу в приобретении рубина из личной сокровищницы Канси, к-рый впосл. украсил большую имп. корону венценосных правителей России. Письма В. в Европу стали одним из важнейших источников сведений о Китае для его многочисленных корреспондентов. В одном из писем он первым из европейцев предпринял попытку систематического изложения грамматики маньчжурского языка.

http://pravenc.ru/text/150379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНЕУС [латиниз. Grynaeus] (наст. фамилия Гринер) Симон (ок. 1493, Ферингендорф, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия - 1.08.1541, Базель, Швейцария), нем. реформатский теолог, кальвинист. Сын крестьянина. Учился с Ф. Меланхтоном в школе г. Пфорцхайма. С окт. 1511 г. в ун-те г. Вены изучал медицину, математику, естествознание, философию. В 1515 г. получил степень магистра искусств и магистра философии. В ун-те познакомился с гуманистом Иоахимом Вадианом. С 1520 г. Г. заведовал лат. школой для переселенцев из Германии в г. Офене (Буде, ныне Будапешт). Помимо чтения лекций по лат. и греч. лит-ре Г. знакомил учеников со взглядами М. Лютера , в связи с чем доминиканцы обвинили его в ереси и поместили в тюрьму. Благодаря знакомствам в среде местной аристократии Г. был освобожден и переехал в г. Виттенберг (в 1523), где встретился с Меланхтоном и познакомился с Лютером. В 1524-1529 гг. Г.- профессор греч. языка в ун-те г. Гейдельберга, в связи с финансовыми трудностями он преподавал также арифметику, музыку, геометрию, астрономию. После встречи с А. Карлштадтом (в 1524) Г. пересмотрел свой взгляд на Евхаристию (склонился к версии У. Цвингли ). В 1524 г. он познакомился с И. Эколампадием , Т. Мюнстером . Через год состоялся диспут между Й. Бренцем и Г. относительно его изменившихся взглядов. В 1526 г. Г. получил должность профессора латыни, помимо преподавания в ун-те он изучал труды Аристотеля и Галена. В 1527 г. в б-ке аббатства Лорш Г. обнаружил 5 неизвестных книг Тита Ливия (из «Ab urbe condita»), к-рые затем включил в полное собрание сочинений и переиздал в 1530 г. с предисловием Эразма Роттердамского. Во время визита в Шпайер, где в 1529 г. был созван рейхстаг, Г. попытался вступить в спор с Й. Фабером (Венский епископ с 1531), противником Реформации. Фабер повелел арестовать Г., но с помощью Меланхтона ему удалось бежать. В мае 1529 г. по рекомендации Эколампадия Г. был приглашен в ун-т г.

http://pravenc.ru/text/168145.html

Образование Профильное образование в школе: Безумие или шаг в будущее? Член Общественной палаты по вопросам образования и директор одного из сильнейших московских лицеев Михаил Мокринский рассуждает о необходимости перехода к профильному образованию, но не очертя голову, а с осторожностью. О профессиональном реформаторстве На сайте Минобра появился приглаженный вариант образовательного стандарта для старшей школы. Авторы утверждают, что учли все поступившие замечания и предложения, а «декларативные предписания» уточнили и конкретизировали. Ученье — свет. А за свет надо платить! Заместитель председателя Государственной Думы и член-корреспондент Российской Академии образования Олег Смолин верен школе более 35 лет. Смолин – смыслит как большинство «смыслящих» бьет тревогу: ставший скандальным проект стандарта для старшей школы – верный шаг к платному обучению. И это – только начало конца российского образования. Митрополит Климент и Олеся Николаева о школьной реформе В последнее время в обществе активно обсуждается проблема нового образовательного стандарта. Основная претензия к нему состоит в том, что основные школьные предметы станут предметами по выбору. О раскулачивании школы Называть предлагаемый тип школы «колониальным» — значит ему льстить. Обязательными впредь будут только четыре предмета: физкультура, ОБЖ, новодельная «Россия в мире» и некий «индивидуальный проект» (никто не знает, что это такое; дембельский альбом?). Протоиерей Максим Первозванский: «Без идеологии государство не жизнеспособно» 1 февраля 2011 года закончится обсуждение нового законопроекта «Об образовании». Это не инициатива одной из политических партий, пусть даже и ведущей, это реальный закон, который обсуждается уже во второй редакции. Обсуждать его недостатки после принятия будет поздно. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм начинается с семьи» Без восстановления семьи патриотизм - просто пустая трата времени. Лучше научить астрономии, геометрии, научиться хотя бы писать и читать. И потом, разве наша школа может научить иностранному языку? Ответ - нет, не может. Также непросто и патриотизму научить.

http://pravmir.ru/tag/obrazovanie/page/1...

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм начинается с семьи» Без восстановления семьи патриотизм - просто пустая трата времени. Лучше научить астрономии, геометрии, научиться хотя бы писать и читать. И потом, разве наша школа может научить иностранному языку? Ответ - нет, не может. Также непросто и патриотизму научить. Чиновники убивают российскую школу То, что среднее образование в стране необходимо реформировать, очевидно всем. На то, куда именно двигаться, существуют две главные точки зрения. Из дискуссии между «либералами» и «патриотами» могла бы родиться истина – но государство делает всё, чтобы не допустить диалога. Почему – разбирался Антон Размахнин Об одичании Школьных дисциплин станет вдвое меньше, а обязательных вообще останется всего три: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (не ешьте мухоморов и проверяйте годность огнетушителей) и новая амальгама дисциплин под названием «Россия в мире». Школа — опасное место работы? 3 декабря было совершено очередное нападение на учителя в одной из российских школ. Можно ли утверждать, что школа в России стала местом повышенной опасности для педагогов? Комментирует игумен Серапион (Митько), заведующий миссионерским отделом Ярославской епархии. Древнегреческий язык и Православие — неразрывны? Знание греческого поможет иначе взглянуть на понятия, связанные с верой. Например, то слово, которое мы на русский перевели как " грех " , в греческом обозначает " промахнуться " , а понятое как " спасение " значит " цельный, неделимый " . Мужчина-учитель в современной школе: есть ли надежда? Сегодня, в день учителя, портал «Правмир» беседует с тремя молодыми мужчинами – учителями. Двое из них уволились из школ в этом году (один из столичной, другой из провинциальной), один работает в Сергиево-Посадской гимназии. Главное качество учителя начальных классов — любить детей Функция учителя начальных классов, как и раньше, - помочь детям адаптироваться в школе, быть для ребенка тем, кто поможет ему подготовиться к серьезной жизни в социуме, частью которого является средняя школа. Очень трудно было бы семилетнему малышу, даже если он и посещал детский сад, привыкнуть сразу к нескольким педагогам, ведь все они живые люди, у них у каждого свои требования.

http://pravmir.ru/tag/shkola/page/114/

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.7 из  5) Борозды Когда я вижу, как зеленеют злаки на полях, воспоминание бежит ко мне. Я пишу «бежит», ибо слово это как нельзя лучше подходит к линиям распаханного поля. Гуляя или глядя в окно купе, я внезапно заметил бегущие борозды. Они — словно стрелы, взлетающие к небу; словно звери, взбегающие на гору. Ничто не казалось мне таким живым и стремительным, как эти бурые полосы, однако, провел их с трудом и тщанием усталый, терпеливый человек. Он пытался провести их ровно, не зная, что они изогнутся дугой. Изогнутость взрытой земли поистине поразительна. Я всегда радуюсь ей, хотя ее не понимаю. Умные люди говорят, что радость без понимания невозможна. Те, кто еще умнее, говорят, что радость от понимания гаснет. Слава Богу, я не умен, и могу радоваться тому, чего не понимаю, и тому, что понимаю. Я радуюсь правоверному тори, хотя не понимаю его. Я радуюсь либералу, хотя понимаю его лучше, чем надо бы. Борозды прекрасны тем, что стремятся к прямизне и потому изгибаются. Во всем, что изогнулось, должна быть тяга к прямизне; все, что стремится к прямизне, должно изогнуться. Потому и восхищают нас тугой лук, серебряная лента шпаги, ствол дерева. В живой природе едва ли найдется пример поникшей слабости. Вся красота мира — в немного поникшей силе, которая подобна правде, смягченной милостью. Мироздание жаждет прямоты и, к счастью, ее не достигает. Четкая цель, твердый идеал изогнутся в борьбе с фактами. Но это никак не значит, что начинать надо с размытой цели или шаткого идеала. Не старайтесь сдаться, старайтесь устоять, и положитесь в остальном на жизнь. Стремитесь вверх, словно дерево; жизнь изогнет вас. Мораль, как это ни странно, предшествует басне, но я бы не смог иначе передать вам, что вижу в бегущих бороздах. Самая старая астрономия помогала вести их; самая старая ботаника была им целью. Что же до геометрии, переведите это слово. Когда я глядел на параллельные потоки земли, на бегущие прямые, мне показалось, что я увидел, чем хороша демократия.

http://azbyka.ru/fiction/esse/58/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010