Первые учебные заведения на территории совр. Зап. Грузии были основаны греками. Так, в III-II вв. до Р. Х. в древнегруз. царстве Колхида функционировали гимназии и военные школы, в III-IV вв. в колхидском г. Фасисе (совр. Поти) работала академия риторики, где получали образование греки и местные жители. В этой философской академии учились греч. философ Фемистий (приблизительно 317-388) и его отец Евгений. С принятием Грузией христианства в IV в. при церквах, позже при мон-рях стали открываться груз. духовные школы, в IX-X вв.- духовные уч-ща. В 1114 г. царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) основал при мон-ре Гелати близ Кутаиси Гелатскую академию, ее называли «Вторыми Афинами» и «Новым Иерусалимом». Академия являлась просветительским центром духовно-церковных и общефилософских наук: здесь преподавали геометрию, арифметику, музыку, риторику, грамматику, философию, астрономию, юриспруденцию и медицину; работали известные грузинские духовные деятели прп. Арсений Икалтойский , Иоанн Петрици и др. Ректор академии носил титул «наставник наставников» и пользовался большим авторитетом при царском дворе. Логотипом академии являлась открытая книга, освещенная лучами солнца,- изображение сохранилось на портале входа в здание академии. Гелатская академия существовала до 20-х гг. XVI в. (подробнее см.: «Академия и богословская школа в Гелати», разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Позднее при мон-ре Гелати было образовано ДУ, где продолжалась научно-просветительская работа, особое внимание уделялось изучению Свящ. Писания, катехизиса, церковного пения, каллиграфии и др. Была разработана Гелатская певч. школа. В XVII-XVIII вв. были созданы ключевые для Церкви в Зап. Грузии произведения: летопись «Гелатский короникон», памятник груз. церковного права «Законы католикосов» (НЦРГ. S 51, 1794 г.,- ПГП. Т. 1. С. 393-397) и др. В XIII-XVIII вв. на территории Зап. Грузии также существовали духовные школы в Гурии (при церкви в Озургети, в мон-рях Шемокмеди, Джумати), в Раче (при мон-ре Никорцминда) и в др. регионах; в школах обучали Свящ. Писанию, арифметике, пению, ремеслам. В XVII-XVIII вв. почти при всех приходских церквах в Зап. Грузии действовали церковноприходские школы.

http://pravenc.ru/text/2462337.html

Преподобный Иоанн Дамаскин об исламе Преподобный Иоанн Дамаскин известен также под арабским именем Юханна бен Мансур. Его семья и сам он были глубоко укоренены в арабской культуре. Только в греческих кругах он был известен под христианским именем и церковным титулом «пресвитер и монах». Семья Мансуров была весьма влиятельна в Сирии; дед преподобного Иоанна подписывал капитуляцию Дамаска мусульманскому полководцу Халиду бен Валиду в 635 году. Преподобный Иоанн родился и вырос в Дамаске. Он жил между 652 и 749 годами. Большинство ученых помещают дату его рождения около 675 года. Житие, написанное анонимным автором, утверждает, что он был знаком с «книгами сарацин». Его отец с разрешения халифа Муавии (661–680) освободил пленного сицилийского монаха Косму и сделал его учителем своего сына. Косма учил Иоанна греческому, философии, риторике, физике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии и богословию. В молодости Иоанн дружил с арабским христианским поэтом Ахталом. Вместе они стали приближенными халифа Язида I (680–683). Он наследовал пост своего отца, а перед тем – деда, пост, на котором управлял целой Сирией и богатой провинцией ливанской Финикии. Этот пост предполагал ответственность и за дела войны. Поздним византийским писателям пост Иоанна Дамаскина казался очень значительным. Они называют его «великий логофет», «главный советник» и «министр». Арабское житие, переведенное Иоанном Иерусалимским, называет отца Иоанна Дамаскина «ведающим делами всей страны», хотя анонимное житие говорит о его отце как о правителе Дамаска, которого простые люди называли «эмиром». Его служба в должности управляющего финансами прервалась с воцарением абд ал-Малика (685–705) и Валида I (705–715). Из-за интриг и несправедливых гонений в 724 году святой оставляет Дамаск ради лавры святого Саввы в иудейской пустыне. Именно в монашеский период были написаны большинство, если не все труды Иоанна Дамаскина. Писал он именно на греческом и лишь позднее его основные труды были переведены на арабский Антонием, настоятелем монастыря святого Симеона в Антиохии, и архиепископом Дамаска Абдаллахом бен Ал-Фадлом. Дата смерти святого приблизительно определяется как 749 год.

http://pravoslavie.ru/4090.html

Рельеф Царь-колокола с упоминанием имен мастеров Ивана и Михаила Моториных Династия московских мастеров колокольного литья XVI-XVIII вв. Двор с литейным заводом М. располагался рядом с церковной землей ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Св. Троицы) в Пушкарях, в Пушкарской слободе, где проживали литейщики, кузнецы и мастера различных профессий, связанных с изготовлением артиллерийских орудий и колоколов. До сер. XVII в. все работы по отливке орудийных стволов и колоколов, а также изготовлению орудийных лафетов и оснастки для подвески качающихся (очепных) колоколов велись только на Пушечном дворе - главном предприятии Пушкарского приказа, основанном при вел. кн. Иоанне III итал. инженером и архит. Аристотелем Фьораванти (см. в ст. Колокол ). Пушечный двор, расположенный близ р. Неглинной и Лубянской пл., обнесенный высокой стеной с окнами внутрь, состоял из 2 литейных амбаров-цехов, кузниц, весов, колодца и б-ки, включавшей научно-технические издания того времени: в 1637 г. по указу боярина Б. И. Морозова из нее во дворец для обучения царевича Алексея Михайловича взяли 29 иностранных книг, среди которых были издания по геометрии, арифметике, астрономии, градостроению. В архивных выписках И. Х. Гамеля из расходных книг Пушкарского приказа XVII в. (сами книги не сохр.) есть сведения о школе «цифрового учения» для пушкарских детей (Арх. СПбФИИ РАН. Колл. 175. Оп. 1. Д. 461). Т. к. литейное мастерство составляло основу оборонительной способности страны, семейные работы поддерживались государевыми указами: «...пушкарские и пушечных и колокольных мастеровых людей Пушкарского приказу дети, и братья, и племянники, и тем пушкарским и мастеровым детям, и братьям, и племянникам мимо Пушкарского приказа в иные приказы ни в какой чин ставиться не велено» ( Рубцов Н. Н. История литейного производства в СССР. М., 19622. Ч. 1. С. 230). Расцвет колокольного производства династии М. пришелся на кон. 70-х гг. XVII в., завод М. сохранял свое ведущее значение вплоть до переноса столицы России в С.-Петербург.

http://pravenc.ru/text/2564246.html

Феодорит Киррский (387–457 гг.) Детство и юность Макария Феодорита прошли в Антиохии – одном из значительных центров византийской империи, где процветали науки и искусства. Антиохийские риторские школы славились по всему Востоку. В одной из таких школ получил образование Феодорит. Он изучил грамматику, риторику, философию, историю, христианское богословие, был знаком также с астрономией, медициной, геометрией; что же касается его знания литературы, то оно простиралось как на языческую, так и на христианскую. В своем апологетическом трактате «Излечение языческих недугов» он цитирует более ста древних авторов. До избрания в 423 г. епископом города Кирра (в евфратской Сирии) Феодорит вел уединенный образ жизни, удалившись почти на десять лет в монастырь близ города Апамеи в южной части Сирии. Но сделавшись епископом, он стал принимать самое живое участие в богословских спорах, заботился о благосостоянии и украшении вверенного ему города. Феодорит Киррский был плодовитым писателем: он оставил большое количество догматических, эксегетическнх, ораторских произведений; его пятитомный труд «Церковная история» представляет собой достаточно подробное изложение церковных и отчасти исторических событий от 324 до 429 г. Стиль этого сочинения прост, хотя и не блещет особой оригинальностью и изяществом. С литературной точки зрения заслуживает внимания повествование о тридцати аскетах евфратской земли – «Повесть о людях, преданных Богу, или О подвижнической жизни». В ней описана жизнь пустынников – современников Феодорита или тех, кто жил немного ранее. Автор был близок к тем лицам, о жизни которых он пишет, и в своем сочинении сообщает только то, чему сам был очевидцем. Описания его очень конкретны. Большое внимание Феодорит уделяет быту монахов, их одежде, образу жизни. Для большей убедительности повествования автор ведет его в первом лице. Особую прелесть жизнеописаниям придают личные воспоминания Феодорита о днях его молодости. ПОВЕСТЬ О ЛЮДЯХ, ПРЕДАННЫХ БОГУ, ИЛИ О ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 184

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Книга III. О четырех математических дисциплинах Предисловие Математика (mathematica) по латыни называется научным знанием (doctrinalis scientia) 450 , которое рассматривает отвлеченное количество. Ведь отвлеченным (abstracta) называется такое количество, которое мы посредством ума отделяем от материи или от другого привходящего, такого как четное и нечетное, или от тому подобного, [и затем] имеем в одном только рассуждении. У нее четыре вида: арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Арифметика есть наука о числовых количествах самих по себе. Геометрия есть наука о величинах и формах. Музыка есть наука, которая говорит о таких числах, которые открываются в звуках. Астрономия есть наука, которая рассматривает движения небесных созвездий и их фигуры, а также обращения (habitudo) светил 451 . О каковых дисциплинах мы далее скажем немного подробнее, чтобы их значения (causae) могли быть показаны надлежащим образом. Титул I. Об арифметике Глава I. О наименовании науки арифметики Арифметика (arithmetica) есть наука о числах, ведь греки называют число α=ριθμς 452 . Ее писатели светских сочинений установили первой среди математических наук потому, что она не нуждается ни в какой другой науке, чтобы быть. (2) Музыка же и геометрия, и астрономия, которые следуют [за нею], нуждаются в ее помощи, чтобы быть и оставаться [собою] (subsistere). Глава III. Что есть число Число (numerus) есть множество, составленное из единичностей (unitas), ведь одно – это семя числа, а не число 455 . Числу имя дала монета (nummus), и ввела [это] слово из-за своего частого употребления. [Число] один (unus) ведь получило имя от греческого [языка], ибо греки называют один να 456 , также и два (duo) и три (tres), которые у них называются δο и τρα. (2) Четыре (quattuor) же взяло имя от [геометрической] фигуры квадрата, а пять (quinque) получило имя не по природе, а по произволению того, кто вводил имена для чисел. Шесть (sex) же и семь (septem) идут от греческого [языка]. (3) Ведь во многих именах, которые в греческом имеют придыхание [вначале], мы ставим вместо придыхания S, потому и [говорим] «sex» (шесть) вместо ξ, «septem» (семь) вместо πτ, как и «serpillum» (тимьян) вместо ρπυλλος.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

310 лет со дня рождения основателя первого университета Он родился в свободной Архангельской губернии, с десяти лет отец стал брать его на рыбный промысел. Так бы и вырос в хорошего архангельского мужика, но была в нем одна особенность — он хотел учиться. Удивительное дарование Такая необычная жизнь по закону жанра полнится легендами. Что из них вымысел, что правда — уже не всегда разберешь. Дьячок упал перед «вундеркиндом» на колени, честно признавшись, что ему больше нечего передать мальчику — запас его знаний исчерпался. У односельчан Михайло раздобыл тот книжный максимум, который вообще можно было найти в русской провинции того времени — «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, в которой были изложены основы геометрии, астрономии и навигации. С равным рвением и удовольствием он изучал и числа, и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого — через нее он познакомился с азами поэзии. Как в любой сказке, он с самого зачина терпит лишения и трудности. Деревенские парни однажды даже поколотили Михайлу — за чтение прихожанам псалмов. Драка произошла прямо при выходе из церкви. Меня оставил мой отец И мать еще в младенстве, Но восприял меня Творец И дал жить в благоденстве. В этих строках, написанных много лет спустя, Ломоносов довольно откровенно расскажет, что полноценного семейного счастья в родительском доме он так и не познал. Злая мачеха Когда Михайле было девять лет, его мама умерла и отец женился снова. Но и вторая жена вскоре умерла — отец женился в третий раз. Обе женщины относились к пасынку как совершенно классические мачехи из сказок. Даже его — казалось бы, очевидно похвальную — тягу к знаниям они обернули в желание отлынуть от дела и сидеть «попусту за книгами». И постоянно настраивали против него родного отца: «Я… имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы ».

http://pravmir.ru/pomorskij-muzhik-russk...

9-е Св. Кесария, брата св. Григория Богослова Добрый плод доброго дерева – Кесарий, младший сын Григория, епископа Назианзского, и благочестивой Нонны, с детства обнаруживал разнообразные блистательные дарования и глубокую любознательность. Будучи достаточно подготовлен домашним образованием, он поступил в Александрийскую школу, где в большем чем где-нибудь совершенстве в то время преподавались те науки, к которым он имел особенное расположение, а именно: медицина, геометрия, математика, астрономия и астрология. Кесарий окончил блистательно своё образование, и замечательно в нём было то, что «не превозносился он своими знаниями над другими, понимая, что созерцание высочайшей мудрости, святости и блаженства Бога усвояется чистоте сердца, а не проницательности ума или высокой учёности, и особенно же замечательно было в нём то, что он, изучая естественные науки, не исключая и астрологии, извлекал из них только то, что напоминало и влекло к премудрому и всеблагому Творцу мира» 106 . Кончив своё научное образование, Кесарий, на возвратном пути в свой отечественный город встретился в Константинополе с братом своим Григорием. Оба они оставались некоторое время в этой столице Восточной империи, которая не могла не привлечь их внимания своим богатством, великолепием и другими предметами, достойными внимания просвещённого человека. Вскоре и сами они обратили на себя внимание своей высокой учёностью. Особенно же Кесарий получил вскоре такую славную известность, что ему предложены были отличия в обществе, знатное супружество и место в сенате. Даже отправлено было к отсутствующему тогда императору Констанцию прошение о том, чтобы он почтил и украсил свою столицу первым из учёных, отличным в знании философии и других наук, имея Кесария у себя врачом и гражданином. «Но я, – говорит Григорий, – во всём уважаемый и высоко ценимый Кесарием, превозмог; я убедил его исполнить мольбу родителей, свой долг к отечеству, а также и моё желание; убедил продолжать путь, и притом, вместе со мной, предпочесть меня не только городам и народам, почестям и выгодам, которые отовсюду уже обильно лились к нему или льстили надеждой, но едва и не самому государю и его приказаниям» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Главнейшие изобретения человеческого духа, служившие основой человеческой культуры, как то: число, ме вес, письмо – были произведением гения семитических народов. Между ними же получили свое начало и достигли значительной степени развития некоторые науки и искусства, как то: астрономия, геометрия, геодезия, агрономия, архитектура, живопись, поэзия, металлургия, морское и военное искусство. Здесь же получили свое начало и главные формы общественной и государственной жизни. Кроме этого семитов нужно считать творцами главных форм религии, как со стороны религиозного учения, так и обрядов. Арийские народы, позже явившиеся на исторической сцене многое заимствовали от семитов. У греков и римлян было сильно то убеждение, что их orienme lux, и здесь, на востоке они полагали рождение сивилл, эмблемы человеческой мудрости. Греческие философы и историки отзываются о востоке всегда с глубоким уважением и считают его как бы родником человеческой мудрости. Многие из них считали своей нравственной обязанностью совершить путешествие по дальнему востоку, и можно думать, что большая часть греческих мудрецов, например: Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Солон, Ликург, Евклид и даже сам великий Аристотель были многим обязаны семитическому востоку. Греческая теософия в своем первоначальном виде, как она является в орфеических системах и у Гезиода, обязана своим происхождением тому же востоку и во многом напоминает теософию древних финикиян. Точно также большая часть греческих религиозных мифов, мистерий, обрядов носят ясные следы семитического происхождения. Но историческое значение семитов не ограничивалось одним влиянием на духовную жизнь древнего человечества, в частности греков и римлян, оно отражалось также и в политической истории древнего мира. Сильные цари Вавилона и Ассирии задавали тон политике всего востока и были всегда опасными соперниками египетских фараонов. От их политических притязаний зависела политическая судьба различных мелких народностей западной Азии. Не большой, но ловкий народец семитической расы, финикияне, имел не одно торговое значение, а также и политическое. На своих небольших, но быстрых кораблях финикияне, вместе с произведениями востока, развозили по портам и островам Средиземного моря и Архипелага также многих сынов семитического востока, которые по своей или чужой воле должны были искать места жительства на чужой стороне. Из таких переселенцев образовалось две важных в политическом отношении колонии – в Карфагене и Испании. Одной из них впоследствии было суждено сделаться опасным врагом для политической гегемонии Рима. Лишь после долгой борьбы римским сенаторам удалось одолеть карфагенских суффетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Книга I. О грамматике Глава I. О науке и искусстве Наука (disciplina) имя получила от научения (discendo), потому она также может называться и знанием (scientia). Ведь «знать» (scire) произошло от «учиться» (discere), ибо никто из нас [ничего] не знает, если не учится. А иначе она названа наукою, ибо всему учит (discitur plena). (2) Искусство (ars) же называется так потому, что состоит из наставлений и правил искусного мастерства (ars). Другие же говорят, что греки вывели это слово α=π τη ς α=ρετη ς, то есть «от добродетели», которую они называли знанием 2 . (3) Платон 3 и Аристотель 4 считали, что между искусством и наукою существует различие, и говорили, что искусство – в тех [вещах], которые могут быть теми или иными 5 , тогда как наука имеет дело с теми [вещами], которые не могут быть иными. Ведь когда нечто разбирается в [необходимо] истинных суждениях, то это будет наука, когда же нечто трактуется как правдоподобное и сомнительное, то это получит имя искусства. Глава II. О семи свободных искусствах Наук свободных искусств (artes liberales) семь 6 . Первая – грамматика, то есть опытность в речи (loquendi peritia). Вторая – риторика, которая из-за красоты и величия красноречия считается совершенно необходимою в делах гражданских. Третья – диалектика, называемая логикою, которая посредством тончайших рассуждений отделяет истинное от ложного. (2) Четвертая – арифметика, которая содержит причины и различия чисел. Пятая – музыка, которая состоит из стихов и песен. (3) Шестая – геометрия (geometrica), которая охватывает измерение и земли. Седьмая – астрономия, которая содержит законы звезд. Глава III. О всеобщих [греческих] буквах Основанием искусства грамматики являются всеобщие буквы (litterae communes), которыми занимаются и книжники, и счетоводы. Наука об этих [буквах] – это как бы детство грамматического искусства: и поэтому Варрон 7 назвал ее буквистикою (litteratio). Буквы же суть образы (indices) вещей, знаки слов, и их сила такова, что у нас недостаток дикции называется немотою, . (2) Употребление букв было изобретено для запоминания вещей, а именно, чтобы они не уходили в забвение, их связывают словами. Ведь при всем таком разнообразии вещей никто не смог бы ни выучить слышимое, ни сохранить в памяти. (3) Буквы же называются как бы законодателями [речи], ибо они отвечают за правильность речи или за то, что выводится в речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ARTES LIBERALES ARTES LIBERALES [лат.- свободные искусства; 7 liberales disciplinae - 7 свободных искусств], античная и средневек. классификация наук и образования. Восходит к «энциклопедическому образованию» (греч. γκκλικος παιδεα) софистов и «свободным наукам» (греч. λευθριαι πιστμαι) Аристотеля . В системе образования господствующим становится семичастный канон, включавший свободные искусства, к-рые в кратком изложении должны были охватывать весь состав знаний, за исключением его самого высокого уровня - философского осмысления сущего. С V в. A. l. делились на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка; порядок следования дисциплин мог различаться). Теоретически тривиум являлся начальным образованием (примерно с 6 до 14 лет), дававшим практические знания и возможность занимать общественные должности. Квадривиум предназначался для тех, кто намеревался стать ученым. Наиболее подробное изложение 7 свободных искусств находится в трактате африкан. неоплатоника V в. Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия», в к-ром в аллегорической форме (речь шла о свадебном пиршестве во дворце Юпитера, где персонифицированные школьные науки выступали как служанки невесты Филологии) давалось изложение образовательного минимума. Этот трактат стал одним из популярных учебников Средневековья. В нач. VI в. Боэций создал ряд учебных трактатов по арифметике, музыке и логике, к-рые впосл. использовались для преподавания. В VII в. нек-рые вопросы преподавания A. l. рассмотрены Исидором Севильским в кн. «Этимологии». Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в. Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в. В Византии система обучения «свободным искусствам» сохраняла свое значение неизменно, хотя сам термин не получил большого распространения; византийцы, как правило, пользовались обозначением γκκλικος παιδεα (общее образование). Методика тривиума и квадривиума лежала в основе преподавания в многочисленных частных школах, в имп.

http://pravenc.ru/text/76404.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010