Статистика Боэций Аниций Манлий Торкват Северин Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (лат. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boëthius) (ок.480—524), римский государственный деятель, христианский философ-неоплатоник. Происходил из знатного римского рода Анициев. Учился предположительно в Александрии и Риме. Был усыновлён Квинтом Симмахом (консулом, затем главой сената и префектом Рима), женился на его дочери. Будучи приближённым к королю остготов Теодориху Великому, захватившему в 493 году северную Италию, Боэций занимал высшие государственные посты: в 510 консул, в 522 magister officiorum (первый министр королевства). В 523/524 был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму и казнён. Могила Боэция находится в городе Павия. В ожидании казни написал своё главное сочинение «Об утешении философией» («De consolatione philosophiae»), которое стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу. В этом трактате Боэций пытается решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воли всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать в мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной этих самых действий. В своей книге Боэций наставляет читателя, чтобы он уклонялся от зла, своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине. Книга «Об утешении философией» стала последним произведением древнего мира, в котором отсутствует христианская идеология и ни разу не упомянуто имя Христа. В тюрьме, незадолго до казни, Боэцию является не Дева Мария, не Христос, но воплощённая в женском обличии Философия. Именно в этом и заключалась личная драма Боэция — невозможность интеллектуального синтеза неоплатонизма и христианства. Кроме того, Боэцием написаны труды: «О святой Троице» (где он выступает против арианства) и «О католической вере». Боэций является автором классических учебников по дисциплинам квадривия — арифметике («De institutione arithmetica»), музыке («De institutione musica»). Возможно, также написал учебники геометрии и астрономии.

http://lib.cerkov.ru/authors/885

Статистика Григорий Богослов, свт. (греч. Γρηγριος Ναζιανζηνς — Григорий Назианзин; 329, Арианз — 389, Арианз) — христианский богослов, один из Отцов церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого. Почитается в лике святителей. Память совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю) 25 января и 30 января (Собор трёх в Римско-католической церкви — 2 января.Григорий родился около 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна. О своих родителях Григорий впоследствии писал в цикле стихов «О собственной жизни».Получив начальное домашнее образование, Григорий обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Осенью 350 года Григорий отправился в Афины, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию: «Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много В Афинах Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля. Несмотря на то, что в то время при изучении трудов данных философов больше внимания уделялось их стилю, а не учению, на теологию Григория неоплатонизм оказал сильное влияние. По мнению академика Г. Г. Майорова «Григорий и терминологически, и по существу близок к Во время обучения Григорий познакомился в Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. Вместе с Григорием и Василием в Афинах обучался будущий император и гонитель христиан Юлиан Отступник. После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. В 358 году, когда его отец стал епископом, Григорий вернулся домой и в тридцатилетнем возрасте принял крещение от своего После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис.Григорий Богослов (Андрей Рублев, иконостас Успенского собора во Владимире, 1408) В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположен в После рукоположения Григорий, видя в священстве препятствие к созерцательной монашеской жизни, вновь удалился в монастырь Василия. Вернувшись в 362 году домой, Григорий на пасхальном богослужении произнёс свою первую проповедь, получившую название «Слово на Пасху и о своём

http://lib.cerkov.ru/authors/565

Статистика Ориген Ориген (греч. Ωριγνης, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, ученый. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина «богочеловек». Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы. Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (Апокатастасис). До наших дней не дошёл его главный труд Гекзапла — колоссальный по объёму сравнительный анализ изводов Ветхого Завета с целью установления критически выверенного текста. Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других. Биография Ориген родился около 185 г в Александрии. Изучал под руководством своего отца, Леонида, священные тексты. В 202 г. Леонид был убит. С 203 г. Ориген начинает учительствовать в теологической школе, он спал на голой земле, постился, не носил обуви, не имел смены одежды. По сообщению Евсевия, в этот период Ориген в порыве благочестия оскопил себя. Изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 году подвергнут осуждению на Александрийском поместном соборе, после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер. Император Юстиниан и осуждение Оригена Образцовая святость жизни Оригена и мученическая кончина способствовали его популярности в монашеских кругах. Наиболее авторитетными центрами распространения оригенизма становятся палестинские монастыри Мар-Саба (то есть св. Саввы) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлиема. Однако епископ Иерусалимский Петр посылает доклад императору Юстиниану об «оригенической болезни своих монахов». В это же время в Константинополь прибывает апокрисиарий римского папы диакон Пелагий и активно выступает против оригенизма. Желая спасти религиозное единство империи, Юстиниан «решил использовать полностью свое право христианского василевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склонную поднять опасную волну безысходных и длительных споров».

http://lib.cerkov.ru/authors/763

[Хрисолора; греч. ημτριος Χρυσολωρς] (до 1360 - после мая 1416), визант. ученый, писатель, дипломат. Противник унии. Сведения о жизни Д. Х. достаточно скудны. Иногда его считают братом Мануила Хрисолора , однако их родство не доказано. В 1384-1385 гг. Д. Х. как посол имп. Иоанна V Палеолога ездил к некоему «варварскому» правителю, вероятно к тур. султану Мураду I . В 1401-1403 гг. находился в К-поле. Был близок ко двору имп. Мануила II Палеолога (1391-1425), в 1403-1408 гг. служил месадзоном у его племянника имп. Иоанна VII Палеолога , резиденция к-рого находилась в возвращенной турками Фессалонике. В 1407 и 1408 гг. был направлен с миссией от Иоанна VII к султану Сулейману. В 1408-1409 гг. выступал за церковный мир и согласие на Соборе в К-поле по поводу смещения митрополитов Макария Анкирского и Матфея Фракийского. С 1409 г. член синклита. В 1416 г. участвовал в Соборе в храме св. Апостолов в К-поле как представитель императора. Автор ряда антилат. полемических сочинений: Λϒος συνοπτικς (обобщение взглядов Нила Кавасилы против лат. учения об исхождении Св. Духа); опровержение нападок на Кавасилу сторонника унии Димитрия Кидониса в форме диспута об исхождении Св. Духа и учении об ангелах, к-рый ведется от лица Кавасилы, Кидониса, Фомы Аквинского и Д. Х. Его диспут с неким Антонио д " Асколи о бытии и небытии построен вокруг толкования слов Христа, сказанных Иуде на Тайной вечере: «...лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26. 24). Долгое время Д. Х. приписывались антилат. трактаты Варлаама Калабрийского . К творческому наследию Д. Х. принадлежат также «Похвала блохе», благодарственная речь Богородице 1403 г., в годовщину поражения султана Баязида I при Анкаре, энкомий вмч. Димитрию Солунскому, сочинения по астрономии, рассуждения об идеальном императоре, 100 писем к имп. Мануилу II, письма к другу Иоанну Хортазмену , Мануилу Хрисолору, Слова на Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскресение и Успение Богородицы. Слово на Успение практически идентично подобному Слову Иоанна Геометра . В одном из неизданных диалогов Д. Х. выступал против разногласий среди православных, призывая их к миру и согласию. Большая часть сочинений Д. Х. остается неизданной. Важнейшими рукописями с сочинениями Д. Х. являются: Escor. T III 4; Vatic. 1109; Laur. X 3 1. 1.

http://pravenc.ru/text/178239.html

Церковь празднует память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского 27 февраля, 2016. Новостная служба Святые Кирилл и Мефодий по праву именуются равноапостолными — они как продолжатели дела апостола Павла несли христианство всем славянам вообще 27 февраля православные верующие чтут память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, брата святого Мефодия. Святой Кирилл Философ, которого до принятия схимы звали Константином, родился примерно в 826-827 году в Македонии, в Фесалониках, в семье помощника местного стратига (генерал-губернатора), получил блестящее образование — знал несколько языков, изучал геометрию, арифметику, астрономию, риторику и философию, — а когда, отказавшись от выгодной женитьбы, принял сан священника, был даже назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, однако, как истинный философ, предпочел столице монастырь у Черного моря. Но будущий патриарх Фотий, с которым он близко познакомился в Константинополе, убедил его вернуться. Фотию, не знавшему ни одного иностранного языка, в его борьбе с иконоборцами и мусульманами нужен был соратник-переводчик. Константин же был, как говорится, филологом от Бога. Он прекрасно обучался языкам и любил это занятие: кроме родного греческого, знал славянский, еврейский, латынь, во время поездки с миссией в халифат познакомился с арабским, знал даже сирийский (что в то время было редкостью). В миссионерских путешествиях вокруг Константина собралась группа учеников, вместе с которыми он в 856 году пришел в монастырь, настоятелем которого был его старший брат Мефодий, и занялся составлением славянской азбуки — глаголицы, искусственного алфавита, с использованием начертаний восточных алфавитов. Кириллица же, возникшая в Болгарии в результате длительного использования греческого алфавита еще до принятия страной христианства, объединив греческий алфавит с филологическими и лингвистическими принципами, положенными в основу глаголицы, на рубеже IX-X веков стала общеславянским алфавитом. К 863 году, когда братья, по просьбе князя Ростислава, были отправлены миссионерами в Моравию, они уже успели перевести на славянский язык основные богослужебные тексты. Гениальность Константина-Кирилла как филолога была в том, что он создал универсальную алфавитную систему, которая учитывала особенности любого славянского языка и даже некоторых соседних. И когда в дальнейшем где либо использовались различные региональные варианты кириллического алфавита, их создатели могли брать за основу алфавит святого Кирилла практически ничего не меняя. Это предопределило успех их с братом миссии.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

27 февраля — память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского 26 лютого 2007 р. 18:01 Родные братья свв. Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни в Македонии. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — в монашестве) — самым младшим. Отец — знатный и богатый вельможа, по имени Лев, и мать Мария жили благочестиво, исполняя заповеди Божии. Святой Константин родился в 827 году. И когда мать хотела отдать его кормилице, то он никак не желал питаться чужим молоком — только молоком матери. Тогда родители его дали обет жить как брат с сестрой и так прожили четырнадцать лет до самой смерти. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями. В городе Солуни в то время проживало многочисленное славянское население, язык которого стал с детства знаком и близок святому отроку. Семи лет от роду Константин видел сон и рассказал его отцу и матери в следующих словах: «Воевода, стратиг нашего города, собрал всех девиц города и сказал мне: «Вы­бери себе из них, кого хочешь, на помощь и в сверстницы себе». Я, оглядев, посмотрел их всех и приметил одну, прекраснейшую из всех, с лицом светящимся, украшенную многими золотыми монистами и жемчугом; имя ей было София. Ее я избрал». Родители поняли, что Господь дает отроку деву Софию, т. е. Премудрость, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному учению, но и добротолюбию — премудрости духовной. Святой Константин учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Он изучил Гомера, философию, диалектику и геометрию. Кроме того, он изучил риторику, арифметику, астрономию, музыкальное искусство и другие светские науки, а также знал языки: латинский, сирийский и другие. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени, но особенно прилежно изучал творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202707...

7 февраля — память святителя Григория Богослова 7 лютого 2007 р. 11:26 Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским (память 1 января/). Мать, святая Нонна (+ 374, память 5/18 августа), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Как ей было открыто в сновидении, она назвала первенца Григорием. Когда сын выучился читать, мать подарила ему Священное Писание. Святой Григорий получил самое полное и разностороннее образование: после домашних занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Затем для завершения образования будущий святитель отправился в Афины. На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что «убийственные воды лишат его вод очистительных». «Двадцать дней и ночей, — рассказывает святой Григорий, — лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся». Шесть лет провел святитель в Афинах, изучая там риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Его учителями были известные языческие риторы Гиморий и Проэресий. Вместе со святым Григорием учился святой Василий, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской (+ 379, память 1 января). Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы. Знакомство с Юлианом, будущим императором (361-363) — отступником от веры Христовой, обернулось скоро непримиримой враждой. По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. Он прекрасно знал языческую дохристианскую философию и литературу. В 358 году святой Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он, почти в 30-летнем возрасте, принял от своего отца святое Крещение. Теперь он, для которого «более значило быть последним у Бога, чем первым у царя», колебался только в том, какой путь «предпочесть: созерцательный или деятельный».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204483...

В день преставления Михайлы Васильевича Ломоносова – размышления о пути «русского Леонардо». Л.С.Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова. 1787 г. 1200 километров – много это или мало? Самолет преодолеет это расстояние за 2 часа, поезд – за 20, на автомобиле путь займет часов 16. А пешком пробовали? 19-летний сын зажиточного помора Михайло Ломоносов попробовал – путь из деревни Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии до самого центра первопрестольной занял у него три недели. Биография Михайлы Васильевича, с одной стороны, хорошо изучена и описана. С другой – предельная мифологизация образа самородка, пробивающего себе путь к признанию вопреки обстоятельствам, превратила Ломоносова из живого, имеющего право ошибаться человека в некий непогрешимый символ русского самосознания. Именно такое отношение по большей части остается у школьников – «высокий недоступный идеал», «памятник». Словом, тот, с кем невозможно полемизировать. Целостному восприятию личности Михайлы Васильевича это, безусловно, мешает. Вслед за караваном Михайло Ломоносов на пути в Москву. Художник: Н.И. Кисляков, 1948 г. С детских лет Михайло стал участвовать в делах, составляющих каждодневный труд сельских жителей: пас скот, помогал в поле и на постройках, а уже с десяти лет начал ходить на отцовском судне на рыбный промысел. Все это – занятия, типичные для ребят его возраста и окружения. Выделяло мальчика из их среды другое: непреодолимая тяга к знаниям, которая и «соткала» из обыкновенной жизни простого подростка фабулу настоящей волшебной сказки и приключенческого романа одновременно. По легенде, обучавший мальчика дьячок вскоре упал перед ним на колени, признавшись, что больше ничему не может его научить. У односельчан он раздобыл «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учености». Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого. Она давала представление о книжной поэзии: знакомые слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи. В то время как внутренний мир Михайлы обогащался новыми знаниями, во «внешней» его жизни происходили печальные события. Мальчик, в девять лет потерявший маму, живет с отцом и его новой женой, но и она вскоре умирает и отец женится в третий раз. Обе мачехи недолюбливали тянувшегося к знаниям мальчика, сокрушаясь о том, что тот сидит «попусту за книгами». Через много лет Ломоносов будет вспоминать: «Я… имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы».

http://pravoslavie.ru/92493.html

Джон (Пантелеймон) Мануссакис Часть первая. Зрение Что было от начала... видели своими очами – 1Ин.1:1 Иллюстрация: Ян Брейгель Старший и Петер Пауль Рубенс. Аллегория зрения (около 1618). Музей Прадо, Мадрид, Испания. Аллегория 1 «Ключ» к чтению трех аллегорических полотен Брейгеля таится неизменно в картине, изображенной на каждом из них. Чтобы расшифровать их значение, зритель должен изучить эти «привилегированные»; картины, «спрятанные» в сюжетах Брейгеля. В общем, это касается и всякой аллегории: она всегда приглашает прочитать (и понять) ее в своих собственных категориях – скажем так, изнутри, а не извне. К примеру, «разгадку» аллегорического текста следует искать в нем самом. В картинах Брейгеля, художник (или точнее, само полотно) представляет как загадку, так и ее разгадку. Ключ к головоломке – в ней самой, спрятан на самом видном месте. В первом полотне, которое я решил здесь представить – Зрение – все кажется очевидным. Живопись, сама принадлежащая к визуальным искусствам, не могла не принести дань взгляду. Итак, на первый взгляд, нет ничего удивительного, что полотно, посвященное живописи, содержит в себе другие полотна (также как статуи и бюсты, представляющие скульптуру, телескопы и секстанты, представляющие астрономию, геометрические фигуры и приборы, одним словом, все, обращенное к зрению). Однако, одна картина (Картина Б) занимает в композиции Брейгеля совершенно особое место. Похоже, это именно то полотно, к которому художник стремится привлечь наше внимание, – однако не делает этого сам (что было бы несколько бестактно), а доверяет это одному из своих персонажей – маленькому крылатому Эроту, представляющего картину вниманию Афродиты. О чем же эта картина? При ближайшем рассмотрении становится понятно, что она изображает известный евангельский сюжет о чудесном исцелении слепого. Уместно, ничего не скажешь. В самом центре аллегории зрения созерцающему взору Афродиты (и нашему) предстает слепой. Именно в этом штрихе выражается гений Брейгеля. В картине, которая просто завалена объектами зрения, которая бесконечно играет с самими условиями видимости (отдаленный пейзаж, раскрывающийся за одной из дверей, интерьер самой комнаты, представленный в искусном перспективном сокращении), в этом пространстве, которое заключает в себе, замещает собою и исчерпывает все, что связано со зрением, живописец поместил в самом центре пронзительное напоминание об ограничениях зрения: слепоту.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Икона св. Кеннета Святой Кеннет (также Канис, Кайннех) является одним из величайших ирландских подвижников за всю историю и одним из самых почитаемых святых страны после Патрика и Бригиты. Он родился около 515-го или 516-го (по другой версии, около 525-го) года в королевстве Ольстер на севере Ирландии . Отца Кеннета, известного ученого барда, звали Лугад, а мать святого, тоже достигшая святости, носила имя Маул, или Мелла. По мнению некоторых ученых, его родиной мог быть городок Гленгивен нынешнего графства Дерри (Лондондерри). В юности святой пас стада рядом со своим домом. Вскоре Кеннет стал учеником преподобного Финиана, у которого обучался в прославленном монастыре Клонард. В школе, основанной святым Финианом в Клонарде, обучалось 3000 ирландских аскетов, в будущем ставших знаменитыми. Такие обители, как Клонард, были в то время средоточием монашества, прославленными центрами богословия и латинской учености всей западной Европы. Со временем молодой подвижник Кеннет перешел в монастырь Гласневин близ Дублина, где подружился с великими святыми Киараном и Комгаллом. Когда в Ирландии разразилась эпидемия чумы, Кеннет на время переехал в Уэльс, где подвизался вместе со святым Кадоком в знаменитой обители Лланкарван. На валлийской земле святой продолжил обучение, а около 545-го года его рукоположили во пресвитера. Кафедральный собор св. Каниса и круглая башня в Килкенни, Ирландия Из Уэльса подвижник Кеннет возвратился обратно в Ирландию, где усердно проповедовал Евангелие. Благодаря его усилиям вскоре были основаны новые монастыри как на севере, так и на юге острова. Самым знаменитым и значимым монастырем святого Кеннета стала обитель Ахабо в нынешнем графстве Лиишь. Согласно святому Адомнану, упоминающему обитель Кеннета в своем «Житии святого Колумбы», название «Ахабо» означает «маленькое поле коровы». Под управлением святого Кеннета Ахабо стал главной церковью и духовным центром всего королевства Оссори. Здесь святой игумен прославился как переписчик рукописей. Позднее, в VIII-м веке, одним из насельников и выпускников Ахабо был ученый аскет и игумен святой Виргилий (разбиравшийся в геометрии и астрономии), ставший впоследствии епископом Зальцбурга (ныне территория Австрии) и основателем Зальцбургского кафедрального собора.

http://pravoslavie.ru/107462.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010