Над притвором – каменная, осьмигранная колокольня, обшитая железом и увенчанная шпилем и крестом. Дверей в церковь трое; у северных и южных дверей – по две колонны, а над ними небольшие фронтоны, крыльцо – из дикого камня. Западное крыльцо в 6 ступеней, а остальные – в 5. Алтарь отделен каменною стеною, с 3 пролетами для дверей. Пространство алтаря – 8 квадр. саж. Потолок устроен в нем сводом, в виде продолговатого колпака. Потолок в церкви также устроен сводами, опирающимися на 4 шестигранные колонны. Иконостас деревянный, в 4 яруса. Царские двери резные, вызолоченные. Солея отделена деревянными перилами. На южной стороне – ход на колокольню, на северной – кладовая. Окна в церкви большие, продолговатые, о 8-ми стеклах: в алтаре их – 2, в церкви – 6, в кладовой и на лестнице на колокольню – по одному. До 30-х годов нынешнего столетия, почти посреди храма, к северной стороне его, было устроено по шести деревянных полок. На них прихожане ставили свои иконы и пред ними молились, зажигая свечу каждый пред своей иконой. Полки эти уничтожены по приказанию благочинного. Храм находится в 20 саженях от помещичьего дома. Между храмом и селом находится пруд с ключевой водой; на нем освящается вода 6 января и 1 августа. Метрические книги ведутся с 1783 года. Причт всегда состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Иоанн Васильев, поступивший сюда, как указано им самим на метрической книге, в 1782 году. Он умер в Гостилицах в 1801 г.; Василий Иванов, служивший здесь с 1802 по 1805 г. и в этом году скончавшийся; Иоанн Андреев, из диаконов Копорского Преображенского собора, сюда перешедший из Дятлиц; по ревизской сказке за 1815 год показан выбывшим в Дятлицы; потом вступил в один из Новгородских монастырей; славился примерно благочестивою жизнью; Андрей Андреев, служивший сперва священником в Крестецком уезде новгородской епархии, потом в Парголове; отсюда перешедший в единоверческую, в Петербурге, церковь купца Милова, а в Гостилицы поступивший в 1815 году, в 1833 году он уволен за штат и, скончавшийся в 1838 году на 88 году возраста, погребен подле алтаря Гостилицкой церкви; Иоанн Степанов, из дьячков Линдозерского погоста Повенецкого уезда, Олонецкой епархии, бывший сперва священником Типиницкого погоста Петрозаводского уезда, сюда определен в 1833 г.; в 1854 г., сдав место зятю, перешел в Петербург, к домовой церкви Татьяны Борисовны Потемкиной; Владимир Николаев Ильинский, зять Иоанна Степанова, поступивший сюда в 1854 году, а в 1857 году переведенный к Волковско-кладбищенской церкви; Павел Яковлев Тихомиров, рукоположенный сюда в 1857 г., в конце семидесятых годов перешел в окрестности Петербурга, в церковь Смоленской слободы, что на Шлиссельбургской дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Антиминс освящен митрополитом Исидором 1876 г. декабря 15-го дня. Иконостас деревянный, без резьбы, выкрашен белой краской. Иконы писаны на холсте. На западной стороне, на крыше, 3 колокола. В храме достопримечательны: 1) напрестольный крест из масличного дерева, в оправе из серебра 84 пробы. На кресте надпись: сей крест из Иерусалима. Сделан из масличного дерева; был носим по всем святым местам и лежал на них; приобретен от странницы, бывшей на поклонении в Иерусалиме и разных местах; 2) крест сребропозлащенный, на аналое, пред образом Христа Спасителя, пожертвован сюда в апреле 1856 г. дочерью титулярного советника Ольгою Антоновною Лаунец, а г-жа Лаунец получила его от своей матери, происходившей от дворянского рода Никитиных. Тут, между прочим, находятся мощи четверодневного Лазаря, пр. Даниила, евангелистов Марка, Матфея и Луки, апостолов – Андрея, Варфоломея, Филиппа, Варнавы, архид. Стефана, Игнатия Богоносца , трех святителей вселенских, Царя Константина, Георгия Победоносца, Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , князей: Владимира, Георгия, Александра Невского, и прочих святых. Всех частиц 69. Крест вложен в икону, на котором изображены святые; икону устроил потомственный почетный гражданин Иван Павлович Лихачев. При церкви хранятся следующие документы: 1) клировые и исповедные ведомости с 1856 г.; 2) метрические книги и обыскная – с 1834 года. При церкви священствовали: Стефан Кедров (1833–1836), Игнатий Спасский (1836–1846), Иоанн Черепнин, Василий Сапоровский (1848–1854), Иоанн Афанасьев Ветвеницкий, служащий здесь с 1854 г. по настоящее время. Он – из студентов с-петербургской духовной семинарии, сперва был священником в селе Ктинах (Гдовского уезда), в 1853 году переведен в церковь архангела Михаила в д. Опочининых, в Петербурге; в 1854 г. временно служил в Сестрорецке и в том же году переведен сюда. Диаконами были: Александр Иванов , из здешних псаломщиков, посвящен в 1878 г. в диакона и служил до 1882 года; Павел Голубов, служивший здесь только 4 месяца и перешедший отсюда в церковь больницы душевных болезней; Феодор Алексеев Лекарев, из окончивших курс во Псковской семинарии, бывший сперва сельским учителем в Оломне (Новоладожского уезда), причетником при церкви Александра Невского, что на фабрике Варгуниных, а в 1882 году поступивший сюда в диаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

5) Прот. Андрей Иванович Окунев, с 1848 до 1854 г. по академии товарищ о. Иванову (II курса), тоже магистр, бакалавр и профессор. Сюда поступил 4 августа 1848 г. из ключарей Казанского собора; потом был последовательно настоятелем соборов: Смольного, Петропавловского и, наконец Исаакиевского (первый настоятель этого собора); скончался 22 декабря 1860 г. (о нем см. «Истор. Исаак. соб.», вып. I стр. 51–2). Управляя Спасосенновскою церковью, прот. Окунев заботился о благолепии храма и церковной утвари; любил порядок, красоту и, изящество. Он сделал на Сенной много такого, что преемникам его оставалось только поддерживать; лучшая, первая ризница и до сих пор – еще от времен о. Окунева. Служа во многих церквах и соборах столицы священником и настоятелем, о. протоиерей Окунев не видал нигде такого порядка в поминовении усопших, как в здешней церкви, и потому, несмотря на то, что после служил еще в трех соборах, он в духовном завещании оставил 1000 руб. на поминовение души и его и родных в Спасосенновскую церковь . 6) Прот. Симеон Иванович Красноцветов (1854–57 г.), первый магистр VII курса спб. академии (1829 г.) и бакалавр; священническую службу начал при церкви Российской миссии в Швейцарии, откуда, за болезнью возвратился в 1833 г. во священника Смоленско-Кладбищенской церкви; в 1844 г. сделан был священником Воскресенского Смольного собора и законоучителем в Смольном институте, где в 1849 г. получил сан протоиерея. На Сенную настоятелем назначен 18 апреля 1854 г., а в декабре 1857 г. сделан настоятелем Смольного собора, потом благочинным и членом духовной консистории; скончался 2 декабря 1858 г. и погребен на Смоленском кладбище. (О нем см. III выпуск «Епарх. стат. комитета», отд. 2-й, стр. 314–16.) 7) Прот. Гавриил Игнатьевич Розов (1857–75), магистр спб. духовной академии (1831), был сперва священником и законоучителем в инженерном училище; выслужив здесь пенсию, получил место настоятеля здешней церкви, где и скончался и погребен на Митрофаниевском кладбище. Памятников деятельности его, как настоятеля, не осталось; должностей по духовному ведомству он не имел, высшее отличие – корону на орден св. Анны 2 ст, – получил за 10 лет до кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Камышлов. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Г. Камышлов. Покровский собор. Когда устроена была в Камышлове первая церковь, сведений не сохранилось. Известно только что в конце 18 и начале 19 в. в. существовала здесь небольшая деревянная церковь, перенесенная приблизительно в 1816-1817 г. на городское кладбище, где ныне с. Закамышловское. На месте этой церкви теперь поставлен всего лишь в нескольких саженях к юго-западу от настоящаго храма небольшой каменный памятник. Надо думать, что как прежняя церковь, так и настоящая построены были около того места, где стоял Камышевкий острог; а так как это место возвышенное, оканчивающееся к западу крутым обрывом к р. Камышловке и постепенным уклоном к востоку и югу, то соборный храм далеко виден из окрестных местностей. По церковным документам, нынешний соборный храм, каменный, двухъэтажный, построен в 1821 г. До 1854 г. в нем было 6 алтарей, - по три в каждом этаже. В нижнем этаже, кроме главнаго алтаря во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, были два придельных, - справа во имя трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, слева – во имя св. великомученицы Екатерины. В верхнем этаже, в средине, помещался алтарь во имя Всемилостиваго Спаса (праздн. 1 авг.), по правую сторону – во имя св. Тихона Амафунтскаго, а по левую – препод. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Но чрез 12 лет после построения храма в верхнем этаже обрушился потолок, так что с 1833 по 1854 г. г. в нем нельзя было отправлять никаких богослужений. В тоже время и в сводах нижняго этажа обнаружились значительныя повреждения, грозившия опасностию. Посему, в 1854 г. вся средняя часть храма разрушена была до основания, а в 1855 – 1856 г. г. снова воздвигнута и значительно расширена чрез пристройку с правой стороны помещения для ризницы и библиотеки, а с левой – сторожка. Из трех алтарей верхняго этажа оставлен был только один – во имя Тихона Амафунтскаго, память коего установлено праздновать, по преданию, с первых времен основания Камышлова.

http://sobory.ru/article/?object=05758

В 1778 г. при учреждении Владимирской губернии и наместничества земли Медушского стана разделили между Ковровским и Судогодскими уездами. Погост Медуши оказался в южной части Ковровского уезда, на самой окраине. Каменный храм строился с 1820 по 1854 гг. по завещанию помещика Григория Михайловича Дроздова тщанием его правнуков, поручиков Николая и Александра Ефимовичей Андреевых, а также прихожан. В 1833 г. был освящен основной престол храма в честь Рождества Пречистой Богородицы, а в 1854 г. было закончено строительство храмового комплекса, и освящены два придела в честь св. пророка Илии( празднование 20 июля) и св. мучеников Карпа и Папилы. Каменный храм представляет собой ротонду на четверике с двумя колонными портиками. Храм был выстроен из красного кирпича и оштукатурен. Небольшая по размерам колокольней выстроена в классическом стиле и увенчана высоким шпилем. При храме находилась могила праведника Карпа, подвизавшегося в вере и благочестии не позднее 18 . В честь соименного ему святого и был устроен придел. С западной стороны располагается старинное кладбище. Погост Медуши, или как писали на старых картах «Медусский» в 1861 г. вошел в состав Дмитриевской волости, которая в 1881 году была преобразована в Клюшниковскую. В Медушах проживало в 1859 г. - 21 человек, а в 1904 г. – 13. Но малонаселенный погост преображался в осенние дни. 6 сентября накануне престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы начиналась трехдневная Медушская ярмарка. На обширном пустыре к северу от храма ставились временные торговые балаганы и лотки. На ярмарку съезжались по нескольку тысяч человек, и товаров продавалось более чем на 10 000 рублей. Вторая однодневная ярмарка проходила 13 октября и была по размаху меньше предыдущей. Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г. и опись церковного имущества хранившегося в ризнице значилось: «Медуши погост при колодцах, в 52 верстах от губернского города и в 27 верстах от уездного города. Земли при церкви имеется 177 десятин, из коих усадебных 2 десятины, пахотной 30 десятин, 18 десятин смешанного леса, и 127 десятин неудобной земли. Дома у причта собственные». В 1854 г. помещиками Николаем и Александром Ефимовичами Андреевыми сооружена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольней. Храм в честь рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Св. пророка Илии и Свв. мучеников Карпа и Паппилы ( праздн. 13 октября). С 1894 г. в деревне Клюшникове существует земская народная школа. Приход церкви погоста Медуши ныне состоит из прихожан помянутого погоста и деревень: Чурилово, Патрикеево, Дроздовка, Клюшниково, Сергеевка, Юшково, Слободка и Никитское. Всех дворов в приходе 247, душ мужского пола 606, и женского 704 души… Решением Ивановского облисполкома от 24 июля 1941 г. храм был закрыт и начал разрушаться.

http://sobory.ru/article/?object=02680

Тейково. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:между приблизительно 1795 и 1833. Ссылки:   Адрес: Россия, Ивановская область, г. Тейково, ул. Октябрьская, 1А Координаты: 56.855049, 40.535875 Проезд:Автобусом " Иваново-Тейково " или поездом " Иваново-Юрьев-Польский " до станции Тейково, далее маршрутное такси до остановки " Площадь " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николая Чудотворца сохранила от первоначального периода лишь небольшой основной четверик (прямоугольник, растянутый по оси север-юг) и полукруглый главный алтарь. Пристройки конца 19 в. с северной, южной и западной сторон увеличили площадь здания примерно в десять раз, приблизив его объемно-пространственную структуру к базиликальной и придав храму совершенно иной художественный облик. Кирпичные стены здания оштукатурены. Нынешнее фасадное убранство типично для периода эклектики. Приемы классицизма соединились здесь со стилизованными формами древнерусского и отчасти византийского декора (аркатура под скатами декоративного мотива на стенах четверика, подобие закомар на западном фасаде). Довольно крупные арочные окна расположены по одному в первом ярусе и сгруппированы по три - во втором. Внутри базиликальное пространство разделено аркадами на три нефа (средний значительно подвышен). Нефы перекрыты плоскими потолками. На откосах окон сохранились фрагменты орнаментальной масляной живописи кон. 19 в. Журов, 1854, с. 384—387; Березин, Добронравов, 1898, с. 135-138. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 254-257 Церковь Николая Чудотворца города Тейково Ивановской области была заложена в конце 1770-х годов по благословению епископа Суздальского и Юрьевецкого Тихона. Теплый пятиглавый Никольский храм первоначально был однопрестольным. Но позднее по благословению архиепископа Парфения на средства прихожан были выстроены приделы: в 1795 году придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1833 году - во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=07782

В 1850 особое внимание уделяет религиозным вопросам, истории русского православия, в котором видит источник развития национального русского духа, основу народной нравственности. В эти годы публикует статьи «По поводу отрывков, найденных в бумагах И. Киреевского» (1857), «О современных влияниях в области философии» (1859) и др. В 1854 в списках разошлось его стихотворение «России» с обличительными строчками: В судах черна неправдой черной И игом рабства клеймена... Как и другие славянофилы, Хомяков идеализировал православие, патриархальный устой русской жизни, однако при этом был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением. В лирике Хомякова этих лет отразилось отвержение славянофилами существующего строя за безнравственность и бездуховность. Хомяков прожил 56 лет. Он скончался 23 сентября (5 октября н.с.) i860 в селе Ивановском Липецкой губернии. Похоронен в Москве. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867), в миру – Димитрий Александрович, происходил из старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родился в с. Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. С детства желал посвятить себя иноческой жизни, но, исполняя волю отца, поступил в Военное инженерное училище, которое окончил в 1826 г. В Училище был принят первым по конкурсу и сразу же был определен во второй класс. Во время учебы стал главой кружка почитателей «святости и чести». Неординарные умственные способности и нравственные качества привлекали к нему внимание профессоров, преподавателей и учащихся. Имя талантливого юноши сделалось известным даже в царском дворце. Как родной отец с большой любовью и вниманием относился к нему российский Император Николай І и – он неоднократно собеседовал с юношей в присутствии своей жены Императрицы и детей. Несмотря на перспективу блестящей светской карьеры, Димитрий Александрович подает прошение об отставке, которое сначала не было удовлетворено, и он был направлен на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел. В 1827 г. его прошение было принято, и, без ведома родителей, он поступает послушником в Александро-Свирский монастырь. Позже со своим старцем и известным подвижником иер. Леонидом (Львом), переезжает в монастырь Оптина пустынь. 28 июня 1831 года владыка Вологодский Стефан постригает Дмитрия в монашество с именем Игнатий, в честь антиохийского священномученика Игнатия Богоносца . В том же году 4 июля его рукополагают в иеродиакона, и чуть позже – 25 июля в иеромонаха. Потом он получает назначение настоятеля Пельшемского Лопотова мон-ря. 28 января 1833 г. возводится в сан игумена. Вскоре становится известен благодаря своим административным успехам. В 1833 году ему поручается в управление пришедшая в запустение Троице-Сергиевая пустынь под Петербургом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Разорение, которое претерпели монастырские постройки, коснулось, безусловно, и надвратного храма. По свидетельству Амвросия (Орнатского), «...над западными вратами монастыря церковь во имя Происхождения честных древ после неприятеля возобновлена и освящена 27 Июля 1813 года». В начале 1820-х годов в храме производились ремонтные работы, поскольку К. Тромонин, именуя его по-прежнему, писал, что в 1823 году «церковь сия с трапезою, снаружи и внутри поновлена». Позже о возобновлении храма в 1823 году писал И.К. Кондратьев. По сведениям П. Паламарчука, со ссылкой на рукопись М.И. Александровского, в 1823 г. устроен в храме новый иконостас, «но со старыми иконами и царскими вратами 1593 г.». В летние месяцы 1833 года расписывали масляными красками «западные ворота внутри под Спасскою церковью» и «золотили главу на Спасской церкви и расписывали оную к монастырю». С этого времени храм преимущественно называется Спасским. К. Тромонин уточнял характер работы на церкви: в 1833 году «глава на ней вызолочена но олифе, а яблоко и крест чрез огонь червонным золотом». Текст В.В. Пассека несколько отличается в деталях: «...глава на ней позлащена по гульдфарбе, а шар и крест чрез огонь червонным золотом». 5 июня 1842 года «...с востока зашла черная туча с сильным ветром и градом и много наделала вреда и убытка... В церквах, в братских кельях, в летней трапезе довольно также перебило стекол... с летней трапезы снесло половину крыши, с Спасской церкви немного...» Естественно, после этого необходимо было ремонтировать повреждённые участки. Сохранилось «Дело о возобновлении иконостаса церкви Происхождения Честных древ в Симоновом монастыре», датируемое 1854-1856 годами, однако насколько был изменён пятиярусный иконостас 1823 года «с местными образами древняго художества», о котором писал К. Тромопип, можно уточнить, только рассмотрев при необходимости материалы дела. По сведениям П. Паламарчука, со ссылкой на рукопись М.И. Александровского, к началу XX века иконы были поновлены, «лучше всего сохранился образ Успения XVI века».

http://sobory.ru/article/?object=39880

«Сей крест, что на челе Святителя блистает, Апостольский его нам подвиг представляет. Неведущих Креста привел он ко Кресту, И чад погибели усыновил Христу. Се Архипастыря за подвиг сей отличной Премудрый Царь почтил наградой, столь приличной». (См. Сочинения и переводы в прозе и стихах Григория Городчанинова. Казань. 1831 г., стр. 542). 54 Разумеется ход с храмовою чудотворною иконою преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, находящеюся в Свияжском девичьем Иоанно-Предтеченском монастыре. С незапамятных времен икона сия ежегодно в Мае месяце поднимается с места и носится по разным уездным городам и селениям Казанской епархии. Ход сей продолжается около двух месяцев и более (См. «Чудотворныя и особенно местно чтимыя иконы и крестные ходы в Казанской епархии». Казань. 1872 г., стр. 3). 55 Раифский игумен Амвросий; Чебоксарский Архимандрит Самуил, бывший до миссионерства игуменом Седмиезерской пустыни; Кизический Архимандрит Гурий, прежде эконом архиерейского дома. 57 Преосв. Кирилл, действительно, проездом посетил высокопреосвящ. Филарета, у которого пробыл в Казани с 6 по 9-е Марта 1832 г. (См. Вятск. Епарх. Вед. 1868 г. 191. В последствии оба Святителя виделись в С.-Петербурге, когда находились одновременно присутствовавшими в Св. Синоде. Преосв. Кирилл тут и скончался 1841 г. Марта 28 в Великий Пяток и погребен в Александро-Невской Лавре. (См. полное собрание Слов и речей Архиеп. Кирилла. Москва, 1854 г., часть 1, стран. 43–48. 58 25-го Декабря 1833 г. преосв. Кирилл за деятельное попечение о благоустройстве вверенной ему епархии (Каменец-Подольской) и утверждении паствы в Православии сопричислен был к ордену Владимира 2-й степени большого креста. 59 В это же самое время (25-го Декабря 1833 г.) высокопр. Филарет сопричислен Был к Ордену св. Александра Невского; – следов. эта награда последовала через два года его служения в Казани после Высочайшего пожалования ему бриллиантового креста на клобук. Каково же было значение этой награды – «креста на клобук» мы уже видели в своем месте (в стихотворении Проф. Городчанинова); таково же, несомненно, значение и новой Монаршей награды, не без причины так скоро последовавшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Паисием с братиею, Москва, 1815 г.; изд. 3-ье под заглавием: “Летописец Соловецкий на 4 столетия, от основания Соловец. мон. до настоящего времени, т. е. с 1429 по 1833 г. изд. третие, вновь исправленное и дополненное из архив. монастыр. дел и старин. документов, трудами настоятеля сего мон., архим. Досифея», Москва, 1833 г.; Архим. Макарий, “Опис. ставропиг. первокласс. Соловец. мон., почерпнутое из достоверн. источников, соображенное с топограф., истор. и хронолог. оного монастыря описанием, имеющимся в опис. Арханг. губ. 1813 г., издан. в СПб., с “Ист. Росс. Иер.», напечатан. в Москве 1807, 1810, 1811 и 1815 г., также с “Летописцем Соловец. 1815 г.», в Москве напечатан., и по наличности предметов частно и настоящему монастыря состоянию вообще поверенное и дополнен.», Москва, 1824 г.; Архим. Досифей, “Географ., истор. и статист. опис. став- ропиг. первокл. Соловец. мон. и других подведомых сей обители монаст., скитов, приход. церквей и подворьев, с присовокуплением многих царских, патриарших и других знаменит. граждан. и духовных лиц грамот, относящихся к истории сего монастыря», Москва, 1836 г., в 3 частях; Озерецковский, “Плавание по Белому м. и Соловецкий мон.», СПб., 1836 г.; “Житие преп. Отцов Зосимы и Савватия Соловец. чудотв.», изд. 3-ье, 1853 г.; Муравьев, “Подвиги Соловецкой обители», СПб., 1855 г.; “Руководитель для поклонников по Соловец. остр., с указанием путей к Соловец. мон.», СПб., 1864 г.; Преосв. Игнатий, “Истина св. Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о Вере», взд. 2-ое, пополненное, СПб., 1847 г.; “Двукратн. посещение Госуд. Петром Великим Солов. м-ря», СПб., 1872 г., перепечатано из журн. “Радуга», 1865 – 66 г., кн. 8-ая; “Соловецкий м-рь и опис. бомбардирования его англичанами 7 июля 1854 г., с портретом архим. Александра, с видами нападения англичан на м-рь и с изображением молебного служения пред пораненою иконою Божией Мат.»; Н. Соколов, “Расказы о Соловец. м-ре, изд. Общ. распростр. полезн. книг», Москва, 1874 г.; Архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010