Корсунский И.Н. Протоиерей А. А. Лебедев (Почетный член Московской Духовной Академии) († 23 марта 1898 г.) [Некролог]//Богословский вестник 1898. Т. 2. 4. С. 81–90 (2-я пагин.) —81— Скончавшийся 23 марта сего года в 9¾ ч. утра, после продолжительной болезни (перерождения и паралича сердца), настоятель Казанского собора в Петербурге, член Учебного Комитета при Святейшем Синоде, почетный и действительный член многих обществ и учреждений, Протоиерей Александр Алексеевич Лебедев особенно должен быть близок Московской Духовной Академии и по рождению, и по воспитанию, и по другим обстоятельствам. Почивший отец Протоиерей родился в 1833 году. Родитель его Алексей Иоаннович был довольно долгое время (с 5 марта 1835 и по 5 июля 1848 года) священником при Вознесенской, в Сергиевом Посаде, церкви и затем, по возведении в сан протоиерея, в Хотьковом монастыре, был благочинным и умер в 1878 году 76-ти лет (погребен в Хотьковом монастыре). При таких обстоятельствах и А. А. Лебедев в 1846 году поступил для образования в находящуюся близ Сергиева Посада Вифанскую духовную семинарию, где в 1854 году кончил курс четвертым по списку студентом 696 и в том же году, вместе с другими лучшими из своих товарищей, 697 поступил, для высшего образования, в Мо- —82— сковскую Духовную Академию. В академии он также старательно проходил курс учения и в 1858 году получил от неё ученую степень кандидата Богословия. По окончании академического курса Александр Алексеевич , обладая представительною наружностью и хорошим голосом, поступил во диакона к Екатерининской церкви, в Екатерингофе, в Петербурге. Затем в 1864 году он рукоположен был во священника и назначен законоучителем Штурманского училища в Кронштадте; в этом училище он, сверх того, преподавал русскую словесность, которую еще в период своего образования особенно любил и хорошо знал. 698 В 1870 году отец Александр, как получивший уже известность своими учено-литературными трудами и как опытный педагог, перемещен был в Петербург на должность законоучителя первой классической гимназии. С построением русской церкви в Праге (в Богемии), Александр Алексеевич , возведенный в 1874 году в сан протоиерея, по избранию Славянского Комитета, был назначен настоятелем сей церкви в Праге и там прослужил около восьми лет; причем, с наступлением летнего времени, обыкновенно переселялся из Праги в Карлсбад, для священнослужения в местной православной церкви, посещаемой приезжавшими на лето в Карлсбад для лечения русскими. В бытность свою в Праге, А. А. Лебедев всегда с истинно русским гостеприимством и радушием относился к приезжавшим туда своим соотечественникам и, как человек широко образованный, оказывал им всевозможное содействие к ознакомлению с местными достопримечательностями и памятниками древней письменности. С таким предупредительным вниманием отнесся он в самом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

…песнях будто бы западных славян… — Речь идет о «Песнях западных славян» (1834), сопровожденных (в издании «Стихотворения Пушкина». Ч. 4. 1835) предисловием автора. В нем назывался источник, вдохновивший поэта, и раскрывалась мистификация Мериме (1803–1870), жертвой которой оказались А. Мицкевич и отчасти Пушкин. Создавая свои «Песни», Пушкин шел в том же направлении, что и Мериме: из шестнадцати «песен» одиннадцать служат подражанием французскому оригиналу, две взяты из сборника народных сербских песен и три сочинены самим поэтом. Достоевский с неизменным восхищением говорил об этих «Песнях». 672 …прелестные шутки Пушкина, как, например, болтовня двух пьяных мужиков… — Имеется в виду стихотворение «Сват Иван, как пить мы станем…» (1833). 673 …или Сказание о медведе… — Имеется в виду не оконченная Пушкиным «Сказка о Медведихе» (1830?). Среди других любимых стихотворений поэта, как свидетельствует Е. А. Штакеншнейдер, Достоевский читал и эту «Сказку». (См.: Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854–1886). М.; Л., 1934. С. 426–427. 674 Мне дорого, очень дорого, что он «печальник народного горя»… — Достоевский вспоминает одну из надписей на венках, которые несли впереди траурной процессии. 675 …преклонялся перед народной правдой всем существом своим, о чем и засвидетельствовал в своих лучших созданиях. — Эти суждения Достоевского, как и вообще развернутая им в «Дневнике» концепция народности творчества Некрасова, частично восходят к «почвенническим» тезисам А. Григорьева в статье «Стихотворения Н. Некрасова», опубликованной в журнале «Время» (1862. С. 1–46). 676 Лермонтов, конечно, был байронист… — О своеобразии «байронизма» Лермонтова, его демонически «мрачной», «насмешливой» и «капризной» поэзии Достоевский более подробно писал во «Введении» к «Ряду статей о русской литературе». В. В. Тимофеева (О. Починковская, 1850–1931), корректор типографии Траншеля, где печатался «Гражданин», в 1873–1874 гг. редактировавшийся Достоевским, вспоминает: «…он (Достоевский. — В. В.) обратился ко мне и проговорил

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Далее, между Введенским собором и Казанской церковью, могила иеросхимонаха Феодота, над которой поставлен чугунный памятник с следующими надписями: 1) 8-го Марта 1873 г. почил о Господе, Оптиной Пустыни иеросхимонах, Феодот, поступивший в сию обитель 1834 г.; в монашество пострижен 1842 г. Декабря 11 д.: в великий Ангельский образ схимы пострижен в Гефсиманском скиту 1854 г. Октября 24 д. 2) Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя. И вложи во уста песнь нову, пение Богу нашему. Господи, упокой душу усопшего раба твоего иеросхимонаха Феодота в селениях Святых Твоих. Далее, могила иеросхимонаха Паисия, над которой также поставлен чугунный памятник, подобный памятнику иеросхимонаха Феодота. На нем надпись: Под сим памятником покоится прах Иером. Паисия Аксенова. Из купцов г. Ливен; в монашестве подвизался 35 л., скончался 1870 г. Декабря 3 д. Жития его было 68 л. 3 месяца. От признательных братьев в память брату. Далее, над могилой схимника о. Карпа, чугунная плита с следующей надписью: Схимонах Карп, внимательный подвижник, слепец, из крестьян; подвизался в обители с 1833 г. по 1866 г., сперва звонарем, а потом, более 20 л., в монастырской хлебне. Весь день проводил в тяжелом послушании, а ночь, почти всю, в рукоделии и молитве. Кротость, молчание, со всегдашним самоукорением, приветливое обращение с братией и непрестанное понуждение себя на все благое были отличительные черты сего подвижника. Сконч. 13 Марта 1866 г. По смерти, лице его стало так благообразно и светло, что все удивлялись сему. Возле о. Карпа, похоронен другой Оптинский старожил, о. Афанасий (в схиме, Антоний), который жил в обители с 1831 по 1874 г.; много потрудился в разных послушаниях и, между прочим, много лет был сборщиком. Хотя был малограмотен, но, трезвенной и строго-монашеской жизнью, заслужил уважение от многих благочестивых граждан. На его могиле чугунная плита с надписью: Схимонах Антоний скончался о Господе 1 марта 1874 г., на 83 г. жития своего: в обители подвизался 43 г. Егда прииму время, Аз правоты возсужду 49 . Господи, Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый, многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: яко не познах книжная.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Евгений Евсигн. Голубинский. Преподавал с 1861 до 1870 года. д) Английского Михаил Максим. Стеженский. Преподавал с 1823 до 1827 года. Афанасий Дроздов иеромонах. В 1827 году. Андрей (в монаш. Феогност) Ле6едев. С сентября 1827 до 1833 года. Александр Евфим. Нечаев. С февраля 1833 до июля 1834 года. Василий Алексеев. Пчелинский. С сентября 1834 до декабря 1836 года. Платон Фивейский , иеромонах. В 1837 г. В сем г. класс английского языка закрыт и открыт в 1863 г. Николай Кирилл. Соколов. Преподавал с сентября 1863 до 1867 года. Александр Петр Смирнов. С июля 1867 до 15 августа 1870 года. Миссионерское отделение Никита Петров. Гиляров-Платонов. Преподавал в 1854–1855 г. Сергий Констант. Смирнов. Преподавал с октября 1855 до 1870 года. Б) Действительные члены конференции Конференция открыта при м. д. Академии пред окончанием первого учебного курса в 1818 году. Она составилась частию из внутренних, служащих в Академии, действительных членов, именно: ректора, инспектора, профессоров: Кутневича, Тяжелова и трех бакалавров: архимандрита Никанора, Левицкого и Розанова, частию из внешних членов, действительных и почетных. Бакалавр архимандрит Никанор в том же 1818 году определен ректором вифанской Семинарии и членом духовного цензурного комитета; эта последняя должность соединена была с званием действительного члена конференции, и ректоры вифанской Семинарии всегда и в последствии времени имели ту и другую должность и звание. В первый же год по открытии конференции, по предложению ревизовавшего тогда Академию епископа ревельского Филарета, избраны в качестве внешних действительных членов конференции: Донского монастыря архимандрит Евгений. Высокопетровского Монастыря архимандрит Лаврентий. Ректор моск. Семинарии архим. Парфений. Московского Успенского собора прото-пресвитер Иаков Дмитриевич Никольский. Трехсвятительской, у красных ворот, церкви протоиерей Николай Петрович Другов. Воскресенской, в Барашах, церкви священник Семен Иванович Соколов. В последующее время звание внешних действительных членов конференции получили следующие лица:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

– Душеп. Чтение 1861, май). Новое вино в ветхих мехах (Душеп. Чт. 1861, март). Гамалеевский харлампиев женский монастырь (Черниг. Епарх. Изв. 1862). Описание каменского успенского женского монастыря (Черниг. Епарх. Изв. 1863). 12 . Никодим Казанцев, магистр. Пострижен, будучи студентом, в 1829 году 31 марта. По окончании курса определен инспектором тульской Семинарии, в 1832 переведен на ту же должность в новгородскую Семинарию, из которой в 1833 возвращен обратно в тульскую. В 1835 г. назначен ректором вятской Семинарии, в 1841 – переведен в херсонскую, в 1845 в курскую, в 1850 – в ярославскую. В 1854 г. 14 февраля руколожен во епископа чебоксарского, викария казанской епархии; в 1861 назначен енископом новооткрытой енисейской епархии. В 1870 по прошению уволен на покой и помещен в перервинском монастыре, близ Москвы. Скончался в 1874 году июня 11 в Дмитрове, во время посещения сего города, и погребен в тамошнем соборе. Из сочинений его напечатано: О Филарете, митрополите Московском, моя память (Чтен. москов. общ. истор. и древн. 1877. кн. 2). Осьмого курса (1832) 13 . Филофей Успенский, магистр. По окончании курса оставлен при Академии бакалавром церковной словесности. Пострижен 13 ноября 1832 года. В 1833 году переведен на класс герменевтики и библейской археологии. В этом году получил звание соборного иеромонаха, действительного члена конференции и должность библиотекаря в Академии. В 1838 году определен инспектором Академии; в августе того же года переведен на ту же должность в петербургскую Академию и в 1839 году получил сан архимандрита. В 1842 г. определен ректором харьковской Семинарии, из которой в том же году переведен на должность ректора в вифанскую Семинарию, а в 1847 – в московскую. В 1849 г. 18 декабря рукоположен во епископа дмитровского, викария московской митрополии. В августе 1853 г. назначен епископом костромским, в 1857 г. переведен на кафедру тверскую и в 1861 пожалован архиепископом. В 1876 году 15 мая пожалован саном митрополита киевского. 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1841 определен на должность ректора петербургской духовной Академии, а в следующем году рукоположен во епископа винницкого, викария подольской епархии, с оставлением в должности ректора; в 1847 году назначен епископом саратовским, в 1856 г. переведен в Астрахань и в 1858 г. возведен в сан архиепископа. В 1870 году по прошению уволен на покой и поместился в болдинском монастыре, где и скончался 7 декабря 1876 года. Шестого курса (1828) 9 . Варлаам Успенский, магистр. Пострижен во время студентчества в 1827 году и по окончании курса определен инспектором вифанской Семинарии; в 1832 г. возведен в сан архимандрита и переведен на должность инспектора тульской Семинарии. В 1833 году назначен ректором той же Семинарии, в 1834 переведен в воронежскую, в 1837 – в курскую. В 1843 г. рукоположен во епископа чигиринского, викария киевского; в 1845 переведен на епархию в Архангельск, в 1854 – в Пензу, где в 1860 г. удостоен сана архиепископа; в 1862 году назначен архиепископом тобольским. В 1872 году по прошению уволен на покой и получил в управление Троицкий монастырь в Белгороде, где и скончался 31 марта 1876 года 351 . 10 . Иосиф Богословский, кандидат. Не получив еще назначения на должность по окончании курса, постригся в монашество и поступил в смотрители перервинского духовного училища, близ Москвы. В 1829 году переведен на должность инспектора московской Семинарии, в которую в 1834 г. определен ректором. В 1842 г. хиротонисан во епископа дмитровского, викария московской митрополии. В 1849 году назначен епископом оренбургским, в 1853 г. переведен в Воронеж, где в 1860 г. получил сан архиепископа. В 1864 году вследствие прошения по случаю крайнего ослабления зрения уволен на покой и пребывает на жительстве в воронежском Митрофановом монастыре. Седьмого курса (1830) 11 . Филарет Гумилевский, магистр, а с 1860 г. доктор богословия. Пострижен в монашество за полгода до окончания курса, 19 января 1830 года, и по окончании курса определен бакалавром церковной истории при м. д. Академии; в 1833 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

архиепископ Аркадий (Фёдоров) (1784–20.05.1870) архиепископ Аркадий (Фёдоров) Епископ Русской православной церкви, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. Биография В миру Федоров Григорий Федорович, родился в 1784 (1786?) году в селе Дмитровское (Дмитровский погост) Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил Владимирское народное училище. По окончании Владимирской духовной семинарии, в 1 ноября 1807 года был оставлен в семинарии преподавателем французского языка, 27 февраля 1808 года - назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впоследствии учителем высшего французского класса, библиотекарем, преподавал поэзию. В 1814 году был определен экономом семинарии. 18 мая 1814 года принял монашество, 21 мая того же года был рукоположен во иеродиакона, а 24 мая - во иеромонаха. С 3 июля того же года - строитель Сольбинской Николаевской пустыни. 23 декабря 1814 года был утвержден смотрителем Владимирских духовных училищ. 26 мая 1818 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Боголюбского монастыря. 18 марта 1819 года был утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года был назначен благочинным над мужскими монастырями Владимирской епархии. С июня 1823 года - ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеинского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года был назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года - настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года был переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 8 декабря 1828 года был назначен, а 3 февраля 1829 года - хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 8 августа 1831 года был перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года был возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года - архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 - 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде. 7 июля 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

иеромонах Арсений (Троепольский) (26.02.1804–07.07.1870) Автобиографические сочинения Биографические труды Нравственно-аскетические труды Письма иеромонах Арсений (Троепольский) Православный писатель, исихаст. Согласно последним данным, автор «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу». Биография В миру Валентин Троепольский, родился в Москве. Обучался в Московском университете. В 1825 году вступил в московский Симонов монастырь, где его наставником стал иеромонах Иларион (Ремезов); в 1830 году был пострижен в монашество с именем Арсений, в 1831 году рукоположен во диакона, а в 1832 году – в иерея. В 1833 году Арсений (Троепольский) перешел в Оптину пустынь, в 1835 году был включен в братство Киево-Печерской лавры. С января 1837 года он находился в Санкт-Петербургской Сергиевой пустыни, а в декабре этого же года переведен в московский Заиконоспасский монастырь. С 1842 года был наместником московского Симонова монастыря, а в 1847 году переведен в Саввино-Вишерский монастырь. С 1852 по 1854 год находился в Балаклавском Георгиевском монастыре, откуда перешел в Малоярославецкий Черноостровский Николаевский монастырь; с 1857 года находился в Пафнутиево-Боровском монастыре. 7 июля 1870 года иеромонах Арсений (Троепольский) скончался. На протяжении всей своей жизни отец Арсений (Троепольский) занимался составлением текстов, посвященных молитвенному деланию и Иисусовой молитве. Ко времени его первого пребывания в Симоновом монастыре относится наставление «О внутренней молитве» и трактат «Учение молитве» в двенадцати главах. Вероятно, в Заиконоспасском монастыре была составлена «Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов», а в период настоятельства в Симоновом монастыре – «Наставление, как внутренно молиться Богу, предложенное в простосердечном разговоре» и «Краткое и простое изложение, как научиться внутренной-Иисусовой молитве, в вопросах и ответах предложенное». Пространные сочинения об Иисусовой молитве были написаны в Пафнутиево-Боровском монастыре, в том числе собрание писем под названием «Убеждение к занятию внутреннею молитвою», «Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве» и ответ на него, собрание писем аскетического содержания, объединенных под названием «О христианском наслаждении жизнию на земле», а также «Рассказы странника».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

287 Как выглядела в то время Китайгородская стена? – После того, как прежние Сретенские ворота были в 1692 году застроены церковью в честь Владимирской иконы Богоматери, пришлось пробить в стене двое новых ворот – одни стали называться Никольскими, а другие, ближайшие к Сретенской улице, – Владимирскими. Затем, в 1782 году, были проведены на стене капитальные ремонтные работы. «Стена от Владимирской угловой башни (что около Владимирской церкви) до бывшего Монетного двора, где было ветхо, – разобрано, исправлено и сделано вновь белым камнем и кирпичом, а парапеты и по зубцам покрыто, а по лестницам ступени выстланы каменною лещадью, и стены с обеих сторон выбелены» [ Токмаков И. Ф. Сборник исторических материалов о Китайской стене в Москве. М., 1894]. 288 В 1843 году дом, выходящий фасадом на Неглинную, был выделен во владение губернской секретарше Нине Осиповне Федотовой, урожденной Окромчедаловой. Она была дочерью кормилицы царевича Ираклия, Татианы Николаевны Окромчедаловой, грузинской дворянки, состоявшей в свите царицы Марии. Для нас представляет интерес тот факт, что супруг Нины Осиповны, Андрей Иванович Федотов, написал в свое время акварель, изображавшую «Причащение Святых Христовых Тайн грузинской царицы Марии Георгиевны в первый день Пасхи 1847 года, марта 26 дня, в домовой их церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы», и зарисовал вид Зосимовой пустыни. 289 ЦАНТДМ. Ф. 1, Тверская часть, е. х. (44–46)/(51–52). Застройка земли грузинскими царевичами в Москве около Китайгородской стены. 290 Орбелиани Г. Мое путешествие из Тифлиса в Петербург//Литературная Грузия. 1987. 11 –12. С. 77–78. 291 Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. М., 1899. Ч. 5. С. 265–275 «Список членам бывшего Грузинского царского дома (19 июля 1833 г.)». Также: Книга адресов г. Москвы. 1839. С. 39–40. 292 После смерти царицы Марии царевич Ираклий продал дом свой князю Владимиру Александровичу Черкасскому (купчая от 23 декабря 1853 г.). Но грузинский царевич Окропил сразу же начал дело о выкупе этого дома брата, и 26 мая 1854 года дом был оформлен на имя его жены царевны Анны Павловны (урожденной графини Кутайсовой). Затем 11 декабря 1854 года воспоследовало Высочайшее соизволение на продолжение существования церкви в доме супруги царевича Окропила [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 434, д. 1187, л. 1, 12, 24]. После ее смерти была оформлена опека над ее сыновьями и дом сохранен за ними. Но в конце 1870-х годов хозяином всего квартала стал фабрикант Герасим Иванович Хлудов, разрушивший все особняки и построивший на этом месте многоэтажные доходные дома (известные москвичам по Центральным баням).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

37 Из загородного архиерейского дома, в 7 верстах от города. Городской архиерейский дом, находившийся в крепости близ казанского Благовещенского собора, после пожара 1815 г. еще не был отстроен. 39 Собрание слов Кирилла, говоренных к вятской пастве, напечатано было в первый раз в 1832 г.; в 1833 г. вышло второе издание сих слов; в 1835 г. издано третье дополненное издание; в 1836 г. вышло четвертое издание сих слов. См. Полное собрание слов и речей Кирилла... Москва 1854 г. ч. I стр. 35. 40 Несколько тысяч крещенных черемис вятской епархии в 1828 г. собирались для совершения языческого жертвоприношения. По Высочайшему повелению для наставления этих черемис в христианской вере отправлен был из Москвы миссионер, священник Александр Покровский. В августе месяце 1829 г. он убеждал черемис и успел их снова привести к вере в Иисуса Христа. См. Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 г. Ал. Стурдзы. Москва 1857 г. стр. 81–86. 41 Указ от 2 декабря 1828 г. См. православн. противомусульм. миссия в казанском крае и проч. в Прав. Собеседн. за 1870 г. ч. 2, стр. 233–236. 44 Под этими 60 000 отнюдь не следует разуметь чуваш и черемис из язычества, обращенных к христианству, а нужно разуметь чуваш и черемис уже крещенных, но доселе предававшихся языческим обрядам. Следовательно, рекомендованным Преосвященнейшим Филаретом способом было направлено на путь истинной веры 60 тысяч чуваш и черемис, а не вновь просвещено. Язычествующих некрещеных чуваш и черемис в то время и не было уже такогоˆгромадного числа. Преосвященнейший Филарет в 1828 г., как известно, собрал через казанскую духовную консисторию сведения о крещенных до него чувашах и черемисах и о не крещенных. По собранным сведениям в тогдашней епархии казанской оказалось: крещенных черемис – 66 650, а некрещеных – 1005 человек; чуваш крещенных – 350 818 чел., а некрещеных – 4253 человека. Таким образом, чуваш и черемис некрещеных было всего только 5260 человек. Кроме того Преосвященнейший требовал навести справку, какое количество из всех вообще крещеных инородцев оставили языческие и магометанские заблуждения до 1829 г. и сколько затем остается придерживающихся этих заблуждений. Вот эти-то оставившие свои языческие заблуждения крещеные чуваши и черемисы и разумеются в количестве 60 000 душ. См. православн. противомусульманская миссия в казанском крае... Прав. Собеседн. 1870 г. ч. 2. стр. 239–244. Что же касается до количества вновь окрещеных чуваш и черемис в течение 1829. г., то это количество весьма ясно обозначено в письме (13-м) преосвященнейшего Филарета к преосвященному Кириллу от 31 марта 1830 г. В этом письме говорится: «В течение прошедшего (т. е. 1829) года просвещено св. крещением тысяча триста душ – в нынешнем (т. е. 1830 уже году) – около двух сот и еще готовятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010