Во время студенчества принял монашество, а по окончании курса был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Костромской духовной семинарии. Затем бакалавр и библиотекарь Санкт-Петербургской духовной академии (1830), вскоре ректор Саратовской духовной семинарии. В 1833 году назначен ректором Иркутской семинарии и настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря, в 1840 г. перемещен ректором в Пермскую семинарию (там с ним и встретился Добросердов). В 1842 – ректор Тамбовской семинарии, в 1847 г. назначен в Тверь на должность ректора и настоятеля Отроча монастыря. В 1852 г. уволен от духовно-учебной службы и назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря, где и скончался 21 янв. 1854 г. «В лице о. Никодима представляется редкий пример многих и частых перемещений, допущенных для испытания сего странствующего о. ректора, а может быть и для других целей», – говорится в Биографическом словаре выпускников Санкт-Петербургской духовной академии. Оставил много трудов, в частности, им создано «Описание Иркутского Вознесенского первоклассного мужского монастыря». Какие именно притеснения от него довелось испытать Добросердову, который во время управления Никодимом Иркутской семинарией был учителем духовного училища, установить не удалось. 240 Архимандрит Аркадий (Григорий Федоров). Родился во Владимирской губернии, Покровского уезда, в Дмитровском погосте, в семье причетника. По окончании в 1808 г. курса во Владимирской семинарии стал учителем той же семинарии. В 1814 г. принял монашество. В том же году был назначен смотрителем Владимирских духовных училищ. В 1818 г. стал архимандритом и настоятелем Боголюбского монастыря. В 1823 г. – ректором Могилевской семинарии и настоятелем Оршанского Богоявленского монастыря. Также был ректором Минской и Ярославской семинарий. В 1828 г. стал епископом Оренбургским, с 1831 по 1851 гг. – епископ Пермский, 1851–1869 – Олонецкий. В 1869 г. уволен на покой, скончался в 1870 г. Церковная деятельность архим. Аркадия была направлена, главным образом, на обращение старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Л. можно разделить на 3 периода: первоначального воздействия (1833-1848), языческой реакции (1848-1854) и долгосрочного устойчивого роста (1854-1900). На протяжении 1-го периода прозелитическая деятельность была тесно связана с правящей семьей и с людьми высокого ранга. На Рождество 1839 г. впервые были крещены четверо из сыновей Мошеша с женами, а также его дядя Либе, неск. ведущих советников и 3 старшие жены вождя. Христ. миссии были установлены: в Мории (1833), на юго-западе страны - по течению р. Каледон - в Бетули (ныне ЮАР; 1833) и Биршебе (Беэршеве; ныне ЮАР; 1835), а также на северо-западе - в Мекоатлинге (ныне ЮАР; 1838). К 1847 г. было построено в общей сложности 9 миссий. Новые миссии, оснащенные плугами, транспортом и имевшие каменные дома, должны были стать примером воздействия цивилизации и моделью дальнейшего развития общества басуто. Миссиям отводилась также роль центров образования и культуры, они служили убежищами для гонимых групп населения. Первые успехи миссий ПЕМО никак не повлияли на образ жизни большинства коренных жителей: даже в высших слоях общества басуто наблюдалось устойчивое сохранение местных традиций. Так, среди вождей племен сохранялось многоженство, их дети, ставшие вождями и начальниками, не посещали миссионерских школ и были безграмотными. Даже сыновья Мошеша I, ходившие в миссионерские школы, в дальнейшем отвергли христианское учение; лишь Летсие, один из младших сыновей Мошеша (впосл. верховный вождь), пожелал креститься на смертном одре, но умер прежде, чем был крещен. Проблема усугублялась тем, что миссионеры требовали от крещеных местных жителей одеваться по-европейски, и это вызывало у коренного населения крайнее отторжение. Долгое время христ. миссии не могли серьезно воздействовать как на верхние, так и на нижние слои общества басуто. Третий этап деятельности ПЕМО связан с именем Д. Ф. Элленбергера (1835-1920), миссионера франко-швейцар. происхождения, прибывшего в Басутоленд в 1861 г. Он приложил значительные усилия, чтобы приблизить деятельность к нуждам простых людей.

http://pravenc.ru/text/2463599.html

33 Куда наше семейство переселилось из нашего собственного маленького дома и где у нас было уже 4, даже 5 (с большой кухней) просторных комнат. В этой квартире также жило у нас несколько учеников училища, моих сверстников, помнится трое. Из них, кроме Ф. Г. Е-го, нашего близкого родственника, было еще двое чужих. Родители их упросили моих родителей принять их на наше попечение. 34 О. Аполлоний был весьма замечательной личностью; в истории Нижегородской семинарии он составил целую эпоху, так что справедливо посвящен ему целый почти том «Нижегор. дух. сем. 1840–1851 гг.». Уроженец Екатериносл. губ., канд. Киев. акад. (1829–1833), учитель и инспект. Псков. сем. (1833–1842), ректором Нижегор. сем. был в течение 9 лет – с 1842 по 1851 г. После отставки от ректорства был назначен настоятелем москов. Симонова монастыря, которым и пробыл почти 10 лет, до своей кончины в 1861 г. По твердости, непреклонности характера он мог поспорить с Преосв. Иеремией, а по необыкновенным административным способностям, по энергии и умению привести семинарию в блестящее, во всех отношениях, состояние, был личностью вполне редкою, необыкновенною. 35 Антоний (Радонежский), родом нижегородец, 8-й маг. Моск. акад. (1834), сначала (1834) – инспект. Нижегор. сем.; потом, уволенный от инспекторства административным порядком, остался простым ее преподавателем. В 1842 г. перемещен в Яросл. сем., 1834 – бак. Казан. акад., 1846 – орд. профессор. В этот период времени (1850) он и был назначен от Казан. акад. ревизором в Нижний. Ректор Аполлоний его игнорировал, не дал ему даже квартиры в семинарии – словом, не признавал его ревизором и не исполнял его распоряжений, почему, несмотря на все свои заслуги, был уволен (1851) на покой. Архим. Антоний был потом ректором Перм. сем. (1851–1854), Яросл. (1854–1858); еп. Оренбург. (1858–1862), членом моск. Синод. конт. (1862–1866), в 1866 г. уволен совсем на покой. 36 Игра в камешки – игра еще малышей, учеников I и II классов. Она состояла в подбрасывании и ловле рукой камешков, от одного до пяти, так, чтобы пойманные поочередно – оставались все в той руке, которой ловили и из нее не выпадали. Игроки обыкновенно сидели около стен здания, чтобы не видело их начальство. Игрой в «чижа» занимались и более взрослые. «Чиж» – небольшая, заостренная с обоих концов палочка, которую один бьет большой палкой по концу, палочка летит вверх, а другой партнер стоит против и, если удастся, ловит ее. Играя в эту игру с Ф. Г. Ел-м, на семинарском дворе, помнится, под прикрытием поленниц дров, тут стоявших, я подвергся раз большой опасности: чиж попал мне в глаз; вероятно, я его ловил. К счастью, я отделался только большим синяком. Дома объяснил этот синяк случайным ушибом об дверь в училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

С началом национально-освободительной борьбы Н. В., по косвенным сведениям, примкнул к об-ву «Филики этерия». С помощью рус. консула Н. Милонаса Н. В. бежал с Хиоса на о-в Идра на рус. корабле незадолго до карательной операции турок. На Идре Н. В. стал секретарем одного из лидеров греч. восстания Д. Ипсиланти. Причины, по которым Н. В. прекратил активное участие в национально-освободительной борьбе, неизвестны. Летом 1822 г. Н. В. переехал на Ионические о-ва, находившиеся под Британским протекторатом, там он преподавал и занимался научной деятельностью: на о-ве Кефалиния Н. В. составлял новые руководства по греч. грамматике и синтаксису, вел оживленную переписку с Кораисом, отправлял ему в Париж черновики и наброски для внесения исправлений и дополнений. В 1828 г. Н. В. по приглашению Ф. Норта, 5-го графа Гилфорда, возглавил богословский факультет Ионической академии на о-ве Керкира (Корфу). Сближение с англичанами и отказ от участия в восстании вызвали критику деятельности Н. В. в печати: против него были направлены анонимные памфлеты. В 1830 г. Кораис предпринял попытку основать в Париже лицей для греч. юношества, который мог бы возглавить Н. В. Летом 1833 г., после смерти Кораиса, Н. В. принял окончательное решение остаться в Греции и помогать жителям разоренного Хиоса, обосновавшимся на о-ве Сирос ( Δημαρς. 1953. Σ. 51). Н. В. руководил гимназией на Сиросе в 1833-1836 гг. В 1837-1854 гг. был профессором, в 1844-1845 гг.- ректором Афинского ун-та. Н. В. предпринял попытку перевода еврейского текста Свящ. Писания на разговорный новогреческий язык без учета Септуагинты. Инициатива создания подобного перевода исходила от Английского библейского об-ва: первые обращения к Кораису с таким предложением относятся к 1808 г. Тогда Кораис поддержал инициативу и назвал Н. В. как возможного переводчика. Тем не менее Н. В. не участвовал в работе над переводом вплоть до конца 20-х гг. XIX в., поскольку начиная с 1818 г. при поддержке Английского библейского об-ва и при одобрении К-польского Патриархата над версией перевода работал буд.

http://pravenc.ru/text/2565020.html

В мае 1828 г. еп. Игнатий (Семёнов) был переведен на новоучрежденную Олонецкую кафедру, вместе с ним в Петрозаводск выехал В., 2 апр. 1829 г. стал членом духовной консистории. 1 июля 1829 г. В. был рукоположен во иеромонаха, 7 сент. определен инспектором и учителем словесных наук и греч. языка в Олонецкую ДС. Близость его к еп. Игнатию вызвала «зависть и недоброжелательство», и 24 окт. 1833 г. В. был переведен на должность инспектора и учителя философии в Вятскую ДС; дважды он исполнял обязанности ректора Вятской ДС (15 янв. 1834 - 11 марта 1835 и 16 мая 1838 - 20 окт. 1840). 9 марта 1834 г. назначен настоятелем Верхочепецкого слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ. с сохранением должности инспектора ДС. 15 июля 1834 г. возведен в сан архимандрита, 17 апр. следующего года стал членом Вятской духовной консистории. 13 нояб. 1836 г. В. определено быть инспектором Астраханской ДС, но этот перевод по каким-то причинам не состоялся. 6 окт. 1837 г. В. получил благословение Синода за пожертвование в пользу Верхочепецкого мон-ря, 14 сент. 1840 г.- за усердное прохождение должностей по Вятской ДС. 30 сент. 1840 г. назначен ректором Иркутской ДС и настоятелем Вознесенского мон-ря, 5 февр. следующего года - членом духовной консистории. При В. велось строительство нового здания ДС. В 1843 г., переходя Ангару, В. провалился под лед, после чего заболел воспалением легких и ревматизмом. 19 дек. по состоянию здоровья был уволен со службы в уч-ще. 14 апр. 1844 г. перемещен настоятелем в нижегородский Макариев Желтоводский мон-рь, 31 янв. 1852 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь. Состоял членом кирилловского духовного правления (с 30 июля 1852), цензором проповедей по городу (с 27 окт. 1853), благочинным церквей города (с 22 июня 1854), членом комиссии по составлению описи б-ки и древнего архива Кирилло-Белозерского мон-ря (с 15 окт. 1854). 28 марта 1857 г. определен в Юрьев новгородский мон-рь с назначением членом консистории, с апр.- благочинный новгородских монастырей, с нояб.- член новгородского епархиального попечительства о бедных духовного звания и директор попечительного об-ва о тюрьмах. Еще будучи настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, подавал прошения об уходе на покой.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. И. Глинка. Портрет худож. К.П. Брюллова. 1840 (?) г. Михаил Иванович (20.05.1804, с. Новоспасское Ельнинского у. Смоленской губ. - 3. 02.1857, Берлин), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки. Произведения Г. определили общенациональное и мировое значение рус. муз. культуры. Композитор обобщил традиции народной песенности (старинной крестьянской песни и городского фольклора), древнерус. церковнопевч. искусства, достижения рус. композиторского искусства XVIII - нач. XIX в. Первые яркие муз. впечатления Г. связаны с колокольным звоном, к-рому он старался подражать в бытовых условиях («на медных тазах»), и с народной песней. Г. любил слушать концерты крепостного оркестра, участвовал в них. Начальное домашнее муз. образование Г. продолжил во время учебы в Благородном пансионе (1818-1822), занимаясь с Дж. Фильдом, Ш. Майером. В 20-х гг. Г. пользовался известностью у любителей музыки как певец и пианист, автор романсов. Посещая Италию (1830-1833), Берлин (1833-1834, 1856-1857), Париж (1844-1845, 1852-1854), Испанию (1845-1847), Варшаву (1848, 1849-1851), он знакомился с муз. жизнью крупнейших европ. центров, овладевал опытом мировой муз. культуры. В зрелый период творчества Г. создал 2 крупнейшие оперы: «отечественную героико-трагическую» «Жизнь за царя» (1836) и сказочно-эпическую «Руслан и Людмила» (1842), в к-рой соединились фривольно-иронический характер поэзии Пушкина и откровенно чувственная окраска музыки Г. Идею создания «русской оперы» на сюжет об Иване Сусанине, отвечавшую размышлениям Г. о национальной музыке, композитору предложил В. А. Жуковский (его поэтический текст «Ах, не мне бедному, ветру буйному» использован в трио с хором из 1-й картины Эпилога). По свидетельству кн. В. Ф. Одоевского, первоначально она была задумана как сценическая оратория «Иван Сусанин» (возможно, под впечатлением «Думы» К. Ф. Рылеева с той же сюжетной основой - Стасов В.

http://pravenc.ru/text/165139.html

IV. Состояние её со времени архиеп. Иннокентия до архим. Платона В период времени с 1833 г. и до 1854-го, т. е., до выхода в свет книги архим. Платона (Фивейского) , было написано не мало трудов, относящихся к области Нравственного Богословия и захватывающих ее или в цельном её виде, или те или другие её части. Из этих трудов (некоторые из них долго сохранялись в рукописях и были напечатаны позже) одни, в каких-либо отношениях сравнительно более выдающееся, могут быть охарактеризованы и сравнительно подробнее, а другие – кратко, иные-же заслуживают одного только упоминания. Трудом, открывающим собою новый период в истории рассматриваемой нами науки в нашем отечестве, являются «лекции», прочитанные в киевской духовной академии Иннокентием, бывшим после херсонским архиепископом. Нравственное Богословие было предметом чтения Иннокентия в течение «1833 –1835 гг.» 283 Эти чтения положили начало новому направлению в деле выяснения нравственных вопросов у нас – в России и вообще должны были дать толчек к плодотворному – дальнейшему развитию данной науки в нашем отечестве, так как отзывы непосредственных «слушателей профессора» об его лекциях были «восторженны» 284 и так как эти восторги, насколько пред нами выяснилась вся вообще личность покойного архипастыря херсонского, конечно, не могли быть безпочвенны 285 . К прискорбию, изданы в печати лишь «вступительная лекция» Иннокентия «по Нравственному Богословию», его «Введение в Нравственное Богословие» и «Нравственная антропология ». Это – во-первых. А во-вторых, и это – то немногое напечатано по «запискам, составленным, со слов его, бывшими его слушателями», «самим» профессором не редактированным и отсюда «естественно» содержащими в себе «много неточностей, неисправностей и пропусков» 286 ... Впрочем, как бы там – ни было, а напечатанных страниц все же достаточно для того, чтобы составить себе понятие об Иннокентии, как моралисте, и определить его значение. 287 I. В своей «вступительной лекции» Иннокентий выясняет значение «воли» в нашей нравственной жизни, превосходящее собою «важности всех других способностей» человеческих и, однако, далеко не всегда нами понимаемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

164 Пьеротти Эрме (Pierotti Ermete) – итальянский инженер и археолог, живший в Палестине с 1854 по 1861 гг. Участник первых проектов по приобретению русской собственности в Иерусалиме. 165 Кривошеин Аполлон Константинович (1833–1902) – видный представитель чиновной элиты, гофмейстер (1892), управляющий Министерством путей сообщения и министр путей сообщения (1892–1894). С 1858 – секретарь Иерусалимского консульства. В 1862 г. получил орден Станислава 3 ст. «за трехлетние труды по Палестинскому Комитету». 166 Марабути Николай Степанович – русский консульский агент (1839), позже вице-консул в Яффе. После перенесения российского консульства из Яффы в Бейрут (1839), в Яффе был сохранен пост вице-консула, который по предложению посланника в Константинополе А.М. Бутенева и был поручен греческому вице-консулу Н.Марабути, уже и прежде управлявшему по совместительству делами нашего консульства. 12 октября 1844 г. Марабути был принят в российское подданство, а в начале следующего года определен в государственную службу с младшим чином коллежского регистратора. На протяжении нескольких десятилетий он оставался русским вице-консулом в Яффе. Позже пост занимал его племянник Александр Константинович Марабути (Младший; ум. 1885). 167 Иерофей (1793–1885), Патриарх Антиохийский (1850–1885) – видный церковный деятель Православного Востока. Церковную карьеру начал в рядах иерусалимского Святогробского братства. В 1831 г. рукоположен во епископа. В 1833 г. в сане архиепископа Фаворского был направлен Патриархом Иерусалимским Афанасием IV в Россию для сбора пожертвований. Суммы пожертвований, собранных им за 6 лет, проведенных в России, составили 700 тыс. руб. Успешность московской миссии стала одним из факторов в решении Афанасия о назначении Иерофея своим преемником (ноябрь 1838 г.). В Петербурге, естественно, желали видеть на престолах Восточных Патриархатов предстоятелей, преданных России, о чем свидетельствуют усилия российской дипломатии провести Иерофея сначала (в 1844 г.) на Иерусалимский, а затем, когда эта попытка не удалась, на Антиохийский престол (9 окт. 1850 г.). К разочарованию русских дипломатов, Иерофей не оправдал своей репутации «пророссийского» деятеля. Патриарх был непопулярен у арабской паствы, обвинявшей его в пренебрежении к нуждам арабов и присвоении щедрой русской милостыни, которая бесконтрольно использовалась им для личного обогащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Дунтены Шведские майоры Готгард Дунте (Dunte) и Лудвиг Дунте возведены были, при Короле Шведском Карле XI, правительственным советом Королевства Шведского (Король был в то время малолетным), в дворянское достоинство, 31 октября 1663 года, под именем: Дунтен (Dunten). Эрнест-Карл ф. Дунтен служил в российской армии генерал-поручиком, и скончался в 1780 году. Оттон-Магнус Дунтен (рождение 1722 † 1799) возведён был, 24 января 1787 года, Императором Иосифом II, в Графское Римской Империи достоинство. Он женат был на Анне-Вильгельмине ф. Бок, имел двух сыновей: 1) граф Карл-Вильгельм (рождение 1761 † 1830), от брака с Вильгельминою ф. Стааль (рождение 1771 † 1840) имел сына, графа Оттона Карловича (рождение 1800), который женат на Аделаиде-Софие де-Кегорн, имеет двух сыновей: графа Евгения Оттоновича (рождение 23 сентября 1829) и графа Павла Оттоновича (рождение 19 марта 1833), и двух дочерей: графиню Марию Оттоновну и графиню Аделаиду Оттоновну; 2) Георг–Рейнгольд (рождение 23 августа 1766 † 29 мая 1845) не имел детей от брака с графинею Наталиею Петровною Пален. Герб дворян Дунтен: щит разделён горизонтально на две половины: в верхней, в серебряном поле две красные розы; в нижней, в голубом поле, три золотые лилии. На гербе дворянский шлем; на нём покрывало серебряное, красное, золотое и голубое; из шлема выходит, в каждую сторону, по три знамя, красное, серебряное и голубое, и между ними человек держит обнаженный меч. Намет справа красный, подложенный серебром; слева голубой, подложенный золотом (см. Шведский Гербовник). Герб графов Дунтен: щит разделён перпендикулярно на две половины: правая серебряная, левая красная. В каждой половине, на зелёной траве, по одному розану и по одному тюльпану, на стеблях. Розаны и тюльпаны белые в красном поле, и красные в поле серебряном. Посреди герба восьмиугольная звезда, красная в поле серебряном и серебряная в поле красном. На щите графская корона, и на ней дворянский шлем, из коего выходят: вправо стебель с красною розою; влево стебель с розою белою, и посреди обоих стеблей семиугольная звезда, коей правая половина серебряная, а левая красная. Намет красный, подложенный серебром. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия - 2.04.1899, С.-Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В 1833 г. определен в пансион при ярославской гимназии, в нач. 1834 г. зачислен в 5-й класс гимназии. После окончания гимназии в 1836 г. поступил в Московский ун-т на медицинский фак-т, в том же году перешел на 1-е отд-ние философского фак-та (впосл. переименован в историко-филологический фак-т), избрал предметом своих занятий рус. историю. Часто посещал квартиру М. П. Погодина , где работал со старинными рукописями. К студенческим годам относятся первые научные и лит. опыты А. Ф.- «Указатель к сочинению Н. С. Арцыбашева «Повествование о России»» (1838) и «О влиянии внешней природы на народ и государство» (в 1837 сочинение удостоено серебряной медали). В 1840 г., после окончания ун-та, поступил на службу в Археографическую комиссию, с к-рой был связан до конца жизни (с 7 окт. 1840 чиновник, с 1854 член комиссии, в 1854-1873 главный редактор издания ПСРЛ, в 1865-1873 правитель дел, с дек. 1891 председатель комиссии). В 1856-1889 гг. под редакцией А. Ф. вышли 6 томов ПСРЛ (7-10, 15, 16), новые издания Лаврентьевской летописи, А. Ф. совместно с Н. П. Барсуковым составил подробный указатель личных имен к ПСРЛ (на буквы А-К), переиздал опубликованную Я. И. Березниковым в неполном виде 2-ю и 3-ю Новгородские летописи. В 1841-1850 гг. одновременно преподавал рус. словесность в дворянском полку. 15 марта 1844 г. стал хранителем Отд-ния рукописей и старопечатных церковнослав. книг Публичной б-ки. В течение неск. лет создал инвентарный каталог, указатель рукописей. В 1848-1862 гг. заведовал Отд-нием рукописей и старопечатных церковнослав. книг и Отд-нием рус. печатных книг и периодики; в Отд-нии печатных книг под его руководством составлен алфавитный каталог, значительно пополнено собрание редких книг. По заключению, составленному А. Ф., было принято решение о покупке казной Древлехранилища Погодина, книги и рукописи к-рого в 1852 г. были переданы императором в б-ку; А. Ф. составил их описание. С 1850 г. в «Отчетах» б-ки регулярно публиковал сведения о поступивших в б-ку рукописях и книгах на церковнослав. и рус. языках.

http://pravenc.ru/text/153749.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010