Что касается ваших слов " тем более Салтыков-Щедрин тут не причем - на то, что перевод неточен, обратили внимание позже " , то это вы опять глупость написали. В 1833 году Н. А. Полевой предположил, что под имеется в виду какой-нибудь зверь или птица. В 1854 году Н. П. Корелкин предположил, что фраза «растекашеся по древу» является опиской, а в тексте имеется в виду не «мысль», а «мысь». А по-вашему Салтыков-Щедрин в какие годы жил? Максим 24 июня 2013, 13:43 Кого в чем осудишь в том и сам побудешь. lyudmila toll 23 июня 2013, 21:04 рассказ замечательный именно тем что жизненная правда в нем и со мной иногда случается что мысленно оцениваю кого то потом спохватываюсь каюсь каюсь а часто такой хороший человек оказывается -вот как по рассказу так что...... грех мой достойно по делам моим приемлю Помяни мя во ЦАРСТВИИ ТВОЕМ на ВСЕ СВЯТАЯ ТВОЯ ВОЛЯ Слава Богу за все . Ольга я читала ваши рассказы и молюсь повторяя молитвы что вы там написали из наследия старцев Оптинских помогает освободить душу ведь правда когда молишься и нет плохих мыслей то молитва легка ощущаешь благодать а еще....... напишите пожалуйста Оптинских старцев молитву для получения необходимого в настоящей моей жизни нам так хочется поехать паломниками на Святую Землю и в Оптину и в Миры Ликийские людмила 23 июня 2013, 18:23 Очень хороший рассказ.спасибо.второй раз уже с удовольствием прочитала 2-ой раз для большего вразумления. Елена М 23 июня 2013, 14:32 Простите меня господа читающие, что имею наглость писать здесь свои комментарии (возможно, по мнению некоторых " затопившей некогда высоко державший планку портал. " ) Но мне, в данном случае, увы, совсем неважно то, какую именно фразу использовал автор, поскольку она, на мой взгляд, второстепенна. Ведь главная мысль состояла в том, чтобы напомнить людям о грехе осуждения (да еще не имея при этом на то никаких особых оснований, а одни только домыслы и собственные представления).Думаю, что главная задача автором, всё-таки была решена и за это ей спасибо.

http://pravoslavie.ru/62265.html

S. 116). Лишь там, где прекращается абстрактная философская спекуляция и происходит обращение к непосредственной Ж. природы и общества, т. е. «при реальной жизни», возникает благодаря этому «реальная, позитивная наука, отображение практической деятельности людей» (Ibidem). «Философия жизни» В отличие от позитивизма, гегелианства, неокантианства и др. философских направлений рубежа XIX и XX вв. «философия жизни» (Lebensphilosophie) не представляла собой организованной «школы», а относимые к ней мыслители нередко вовсе не поддерживали никаких отношений друг с другом. В связи с этим отнесение того или иного философа к «философии жизни» является во многом произволом исследователей, однако вместе с тем основывается на определенных тенденциях развития философской мысли, определяющей среди к-рых можно считать общую для представителей «философии жизни» интенцию рассматривать Ж. не как «органический» феномен, но как всеохватывающий процесс, соединяющий в себе природные, антропологические, исторические и общественные факторы и не сводимый ни к каким иным мыслительным конструкциям. Традиц. является восходящее к работе М. Шелера (1874-1928) «Попытки построения философии жизни» (Versuche eines Philosophie des Lebens, 1913) отнесение к числу основоположников «философии жизни» Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтея (1833-1911) и А. Бергсона (1859-1941). Вместе с тем мн. ключевые идеи «философии жизни» были сформулированы намного раньше. Так, определяющее влияние на развитие взглядов Дильтея оказали размышления Ф. Шлегеля, первоначальные построения Ницше были проникнуты духом пессимистической философии А. Шопенгауэра (1788-1860), большое значение для нем. и франц. «философии жизни» имели работы Ж. М. Гюйо (1854-1888). В сочинениях Шопенгауэра сам термин «философия жизни» не употребляется, однако понятие «Ж.» несомненно имело для него фундаментальное значение. В философии Шопенгауэра, к-рую он намеренно противопоставлял «университетской философии», мир понимается как результат и поле взаимодействия двух начал: «представления» и «воли».

http://pravenc.ru/text/182295.html

Долгий период Патриаршества Петра VII (1809-1852) практически полностью совпал с эпохой правления Мухаммада Али (1805-1849). Отличавшийся смиренным нравом и граничившей с аскетизмом скромностью, увлеченный богословием и церковной историей патриарх не вмешивался в политику и не стремился упрочить свою власть над единоверцами. Тем не менее при Мухаммаде Али Патриархия вновь была уполномочена представлять интересы всей копт. общины. Правитель Египта не допускал усиления ни одной социальной группы вне рамок гос. аппарата, в полной мере это относилось к светским копт. лидерам. Архонты, имевшие значительное влияние на политическую жизнь в эпоху османо-мамлюкского двоевластия, превратились при Мухаммаде Али в обычных гос. служащих. Неск. копт. нотаблей, в т. ч. Бутрус-ага Арманиус, Фарадж-ага, Макрам-ага, заняли высокие должности в адм. аппарате вплоть до постов правителей провинций. Несмотря на некоторое сокращение христиан в финансово-налоговом ведомстве, число коптов на гос. службе оставалось относительно большим. Прагматизм египетского правителя обусловливал его веротерпимость и гарантировал безопасность религ. меньшинств. По мере расширения державы Мухаммада Али и появления в ней территорий с преимущественно христианским населением религ. политика все более смягчалась. В 1819 г. были отменены мн. дискриминационные меры в отношении христиан, а в 1833 г. им разрешили беспрепятственно строить и восстанавливать церкви. Правитель Египта Мухаммад Али. Портрет 1841 г. (?). Худож. О. Кудер. (Новая Александрийская б-ка, Александрия) Правитель Египта Мухаммад Али. Портрет 1841 г. (?). Худож. О. Кудер. (Новая Александрийская б-ка, Александрия) Короткий период правления внука Мухаммада Али Аббаса I (1849-1854) считается неблагоприятным для коптов. Существует версия, согласно к-рой духовный лидер егип. мусульман шейх Ибрахим аль-Баджури против воли Аббас-паши отказался издать особую фетву, санкционировавшую выселение коптов в Судан и Эфиопию. Крушение державы Мухаммада Али, открывшее путь к активному проникновению в Египет европейцев, гос. политика социально-правовой эмансипации религиозных меньшинств предоставили К. Ц. новые возможности и несли новые угрозы. Все отчетливее ощущался разрыв в культурном уровне между малообразованными египетскими священниками и получившими совр. подготовку зап. миссионерами. Новое поколение христ. чиновников и молодая копт. буржуазия нуждались в притоке образованной молодежи. Духовные запросы общины возросли, а ее увеличившееся благосостояние позволяло их удовлетворять.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

остаются до сих пор в силе по отношению к гражданским сделкам; но по отношению к сделкам торговым отменены законом 12 января 1886 г. В Австрии договор о процентах объявлен свободным с 1868 г. В Бельгии и в Италии с 1865 г. отменены ограничения процентов, с тем, что все условия о процентах должны быть с ясностью и на письме означены в самом заемном акте. В Пруссии особенно долго и с раздражением велась борьба партий по вопросу о лихве; наконец, в 1867 г. издан для Германского Союза закон об отмене размера процентов относительно всякого займа, как обеспеченного недвижимым имуществом, так и необеспеченного, и с тем, что если рост уловлен свыше 6 на 100, должник может возвратить капитал во всякое время, предупредив кредитора за шесть месяцев (кроме обязательств на предъявителя и торговых). Законный размер процентов удержан только для займа из общественных ссудных касс. В Англии с 1833 г. начинается ряд законодательных мер к постепенному устранению законных ограничений. Меры эти завершились в 1854 г. совершенной их отменой. В настоящее время почти всюду в Европе ограничения эти отменены. Так восторжествовало учение экономистов, ратовавших за свободу договора о займе. Но с того времени, как совершилась реформа, нельзя не заметить и в науке, и на практике некоторой реакции против господствующего мнения. Правда, что и в прежнее время многие из представителей науки выражали это мнение с оговоркой. Сам основатель политической экономии, Адам Смит, не отрицал рациональности господствовавших в его время понятий о государственной необходимости законных ограничений. Рошер (Syst. der Volkswirtschaft. I. § 194), вообще отвергая эти ограничения, тем не менее делает следующее замечание: «Совершенная отмена законов о лихве оправдывалась на деле не при всяких обстоятельствах. В низших слоях заемной операции держатся еще долго средневековые отношения, когда они давно уже исчезли в высших ее сферах. Здесь займы делаются большей частью для производительных целей; там, напротив того, почти всегда из крайней нужды, и заемщики, по недостатку образования, нередко при совершенной безграмотности и при неумении считать, не в состоянии сообразить и взвесить, какое бремя принимают на себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

С преобразованием духовных школ, богословские науки стали преподаваться на русском языке и появились печатные труды, к числу их относится «Деятельное Богословие» (1821 г.) Иннокентия Пензенского (Смирнова), державшегося в своем сочинении Буддея и Мозгейма. Хорошим учебником того времени была почти тождественная по плану книга о. Иоакима Кочетова, законоучителя царскосельского лицея «Черты деятельного учения веры» (1824 г.), где всё нравоучение излагается в строго религиозном духе, книга написана ясным, общедоступным языком и всякое положение подкреплено текстами, а изредка и ссылками на святоотеческую письменность. В 1833–1835 годах нравственное богословие было предметом чтений в Киевской духовной Академии известного церковного витии Иннокентия Борисова . Некоторые из этих чтений, о которых существуют «восторженные» отзывы непосредственных «слушателей профессора», напечатаны в «Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии архимандрита Иннокентия, прот. И.М. Скворцова, П.С. Авсенева, архим. (Феофана) и Я.К. Амфитеатрова, изданном Академией по случаю 50-летнего юбилея ее, 1819–1869». Киев, 1869 г. В чтениях преосв. Иннокентия можно найти много новых не только для того, но и для нашего времени взглядов и метких мыслей 148 . Программа 1851 года исключила из гимназического преподавания нравоучение, включив его как составную часть в катехизис, и учебники по этому предмету перестали появляться, оно осталось только в программах духовных семинарий и академий, в которых составлялись «записки» по этому предмету, переходившие из поколения в поколение, причем трудно было отметить первоначальную редакцию и самого автора. Эти «записки» обработаны были ректором Владимирской семинарии, архим. Платоном (Фивейским) и изданы в 1854 году под заглавием: «Православное нравственное богословие». Это сочинение носит на себе следы построения нашей науки богословами Московской академии и Лаврской семинарии, которые, в свою очередь, заимствовали схему построения у католического богослова Штапфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Писания Н. Завета Алексей Лавров 690 (товарищи мои по академии); 3) профессор общей гражданской истории – Евгений Сретенский 691 (курсом меня моложе). Ректором семинарии был молодой архим. Иустин 692 – магистр Петербургской академии 1853 г., – человек живой, веселый и гостеприимный. Из преподавателей семинарских особенное внимание заслуживал профессор логики и психологии, Василий Орлов 693 – магистр Петерб. академии 1833 г. О нем ректор сделал мне такой отзыв: «Весьма способен и опытен; имеет большое влияние на учеников, хотя вследствие раздражительного характера и не всегда вполне благодетельное». – Известны в печати проповеди этого профессора, до безмерности превознесенные похвалами протоиереем И. Васильевым. 694 В Ярославском дух. училище учащихся 449 человек. Успехи их найдены мною по всем предметам очень достаточными. Ученики отличаются живостью и развязностью. Проступков грубых и предосудительных не было замечаемо. Из 10-ти училищных наставников было 4 священника и 1 диакон. Смотритель училища кандидат XIX курса Московской академии (1854 г.) Иван Покровский 695 держали училище в надлежащем порядке. В свободное время, я имел возможность ознакомиться несколько и с городом. Ярославль, расположенный на левом, высоком берегу Волги, очень красивый город. Особенно благоприятное впечатление производит он множеством древних и благолепно украшенных церквей. Из общественных зданий до сих пор сохраняется в моей памяти вновь сооруженное тогда здание училища девиц духовного звания. Оно занимает самую видную и красивую местность над Волгою. Я посетил это училище и познакомился с начальницею оного, Елисаветою Павловною Шиповой 696 – девицею преклонных уже лет, но очень еще бодрою и необыкновенно привлекательною по своим высоким, религиозно-нравственным качествам. Из высших гражданских чиновников я встретился только с вице-губернатором, управлявшим на этот раз, за отсутствием губернатора, губернией, Николаем Павловичем Мезенцевым 697 , впоследствии вице-губернатором Витебским: это было у преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

С. 490. Что ему за дело до этих камелий, Минн и Арманс?.. — В очерке Панаева «Камелии» фигурирует француженка Арманс (Очерки петербургской жизни Нового Поэта. СПб., 1860. Т. 1. С. 111). Возможно, Достоевский имеет также в виду фаворитку министра двора графа В. Ф. Адлерберга — Минну Ивановну Буркову, которую упоминают также Герцен и Салтыков-Щедрин. Имена эти употреблялись как нарицательные в «Униженных и оскорбленных» и в «Идиоте». 251 С. 490. …ходил в театр смотреть «Жизнь игрока» — «Тридцать лет, или Жизнь игрока» — мелодрама французского драматурга В. Дюканжа (1783–1833), пользовавшаяся большой популярностью на русской сцене. 252 С. 491. …богатство его состояло в стенных часах, с гирями — давно уже стали и развалились. — Возможно, эти часы поп пились в фельетоне Достоевского по аналогии с описанием комнаты Плюшкина в «Мертвых душах», где упомянуты «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». 253 С. 491–492. …фигурка в синем мундире и красных панталонах — И дама с восторгом купила зуава. — Зуавы (от зуауа — название одного из кабильских племен) — французские колониальные войска, сформированные из жителей Северной Африки. Впервые подразделения зуавов были организованы в Алжире в 1830 г., позднее они участвовали в Крымской войне 1854–1855 гг. 254 С. 492. …преследуемый памятью Шиллера, продаваемою мальчишками, к которой присоединился теперь и Виктор-Эммануил. — В ноябре 1859 г. праздновалось столетие со дня рождения Ф. Шиллера (1759–1805), а в мае 1860 г. была 55 годовщина со дня его смерти. Панаев, упоминая темы, затрагиваемые фельетонистами, перечисляет: «…третий красноречиво распространяется о медальках о память Шиллера, которые разносятся теперь по всему Петербургу» (Современник. 1860. С. 108–109). Подобные же медали, очевидно, были выпущены п честь Виктора-Эммануила II (1820–1878), короля Сардинии, который стал королем Италии, объединившейся в 1860–1861 гг. под его властью. Газеты за ноябрь — декабрь 1860 г. были полны сообщений о почестях, принимаемых Виктором-Эммануилом от своих подданных. 255

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Талантов Флегонт Тихон., кандидат того же курса. Назначен учителем казанской Семинарии по классу всеобщей истории и еврейского языка. В 30-х годах был ключарем кафедрального собора, потом кафедральным протоиереем в Казани. Скончался в 1853 году. Терновский Сергий Григор., магистр III курса (1822). По окончании курса назначен в московскую Семинарию профессором по классу словесности и немецкого языка. Скончался 12 сентября 1868 года в сане протоиерея московской Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви. Известен, как отличный проповедник, которого высоко ценил митрополит Филарет, и которому он поручал в важных и торжественных случаях произносить поучения, когда сам не мог по чему-либо приготовить проповеди. Почти каждый воскресный и праздничный день Терновский проповедывал в своей приходской церкви, не держась тетради, и увлекал слушателей словом, проникнутым теплотой чувства и силой убеждения. Некоторые из его проповедей печатались в Душеполезном Чтении. Есть и отдельное издание под заглавием: «Слова, говоренные преимущественно для назидания простого народа». М. 1860. Нордов Васил. Иван., магистр того же курса. Определен ректором духовных училищ в Никольске, вологодской губ. В 1824 г. рукоположен во священника к Спасообыденной церкви в Вологде и в 1830 получил сан протоиерея. В 1833 назначен настоятелем собора в великом Устюге и ректором тамошних духовных училищ. В 1841 г. переведен на место кафедрального протоиерея в Вологду и вместе на должность ректора тамошних духовных училищ. Последнюю должность занимал до 1857 г., а первую продолжает неутомимо нести до ныне. Известен, как замечательный проповедник. Из сочинений его напечатаны: Беседы на Божественную литургию. М. 1842. 2-е изд. М. 1844. – 3-е изд. Спб. 1855. Беседы на блаженства Евангельские. М. 1843. – 2-е изд. М. 1844. – 3-е изд. Спб. 1855. Краткая священная история церкви. М. 1850. – 2-е изд. М. 1851. Церковныяе поучения. Μ. 1850. – 2-е изд. Вологда. 1854. – 3-е изд. 1857. Слова и беседы приходского священника к своей пастве. Вологда. 1855. – Изд. 3-е. Ярославль. 1860. И еще было два издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Резко увеличившийся товарооборот и развитие сельского хозяйства подрывали основы натурального хозяйства. Ярким проявлением кризиса была помещичья задолженность. В 1833 г. в кредитных учреждениях помещиками было заложено 43,2% ревизских душ, в 1859 г.- 66%. За годы царствования Н. П. общая сумма помещичьей задолженности достигла 425 млн р. В то же время повысилась платежеспособность крестьянства. Гос. подушная подать для всех категорий крестьян и мещан с 1818 по 1860 г. составляла 95 к. серебром. Гос. и удельные крестьяне платили также оброчную подать казне и имп. двору, к-рая в связи с переводом в 1839 г. с ассигнаций на серебро к сер. XIX в. понизилась на 20%, в то время как цены на сельскохозяйственную продукцию за этот же период выросли на 50%. Экономическая политика правительства носила умеренно протекционистский характер. Состояние российской промышленности к сер. 20-х гг. XIX в. было плачевным, в то время как в Европе завершалась промышленная революция. В царствование Н. П. сформировалась технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности текстильная и сахарная, развивалось производство одежды, изделий из металла, дерева, стекла, фарфора, кожи, началось производство станков, инструментов, паровозов. С 1825 по 1863 г. годовая выработка промышленной продукции на 1 рабочего выросла в 3 раза. Объем выпуска хлопчатобумажной продукции с 1819 по 1859 г. увеличился почти в 30 раз, объем машиностроительной продукции с 1830 по 1860 г.- в 33 раза.. По офиц. статистике, число фабрик и заводов выросло с 5261 (1825) до 9994 (1854), начался промышленный переворот. По подсчетам А. С. Нифонтова, в 50-х гг. XIX в. паровыми машинами были оснащены 18% предприятий с численностью рабочих свыше 16 чел., на которых производилось 45% продукции. Развитию промышленности способствовали мануфактурные выставки, периодически проходившие в С.-Петербурге и Москве (также 1 раз в Варшаве). По инициативе фабрикантов и купцов при Департаменте мануфактур и внутренней торговли Мин-ва финансов были учреждены Мануфактурный (1828) и Коммерческий (1829) советы.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

Скажу здесь по порядку несколько слов о каждом из четырех иерархов, упоминаемых в письме Его Преосвященства. Преосвященный Никодим (Казанцев) родился в 1803 г. 5-го Сентября, в селе Комлеве, Рузского уезда, Москов. губ., от дьячка И. И. Казанцева. По пострижении в монашество и по окончании в 1830 г. курса в Москов. дух. Академии, о. Никодим был определен Инспектором и Профессором в Тульскую Семинарию; в 1832 г. был переведен в Новгородскую Семинарию на теже должности, а в 1833 г., вследствие взаимных неудовольствий с Ректором Семинарии Архимандритом Анатолием 1196 , снова возвращен в Тульскую Семинарию. – В 1835 г. определен был ректором Вятской Семинарии с возведением в сан Архимандрита. Оттуда, по поводу одобрительного отзыва Московского Митрополита Филарета о Богословском конспекте, составленном Архимандритом Никодимом на ряду с прочими преподавателями Богословия, по особому поручению Св. Синода, он вызван был в 1838 г. в Петербург, в распоряжение Обер-Прокурора Св. Синода, для занятия по преобразованию духовного учения и управления. По прошествии трех лет, в 1841 г., назначен был ректором в Херсонскую Семинарию, в Одессе. Здесь, к великому сожалению, случилось с ним тяжкое искушение, последствия которого отразились на его последующем служебном положении и нравственном состоянии...... В 1850 г. из Херсонской Семинарии о. Никодим переведен был в семинарию Ярославскую. При проезде, в конце мая или в первых числах июня, чрез Сергиевский посад, он зашел в нашу Московскую Академию, где я в это время оканчивал уже курс, и, встретивши меня на парадной лестнице, с живостию спросил: «где мне пройти к Александру Васильевичу Горскому?» Я с подобающею вежливостию указал ему путь, не зная, кому оказывал услугу; впоследствии мне сделалось известным, что это был новый ректор Ярославской Семинарии. В 1853 г. о. Никодим вторично вызван был в Петербург на чреду священнослужения; а в начале следующего 1854 «г. он посвящен был во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Здесь он пробыл около 7-ми лет в положении не очень завидном. В Казани, – писал он сам Преосвященному Смарагду, Архиепископу Рязанскому от 15-го Марта 1863 г., – жизнь моя была грустна и столь ничтожна, что не давала пищи писанию. В. последние 20 месяцев моего жития там, я едва имел возможность служить 80 раз, из коих более половины по наряду» 1197 . В Сентябре 1861 г. Епископ Никодим назначен был в новооткрытую Енисейскую епархию, с помещением архиерейской кафедры в г. Красноярске. Вот как описывал Преосвященный в том же письме к архиепископу Смарагду свое пребывание в Красноярске и свое первоначальное там пребывание:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010