Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, бывшим архиепископом Равенны в середине 6 века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к 20 главе протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий. Изображение Христа на алтаре связано с темой Евхаристии и может трактоваться как прообраз получившей распространение в византийском искусстве иконографической схемы мелисмос, в которой Младенец изображается на престоле как евхаристическая жертва. Ампула Монцы. 6-7 вв. На одной из ампул (VI-VII вв.), служивших паломникам для переноса св. воды или елея, а ныне известных как ампулы Монцы, Рождество Христово представлено в центре, среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской – навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. В целом иконография Рождества Христова сложилась к 7 веку. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции будут являться пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05122712494...

И еще здесь есть британцы: шотландцы, ирландцы, англичане. Кто-то перешел в православие, кто-то присматривается к этой традиции восточного христианства. Из-за того, что место стоянки в центре Эдинбурга найти практически невозможно, нам пришлось припарковаться в часе ходьбы от греческой церкви, Хотя нам и удалось вскочить в знаменитый двухэтажный автобус, плывущий по улицам старого города, как древний кельтский корабль, мы все-таки опоздали на утреню. Греки служат утреню перед Литургией, а мы пришли только к Великому славословию. Великое славословие пелось на греческом и английском, а Трисвятое — на церковнославянском. Собственно, вся служба была многоязычной: Символ веры читали на языках всех присутствующих, даже на гэльском — кельтском шотландском, языке святого Мунго, на котором мало кто говорит сейчас. Сегодня служил отец Джон — отец Иоанн. Он давний знакомый нашей семьи, в прошлом англиканский священник. Отец Джон выглядит очень пожилым, как будто ему далеко за 80, хотя ему около 70ти. Он живет один в маленькой социальной квартирке на окраине Эдинбурга, поэтому иногда перед праздничной Литургией ночует в особом помещении при храме. Отец Джон из ирландско-английской семьи, и у него английское, а не шотландское произношение. Он рано выбрал для себя духовную карьеру, получил богословское образование в Оксфорде и был рукоположен в англиканского священника — «служителя». Словом «priest» называют католических и православных священников, протестанские же носят имя «minister». Англикан трудно назвать протестантами в полном смысле слова: в англиканских церквях есть часовни святой Марии (Богоматери), если же храм посвящен Богоматери (есть у англикан такие храмы!), то часовня будет посвящена Иоанну Крестителю. Богослужение, одежды, архитектура англиканской «высокой Церкви» заставляет вспомнить скорее католиков, чем протестантов, знакомых нам (увы, в основном) по американским приезжим баптистам… Англикане всегда ощущают эту свою «промежуточность», и неслучайно в прошлом веке шли перспективные переговоры о воссоединении англикан с Русской Православной Церковью. Дневник отца Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» был переведен в первую очередь на английский язык и пользовался здесь большой популярностью. Даже революция в России не смогла окончательно угасить интерес англикан к христианскому Востоку.

http://pravmir.ru/shotlandskie-vstrechi/

Семейная икона, разумеется, имеет свои иконографические особенности. Как правило, это образ Спасителя или Богородицы с избранными святыми. Угодники Божии, чьи имена носят члены семьи, изображались справа и слева от образа Иисуса Христа или Божией Матери, в пол-оборота или предстоящими с молитвенно поднятыми руками. Если икона написана ко дню венчания молодых супругов или сразу же него, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены. Может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, их прародителей, в том числе и уже ушедших из жизни. Наверху «семейной иконы» может быть изображён благословляющий Господь Иисус Христос, или же это Нерукотворный Образ, Пресвятая Троица, Богородица – обычно «Знамение» или «Покров». Также на такой иконе может быть написан Ангел-Хранитель, он бывает изображен в центре иконы, среди семейных святых. Фото: Братья Чириковы. Семейная икона с ангелом хранителем. Конец XIX – начало ХХ вв. Есть ещё один тип «семейных икон» – когда святые семейные покровители расположены не в среднике иконы, а на её полях. Святых, написанных на полях иконы, называют «полеосными». Вместе с ними часто пишут и Ангела-Хранителя. В центральной части иконы располагают образ Христа Вседержителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Святые, изображенные на полях, обращаются в молитве о своих подопечных к центральному образу. Также «семейной иконой» может быть «частник», другими словами, «складень» – икона, состоящая из нескольких икон (частей), соединённых в общую композицию. На одной из частей такой иконы изображают святых покровителей, или же их изображают в клеймах на полях. Также на такой иконе может быть написан «Деисус» (изображение в центре Христа с предстоящими по бокам Богоматерью и Иоанном Крестителем, ангелами) или изображены любые почитаемые святые. В других «частях» иконы могут быть написаны образы Пресвятой Богородицы, или Спаситель, а так же образы Гурия, Самона и Авива, почитавшихся заступниками женщин в браке, врачевателями семейных неурядиц, или Кирика и Иулитты, которым молились о добрых отношениях между родителями и детьми. Фото: orthedu.ru . Семейная икона

http://azbyka.ru/semya/semejnaja-ikona/

Успенский собор Главная православная святыня Владимира, созданная мастерами-каменщиками еще до монголо-татарского нашествия и дошедшая до нас, – Успенский собор. Он расположен в самом центре города, на Соборной площади. Это архитектурная доминанта и исторический центр города. Именно в стенах Успенского собора во Владимире венчались на княжение владимирские и московские князья, здесь сохранились фрески, принадлежащие кисти самого Андрея Рублева! Роспись Успенского собора. А. Рублев. Престол уготованный, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел Слева от царских врат иконостаса вы увидите чудотворный список Владимирской иконы Божией Матери XVII века – подлинная икона хранится в Третьяковской галерее. Одна из святынь Успенского собора – покоящиеся здесь мощи князя Андрея Боголюбского, коварно убитого в 1174 году и причисленного к лику святых в 1702 году. Именно при нем в полную силу расцвело Владимиро-Суздальское княжество и столица всех русских земель перенесена из Киева во Владимир – тем самым была поставлена точка в истории Киевской Руси. Роспись Успенского собора. А. Рублев. Ангел, свивающий небеса в свиток Успенский собор – действующий храм, где регулярно совершаются богослужения. При этом он один из объектов – памятников архитектуры – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому с 10:00 до 16:00 за вход в храм с вас попросят 100 рублей, но утром и вечером, когда идет служба, вход в собор бесплатный. Перед Успенским собором расположена смотровая площадка, подковой выдающаяся вперед. С нее хорошо просматривается Клязьма и мост через нее. А где-то далеко внизу, под склоном, по железнодорожным путям движутся крошечные, кажущиеся игрушечными с такой высоты поезда. Еще одно чудо домонгольского периода, на которое непременно стоит посмотреть, – Дмитриевский собор, построенный в конце XII века по приказу князя Всеволода Большое гнездо. Он расположен буквально рядом, здесь же, на Соборной площади, около здания Присутственных мест. Именно внешнее убранство храма представляет наибольшую ценность: знаменитая белокаменная резьба полностью сохранилась.

http://pravoslavie.ru/90566.html

7 апреля 1994 года состоялось торжественное освящение храма. Так как ближайшим двунадесятым (главным) православным праздником был праздник Святой Троицы, то главный престол интинского храма был назван в честь Святой Троицы, а по наименованию главного престола так стал называться и весь храм. Окончательно строительство храма было завершено в 1995 году. Адрес: 169830, Россия, республика Коми, г. Инта, ул.Мира, 40Б Телефон : 8(2145)64133 Подробнее... Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Вуктыл) [ править править код ] Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в 2000 – 2001 годах. Освящена 16 апреля 2001 года в торжественной обстановке. Здание храма выполнено из дерева в лучших традициях русского зодчества. Строение возвели в короткие сроки, всего за один год. Возвышается оно в центре города и пока является единственным православным храмом в городе Вуктыл. Адрес: 169570, Россия, республика Коми, г. Вуктыл, ул. Коммунистическая, 8 Телефон: 8(2146)27743 , факс 8(2146)29255 Электронная почта: iereiroman11@mail.ru Подробнее... Свято-Стефановский кафедральный собор (Сыктывкар) [ править править код ] Собор святителя Стефана Пермского — православный собор в Сыктывкаре, является кафедральным собором Сыктывкарской и Воркутинской епархии Русской Православной Церкви. Святыня собора - частица мощей Святого Равноапостольного Стефана Пермского. Адрес : Россия, Республика Коми, Сыктывкар, ул. Свободы, 60. Проезд : Собор расположен в центральной части города. Координаты : 61°40 " 39 " N 50°49 " 53 " E Телефон: +7 (8212) 20-03-13 Подробнее... Свято-Казанский храм (Сыктывкар) [ править править код ] Свято-Казанский храм – самый знаменитый храм Республики Коми. Находится храм в одном из живописных мест города Сыктывкара над рекой Сысолой. Построен в 1904 году на месте часовни, сгоревшей при большом пожаре. Среди углей была обнаружена неповреждённой Казанская икона Богоматери, что было воспринято как знак для постройки храма. Настоятель - Филипп, архимандрит (Виталий Алексеевич Филиппов).

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Ком...

Здесь, в центре купола, помещается медальон с изображением Богоматери πλαερ, по радиусам 12 ангелов, в парусах 4 евангелиста. Как бы служа дополнением, на стенах изображены сцены: лествица Иакова и Моисей пред купиной (дважды), при чем тут же образ Богоматери, так называемое русское «Знамение», переводится в горящую купину, пред которой Моисей слагает свою обувь 28 . Вообще «Знамение» было одним из любимых и употребительнейших в византийской и русской иконографии образов Богоматери, часто входило и в росписи церквей (преимущественно куполов) и нередко соединялось именно с изображением купины. Естественно, что, привыкнув сопоставлять образ «Знамения» Богородицы со сценой купины, иконописцы легко могли перенести его и в средину самого куста. Но вместе с тем существовала еще другая редакция «Неопалимой Купины»: куст вмещал в себе просто икону Богоматери или Ее цельную фигуру с Предвечным Младенцем на руках. Является вопрос, какая из этих редакций была первоначальною? Я думаю, что первая предшествовала, так как «Знамение» (греческ. παναγια) входило в состав многих символических Богородичных икон: Живоносный источник, скала и купина, и что большего промежутка между появлениями двух редакций не было, и раз был допущен лик Богородицы в купину, не различалось строго в какой форме. Я не беру на себя ответственности точно определить время появления перевода – Богоматерь в купине; во всяком случае, это было не позднее XIII века. С XVI века эта композиция часто входит в состав стенописи. Так, Богоматерь в пламени изображена на восточной стене диаконника собора в Кутлумше (1546 г.) 29 . Тут же и Богоматерь παναγια. Далее видим купину на стенах собора Успения Богородицы в Протаге 30 . Ту же роспись в диаконнике рекомендует и греческий подлинник: Богоматерь πλαερ с Младенцем, в круге и с простертыми руками; ниже святители, купина Моисея и другие ветхозаветные события 31 . Эта же форма переходит и на Русь: в алтаре Ильинской церкви в Ярославле (1680 г.) представлена купина с образом Богоматери в средине 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему – лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери «Знамения» с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами «видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими» ( Иез. 44:1–2 ). Видение пророку Исаие Серафима «в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» ( Ис. 6:6 ). Горящий уголь – символ Христа, клещи – символ Богоматери (см. икону «Уголь Исаево»). На некоторых иконах «Неопалимой Купины» добавляется «Корень Древа Иессеева», по пророчеству Исаии: «вместо терновника вырастет кипарис, в знамение вечное несокрушимое» ( Ис. 11:10; 55:13 ). Богоматерь «Царица Небесная», честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами – архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий «атрибут», как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века. Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96:121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие. Первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Символические изображения, дополняющие основную иконографию, имеют сложную программу. Мафорий Божией Матери прописан густыми кучевыми облаками. На челе и плече среди облаков вместо звезд Приснодевства изображены солнце и луна. В центре, на груди Богоматери, находится гора ¾ скалистая или покрытая зеленью, иногда с изображением города, рядом с к-рым может быть помещен круглый медальон с ликом. От Младенца Христа вниз перекинута радуга, проходящая над вершиной горы. Правой рукой Богоматерь прижимает небольшую лестницу. Богомладенец благословляет и лестницу и гору. Эти прообразовательные символы иллюстрируют толкование сна царя Навуходоносора: «Аз видех гору от нея же отсечеся камень нерукосечный», данное прор. Даниилом (Дан 2. 31-45), и непосредственно связаны с текстом Акафиста Божией Матери. Так, иконописец использовал некоторые из наиболее ярких эпитетов, данных Божией Матери: Она - Лествица, соединившая небо и землю («лествица высокая», «облаче всесветлый»), Гора, от Которой отсекся Нерукосечный Камень,- Христос («горо несекомая»). Образы и символы на иконе логически связаны между собой. Кучевые облака издревле символизировали вездесущесть Бога, Его величие: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр 1. 7), в то же время облачный мафорий Богоматери уподобляется облаку: «Радуйся, покрове миру, ширший облака» (Акафист. Икос 6). Праведное солнце, согласно древнерус. традиции, отождествляется со Христом, а свет от него - с христианством. Луна на плече Богородицы символизирует Церковь Божию и одновременно отождествляется с Богоматерью: «Красна яко луна Дева» (Канон Пресв. Богородице Иосифа Песнописца). Гора рассматривается как символ Богоматери и Церкви Нового Завета. Радуга, берущая начало от Младенца Христа, символизирует знамение Нового Завета. Лестница, отождествляемая с Пресв. Богородицей, Которая соединила небо и землю, иллюстрирует текст Акафиста: «Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, радуйся, мосте, переводяй сущих с земли на небо» (Икос 2).

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Вероятно уже с XVI века в центре пророческого ряда начали помещать поясное изображение Богоматери Знамение; иногда вместо него писали Богоматерь на престоле (с младенцем Христом на ее коленях). По сторонам обычно располагались следующие пророки: Давид, Соломон, Даниил, Исайя, Аарон, Гедеон, Иезекииль, Иона, Моисей и другие. В XVI веке над пророческим рядом появился, а в XVII широко распространился еще один ряд - праотеческий - с фигурами ветхозаветных праведных старцев. В центре этого ряда помещали " Отечество " - икону, изображающую бога Саваофа с младенцем Иисусом на его коленях, который в свою очередь держит диск с изображением голубя - символа святого духа. Реже на центральной иконе этого ряда писали " Новозаветную Троицу " в виде сидящих на облаках Христа, Саваофа и парящего над ними голубя - святого духа. В руках праотцев, как и у пророков, часто писались свитки с текстами из Ветхого Завета. Основные персонажи этого ряда Адам, Сиф, Мельхиседек, Исаак, Иов. Их располагали обычно слева от центра. С правой же стороны ставили иконы с фигурами Авраама, Авеля, Иакова, Иосифа и других. С конца XVII века в навершии иконостаса кроме большого " Распятия " иногда помещали иконы на темы " страстей " (если не имелось отдельного страстного ряда). Поэтому доскам таких икон, служивших одновременно завершением иконостаса как архитектурного сооружения, придавали различные декоративные формы - круга, эллипса и других. Обрамляли их резными золочеными картушами - рамами в ярко выраженном барочном стиле. В XVI веке иногда под деисусным рядом устраивали пяд-ничный ряд. Название это отражает малый размер их досок (пядь - старинная русская мера от 18 до 23 см). Формировался этот ряд, по-видимому, стихийно из различных по сюжету иконок, которые приносили в церковь прихожане. По древним описаниям иконостасов XVII века известно, что число пядничных икон порой доходило до сорока и более. Каждый ряд икон поддерживался тяблом -деревянным брусом, в древнейший период просто вставлявшимся в специальные углубления в северной и южной стенах. Фронтальную плоскость брусьев расписывали растительным орнаментом. Тябловый иконостас просуществовал вплоть до XVII века, когда стал завоевывать популярность более сложный тип - резной иконостас с системой не только горизонтальных, но и вертикальных членений; в таких иконостасах иконы отделялись одна от другой позолоченной деревянной резьбой (чаще - резными круглыми колонками). Основной мотив резьбы - лоза и грозди винограда (раннехристианские символы церкви и евхаристии). В конце XVII-XVIII веках под влиянием стиля барокко резное убранство иконостасов значительно усложнилось за счет включения в него архитектурных форм - колонн, пилястр, архитравов, карнизов.

http://pravicon.com/text-5

Аналогичные росписи восточной части стены погибли, на южном устое сохранился лишь небольшой фрагмент одежды светского лица. Иконографическая схема росписи алтаря церкви является одной из самых распространенных в грузинском искусстве, но здесь она усложнена изображениями символического характера, которые подчеркивают идею Евхаристической жертвы. В конхе апсиды изображена традиционная композиция Славы Христа, представленная в типе Дейсиса (Цамебули, Удабно, Ламария в Жибиани, росписи царского художника Тевдоре, Убиси, Вани, Корети). Помещенное во втором регистре Причащение Апостолов почти обязательно для грузинских росписей (Вани, Ахали, Шуамта, Греми, Цителхеви); традиционен и завершающий апсиду ряд святителей – свидетелей Евхаристии. Эту тему усиливает изображение Богоматери Знамение, помещенное над алтарным окном, в центре Причащения Апостолов, и расположенная среди святителей композиция Не рыдай Мене, Мати. Усложненная схема росписи алтаря Табакини находит параллели в других одновременных росписях народного характера – Вани, Цителхеви, Калаури, но во всех них отсутствует изображение Богоматери Знамение, что придает композиции Табакини отличный от других росписей характер. Расположение евангельских сцен в центральном нефе в некоторых случаях определяется их исторической последовательностью (верхний регистр: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, преображение, Вознесение), но в основном художник группирует сцены, исходя из символического составления сюжетов. Для большего подчеркивания идеи Дейсиса художник помещает сцены, выражающие Славу и Второе Пришествие Христа рядом с алтарем: это Вознесение Христа (восточные части южного и северного склонов свода), Преображение (средний отрезок северного склона), Сошествие во ад (второй регистр восточной части северной стены), Страшный Суд (северный неф). В следующих группах сцен, расположенных на южной стене, развивается тема Богоявления и Славы Христа: Благовещение и Рождество (ныне утрачены, верхний регистр), Сошествие Святого Духа и Вход во Иерусалим (второй регистр). Основные регистры разделены полуфигурами пророков, предсказавших соответствующие события. Подобное сочетание сюжетов Праздничного ряда можно встретить и в других грузинских церквах: Сори, Цителхеви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010