По той же самой причине очень широкое хождение имели (появившись еще в Выговской пустыни) и имеют медные литые образки «Поклонение иконе Богоматери Тихвинской», встречающиеся как по отдельности, так и в составе складней. Вверху в центре на таких образках помещается образ Богоматери Тихвинской, которому справа (от молящегося) предстоит преподобный Кирилл Белозерский, а слева – преподобный Александр Свирский. Оба они - основатели знаменитых обителей Северной Фиваиды и обоим им были явления Матери Божией. Внизу же попарно, со свитками и книгами в руках, стоят Три Святителя – создатели восточнохристианской литургии Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – вместе с величайшим из угодников Божиих Николой Чудотворцем (что в числе прочего напоминает о видении Георгию-Юрышу при явлении Тихвинской не только самой Пречистой, но и святителя Николы). Посередине же четырех фигур святителей на таких медных иконках непременно изображается северный русский лес с маковками храмов над ним и вьющейся по пригоркам дорогой, - место молитвенных подвигов целого сонма пустынножителей; это также напоминает об особом заступничестве Тихвинской за эти «полнощные» края. По твердому народному убеждению, она также «имеет нарочитую благодать сохранения здравия младенцев». Один из древнейших и наиболее чтимых списков с чудотворного первообраза помещается в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; чтимые списки имелись также в Пантелеймоновской часовне у Владимирских ворот Китай-города, в Смоленском соборе Новодевичьего морнастыря и в церкви Николы на Щепах. Всего в первопрестольной существовало девять храмов во имя Тихвинской иконы (включая один старообрядческий). Из них ныне действуют церкви в бывшем селе Алексеевское (не закрывалась никогда; по преданию, именно отсюда перепуганный Сталин брал осенью 1941 года поднесенный сюда некогда царем Алексеем Михайловичем список с чудотворной, чтобы обвезти на самолете вокруг осажденной Москвы), в Сущеве (службы возобновлены в 1992 году), при Медведниковской богадельне (ныне Центральная клиническая больница Московской патриархии) трапезная церковь Симонова и надвратная - Донского монастырей. Снесены московские Тихвинские церкви на Бережках в Дорогомилове, в Лужниках, в Скорбященском монастыре; занята под кабак для «новорусских» «красных свиток» старообрядческая церковь на Хавской улице. На невских берегах было шесть храмов во имя Тихвинской иконы (один приходской на Лиговке, где с июля 1993 года возобновлено богослужение, один домовый и четыре – в Александро-Невской лавре и при монастырских подворьях).

http://pravoslavie.ru/put/050707164015.h...

в одинаковом порядке: внизу пояс местных икон, выше деисусный, с Господом Вседержителем в середине, над ним пояс (12–19) «праздников», который поэтому вырос в размерах против древних греческих «праздников», обыкновенно в вышину более, чем в ширину, затем пророческий с Богоматерью, держащей Младенца в середине, иначе «Похвала Пречистой Богородицы с Пророки», или Богородицей «Знамение» (позднее название Божия Матерь «Воплощение»); последний пояс, иногда погрудных изображений Праотцов, с «Отечеством» в центре, или: «Господь Саваоф в Троице, а по сторонам Праотцы стоячие на 17 досках». Пояса меняли свои размеры, смотря по величине храма, собора, придела, а если в соборах фигуры «чинов» – деисусного, пророческого – доходили иногда до 2,5 аршин в вышину, то в приделах ограничивались 20 вершками и т.п. Размеры «чинов» в соборах: Владимирском Успенском, Суздальском, Большом Успенском в Москве производили грандиозное впечатление. В Суздальском соборе сохранялся один образ из старого чина размером до 3-х аршин в вышину, к сожалению, весь переписанный; происходит из древнего иконостаса. Возможно, что урезанная наполовину снизу икона Архангела в Русском музее происходит также из древнего Владимирского собора и после пожара уцелела лишь в верхней части; по обычным пропорциям она должна была быть тоже 3-х с небольшим аршин вышины; а т.к. эта икона не позже середины XV в., то иконостас древнего собора должен был уже в то время быть нового, русского типа. Божия Матерь «Знамение». Икона. XVIII в. 89,4х70,6 см. ГМИР Большие размеры икон обнаруживали неправильности в рисунке и были причиной шаблонности, а в мастерских не всегда было достаточно «знаменщиков», которые могли бы выполнить новый рисунок. Новгородские иконостасы XVI в. повторяют иногда рисунки, вышедшие еще из владимирских мастерских времен Андрея Рублева. Богоматерь «Воплощение», с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Икона. кон. XVI в. Москва. 39,1х33,5 см. КМЗ «Ипатьевский монастырь» Среди «мерных» икон упомянем иконы в «долготу и широту» новорожденных царевичей и царевен, как иконы в меру новорожденного, известные по записям заказов в дворцовых книгах Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Выше и правее — плачущие над царевичем царица Мария Нагая, кормилица Арина Тучкова и сбежавшиеся в Кремль по звону колокола угличане. В центре — колокольня, бьющий в колокол пономарь Федор Огурец и убийцы, пытающиеся взломать двери и прекратить звон. Справа — динамичная сцена расправы горожан над убийцами, выше — тела побитых во рву и скачущие в Москву гонцы. Венчает композицию панорама Московского Кремля и большое изображение царевича в лике святого. Фреска стилистически связана с монументальной живописью крупнейших школ Ярославля и Костромы XVII века, но уступает ее лучшим образцам. Плавная величественность движений знаменитых образцов заменена здесь театральной экспрессией, характерной для барокко, цветовая гамма приглушена. Между окнами первого и второго света «проиллюстрирован» православный «Символ Веры», выше помещены изображения русских святителей. Золоченый резной иконостас храма установлен в 1867 году. В нем и малом иконостасе трапезной несколько великолепных произведений иконописи лучших русских изографов — мастеров Московской Государевой Оружейной палаты. В церковь делали вклады первые цари династии Романовых и русская знать. Икона «Богоматерь Смоленская» — вклад Михаила Федоровича Романова в деревянную церковь в 1630 году. Высокие художественные достоинства, изящество рисунка и благородный колорит позволяют полагать, что ее автором мог быть видный царский изограф Назарий Истомин. Виртуозной техникой живописи, утонченностью цветовых и тональных сочетаний отличается образ Богоматери Цареградской, созданный иконописцем Петром Савиным в 1630 году. Образ «Спас - Великий Архиерей» - подписная икона, исполненная в 1692 году одним из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Петром Билиндиным. В ней явственно присутствует влияние крупнейшего мастера эпохи Симона Ушакова — черты светотеневого, портретного письма. Европейские «фряжские» влияния есть и в образе «Св. Николая Чудотворца» в малом иконостасе трапезной. Храмовый образ «Св. царевич Димитрий» выполнен угличским художником Григорием Бурениным в начале XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=01006

Иконография Е. и. близка к Владимирской иконе Божией Матери , ставшей прототипом мн. рус. изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв. Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая - в молитвенном жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен. В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше. Е. и. изображена: в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (РНБ ОЭ. Собр. А. В. Олсуфьева. РНК. T. 3. 479. 1216; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479); в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравера Е. Н. Долгова; под 11 янв. изображена Е. и., под 5 февр.- Елецкая Черниговская; Там же. С. 483) и на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в. (?), частное собрание). В ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве находится больших размеров икона 2-й пол. XVIII в. в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной. В елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. (см.: Поселянин. 1909. Ил. на с. 115), ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери. Появление в Ельце начиная со 2-й пол. XIX в. посвящений Е. и. храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Но нам следует еще посетить Лидду – город святого Георгия Победоносца. Лидда – город Победоносца Город Лидда (по-еврейски Лод, по-арабски Лид) находится в центре Израиля, в непосредственном соседстве с аэропортом Бен-Гурион. В городе 50 тысяч жителей, в том числе 15 тысяч мусульман и 2 тысячи христиан (из которых три четверти православных). Население постоянно возрастает за счет новых еврейских иммигрантов из разных стран. Главными достопримечательностями города являются храм святого Георгия Победоносца (IV-VI вв.), мечеть, которая с XV столетия занимает западную часть храма, три старые маслобойни, в одной из которых сохранились остатки эпохи крестоносцев, и, наконец, мост через реку Дахер, построенный в том же XV в. из камней разобранной части того же храма. Город древний, впервые он упоминается в знаменитом «Перечне побед» фараона Тутмоса III в XV в. до Р.Х. Но письменные источники крайне скупы на его счет. В Ветхом Завете Лод назван лишь один раз – как один из городов колена Вениаминова (см. 1Пар. 8, 12 ). Подлинная история его начинается в евангельское время. Уже в первые годы существования апостольских общин возникает здесь церковь . Мы имеем об этом два свидетельства. Одно из них – рассказ книги Деяний апостольских об исцелении в Лидде апостолом Петром расслабленного Энея (см. Деян. 9, 32–35 ). Второе свидетельство – древнее предание о Лиддской чудотворной иконе. ...Апостолы Петр и Иоанн, проповедуя в городах, близких к Иерусалиму, основали и первую церковь в Лидде. Затем, отправившись в Иерусалим, они просили Пресвятую Богородицу прийти и благословить храм. Пречистая отвечала им: – Идите с миром: Я буду там с вами. Вернувшись в Лидду, апостолы увидели на одном из столпов храма не человеческими руками, но чудесным образом написанный лик Пресвятой Девы. С изумлением поклонились они нерукотворному образу и возблагодарили Бога. Вскоре после того приходила в город Сама Богоматерь и, увидев Свой образ на столпе, благословила его, даровав ему благодатную силу чудотворений. Праздник Лиддской иконе, перенесенной впоследствии в Рим, совершается в Православной Церкви 12 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Три луча из мандорлы в «Преображении» указывают на фаворский свет как энергию сущности, свойственную всем трем Лицам Святой Троицы. Но на новгородской иконе-таблетке «О Тебе радуется» вокруг Богородицы, сидящей на престоле, мы видим тоже сияние и даже звезды. И это не случайно. Во-первых, на коленях у Нее сидит Богомладенец Господь Иисус Христос, Царь Небесный. Во-вторых, Сама Богородица – честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим – Царица Небесная, и потому Царица, что Дева Мария – единственная во всем человечестве личность, которая полностью соединилась с Богом , которая не подлежит ни воскресению, ни суду. Именно это обстоятельство позволяет иконописцу изображать Матерь Божию в мандорле с соответствующим золотым сиянием. Осталось ответить на вопрос о динамике в связи с медальоном. Здесь надо обратить внимание на то, где он чаще всего помещался. Его можно встретить на той или иной стене храма, но чаще всего на сферических плоскостях: будь то подпружные арки (мозаики киевской Св. Софии) или цилиндрическое основание столба ( церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом). А что такое сферическая плоскость? Это плоскость, отличающаяся особенной активностью по отношению к смотрящему человеку: она или «обнимает» его – или заставляет зрителя обойти себя. Нередко, находясь даже на стене, медальоны располагаются в люнетах (новгородская ц. Спаса Преображения на Ильине), то есть опять-таки в ее наиболее «активной» геометрической части. Абсолютно закономерно в самом центре арки снизу – в шелыге – как правило, изображался крест. И тоже в медальоне. Крест осенял всех входящих и уходящих прихожан. Существует два вида медальона: просто круг, обрамленный кольцом иного цвета, и круг аля мандорла, с полосами синего цвета, утемняющимися к центру. Первый – это древний символ вечности, откровения и совершенства; в таком медальоне часто писали и Спаса-Эммануила на иконе «Богоматерь Знамение». Второй – несет в себе те же символические значения, но к ним добавляется динамический акцент, о котором мы говорили. Святой показан не просто пребывающим в царстве вечности (как в первом случае), а пребывающим в нем активно по отношению к молящемуся человеку.

http://azbyka.ru/o-mandorle

Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, — Этимасия, «Престол уготованный». Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С. Смирнова в своей представляется маловероятным. Св. Иоаким и Анна На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены Иоаким и Анна , родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв. образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг., базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.). Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения. Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать. Стиль Стилистические особенности живописи XII в. сказываются в иконе достаточно отчетливо: в эмоциональности ликов, в противопоставлении впадин и выступающих частей рельефа, в стилизации линий, в схематизме контуров фигур и линий драпировок, что особенно заметно в композиции на оборотной стороне. Этот схематизм формы, душевная открытость, выраженная в ликах, дали основание В.Н. Лазареву рассматривать икону как отражение местных, почвенных художественных традиций, в отличие от грекофильских течений, характерных для XII столетия.

http://pravmir.ru/novgorodskaya-ikona-bo...

– Получается уникальная работа: в стилистике, приближенной к XV веку, написаны не только Архангелы, но и люди, которых мы видели живыми, и образ Богоматери, изначально греческий. – Конечно, это всё равно стилистика нашего века, ведь творчеством преподобного Андрея Рублева мы только вдохновляемся. У нас нет задачи сделать имитацию икон XV века, ведь мы воспринимаем иконопись как живой язык, живое церковное искусство. Эскиз иконы «Все святые» для Знаменского храма – Давайте расскажем об иконографии образов Всех святых и Всех Московских святых, которые создает для Знаменского храма ваша мастерская. Она тоже необычна? – Иконописцы, которые пишут икону Всех святых, обычно ориентируются на образ, находящийся в Третьяковской галерее. Угодники Божии на нём разделены по чинам: мученики, святители, преподобные… Они предстоят перед Престолом Уготованным, над которым находится Деисусный чин: Спаситель с молящимися Ему Богородицей и Иоанном Предтечей. У нас эта иконография немного изменена. В центре вместо Престола Уготованного мы написали Богоматерь в окружении ангелов. Перед Ней на коленях стоят преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский – молитвенники за Россию. Вверху изображен Спаситель – Спас в силах, по сторонам от Него – предстоящие, как в Деисусном ряду иконостаса: Богородица, Иоанн Креститель, два Архангела… А ниже – святые по чинам. Также на этой иконе мы написали храм – символ Небесного Иерусалима, где пребывают святые. Получается, что мы соединили две иконографии: «О Тебе радуется» – прославление Пресвятой Богородицы и Собора всех святых. Таково было пожелание заказчика и воплощение этого пожелания, в поиске которого нам помог отец Лука. Замысел нашей иконы таков: вся Церковь земная предстоит Царю Небесному. Эскиз иконы «Собор московских святых» для Знаменского храма А на иконе Московских святых в центре находится изображение Владимирской иконы Божией Матери – этот образ Пречистой можно назвать сердцем всей русской святости. Ей и предстоят угодники Божии, которые несли свой подвиг в Первопрестольной с древних времен и до ХХ века: благоверный князь Даниил Московский, Царевич Димитрий, московские святители, блаженные, преподобные… Они тоже расположены по чинам святости.

http://pravoslavie.ru/153933.html

Преподобный Сергий на коленях, крестится двуперстно; фигура его изображена очень неудачно. За преподобным Сергием его ученик Михей, закрывающий своё лицо руками. Палаты. Икона XVIII века. 56. Икона с изображениями из акафиста Божий Матери Размер иконы: в. Фон её зелёный, поля коричневые. В центре, на особой доске (размер: в., фон жёлтый) представлено Знамение Богоматери; вверху – Господь Саваоф в восьмиугольной звезде; вписанной в нимбе в белых одеждах, руками благословляет двуперстно; кругом изображения Богоматери – как бы в ветвях родословного дерева. 9 пророков с хартиями своих пророчеств в руках, например, у Давида: « Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо», у Соломона: « Воскресни, Ги Бже мой, да вознесется», у Моисея: « Провидех купину огнем паля», у Даниила: « Прообразовах гора от неяже», у Исаии: « Провидехъ клещу божест.», у Аввакума: « Гору... я благодате Божию при.», у Илии: « Ревнуя поревнова по Госпо». Надписи на хартиях чёрные. « Двдъ», « Пророк Аввакум» белые, « Мр. у.» и « Хс.» золотые. Одежды пророков – одна зелёная, другая красная; у Богоматери верхняя одежда коричневая с белыми звёздочками, нижняя зелёная с золотыми поручами. У Спасителя – золотая. Иисус Христос десницей благословляет двуперстно. На полях иконы находим следующие изображения, – в верхнем поле, начиная слева от зрителя. 1) Вздувшееся море с высокими (до вершин гор) синими волнами, среди которых плывёт корабль с воинами; в воде барахтаются два человека: на гористом берегу (розовый с белым оттенком) святитель, опускает плат на воду: сзади стоят диаконы (юноши). За ними икона Богоматери на рукояти (в виде хоругви) и башня, в воротах которой воин стреляет из лука по направлению к морю. Под подобным изображением избавления Богоматерью Константинополя от врагов, и их потопления иногда бывает надпись: « Взбранной Воевод победительная, яко избавльшеся от злыхъ». 2 . Благовещение Богоматери, перевод у колодца. 3 . То же, обычный перевод. Пресвятая Дева восседает на табурете, ноги Её на подножии; правая рука простёрта в рассуждении, левая на колене.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Новый храм Почаевской Лавры спроектирован знаменитым академиком А. В. Щусевым, который является в области архитектуры тем же, кем явились в области живописи Васнецов и Нестеров. Он сумел так художественно возродить русскую старину, что когда любуешься этим собором с его башнею, величественным куполом, таинственными хорами и переходами, – как бы погружаешься в давно минувшие времена, когда Русь воистину была святою, когда она, начиная от палат великокняжеских, представляла собой огромный монастырь, живший по уставам Св. Церкви, строго соблюдавшей заветы преподобных отцов. Близким прототипом собора может служить и храм Антониева монастыря в Новгороде, хотя Троицкий собор и не копия его. Архитектура его проста: беленый куб, завершенный одной главой, с башней с запада (для входа на хоры) и апсидами с востока. Тяжелые монолитные стены имеют минимум украшений – лишь орнамент, выложенный из кирпича (кладка рельефом), проходящий поясом на высоте хоров и по барабану, да мозаика над тремя входами. С западной стороны – образ Почаевской Божией Матери, Которой поклоняются волынские святые, с северной – Новозаветная Троица с Голгофой в центре, с южной – образ Спаса Нерукотворенного, перед Которым склонились святые князья " . Почаевская Успенская лавра, в местечке Почаев, в 20 верстах от города Кременца, в 25 верстах от железнодорожной станции Рудня, в 8 верстах от австрийской границы, на высокой каменистой горе. Она основана, по мнению одних, в 1240 году иноками, искавшими убежище от нашествия Батыя в горах Почаева, по мнению других — в 1557 году! Ныне она занимает в числе других лавр четвертое место. Существует сказание, что Богоматерь явилась на горе Почаевской одному подвижнику, стоящею на камне, в столпе огненном. Под стопою Богоматери камень растаял, как воск, образовав вдавленный оттиск правой стопы Ее и источив воду живую. С того времени след стопы Богоматери является не оскудевающим источником чудес. В сей стопе Богоматери и по сие время находится никогда не истощающийся источник, прославившийся своею целебную силою. Стопа находится в Успенском соборе по правую руку от входа. Поклонники могут видеть стопу Богоматери, наклоняясь для этого в небольшое отверстие, устроенное у подножия стопочного ковчега, над самым целебоносным источником. Так как стопа находится под полом Храма, то прикладываться к ней нет возможности, почему поверху ковчега поклонникам предлагается для целования изображение стопы Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=07437

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010