08 В пророческом ряду должны быть пророки. Почему там еще и Богородица? Да, в четвертом ряду находятся ветхозаветные пророки от Моисея и до Малахии (что соответствует временному интервалу от выхода израильтян из Египта и практически до рождения Иисуса Христа). В руках они держат свитки с цитатами своих пророчеств о Христе. А вот в центре пророческого ряда помещается икона Божией Матери «Знамение» — как символ исполнения всех пророчеств. 09 Верхний ряд — праотцы. А кто это такие? В узком смысле праотцами называют предков Иисуса Христа по плоти. В более широком значении праотцы — это все святые праведники, жившие в эпоху Ветхого Завета и почитающиеся Церковью как исполнители воли Божией в Священной истории до рождения Спасителя. Праотеческий ряд иконостаса обычно формируют ветхозаветные святые от Адама до времен Моисея. Здесь часто помещаются изображения самого Адама, Евы, Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и других. В центре этого яруса обычно расположена икона Троицы в виде трех Ангелов, явившихся патриарху Аврааму. 10 А что находится на самом верху иконостаса? На самом верху иконостаса обычно находится крест или икона Распятия в форме креста. По сторонам креста могут располагаться иконы или изображения предстоящих Богоматери, Иоанна Богослова, иногда жен-мироносиц и сотника Лонгина. 11 Все ли современные иконостасы состоят из пяти ярусов? Нет, иконостасы могут иметь разное число рядов. В конце XVII века возникали иконостасы, которые могли иметь шестой и седьмой ярусы. Это ряд страстей апостольских с изображениями мученической кончины апостолов и ряд Страстей Христовых, иллюстрирующий историю осуждения и распятия Христа. Иконостасы в Греции и на Балканах имеют преимущественно по 3 ряда, да и в России некоторые ярусы часто опускаются (чаще всего праотеческий и пророческий). Большие многоярусные иконостасы можно встретить, как правило, в больших соборах и в древних исторических храмах. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/kto-est-kto-na-ikonostase...

Композиции средника и клейм изобилуют изображениями архитектуры, переданной с максимальной достоверностью так, что зритель без труда распознает очертания колокольни Ивана Великого, Спасской башня и Успенского собора Московского Кремля. Во второй половине XVII в., к 300-летней годовщине Куликовской победы, эту икону надставили внизу новой доской, на которой написали многофигурную лентообразную композицию «Сказание о Мамаевом побоище». Она развернута на приставной доске и разделена на два регистра. В верхнем широком регистре показаны сцены: слева сбор ратников со всей Руси в Москве, которая, так же как и в среднике иконы, выделяется документальным изображением памятников; в центре Куликовское сражение и поединок Пересвета с Челубеем; справа ставка хана Мамая и шествие татар к Куликову полю. В нижнем узком регистре помещены сюжеты: возвращение русских ратников домой, погребение погибших, бегство и гибель Мамая в Кафе. Все выше перечисленные компоненты ярославского извода указывают на расширение моленной и дидактической функции иконы и допустимость использования некоторых иконографий в качестве исторических документов, отражающих нравственное восприятие народом событий своего прошлого. В некоторых житийных изводах над головой святого Сергия Радонежского в центре верхнего горизонтального поля иконы помещали клеймо с образом Пресвятой Троицы, которое знаменовало об основании Свято-Троицкой обители, задуманной в качестве образца для жизнеустройства людей вообще. Примером может служить храмовый образ из Троице-Сергиева Варницкого монастыря второй половины XVII в. Один из самостоятельных иконографических сюжетов жития преп. Сергия «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами преп. Сергию Радонежскому» возник в Троице-Сергиевом монастыре и практически не видоизменялся. Вариации касались только присутствующих в композиции персонажей второго плана. Например, на пядничном образе из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (XVI в.) вместо Михея показан преемник преп. Сергия будущий преп. игумен Никон со свитком в руке, обозначающим духовное преемство. Оба подвижника изображены в молитвенном предстоянии Божией Матери, Которая благословляет опущенной вниз десницей, обещая тем самым покров и защиту Троицкой обители, а левую руку с открытой ладонью протягивает к преп. Сергию в знак его приятия. В верхней части иконы изображена Пресвятая Троица, осеняющая это событие. Нередко на таких изводах Богоматерь держит в руке игуменский посох, который в данном случае знаменует благословение Божией Матери преп. Сергия на игуменство по всей Русской земле - неустанное попечительство о России и молитвенное заступничество за ее народ.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

В пространстве храма господствует сверкающей белизной мраморный иконостас с величественным изображением Богоматери с младенцем над ним. Три отдельных иконостаса слиты в единую трехчастную композицию. Все три иконостаса, хотя и двухъярусные, но сравнительно невысокие. Ступенчатая форма иконостаса превращает его в подножие запрестольного образа Богоматери с младенцем – копию знаменитой композиции В.М.Васнецова Белая мраморная резная решетка отделяет солею от самого храма, акцентируя значительность предлагаемого пространства. Наряду с редко используемым в России каменным иконостасом белый цвет мраморной алтарной преграды дополнен золотом. Изыскано просты и выразительны позолоченные решетки перед царскими вратами центральной части иконостаса и приделов. Изящны и красивы гладкие позолоченные плоскости киотов на станах и столпах храма. Золотые паникадила своим цветом также символически напоминают, что Бог есть Свет. В храме 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых. Такого обилия изображений удалось добиться за счет уменьшения их размеров и группировки фигур по две. Огромная, являющаяся содержательным и композиционным ядром храма копия композиции Васнецова «Богоматерь Запрестольная» доходит до барабана купола. В своде купола представлен Богочеловек в окружении ангелов, серафимов и херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие. На стенах церкви представлены сюжеты Ветхого завета, между окнами купола – изображения пророков. В парусах купола трапезной помещены изображения евангелистов. Основание свода обрамляют изображения херувимов, а в центре свода помещено изображение Святого Духа. В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах помещены изображения святых, служивших Господу в земной жизни во имя жизни небесной. Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерской лавры, первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, митрополиты Московские Петр и Алексий, мученики князь Михаил и боярин Федор Черниговские, преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, святители Тихон Задонской и Димитрий Ростовский и многие другие святые, чтимые русской православной церковью.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Пимена...

Легкое бремя ( 4 ) Еженедельный литературно-художественный журнал «Перезвоны». Рига, 1926. Печ. по изд.: Зайцев Б. К. Голубая звезда. Повести и рассказы. Из воспоминаний/Сост. А. Романенко. М.: Моск. рабочий, 1989. Сердце Авраамия ( 5 ) Сб.: Зайцев Б. Странное путешествие (под названием «Богородица Умиление Сердец»). Печ. по изд.: Зайцев Б. Тихие зори. Мюнхен: Издательство Товарищества зарубежных писателей, 1961. Авраамий был крестьянином земли Ростовской.  – Преподобный Авраамий Чухломский (Галицкий) – ученик и постриженник Сергия Радонежского. Удалившись из Троице-Сергиевой обители для «подвигов веры» в земли Галицкого княжества (нынешней Костромской обл.), он основал здесь несколько монастырей (см. об этом ниже). …там основал монастырь Богородицы Умиления Сердец. – Авраамиев Новосзерский монастырь Успения Пресвятой Богородицы основан Авраамием в 1350 г. …опять заложил монастырь имени Пресвятой Девы.  – Имеется в виду Обитель Положения Пояса Богородицы – Великая Авраамиева Пустынь в 30 км от монастыря Успения. …построил еще монастырь, все во славу Пречистой.  – Авраамий построил в окрестностях Чухломы еще два монастыря: Собора Богоматери (Верхняя Авраамиева Пустынь) и Покрова Пресвятой Богородицы у Чухломского озера, где он и окончил свои дни 20 июля 1375 г. Правитель ( 6 ) Литературно-политический ежемесячник «Русская мысль». Париж, 1927. и в сб. «Странное путешествие» (печ. по этому изд.). На Михайлов день…  – День памяти Михаила Архангела, вождя небесного воинства, отмечается церковью 8 (21) ноября. Странник ( 7 ) Печ. по первому и единственному изд. в сб.: Зайцев Б. Странное путешествие. Notre Dame не дала отдыха.  – Нотр-Дам – Собор Парижской Богоматери, знаменитая достопримечательность столицы Франции. …жарятся на решетке св. Лаврентия.  – Святой мученик Лаврентий – архидиакон епископа Римского св. Сикста И; оба они в 258 г. стали жертвами гонений на христиан при императоре Валериане. Лаврентий был сожжен на железной решетке. …как за скачущим Филиппом у Веласкеса.  – Имеется в виду картина великого живописца Веласкеса (1599–1660) «Изгнание морисков из Испании в 1609 году», в центре которой – король Филипп 111 на коне.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

На Руси иконографический тип Богоматери на троне известен уже по чудотворному образу Киево-Печерского монастыря «Богоматерь Печерская» — с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Эта древняя схема использовалась и в иконах XVI века, например, «О Тебе радуется» (Успенский собор Московского Кремля) и «Богоматерь с Младенцем на престоле» (Государственный Русский музей), где монументальный престол заполняет почти все пространство иконы, его стены — ограда рая, а Богоматерь восседает на нем как Царица Небесная. Времена подъема духовной жизни, подлинного открытия Царства Божия, «приклоншегося земли», всежизненного приятия Откровения и дерзновенного обличения Невидимого и иконописи сменяются периодами упадка, утраты христологической перспективы жизни, смешения Царства Небесного с царством земным. В иконописи при этом утрачивается эпифаническая целостность языка, ослабевает христологическая символика. Впервые такое потрясение русская иконопись пережила на рубеже XVII—XVIII веков — во времена раскола, кризиса и искажения начал церковной жизни. Примером является икона «Азовской» Божией Матери, обретение которой связано с русско-турецкой войной 1735—1739 годов на Азовском море. Она датируется первой половиной XVIII века. На иконе в центре изображена Богоматерь Оранта с Младенцем на фоне двуглавого орла, герба Российской империи, и св. Георгий Победоносец, побивающий копьем змея, который символизирует Оггомаискую Порчу. По обе стороны от Богоматери — молитвенники за русскую землю, у ног Ее — русское воинство. В нижней части иконы изображены освобожденные и спасенные русские крепости и города на Азовском море. Яркая деталь композиции: лапы гербового орла из-за фигуры Богородицы словно преподносят Ей земные державу и скипетр. К этому же периоду относится, очевидно, и формирование Державного образа Божией Матери, где Она представлена сидящей на троне с Младенцем на коленях. На голове Ее корона, в руках — скипетр и держава. Иератическая застылость фигуры, тяжелый взгляд, жесткая симметрия композиции призваны восполнить утрату былого духовного величия. Не случайно предание помещает эту икону в Вознесенский женский монастырь Московского Кремля, а ее чудесное явление 2/15 марта 1917 года истолковывается как восприятие Богоматерью Верховной царской власти в день отречения от престола Николая II. Из «Дома Премудрости» Божья Матерь превращается в заместительницу дома Романовых. Знаменательно, что отсюда ведет свое начало небезызвестная секта «Богородичный центр», ныне именующая себя еще и как «Православная Церковь Божией Матери Державной».

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

СИМВОЛ ТРАДИЦИИ Один из уникальных экспонатов выставки - икона «Богоматерь Федоровская» - пожалуй, самый древний образ в костромской иконописи. Она была написана примерно в 1239 году по велению великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича. В тот год Ярослав приехал на великое княжение в разоренный татарами Владимир. Великокняжеская святыня, «Богоматерь Владимирская», была поругана: сорван дорогой оклад, частично испорчена живопись. Князь заказал иконописцам новый образ – это было одно из первых его распоряжений. Копия Владимирской Богоматери получила название «Федоровская», по-видимому, в честь Ярослава Всеволодовича, в крещении Федора (ему же это имя было дано в честь Федора Стратилата). Впоследствии сын Ярослава Всеволодовича, Василий Ярославич, унаследовав великое княжение, привез икону в Кострому. Кстати, в то время город оставался на позициях столицы. В 1272 году Василий Ярославич году вышел против татар с Федоровской иконой, памятуя опыт Андрея Боголюбского, и одержал безусловную победу. Образ начали почитать как покровительницу, защитницу и оплот города. С именем Федоровской Богоматери связана и боярская депутация к Михаилу Романову. Именно этой иконой новый царь был благословлен на царство. Позднее он приказал сделать богатый оклад, и ежегодно жертвовал на икону крупные суммы денег.  Икона  стала широко почитаться, появились многочисленные списки. Самой знаменитой стала «Богоматерь Федоровская с клеймами, или со сказаниями о чудесах», появление которой относят к XVII веку. На открывшейся выставке присутствует именно эта икона, кисти Гурия Никитина. Федоровская Богоматерь сияет в центре огромного выставочного зала. Это символ всей иконописной традиции Костромы. Расцвет, обретение собственного стиля, становление костромской школы пришлись именно на XVII век, и связаны с именем Гурия Никитина, его учеников и последователей. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП Пророк Илия На выставке представлено около ста икон, более двадцати – из собраний частных коллекционеров. Незадолго до открытия выставки в свет вышел фундаментальный труд - «Костромская икона». Устроители выставки говорят, что могли бы представить зрителям и большее число икон, однако, ради наглядности в хронологии решили сократить экспозицию. По словам Натальи Комашко, «хотелось показать, как развивалась иконопись. Ее рождение, становление, расцвет».

http://pravoslavie.ru/275.html

Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части — фигуры святых. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе — пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном — Престол уготованный, в южном — Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища — Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы. В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже — Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части — явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части — раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже — Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе — Вознесение Святого Креста. На северной стене — Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе — Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский. На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых указывает на тесную связь метеорского монастыря и Янины. Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Варл...

Файл 17702.jpg:   Размер: 601x779, 0.47 MPix, 139 Kb. Дата: 2012-06-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (248) , (19) . Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского " Файл 29226.jpg:   Размер: 2086x2667, 5.56 MPix, 4479 Kb. Дата: 2017-06-21, участник [ Milla ]. Рейтинг изображения: 3 (214) , (15) . Описание: Богоматерь Мирожская с предстоящими святыми Дамианом и Марией. Конец XVII - начало XVIII вв. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. Вертикальный размер: 125. Горизонтальный размер: 97. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " . Файл 34717.jpg:   Размер: 593x800, 0.47 MPix, 149 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (84) , (2) . Описание: Богоматерь Мирожская. Период создания: нач. ХХ в. Материал, техника: дерево (липа, масло, лак Размер: 36х29х2,5. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области " Музейное агентство " . Икона " Богоматерь Знамение " (Богородица Мирожская с деисусом). Композиция трехчастная по вертикале. В центре, в аркообразном среднике изображение Богоматери Знамение, полнофигурное. Богоматерь в зеленом хитоне и красном мафории. В верхней части арки поясное изображение Саваофа. Н[...] Файл 34720.jpg:   Размер: 671x800, 0.54 MPix, 108 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (109) , (2) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Мирожская яв. 6670 года сентября 2 дня. Икона «Богоматерь Мирожская». Вторая половина XVIII века. Материал, техника: дерево, паволока, левкас, темпера. 10,8 х 7,5 х 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

http://pravicon.com/icon-196

А в 1395 году по просьбе великого князя Василия I, который с войском стоял под Коломной, готовясь встретить Тамерлана, уже взявшего Елец и двигавшегося к Москве, митрополит Киприан с духовенством крестным ходом перенесли Владимирский образ в Москву, что, по преданию, и спасло город — Тамерлан безо всякой видимой причины развернул свои полки. После этого на Кучковом поле, на месте, где московское духовенство встречало икону, в честь этой встречи (сретения) был построен Сретенский монастырь (в XVII веке его перенесли на нынешнее место на Большой Лубянке) и установлено всероссийское празднование. Подробнее об этом читайте: В тот год на Русь надвигалась тьма, но случилось чудо: история Сретения Владимирской иконы Божией Матери В 1552 году накануне Казанского похода Иван Грозный молился перед Владимирской иконой, но в поход ее не взял — оставил в Москве как защитницу города. Перед ней венчались на царство русские цари, в чине Большого крестного хода ее выносили из Успенского собора как главную святыню. «Матушка Русь, законов которой никто не знает» В XVII веке знаменитый царский изограф Симон Ушаков создал композицию «Древо государства Российского», или «Похвала Богоматери Владимирской»: в центре в овальном медальоне изображена Богоматерь Владимирская, внизу — Московский Кремль; из недр Успенского собора прорастает древо, по сторонам от которого стоят Иван Калита и митрополит Петр, а в ветвях — медальоны с портретами царей, патриархов, митрополитов, царевен и царевичей, святых и блаженных, в руках у которых свитки с текстами акафиста, славящего Богородицу (с 1930 года эта икона хранится в Третьяковской галерее). Этот образ словно подтверждает мысль философа и публициста Василия Розанова о том, что «есть две России: одна — Россия видимостей, громада внешних форм с правильными очертаниями, ласкающими глаз; с событиями, определенно начавшимися, определенно оканчивающимися, — “Империя”, историю которой изображал Карамзин, разрабатывал Соловьев, законы которой кодифицировал Сперанский. И есть другая — “Святая Русь”, “матушка Русь”, законов которой никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями, конец которых непредвидим, начало безвестно: Россия живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия, в него вложенного».

http://foma.ru/vladimirskaja-ikona-bozhi...

начала XI вв. 528 и входит в состав иллюстрации к Предисловию Евангелия Ватиканской библиотеки (Valican, gr. 1156, f.242 r) третьей четверти XI в. 529 Семантика образа семи уснувших отроков нашла неожиданное – апотропеическое – осмысление в многочисленных изделиях мелкой пластики XI–XIV вв. – амулетах-змеевиках, где этот сюжет соседствует с изображениями многоголовых змей – Гилло 530 , св. Сисиния, которого почитали как спасителя от лихорадки, и Архангела Михаила – победителя нечистой силы, а также на литых или каменных образках рядом с Христом (главным образом, Эммануилом), Богородицей, св. Николаем, Дмитрием Солунским и другими 531 , располагающимися либо на оборотной стороне, либо в центре композиции. Как показывают исследования, изображения семи отроков на изделиях художественного ремесла имеют магическое значение: они должны были ограждать от злых духов и давать спасительную силу сна. При этом сам чудесный сон эфесских отроков становился элементом для сравнения, так же, как и в заклинательных мотивах. Так, надпись на знаменитом Суздальском змеевике XII в. содержит обращение к Христу о даровании неким Георгию и Христине «сна живого и мирного», как семи отрокам в Эфесе 532 . Подобным же образом в сербских и греческих молитвах «всем святым над всякой болезнью» нередко встречается магическое упоминание о семи отроках 533 . Присутствие на образках с семью отроками изображений Богоматери, Христа или наиболее почитаемых святых понятно из общего представления о них как о скорых помощниках и заступниках во всяких напастях. По мнению А. Грабара, в этих памятниках трудно разграничить культ христианских святых и функции магического оберега 534 . Иное значение придавалось, по всей видимости, изображению семи отроков в монументальном искусстве. Общая тема спасения, божественного покровительства здесь, несомненно, была очищена от магической подоплеки. Подчеркнуто догматическое выражение она нашла в рельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1230 г., где семь спящих отроков размещены в южном прясле главного – западного фасада. Ключевой фигурой фасада является Богоматерь-Влахернитисса над порталом. Тем самым на стенах храма понятным для прихожан языком была провозглашена одна из основных идей православия – идея спасения христиан, ставшего возможным через

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010