Здитово. Церковь Никиты мученика. Свято-Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Никитский храм села Здитово был построен в 1502 году. Это одна из старейших деревянных церквей на территории Беларуси. Она была построена Иоанном Гуриным в память его отца Никиты. Никита Гурин был воином Великого князя Литовского Александра Ягелончика, отличился в многочисленных боях за своего князя и государство, но в одном из боев погиб. В память и благодарность Никите, Александр Ягелончик даровал его наследнику Иоанну Здитово. Храм был перестроен в 1787 году в стиле барокко, в 1830 году был отреставрирован иконостас храма. Правительство Республики Беларусь внесло церковь в списки памятников, претендующих на включение в фонд Всемирного Наследия ЮНЕСКО. По материалам официального сайта pokrov-church.by Никитская церковь стоит на правом берегу Мухавца в окружении вековых деревьев. Её предшественницу срубили в далёком 1502-м году, а в 1787-м перестроили, после чего храм приобрёл черты барокко. Во время последующего ремонта, в 1830 году, в интерьере церкви появился новый иконостас. В центре деревянного одноярусного иконостаса расположены царские врата, которые выделяются сквозной деревянной резьбой. Над ними - икона " Тайная вечеря " , по сторонам две основные иконы: " Матерь Божья Одигитрия " и " Спас Пантократор " . Раньше в церкви хранилась написанная в 40-х годах XVI века на двух сосновых досках икона Богоматери Одигитрия Иерусалимская. Эта икона - одно из лучших произведений древнебелорусской живописи - в настоящее время находится в экспозиции музея древнебелорусской культуры при Национальной академии наук республики Беларусь. Деревня Здитово и Свято-Никитская церковь неразрывно связаны с предками знаменитого генерала Тадеуша Костюшко. До нас дошли сведения, что в XVI веке Здитовскую усадьбу арендовал Людвиг Костюшко. В Никитскую церковь ходили на службу представители не одного поколения прославленного рода. Также в Здитово много раз приезжал отец полководца Тадеуша Костюшко.

http://sobory.ru/article/?object=19554

Икона " Троица " святого Андрея Рублева. Фото А.Реутского 17 июня 2016 г. 15:10 В храм св. Николая в Толмачах на 4 дня принесена икона «Троица» святого Андрея Рублева В канун Троицкой Родительской субботы в храм святителя Николая в Толмачах на четыре дня из зала Древнерусского искусства XII-XVII веков Третьяковской галереи принесена самая знаменитая икона святого Андрея Рублева «Троица». Это событие традиционно повторяется уже много лет накануне праздника Пятидесятницы. Икона в храме размещена в специальной капсуле. До нее там постоянно находится икона Божией Матери «Иверская». К слову, это та самая «Иверская» икона, которая до революции находилась в часовне на Красной площади.  Икона «Троица» на это время по прежнему останется в экспозиции, т. к. храм святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее и открыт для посетителей музея во внебогослужебное время. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе " Святитель Николай " , " Сошествие Святого Духа на апостолов " , а также  заалтарные кресты, литургическая утварь. Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона " Богоматерь Владимирская " (XII век). Икона «Троица» будет находится в храме с 17 по 21 июня (21 июня ее вернут в зал Древнерусского искусства). Адрес: Малый Толмачевский переулок, 9. Справка Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву. 

http://e-vestnik.ru/church/ikona_sv_andr...

Новости 23 мая, 2013 РПУ и Паломнический центр Московского Патриархата заключили соглашение о сотрудничестве Соглашение предусматривает сотрудничество РПУ и Паломнического центра в деле развития паломничества, проведения курсов повышения квалификации для работников паломнической сферы, организации совместных конференций, семинаров, выставок. 23 мая, 2013 Патриарх Кирилл: Религиозное чувство вне истинной веры растрачивается на поклонение ложным кумирам И Православная Церковь хранит это правило веры. Человек — свободное существо, и свое религиозное чувство он может проявлять и, действительно, проявляет по-разному. Но очень важно, чтобы проявление этого чувства давало человеку возможность спасти себя. 23 мая, 2013 Патриарх Кирилл выразил соболезнования Бараку Обаме в связи со стихийным бедствием в Оклахоме Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования президенту Соединенных Штатов Америки Бараку Обаме в связи со стихийным бедствием в штате Оклахома. 23 мая, 2013 В культурном центре " Покровские ворота " пройдет презентация книги Ольги Юревич «Матушкины цветочки» В некотором смысле соавторы книги – все дети матушки Ольги и отца Андрея. И не только потому, что без них не было бы и книги: изрядная часть текста – это их речь, их сочинения и стихи. Иллюстрирована она детскими рисунками. 23 мая, 2013 Жители Новгородской области построили часовню, которая будет установлена на берегу Северного Ледовитого океана До 1930 года в Русском Устье действовала Богородицкая церковь, где хранилась особо почитаемая новгородцами икона Знамения Богоматери. В настоящее время ближайший от села православный храм находится в 80 километрах. 23 мая, 2013 23 мая, 2013 Патриарх Кирилл освятит памятник святителю Ермогену в Александровском саду В торжественной церемонии открытия примет участие Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил, который посетит с визитом Русскую Православную Церковь. 23 мая, 2013 Гей-парад в Киеве власти хотят запретить через суд Зарегистрировано более 500 обращений от граждан и общественных организаций с просьбой запретить проведение «Марша равенства», под которыми подписались более 10 тысяч человек, а также обращение от 61 народного депутата

http://pravmir.ru/category/news/page/444...

Складень. Мастер инок Амвросий. 1456 г. (СПГИХМЗ). Фрагмент происходил из рода Кучецких. В 1456 г. для троицкого игум. Вассиана исполнил трехстворчатый складень из орехового дерева в золотом ковчеге (СПГИАХМЗ. Разм. 10,7 ´ 7,5 ´ 1,5 см). В центральной части складня вырезано углубление для семиконечного Креста на Голгофе (не сохранился), по сторонам фигуры предстоящих - Богоматери и ап. Иоанна Богослова, вверху 2 летящих ангела. На поле в верхней части надпись: «Животворящи Крест Твоея благости его жа даровал...» На левой створке вырезаны 6 рельефов с изображением двунадесятых праздников: Сретения, Крещения, Распятия, Воскресения, Сошествия Св. Духа, Успения Богородицы (рельефы правой створки утрачены). Тончайшая сквозная резьба положена на гладкую золотую стенку ковчега т. о., что деревянные прорезные рельефы имеют золотой фон (или «свет»). Лицевая поверхность ковчега декорирована сканью своеобразной по стилю и по технике исполнения; отдельные ячейки скани были заполнены синей и красной мастикой (почти полностью утрачена); в центре створок выложены 2 четырехконечных креста. Золотая оправа, украшенная жемчужинами, с рельефным изображением Нерукотворного Спаса на оглавии является составной и неотделимой частью авторского замысла при создании иконы-складня. Очевидно, А. являлся не только резчиком по дереву, но и золотых дел мастером; об этом свидетельствует надпись, гравированная по боковым сторонам оправы, сообщающая о создании иконы-складня в Троице-Сергиевом мон-ре: «...сиа (и)кона делана въ Сергееве манастыре... рукою инока Амбросия». Предполагается, что А. также были исполнены семиконечный напрестольный крест 2-й пол. XV в. из орехового дерева с литым Распятием (СПГИАХМЗ. Разм. 3 ´ 18 см); круглая панагия 2-й пол. XV в. в серебряной золоченой сканной оправе, на створках к-рой вырезаны из дуба рельефы: Распятие, икона Божией Матери «Знамение», Св. Троица (СПГИАХМЗ. Разм. 5,6 ´ 4,2 см); а также серебряный золоченый ковчег-мощевик 1463 г. с гравированными изображениями апостолов Петра и Павла (СПГИАХМЗ. Разм. 15,3 ´ 11,4 см).

http://pravenc.ru/text/114374.html

Ярославль. Церковь Петра, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты Находится в Мукомольном переулке (бывш. Петромитрополитский), на территории закрытого мукомольного завода Построена в 1657 на средства купца Ефрема Лифантьева. Главный престол был освящён в честь Собора Божией Матери, на правой стороне алтаря был устроен холодный придел Андрея Первозванного, на левой - теплый во имя Св. Петра, митрополита Московского. В XVII в. Петромитрополитская церковь играла роль одной из основных высотных точек в низкой застройке левого берега Которосли между храмами Богоявления и Николы Мокрого. Это был первый по времени постройки каменный храм в большой и многолюдной Спасской ремесленной слободе Ярославля. Прихожанином церкви в 70-80-х г.г. XVIII в. был первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов. Первоначально сильно растянутый в поперечнике четверик храма завершался двумя каменными шатрами. Четверик был перекрыт тяжелым корытчатым сводом, опиравшимся на мощные стены толщиной до 2 м. Фундамент церкви со стороны Которосли был выложен из крупных валунов. К четверику примыкала обширная трапеза на четырех опорных столпах. К северному нефу, более широкому по сравнению с остальными, примыкала шатровая колокольня, а с западной стороны в трапезную вело высокое крыльцо. Декоративное убранство храма было чрезвычайно скромно. Углы основного четверика были обработаны лопатками, в верхней его части проходил узкий поясок поребрика и четыре ряда выпущенной кладки. Окна не имели наличников. Над верхними окнами находились небольшие ниши прямоугольной формы, в которых помещались иконные изображения: «Собор Богородицы» на южной стене и «Ярославские святые» на северной стене. Внутри храма в стенах и сводах было сделано 15 голосниковых отверстий, сближавших Петромитрополитскую церковь с храмами Ростова. Архитектура храма претерпела в XVIII-XIX в.в. значительные изменения. С 13 июня 1760 г. по 30 июня 1761 г. стены храма были украшены фресковой живописью. В работе над росписями принимали участие 7 ярославских мастеров: Афанасий Андреев Шустов, Михаил Алексеев Сопляков, Федор Илларионов Пототуев, Иван Никитин Горин, Федор Иванов Горин, Иван Степанов Сарафанников и Устим Никифоров Кружевников. В центре храмового свода в кругу находилось изображение Новозаветной Троицы, сцен Благовещения и Поклонения волхвов, на склонах - двунадесятых праздников, пророков и Богоматери «Знамение».

http://sobory.ru/article/?object=17897

Иконы Богоматери Богоматерь с младенцем. VI в. Музей им. Хоненко Церковь оказывает Богоматери чрезвычайное почитание (περδουλα), вознося Ее превыше всех святых и превыше небесной иерархии. Избранная Приснодева стоит в центре всей истории спасения. Действительно, Божественное Провидение, учитывающее свободную волю твари, не могло прийти к высшей своей точке – вочеловечению Сына Божия – без согласия Приснодевы осуществить в Себе тайну, сокровенную от век и от родов ( Кол.1:26 ), и стать, таким образом, Матерью Бога. Поэтому прп. Иоанн Дамаскин и говорит, что имя Богоматери (Θεοτκος) «составляет все таинство Домостроительства» 157 . Марологический догмат неотъемлем от христологии. Невозможно, как хотел Несторий, отрицать Богоматеринство Пресвятой Девы, не ущербляя тем самым догмата воплощения Божественной Ипостаси, Сына Приснодевы. Не отдельно умопредставляемая человеческая природа Христа, но сама Личность Сына Божия по человечеству родилась от Марии – от тварного существа, Духом Святым соделанного способным к принятию в утробе своей грядущее в мир Слово Божие. Имя «Богоматерь» выражает исключительность Ее отношения ко Второму Лицу Святой Троицы, отношение материнства, к которому Ее человеческая личность была призвана Божественным Избранием. Это особое положение в деле спасения, эта единственная роль в Боговоплощении не была лишь инструментальной функцией. Мария, «Матерь Иисусова» (ср.: Деян.1:14 ), осуществила эту уникальную связь со Своим Сыном в Своей святости. И святость эта не может быть ничем иным, как той «всесвятостью», той полнотой благодати, которая дана Церкви – продолжению прославленного человечества Христова. Но если Церковь еще ожидает наступления будущего века, то Богоматерь уже переступила грань этого вечного Царствия: единственное человеческое существо, всецело обоженное, начаток будущего обожения твари, Она рядом со Своим Сыном правит судьбами мира, еще развертывающимися во времени. Прославление Богоматери не может сравниваться с почитанием святых или ангелов. Многоразличные аспекты Ее славы, превосходящей все, что можно представить себе в земном мире, породили множество Ее икон, из которых мы здесь воспроизводим лишь некоторые основные типы. Икона Божией Матери Знамение

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Знаменитая, несохранившаяся до нашего времени церковь во имя  иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» находилась до революции близ Смоленского бульвара, на Новом Конюшенном дворе и  оставила названия местных Неопалимовских переулков. Она была первым и единственным в Москве храмом, освященным во имя этого образа Богоматери. Название иконы «Неопалимая Купина» произошло от библейского  сюжета о чудесном видении пророка Моисея горящего тернового куста - купины,  - охваченного пламенем и не сгорающего в огне. Из этого пламени он услышал Глас Божий, возвестивший ему о грядущем избавлении еврейского народа от египетского рабства (даже праздник иконы отмечается Церковью в один день с празднованием пророка Моисея). Такое  именование образа Богоматери символизирует Ее уподобление Неопалимой Купине, напоминая о Рождении Ею Богочеловека и о Ее Приснодевстве.  Пресвятая Богородица изображена на иконе окруженной пламенем, с Младенцем Христом,  в центре православной восьмиконечной звезды, образованной совмещением красного и зеленого квадратов-ромбов. Четыре зеленых конца-луча символизируют купину, терновый куст, сохранившую в огне свой зеленый цвет, четыре красных конца-луча – пламя горящей и неопалимой купины. На некоторых списках образа на концах лучей написаны буквы А.Д.А.М.  -  по древнему преданию, Архангелы составили имя первого человека от первых букв имен звезд, взятых Ими с четырех  сторон света. Архангел Михаил взял с востока букву «А» от имени восточной звезды «Анатоли», Архангел Гавриил - букву «Д» с запада от звезды «Дисис», Архангел Рафаил -  букву «А» от северной звезды «Арктос», и Архангел Уриил  - букву «М» от южной звезды «Месембрии».  Богоматерь как Царица Небесная изображена в центре иконы. В Руках у Нее лестница как символ и путь христианского спасения, и как символ  Пресвятой Богородицы, - Лествицы, по которой Бог сошел на землю, а человек восходит к Нему. И в ознаменование этого в четырех углах иконы символически изображены ветхозаветные пророчества о Воплощении Христа: видение Моисеем горящей купины, где в ее центре написана икона Богоматери «Знамение» с Младенцем в лоне, видение «врат» пророку Иезекиилю, знаменитое видение пророку Исаие Серафима с горящим углем, символом Христа, и «Корень Древа Иессеева». Последнее изображение символизирует пророчество Исайи: «вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое». По углам красного четырехугольника  изображены апокалиптические  символы святых Апостолов-Евангелистов – Ангел  (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк).

http://pravoslavie.ru/189.html

Икона Божией Матери «Неопалимая купина» Празднование 4/17 сентября Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси. Радуйся, Купина Неопалимая. Стихира на праздник Благовещения Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение. Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа. Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество. Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения. Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

http://pravoslavie.ru/1927.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иверская-Московская икона из часовни на Красной площади Заветную святыню древней русской столицы Москвы составляет Иверская икона Богоматери. Среди московских святынь есть иконы, имеющие за собой громадную давность, какова, например, знаменитая Владимирская икона, писанная, по преданию, при жизни Богоматери и с Самой Пречистой Девы евангелистом Лукой. Такую же давность имеют — гвоздь, послуживший при распятии Христа, и риза Христова. Иверская икона сравнительно совсем недавняя: она написана на Афоне и прислана в Москву при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке, так что по времени происхождения своего она является одной из самых недавних московских святынь. Но почитание ее чрезвычайно распространилось и укрепилось в московском населении, и нет другой святыни, которая настолько, так сказать, вошла бы в обиход Москвы, слилась с бытом ее жителей, как Иверская икона. Иверская часовня находится в средоточии московской жизни, в двух шагах от Кремлевских стен, от исторической Красной площади, самых многолюдных улиц шумной, торговой Москвы — Ильинки, Никольской, Кузнецкого Моста, около городской Думы, Охотного ряда, кормящего Москву, в центре всей хлопотливой деятельности торговой Москвы. С раннего утра до позднего вечера вы увидите всходящий по чугунным плитам во внутрь заповедной часовни московский народ всех слоев. Многие представители крупных московских фирм не начнут торгового дня, не побывав у Иверской. Редкий учащийся не зайдет к ней перед экзаменами; и незадолго до того хваставший своим неверием юнец в гимназической или студенческой форме с трепетом и надеждой вперяет просящие глаза в потемневший лик... Сколько тут произнесено молитв, сколько излито скорбей! Поколения рождаются, проходят со всей своей разнообразной жизнью пред этой московской святыней, скрываются в могилы. Их дети, их внуки, их правнуки стоят пред старым ликом, как стояли отцы, деды и прадеды — и все так же неизменный, всеслышащий лик Богоматери на старой доске склоняет венчанную короной небес главу к этим детям земли с их нескончаемой повестью страданий и нужд, к неслышному воплю утомленных сердец и затаенных надежд.

http://pravicon.com/info-517

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Сурдегская из книги Е. Поселянина Сурдегская икона Богоматери находится в Свято-Духовском мужском монастыре, который также называется Сурдегским от местечка Сурдеги. Он расположен в Вилькомирском уезде Ковенской губернии, в 35 верстах от города Поневежа, в центре проживающей в Литовском крае жмуди. Этот окруженный лесами и бедными деревнями монастырь служит для нас древнейшим памятником православия в Литовском крае: в продолжение нескольких веков он переживал все смуты и гонения, но не поддался никаким проискам латинян. Самые ранние исторические известия о Сурдегском монастыре относятся к 1510 году, когда знатный православный помещик Богдан Шиш-Ставецкий построил в этом крае церковь. Через 20 лет, т. е. в 1530 году, невдалеке от обветшавшей уже церкви явилась над ключом воды икона Пресвятой Богородицы. Это чудесное явление возбудило благочестивую ревность в помещике Алексее Феодоровиче, по прозванию Владыка. На месте обретения он выстроил другую церковь, во имя св. Троицы. Наконец, в 1550 году возле этой церкви был основан монастырь. Основала его владелица сурдегского поместья Анна Шишанка-Ставецкая и обеспечила его дальнейшее существование большими угодьями. Сурдегская обитель, несмотря на то, что было время господства униатов, осталась вместе с хранимой в ней святой иконой в руках православных. Неоднократно латиняне захватывали монастырские имения, разгоняли монахов и сделали даже попытку завладеть чудотворной иконой. Предание говорит, что Сурдегская икона Богоматери была уже привезена в Трашкунский католический монастырь бернардинов. Однако, как только ее внесли в костел, лик Богоматери на иконе тотчас же стал невидим для народа, а у похитителей перекосило челюсти. Бернардинский настоятель, вразумленный этими знамениями, немедленно с крестным ходом возвратил чудотворную икону в Сурдегский монастырь. Во время крестного хода в Сурдегскую обитель один католик, раздраженный неудачей, с фанатической злобой против чудотворной иконы громко сказал:

http://pravicon.com/info-1396

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010