Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Древо Пресвятой Богородицы (Горний Иерусалим) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы Источник: PRAVICON.COM " Древо Богородицы " - изображение наиболее чтимых икон Божией Матери в виде медальонов на ветвях символического дерева вокруг иконы Рождества Христова. Данную икону не следует путать с иконой " Древо Иессеево " (http://pravicon.com/icon-98), где на похожем дереве изображена родословная Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы. Икону " Древо Богородицы " еще называют " Горний Иерусалим " , поскольку у самого основания дерева изображен в легкой белой дымке город, над которым имеется надпись – «Горний Иерусалим». Выше кроны дерева находится икона Троица (http://pravicon.com/icon-436). В центре изображена икона Рождество Христово (http://pravicon.com/icon-417). На ветвях, сверху-вних, по строкам слева-направо, расположены следующие иконы Богоматери: Иверская http://pravicon.com/icon-126 Достойно есть http://pravicon.com/icon-97 Смоленская http://pravicon.com/icon-234 Почаевская http://pravicon.com/icon-267 Казанская http://pravicon.com/icon-137 Донская http://pravicon.com/icon-96 Ч[...] Описание иконы Горний Иерусалим Источник: Сайт azbyka.ru Несколько лет назад в церковных лавках появилась необычная икона. На золотистом фоне изображено цветущее дерево, на ветвях которого, словно плоды, размещены иконы Пресвятой Богородицы. При внимательном рассмотрении замечаешь, что все иконы чудотворные, относятся ко всем трем известным типам иконографии. У основания ветвей на стволе помещена икона Божьей Матери «Владимирская». Чуть выше, по обеим сторонам ствола, на ветвях две иконы «Знамение» и далее, по правую сторону вверх, размещены иконы типа «Одигитрия», по левую – «Умиление». Выше кроны дерева находится икона «Троица». На стволе, в центре, – «Рождество Христово». У самого основания дерева изображен в легкой дымке белый город, над которым надпись – «Горний Иерусалим». По словам диакона Алексия Степанова, клирика Благовещенского собора г. Павлодара (21.02.2009), «смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного дерева, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Ви[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-569

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сколько рядов должно быть в русском иконостасе? 1 мин., 25.09.2021 Классический высокий иконостас — пятиярусный. В местном ряду обязательно помещают образы Христа, Богоматери, храмовую икону. Выше находится деисусный чин, где Спасителю предстоят святые в молении. Третий ряд с иконами главных праздников так и называется — праздничный. Четвертый чин — пророческий, с ветхозаветными праведниками, обращенными к иконе Божией Матери «Знамение». Верхний чин — праотеческий, с иконой Святой Троицы в центре. Обычно мы встречаем в храмах иконостасы в три-пять рядов. Но есть алтарные преграды, которые насчитывают шесть, семь и даже девять ярусов. Поражающие своей высотой иконостасы появились ближе к концу XVII века, когда Большой Московский Собор постановил помещать в них «страсти Спаса нашего Иисуса Христа» и венчать Распятием. Так из праздничного чина выделился отдельный ряд. Он посвящен последним дням земной жизни Христа — от «Предательства Иуды» до «Положения во гроб». Страстным чином с «Распятием» в центре обычно завершали иконостас. Страстной ряд стал шестым. Откуда же взялись огромные иконостасы в девять ярусов? Циклы начали делить, чтобы уместить все сюжеты. Тем более что к изображению Страстей Христовых добавились сцены апостольских страданий. Например, во Введенском соборе Сольвычегодска сохранился пышный иконостас. В нем помещаются и два ряда праздников, и страстной чин. «Снятие со креста» и «Положение во гроб» мастера вынесли в навершие, по сторонам от «Распятия». Встречается также ряд с образами серафимов и херувимов. А еще Большой Московский Собор запретил прихожанам приносить на богослужение свои иконы. Но их можно было пожертвовать церкви. Так над местным чином появился пядничный ряд — высотой «в пядь» (около 20 см). Пядничные иконы называли также «штилистовыми», потому что на их золочение уходило ровно шесть листов сусального золота. Фотографии: depositphotos.com Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/skolko-rjadov-dolzhno-byt...

Состоялся визит Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в Аргентину 26 апреля 2023 г. 12:52 21-25 апреля 2023 года состоялся визит Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Николая в Аргентину. По благословению митрополита Николая для поклонения верующих в страну была принесена главная святыня Русского Зарубежья — чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». В последний раз чудотворный образ пребывал в Южно-Американская епархия  в 2004 году, а последний визит Первоиерарха РПЦЗ состоялся в 2010 году. В аэропорту Буэнос-Айреса Его Высокопреосвященство встречали епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн и епископ Аргентинский и Южно-Американский Леонид . 22-23 апреля в кафедральном соборе Воскресения Христова в Буэнос-Айресе молитвенно отметили престольный праздник. Торжества возглавил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай. 23 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, за Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Центральноамериканский Кирилл ( Сербская Православная Церковь ), епископ Аргентинский и Южно-Американский Леонид, представители духовенства, сопровождавшие иерархов, клирики Южно-Американской епархии.   Богослужебные песнопения исполнил сводный хор двух русских кафедральных соборов Буэнос-Айреса. На малом входе ключарь Воскресенского собора иерей Борис Гладышев был награжден правом ношения набедренника и камилавки. Митрополит Николай передал в дар Южно-Американской епархии точную копию чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», написанную в г. Курске. По окончании Литургии духовенство и почетные гости епархии приняли участие в праздничной трапезе, которая состоялась в Морском центре. Туда же для поклонения верующих был принесен чудотворный образ Богоматери. 24 апреля Первоиерарх РПЦЗ в сопровождении епископа Иоанна и членов делегации РПЦЗ посетил кафедральный собор Сербской Православной Церкви в Буэнос-Айресе. Митрополита Николая тепло принял епископ Кирилл. 25 апреля, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Первоиерарх помолился за Божественной литургией в Воскресенском кафедральном соборе Буэнос-Айреса и почтил память почивших архипастырей, подвизавшихся на этой кафедре, покойных священнослужителей и других усопших. Вечером Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви отбыл в Нью-Йорк. По материалам официального сайта РПЦЗ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6022272.ht...

Описание иконы Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы (Горний Иерусалим) " Древо Богородицы " - изображение наиболее чтимых икон Божией Матери в виде медальонов на ветвях символического дерева вокруг иконы Рождества Христова. Данную икону не следует путать с иконой " Древо Иессеево " (http://pravicon.com/icon-98), где на похожем дереве изображена родословная Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы. Икону " Древо Богородицы " еще называют " Горний Иерусалим " , поскольку у самого основания дерева изображен в легкой белой дымке город, над которым имеется надпись – «Горний Иерусалим». Выше кроны дерева находится икона Троица (http://pravicon.com/icon-436). В центре изображена икона Рождество Христово (http://pravicon.com/icon-417). На ветвях, сверху-вних, по строкам слева-направо, расположены следующие иконы Богоматери: Иверская http://pravicon.com/icon-126 Достойно есть http://pravicon.com/icon-97 Смоленская http://pravicon.com/icon-234 Почаевская http://pravicon.com/icon-267 Казанская http://pravicon.com/icon-137 Донская http://pravicon.com/icon-96 Черниговская http://pravicon.com/icon-134 или http://pravicon.com/icon-354 Феодоровская http://pravicon.com/icon-342 Скоропослушница http://pravicon.com/icon-297 Млекопитательница http://pravicon.com/icon-198 Тихвинская http://pravicon.com/icon-317 Утоли моя печали http://pravicon.com/icon-341 Неупиваемая Чаша http://pravicon.com/icon-210 Знамение http://pravicon.com/icon-117 Владимирская http://pravicon.com/icon-58 Источник: PRAVICON.COM Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-02-02. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы (Горний Иерусалим) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-727

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (175) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-09-17) Происхождение изображения: Загружено 2018-09-17, анонимно. Описание: Взятие Азова. Неизвестный художник. После 1702 г. Холст, масло. 113 х 85. Пост. в 1918 из Ратной палаты в Детском (Царском) Селе. Государственный Русский музей. Измененное воспроизведение гравюры Леонтия Тарасевича (ум.после 1703) на фронтисписе книги «Патерик или Отечник Печерский» (1702, типография Киево-Печерской лавры) (Ровинский. Т. III. Стлб. 1657. 461). В сравнении с гравюрой, наряду с киево-печерскими святыми, введены московские, городской пейзаж изображен схематично, тогда как в гравюре видны падающие минареты с полумесяцами. В центре — двуглавый орел, на нем фигура Богоматери с Младенцем (тип иконы «Знамение»). Крылья орла расположены за спиной Богоматери, над ней текст из Апокалипсиса: «И дана быша жене два крыла орла великаго» (Откр. 12, 14) и «Знамение множества мира». Ниже: «Здевселюся яко изволих». Вверху — Бог Отец, окруженный херувимами, с оливковой ветвью в руке. Над ним надписи: «Бог Отец», «Господь благословит люди своя миром», «На земли мир, в человецех благоволение». Ниже изображение Святого Духа в виде голубя с надписью: «Мир мой даю вам». По бокам помещены святые покровители царской семьи (апостол Петр и св. Алексий человек Божий). Из уст Петра выходит свиток с надписью: «Благодать и мир да умножатся им»; св. Алексия: «Да будет мир мног любящему закон Твой». Ниже на облаках размещены: слева — киево-печерские святые (св. Антоний и Феодосий Печерские и два других без имени); справа — московские (св. Алексий митрополит Московский, св. Сергий, Никон и Кирилл Радонежские). Вокруг оливковых ветвей надписи: «Буди мир в силе твоей», «В мире воздежите руки ваша и благословите». В нижнем ряду — конный портрет Петра, портреты царевича Алексея и Б. П. Шереметева, с лицом которого изображен и св. Георгий Победоносец (без нимба), поражающий дракона, символизирующего Турцию. Небесный гнев (молния, исходящая из державы, в лапе орла) поражает льва, символ Швеции. Под двуглавым орлом надпись: «Попереши льва и змия» (Пс. 90). Петр на коне изображен с воздетыми руками, как священник в момент богослужения. От его уст исходит надпись: «Благодарение Богу, давшему нам победу». Внизу слева и справа неточные цитаты из Апокалипсиса и Евангелия: «Паде, паде град великий Вавилон» (Откр. 14, 8); «Азов»; «И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, низверженеси» «кизикермен» (в Евангелии — «до ада низвергнешся» — Мф. 11, 23). Существует тип икон, в целом повторяющих данную композицию, так называемая Богоматерь Азовская. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Азовская " .

http://pravicon.com/image-32665

Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4 ´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7 ´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

http://pravenc.ru/text/154327.html

Здесь располагаются молящиеся. В древней Церкви был обычай мужчинам стоять справа, а женщинам – слева от входа. Это правило сохраняется до сих пор во многих монастырях. В приходских же храмах никаких особых правил кому и как становиться не существует. Человек просто встает там, где ему нравится. Иконостас «Иконостас, – пишет священник Павел Флоренский 3 , – есть граница между миром видимым и миром невидимым». В своей классической форме иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных крестом. Верхний ряд – праотеческий, в лице ветхозаветных праотцов представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого яруса изображается Святая Троица – явление Аврааму у дуба Мамврийского. Ниже – пророческий ряд, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков. В центре ряда помещается изображение Богородицы «Знамение» с Богомладенцем во чреве – предмет предсказаний и чаяний пророков. Следующий ярус – праздничный. Здесь расположены иконы двенадцати главных православных праздников, так называемых «двунадесятых». Ниже располагается ряд иконостаса, который называют деисисным 4 . Это изображение Божией Матери, Иоанна Крестителя, архангелов, апостолов, святителей, мучеников, которые молитвенно обращены к центральному образу Христа Спасителя. Этот ряд является центральной и главной частью иконостаса. Основная его тема – моление всей полноты Церкви о мире и спасении. Самый нижний ряд – местный. Он называется так потому, что в нем есть местная (храмовая) икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого построен храм. В середине местного ряда находятся Царские врата. Обычно на них изображают иконы евангелистов и Благовещения. По обеим сторонам от Царских врат помещаются иконы Спасителя и, налево от молящихся, Богоматери с Младенцем. Слева и справа от Царских врат находятся соответственно северные и южные врата. На них принято изображать архангелов или святых архидиаконов, так как чаще всего ими пользуются диаконы, и они иногда так и называются – «диаконские» врата.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Замосквореченский сад с Софийской церковью нес в себе и другой величайший образ. В христианстве цветение есть символ Божественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. На Руси же сад назывался Раем, в осмыслении этой христианской истины, и московский Государев Сад был символом Рая Небесного, Райского сада, а Москва-река — образом Реки Жизни в Граде Божием, описанной в Откровении Иоанна Богослова. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов». Действительно, с двух сторон по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады: в Кремле были великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Все это представляло его прообразом Райского сада, а через Софийскую церковь — образом пребывавших в нем Христа и Богоматери. Царицын луг считают и символом посвящения Богоматери всей Москвы, а с ней — и Русской земли. В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь — он сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик, первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. На петровском характере застройки местности сказывалась близость реки, необходимой для раннего фабричного производства, поэтому зареченская территория ценилась, что называется, на вес золота и была отдана под государевы промышленные нужды. Прихожанами церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика, жившая в ту пору на Софийской набережной. А с 1752 года в ее приходе находился дом промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова. В Петербурге же Анна Иоанновна пожаловала ему дом на Английской набережной, что было адекватно по степени почетности. В том же XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позднее упраздненный. Храм еще перестраивали после 1784 года, а в самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной.

http://pravoslavie.ru/352.html

Местные образа Спаса Вседержителя и Успения Пресвятой Богородицы - самые ранние иконы храма (XVII в). Образ " Успения Богоматери " представляет развёрнутую иконографию: в верхней части иконы изображены апостолы, которые были перенесены по повелению Божиему " на облацех " , чтобы почтить Пресвятую Деву ( " облачное Успение " ). Икона Богоматери " Всех скорбящих Радость " в местном ряду иконостаса сауровского храма - образец позднего, но весьма торжественного иконографического извода конца XIX века: Богоматерь изображена в центре со скипетром в руках, внизу живописная группа людей с ангелами, один из которых церемониальным жестом указывает на Богородицу, другой указывает " скорбящих " тканью. Вверху, за антаблементом, располагаются иконы пророков и праотцев на больших прямоугольных досках, а также семь круглых икон с сюжетами Страстного цикла, объединённые полукруглым образом Распятия. А весь этот цикл, да и весь иконостас в целом венчает икона Воскресения. Теперь рассмотрим южный и северный иконостасы. Предполагают, что северный и южный иконостасы установлены после 1870 года. Придельные трёхъярусные алтарные преграды декорированы в духе эклектики, с элементами псевдорусского стиля. Иконостасы приделов, их конструкции и убранство схожи. Над Царскими вратами - сени в виде своеобразного балдахина с кистями. Диаконские двери расположены не зеркально, т. к. дверца южного иконостаса находится на " завороте " иконостаса - сбоку. Ряды имеют килевидные завершения, напоминающие кокошники; в каждом из ярусов - лепные головки ангелов. Верхний ярус украшен свисающими характерными для стиля ампир изысканными гирляндами. Царские врата Никольского и Ильинского приделов благодаря их художественному решению являются украшением этих иконостасов: Богоматерь с Архангелом Гавриилом на вратах в композиции Благовещения расположены в киотцах, напоминающих кокошники, которые установлены на резных столбиках. Местная икона Спаса Смоленского с припадающими Сергием и Варлаамом точно представляет данную иконографию, восходящую к истории чуда 1521 года при нашествии Махмет-Гирея. Справа в иконостасе почитаемая икона свт. Николая в сплошном серебряном окладе с шестью клеймами жития, расположенными вверху и внизу иконы: четыре из них посвящены житию святого (Рождество, " чудо в купели " , " поставление во епископа " и Успение) и два - наиболее известным чудесам святителя. Оформление клейм арочками делает икону торжественной и выразительной, что вторит подобному убранству Царских врат придела и иконостаса в целом. Иконные чины иконостасов венчаются образом Страшного Суда в северном приделе и Знамением - в южном. Иконы овальной формы, укреплённые над Деисусом, смягчают абрис иконостаса; интересен выбор этих образов для придела святителя Николая: апостолы Симон Зилот и Иуда, брат Господень.

http://sobory.ru/article/?object=00570

Над второй аркой написан Спас на престоле, слева от него - Богоматерь, справа - Иоанн Предтеча, а по сторонам - по три коленопреклоненных фигуры святых в голубых, зеленых, охристых, коричневых одеяниях. На арке - Троица в виде трех погрудных изображений ангелов в медальонах. Абрис голов, их наклон и поворот, цветовое решение одеяний (голубое, коричневое, зеленое) указывают на то, что трактовка этих фигур восходит к " классическим " образцам, берущим свое начало от " Троицы " Рублева. Ниже, на лопатках, размещены две фигуры апостолов в рост с книгами в руках. Над первой аркой правых ворот, в центре, изображена Богоматерь Знамение, по сторонам - обращенные к ней ростовские чудотворцы в коричневых монашеских мантиях, белых клобуках и белых крещатых омофорах. На арке, в центральном медальоне помещено изображение Иисуса Христа, на восточном склоне арки - Исидора Блаженного (ростовского чудотворца), на западном склоне - Иринарха (борисоглебского чудотворца). Фрески этой арки арки имеют красноватый колорит, отличный от колорита всех остальных композиций, где превалирует золотистый цвет охры. Изменение колорита росписи произошло в результате сильного пожара - под воздействие огня золотистая охра переродилась в охру красную, изменились и некоторые другие краски. Со стороны монастырского двора над аркой этих же ворот находится фреска с изображением Иисуса Христа на престоле с раскрытой книгой в левой руке. По сторонам от него - царь Давид в белой царской мантии и короне на голове, первосвященник Мельхиседек, князья Борис и Глеб. В нижней части точно так же, как и во всех предыдущих композициях, изображены две припадающие к ногам Иисуса Христа фигуры монахов со свитками в руках. Это, надо полагать (надписи не сохранились), основатели монастыря Федор и Павел. По своему колористическому строю эта композиция производит наиболее сильное впечатление. Превосходны здесь фигуры в зеленых, голубых, коричневых, белых одеяниях. Кое-где на одеждах видны слабые следы орнамента, который, несомненно, еще больше обогащал колорит этой фрески. В центральном медальоне арки изображен Спас " Благое молчание " , а на ее левом и правом склонах - два московских святителя - митрополиты Петр и Алексей в митрах с белыми опушками и в белых крещатых омофорах. Ниже, на лопатках, помещены погрудные изображения еще двух неизвестных митрополитов. Надписи здесь также, как и краски на одеждах, почти полностью утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=05675

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010