В центре купола нефа изображен Вседержитель, окруженный ангельскими силами и Богоматерью, а ниже - пятнадцать пророков. В основе купола, между двумя восточными треугольниками, представлено Благовещение. В центре сцены Богородица и архангелы. Восточную стену занимают фигуры святых Анании, Азарии и Мисаила, а также праотцов. На западной стороне северной колонны - Мольба Богоматери и Предтеча. На северной стороне колонны изображены Христос, святой Зосима, а на южной - святой Ефрем Сирин, Гостеприимство Авраама. На внутренней стороне арки, которую поддерживают две колонны, изображены фигуры святых, среди которых Матфей, Варнава, Тимофей, Агафий, Кириак, Варвара, Ирина, Адриан, Наталья, Елизавета и пророк Захария. На южной стене - Моление о чаше, Предательство Иуды, ниже Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Суд синедриона и Отречение Петра. Ниже пояс с фигурами мучеников: Святые Косма и Дамиан, Пантелеимон, Нестор, а также архангел Михаил. В центральной части западной стены изображена одна из самых монументальных сцен Собора - Успение Богородицы. Поясом ниже - Суд Пилата, Раскаяние и повешение Иуды. Еще ниже поясом - Святые Константин и Елена, Феодосий Великий, Савва Освященный, Евфимий, Антоний, а также архангел Гавриил. На северной стене изображены сцены Стража у Гроба, Воскресение и Камень. Ниже - Собрание архиереев и фарисеев, Умывание Пилата, Бичевание и Высмеивание, фигуры Георгия Каппадока, Тропеуха, Димитрия Великого Дукса и Мировлита, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Евстафия, Иакова Персянин и Мины. Живопись нефа Собора Святой Троицы отличается яркостью красок, чрезвычайным разнообразием тем и их композицией на относительно небольших поверхностях. Живописцы Иоанн Ризос и Афанасий, представители «Критской школы», создали легкие, гармоничные и хорошо спланированные образы, при этом очень подробно переданы выражения лиц, прорисованы детали наряда и т. д. Основной храм Иконопись основного храма, согласно надписи на западной стене, над южной аркой, была осуществлена при митрополите Стагоне Феофане, при содействии игумена обители Парфения, иеромонаха Яника, иерея Стефана, иеромонаха Даниила, на средства братьев Яна и Анастасия Макри в 1741 году. Иконопись была выполнена двумя братьями священниками Антонием и Николаем.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Пищи же употребляют весьма мало. Всегда бывает в простые дни одна пища вареная и каждому своя чаша, другая – что-либо из овощей, или соленые маслины, или иное что. Иногда поставляют вино, но мало кто его пьет, и то пополам с водою. В понедельник, среду и пяток всегда бывает одна трапеза, и то сухоядение; во вторник и четверток – с деревянным маслом, в субботу же и неделю иногда подают и сыр (козий) соленый. Млека же и коровьего масла никогда не бывает. С маслом готовят только два дня на сырной неделе, два дня на Пасхе, рыбу же вкушают в великие праздники, когда бывает бдение; квасу же не знают, какой он. Егда же не бывает вина, то пьют воду; в кельях же своих ничего не имеют – ниже воды, ниже чем украшают, ниже когда светильника вжигают, ниже лампады, ниже кто может запирать келью, егда изыдет на послушание, ниже когда нагревают, да и печей нету (только некоторые русские себе подклали). В келье каждый имеет только нужную одежду, постель, одну икону, одну книгу для чтения, и то не каждый, да и времени не имеется, когда читать; чтение бывает больше в церкви, и на трапезе, и на общем послушании; в келье же больше занимаются поклонами. Церковное же правило такое: к вечерне со всех послушаний сходятся в монастырь; которые далеко, те там читают, и строго от игумена наказано, чтобы церковного правила отнюдь не оставлять, потому что монаху настоящее послушание есть молитва , а прочее послушание есть поделие только ради скуки и уныния, и потому к вечерне все поспевают в монастырь». 623 2. Эпоха игумена Макария (Сушкина) В 1850 г. на Афон прибыл Михаил Иванович Сушкин (1821–1889), будущий игумен Макарий. Он был из тульских купцов, из богатой и весьма известной в России семьи Сушкиных. В 30 лет принял постриг против воли отца, 2 ноября 1851 г. он прибыл в Пантелеймонов монастырь. На Святой Горе он заболел, был близок к смерти и по святогорскому обычаю, как умирающий, пострижен в схиму. В 1856 г. о. Макарий был рукоположен во иеромонаха и получил послушание помогать о. Иерониму управлять русской общиной Пантелеимоновского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот как об этом говорит Типикон: " Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех и молитве умыслиша святии отцы, и Церкви устав предаша: но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Темже, елико вас хотяй кто святых отец предания хранити и во святей церкви благочинно управити молитву и поклоны: аще ли предстоятель, да не нерадит ни мало о сих; аще ли причетник, или людянин, да внимает: ид еже Написано великий поклон, да творит великий неспешно, по изглаголании святыя молитвы, со страхом Божиим. А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон, и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклоны. И не якоже нецыи, не покоряющеся святых отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин наполняет преданных от отец поклонов: ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя своя поклоны, тако и модитву святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчестных поклонов, и от безумнаго моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти. Страшно, обаче реку, да не неведуще отеческаго утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в Православную Неделю святаго Поста, соборное святаго седмаго Вселенскаго собора сице: вся, кроме церковнаго предания, и учения, и изображения святых и приснопамятных отец, обновляемая или посем содеянная, анафема. Речем и о святей всем единей молитве, яже в церковном таинстве лежит, отнележе речет священник славословие, глаголет: " Миром Господу помолимся " . С миром да молим Господа, и да просим, кую молитву творити, якоже подобает, не вемы, и да не многословим, научает нас оным, имже подобает о молитве, и первое нраву, яко в мире подобает молитися.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1370...

Сице убо имам и мудрствую, якоже вкратце рещи о святей и единосущней и нераздельней Троице. Такожде верую и исповедую ражаемаго безначальне и присносущне Сына и Бога Слова от безначальнаго Бога и Отца, благоволением Отчимь и осенением святаго Духа зачята бывша в пречистых ложеснах пресвятыя и приснодевы Марии Божии Матери, происшедша из нея с приятою от пречистых кровей ея плотию святою своею, человека совершенна и Бога совершенна Того же, в едином ипостаси и в двою естеству и действех и волях и суща и веруема, ниже божеству Его в человечество преложившуся, ниже человечеству в божество пременившуся. Такожде верую и исповедую Того же нашего ради спасения и крест и страсть и смерть и тридневное погребение волею претерпевша и изволивша плотию своею, божественвому Его естеству кроме страсти всякия пребывшу: божественное бо естество высше отнюд всякыя тли и страсти есть, воскресша же из мертвых в третий день силою воздвигшаго Его Бога и Отца, и возшедша на небеса с приятою своею святою плотию, нетленней уже бывши и безстрастней, и седяща телесне одесную Бога и Отца своего, и пакы грядуща с славою судити живым и мертвым, иже и воздаст комуждо по делом его. Такожде верую и исповедую всесвятаго Духа, Бога истинна в своем ипостаси и суща и покланяема исходяща от Отца единаго, якоже божественный глас и тайное учительство предал есть нам святым евангелием божественного Иоанна. Больши того священнаго тайноучительства, еже о святом Дусе, ниже мудрствую, ниже учу отнюд ни единаго человека, но вседушевно пребываю во всех богословных догматех и мудрованиих, ихъже предашя нам самовидци и слугы Бога Слова и яже по них вси вселенстии собори богодухновенных отець, ниже прилагая что к ним отнюд, ниже улагая, 6 или пременяя ни едину иоту, ли черту, но всю православную веру и богословие их соблюдаю в сердци моемь целу и непременну. Такожде и церковная их предания, елика уставишя о поклонении сиречь честных икон, постехже и о иноческом благочинии же и устроении, и елика о божественных пениих и списания и предания святей и апостольстей и соборней церкви, и приимаю и исповедую и облобызаю всемь сердцемь моимь.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/is...

В конхе апсиды помещена Богоматерь «Платитера», ниже в 4 ряда расположены погрудные образы пророков, «Причащение апостолов», «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» и «Служба св. отцов». В композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» Богоматерь с Младенцем на лоне не восседает, как обычно, на троне, а помещена в медальон в виде огненного диска с 7 языками пламени, к-рый исходит из сосуда, стоящего на престоле вместе с кадильницей и ковшом для вина. С каждой стороны медальон с Богоматерью фланкируют 6 пророков, стоящих под арками. На фронтоне апсидной арки изображено «Гостеприимство Авраама» («Св. Троица»), на вост. стене по сторонам апсиды - ростовые фигуры первомч. Стефана, свт. Кирилла Александрийского, сщмч. Дионисия Ареопагита и ап. от 70 Филиппа, на своде вимы - сцены двунадесятых праздников и Богородичного цикла, над конхой жертвенника - Спас Еммануил, стоящий по пояс в потире, в конхе жертвенника - «Спас во гробе», ниже - Богоматерь и ап. Иоанн Богослов (под ними диптихи с именами для поминания); на сев. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные изображения святых, сцены «Страшного Суда», прп. Андрей Критский и видение свт. Петра Александрийского, под ними - святые в рост и Мелхиседек; на своде жертвенника под арками - поясные изображения мучеников-юношей; в конхе диаконника - «Христос Великий Архиерей», ниже - свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский и прп. Алипий Столпник, над конхой - св. Иоанн Предтеча; на юж. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные образы святых, сцены «Страшного Суда», священномученики Елевферий и Ферапонт, под ними - прор. Даниил и 3 отрока Вавилонских; на своде диаконника под аркой - поясные изображения мучеников-средовеков. В куполе представлен Христос Пантократор (вокруг «Небесная литургия»), в барабане - пророки в рост и оплечные образы святых, в парусах - евангелисты с символами, на сев. своде - чудеса Христа, в люнете свода справа и слева от окна - «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», ниже - композиция «О Тебе радуется», под ней - прп. Иоанн Дамаскин; на юж. своде - чудеса Христа, в люнете свода - «Неопалимая Купина» и «Жертвоприношение Авраама», ниже - «Собор всех святых»; на зап. своде - сцены Страстного цикла, в люнете свода - «Распятие», ниже - «Иосиф Аримафейский перед Пилатом», «Снятие с креста», «Оплакивание», под этими сценами - погрудные изображения мч. Нестора, нмч. Иоанна Нового из Янины и ктиторская надпись, на своде юго-зап. компартимента - Христос «Великого Совета Ангел» и сцены жития ветхозаветного патриарха Иосифа, на своде сев.-зап. компартимента - Спас Еммануил и притча о блудном сыне в 4 сценах.

http://pravenc.ru/text/1319917.html

На стиховне, Слава и ныне, гл. 6-й: «Петру, Иоанну и Якову». Знаменного распева, с бемолем на ми. Напев почти буквально тот же, который изложен и в «Праздниках» (л. 146 об.), но на секунду ниже. На хвалитех, Слава и ныне, гл. 8-й: «Поят Христос Петра и Якова, Иоанна». Знаменного распева, с бемолем на ми, южнорусской редакции, на секунду ниже Синодал. Изданий этого гласа. В Синод. «Праздниках» стихира эта распета иным, пространным распевом (л. 148 об.). У г. Малашкина в службе на Преображение изложены еще: Седален по 1-й кафизме (стр. 75): «Человеческое изменение», болгарского распева, на подобен «удивися Иосиф»; по 2-й кафизме (стр. 76): «На горе Фаворстей» – того же напева; Величание; Седален по полиелеи: «Сокровенную молнию» (стр. 77) на подобен «Повеленное тайно»; ирмосы: «Лицы израильтестии» (стр. 78) сокращенного знаменного распева, песнь же 9-я – большого знаменного распева; на литургии тропарь и кондак во глас 7-й болгарского распева (стр. 81). На Успение Пресв. Богородицы «О дивное чудо». «Дивны твоя тайны Богородице (чистая)». «Твое славят (славяще) успение». Все эти стихиры – знаменного распева и в ирмологе 1652 г. весьма близки по редакции к изложенным в Синод. «Праздниках» (лл. 155–156 об.), но на кварту ниже. В ирмологах же 1674 и 1709 г они представляют собой более отдаленную редакцию, также на кварту ниже. То же в ирм. Головни (л. 354–355 об.). У г. Малашкина все три стихиры изложены кратким напевом на подобен (стр. 82). Слава и ныне: «Богоначальным мановением». Стихира распета знаменным распевом на все 8 гласов по частям, которые отчетливо разделены и помечены буквенными цифрами. Напев тот же, который изложен в Синод. «Праздниках» (л.157), но на кварту ниже. В ирмологах 1674 и 1709 г среди песнопения (в гласах 2-м, 6-м и частью 8-м) встречаются бемолии и отказы на разных нотах, с соответствующими транспозициями отдельных частей мелодии. Мелодия по местам нисходит до нижних нот: ми, ре, ут, ниже пятилинейного стана, и деление на гласы в разных ирмологах в подробностях имеет не одинаковое. Рв. Особенно ирм.1652 г. Тот же «осьмогласник» имеется в ирм. Головни (л. 355 об.), но без деления на отделы, и у г. Малашкина (стр. 84) с отчетливым распределением частей по клиросам правому и левому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Едва же ныне обрел средство, с кем бы таковая восписати, средство же верное: обретох благочестиваго государя Угровлахийскаго Константина, который человек есть Божий и вашему православному царству верный радетель, и сохранит восписания сия. Учителя и справщика не прислали еще труднаго ради времене, зане зде не токмо ныне писал бы кто к вам, но кто бы и имя ваше из уст изнес, смертную казнь приимет. И не дивно, ниже странно есть сие, зане диавол четыредесять пять лет возбранял и припинал создати святая святых, и ныне видя, что печатаются и хотят печататися книги во утверждение благочестия в православных местех, како не будет препинати? И блаженнаго Павла препинал от проповеди , но Божественная сила не побеждена и не одолена есть. Сего ради благоволит Бог, что приидут к вам и человецы довольни во время благопотребно к совершению начатого и помяненнаго дела. Прииде к нам и грамота ваша, в ней же пишете Константинопольскому святейшему патриарху о некоем Дионисие Жабокрицком, который имел жену вдову, ныне же достойну ли быти ему, яко ревнителю Церквам, епископу Луцкому? И сию грамоту вашу послахом всесвятейшему в Царьград и писахом, чтобы он ответ вам дал по некоему образцу, яко вопрошающим. Обаче глаголем, яко сему быти не возможно и никое строение не вмещается, зане возбранено есть не только от поместных избранных отцев, но и от Вселенских Соборов и от самого Писания, и не токмо Вселенский патриарх со всем своим освященным собором, но хотя вси патриархи и епископи воедино соберутся, не могут такое строение сотворити и пременити, что обще определено, и обще предано, и обще отречено. Отнележе Господь прииде на землю и даже до ныне, сицево строение ниже бысть, ниже бывает, ниже будет во Церкви Божий. Тем же ниже твоя святыня может сотворити, о чесом ниже вопрошати подобало. Аще же той Дионисий человек честный, да учинится от него промысл, чтобы инаго человека обрести честна во епископа, к сему да помогает и он Церкви Божий, елико может, якоже и мнози монаси токмо помогаше Церквам Божиим, и трудишася за тыя в различная времена зело премного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Ho после раскольники сами себя обличили, что все это они делали неправильно по своим собственным страстям. Ибо вот что они написали в Москву, на Рогожское кладбище, в оправдание свое и своего митрополита Амвросия: «подобает малое соблажнение презирать, идеже велие спасение кому бывает, и не малого ради погублять и лишаться великого. Бываемой ради пользы малой соблазн презирается. И епископ для православной Церкви зело не малая есть польза. Ибо, по словесем святого архиепископа Симеона Фессалоникского, от епископа токмо мир и хиротония, и чрез того во всех тайнах епископская достизает благодать. Слыши, ни едино же священнодействовать может иерей в дусе, или ино что действовати, аще не хиротонию имать, сия же от архиерея есть. Ниже: не может крестить без мира. Сие же архиерейства есть. Тем вся божественные тайны, и во всех священных архиерейство есть действующее, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане». «Сего ради, аще в принятии епископа в чем по нужде и являемся, якобы презиратели и преступники церковного закона; но мы, смиреннии, паче всех язык, ведаем над собою крайнее Божие милосердие». Так наши кривотолки брались за правила и за книги, а после сами осудили себя и откровенно признались, что они были не истинные христиане: потому что 180 лет жили без епископа, и что их беглый поп есть неправильный, не имеющий благодати Святого Духа. Ибо он убежал от своего епископа, без благословения, как от благодатного источника. Бедные раскольники и в том сами признались, что приняли к себе митрополита не по законам церковным и не по правилам святых отец, но только и надеясь на одно Божие милосердие. Но ежели вы надеетесь на милосердие Божие, заблудшие овцы, не имевшие 180 лет себе епископа, как и сами вы, признались, что без епископа не может быть и христианин и по вашему же признанию вы были 180 лет не христианами, или хотя и христианами, но не истинными, а заблудшими овцами; то и теперь опять признались, что хотя де мы и приняли себе епископа не по законам церковным и не по соборным правилам святых отец, но как прежде были без епископа и не христиане, а принявши митрополита, еще более учинились беззаконниками и разрушителями церковных законов и правил и еще вы дерзаете надеяться на милосердие Божие; то не много ли паче должно надеяться на милосердие Божие нам православным христианам, чадом единые, святые соборные кафолические, восточные, Апостольские, Христовы Церкви, пребывающим в самой той вере, которую установил Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос и которую разнесли святые Апостолы во вселенную и утвердили святые отцы на семи вселенских и на девяти поместных Соборах и от Самого Христа непрерывно имевшим священный чин, не только одних епископов, но и архиепископов, митрополитов и даже самых святейших вселенских патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Св. Златоуст говорит: «Неистовство явленно презирати толикого начальства, егоже кроме ниже спасения нам, ниже обещанных благ получити. Аще бо не может кто внити в царство небесное, аще не водою и духом породится, и не ядый Тела Господня и Крови Его не пия, извержен есть от вечного живота. Вся же сия ни чим же друпим, токмо святыми онеми навершаются руками, Иерейскими глаголю: како кто без них может или геенского огня убежати, или положенных на небесех венцев получити» 318 . В другом месте он говорит: «Аще тем (Иереем) ничтоже Бог действует, ниже баню (крещение) Имаши, ниже тайнам причащаешися, ниже благословенна приимаеши: убо не христианин еси» 319 . Блаж. Симеон Солунский , опровергая мнение западной Церкви, будто святые тайны освящаются только произнесением слов Господа: приимите, ядите и проч., и будто потом священническая молитва и благословение уже не нужны, говорит: «Не еже просто рещи: сотвори убо хлеб сей честное тело Христа твоего и прочая, еже мощь имать само по себе самому, но еже с духом Иерею рещи, сиречь с благодатию, явленно с силою Священства. Аще бо тмищи рекут Владычныя глаголы, и все Божественное призывание, аще же царие вси, или постници, аще же вси благоговейнии, не имущии Священства, аще же вси купно вернии, иже по всей земли, ничтоже вящше будетъ, не присущу Иерею, и никакоже священнодействуема будут от оных предложеная, ниже Тело и Кровь Христовы, яко не человек, но Бог есть действуяй чрез Иереа, призывающаго благодать Духа. И еже аще речет Иерей, действительно есть Священства силою. Сия же Божия есть сила, юже не всяк имать верный, но хиротониею Священства токмо приемый» 320 . После сих весьма сильных свидетельств представлять дальнейшие доказательства в деле, так много всем известном и почти для всех несомненном, не усматриваем нужды, и конечно, никто из вас, отделившихся от церковного общения с нами, не потребует их, потому что ни один из вас не обнаруживал такой мысли, что таинство Тела и Крови Христовых может совершать лицо, не рукоположенное в Епископа или Священника. XX. Без Епископа и Священников нет таинства покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

И по сему образу ниже таинство святаго приобщения может состоятися, егда не быти священнику, ниже жертвенику. Ибо ниже слово Господне, егда глаголется от простаго (и несвященнаго), совершает хлеб или вино в тело и кровь Владычню, ниже тии рекли быша, яко без жертвеника может совершитися, ибо и жертвеник, на немже подобает полагатися хлебу, освящается миром, еже молитвами совершеннодей- ствуется. Еще же прощение грехов кто даст нам известно, сущым сомнящимся? И всячески не остается ино, разве все христианство хотят потребити, последующе новосечениям своим, сиречь новым своим обретением. Зрится убо, яко они, иже судят сим, имеют сумнение в таинствех, и сия вещь имать многую беду, ибо непщуются вещи, странны преданий отеческих и истинны. Ибо яко Бог убо благоволит во оных, иже молятся, и дает Духа Святаго оным, иже молятся ему, и ни во единой вещи не может во оных, иже молятся с верою. Сам Бог рече сие во святом Евангелие, яко совершаются таинства от молитвы и прошений. Отцы предашя от апостолов, и понеже прияша я от оных, иже прияша святии апостоли, и иная таинства, яко же рех, и святое благодаение по иных многих. И Василий Великий , и Иоанн Златоустый , велиции учителие Церкве. Имже оных, иже сопротивляются православным, не подобает ни во что же вменяти. Глаголемо же, яко же сказание Господне – слово о таинствех, яко довлеет ко освящению Даров, никто же ниже учитель зрится глаголати. Но яко единою убо от Господа реченно бысть, сие убо яко от Оного глаголется, яко зиждительное слово присно действует. И блаженный Иоанн глаголет, и яко ныне от священника глаголемо может сие, ибо от оного глаголется, не видехом откуду. Понеже ниже самое слово зиждительное действует, яко на едином коемждо бываемых от некоего человека глаголется, но яко есть единою от Бога реченно. Глава 103. Яко в церкви древле жертва совершается по подобному нам образу Яко церковь не престает молити о Дарех, убо молитва и прошение ничто же ино может творити в Дарех, токмо преложение в Господьское тело и кровь, яже обретаются в жертвенице.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010