Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЯ [от греч. αρχαος - древний и λγος - слово, знание], область науки, изучающая прошлое по его материальным остаткам. Имеет огромное значение для развития библеистики, истории Церкви (особенно истории богослужения и церковного искусства) и др. церковных дисциплин. А. традиционно делится по технологическим эпохам: каменный, бронзовый и железный век; по историко-культурным общностям: древневост. (шумер., вавилонская, хеттская, егип. и др.), классическая, или античная (др. Греции, эллинистического Востока, Рима и Римской империи), средневек., славяно-рус., древнекит. и др.; по районам изучения: цивилизаций Америки; народов Юго-Вост. Азии, тропической Африки и др. Практическими задачами А. являются поиск древних памятников (поселений, некрополей и др.), их учет, хранение и исследование (раскопки т. н. «культурного слоя», погребений и пр.), исследование изделий («артефактов») и палеоэкологии, анализ накопленной информации. Базовые методы А., стратиграфический (описания слоев) и типологический, разработаны в сер. XIX-XX в. Первый заимствован из геологии и почвоведения и основан на представлении, что слои почвы (страты), лежащие ниже, древнее верхних. Типологический исходит из идеи медленного изменения форм предметов посредством накопления мелких признаков. Этими методами создается шкала относительной хронологии, даты для нее дают письменные памятники (см. статьи « Эпиграфика », « нумизматика », « сфрагистика ») и естественные науки. На типологическом подходе основано и представление об археологической «культуре» - совокупности типов предметов и следов деятельности людских сообществ определенной зоны. «Культуры» далеко не всегда отождествимы с конкретными народами, но, картографируя признаки типов, отмечая их взаимопроникновение и перемещения, можно пытаться зафиксировать историю «культур» и их связь с этнической историей. А. зародилась в эпоху Возрождения как отрасль собирания и истории искусства, в основном классического (антикварный период - XVI - нач.

http://pravenc.ru/text/76474.html

А.А. Половцов Гагарин, Сергей Сергеевич, директор Императорских театров Гагарин , князь Сергей Сергеевич, обер-гофмейстер, директор Императорских театров, сын действ. тайн. советника кн. Сергея Сергеевича, внук кн. Сергея Васильевича (см. выше), родился 24 ноября 1795 г. в Москве, начал службу в коллегии иностранных дел и в 1815 г. пожалован в камер-юнкеры. В 1820 г. перешел на службу в придворное конюшенное ведомство и в 1821 г. назначен советником придворной конюшенной конторы. Состоя в этой должности, получил звание церемониймейстера и чин действительного статского советника. В 1827 г. назначен управляющим экспедицией капитула Российских орденов о знаках отличия беспорочной службы и в 1828 г. пожалован в должность гофмейстера. В 1827–1828 гг. Г. был членом комитета, заведовавшего Императорскими театрами, а в 1829–1833 гг. занимал должность директора Императорских театров. При Г. преобразовано было Театральное училище (10 мая 1829 г.), введена поспектакльная плата, театральное хозяйство приведено было в порядок. В 1831 г. открыт был Александринский театр. Отзывы о деятельности Г. в должности директора противоречивы. По словам одних, он оставил по себе самую прекрасную память как о добром, беспристрастном и бескорыстном начальнике, резко отличавшемся от других театральных деятелей того времени тем, что никогда не ухаживал за актрисами; по свидетельству же других, он был груб, вспыльчив и недоступен; русским театром не занимался и редко в него заглядывал. При нем знаменитый балетмейстер Дидло принужден был выйти в отставку. Г. оставил должность директора в мае 1833 г., после того как министр Императорского Двора отказался увеличить, по его представлению, сумму, отпускаемую на театры. Пожалованный в 1835 г. в гофмейстеры и в 1844 г. в обер-гофмейстеры, Г. занимал должности сначала вице-президента (1838–1840), а потом, с 1849 г., президента гоф-интендантской конторы. Скончался 5 сентября 1852 г., погребен в Сергиевой пустыни близ С.-Петербурга. Женат был на Елизавете Адамовне Валевской (род. в 1800 г., † в 1886 г.). О его сыне Сергее см. ниже. Адрес-календари 1815–1852 гг. – Вел. Кн. Николай Михайлович, Русские портреты, V, 190. – Записки P. M. Зотова (Историч. Вестн., 1890 г., т. III). – Вольф, Хроника Импер. Театров, стр. 16, 29–37. – Петербургский Некрополь, т. I, стр. 520. – Дела Москов. Дворян. Депутат. Собрания. Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913./Т. 4. Гааг - Гербель. - 1914. - 494 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Гейрот, Александр Федорович Гейрот , Александр Федорович, генерал-майор, издатель журналов для народа и солдат; сын Федора Федоровича (см. ниже), родился 29 марта 1817 г.; по окончании воспитания в 1-м кадетском корпусе выпущен 6 апреля 1835 г. прапорщиком в Гренадерский Императора Франца I (ныне л.-гв. Кексгольмский) полк, в 1840 г. переведен в л.-гв. Гренадерский полк. Командированный в 1842 г. на Кавказ, он принял участие с Навагинским полком в Ичкеринской экспедиции и за отличие в рукопашном бою 3 июня 1842 г. произведен в штабс-капитаны. В 1848 г. в чине полковника зачислен по армии и назначен старшим советником Петергофского дворцового правления. Петергоф многими украшениями обязан Г. 23 июля 1858 г. он, согласно прошению, уволен от должности с причислением к министерству Императорского Двора. В генерал-майоры произведен 17 апреля 1862 г. Награжден был орденами св. Владимира 3-й ст. (1864), св. Станислава 1-й ст. (1866) и св. Анны 1-й ст. (1870). Занимался литературой (издал много брошюр для народа) и продолжительное время был редактором-издателем периодических изданий: «Чтение для солдат» (1858–1881), приобретенного им в 1857 г., и журнала для народа «Мирской Вестник» (с 1863 г.). «Мирской Вестник» первый открыл журнальную дорогу для поэтов из деревни. Г. вообще охотно давал место на страницах своих изданий сотрудникам из крестьян. Много места отводилось также для изображения солдатской жизни. В 1868 г. Г. выпустил в свет свое «Описание Петергофа 1701–1868» (СПб.), а в 1872 г. – популярное «Описание Восточной войны 1853–1856 гг.» (СПб.). Скончался Г. после непродолжительной, но тяжкой болезни 1 июля 1882 г. Погребен на Волковом лютеранском кладбище. Журналы продолжал издавать его сын, отставной гвардии капитан Александр Александрович (род. 18 марта 1851 г., † 24 июля 1902 г.). Некрологи в «Русском Инвалиде», 1882 г., 146, «Новом Времени», 1882 г., 2279, и «Неделе», 1882 г., 149; «Русская Мысль» 1891 г., 3, стр. 93–100 (статья Некрасовой о народных журналах); Словарь Брокгауза-Ефрона, XXXVIII, 526, и LXXVI, 931; Венгеров, «Источники словаря русских писателей», I; Языков, «Обзор жизни и трудов русских писателей», IV, 15, V, 11; «Петербургский Некрополь», I, 560; «Военная Энциклопедия», VII; «Список генералам» 1881 г.; «Чтение для солдат», 1907 г., 7. Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913./Т. 4. Гааг - Гербель. - 1914. - 494 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Ростовцов, Александр Иванович Ростовцов , Александр Иванович , тайный советник; сын И. И. Ростовцова (см. ниже), родился 27-го августа 1800 г.; отданный в 1807 г. (14-го сентября) в Пажеский корпус, он в 1819 г. (29-го марта) был произведен в камер-пажи, а 26-го марта 182] г. выпущен был прапорщиком в л.-гв. Егерский полк, в котором в 1822 г. получил чин подпоручика, а в 1824 г. назначен полковым адъютантом (19-го февраля) и произведен в поручики (15-го июня). В 1828 г. Р. участвовал в Турецкой войне, был взят в плен и некоторое время прожил в Константинополе; в 1830 г., 8-го февраля, Р. был уволен из Егерского полка «для определения к статским делам» и 15-го ноября того же года был причислен к Министерству Финансов, в котором и прошла вся дальнейшая его служба. Назначенный, 18-го февраля 1831 г., и. д. столоначальника в Канцелярии Министра Финансов, он 8-го августа того же года получил в ней место секретаря 1-го стола в 1-м Отделении Канцелярии, 5-го декабря 1833 г. пожалован был в звание камергера Высочайшего Двора, 15-го ноября 1835 г. назначен чиновником особых поручений Министерства и Членом Общего Присутствия Департамента Мануфактур и Внутренней Торговли; впоследствии занимал место Начальника Отделения в Канцелярии Министра, а затем был Вице-директором Департамента Государственного Казначейства, Управляющим Экспедицией Государственного Банка (с 15-го октября 1854 г. по 17 июня 1860), Управляющим Государственным Коммерческим Банком (с 1-го апреля по 17-е июня 1860 г.), Управляющим Государственной Комиссией Погашения долгов (с 17-го июня 1860 по 22-e января 1862 г.) и, наконец, членом Ученого Комитета Министерства Финансов. Умер в чине тайного советника 18-го мая 1867 г. в Петербурге, где и погребен в Александро-Невской Лавре, в Благовещенской церкви, с женою, Александрою Александровною, урожденной Ольхиной (род. 26-го октября 1815, ум. 14-го октября 1880). О. фон Фрейман, Пажи, стр. 224; Архив Департамента Герольдии; «Голос» 1867 г., 137–138; «СПб. Ведом.» 1867 г., 136; Месяцесловы и Адрес-календари; История л.-гв. Егерского полка; История Министерства Финансов, т. II, стр. 686 и 688; Петербургский Некрополь, т. III, стр. 621 и 622; Записки А. В. Никитенка, т. I, СПб. 1905, стр. 196. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Фрагмент надгробия с надписью «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна[тий]». 30–40-е гг. XVI в. Фрагмент надгробия с надписью «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна[тий]». 30–40-е гг. XVI в. Ранние надгробия представляют эволюцию старомосковских памятников от плоской цки XIV в. и камней-валунов, характерных для сельских некрополей XIV-XV вв. На многих сохранились записи о дне, месяце и годе смерти (20 надписей XVI в.). 5 древнейших плит относятся к 1-й пол. XVI в. (Михаила Беклемишева († 1527), безымянная (с датой 1537/38), с надписью «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна[тий]»), ко 2-й пол. XIV в. (редкий тип с орнаментом, без надписи) и к кон. XV в. (безымянная плита с датой). Надгробия схимниц (6 плит с точными датами эпохи правления царя Иоанна Грозного; схимницы Ливии († 1560); схимницы Марии Семеновны и безымянная - обе 1568) доказывают присутствие мон-ря до кон. 60-х гг. XVI в. Следующая серия датированных плит относится к 1588/89 - 1600 гг. (13 надписей, в т. ч. на погребениях схимниц, см. в разд. «Некрополь»). Т. о., традиционно предполагаемые даты запустения Алексиевского мон-ря на Остоженке в связи с пожарами 1514 и 1547 гг. не подтвердились, но его перенос, возможно, произошел после набега Девлет-Гирея в 1571 г. и начала возведения каменных стен Белого города. Период запустения не мог продолжаться долее 1571-1584 гг. (обустройство обители к 1585 отражено в источниках, см. ниже). Зона древнейшего кладбища очерчена также находками, среди к-рых - сосуды для елея, свидетельствующие о бытовании совершения таинства Елеосвящения над умершими как в XIV-XV, так и в XVI-XVII вв., и предметы монашеского делания (вериги, четки и др.). Остальные материалы средневек. некрополя (более 800 захоронений) подтверждают хронологические рамки предполагаемого существования Алексиевского на месте З. м. Археологически каменных построек ранее нач. XVI в. не выявлено, все более древние были деревянными. Древнейшее каменное здание - остатки церкви с трапезной и хозяйственными подвалами, датируемой по археологическим признакам 1-й третью - 2-й четв. XVI в. Здание занимало сев.-зап. угол соборной площади мон-ря и сохранило подземные кладки (белый камень и кирпич) до высоты 3,4 м. Своды большого подземного центрального зала (ок. 11×10 м изнутри, до 15×15 м снаружи) опирались на центральный столб; с юга к церкви примыкала подземная палата (4,5×4,5 м изнутри), перекрытая коробовым кирпичным сводом, заподлицо с вост. стеной; с востока - наземная пристройка (3,5×4 м изнутри), заподлицо с сев. стеной и, возможно, продолжавшаяся дальше к югу, вдоль вост. стены; с запада - мощные столбы-опоры галереи.

http://pravenc.ru/text/182731.html

После 1917 г. наступили новые вре­мена и возобладало совсем другое от­ношение к храмам. При советской власти церквям не жертвовали святыни и богатые дары, а заставляли священно­служителей сдавать богатую церков­ную утварь на нужды богоборческого государства. В 1922 г. представителями новой власти была составлена опись предметов Покровской церкви из се­ребра и золота, включившая 67 наиме­нований. Среди них особенно выделялись икона Воскресения Христова с обложенными серебром краями, образ Божией Матери с Младенцем с сереб­ряными венцами. В том же году из храма была изъята серебряная утварь весом 1 пуд 4 золотника 6 долей на сум­му 10 560 000 рублей. Прихожане про­сили возвратить изъятые из храма ков­чег, сосуд, ковш и одну из риз, но, по всей видимости, безуспешно. В начале 1930-х гг. власти, по сути, закрыли Покровский храм, негласно запретив проводить в нём богослужения. Официальное же решение прези­диума горсовета о закрытии Покров­ской церкви последовало только 7 мая 1932 г. А в документах 1932-1933 гг. церковь упоминается уже как предназ­наченная к сносу. Это кощунствен­ное деяние состоялось, по-видимому в 1934 или 1935 г., так как в 1936 г. из кир­пича сломанного Покровского храма строилась городская баня. Теперь уж нет давно и бани, а на месте, где неког­да стоял прекрасный храм, шумная городская магистраль. В 1994 г. во время прокладки газо­провода по ул. Фрунзе были вскрыты и разрушены фундаменты северной и южной стен Покровской церкви. Они залегали на глубине 70 см от поверхно­сти. Ширина фундамента составляла 1,2 метра. Верхняя часть — 5-7 рядов краснокирпичной кладки, ниже лежа­ли тёсаные блоки известняка. Рядом с фундаментом, на глубине 180 см от по­верхности, были вскрыты погребения некрополя церкви св. Димитрия Солу­нского. Найдено и массовое перезахо­ронение в виде коллективной могилы, которое, по всей вероятности, было со­вершено во время строительства фун­даментов Покровской церкви. После этого ещё несколько раз здесь велись земляные работы, в ходе которых раз­рушались фундаменты Покровской церкви и захоронения XVIII в. Послед­ний раз — в 2003 г., когда вновь были вскрыты фундаменты трапезной части Покровского храма и захоронения вто­рой — третьей четверти XVIII в., окру­жавшие в то время деревянную цер­ковь св. Димитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=36621

Т. н. гробница I в Мареше. II–I вв. до Р. Х. Т. н. гробница I в Мареше. II–I вв. до Р. Х. Наиболее крупная по своим размерам и наиболее богатая по декору - т. н. гробница I (22×17,5 м). Интерес представляют ее росписи и надписи. Ее центральное однонефное пространство ориентировано примерно вдоль оси «восток-запад», по внутреннему периметру расположены продолговатые аркосолии, где лежали тела умерших. Перекрытия аркосолиев двускатные, вдоль стен расположены сиденья. Перед входом в центральный неф обнаружены пьедестал для статуи и небольшой алтарь. В глубине центрального нефа особым оформлением в виде дорического портика и ступенчатого подъема к нему выделена наиболее типичная ниша. Ее фланкируют изображения вазонов (амфоры-урны для пепла); сверху над двускатным завершением аркосолия изображены 2 орла, обращенные друг к другу спинами. Чуть ниже - треножники с серебряными подставками для возжигания благовоний. Важнейший элемент декора - фриз с изображениями животных (слоны, аллигаторы, ибисы и т. д.), встречаются сцены охоты и небольшая процессия во главе с юношей, играющим на дивлосе. В гробнице найдено 30 греческих надписей и 5 граффити. Имена отцов в эпитафиях, как правило, семитские, имена сыновей - греческие, что отражает постепенный процесс эллинизации населения. Встречаются идумейские имена, что также указывает на процесс ассимиляции населения. Даты в надписях - от 196 до 119 г. до Р. Х. Гробницы в др. частях некрополя отражают заметное влияние александрийских традиций эллинистического периода. Их устройство определено практикой вторичного захоронения, когда умерших помещали в локулы, они запечатывались для предотвращения грабежей, а затем год или два спустя открывались и кости перемещались в др. локулы или в репозиторий. (О др. раскопках в этом регионе (амфитеатр, визант. церковь, замок эпохи крестоносцев и др.) см. в ст. Бет-Гуврин .) Лит.: Robinson E. Biblical Researches in Palestine. L., 1841. Vol. 2. P. 67; Bliss F. J., Macalister R. A. S. Excavations in Palestine during the Years 1898-1900.

http://pravenc.ru/text/2561986.html

«При Глебе Новегороде» (и соответственно, при Феодоре, поскольку годы правления князя и епископа почти совпадают) произошло восстание горожан под предводительством некоего «волхва». Оно представляет собой особую тему, непростую для выяснения причин и обстоятельств происшедшего (см. об этом ниже). В 1077 г. епископ Феодор внезапно умер. Согласно списку Новгородских владык конца XI в., он скончался от укуса принадлежавшей ему собаки, вероятнее всего, заразившейся бешенством («а Феодора свои пес уяде и с того умре» ). Погребение Феодора в софийском некрополе, как считается, отсутствует . По предположению А. С. Хорошева, он был похоронен за алтарем Софийского собора . Довольно смелую гипотезу предложил И. Я. Фроянов. Рассматривая восстание во главе с волхвом как чисто языческое, он предположил, что епископ на самом деле был убит новгородцами, что означало языческий обычай – «принесение в жертву общественного лидера ради блага общины» . Почему в таком случае в перечне Новгородских владык указывается иная, вполне конкретная и уникальная для древнерусских сообщений о церковных иерархах причина смерти архиерея, исследователь не объяснил, указав лишь, что «поздние новгородские книжники не знали в точности, отчего он умер» . Однако, как известно из новейших исследований, нет никаких оснований относить начальную часть пространного списка Новгородских владык к позднему летописанию, напротив, высока вероятность того, что данный перечень епископов существовал уже к кон. XI в. (см. выше). «Загадочной» считает смерть Феодора и А. Е. Мусин: «Известно, что собака в Византии рассматривалась как животное нечистое… Смерть от нечистого животного превращала умершего в “заложного” покойника, недостойного христианского погребения, что могло отражать конфликт епископа и его новгородцев» . Не думаю, однако, что клир Софийского собора, принимая решение о погребении епископа, мог руководствоваться фольклорной традицией, дающей такую интерпретацию произошедшему несчастью. Списки Новгородских владык однозначно свидетельствуют, что Феодор был поминаем, т. е. погребен в соответствии со своим саном, и, скорее всего, у собора св. Софии, как и последний до него похороненный в Новгороде владыка, Лука.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

I И вот некоторые из верных, взяв и их и воздав подобающие почести, с почетом их положили. Но, ревнуя о своем божественном крещении (?), христиане внесли и их святые тела 6 декабря, совершая их память во славу Бога Вседержителя. Некоторые из ревностных христиан сумели укрыть их и предать законному погребению… и погребаются там, как и Василей… В отличие от св. Василея, тела трех епископов оказываются не к западу, а к востоку от города (не считая явно ошибочной версии Р). Такое распределение вполне соответствует структуре херсонского некрополя с двумя его участками. Таким образом, если со св. Василеем в Херсоне соотносилось почитаемое погребение на Западном некрополе, то с именами свв. Евгения, Агафодора и Елпидия предание связывало могилу мучеников на Восточном некрополе у Карантинной бухты. Это свидетельствует о том, что члены ранней Церкви Херсона погребались на обоих некрополях, где с течением времени возникли и два мемория. На Восточном некрополе это, несомненно, т. н., Загородный крестообразный храм, стоящий прямо на позднеантичных склепах. Первая одноапсидная церковка (похожая, кстати, на «часовню» Г – возможный меморий св. Василея; см. выше) на этом месте возникла во второй половине V–VI вв. 44 Однако, как и в случае св. Василея, Житие умалчивает о храме над гробницей трех святых. Если это молчание не случайно, и данный храм, действительно, является меморием свв. Евгения, Агафодора и Елпидия (см. ниже), тогда дата создания Жития опять (см. выше) уходит в V в. Впрочем, нельзя не отметить и другого возможного кандидата, т. н., храм в храме на Девичьей горе. Хотя датировка самого памятника тяготеет к средневизантийской эпохе, однако в 2006 году рядом с ним был раскопан, скорее всего, мемориальный храмик, встроенный в пространство, как минимум, двух античных склепов. Редакция IM относит кончину святых к 6 декабря. Вряд ли эту дату следует считать контаминацией 6 марта (как в D) и 22 декабря, когда праздновалась память св. Капитона. Скорее всего, это дополнение указывает на реальную дату локального почитания данных святых, не нашедшую себе, однако, место в общевизантийском календаре, вероятно, из-за празднования в этот день памяти св. Николая Мирликийского, которая вытеснила все остальные памяти этого дня, и даже поглотила, например, соседнюю память св. Николая Сионского – 9 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М., 1996. 2 См.: Авдеев А.Г. Древнерусские святцы по лапидарным надгробным надписям конца XV — начала XVIII века//Вопросы эпиграфики. М., 2009. Вып. III. С. 322–415. 3 См.: Авдеев А.Г. Новые эпиграфические источники о моровом поветрии 1654 г. в Московской Руси//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 1 (44). С. 121–132. Как правильно зафиксировать и описать надгробный памятник Кладбища традиционно располагались рядом с храмами. Поколения прихожан рождались и умирали, оставляя память о себе на церковном погосте и приходских синодиках. При этом если страницы поминальных книг затирались и очень скоро приходили в негодность, то надгробные кресты и памятники донесли запечатленную на них информацию до сегодняшнего дня. Опись и последующее изучение надгробных надписей — гарантия сохранения прошлого и способ восстановления истории прихода. О том, как правильно подойти к составлению такой описи, читайте в предложенной ниже инструкции. Существующие методики описания памятников некрополя 1 мало учитывают специфику надгробий как памятников эпиграфики и не касаются других типов надписей, например строительных, на различных типах крестов и т.п. Единых правил публикации древнерусских эпиграфических памятников, которые отвечали бы современным требованиям, до настоящего времени не сложилось. Данная инструкция по фиксации и описанию древнерусских лапидарных эпиграфических памятников разработана на основе правил, действующих при публикации памятников античной лапидарной эпиграфики, однако учитывает опыт и специфику исследования древнерусских надписей. I. Формальное описание. При описании древнерусских эпиграфических памятников большое значение имеет описание типа и местоположения надписи. 1. Описание начинается с географической привязки надписи: указываются названия области, района, населенного пункта, монастыря, храма или некрополя.

http://e-vestnik.ru/history/drevnerusski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010