Таковые обеты особенного служения Богу издревле произносили иноки. Об иноческих обетах многократно упоминают св. отцы. Василий Великий говорит: «обеты тогда признаем действительными, когда возраст достиг совершенного разума. Обетов мужей не знаем иных, как разве, которые причислили себя к чину монашествующих» 594 . Св. Ефрем Сирин упоминает также об обетах иноческих, об отречении от мира, от всего земного 595 и говорит иноку: «исполни пред Господом обеты свои; потомучто написано: благо тебе, еже не обещатися, нежели обещавшуся не отдати ( Еккл.5:4 )» 596 . Древле сии обеты иногда давали письменно, подобно письменному исповеданию оглашенных. Так некоторый старец в своем послании XII века говорит: «помолившись Богу наперед, сядь и напиши со вниманиет свой обет, который намереваешься соблюдать до смерти» 597 . Произнесшему обеты настоятель глаголет: «аще хощеши быти монах, прежде всего очисти себя от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страсе Божии; стяжи смиренномудрие; отложи житейскую гордость; имей послушание, будь безропотен в заповеданных тебе службах, в молитве терпелив, во бдениях не леностен, в искушениях не печален, в посте не расслабляйся, – молитвою и постом подобает тебе умолити Бога; в немощах не ослабевай, уразумевай лукавые помыслы, да не предпочтешь что–либо паче Бога, да не возлюбиши ниже отца, ниже матерь, ниже братию, ниже кого от своих, ниже самого себе паче Бога. Не отвращайся нищеты, ниже озлобления, ниже уничижения, ни иного чего, что считаешь ты неудобным и проч. Хотящии, – глаголет Господь, – идти в след мене, отвергнитеся мирских пристрастий: родителей, чад, жен, братьев, друзей, имения, сродников, рабов и приимете достоинство Апостолов моих». Утешая постригаемого в бодренном несении ига Христова невидимым всегдашним предстательством Божиим, примером св. преподобных, совершитель обряда, возложив на голову коленопреклоненного инока книгу (последования пострижения), молится оградить его силою св. Духа и даровать ему терпение, и все предстоящие во храме, преклони головы, смиренно молятся о введении посвящаемого в лик избранных, как жертвы живой и благоугодной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сие же явствует из нижеследующего. Лк.16:29 .  «Глагола ему Авраам: имут Моисеа и Пророки, да послушают их.» Нет, говорит, никакой нужды в послании Лазаря в дом отца твоего. Имеют книги Моисейские и Пророческие: пусть слушают учения их, которое их ведет к творению всякой добродетели. Истинно же и Пророк Моисей о всякой добродетели писал, наипаче же и о сострадании к бедным возвестил, говоря: «отверзая отверзи руце твои брату твоему нищему, и просящему на земли твоей» ( Втор.15:11 ). Да и все Пророки то же проповедывали учение, наипаче Пророк Исаия, который изобличая Иудеев, уповающих на единые свои посты, говорил: «раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри» ( Ис.58:7 ). Что же на сие сказал богач? Лк.16:30 .  «Он же рече: ни, отче Аврааме, но аще кто от мертвых идет к ним, покаются.» Богач сей, когда услышал о словах Божественного Писания, не удовольствовался. Почему, собою и других измеряя, сказал Аврааму: нет, отче Аврааме, ни учением Пророческим убедятся: но если бы кто из мертвых воскрес и, пришед к ним, проповедал покаяние, тогда бы отвратились от грехов своих. Но Авраам на сие ответствует таким образом. Кто не верует, ниже убеждается словами Божественного Писания, таковый не поверит, ниже убедится, хотя бы кто и от мертвых воскрес. Таковый есть ответ Авраама на вторичное прошение богатого. Есть же сей ответ истина известная и опытами доказанная. Ибо и Лазарь, Марфы и Марии брат, воскрес из мертвых; но однако Архиереи ниже поверили, ниже покаялись, но совещались убить и Лазаря. «И многа телеса усопших святых восташа» во время спасительного страдания Христова, «и изшедше из гроб по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем» ( Мф.27:52–53 ): но однако Иудеи ниже поверили, ни покаялись, но гнали и умертвили Апостолов, учеников Иисуса Христа. Воскрес из мертвых и Сам начальник спасения, Иисус Христос, «и постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих деньми четыредесятьми являяся им, и глаголя яже о царствии Божии» ( Деян.1:3 ); но однако Архиереи и священники Иудейские ниже поверили, ниже покаялись, но «довольны сребреники даша воином, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящим» ( Мф.28:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Беседа о послушании . Между прочими добродетелями, каковые украшали святую душу треблаженного Иосифа, наипаче превоссияла в делах его добродетель послушания. Во сне ему явился Ангел, притом тогда, когда он, будучи смущенным, намеревался отлучить от своего дома обрученную ему Приснодеву Мариам, повелевая ему бежать во Египет. Виденное им во сне являло ему необыкновенные, удивительные и неслыханные дела: «рождшеебося в ней», говорил ему Ангел, «от Духа есть Свята» ( Мф.1:20 ), – дела со многим трудом сопряженные, неимовероятные и превышающие силы, как то: бежание из отечества в чужую страну – Египет, притом сопряженное со страхом и трепетом по причине гонения царя Ирода, искавшего души Отрочати. Другой человек, неудобопослушливый, почитая таковые видения за маловажный сон, усомнился бы на таковый труд, не поверил бы, ниже бы так ревностно и охотно повинулся; но праведный человек Иосиф ниже сомневался, ниже противоречил, ниже какая неимоверчивость вошла в его душу, но скрывая в сердце своем сокровище послушания, несомнительно, благоверно и без всякого противоречия исполнил немедленно все то, что ему повелевал Ангел. И за сию добродетель был избран от всего мира, яко достойный и годный хранитель Святой Девы и служитель великого таинства воплощения Иисуса Христа. Многие думают, яко послушание есть добродетель маловажная, и не есть нужная для спасения всякого человека, ниже заслуживающая великое воздаяние и мзду; однако послушание превосходит всякое приношение и жертву, и всякое всесожжение. Едино послушание довольно умилостивить Бога, и возвести человеческое естество на высоту Божественной славы. Послушайте, как ясно подтверждает сие самое мнение Самый Святой Дух устами Пророка Давида: законные жертвы, – вещал воплощенное Слово Богу Отцу Своему, – «жертвы и приношения не восхотел еси», но благоволил Мне воплотиться за грех мира: «тело же свершил Ми еси» ( Пс.39:7 ). Ты, говорил, за грех мира всесожжения не потребовал, но восхотел послушания Моего: се убо Я повинуюсь воли Твоей, якоже писано о Мне во всякой Пророческой книге: «тогда рех, се прииду. В главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою Боже Мой восхотех» ( Пс.39:8–9 ). Истинно исполнил Богочеловек волю Бога Отца Своего, «послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп.2:8 ). И за сие послушание превозвышено есть и препрославлено человеческое Его существо: «темже и Бог Его превознесе, и дарова ему имя, еже паче всякаго имене» ( Флп.2:9 ). Явил же Богочеловек совершенство Своего послушания, будучи покорным не токмо воле Бога, но и человеческому хотению; ибо и Матери Своей и Иосифу оказывал всякое повиновение и послушание: «и сниде», пишет Богоглаголивый Лука, «с нима, и прииде в Назарет, и бе повинуяся има» ( Лк.2:51 ). Горе же нам! Всесовершенный и всемогущий и всесильный Бог был послушливым пред самою Своею тварию: мы же, страстные, подлые и маломощные, не повинуемся ниже советам разумнейших собратий, ниже повелениям начальников и властей!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Сопоставление со списками 13-го «слова» в пространной редакции с несомненностью говорит о том, что издаваемый текст «Слова» был наиболее ранним этапом в истории этого памятника; следующим этапом была обработка текста «Слова» составителем списка Епарх. 340. Это сопоставление позволяет также видеть в списке Епарх. 340 (а может быть и в его копии — Епарх. 339) авторский или редакторский текст, послуживший протографом для всей пространной редакции книги Иосифа (ср. выше, стр. 455). «Слово об осуждении еретиков» мы издаем по списку Рогож. 530 (Р) с исправлениями по списку F. 1.229 (Т). Для сравнения мы приводим варианты по спискам «Просветителя» — Епарх. 340 (Е), Епарх. 339 (Е1), Минейный список Соф. 1323 (М) (см. о нем выше, стр. 463, 38) и Нифонтовский список Q.XVII.15 (Н) (см. выше, стр. 464, 56). Слово на ересь новъгородцких еретиков, глаголющих, яко не подобает осужати ни еретика ниже отступника. Зде же имать сказание от божественых писаний, яко подобает еретика и отступника, не токмо осужати, но и проклинати, царем же и князем и судиям подобает сих и в заточение по с ы лат и, и ка знем лютым предавати Понеже убо ныне новоявльшиися новъгородстии еретици, Алексей протопоп, и Денис поп, и Феодор Курицин, и инии мнози, иже тая же мудръствующеи, много зла содеяша, яже язык не может изрещи, ниже слово сказати, ниже ум вместити, елико хуление изрекоша на святую животворящую троицу, и на пречистую богородицу, и на великого Иоана Предтечю, и на вся святыя, и колико сквернения соделаша на святыя божия церькви, и на честныя и животворяща кресты, и на всечестныя иконы, и толика и такова зла сотворше, и убояшася православных еже о благочестии ревности, яко да не увидевше толикая их злая, соборне осудять их по божественым правилом в конечную погибель в нынешнем веце и в будущем; сего ради вседушно потщашася, еже утаитися от православных и сими глаголы хотяще устрашити правоверныя, глаголаху, яко не подобает осужати на еретика ниже отступника, на свидетельство же приносяще господня глаголы, еже рече: «Не осужайте, да не осужени будете», и святаго Иоана Златоустаго, еже глаголеть, яко не достоить никого же ненавидети или осужати, ниже невернаго, ниже еретика, и не убо достоит убивати еретика; аще ли же и судити подобает еретика или отступника, от царьских и градцких закон судитися, а не от инок, ниже от мирьских человек, иже не приседящим судищным двором.

http://sedmitza.ru/lib/text/433619/

3) § 140: «Применительно к сему Совет поступает и при соискании действительными студентами степени кандидата». 2) Правил касательно значения неудовлетворительных баллов по ответам и сочинениям студентов академии а) § 1: «В случае получения студентом на каком-либо сочинении, за какую-либо из проповедей, или на устных испытаниях по какому-либо предмету балла ниже 3, но не ниже 2 1 / 2 , считать этот балл удовлетворительным для степени кандидата лишь в том случае, когда средний балл по сочинениям и ответам будет равняться баллу не ниже 4». б) § 2: «Получивший в течение академического курса по одному какому-либо предмету балл ниже 2 1 / 2 , но не ниже 2, или по двум предметам балл 2 1 / 2 , по окончании полного курса удостаивается звания действительного студента с правом на получение степени кандидата богословия при окончании курса или в продол- —206— жение следующего учебного года, под условием удовлетворительного ответа на новом устном испытании (при чем балл должно получить не ниже 4), если неудовлетворительный балл поставлен за устный ответ, или по представлении удовлетворительного сочинения (при чем балл должен быть получен не ниже 3), если неудовлетворительный балл поставлен был за сочинение. Примечание: Право подвергаться испытанию предоставляется всего один раз». 3) По § 81 лит. б. п. 10 устава духовных академий «присуждение звания действительного студента и степени кандидата» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного». Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении студентов ΙV курса: I) Петровых Ивана, Орлова Константина, Пясецкого Евгения, Богоявленского Николая, Молчанова Павла, Островского Дмитрия, Чистосердова Сергея и священника Голубятникова Сергия – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; II) Владимирского Федора, Блешенкова Герасима, Сироткина Евграфа, Виноградова Василия , Пешкова Петра, Петропавловского Александра, Иеромонаха Александра (Григорьева), Говядовского Ивана, Славского Владимира, Волнина Николая, Староверова Гавриила, Ринка Евграфа, Егорова Николая, Харламова Василия, Крестианполь Никанора, Некрасова Ивана, Вержболовича Вячеслава, Румницкого Алексея, Никанорова Ивана, Самецкого Василия, Ротара Ивана, Старокотлицкого Константина, Луневского Николая, Смирнова Алексея, Орлова Леонида и Строганова Павла – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 академического устава; III) Кохановича Федора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Следует пространное изложение того, как Турки, по корыстолюбию, притесняют греческих архиереев и принуждают оставлять кафедры). Сия бо и образ сицевый, сущу благочестивому царю и христианству не прилична суть, ниже да будут, ниже да внимаются, ниже да слышатся; зане благодатью Всесильнаго Бога, елика выше поведахом, в странах их христианскаго царства ниже беяху, ниже суть, ниже когда быти Бог сохранит. И сущу зде благочестию и христианству несть дело внимати и яже яко от нужды управляются в странах наших нынешняго времени; зане они добре ведают священныя законы и правила, во время не помогает им во всех. Обаче здесь благодатию Божиею время помогает смотрети священные правила что повелевают; и тако по законам и правилам да будет и да совершится, и обычай да надержится якоже правила повелевают. О отрицании же и извержении и упражнении священства, якоже рехом, и паки глаголем: образ чист есть в том во священных правилах. Евстафий Памфилийский епископ, иже при святем и вселенском великом третьем соборе, иже имать разум и ум здрав во главе своей да смотрит и узрит яснее: како обдержит послание святаго и вселенскаго третьяго собора сущим в Памфилии, яко по отрицании, еже сотворил Евстафий, пребысть и извержен, яко является, не от себе извержеся но от собора извержеся и возбранися священства; зане аще не бе извержен от собора, и возбранен не совершити священства, и не токмо священства не совершити, но ниже имя епископа имети, аше не бе сице, не бе нужда и потреба притекати и припасти ко святому и вселенскому третьему собору, просити со многими слезами и многим умолением имени и чести епископа; и умолена бывше, пишет, слезами его и многою старостью и смирением его благоувевшеся, дася ему имя и честь епископа иметь, но не священнодействовати и рукополагати егда сам хощет, но егда от брата и сослужителя, иже по месту архиерея, призовется и повелен. Неправедне же сия решася святыми, но смотрение и снисхождение употребивши: кий грех, или кое ино погрешение, рцыте нам, о мудрейшие, сотвори той Евстафия и извержеся и управися сице? Яве есть, яко не за иное погрешение, токмо отречеся престола своего; и когда и в кое время отречеся престола своего, и кто изверже его и кто паки с прощением управи его? явлено известно есть, яко святый и великий вселенский третий собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Велико, поистине, христианина достоинство: христианин есть царь страстям, и священник, Богу принося себя, и пророк, зря, яже око не виде и ухо не слыша. Но все сии достоинства он получает (как сказано в приведенном свидетельстве из 3 нравоучения святого Златоуста на 2 послание к Коринфянам) крещением, или чрез таинство крещения. Хиротония же иная есть тайна, и сия святыня хиротонии разделяет хиротонисанных от мирских человек верных, и пребывает сие начертание на души во веки (Зри Катехизис Великий, л. 357 на об. о семи тайнах). Такожде и подвижничества, или иночества велико есть достоинство: им отгоняются страстные помыслы, просвещается ум, подается разум поклоняемой Троицы. Но все сие, и подвижничество с его совершенствами, и христианство с его достоинством, получается чрез посредство таинственного, Христом преданного священства, и без священства ничто спасти человека не может: «аще бо и не всяк должен священствовать, но убо потребовать священничества всяк должен есть: без него бо спастися не может» (Катехзис Вел. л. 359 на об. о семи тайнах). И святой Златоуст о священстве глаголет: «неистовство явлено презирать толикого начальства, егоже кроме ниже спасения нам, ниже обещанных благ получить» (Кн. о священстве, слово 2, гл. 4). Зри читателю, яко по приношении себе самого Богу и подвигам добродетели каждый христианин есть царь и священник, но не тем священством священник, еже от Христа на строение таин церковных уставлено, егоже всякий христианин (не взирая на то, что он добродетелями священнодействует Богу) неотменно потребовать должен есть: без того бо спастися не может, ниже священнодействовать, ниже христианин быть. Если потребны и еще свидетельства о нужде священства, довлеет сих не многих: «Без епископа, пишет святой Симеон Солунский , ниже жертвенник будет, ниже крещение, ниже христиане» (гл. 77). Святой Игнатий Богоносец пишет: «без епископов и пресвитеров, и без диаконов кто что-либо творит, таковой оскверняется совестно, и неверного горший есть» (Первое посл. к Траллианам).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Таким образом, князья и военачальники, частные лица – мужчины и женщины – и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили божественные правила, наставляемые живым и животворящим Духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к божественным правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням. СЛОВО НА ЕРЕСЬ НОВГОРОДЦКИХ ЕРЕТИКОВЪ, ГЛАГОЛЮЩИХ, ЯКО НЕ ПОДОБАЕТЪ ОСУЖАТИ НИ ЕРЕТИКА, НИЖЕ ОТСТУПЪНИКА. ЗД ЖЕ ИМАТЬ СКАЗАНИЕ ОТ БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЙ, ЯКО ПОДОБАЕТЪ ЕРЕТИКА И ОТСТУПНИКА НЕ ТОКМО ОСУЖАТИ, НО И ПРОКЛИНАТИ, ЦАРЕМЪ ЖЕ, И КНЯЗЕМЪ, И СУДИЯМЪ ПОДОБАЕТ СИХ И В ЗАТОЧЕНИЕ ПОСЫЛАТИ, И КАЗНЕМЪ ЛЮТЫМ ПРЕДАВАТИ Понеже убо нын новоявльшиися новогородцкие еретицы, Алексй протопоп, и Денис поп, и Феодоръ Курицынъ, и инии мнози, иже таяже мудръствующеи, много зла содаша, яко язык не может изърещи, ниже слово сказати, ниже ум вмстити, елико хуление изрекоша на святую и животворящую Троицу, и на пречистую Богородицу, и на великаго Иоанна Предтечю, и на вся святыя, и колико сквернения содлаша на святыя Божия церкви, и на честныя и животворящия кресты, и на всячестныя иконы, и толика и такова зла сотворше, убояшася и православъных еже о благочестии ревности, яко да не увидвше толикая их зла, соборне осудят ихъ по божественнымъ правилом в конечьную погибель в нынешнем вце и в будущемъ, сего ради вседушьно подщашася, еже утаитися от православных и сими глаголы хотяще устрашити правовръныя, глаголаху, яко не подобает осужати не еретика, 266 ниже отступника, на свидтелъство же приносяще Господня глаголы, еже рече: «Не осужайте, да не осужени будете», 267 – и святаго Иоана Златаустаго, 268 еже глаголетъ, яко не достоит никогоже ненавидти, или осужати, ниже неврнаго, ниже еретика, и не убо достоит убивати еретика, – аще ли же и судити подобаетъ еретика или отступника, от царьских и градских закон судитися, а не от инокъ, ниже от миръских человекъ, иже не присдящимъ судищным двором. И о семь убо, еже рече Господь: «Не осужайте, да не осужени будете», хотяй извстно разумти, да прочтетъ свидтельство божественных писаний, еже о семь написаша святии и преподобнии и богоноснии отцы наши, святый Иоанн Златаустый, и Великий Василие, 269 и божественный Афонасие Великий, 270 и инии мнози святии отцы наши. И от сих убо писаний сбора добрйши же и высочайший преподобный отець нашь Никонъ во своей велицей книзе, въ тридесять и девятомъ слов, 271 положи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до второго пришествия» ( Лук. 95 зач. и толк.). Св. Игнатий Богоносец говорил, что «без них, т.е. 3-х чинов священства, Церковь не именуется; несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных» (Посл. в Трал.). «Яко же Христос не умирает, такожде и иерейство Его по чину Мелхиседекову не престает» (Кирил. 77 и об. о Вере 59 и др.). Из сих трех чинов особенно важнейший – чин епископа: «без епископа бо Церковь Христова быти не может» (Маргар. л. 154.) и «никогда не была» (Палинод. ч. 2-я, разд. 8, арт. 1-й). И все те, «которые не с епископом, те не земледелие Христово, но семя вражие» (Игнат. Богон. посл. к Филад.). «Ты должен уразуметь, что епископ в Церкви и Церковь в епископе, а кто не с епископом, тот и не в Церкви» (Твор. Кипр. стр. 257). Без епископа «ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро св., ниже крещение, ниже убо христиане; чрез тое убо истинное христианство» (Сим. Сол. кн. I, гл. 77). Сему чиноначалию, сим пастырям Христос Спаситель поручил совершать положенные им нужд ради наших, ради нашего спасения – таинства: «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих», говорит св. ап. Павел ( 1Кор.4:1 ). Сколько их должно быть в Церкви, на это отвечает нам Б. Катехизис, что седмь, и затем перечисляет их с обозначением времени уетановления их (гл. 72). Все сии семь таинств тоже должны вечно пребывать, вечно совершаться в созданной Христом Церкви: «Веждь убо без всякого сомнения, яко в Церкви Божией не две точию тайны, но всесовершенно семь» (Б. Катех. 360 и об.). Вот какой вид устройства получила Церковь от Своего Основателя-Христа. Кратко скажем словами Б. Катехизиса: « Церковь Божия есть собрание всех верных Божиих: а) иже непоколебимую держать едину Пр. веру и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколебимое; и иже суть достойны; б) приимати св. Божественный Тайны, и в) иже суть под единою главою Господом нашим Иисусом Христом, а под правлением совершенных – святых, от Него поставленных» (л. 120 об. 121).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ниже. Крестом бо совершаются вся таинства вры нашея://тм внчаемся, тм освящаемся. Ниже. Сей крест и мы, аще истинно воображаем и приличною честию восхощем его почтити вещию или оснением десницы на лиц нашем тремя первыми персты, соединивше я во образ святыя Троицы. Ниже. Ея же просвщением открыся нам таинство воплощенаго смотрения и научихомся славити единаго Бога в трех ипостасх Отца и Сына и Святаго Духа и распинатися вкуп со Крестом Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия. Ниже. Являет же ся богословно зане совокуплением трех перстов во ум имет таинство святыя Троицы и вы егда изобразуем на себ крест Господень воспоминаем страдание и воскресение Его. Ниже. Паки же во второе пришествие великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Божественный его и животворящий крест на нем же нашего ради спасения изволи распятися пред самм тм праведным судиею Иисус Христом истинным Богом нашим, грядущим воздати//комуждо по длом первое явитися имать на поси со славою небесною и со многими полки анггелскими отвращающихся убо от него врагов страша и оскорбляя почитающих же его врных веселя и просвщая (31об. –32). Кто мог быть автором такой редакции Грамоты патриарха Никона ? Возможно, им был, судя по содержанию сборника, православный монах и одновременно тайный старообрядец, что было нередким явлением к России начала XVIII века, когда обострилась антицерковная полемика 1154 . И именно потому эта редакция Грамоты патриарха Никона представляет огромный интерес. Ниже издаётся текст Грамоты патриарха Никона о Крестном монастыре по рукописи РГБ. Ф. 17 (собр. Е. В. Барсова ). 79. Л. 28–32. Издание текста осуществляется по правилам ТОДРЛ (Т. 52). (Л. 28). 1 Никон Божиею милостию архиепископ царствующаго великаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя России и всея северный страны и помория и многих государств патриарх 2 . 3 Всем повсюду и коемуждо, особно пребывающим ниже возлюбленным во Святом Дусе, чадом нашим благодать, мир и милость от Вседержителя Бога Отца и единороднаго Его Сына Господа нашего Иисуса Христа и утешителя Святаго Духа и наше благословение и молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010