При этом не можем не припомнить следующих, строгих, но совершенно справедливых слов преосвященного Игнатия, митрополита Тобольского, которыми он обли­чал раскольников своего времени, утверждавших, что троеперстие есть печать антихриста. «К тебе мое слово, окаянне отступниче, где нашел еси в Писании, яко иже три персты слагает и крест творит, то есть печать антихриста проклятаго; но нигде же сего писано покажеши, ниже слыха­но когда бысть. Но аз, прославляя Святую Троицу, хуление твое обличу. Яко аще сии три персты похуляя, называеши печатию сквернаго антихри­ста, яко егда слагаются три вкупе, то убо подобает тебе и у своея руки те первые три персты отсещи, понеже ты диавольским учением в хулу пре­вращен, сицевая изрыгнул еси. И теми треми персты, ихже диаволу отделяеши, яко злии еретицы манихеи, ничесоже да твориши: ниже да пише­ши, ниже да яси, ниже да пиеши, ниже да прядеши, и ничтоже ими да тво­риши: якоже выше рех, у тебе да отсекутся, да не будет тебе соблазн. Рече бо Господь наш Иисус Христос (якоже писано есть во святом Евангелии): «Аще десная твоя рука соблазняет тя, усецы ю, и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну» ( Мф.5:30 ). Зри, окаянне, в каковое единобесие диавольское вринулся еси…» И по­том, сказав, что тремя перстами изображаются чувственно Отец и Сын и Святой Дух, продолжает: «Но да не речеши, яко пространнее о сем не имеет глаголати: слыши, что писано есть св.Ипполитом о начертании сквернаго антихриста: пишет бо в книзе торжественнике, московския печати, на листу 127-м: даде Господь знамение иже в Него верующим, чес­тный крест и той (еже есть антихрист) подобие даст свое знамение. Зри и вонми прилежно, яко антихристово знамение не сложение перст и не крест Христов, его же начертывает человек православный тремя первы­ми персты, но некое имать быти начертанием пятно, якоже у нас пятнают коней или иной каковый скот: а креста Христова и Христова имене, в не­гоже все православие верует, ниже он слышати восхощет, и повелит вся­кому славити себе яко Бога… И паки той же св.Ипполит, в том же слове пишет на листу 132-м, на обороте: и убо покоряющихся (ему) знаменает печатию своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

И зде же древле случившееся о митрополите всея России Филиппе: егда по оклеветанию неких злых изгнан престола и паствы с велиею досадою и безчестием и биением, тогда святый, яко истинный пастырь, не клише не точию невинных, но в самих клеветников благословляше. Патриархи Иев и Ермоген оставяще престол свой, како отойдоша, написати. Священная же правила не приемших епископа людей кляти не повелевают, якоже свидетельствует собора Агкирскаго правило 18 глаголющее: епископ поставлен быв, аще не прият будет жители предела того, в он же поставлен бысть, и начнет иным епископиям стужати, да отлучится, аще же хощет да причтен будет, с пресвитеры да причтется, аще же и тамо сущим епископом стужает, да изринется из пресвитерские чести. И Антиохия Сирския 10-е правило глаголет: аще поставлен быв епископ и никакоже прият будет людьми града того, таковый убо честь епископскую да иматъ, и да служит токмо, ожидая егда всея области епископии собором управят о сем. Тогожь собора правило 16 глаголет: иже кроме со- вершеннаго собора, или самого митрополита на праздный церкве престол наскочив, аще и сам есть празден от епископии, да будет извержен. Смотрим прилежно, ако не приемших людей поставленнаго им епископа не точию не повелевают кляти священнаго правила, но и епископа безчннуюша и наскачюша извержению подлагают. Святейший же Никон патр. моляшеся на царствующий град Москву о погублении, якоже Содому и Гомору, ниже по Божию велению, ниже по чину св. апостола, ниже за проповедь слова Божия (издревле бо российский народ имать проповедь св. Евангелия), ниже изгнан; но по рукоположении его на патриаршество прият бысть от всех и почтен паче прежних патриарх Российских. Остави же самовольно престол свой и паству безчинно на многа лета безпастырну, без всякия вины и совета, и тогда много молим, не возвратися. Многа же лета минут по отречении своем, восхоте паки власти и славы мipa сего, ниже возвестив о себе, ниже советовав, или молив царя и собор, прииде внезапу нощию, и в мipe молву и смущение велиа сотвори; стражу же градскую в граде проходя, вспрошен сказоваше себе архимандрита Са- винскаго монастыря Звенигородскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Засим священник берет третью просфору и вынимает из нее девять частиц, в честь разных ликов святых, удостоенных жилища на небе подобно девяти чинам ангельским 587 . Эти частицы священник полагает по левую сторону агнца 588 , в три ряда, именно: в 1-м ряду: во имя Предтечи, пониже ее – во имя Пророков, а еще ниже – во имя апостолов; во 2-м ряду: во имя Святителей, ниже ее – во имя Мучеников и еще ниже – во имя Преподобных; в 3-м ряду: во имя бессребреников, ниже ее – во имя Богоотцев Иоакима и Анны и всех «святых», присоединяя к сему: «ихже молитвами посети нас, Боже» 589 и дневного святого 590 , еще ниже, полагает последнюю девятую частицу, во имя св. Иоанна Златоустог о или Василия Великого , т. е. того, чья литургия совершается 591 . Затем священник вынимает частицы из четвертой просфоры и полагает их внизу агнца, моляся о всех живых: о епископах, Св. Синоде, православных Патриархах, местном митрополите или еписконе, о всех пресвитерах и диаконах, о государе императоре и о всем царствующем доме. Священник поминает всю царскую фамилию и других живых и при каждом имени вынимает частицу, говоря: «Помяни, Господи» (такого-то). Из пятой просфоры священник вынимает частицы об умерших. Эти частицы он полагает ниже частиц, вынутых за живых, и при этом произносит: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и благочестивых царей и благочестивых цариц, блаженных создателей святого храма сего»; потом поминает по имени рукоположившего его архиерея (если его нет в живых) и других усопших, которых желает; затем – всех усопших в надежде воскресения, жизни вечной. Обыкновенно при этом читаются так называемыя поминанья – книжки или листки, в коих написаны имена живых и умерших 592 . При каждом имени вынимает частицу, говоря: «Помяни, Господи» (такого-то 593 ). Засим из просфоры, назначенной для поминовения живых, вынимает частицу о самом себе, говоря: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение вольное же и невольное» 594 . Наконец, вынимает частицы из просфор, принесенных молящимися.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ему должно угождать исполнением заповедей Его, и от Него надеяться спасения. Аминь. NB. Секира – топор; Оскорд – долото; Сечиво – кирка. Яко в дубраве древяне – как в лесу. Жезл означает знак власти ( Есф.4:10 ). Жезл достояния будет значить избранное твое владение. Положиша знамения своя, т.е. внесли во храм свои языческие знамена, и соделали их знаменами священными, псалом говорит пророчески, это сбылось, 1) когда Пилат внес в город знамена римлян, 2) когда Римский Император приказал поставить на воротах изображение свиньи, 3) когда в святилище поставлены изображения идолов Пс.74:7. Ниже от исход, ниже и запад, ниже от пустых гор. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Псалом 74-й относится, как думает блажен. Феодорит, к тому времени, когда народ израильский находился в плену вавилонском. Здесь псалмопевец, во-первых, призывает всю Иудейскую церковь славословить Господа о судьбах Божиих и Его благодеяниях, оказанных прежде народу иудейскому. Исповемыся Тебе, Боже. Умалчивая о бедствии, которое израильтяне претерпевают от врагов, пророк показывает тщету их гордыни и самонадеянности и что напрасно они думают до основания разорить иудеев, напрасно радуются, что израильтяне со всех сторон лишены помощи: судьба всех народов, как и судьба одного человека, зависит от Всемогущества Божия. С сею целью св. Давид вводит Самого Господа, говорящего к неприязненным для иудеев и горделивым народам: Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Не очень радуйтесь, что вы остались победителями, придет назначенное время – тогда Я произведу праведный суд над народами, Моею силою держится вселенная. Не надмевайтесь вашим успехом, не глагольте на Бога неправду, т.е. не говорите, чтобы Он оставил мир без Его промышления. Не думайте также об иудеях, что им неоткуда получить помощь. Сию мысль выражает пророк словами: Ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Горы пустынь – Ливан и Кармил – означают: север и юг. Враги думают, так можно изъяснить мысль пророка, что иудеи со всех четырех сторон окружены неприятелями и не могут надеяться на помощь соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Далее Денисов в сем ответе говорит о старообрядцах, что они «в древлецерковных святоотеческих преданиях пребывают во спасение душ своих». Но где же нашёл он в древлецерковных книгах, чтобы можно было отделяться от церкви «во спасение душ своих»? Хотя двукратного собора 15-е правило и повелевает от епископа или епископу от патриарха, проповедующего открытою главою ересь, осуждённую св. отцами, отделяться, но не от вселенской церкви, а от частного лица, по отделении от которого отделившиеся остаются при вселенской церкви, а чтобы от вселенской церкви можно было отделяться на спасение души, о том в писании не только нет ни единого слова, но и говорится, напротив, что не пребывающие в церкви в езеро огненное ввержены будут. В Великом Катехизисе (гл. 25) сказано: «Вопрос: Кая нам есть потреба сего поучения о соборней церкви? Ответ: Сея ради, яко да известно ведуще ю, в ней пребываем, и спасени будем: зане кроме церкви Божия нигдеже несть спасения. Якоже бо при потопе вси, елицы с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша: тако и в день судный, вси иже ныне в церкви святей не будут, тии во езеро огненное ввержени будут». Таковых, отторгшихся от вселенской церкви и живущих без архиереев, Симеон Солунский именует лишёнными и христианского имени: «тем (архиереом) вся божественныя тайны и во всех священных архиерейство действующе есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане: чрез того убо истинное христианство , и Христовы чрез того вся тайны» (кн. 1, гл. 75). Вот, древлепечатные книги сущим вне единения со вселенскою церковию не только отрицают спасение, но таковых ниже христианами именуют, а Денисов, витийствуя, в противность старопечатным книгам говорит, что старообрядцы отделяются от вселенской церкви «во спасение душ». Отделившись от вселенской церкви, как могут они в таинстве крещения и во вседневном исповедании читать слова Символа веры : «и во едину святую соборную и Апостольскую церковь »? Не иначе, как лживо. Замечание на ответ пятдесят вторый

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Наипаче третий Собор, емуже начальник бе священный Кирилл, Патриарх Александрийский, иже исполнил богословие, еже о Святем Дусе, и запечатле è с святым Собором, иже не точию мне и тебе не велит приложити что отнюдь к еже что от него запечатленному священному Символу, ниже пременити, ниже уложити ни едино речение, но ниже себе велит дерзнути сицево что в священном символе, иже и глаголет с святым Собором: «Аще же кто после нас дерзнет, рече, таково что, да будет анафема, сиречь проклят». Что противу сих глаголеши, о Николае? Или не вериши сим, аки как бы недобре уставленым святым Собором? И аще не имеши веры сим, ниже приемлеши я, что ино речем о тебе, разве, яко беснуешися? Вериши ли, о Николае, яко Духом Святым собрашяся богоноснии они светильникы и Божественным Духом учими богословиша и уставиша добре и запечатлеша священный Символ непорочныя нашея православныя веры? Аще убо веру имаши, отступися прочее латыньскаго сего преслушания и непокорства, инъже недугует с тобою вкупе латынская Церковь , и исповедуй со всеми древними соборы, яко от Отца единого происходит существенне Всесвятый Дух, якоже сам собезначалный и соприсносущный Отцу Сын и Слово научил есть сие святым евангелием, еже от Иоанна, рек своим учеником: «егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю... от Отца, Дух истинный, иже от Отца происходит» , и проч. ( Ин.15, 26 ). Приими сие тайно богословие, произшедше от самех неложных уст Христа Бога нашего и вашего; приими сие учительство со всякою верою и благоговеинством, царствие Божие иносказательне именуемо, зане в самый живот вводит нас; приими сие тайноучение, акы детищ беззлобив приимает, яже учителя своего, учениа, да сподобишися внити в не. " Аще бо, – рече, – не приимете царствие Божие, якоже дети , не имате внити в не» ( Мф. 18, 3 ). Вышша себе не взыскуим, братие, да удовлимся откровенными нам от Духа Святаго самим Спасом и Вселенскими Соборы. " Несть , – рече, – ученик выше учителя своего, ни раб выше своего владыкы; довольно , – рече, – ученику, да будет якоже учитель его» ( Мф. 10, 24–25 ), и проч. Мы от сея Владычния поклоняемыя притчи просвещаеми, и блаженнаго апостола Павла послушающе, заповедующаго нам не мудрствовати паче, еже подобает мудъствовати, сиречь паче писанных откровенных Святым Духом, но мудрствовати, яко целомудрствовати, сиречь познавающим худость наших помысл пребывати внутрь устав смиреномудрия, да пребываим убо тверди и непоступни внутрь устав изложеныя благочестивыя веры от святых апостол и священных собор, и далее сих ниже возводимся, ниже возносимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/sl...

   Наипаче третий Собор, емуже начальник бе священный Кирилл, Патриарх Александрийский, иже исполнил богословие, еже о Святем Дусе, и запечатле è с святым Собором, иже не точию мне и тебе не велит приложити что отнюдь к еже что от него запечатленному священному Символу, ниже пременити, ниже уложити ни едино речение, но ниже себе велит дерзнути сицево что в священном символе, иже и глаголет с святым Собором: «Аще же кто после нас дерзнет, рече, таково что, да будет анафема, сиречь проклят».    Что противу сих глаголеши, о Николае? Или не вериши сим, аки как бы недобре уставленым святым Собором? И аще не имеши веры сим, ниже приемлеши я, что ино речем о тебе, разве, яко беснуешися? Вериши ли, о Николае, яко Духом Святым собрашяся богоноснии они светильникы и Божественным Духом учими богословиша и уставиша добре и запечатлеша священный Символ непорочныя нашея православныя веры? Аще убо веру имаши, отступися прочее латыньскаго сего преслушания и непокорства, инъже недугует с тобою вкупе латынская Церковь, и исповедуй со всеми древними соборы, яко от Отца единого происходит существенне Всесвятый Дух, якоже сам собезначалный и соприсносущный Отцу Сын и Слово научил есть сие святым евангелием, еже от Иоанна, рек своим учеником: «егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю... от Отца, Дух истинный, иже от Отца происходит» , и проч. (Ин.15:26).    Приими сие тайно богословие, произшедше от самех неложных уст Христа Бога нашего и вашего; приими сие учительство со всякою верою и благоговеинством, царствие Божие иносказательне именуемо, зане в самый живот вводит нас; приими сие тайноучение, акы детищ беззлобив приимает, яже учителя своего, учениа, да сподобишися внити в не. «Аще бо, — рече, — не приимете царствие Божие, якоже дети , не имате внити в не» (Мф. 18:3).    Вышша себе не взыскуим, братие, да удовлимся откровенными нам от Духа Святаго самим Спасом и Вселенскими Соборы. «Несть , — рече, — ученик выше учителя своего, ни раб выше своего владыкы; довольно , — рече, — ученику, да будет якоже учитель его» (Мф. 10:24—25), и проч. Мы от сея Владычния поклоняемыя притчи просвещаеми, и блаженнаго апостола Павла послушающе, заповедующаго нам не мудрствовати паче, еже подобает мудъствовати, сиречь паче писанных откровенных Святым Духом, но мудрствовати, яко целомудрствовати, сиречь познавающим худость наших помысл пребывати внутрь устав смиреномудрия, да пребываим убо тверди и непоступни внутрь устав изложеныя благочестивыя веры от святых апостол и священных собор, и далее сих ниже возводимся, ниже возносимся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сихъ отвращайся» (л. 74–75). Сравнение всех вариантов этой цитаты демонстрирует ту же поэтапность работы патриарха Никона с источниками библейских текстов послания царю 1662 г. Текст 31-го наставления, буквально повторяющий текст 69-го правила Василия Великого , скопирован в 25-е наставление: здесь, как и в тексте источника, отсутствуют неполногласные формы слов («невъздръжливи» – «невоздержливи»; «гръделиви» – «горделиви»), упрощена орфография («отмтающеся» – «отметающеся»), что свидетельствует о едином подходе патриарха Никона -книжника к древнему тексту. Однако при переписке были допущены два пропуска («бо», «И») и изменена форма слова («непокориви» – «непокоривии»), и именно в таком «изменённом» виде текст цитаты из 25-го наставления вошёл в послание 1662 г. Ещё две цитаты – Мф. 10:14 и Деян. 18:5–6 – неоднократно встречаются в сборнике Василия Великого , и каждый вариант цитаты, который даёт Василий Великий , дословно заимствуется патриархом Никоном для его собственных наставлений. Однако источник этих библейских текстов для 25-го наставления, послужившего источником послания царю, однозначно определить невозможно. 1) Мф. 10: 14 : Библия 1581 « И иже аще не приимет васъ, ниже послушаетъ словесъ вашихъ, исходяще из дому или из града того, оттрясте прахъ ногъ вашихъ» (л. 6). Апостол 1655 « И иже аще не прииметъ васъ, ниже послушаетъ словесъ вашихъ, исходяще из дому или изъ града того, оттрясите прах ногъ ваших» (Евангелие 1657, л. 73). «Нравственные правила» Правило 70: «Ниже аще не приемлет васъ, ниже услышитъ словесъ вашыхъ, исходяще от дому оного или из града,//оттрясте и прахъ от ногъ вашыхъ» (л. 142об.–143). Правило 72 ( Мф. 10:14–15 ): «Иже аще не прииметъ васъ, ниже послушаетъ словесъ вашыхъ, исходяще из дому или из града того, оттрясте прахъ от ногъ вашых. Аминь, глаголю вамъ, отрадне будетъ земли Содомстй и Гоморстй въ день судный, неже граду тому» (л. 146об.). «Наставление царю Наставление 61: «Иже аще не прииметъ васъ, ниже послушаетъ словесъ вашыхъ, исходяще из дому или из града того, оттрясте прахъ от ногъ вашых» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Ниже. Крестом бо совершаются вся таинства веры нашея://(Л. 31об.) тем венчаемся, тем освящаемся. Ниже. Сей крест и мы, аще истинно воображаем и приличною честию восхощем его почтити вещию или осенением десницы на лице нашем трем и первыми персты, соединивше я во образ святыя Троицы. 8 Ниже. Ея же просвещением открыся нам таинство воплощеннаго смотрения и научихомся славити единаго Бога в трех ипостасех Отца и Сына и Святаго Духа и распинатися вкупе со Крестом Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия. Ниже. Являет же ся богословно зане совокуплением трех перстов во уме имеет таинство святыя Троицы и вы егда изобразуем на себе Крест Господень воспоминаем страдание и воскресение его. 9 Ниже. Паки же ко второе пришествие великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Божественный его и Животворящий Крест на нем же нашего ради спасения изволи распятися пред самем тем праведным судиею Иисус Христом истинным Богом нашим грядущим воздати//(Л. 32) комуждо по делом 10 первое явитися имать на носи со славою небесною и со многими полки анггелскими отвращающихся убо от него врагов страша и оскорбляя почитающих же его верных веселя и просвещая. 11 Ниже. Дан в богоспасаемом царствующем великом граде Москве в дому преславныя Царицы Богородицы и присно Девы Марии и в нашей патриархии в лета от воплощения единосущнаго безначалному Отцу Слова 1656 года месяца иуния к 24 день. Примечания 1       В ркп. перед началом текста изображение Распятия с надписью с обеих сторон от креста: Сицевое Распятие избражено (!) на 1-м листе в заставице. На правом поле помета киноварью Лист 1. 2       В ркп. слова написаны киноварью. 3       В ркп. на правом поле помета Лист 2. 4       В ркп. на правом поле помета Лист 3. 5       В ркп. на этом месте значок х соответствует помете на поле 4 лист. 6       В ркп. на поле напротив помета Лист 7. 7       Далее в ркп. зачёркнуто сниду. 8       На поле напротив помета Лист 35. 9       На поле напротив помета Лист 42. 10       Далее в ркп. зачёркнуто его. 11       На поле напротив помета Лист 44.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Павла Зернова, и вставлен в эту стену " лта зчд (1586) повелниемъ благоврного и боголюбиваго и Великаго Государя Цяря Великаго Князя едора Ibahobuчa всея Руси Самодержца, и Его Благочестивыя и Христолюбивыя Царицы Великиа Княгини Ирины, втретие лто государства Его начаты бысть длати ciu святые врата и оградки ена около сея npebeлukia Лавры святыя пребезначальныа Троица Ипацкого монастыра тщанием и врою боярина Дuмumpia Ibahobuчa Годунова да боярина конюшево Бориса едоровича Годунова на память отъ рода вродъ и по душахъ своихъ и по своихъ родителехъ ввчной поминокъ " . Двери во внутренних вратах, ведущих из галлереи в собор, как с западной, так и с северной и южной сторон взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого храма и замечательны по своей древности (XVI в.), художественности исполнения и иконографическому содержанию украшений. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по сусальному золоту разного рода изображениями и изречениями из свящ. писания и сивиллиных книг. Лицевая их сторона с этой целью разделена на несколько рамок, в которых и размещены священные и другие изображения, сделанные сусальным золотом, в подражание византийской инкрустации дверей пластинками золотыми и серебряными. На западных дверях, в двух верхних рамах изображено Благовещение: в одной раме - архангел Гавриил, а в другой - Богоматерь; ниже - с одной стороны - пророк Исаия, возвестивший о рождении Спасителя от Девы, а с другой - пророк Иезекииль, изрекший пророчество о затворенных вратах; в следующей раме, с одной стороны, лествица Иакова и Богоматерь, а с другой - купина Моисея. При каждом из этих изображений имеются соответствующие надписи, заимствованные из Библии. Еще ниже изображены философы - Фродитиан и Ермий; в последних двух нижних рамах - Омирос и Менандр. Все эти изображения, как видно из пояснительных к ним надписей, выражают одну общую мысль о явлении на землю Бога во плоти. На северных дверях, в таких же рамах, находятся изображения - вверху св. Троицы и пророка Аввакума с его пророчеством, рядом изображены Рождество Пресв. Богородицы и Гедеон, ниже - пророки Илия и Елисей; еще ниже - Еврипид и Сивилла. На южных дверях, вверху, в двух рамах, изображено дважды Благовещение в различных переводах, с надписями; ниже - прозябший жезл Ааронов, на котором изображено Знамение Богоматери, Аарон и Даниил с их пророчествами; еще ниже - Платон и Аполлон пред костяком, лежащим во гробе, рядом - Валаам с пророчеством о звезде от Иакова; в нижнем ряду, в трех рамах, изображены Сивиллы. Такого рода изображения на дверях Троицкого храма являются редкостными, хотя не составляют исключительной принадлежности его; они встречаются в некоторых древних храмах, особенно московских.

http://sobory.ru/article/?object=05167

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010