Как тело, мощное и крепкое, имеет сияющие глаза, таковы эти два святых тела. Не так светло небо, когда излучает солнце лучи, как Римский град, излучающий эти две свечи всюду по всей вселенной». И ниже: «Кто бы мне дал ныне облияться телом Павла, и пригвоздиться ко гробу, и видеть прах этого тела, разделившего страдания Христа, раны получившего, повсюду рассеявшего проповедь, прах этого тела, которое везде притекает, прах этих уст, которыми вещал Христос и просиял свет, светлее всех лучей». И ниже: «Не уст же только, но и сердца его хотел бы видети прах, так что не погрешил бы тот, кто назвал его сердцем вселенной и источником бесчисленных благ, и началом и стихией нашей, ибо оттуда повсюду подается дух жизни». И ниже: «И разрешенное сердце то желал бы видеть, разгорающееся за всех гибнущих». И ниже: «Хотел видеть прах этих рук в веригах, наложением которых подавался Дух, которыми были написаны эти Божественные Послания». И ниже: «Хотел видеть прах ослепленных глаз и прозревших для спасения вселенной, и сподобившихся видеть во плоти Христа». И ниже: «Хотел видеть прах, и ног этих, обтекших вселенную и не утрудившихся, к дереву привязанных, когда потряслась темница, обошедших вселенную и ненаселенную. И к чему говорить так подробно: хотел видеть гроб, где лежит оружие правды, оружие света, члены, ныне живые, умерщвленные же, когда был жив, в которых живее всех Христос, распявшийся миру, члены Христа, облекшиеся во Христа, храм духовный, создание святое, связанное духом, пригвожденное страхом Божиим, имеющее язвы Христа». Не только же здесь, но и в другом месте, то есть в толковании на Второе Послание к Коринфянам, глава 12, в Беседе 26, ближе к концу, святой Златоуст говорит подобные же вещи: «Где же, скажи мне, гроб Александра? Покажи мне и назови день, в который он скончался. Рабов же Христовых и гробы светлы, царственно проникающие в град, и ясны дни, творящие праздник вселенной. Если же этого и свои не понимают, то как узнают это варвары. И гробы рабов Распятого светлее царских дворцов, не только величием и украшением зданий (хотя и этим тоже), но еще много более старанием входящих в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

a) «К мученикам» (197). В нем Тертуллиан увещает исповедников, томившихся в тюрьме, твердо переносить тяжесть гонения. b) «Две книги к народам» (197). Апологетическое сочинение, содержащее в себе философскую защиту христианства и горячее опровержение язычества. c) «Апологетик» (197). Сочинение адресовано наместникам Римской империи и посвящено защите христианства с юридической точки зрения. d) «О свидетельстве души» (197 год). Содержание см. ниже, XI 3 В а. е) «О зрелищах». Здесь обсуждается вопрос о недозволительности для христианина посещать языческие зрелища, стоящие в связи с идолослужением и возбуждающие грубые страсти. f) «О давности против еретиков». Содержание см. ниже, XI3A. g) «О молитве». Комментарий к молитве Господней и наставления о молитве вообще. h) «О крещении». Содержание см. ниже, XI 3 G. i) «О терпении». Автор, сознаваясь, что сам лишен этой добродетели, с особенной теплотой рекомендует ее себе и другим. j) «О покаянии». Содержание см. ниже, XI 4 F. к) «Об одежде женщин». В этом сочинении Тертуллиан резко обличает страсть женщин к нарядам и притираниям. l) «Две книги к жене». Содержание см. ниже, XI 4 С. m) «Об идолопоклонстве». Расширяя понятие идолопоклонства на все, что так или иначе стояло в связи с ним, автор доказывает, что для христианина недозволительно принимать участие в культурной жизни языческих народов. n) «Против Гермогена». Содержание см. ниже, XI 3 D. о) «Против иудеев». Сочинения с е) по о) составлены между 198 и 202/3 годами приблизительно в указанном нами порядке. В. К монтанистическому периоду жизни Тертуллиана относятся сочинения, написанные между 202/3 и 222/3 годами. a) «Увещание к целомудрию» (204–206/7). О недозволительности второго брака. См. XI 4 С. b) «О покрывале девственниц» (204–206/7). Защищается обычай, согласно которому девственницы должны были являться в церковь под покрывалом. c) «Против Маркиона в пяти книгах» (207–208). Сочинение трижды перерабатывалось автором. К указанному времени относится его окончательная редакция. Содержанием трех первых книг служит критика дуализма и докетизма Маркиона, а в четвертой и пятой обследованию подвергнут его новозаветный канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Произношение молитвы при крестном знамении свидетельствует, что «словослагатель сей не токмо богословии, не токмо прочих свободных наук не ведый, но ниже грамматического учения коснувся: понеже имя прилагательное Божий учит отделяти от имене существительного Сыне и на живот полагающему руку велить говорити Христе Сыне. Таже отделив прилагательное на десное плечо кладучи, говорити Божий. Аще бы ведал списатель поне разум осмочастия, не бы разделял имене существительного с прилагательным, ибо между существительным и прилагательным именем в писаниях нигде же разделение полагается, ниже точка, ниже двоеточие, ниже запятая и ниже черта, но всюду нераздельно пишемо зрится, яко именительным падежем Сын Божий, Сын человечесый, апостол святый, мученик Христов, отец преподобный и прочая. Тако и звательным: Сыне Божий, апостоле святый и прочая. Творец же слова яко строкою раздали сия, понеже два существительных Христе Сыне вкупе написав, прилагательное же Божий чрез строку отнесе тако и местом раздели существительные два: Христе Сыне на месте пупа говорити повеле, прилагательное же на плече полагающи повелевает. Кое рассуждение не токмо Софрониева премудрого ума чюже есть, но и человека, ведующего искус писания далече. И не точию в сем, но и в последующем толковании слагатель сей имя прилагательное от существительного такоже отделяет, глаголя: на правое же плечо кладучи, молви: и Святого, а перенося на левое плечо, говори: Духа. Но не по разуму отделяет имя прилагательное Святого от существительного имени Духа. Аще бо в Катихисисе новопечатном обретается разум сей толкования, но не отделяется имя прилагательное от существительного, сице написано: и оттуду на десное рамо, глаголя: и Св. Духа, переводя даже до левого. Зри разум ученых, ниже бо запятые положиша между прилагательным именем и существительным. Сей же словослагатель не токмо двоеточием сия разделив, но и местом чрез строку отнес, показа себе немного учена суща. И аще бы слово сие под именем простого и неученого мужа было, мирного зазрения достойно. А понеже под именем великоученого мужа и богослова таковая неприличная и немного ученая издающее, не малого омышления достойно быти видится, яко не есть Софрониева всемудраго ведения».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Слова Вячеслава, приглашавшего испить чашу в честь св. Михаила, переданы с небольшою вставкою. У Гумпольда они изложены так: «Salutet vos salus omnium Christus! Calicem, quem manu teneo, in sancti archangeli Michaelis amorem ebibere, inumquemque nostrum ne pigeat. hoc amore spiritalitatis eius altitudinem pro posse venerantes, ut quacumque hora lex naturae ad extrema nos deduxerit, animarum nstrarum paratus susceptor clemensque in paradisi voluptates dignetur fieri subvector, cordium imis precemur» (см. ниже стр. 49,21 – 50,20). В славянском тексте: «Целоует вы целы всех Христос, чашу юже аз држоу роуце, во имя святаго архаггела испити единомоу комоуждо вас подобает, к немоу же сеятомоу дни память оутро пост нам приходить. И тако любовию духовною честяще величествие его, да аще в коую годиноу душа наша от света преставится, в рай вечный восхощет ны прияти в мире, аминь» (см. ниже стр. 50,10–15). Заключительные слова главы: «uti divino iussu res differtur, domum inlaesus revisit» (см. ниже стр. 50,23–24) переданы короче: «на свое ложе спат изыде» (см. ниже стр. 50,17–18). 19-ая глава Гумпольда сохранилась и в переводе. Но в начале главы, после первой фразы («Noctis autem... pernoctavit», см. ниже стр. 50,25–27; сравн. стр. 52,1–3, «и тоу нощь... проводи») находим вставку, источник которой нам неизвестен: «брат же его ко своим рече не можем его никакоже погубити, яко држина его соут с ним трезва, но ведаем обычаи его так, яко егда первое глас звона церкве слышить, един с ложа воскочив к церкви потечеть, а не ждеть никогоже, да рцем попови да бы рано звонил, еже быс(ть) тако» (см. ниже стр. 52,3–8). В самом рассказе об убиении Вячеслава есть несколько вставок и вариантов. Слова святого: «Recipe gladium, mature supplicium; quae sunt agenda ne differas in longum» (53,28–29) переданы с дополнением: «взми мечь а собе моуку, и яже соуть делаемая не провлачи на долзе, и ты зови иже тя соуть наоучили, а сам ся братнею кровию не огреши» (54,12–13). Вслед за этим Болеслав, по латинскому тексту, «in auxilium sui socios vocat» (54,26), a по славянскому: «возопи на помощь себе своя зовыи тако: о крамолници (sic!), мя наоучивше, мне не поможете» (54,15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Сице убо имам и мудрствую, якоже вкратце рещи о святей и единосущней и нераздельней Троице. Такожде верую и исповедую ражаемаго безначальне и присносущне Сына и Бога Слова от безначальнаго Бога и Отца, благоволением Отчимь и осенением святаго Духа зачята бывша в пречистых ложеснах пресвятыя и приснодевы Марии Божии Матери, происшедша из нея с приятою от пречистых кровей ея плотию святою своею, человека совершенна и Бога совершенна Того же, в едином ипостаси и в двою естеству и действех и волях и суща и веруема, ниже божеству Его в человечество преложившуся, ниже человечеству в божество пременившуся. Такожде верую и исповедую Того же нашего ради спасения и крест и страсть и смерть и тридневное погребение волею претерпевша и изволивша плотию своею, божественвому Его естеству кроме страсти всякия пребывшу: божественное бо естество высше отнюд всякыя тли и страсти есть, воскресша же из мертвых в третий день силою воздвигшаго Его Бога и Отца, и возшедша ва небеса с приятою своею святою плотию, нетленней уже бывши и безстрастней, и седяща телесне одесную Бога и Отца своего, и пакы грядуща с славою судити живым и мертвым, иже и воздаст комуждо по делом его. Такожде верую и исповедую всесвятаго Духа, Бога истинна в своем ипостаси и суща и покланяема исходяща от Отца единаго, якоже божественный глас и тайное учительство предал есть нам святым евангелиемь божественваго Иоанна. Больши того священнаго тайноучительства, еже о святом Дусе, ниже мудрствую, ниже учу отнюд ни единаго человека, но вседушевно пребываю во всех богословных догматех и мудрованиих, ихъже предашя нам самовидци и слугы Бога Слова и яже по них вси вселенстии собори богодухновенных отець, ниже прилагая что к ним отнюд, ниже улагая, или пременяя ни едину иоту, ли черту, но всю православную веру и богословие их соблюдаю в сердци моемь целу и непременну. Такожде и церковная их предания, елика уставишя о поклонении сиречь честных икон, постехже и о иноческом благочинии же и устроении, и елика о божествфнных пениих и списания и предания святей и апостольстей и соборней церкви, и приимаю и исповедую и облобызаю всемь сердцемь моимь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон, якоже выше сего изобразися: и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклоны. И не якоже нецыи не покаряющеся святых отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин наполняет преданных от отец поклонов: ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя своя поклоны, тако и молитву святаго ефрема, аки изумленный спешит проговорити. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчестных поклонов, и от безумнаго моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти. Страшно, обаче реку, да не неведуще отеческаго утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в православную неделю святаго поста, соборное святаго седмаго вселенскаго собора сице: Вся, кроме церковнаго предания и учения и изображения святых, и приснопамятных отец, обновляемая или посем содеянная, анафема. В поклонех же и молитве будем подражательны глаголющему: ибо Бог дух есть, духом и истиною кланяющихся хощет. И божественный и верховный апостол, иже искус ведый в молитве, глаголет сице: Аще бо помолюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть. Что убо есть? помолюся духом, помолюся и умом. воспою духом, воспою и умом. и паки: Хощу, рече, в церкви пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком. И святый лествичник, воззвах, рече: поя всем сердцем моим, сиречь, телом и духом. божественный же григорий синаит глаголет: Начало умныя молитвы действо, сиречь, чистительная духа сила, и тайная ума священнодейства: конец же, изступление и восхищение ума к Богу. И святый антиох рече: молитва убо беседа есть ума к богу: такого убо требует ума ум устроения, да возможет беседовати к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Сии же по триехнадесят днех и умроша суща. Да си сведуще, братие моя, не подобает нам изходити вон из церкви прежде отпуста от божественаго пения, и ниже во церкви с места на место преходити. Глаголет бо святый Симеон новый Богослов : Подобает убо нам, братие, предстоящим на молитве, рыдания прилежнаго и воздыхания сердечнаго и слезоточения теплаго никакоже в забвение полагати, но умиленно прежде предстояти всяко и всегда со многим трепетом, ниже ноги от ноги преставляти, и ниже от места на место прехождати, (л. 493 об.) ниже отсланятися к стенам или ко столпу, ниже приближатися друг другу и шептати и глумитися. А кому будет нужда изыти вон от пения, и он да идет в келию свою, а пред церковию и пред трапезою не стояти ни с кем и ниже седети; да не и прочии и инии братия пристанут и начнут стояти с ним или собеседовати безвременно [и неполезно]. Сего бо ради празднословия и о божественом пении пренебрежения великаго ради смерть всем человеком пренезапно приходит в мир. Ащели же кому будет нужда изыти от пения, то тихостным ступанием и главы поклонением с велиим молчанием ити в келию и паки скоро возвратитися на соборныя и святыя общыя молитвы. Ащели отшед монах и начнет тело угождати и спати или о чесом с ким иным празнословити, таковый пренебрежник и презоривый уставов святых преслушник злый воскоре имать впасти в руце врагов своих невидимых и видимых же. Глаголют бо тако всепресвятая и поучительная божественая и всеспасительная душ наших полезная Писания: не презирай убо божественыя службы церковныя святыя никогдаже, но бодрствуй к той повсегда, да не предан будеши врагом твоим. Еже убо к вам дух зде слова моего и спасение: Препрошу и молю всех о Христе Иисусе. Ему же слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: РГБ. ОР. Ф. 178. 9427. См. также редакцию и комментарий рукописного источника: Севастьянова С.К. Духовное завещание Патриарха Никона//Патриарх Никон и его время: Сб. науч. трудов ГИМ: Вып. 139/Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М., 2004. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/du...

Смотрим прилежно, яко не приемших людей поставленного им епископа, не точию не повелевают клясть священные правила, но и епископа бесчинующа и наскачуща извержению подлагают. Святейший же Никон патриарх молясь на царствующий град Москву о погублении, якоже Содому и Гомору, ниже по Божию велению, ниже по чину святых апостолов, ниже за проповедь слова Божия (издревле бо Росийский народ имеет проповедь святого евангелия), ниже изгнан; но по рукоположение его на патриаршество прият бысть от всех, и почтен паче прежних патриархов Росийских. Оставил же самовольно престол свой и паству бесчинно, на многие лета безпастырной, без всякой вины и совета. И тогда много молм, не возвратился. Многие же лета минув по отречении своём, восхотел паки власти и славы мира сего, ниже возвестив о себе, ниже советовав, или молив царя и собор, прииде внезапно ночью, и в мире молву и смущение велие сотворил. Стражу же градскую, в град проходя, спрошен, назвал себе архимандритом Савинского монастыря Звениградского. Исшед же паки вспять, гневом побеждаем, оттрясаше прах и молитву законопреступную прилагая. Како бо не законнопреступная? Первее учинися, получив священство, паче же архиерейство на благословение и на молитву о грехах людей к Богу, и о благосостоянии всего правоверного царства, и нарицался, и доднесь нарицается царский и всего христианства богомолец, а не клятвотворец. И подобает ему о своём дерзновении каяться и молиться Господу Богу, якоже и сам молиться обещал, и добре обещал. Долженствует же ему своё обещание сие делом исполнить, по реченному: обещайте, и воздадите. И лучше не обещаться, нежели обещавшись не исполнить. А еже метлу некую наречённую им, молится в отмщение обидящим его. И о сем прирече священный собор; подобаше святейшему патриарху Никону , яко ученику Владыки Христа, молиться за творящих ему обиду, об оставлении грехов, якоже сам Владыка наш Христос научи, рек: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко ученицы мои есте, аще любовь имате между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

По отношению к ближнему смирение, противоположное первой форме гордости, состоит в особенности в том, чтобы не только не считать себя выше других 4688 , но еще и других считать выше себя. Этому учит святой апостол Павел, наставляя: По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя ( Флп. 2:3 ). Святые отцы, естественно, повторяют это поучение. На вопрос о том, что такое смирение, святитель Василий Великий отвечает сразу: «Смирение состоит, по заповеди апостола, в том, чтобы смотреть на других так, будто они выше тебя» 4689 . Авва Дорофей Газский пишет так: «Первый [род смирения] заключается в том, чтобы считать своего брата умнее себя и выше во всех отношениях» 4690 . Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Истинное смирение в том, чтобы уступать тем, кто ниже нас, и предпочитать себе тех, кто нам кажется хуже. Поразмыслив, мы решим, что никто не является хуже нас, но мы будем верить, что весь мир нас превосходит» 4691 . И преподобный Иоанн Лествичник в главе, посвященной смирению, отмечает: «Если с глубоким сердечным чувством мы будем ценить нашего ближнего как превосходящего нас во всех отношениях, то, следовательно, мы приблизились к милосердию» 4692 . Подобное отношение, однако, могло бы быть проявлением гордости, если бы человек, ставя других выше себя, почитал и себя чем-то значительным. Вот почему святые отцы еще говорят, повторяя заповедь Самого Христа 4693 , что смирение состоит в том, чтобы считать себя ниже всех, видеть себя последним из людей 4694 . На самой высшей ступени смирения человек считает себя не только ниже себе подобных, но и ниже всех существ в природе 4695 . Гордый, считая себя выше других, презирает их, в то время как смиренный, напротив, считая себя ниже всех, полагает сам себя и только себя достойным презрения и принимает все виды унижений, исходящих от других, без боли и волнения 4696 . Преподобный Иоанн Кассиан советует: «Считая себя ниже всего мира, мы будем переносить с огромным терпением любое обращение, каким бы несправедливым, горьким и невыносимым оно ни было, полагая, что это приходит к нам от людей, стоящих выше нас» 4697 , а в другом месте он отмечает, что один из признаков, по которым распознается смирение, это «то, что человек не обижается на несправедливость, которую терпит» 4698 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В коемждо граде и пределех иночествующим повиноватися епископу, и безмолвие целовати, и внимати единому пощению, молитве, на нихже местех мира отрекошася терпяще, ниже церковным ниже житейским стужати вещем или приобщатися оставляющим своя монастыри, аще не некогда отпущени быша были 450 потребы ради нужныя от градскаго епископа. Ниединаго же прияти во монастырех раба, о еже иночествовати без мысли своего епископа. Преступающему же сей наш устав, уставихом непричастнику быти, да не имя Божие хулится. Епископу убо градскому подобает приличныи промысл творити о монастырех. Святый собор рече: И сие праведно да держимо будет понеже отцы уставися. Глава 2 Мелетии александрийский рече: Понеже от нашея немощи, и от сих дней неудобства многая отцами благо и добре законоположенная забвением покрываются, заеже нечтомым быти святым книгам, и святым правилом. Праведно есть по законом дважды в лето бывати собору, и прочитатися церковным винам, и разсуждатися, и исправлятися всем, поуставом святых отцов. Святый собор рече: Есть убо весма праведно понеже стропотства ради времен сих есть не удобно, но единощи в лето да будет, и да зрими будут церковныя вещи. Аще где случится что трубующее скорейшаго промысла, тогда обретающиися архиереи во царствующем граде сем, и иже во ближнем пределе да соберутся со всесвятейшим вселенским, и вещи да истяжут, разсудят позаконом. Глава 3 Обновляем шестое святаго и вселенскаго, 4-го собора правило, о еже не быти безразрешения рукоположением: рукополагающимже на мзде нерукополагати, по уставом отеческим, и апостольским изображением, ниже преходити от града во град епископом и прочим клириком, ниже пременяти области. Глава 4 Судимже праведну быти, во прегрешение впадшим, или прегрешением истязуемым, или прежде рукоположения, или порукоположении священство сквернящим, не быти иереем. Недостойно же рукоположенным праздное имети рукоположение, не священным пребывающим. Глава 5 Житейския вещи, и достоинство мирское содержащии, от святых апостол уставленная да держат. Глаголет же в, 6 правиле: Епископ или презвитер, или диакон мирская попечения да не восприимет, аще же восприимет даизвержется. Такожде от 630, богоносных отец в халкидоне собравшихся повеленная 7м правиле, рече же сице: Единою во клирицех учиненным, и иночествующим, уставихом ниже воинствовати, ниже в сан мирский преходити, или дерзающим, и некающимся, якоже возвратится на сие, еже Бога ради, прежде изволять, да проклята будут. Глава 6 Обновляем, 16, правило, 7го никейскаго собора, вторицею сошедшихся святых отец, яко освященным мужем не многоценных или мягких употребляти риз. Глава 7 Устави святыи собор, коемуждо епископу во своей области попечение и изждивение возможное творити, яко божественным и священным писанием, могущим учитися, помоществовати же посиле хотящим научати, и учитися произволяющим, аще приличную потребу имут. Глава 8

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010