Его дочь Рита (Стефания) была выдана за Иоанна Бриенния, племянница Филиппа - за никейского имп. Феодора I Ласкаря. Царь Хетум I присягает в верности монголам. Миниатюра из рукописи: Haiton de Coricos. La Fleur des Estoires de la Terre d’Orient. 1400–1410 гг. (Paris. Fr. 12201) Царь Хетум I присягает в верности монголам. Миниатюра из рукописи: Haiton de Coricos. La Fleur des Estoires de la Terre d’Orient. 1400–1410 гг. (Paris. Fr. 12201) Придворная культура К. А. с кон. XII в. испытывала все более сильное влияние западноевроп. феодальных обычаев; внедрялось европ. феодальное право, были введены в действие Антиохийские ассизы, переведенные на армянский. Мн. политические термины заменялись лат. аналогами; ближайшие вассалы Левона теперь имели титулы баронов (вместо арм. понятия «нахарары»). Левон также укрепил союз с рыцарскими орденами. Госпитальеры (см. Мальтийский орден ), которые присутствовали в Киликии уже с 1149 г., получили во владение Селевкию, Норперт и др. пункты и, т. о., должны были защищать зап. границу К. А. Тевтонскому ордену была пожалована крепость Амуда и неск. окрестных замков ( Chevalier. 2009). В это же время морские порты К. А. были открыты для европ. торговли, предоставлены привилегии генуэзцам и венецианцам. Победа мамлюков над армянами в битве при Мари в 1266 г. Миниатюра из рукописи: Le Livre des Merveilles et autres récits de voyages et de textes sur l’Orient. 1410–1412 гг. (Paris. Fr. 2810) Победа мамлюков над армянами в битве при Мари в 1266 г. Миниатюра из рукописи: Le Livre des Merveilles et autres récits de voyages et de textes sur l’Orient. 1410–1412 гг. (Paris. Fr. 2810) В 1201 г., после смерти кн. Боэмунда III и перехода власти в Антиохии к Боэмунду IV, началась война за «антиохийское наследство», продолжавшаяся с переменным успехом в первые 2 десятилетия XIII в. Борьбой между христ. гос-вами воспользовались Халебский эмират и Иконийский султанат, к-рые в 1206 и 1216 гг., согласуя свои действия с кн. Боэмундом IV, нападали на К. А. Стремление К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

К финалу пьесы «Горе от ума» гости на балу у Фамусовых были уверены, что Чацкий «с ума спрыгнул», что его «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Сплетня о сумасшествии героя, запущенная Софьей, дополняется свежими деталями, превращаясь в политический донос: он и «фармазон» (франкмасон) и «окаянный вольтерьянец», и отдан в солдаты за то, что «переменил закон». НЕ ДЕКАБРИСТ! Позже, в феврале 1826 года Грибоедов был арестован по обвинению в государственной измене, причастности к подготовке восстания. Однако обвинения с Александра Сергеевича были сняты из-за отсутствия улик, он был возвращен к дипломатической работе. Обратившись к пьесе, мы может сделать вывод, что Грибоедов - Чацкий, хотя и общался с будущими декабристами в Тифлисе, но вряд ли поддерживал их идеи в той степени, как это было принято считать позднее с легкой руки Герцена. Грибоедов высмеивает псевдотаинственность этих обществ. Репетилов сообщает Чацкому, с которым почти не знаком, о «тайных собраниях» по четвергам. Он называет всех членов «секретнейшего союза», «чудесных ребят»: князь Григорий, Левон и Боринька, Евдоким Воркулов, а также «гения» Ипполита Маркелыча Удушьева. Прототипом Удушьева мог быть знакомый Грибоедову глава Южного общества Павел Пестель. После снятия всех обвинений в причастности к обществу декабристов с Грибоедова, в 1827 году ему было поручено возглавить всю российскую дипломатию как на персидском, так и на турецком направлениях. «УМ И ДЕЛА ТВОИ БЕССМЕРТНЫ...» Именно А.С. Грибоедов готовил текст выгодного для России Туркманчайского мирного договора, подписанного в 1828 году по итогам персидской войны. Россия устанавливала свое господство на Кавказе и Каспии, а также приобретала территории Восточной Армении. Персия обязалась не препятствовать армянам переселяться в российские пределы и выплатить контрибуцию. Назначенный полномочным министром России при шахском дворе в Тегеране, Грибоедов по дороге заехал в Тифлис. Нина Чавчавадзе, дочь друга, стала его женой и супруги отбыли в Персию. Однако беременную молодую жену умный Грибоедов из предосторожности оставил в Тавризе.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

209 Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Год 7130. 1 Муравьев. Сношен. России с Восток. 2. С. 2 210 Verific. niewinn. Л. 3–4 211 Вилен. археогр. сборн. 2. 29 212 Sowita wina. S. 62–63 А Смотрицкий впоследствии удостоверял, что он вовсе не ставил попов для Полоцкой епархии и митрополита, а поставил только попов для своего братского Свято-Духовского монастыря из своих монахов и для тех православных, которые жили на грунтах братских; никаких универсалов не рассылал, а только послал ответный лист, «ресалютовал», полочанам на их приветствие; лист этот был показан полоцкому воеводе и заключал в себе одни пастырские наставления; такие же листы послал к шляхте и мещанам по своей епархии для наставления православных, а отнюдь не для возмущения; монахов никаких также не рассылал и пр. (Obrona verificaciey. S. 116–117 213 Виленск. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 214 Подлинник универсала хранится в Архиве униатск. митроп. при Св. Синоде за 53 а в русском переводе напечатан в Вестнике Западн. России. Год 3. Декабрь. Отд. 1. 5 Впрочем, в Полоцк отправлен был этот универсал несколько в другом виде, и, вероятно, в том самом, в каком изложен был первоначально, потому что помечен еще 1-м числом февраля, а не 22-м марта (Вилен. археогр. сборн. 1. 138. С. 355–356 215 Verific. niewinn. Л. 3. 45–46 Не довольствуясь таким притеснением православных в Вильне, некоторые ярые униаты — Левон Мамонич, Петр Коптевич и другие от имени всего виленского униатского Свято-Троицкого братства возобновили тогда свою жалобу на членов православного Свято-Духовского братства, будто они незаконно присвоили себе королевские грамоты и привилегии, данные собственно Свято-Троицкому братству, незаконно владеют принадлежащими последнему домами и грунтами, незаконно имеют школу и типографию, пользуются доходами с имений Свято-Троицкого братства, и просили короля отнять все это у Свято-Духовского монастыря и братства и взыскать с них пятьдесят тысяч коп литовских, и король грамотою от 10 июля 1621 г. потребовал главных свято-духовских братчиков на свой задворный суд. Замечательно начало этой грамоты после королевского титула: «Подданным нашим Василю Игнатовичу, Максиму Герасимовичу, Григорию Дудце, попом церкви новое и старшим братства тое ж церкви, яко вы ее называете, Святого Духа, в месте виленском будущое (Максимом Герасимовичем попом назван здесь Мелетий Смотрицкий, бывший уже архиепископом Полоцким), так теж мещаном нашим виленским Якиму Сысоевичу, Ильи Тупечину, Олхиму Кравцу, Исаку Волковичу, Филипу Сенчиловичу, Семену Красовскому, Ивану Шитику, Левонови Ковалю, Яну Котовичу, Стефанови Шевцу, Петрови Мельнику, Богданови Симоновичу, Адаму Хмельнику, Богдану Борысовичу, Юрью Хоцеевичу, Василю Закревскому, Василю Барановичу, Василю Друговине, Василю Кулаковскому, Крыштофу Василевичу и всем вам, которые се взываете братею братства Святаго Духа

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Но дело даже не в этом. Если бы даже Церковь имела необходимые средства для сохранения памятников и была бы готова их потратить (в чем я совсем не уверен), безусловное преимущество музейщиков в этой ситуации состоит в том, что они обладают не только опытом, но и полнотой профессиональных знаний о том, какие именно условия нужны для того, чтобы сохранять храмы и фрески, что именно нужно для этого делать и как. Дальше они действуют по мере собственных возможностей. Да, первоочередным памятникам, самым известным, самым ценным и важным, естественно, уделяют больше внимания. Но даже в этих случаях реставрация монументальной живописи ведется очень медленно – в час по чайной ложке. Дали три копейки – что-то расчистили, укрепили и ждем новых средств для продолжения работы Даже самые знаменитые памятники – такие, как Ферапонтов монастырь, церковь Спаса-Преображения на Ильине улице или церковь Святого Георгия в Старой Ладоге реставрировались десятилетиями. Во многих других, не менее знаменитых храмах реставрация не закончена до сих пор. А сколько храмов аварийных, где она еще даже не начиналась! Но все эти сложности не отменяют того факта, что реставрацией и сохранением средневековых памятников должны заниматься именно профессионалы… Для чего писались иконы – У каждой иконы есть свое предназначение, то, для чего она писалась – религиозная интенция. Например, я написала картину и подарила ее детскому саду. Потом эта картина вдруг кому-то понравилась и оказалась в ресторане. Я как автор могу сказать: «Погодите, она не для этого рисовалась!» А мне ответят: «Мы лучше знаем, где она должна быть». Любой иконописец, особенно того времени, был бы изрядно удивлен, узнав о нынешней ситуации. – Не факт, потому что иконописцы работали не только по церковным заказам, но и по частным. Они создавали иконы и для домовых храмов, и для личной молитвы. Далеко не все иконы, которые хранятся сейчас в музеях, находились именно в храмах. Но дело не совсем в этом. Я не отменяю вашу религиозную интенцию, более того, я на ней всячески настаиваю и хочу вам показать, что даже в новых условиях, в новом контексте она работает, не может не работать.

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

Репортажи Известные искусствоведы выразили тревогу по поводу сохранности музейных ценностей, передаваемых РПЦ 19.01.2010 09:50 Москва, 19 января, Благовест-инфо. Авторитетные российские эксперты в области церковного искусства выразили тревогу по поводу существующей практики передачи Русской Православной Церкви (РПЦ) церковных зданий и музейных ценностей. Они убеждены, что игнорирование мнения экспертного сообщества при разработке законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, может привести и уже в ряде случаев приводит к необратимой утрате национальных художественных и исторических ценностей. «В процессе передачи Церкви огромного имущества, большую часть которого составляют исторические памятники, получается, что государство и РПЦ договариваются между собой, не учитывая российское общество, в том числе – сообщество профессиональных экспертов»,  -- таково консолидированное мнение российских искусствоведов, которое прозвучало 18 января на круглом столе в РИА «Новости» из уст директора Научного центра восточно-христианской культуры, члена-корреспондента РАХ Алексея Лидова. «Мы все выражаем серьезнейшую обеспокоенность, осознаем очень большую опасность. Это защита не корпоративных интересов, а интересов всего российского общества», -- заявил он от имени всех присутствующих корифеев отечественного искусствознания: профессора исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, главного научного сотрудника Института искусствознания Министерства культуры РФ Энгелины Смирновой; главного научного сотрудника ВНИИ реставрации, члена-корресподента РАН, академика РАХ Герольда Вздорнова; заведующего отделом древнерусского искусства Института искусствознания Министерства культуры РФ, доктора искусствоведения Льва  Лифшица; ведущего научного сотрудника Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Игоря Кочеткова, завотделом Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР) Лидии Евсеевой. В пресс-конференции приняли участие также старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян, представитель Российского комитета международного Союза музеев Галина Андреева и заведующая филиалом ГИМа  «Новодевичий монастырь» Марина Шведова – именно передача Церкви всех помещений Новодевичьего монастыря, о чем накануне Рождества сообщил премьер-министр РФ В.В.Путин на встрече с Патриархом Кириллом , стала поводом для встречи экспертов с прессой.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На этом же соборе новым католикосом был избран сторонник объединения церквей и один из организаторов собора Константин III Кесараци (1307– 1322). . Решения VII Сисского собора встретили серьезное сопротивление не только со стороны духовенства Восточной Армении, но и среди части киликийского духовенства. Тем не менее преемник царя Левона Ошин (1307/8–1320) приложил все усилия, чтобы реализовать решения собора. Новый царь Ошин, брат Хетума, и новый католикос Константин III (1307­-1322) настаивали на соблюдении духовенством и народом нововведений, принятых Сисским собором, однако никто не спешил этого делать. Как писал Самвел Анеци, «собрались в Сисе, столице царства, монахи, священники и диаконы, а также вардапеты и епископы и много народа, мужчин и женщин, которые отказывались принять обычай употреблять воду в Чаше при совершении литургии и другие новшества. Царь Ошин вместе с патриархом заключил ученых мужей в крепость и предал смерти толпу мужчин и женщин, a также некоторых монахов и диаконов. Затем заставил монахов взойти на корабль, выслал их на Кипр, где большинство погибли». Царь и католикос решили никого не принуждать к принятию нововведений, которые фактически стали практикой лишь в Сисе и в нескольких киликийских епархиях. Для прекращения внезапно возникшей смуты в 1316 г. царь Ошин созвал в г. Адана собор с участием 13 епископов, 7 архимандритов и 10 князей, на котором обсуждались возражения на решения VII Сисского собора. Однако духовенство, присутствовавшее на соборе, отвергло все возражения, объявив их противоречащими истине, и, таким образом, вновь утвердило решения Сисского собора. После собора в Адане в 1318 г. царь Ошин обратился к папе Иоанну XXII и королю Франции Филиппу V Длинному (1316–1322) с просьбой оказать, наконец, помощь, обещанную за объединение церквей, но ответа не получил. Сын и преемник Ошина Левон IV (1320–1342) также не дождался обещанной помощи. Следствием пролатинской ориентации киликийских царей стала враждебность соседей-мусульман, особенно египетских мамелюков. Опасаясь нового крестового похода, султан мамелюков Мухаммад I (1294–1295, 1299–1309, 1309–1340) в 1322 г. вторгся в Киликию, но католикосу Константину IV (1323–1326) удалось заключить с ним перемирие сроком на 15 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1134 г. К. К. была восстановлена Мехмедом из династии Данишмандидов, к-рые управляли городом и его окрестностями приблизительно с 1090 г. В 1169 г. К. К. перешла под власть иконийских султанов. В 1211 г. город безуспешно осаждал кор. Киликийской Армении Левон II. В 1243 г. Кесарию захватили монголы. Польск. путешественник Симеон описал К. К. как турецко-арм. город с разрушенными домами из сырца, к-рый он видел в 1617 г. В 1895 г. здесь имел место крупный акт геноцида армян. В XIX в. большинство греков покинули К. К., переселившись в крупные приморские города. В нач. ХХ в. Кесарийскому митрополиту подчинялось ок. 40 тыс. православных. В нач. 20-х гг. XX в. ок. 1500 проживавших в К. К. греков вынуждены были переселиться в Грецию. Епископия В 1-м Послании ап. Петр обращается к христианам Каппадокии (1 Петр 1. 1), столицей которой была К. К. По преданию, первыми епископами в городе были св. Лонгин Сотник и ученики ап. Павла Аполлон и Епафродит ( Greg. Nyss. Ep. 17. 15). Точно установлено, что во II в. в К. К. жили христиане. Спасаясь от гонения Септимия Севера , Климент Александрийский бежал в К. К. к своему другу еп. Александру и проповедовал там. В первые 3 века христианства были известны епископы Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269) и Леонтий (285). Еп. Лукий принял здесь мученическую смерть ( Fedalto. Hierarchia. P. 20). Еп. Фирмилиан I был одним из крупнейших церковных деятелей своего времени, он вел обширную переписку, в т. ч. со сщмч. Киприаном , еп. Карфагенским. По его приглашению Ориген проповедовал в К. К. 2 года. Еп. Фирмилиан I конфликтовал с Римским папой Стефаном I из-за практики повторного крещения еретиков. Свт. Дионисий , еп. Римский, помогал К. К. в выкупе захваченных готами пленников. В 235 г. из-за начатого после землетрясения легатом Лицинием Серенианом гонения на христиан мн. каппадокийцы бежали в Иерусалим. В это время пострадали мученики Мамант (пам. 2 сент.), Иулитта (пам. 31 июля), Варлаам (пам. 19 нояб.), Евпсихий (известны 2 мученика Кесарие-Каппадокийских с таким именем, пам. 9 апр. и 7 сент.), Дамас , Гордий (пам. 3 янв.) и безымянные святые, принявшие мученическую смерть при Диоклетиане ( Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 1). Свт. Василий Великий привез в К. К. мощи св. Саввы Готфийского и 40 мучеников Севастийских.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

Но тем не менее в РПЦ утверждают, что все условия для сохранения в храмах предметов ценностей создать все же возможно.  Лев ЛИФШИЦ : “Мы не можем создать эти самые условия хотя бы в двух храмах,  где находится драгоценная живопись Андрея Рублева! Мы десятки лет просим это сделать, спорим и доказываем до хрипоты! И никаких результатов! ”  Проблема — а возможен ли компромисс?  Самым идеальным примером в мировой практике (!) сотрудничества музея и церкви специалисты называют Третьяковскую галерею и храм Святителя Николы в Толмачах, находящейся на территории легендарной Третьяковки.  История конфликта: еще в начале 90-х со стороны духовенства возникла инициатива возврата из галереи в РПЦ Владимирской иконы. Разумеется, Третьяковка принципиально решила: учитывая ее сохранность, отдавать икону невозможно. Но духовенство требовало, чтобы святыня использовалась по назначению — для совершения богослужения.  Что же предложила Третьяковка?  Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Левон НЕРСЕСЯН:  — Создание храмового музея. То есть — Третьяковка направила часть имеющихся средств на реставрацию храма Николы в Толмачах. Причем максимально аутентично. Представьте: иконостаса не было — он пропал еще в 20-е годы. Но мы заменили его иконостасом, подходящим по стилю, — Николая Соломонова, из другой замоскворецкой церкви — Архангела Михаила в Овчинниках. Кроме того, укомплектовали храм Николы другими иконами из фондов галереи. Например, поместили туда икону Николы XVI века. Также туда мы переносим раз в год “Троицу”. И, конечно же, мы поместили в храм Владимирскую икону — разумеется, она находится в специальном, если так можно сказать, футляре.   В результате получилось, что храм Николы — отдел Третьяковской галереи, настоятель храма — заведующий отделом “Храм-музей Святителя Николая в Толмачах”. Батюшка в двойном подчинении. Как духовное лицо — патриархии, а как музейный сотрудник — руководителю галереи.  Второй аспект, который также устроил РПЦ, — само функционирование храма. С утра и до 16.00 он работает как музей. По входному билету из главного здания туда можно пройти по внутреннему переходу. А после четырех часов в церкви проходят богослужения. И туда тоже можно зайти уже без билета, через храмовую дверь. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Петр Аксенов – ювелир, переосмысливший тенденции современного искусства и открывающий красоту русских мотивов и традиций Алексей Левыкин – руководитель Государственного исторического музея – рассказывает Правмиру об исторических мифах и политизации истории. Об актуальном В апреле редакция подготовила большой острый материл о проблемах во взаимоотношениях Церкви и музеев  — искусствовед Левон Нерсесян,  специалист по  древнерусскому искусству и старший научный сотрудник Третьяковской галереи поделился своим видением того, как Церковь и музеи могут вместе сохранять памятники. «Правмир», не впервые организующий горячие линии с опытными врачами, обстоятельно побеседовал с онкологом Михаилом Ласковым , медик ответил на наиболее распространенные и сложные вопросы о раке . И, наконец, Правмир оцифровал весь архив богословского альманаха альманаха «Альфа и Омега» , главным редактором которого была филолог, публицист Марина Журинская , теперь уникальный богословский альманах с эпохальными текстами доступен на Правмире. Начинается новый месяц, всех нас ждут новые открытия, события, сообщения. Со святыми днями Страстной седмицы и приближающейся Пасхи! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 31 декабря, 2020 31 декабря, 2020 9 февраля, 2015 10 октября, 2015 31 декабря, 2015 1 сентября, 2021 8 января, 2021 6 января, 2021 1 января, 2020 31 декабря, 2020 31 декабря, 2020 9 февраля, 2015 10 октября, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravmir-myi-rasskazyiv...

Кстати, когда восемь лет назад велась полемика на эту тему, некоторые православные буквалисты-начетчики тоже пытались обличать музейщиков как бы с богословской точки зрения и на подобные аргументы, как правило, отвечали: «Вы рассказываете про индивидуальную молитву, а икона должна участвовать в соборной церковной молитве, в богослужении». Между тем, ничто не мешает прийти в зал Рублева, где соблюдается необходимый режим хранения, и, не зажигая там свечей, естественно, произвести там все необходимые по чину молитвы. Ну, литургию, конечно, отслужить там трудно, но молебен провести – вполне. Такая практика, кстати, есть в некоторых музеях. Способов ввести икону обратно в религиозный контекст – или, точнее, соединить музейный контекст с религиозным – более чем достаточно. А вот уже выбор способа и его реализация требуют размышлений и осмысленных усилий с обеих сторон. Заброшенные «юнески» – Как закон о передаче имущества Церкви обходится с храмами? – Собственно, это и есть самая неприятная часть ситуации – то, чему музейщики никак не могут противостоять. Мы уже говорили, что этот закон не затрагивает впрямую государственный музейный фонд – он касается главным образом недвижимости, то есть собственно храмов, часть которых в советское время была музеефицирована. Но на стенах многих из этих храмов сохраняются монументальные росписи разного времени, в том числе домонгольские, XI–XIII веков, не говоря уже о не менее ценных для нас Феофане, Рублеве и Дионисии. При передаче Церкви они уходят из музейного управления. И музеи, таким образом, уже никак не могут обеспечивать их сохранность…. В 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» . Закон определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или пользование. Ранее выходили специальные Распоряжения президента РФ о возвращении строений, религиозной литературы, культовых зданий и иного имущества (в 1991 и 1993 гг.). Также по отдельным решениям президента Церкви передавали различные музейные экспонаты.

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010