К числу совершенно случайных находок принадлежит и новооткрытое творение святого Иринея Лионского, сохранившееся в армянском переводе и опубликованное в книге «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur» (herausgeb. von Ad. Harnack und C. Schmidt), B. XXXI, Heft 1 (третьей серии B. I, H. 1), озаглавленной: «Des heiliges Irenaus Schrift zum Erweise der apostolischen Verkundigung, in armeni schen Version entdeckt, herausgeben und ins Deutsche ubersetzt von Lic. Dr. Karapet Ter-Mekkertschian und Lic. Dr. Er-wand Ter-Minassiantz, mit einem Nachwort und Anmer kungen von Adolf Harnack. Leipzig, 1907». В предисловии архимандрит Карапет сообщает следующие сведения об открытии памятника. В декабре 1904 года он перелистывал рукописи, хранящиеся в библиотеке в Церкви Богоматери в Эривани, и был поражен открытием в одной из них обширных книг под именем святого Иринея. Первая из этих книг, которой было дано и оглавление, носило название: «Иринея доказательство апостольской проповеди». Поэтому он вначале думал, что вся рукопись содержит армянский перевод упомянутого Евсевием произведения, посланного им брату Маркиану. Однако после тщательного рассмотрения рукописи архимандрит Карапет убедился, что в ней на первом месте находятся две последние книги известного, направленного против еретиков, произведения святого Иринея, которое закончено правильной подписью: «Обличение и опровержение лжеименного знания». И только затем, после повторенной надписи «Доказательство апостольской проповеди», следует произведение того же автора, которое до настоящего времени считали утраченным. Рукопись была написана по распоряжению хорошо известного в армянской литературе архиепископа Иоанна, деятельность которого приходится на вторую половину XIII b. Нельзя с уверенностью сказать, когда произведения священномученика Иринея были переведены на армянский язык. Архимандрит Карапет признает вероятным происхождение этого перевода в период от середины VII b. до начала VIII b. Но, во всяком случае, переписчик данной рукописи пользовался готовым списком перевода. Еще труднее решить вопрос о том, что переписчик найденной рукописи пользовался готовым списком перевода. Вопрос еще более трудный: с какого языка был сделан армянский перевод? Архимандрит Карапет оставляет этот вопрос открытым. По его мнению, некоторые данные склоняют к признанию сирийского оригинала, но другие основания, не менее важные, могут быть приведены и в пользу перевода непосредственно с греческого языка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Монастырь Сурб-Карапет в г. Муш. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашингтон) Монастырь Сурб-Карапет в г. Муш. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашингтон) Накануне первой мировой войны численность арм. населения в М. составляла 12 450 чел., действовали 5 церквей и 7 школ. С началом войны, в окт.-нояб. 1914 г., армяне призывного возраста были мобилизованы. В марте 1915 г. тур. регулярные войска вместе с курдскими вспомогательными отрядами начали погромы в гаваре М. Армяне пытались сопротивляться и организовывали отряды самообороны, но в большинстве случаев их борьба потерпела неудачу из-за несогласованности действий, недостатка оружия и боеприпасов. В то же время рус. войска Кавказского фронта развернули наступление на Армянском нагорье, временно овладели г. Буланык и подошли к М., но вскоре вынуждены были отступить. К сер. лета 1915 г. в окрестностях М. было полностью уничтожено более 100 арм. сел, большинство жителей погибли. По данным Мушской епархии Армянской Апостольской Церкви, из сельского населения казы спаслись на русские территории только ок. 1,5 тыс. чел. Мн. памятники истории и христ. культуры были уничтожены, в т. ч. мон-ри Сурб-Аракелоц, Сурб-Карапет, св. Ованнеса. В июне 1915 г. турки и курды окружили арм. городские кварталы М. и начали их расстреливать из артиллерии. В ходе начавшегося штурма М. 20-30 июня арм. отряды самообороны (руководитель А. Котоян) оказывали ожесточенное сопротивление, шли уличные бои. Несмотря на большие потери, туркам удалось подавить восстание; над населением была учинена расправа, после которой смогли выжить ок. 400 чел. 700 вооруженных защитников М. прорвались в горный район Сасун, но из них российской территории достигли лишь 125 чел. 10(23) авг. 1916 г. рус. войска Кавказского фронта заняли М., но 30 апр. (13 мая) 1917 г. М. был окончательно захвачен турками. М. Э. С. Ширинян Памятники истории и христианской культуры Монастырь Сурб-Карапет (Иоанна Предтечи; ) находился примерно в 30 км к северо-западу от М., на склоне горы Карке.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

В то время как между Сисом и Авиньоном шли сложные переговоры, мамелюки продолжали грабить Киликию, а царь и католикос безуспешно ожидали поддержки папства в борьбе с ними. В 1361 г., когда папство выдвинуло новые требования по приведению в соответствие армянских обрядов с латинскими, царь Константин III разорвал все соглашения с авиньонской курией, а католикос Месроп I (1359–1372) на очередном соборе в Сисе отменил все пролатинские нововведения, принятые в 1307 г. He оставив наследников, Константин III умер в 1363 г., и спустя два года на престоле оказался ставленник антилатинской придворной группировки Константин IV (1365–1373), который не смог защитить страну от набегов мамелюков и вскоре стал жертвой заговора. В 1374 г. пролатинской группировке удалось короновать сына Жана Лузиньяна Левона, находившегося при кипрском дворе. Несмотря на то что государственная казна Киликии была пуста, страна разорена, а мамелюки и туркменские племена вольготно чувствовали себя, Левон согласился стать царем и переехал в Сис. Как ревностный католик, он потребовал, чтобы традиционная армянская церемония венчания на царство была повторена в соответствии с латинским обрядом, что вызвало сильнейшее недовольство армянского духовенства. Процарствовав всего год, Левон V успел наделить франков и католическую церковь многочисленными привилегиями. В 1375 г. мамелюки, воспользовавшись отсутствием политической стабильности, вторглись в Киликию и захватили Сис. Левон V, оказывавший героическое сопротивление, стал жертвой заговора, к которому, вероятно, был причастен католикос. Царь был сослан в Египет. По прошествии многих лет Левон V бежал в Париж, где скончался в 1393 г. и был похоронен в королевской усыпальнице Сен-Дени, рядом с французскими королями. 4. Набеги монголов и поход Тамерлана Когда мамелюки начали набеги на Киликию, Великая Армения столкнулась с грабежами и притеснениями со стороны кочевников-монголов. Под предводительством Чингисхана и его потомков «народ лучников», как называли монголов армянские летописи, овладев обширными территориями юга Азии, частью Руси, Ираном и Кавказом, устремился на Запад. В 1236–1244 гг. монголы постепенно завладели территориями армянских княжеств, в 1236 г. захватили и разрушили г. Ани, после чего древняя столица Багратуни навсегда утратила свое великолепие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осенью того же года он должен был дать отпор войскам Салах-ад-Дина, к-рый вторгся в Киликию. Рубен продолжил наступление на Хетумидов, но на этот раз князь Ламброна Ошин заключил союз с Антиохийским княжеством. Рубен III со своей стороны попробовал найти союзников в окружении крестоносцев. Он взял в жены Изабеллу, дочь князя Карака Онфруа III Торонского, вассала короля Иерусалима. Потеряв надежду захватить Равнинную Киликию, кн. Антиохии Боэмунд III прибегнул к коварству. В 1185 г. он пригласил Рубена III в Антиохию и, пленив его, вторгся в К. А. Однако младший брат Рубена Левон закрыл путь перед крестоносцами и выгнал их из страны. Для освобождения брата Левон должен был заплатить большой выкуп и передать антиохийцам Адану и Мсис. Вероятно, после этих событий Рубен III отрекся от престола в пользу Левона (1185-1219) ( Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 37; Смбат Спарапет. 1856. С. 104). Рубен скончался ок. 1187 г. ( Тер-Петросян. 2005-2007. Т. 2. С. 159-163). В 1196 г. Левон отправил посольства ко дворам герм. имп. Генриха VI и папы Целестина III с той же просьбой о коронации. Восхождение кн. Левона на престол совпало с резкими переменами в положении всего Ближ. Востока. В 1197 г. в К. А. прибыло представительное посольство с инсигниями для Левона. В посольстве, к-рое возглавлял кор. Амальрик (Амори) II Кипрский, участвовали еп. Конрад Хильдесхаймский и кард. Конрад Виттельсбахский, архиеп. Майнцский ( Mutafian. 2012. Vol. 1. P. 97-98). Готовя коронацию, католики требовали от армян лишь праздновать Рождество и Пасху одновременно с Римской Церковью. Впрочем, в процессе переговоров послы вынуждены были отказаться и от этих требований в обмен на богатые дары. Левон признал сюзеренитет имп. Генриха, а также папу как главу всей христ. Церкви; арм. епископы во главе с католикосом Григором VI Апиратом (1194-1203) и Нерсесом Ламбронаци поклялись в верности римско-католич. Символу веры. 6 янв. 1198/99 г., в день празднования Рождества Христова по арм. традиции, состоялась коронация Левона в ц.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Предание об основании мон-ря изложено в соч. «История Тарона» Зеноба Глака (Зиновия Сирийского; традиционно считается, что она создана в IV в.; совр. исследователи датируют это сочинение X-XI вв.). Согласно преданию, мон-рь был основан св. Григорием Просветителем Зеноб называет себя учеником св. Григория и сообщает, что после провозглашения христианства гос. религией Армении св. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и привез оттуда мощи св. Иоанна Предтечи и еп. Афиногена, к-рые были заложены в основание монастырского храма, возведенного на месте разрушенного святилища языческих богов Гисане и Деметра (братья-боги в арм. мифологии); название святилища - Иннакня (Девятиисточник). По соглашению Кесарийского епископа и св. Григория Просветителя из Кесарии в мон-рь переселились 40 монахов во главе с Антоном и Кронидесом. В предании говорится о том, что нек-рое время здесь жил и сам св. Григорий. Традиционно Зеноб Глак считается 1-м настоятелем мон-ря, и в память о нем у мон-ря было 2-е название - Глакаванк. Существует также версия, согласно к-рой название Глакаванк связано с журчанием водопадов близ мон-ря. Историю мон-ря, начатую Зенобом Глаком, в 1529 г. продолжил еп. Аствацатур, в нач. XX в.- член братии мон-ря Карапет Лусарарян. В течение неск. столетий мон-рь пользовался покровительством Сасунских и Таронских княжеских домов Мамиконянов. В мон-ре находилась усыпальница Мамиконянов. В 602 г. мон-рь был разрушен землетрясением и восстановлен на средства кн. Мушега Мамиконяна. План ц. мон-ря Сурб-Карапет План ц. мон-ря Сурб-Карапет К югу от обители находились т. н. темная келья Григория Просветителя и ц. св. Георгия, к северу - церкви Богородицы (большая, сводчатая) и св. Стефана. В фундаменте ц. св. Стефана были заложены частицы мощей св. дев Рипсимеянок, перевезенные в VII в. игум. Степаносом с ведома католикоса Комитаса I Ахцеци. Входы перечисленных 4 церквей открывались в главную большую, 5-нефную, 16-колонную базилику Катогике (кафоликон). Перед ее зап. входом в 1787 г.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Политические прогнозы Левона оказались довольно точными: в 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, а сам Левон Армянский, обратив в поисках поддержки взоры на Запад, еще в конце XII в. начал попытки добиться расположения папы Римского. В результате продолжительных переговоров представителям понтифика удалось склонить армянских епископов, принимавших в них участие, к подписанию документа о присоединении к Риму. После этого 6 января 1198 г. (по латинским источникам – 1199 г.) в соборе г. Тарса, на родине апостола Павла, кардинал-легат папы Целестина III Конрад фон Виттельсбах короновал Левона, а армянский католикос помазал его на царство. Так, спустя примерно полтора столетия после гибели последнего царства, армянская монархия была восстановлена в Киликии. 6. Киликия между Западом и Востоком Реформируя административную структуру своего царства, Левон стремился соединить в ней юридическую законченность латинского Запада с древнеармянскими традициями. При Левоне и его преемниках Киликийская Армения впервые открылась навстречу европейскому Западу. Наследовавшая Рубенидам в Киликии династия Хетумидов сохранила основные направления внешней политики и продолжала дружественно относиться к франкам. Эпоха Левона Великолепного ознаменовалась упрочением отношений с франками, что позволило заключить важные политические и военные союзы, а также способствовало возникновению и развитию экономических связей. Расцвет торговли с генуэзцами, венецианцами, флорентинцами, французами, испанцами, пользовавшимися многочисленными местными привилегиями, привел к образованию в киликийских портовых городах отдельных купеческих кварталов. Позднее, особенно после падения последних франкских королевств на Востоке (1291 г.), почти вся торговля пряностями, тканями и металлами между Востоком и Западом стала осуществляться через киликийские порты, превратившиеся в центры транзитной торговли, через которые товары направлялись дальше на Восток. Тем не менее отношения между армянами и крестоносцами не были бесконфликтными. Весьма сложные отношения Левона Великолепного со Святым престолом были обусловлены тем, что, будучи незаурядным дипломатом, Левон II уверял папу Иннокентия III в том, что намерен привести Армянскую церковь в лоно Римской, а армянское духовенство убеждал в том, что речь идет лишь о политической акции. Последующее ухудшение отношений с Римом было вызвано соперничеством на Востоке с католическим военно-монашеским орденом тамплиеров и войной с латинским государством в Антиохии во главе с норманнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Развитие христианства в К. в XIII-XV вв. определялось политикой арм. княжества Рубенидов. В 1198 г. Левон Рубенид стал королем и получил корону, присланную из Рима, княжество было преобразовано в королевство. Религ. политика Киликийской Армении в последующем в основном строилась на стремлении сохранить и упрочить союз с Римско-католической Церковью, рыцарскими военными орденами и теми европейцами, кто участвовали в крестоносном движении. Это, однако, не исключало возникновения иногда острых конфликтов между армянами и католиками, в к-рых могла участвовать и правосл. Церковь К. Так, в 1206 г. в ходе войны за «Антиохийское наследство» кор. Левон на нек-рое время контролировал Антиохию, изгнал оттуда лат. патриарха и возвел на престол правосл. патриарха Симеона II (1206 - ок. 1240). В 1213 г. ситуация изменилась не в пользу армян, и Левон был вынужден согласиться с восстановлением лат. патриарха. При этом Симеон II бежал в К., где до 1215 г. занимал кафедру правосл. митрополита Тарса, после чего кафедра вновь оказалась у латинян. Правосл. иерархам время от времени удавалось занимать различные кафедры в К., но их положение, как правило, было очень непрочным. В 1322 г. в К. скончался Антиохийский патриарх Дионисий, который до этого был митрополитом Мопсуестийским. Между 1347 и 1365 гг. известен некий митрополит Помпейополя, в 1376 г.- епископ Германикополя, в 1394 г.- митрополит Селевкии (в дальнейшем были возведены на Патриарший престол Антиохии). Мусульманское правление в позднее средневековье и Новое время (кон. XIV-XX в.) В 1375 г. вся территория К. была захвачена мамлюками и вошла в состав Египетского мамлюкского султаната. В кон. XIV - нач. XVI в. горный хребет Тавр и Исаврия служили пограничной зоной между владениями мамлюков и турок-османов. При этом Горная К. уже в XV в. была захвачена османами, а Равнинная нек-рое время оставалась под властью мамлюков. В 1515 г., в ходе большой завоевательной кампании турок на Ближ. Востоке, К. была полностью присоединена к Османской империи и оставалась в ее составе до нач.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Преемник его Константин IV (1345–1363) вел себя осторожнее, но и он имел весьма оживленные сношения с папами и западными народами. Благодаря папам европейские войска оказали Константину большую помощь против египетского султана. После того армяне уже снисходительно смотрели на сношения Константина с западом. Между царем и папой происходили частые письменные сношения по вопросу о соединении армян с римской церковью. Бывший католикос Иаков сисский был посылаем в Авиньон, где,неизвестно какими доводами, убедил папу, что все взводимые на армян обвинения совершенно неосновательны. Однако этот же самый Иаков, сделавшись снова католикосом (1355), в течение 4-летнего своего правления ничего не сделал в пользу сближения церквей. При католикосе Месропе (1359–1372) умер царь Константин (1363). После того в течение двух лет происходили смуты междуцарствия; папа написал армянским начальникам, чтобы они прекратили раздоры и избрали себе царя, причем намекал и на кандидата. Армянские начальники и епископы послушались и поставили указанного папой кандидата царем. Эти дружелюбные отношения к папе опять-таки не прошли армянам даром. В 1371 г. египтяне опустошили Киликию, а через 4 года взят был в плен и сам царь Леон VI (1365–1375). Нашествие египтян сопровождалось страшными жестокостями и насилиями над христианами, которых египтяне пытались обратить в магометанство. Изобретательность мучителей в этом случае была изумительна: с одних они сдирали кожу, других распиливали пополам, третьих подвергали такого рода пыткам, что рассказывать о них, говорит Чамчиан, было бы оскорблением благопристойности. Епископам вырезывали языки, выламывали или раздробляли пальцы и хотя оставляли в живых, но делали их совершенно неспособными к отправлению присвоенных званию обязанностей. Кат. Месроп умер в 1372 г.; его преемник Константин IV (1372–1374) тоже не видел окончательного падения армянского царства. Католикос Павел I (1374–1378), переживший погром, правил четыре года, не ознаменовав своего правления ничем особенным. Преемником ему был Феодор (1378–1395). Хотя патриаршая кафедра продолжала оставаться в разрушенном Сисе, но Феодор, а затем и его преемник не жили в этом городе. Ища безопасности и пропитания, они переходили из одного места в другое и лишь изредка появлялись в Сисе. При Феодоре было нашествие Тамерлана на Армению (1387). Тамерлан не преследовал христиан за их веру, напротив жестоко наказывал тех, кто из-за выгоды переменял веру, поэтому христианская церковь в Армении потерпела от него сравнительно мало. Католикос Феодор, как надо полагать, был в милости у Тамерлана и быть может за то, что располагал армян покориться татарам. По крайней мере не успел еще Тамерлан выйти из Армении, как один мидийский князь приказал схватить католикоса с 16 армянскими вождями Киликии и умертвить. Преемником Феодора был Карапет (1396–1398), за ним Давид IV (1398–1402), а после Давида Карапет II (1402–1409).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Реликвии в архитектуре средневековой Армении Почитание реликвий в Армянской церкви во все времена носило подчеркнутый характер. Уже первые христианские святилища основывались на местах, связанных с судьбоносными моментами утверждения новой религии, и над могилами мучеников. Конечно, реальная история строительства первых храмов в хрониках V–X вв. откорректирована, однако это обстоятельство не позволяет усомниться в отмечаемом в них исключительном значении реликвий уже в начале утверждения христианства. Согласно Истории Армении Агатангелоса и ряда других хроник V и последующих веков, в 301 г. царь Трдат и Григорий Просветитель (Григор Лусаворич) – будущий епископ армянский – основывают святилища у царского дворца в Вагаршапате, где в видении Григория Единородным было указано место будущего храма, а также в местах мученичества святых дев Рипсимид. Еще не имея духовного сана и права «направлять» (т. е. основывать) алтари, Григорий, как повествует Агатангелос, прежде всего сооружает мемориальные постройки 197 . Затем, следуя «Истории Тарона» (окончательно записанной в VII или VII–IX вв.), в западной провинции страны – Тароне, в местности Иннакнян, Григорий основывает мартирий и помещает туда реликвии св. Карапета (Иоанна Предтечи) и свидетеля Афиногена (монастырь Сурб Карапет или Глака ванк) 198 . По возвращении из Кесарии Каппадокийской, где Григорий был возведен в сан епископа, но еще до крещения армянского царя в Багаване, Григорий основывает ряд церквей, большинство которых тесно связывается с культом реликвий 199 . В «Истории Тарона» строительство раннесредневековых церквей сопровождается тремя обстоятельствами: во-первых, необходимостью помещения мощей, как это было в случае основания Григорием церкви монастыря Елиазара с помещением левой руки апостола Андрея и частицы евангелиста Луки 200 ; во- вторых, освящением мест захоронений мучеников строительством храмов над ними, как это было в случае основания Григорием церкви в монастыре Сурб Карапет над (или у?) могилой Антона и Кронидеса 201 или при возведении в VII в. мартирия Сурб Банак (вероятно, Банак или Бана в Тайке) 202 ; и, в-третьих, необходимостью построения церкви для заключения в ней важной святыни, как в случае построения в середине VII в. церквей Цицарна и Сурб Степанос в гаваре Арджк (на холме Мшо-блур), куда был передан Св. Крест Господень, связанный с историей войны императора Ираклия с персами 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он написал также множество других сочинений, о которых мы здесь не упомянули, но по которым учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты церкви. Его называют вторым Иоанном Златоустом и Григорием Богословом за то, что он, видя нашу слепоту, поучал всенародно. И даже старца, сидящего рядом, он мог одарить хлебом или яблоком. Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид его был грозен и прекрасен. Он строго постился и любил святость, имел благообразное лицо, слезообильные глаза и высокий рост и был так великолепен и столь [щедро] одарен милостями, что [ученики] сравнивали своего вардапета с Господом нашим Иисусом Христом. Великий и всеармянский учитель Григор был исполнен светозарного дара св. Духа. Он стал вторым просветителем армян и совершеннейшим богословом над всеми мудрецами, древними и новыми вардапетами. У него было много учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева 622 , Ованес из Ехегнаванка 623 , Галуст из Сюникского селения Вахнду 624 , Акоп Бостаци 625 , Григор Араратеан 626 , Григор 627 и Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария Астапатци 628 , Егия Мецопеци 629 , Ованес из монастыря Ваганд 630 , Унан из Шамахи, Ованес из Кармир Капана 631 . И трое из его учеников были из других краев – Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар 632 , Мкртич из Пайтакарана и Степанос из Гахавежа 633 . [При нем находилось] также множество священников, числом более пятидесяти человек. Он начал обучать их сочинениям внешних философов и с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее изумление, чем эллинские философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать посланий апостола Павла и «К тем» Григория Богослова . Настоятелем св. престола апостола Евстафия был кроткий, избранный уже во чреве св. епископ владыка Аракел 634 , вардапет и великий философ, племянник великого армянского вардапета. Он обладал божественной мыслью и почитал все добродетели. И двенадцать [святых] братьев, ученики великого Саргиса, после смерти своего вардапета отправились учиться к великому вардапету Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ, Ованес, Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос, Карапет и Тума 635 . И он целый год 636 утешал их Божественным писанием. Но затем учитель Григор из-за гонений неверных покинул Сюникскую область и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов, отправился в Арчешскую область. Он поселился в богоугодном св. Мецопском монастыре у смиренного и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со всеми своими учениками вышел встречать [духовного] отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал ему с учениками отдохновение от многотрудного [пути].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010