Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Нораванк [Новый монастырь], средневек. арм. мон-рь в обл. Вайоц-Дзор (Армения). Расположен в живописном ущелье одного из притоков р. Арпа, в исторической области Вайоц-Дзор пров. Сюник. Основанный в X в. вблизи древней ц. св. Фоки, приобрел известность в XII в. С нач. XIII до 1-й пол. XIV в. являлся резиденцией Сюникского митрополита, а также был некрополем княжеского рода Орбелянов, чем обусловлена застройка Н. репрезентативными сооружениями, 3 из к-рых являются усыпальницами. Основными источниками по истории Н. являются соч. «История области Сисакан» Степаноса Орбеляна, 230 надписей на стенах церквей, хачкарах, надгробных плитах, а также колофоны рукописей. Ансамбль мон-ря занимает относительно ровную площадку и состоит из сгруппированных воедино 4 построек и отдельно стоящей вертикальной доминанты - 2-ярусной церкви-усыпальницы. Древнейшая, зальная церковь Н.- Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) сооружена в 1105 г. из грубо тесанного камня сыном сюникского кн. Хасана еп. Ованнесом X Капанеци, при к-ром мон-рь приобрел поместья и вступил в пору расцвета. После того как церковь раскрыта раскопками 1982-1983 гг., прояснился вопрос об идентификации не только этой, первой, церкви мон-ря, но и примыкающей к ней с севера ц. Сурб-Степанос-Нахавка (первомч. архидиак. Стефана), к-рая была возведена в 1216-1221 гг. еп. Саргисом I и кн. Липаритом Орбеляном. Церковь Сурб-Степанос-Нахавка принадлежит к распространенному в то время типу купольной постройки, внутри - крестообразная, по углам в 2 яруса расположены приделы. Большой гавит перед ней, созданный в 1261 г. кн. Смбатом II Орбеляном, служил притвором и усыпальницей. В 1275 г. кн. Тарсаич Орбелян с севера от церкви Сурб-Степанос-Нахавка возвел церковь-мавзолей Сурб-Григор-Лусаворич (свт. Григория Просветителя; архит. Сиранес), где были похоронены Смбат II Орбелян, а позже Тарсаич и др. представители рода. В 1339 г. к юго-востоку от этой группы построек кн. Буртел Орбелян возвел 2-ярусную церковь-усыпальницу Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы), известную также под названием Буртелашен (т. е. построенная Буртелом; архит. Момик). Все постройки мон-ря возведены из белого известняка, который, как окружающие скалы, приобрел красноватый оттенок в результате окисления породы.

http://pravenc.ru/text/2577953.html

27 В важном для армянской богословской традиции памятнике, известном под названием «Печать веры», наряду с другими патристичекими свидетельствами представлен (не полностью и с изменением порядка глав) перевод основной части книги «О правой вере к царевнам» (Lebon 1929. P. 10–12). Эта антология была составлена при католикосе Комитасе Ахцеци (612–628) и сохранилась в рукописи XIII в., частично переписанной в 1629 г. Ее обнаружил в 1911 г. и опубликовал в 1914 г. в Эчмиадзине еп. Карапет Тер-Мкртчян (Ibid. P. 5–6). Кроме того, фрагменты книги «О правой вере к царевнам» в армянском переводе сохранились в составе обширного полемического трактата Тимофея Элура «Против тех, которые говорят о двух природах» (Timotheus Aelurus. Contra eos qui dicunt duas naturas (CPG 5475)//Ter-Mekerttschian, Ter-Minassiantz 1908). Здесь же имеется и большинство цитат из патристического флорилегия, которые вполне могли быть заимствованы из этого сочинения свт. Кирилла. 28 Collectio Vaticana. Codex Vaticanus gr. 830 (s. XV); Collectio Segueriana. Codex Parisinus Coisilianus 32 (s. XI); Collectionis Seguerianae recensio altera. Codex Monacensis 115 (s. XVI). Codex Monacensis [Fuggeranus] 116 (s. XVI); Collectio Atheniensis. Codex Atheniensis societatis archaelogicae Christianae 9 (s. XII) (ACO 1, 1 (5). P. 2). 30 Были использованы следующие издания текстов и переводов Священного Писания : 1. Septuaginta. Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes edidit Alfred Rahlfs. Editio nona. Vol. 1–2. Stuttgart, 1970 (далее – Rahlfs). 2. Nestle-Aland Novum Testamentum Graece. Ed. 27. 2001 (NA). 3. The New Testament in the original Greek. Byzantine Textform/Ed. M. A. Robinson, W. G. Pierpont. Southborough, Massachusetts, 2005 (RP). 4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное двухтысячелетию Рождества Христова. М., 1999 (Син.). 5. Библия сиречь Книги Священнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета с параллельными местами. Тиснение второе. СПб., 1900 [М., р 2009] (Елизав.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Однако сам Лоофс отказывается высказать о всех этих рукописях решительное суждение и ограничивается только сообщением исторических сведений по их поводу. 1417 Названный ученый, как мы уже говорили, подверг все существующие латинские рукописи Иринея тщательному критическому разбору и на основании своих исследований, в особенности относительно различного в некоторых кодексах деления Contra haereses на главы, пришел к выводу, что все они принадлежат, в сущности, к двум главным фамилиям. Одну представляют кодексы Claromontanus и Vossianus, другую – все остальные. В основе же их, несомненно, лежит один архетип, происхождение которого, по мнению Лоофса, нужно отнести к ранним временам древней Церкви. Все свои выводы немецкий ученый графически представляет в следующей таблице. 1418 (Буква D означает здесь несуществующий теперь архетип; Н и В – его первые списки.) Из дошедших до нас рукописей более древней, лучше сохранившейся и вообще наиболее ценной является, по мнению Лоофса, 1419 группа, представленная кодексами Claromontanus и Vossianus. Особенно должен быть отмечен первый, принадлежащий IX в. В декабре 1904 г. ученый армянский архимандрит Карапет Тер-Мкртчян (Karapet Ter-Mekerttschian), 1420 перелистывая книги, хранящиеся в библиотеке церкви Богоматери в Эривани, случайно открыл несколько древних рукописей на армянском языке. Одна из них носила заглавие: «Иринея – доказательство апостольской проповеди». Мкртчян сначала подумал, что вся она представляет из себя список с этого утерянного сочинения св. отца. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что большую, первую часть ее занимали две последние (IV и V) книги антигностического труда Иринея, Contra haereses, полное заглавие которого и было поставлено в их конце. И только после них повторным заглавием «Доказательство апостольской проповеди» начинается сочинение, адресованное Маркиану. На полях рукописи есть заметки, из которых видно, что она написана по распоряжению архиепископа Иоанна. Последний в этих заметках называется Rabbun (как ученый человек) и братом святого царя, какой титул в армянской истории прилагается к Хетуму Киликийскому (1226–1270).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Они не только возродили строгое монашество в Армении и ввели в монастыри порядок, но и установили новый для Армении вид монашеского жития – монашество скитское. На Саркиса, по словам историка, произвел сильное впечатление вид одиноко умершего на Алагезе пустынника. Он похоронил его и затем, отрекшись окончательно от мира, отправился в Иерусалим. Здесь он встретился с Киракосом. Саркис и Киракос сошлись между собою в мыслях и стремлениях и решились трудиться вместе. Посетив греческие монастыри Палестины, они убедились, как далеко армянское монашество от истинного монашеского идеала. У них зародилась мысль осуществить в своей жизни требования строгого монашества. Отыскивая подходящее уединенное место, они пришли в Сюнию, и здесь нашли такое место на правом берегу небольшой реки Баркушата. Тогда они устроили церковь (1612) и кельи, какие нужны аскетам–пустынникам. т. е. темные и тесные, и здесь основались. Скоро к ним стали стекаться люди, алчущие духовной пищи и спасения. Приходили не только светские, но и многие из духовных, вардапеты, епископы и священники. Между пришедшими были знаменитые потом церковные деятели Армении – вардапет Моисей Сюнийский, впоследствии католикос эчмиадзинский, и вардапет Павел (Погос) Моккский. Основанный Саркисом и Киракосом скит назывался «Великий скит»; он сделался рассадником монашества в Армении: многие из пришедших сюда и подвизавшихся здесь расходились потом по Армении и основывали новые скиты. Таковы были вардапет Нерсес Моккский, основатель скита на острове Лиме (на Ванском озере), славившегося строгостью монашеской жизни 269 , еп. Карапет, из Эчмиадзина, основатель скита на Севане, Аристакес Баркушатский, основатель скита в местности, называемой Тамзафарах, еп. Давид, из фамилии князей Караманец, основатель скита Чарекагет, славившегося особенной строгостью жизни. В деле преобразования армянского монашества и вообще нравов Саркису и Киракосу весьма много содействовал вардапет Моисей. Этот Моисей 15-ти лет получил сан священства. Его выдающиеся способности обратили на него внимание вардапета Срапиона, бывшего потом армянским католикосом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Крачковский И. Одна из мелькитских версий арабского синаксаря РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ ЗАМЕЧЕННЫЕ ОПЕЧАТКИ СОКРАЩЕНИЯ Содержание 3-го тома ВЫПУСК 1 Тирайр, архим. «Плач о городе Ани епископа Моисея» Карапет, еп. Путешествие архиепископа Хованэса в Абиссинию Джавахов И. Термины искусств и главнейшие сведения о памятниках искусства и материальной культуры в древнегрузинской литературе Гордлевский В. К истории тайных христиан в Малой Азии Меликсет-Беков Л. Семипечатие и его толкование Меликсет-Беков Л. Ангелы-хранители. Марр Н. К датировке ктиторской надписи Текорского храма Орбели И. Шесть армянских надписей VII–X вв. Тураев Б. Открытие нубийской христианской литературы Орбели И. Указатель слов и имен к 13 армянским надписям VII в. РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ БИБЛИОГРАФИЯ Крачковский И. Christiano-arabica в 1912–1914 г. ИЛЛЮСТРАЦИИ ВЫПУСК 2 Кекелидзе К. Грузинская версия арабского Жития св. Иоанна Дамаскина ВВЕДЕНИЕ. I. Сведения о грузинском Житии. II. Списки Жития и их особенности. ТЕКСТ Блэйк Р. Об отношениях евреев к правительству Восточной Римской Империи в 602–34 гг. по Р.Х. Тураев Б. Абиссинская политическая лубочная картина моего собрания РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА БИБЛИОГРАФИЯ ИЛЛЮСТРАЦИ ВЫПУСК 3 Крачковский И. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X–XIII вв. Ростовцев М. Новая греческая надпись из Эчмиадзина Марр Н. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Бартольд В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях Орбели И. Две строительные надписи князей Камсараканов ИЛЛЮСТРАЦИИ РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ Содержание 4-го (1915 г.) тома Введение 1. Материалы по агиографии св. Петра 2.Общий обзор Жития 3. Список Жития и его особенности Религиозные верования абхазов (Из материалов по абхазской этнографии) Н. Джамашия О религиозных верованиях абхазов (К вопросу об яфетическом культе и мифологии) Н. Мараа Содержание 4-го (1916 г.) тома ВЫПУСК 1 Кекелидзе К. Житие Петра Нового, мученика Капитолийского Джанашия Н. Религиозные верования абхазов: (Из материалов по абхазской этнографии)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх западных армян архиепископ Завен начальнику епархии в Америке архимандриту Вегуни от 28 декабря 1915 года сообщал: «Монастыри и церкви большей частью разрушены или осквернены: церковь Сурб Карапет в Муше разрушена пушечным огнем до основания, также Кармир Ванк в Кариде, Сурб Пркич и Сурб Саркис в Себастии и другие. Духовенство почти целиком перебито, и до сих пор не получено сведений ни об одном уцелевшем священнике. Из епархиальных начальников епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха» 196 . Перечень изъятых, уничтоженных и распроданных ценностей из армянских храмов не подлежит исчислению. Есть лишь различные данные относительно храмов и монастырей. Согласно опубликованному Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви в 1914 году реестру, в Османской империи насчитывалось более 2549 армянских храмов. К 1923 году их осталось 913 197 . По другим сведениям, в которых фигурируют данные патриарха Орманяна, общее число монастырей и церквей в Западной Армении составляло в 1912 году около 2200. Не менее 2150 из них были разграблены, сожжены и разрушены во время погромов. Таким образом, наряду с истреблением огромной части армянского населения на его Родине были уничтожены также созданные им в течение тысячелетий духовные и культурные ценности и памятники 198 . Согласно данным ЮНЕСКО от 1974 года, после 1923 года из 913 сохранившихся армянских историко-архитектурных памятников 464 полностью уничтожены, 252 лежат в руинах, 197 нуждаются в капитальном восстановлении 199 . Исследования, посвященные геноциду армян, говорят, прежде всего, о светском характере преследований – поскольку они были направлены против армянской нации, а не против религии. Однако религиозный фактор играл не последнюю роль в происходящих событиях. Свидетельства, приведенные выше, указывают в том числе и на религиозную неприязнь со стороны правительства младотурков по отношению к армянам-христианам. Убийство и заключение в тюрьмы священнослужителей, разорение и уничтожение армянских храмов и монастырей свидетельствуют о религиозном характере преследования армян, религиозной неприязни и нетерпимости по отношению к христианам, проживавшим на территории Османской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо истинные и правдивые слова услышал я из уст святого отца о том, что введенное мною в церковь я установил не от себя, а взято мною у святых отцов и записано. И написал он историю шестидесяти лет, начиная с 835 г. и доведя до 895 г. года своей смерти, начав с хана Тохтамыша 711 и Тимура и закончив Джааншахом 712 . Прекрасным слогом, преисполненным скорби описанием, с потрясающей душу печалью, с плачем и слезам и, идущими от сердца, в полной мере поведал он нам обо всех печалях и горестях, бедствиях и кручине страждущего народа Арамова 713 из рода Иафета 714 и постоянно был занят переписыванием рукописей, [зарабатывая письмом] для нужд обездоленных и пленных, и за один год он израсходовал на это три кипы бумаги. Святой отец наш был из Каджберунийской области Васпураканской провинции, из городка Алиовит 715 в Хорхорунийской долине; он [происходил] из знатного рода, был сыном боголюбивого и благочестивого Степаноса и родным братом христолюбивого, нищелюбивого и гостеприимного парона Горги-Мелика 716 . В отроческие годы он воспитывался и учился в святой Мецопской обители у врат святой Богоматери, при вардапете Ованесе, строителе святого храма. Он изучил все премудрости музыкального искусства и с детства, ведя добродетельный образ жизни, превзошел всех отроков церкви. Оттуда он и двенадцать его сверстников отправились в Сухарский монастырь к великим учителям Саргису и Вардану, и, оставаясь двенадцать лет у них, они изучили четыре метода научного мышления, а именно: определение, разделение, доказательство, анализ. Ибо имеется два вида вопрошения – диалектическое и доказательное и два ответа – способ противостояния и способ равноправного оспаривания. Оттуда он с двенадцатью товарищами, своими соучениками и братьями, отправился к матери мудрости святому апостолу Фаддею 717 . [В числе них были]: Мкртич вардапет Наапетенц 718 , Карапет вардапет 719 , Мкртич вардапет Огулбекенц 720 , Мкртич вардапет Охдзеци, Маргарэ вардапет 721 , Ованес Папшенци, Саргис вардапет Салнапатеци 722 и другие. Да будет благословенна память их и молитвами их да смилуется Христос Бог над нами и всеми христианами! И великий вардапет Григор Воротнеци 723 , [который] подобен был факелу, зажженному в мире, вручил в городе Ереване посох монаху Товме и удостоил его степени вардапета, [обладающего] двенадцатью правами. И пришел он в Мецопский монастырь, где провел в трудах и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять лет давая уроки всем обучавшимся Писанию, и многих прославил, и семи ученикам вручил [вардапетский жезл], а некоторые, [не успев] получить [сана], переселились к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

711 Тохтамыш (ум. в 1406/1407 гг .) – хан Золотой Орды. В 1387 г. впервые столкнулся с войсками Тимура в Закавказье и был разбит ими. В 1394 г. вновь возобновил борьбу с Тимуром в Закавказье, в 1395 г. потерпел поражение на реке Терек и бежал. В дальнейшем вел безуспешную борьбу за власть в Золотой Орде с Темур-Кутлугом и Едигеем. 713 Арамов народ – то есть армяне. Арам считается одним из родоначальников армян. Согласно Мовсесу Хоренаци, от имени Арам происходит слово Армения. Рассказывают, что Арам совершил много воинских подвигов в боях, что он «расширил пределы Армении на все стороны. Все народы называют нашу страну его именем: Греки – Армен, Парсы и Сиряне – Арменн». (История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина, с. 48). 714 Иафет (Яфет) – один из трех сыновей Ноя, считается предком армян (см.: История Армении Моисея Хоренского, с. 34 и др.). 718 Мкртич Наапетенц – именуется также Мецопеци. Всю свою жизнь был сподвижником Товмы Мецопеци в том же Мецопском монастыре. Вместе с Товмой участвовал в Эчмиадзинском соборе. 719 Карапет – позже стал игуменом Харабастского монастыря. В 1436 году во время набегов Шахруха и Искандара вместе с Товмой бежал в Багеш. Участвовал в Эчмиадзинском соборе. 720 Мкртич Огулбекенц – он же Мкртич Орбеленц, именуется также Беркрци. Игумен монастыря Усика. Им переписано несколько рукописей. 722 Саргис Салнапатеци – участник Эчмнадзинского собора, горячий сторонник Киракоса Вирапеци. Был оклеветан после низложения Киракоса. 724 Эчмиадзин – первопрестольная резиденция армянских католикосов с 301 г., которая в связи с политическими событиями перемещалась то в Двин, то в Ани, затем в Киликию. После падения Киликийского армянского царства духовенство Восточной Армении задалось целью перенести патриарший престол в Эчмиадзин, что и увенчалось успехом в 1441 г. благодаря усилиям Товмы Мецопеци и Ованеса Колотенца. 726 Киракос Вирапеци – католикос армянский в 1441–1443 гг. Родом из Каджберуника. Ученик Саргиса и Вардана вардапетов. 732 Эчмнадзинский кафедральный собор в Вагаршапате был построен в 303 г. Подвергся коренной перестройке в 80-х годах V в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Эчмиадзин, 1842. Т. 1. С. 43-44 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 101, 153-158, 397-403; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 286-288; Ереван, 1948. Т. 2. С. 72-74; Якобсон А. Л. Очерки истории зодчества Армении V-XVII вв. М.; Л., 1950. С. 12-17; он же. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 120, 140, 142; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 35; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 87-99 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 77-82; Марр Н. Я. Ереруйкская базилика: Арм. храм V-VI вв. в окрестностях Ани. Ереван, 1968; Khatchatrian A. L " architecture arménienne du IVe au VIe siècle. Р., 1971. P. 45-48, 95-96; Куюмджян Т. По следам истории Ереруйкской базилики//Hask. Antelias, 1974. T. 43. N 7/8. P. 296-310 (на арм. яз.); Paboudjian P., Alpago-Novello A., Koyumjian D. K. Ererouk. Mil., 1977. (Documenti di architettura armena; 9); Gandolfo F. La basiliche armene IV-VII sec. R., 1982. P. 67-77; Шелов-Коведяев Ф. В. Заметки по греч. эпиграфике Армении//ИФЖ. 1986. 1. С. 68-69; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987. P. 520; Cuneo P. Ereruk "http:// Idem. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. P. 234-235; Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 111. Ил. 54-60; он же. Мартирий Сурб Карапет Ереруйка//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 328 (на арм. яз.); Казарян А. Ю. Архитектура Армении IV-VII вв. и особенности раннехрист. традиции в соседних странах//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 126-158. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. ХХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян)

http://pravenc.ru/text/190127.html

А в своем позитивном аспекте в труде «представлена первая более или менее полная богословская система. Раскрыто догматическое учение: о Боге в Самом Себе, взаимоотношении Лиц (особенно первых двух) Св. Троицы, о промыслительных действиях Бога в Ветхом Завете; о значении последнего периода для приготовления людей к принятию Спасителя; Воплощении Христа и Его искупительном подвиге для спасения людей; о таинствах Крещения и Причащения и о последних судьбах мира и человека: антихристе, всеобщем Суде и земном царстве Христовом. Все эти пункты изложены на основе Св. Писания; подтверждены во многих случаях свидетельством Церковного Предания... и обоснованы на данных разума. Таким образом, их раскрытие могло вполне удовлетворить даже очень образованных христиан» 448 . Эти существенные черты труда св. Иринея обеспечили ему почетное место и в истории церковной письменности, и в истории древнехристианского богословия, несмотря даже на тот факт, что внешне структура произведения не всегда точна и выверена 449 . «Доказательство апостольской проповеди» 450 . До начала XX века это сочинение было известно только по своему названию. Но в 1904 году архимандрит Карапет Тер-Мекертчян обнаружил, а в 1907 году опубликовал перевод его на армянский язык. Рукопись, на которую он ориентировался в своем издании, датируется XIII веком, но она является позднейшей копией; сам же перевод восходит, скорее всего, ко второй половине VI века: его осуществили, вероятно, представители армянской так называемой «эллинофильской школы». В новейшее время были обнаружены еще 13 фрагментов другого армянского перевода, составляющих примерно 15% текста, в одной рукописи XIV века (Galata 54), являющейся патристическим флорилегием и восходящей в изначальном виде приблизительно к VII веку. Эти армянские переводы характеризуются стремлением к буквализму; исследователи приложили немало стараний для того, чтобы посредством них «увидеть» утерянный греческий оригинал. Сочинение адресовано некоему Маркиану, вероятно, знакомому св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010