361-363 БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать 363-365 БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха 365-366 366-368 368-369 370-371 369-370 371-372 372-376 БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж 376-377 377-378 378-379 379-380 380-381 381-383 383-384 382-383 384-385 385-388 388-390 БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства 390-391 391-392 392-393 393-396 396-397 397-398 398-401 401-404 406-407 407-408 408-409 409-410 410-411 411-412 412-428 428-450 БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры 450-451 451-454 БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России 454-455 БЭКОН Роджер (1214 или ок. 1220 - после 1290), англ. философ, богослов, ученый, монах-францисканец 455-458 458-460 460-461 461-462 462-463 464-466 466-467 467-469 469-470 470-471 ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. 471-479 479-481 ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре 481-486 486-487 ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель 487-488 488-490 490-491 ВАГНЕР Георгий Карлович (1908-1995), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси 490-491 491-492 493-494 494-495 ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/vol/vi.html

В течение всего 2008 года в Армении и за ее пределами, где есть армянская диаспора, проводятся мероприятия, посвященные 100-летию великого церковного деятеля Вазгена I. Вазген I (в миру Левон Карапет Палчян) родился в 1908 году в Бухаресте в семье ремесленника. В 1936 он окончил факультет литературы и философии Бухарестского университета. Он играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с Советской Арменией. В 1955 был избран в Эчмиадзине Католикосом всех армян. В течение 1950-60-х гг. побывал во всех армянских диаспорах мира. Написал несколько ценных исследований по армяноведению. В сентябре 1968 за патриотическую деятельность в деле защиты мира и в связи с 60-летием награжден орденом «Знак Почёта». В 1968 удостоен Золотой медали Советского комитета защиты мира. Отзывы er30 - 01.12.2008 10:36 великий человек Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Издан каталог выставки «Грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова» Первый в России Музей современного христианского искусства: между Церковью и светским миром Выставка «Сотворение мира» открылась в Музее им. Рублева Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка " Художественное наследие староверов Поморья " Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Все » Статьи Село Остров: от шатрового царского храма к богадельне Две церкви в селе полярного летчика Молокова Сидоровское – подмосковная родина профессора Петра Казанского Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сталиным, Г. получил одобрение планам возрождения Армянской Церкви и избрания нового католикоса; на встрече был поднят вопрос о судьбе Зап. Армении. В июне 1945 г. в Ереване и Эчмиадзине состоялся Национальный Церковный Собор армян, на к-ром Г. был избран Католикосом всех армян; торжественно посвящен в сан 24 июня. В период католикосата Г. возродились епархии Армянской Апостольской Церкви на территории СССР, начал издаваться церковный ж. «Эчмиадзин», были вновь открыты Эчмиадзинские ДА и ДС, церковная типография, церковным учебным заведениям возвращены б-ка, нек-рые здания, принадлежавшие католикосату, а также мощи св. Рипсимии, мон-ри Гегард, Хор-Вирап на территории Армянской ССР. Г. считал важной задачей Церкви укрепление связей между родиной и арм. диаспорой, обеспечение церковного и национального единства диаспоры; внес большой вклад в дело организации репатриации в Армению в 1946-1948 гг. В 1945 и 1947 гг. он обращался с энцикликами к правительствам СССР, США и Великобритании с просьбой о содействии в возвращении армянам их исконных земель. Приветствовал открывшийся в апр. 1947 г. в Нью-Йорке Всемирный армянский конгресс. В 1948 г. Г. присутствовал в Москве на торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, принял активное участие в Совещании Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. В своей деятельности Г. большое внимание уделял процессу сближения Армянской Церкви и РПЦ. В 1952-1953 гг. по поручению католикоса в МДА были командированы 8 архидиаконов Армянской Церкви для получения опыта, изучения правосл. богословия и жизни РПЦ. Г. похоронен во дворе кафедрального собора в Эчмиадзине. Соч.: Книга проповедей. Эчмиадзин, 1918 (на арм. яз.). Лит.: «Эчмиадзин». 1954. 5-8; Памяти верховного патриарха-католикоса всех армян Георга VI//ЖМП. 1954. 6. С. 66-69; Документы истории Армянской церкви, 1938-1955 гг. Ереван, 1999. Кн. 6: Католикос всех армян Геворк VI Чорекчян; Арзуманян З. , свящ. История нации. Н.-Й., 2002. Т. 4. Кн. 2. В. Деврикян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/161829.html

Уделяя особое внимание укреплению межцерковных отношений и связей с Церквами-сестрами, Г. неоднократно посещал и принимал в Св. Эчмиадзине Предстоятелей различных Церквей, при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II встречался с духовным главой мусульман Азербайджана. Во время этих миротворческих встреч подчеркивалось, что карабахское противостояние не имеет религ. основы и должно быть разрешено путем мирных переговоров. В торжествах, посвященных 1700-летию со дня принятия христианства как гос. религии в Армении, участвовали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, К-польский Патриарх Варфоломей I, папа Римский Иоанн Павел II, первоиерархи и представители др. братских Церквей. В марте 2000 г. состоялось подписание «Меморандума согласия» между правительством Республики Армении и Армянской Апостольской Церковью, к-рый стал основополагающим документом во взаимоотношениях гос-ва и Церкви. В сент. того же года было подписано соглашение о сотрудничестве между Св. Эчмиадзином и Мин-вом Вооруженных сил Армении, разъясняющее основные положения духовной службы священников в армии. В сент. 2001 г. Г. благословил первый в новом тысячелетии св. елей и освящение крупнейшего арм. храма - собора во имя св. Григория Просветителя в Ереване. В соответствии с подписанным в авг. 2002 г. соглашением между Г. и премьер-министром Армении А. Маркаряном с янв. 2003 г. в программу всех общеобразовательных школ Армении включен предмет «история Армянской Церкви». Г. является почетным членом Национальной АН Армении, Международной академии информатизации при Экуменическом и Социальном Совете ООН. Награжден высшими знаками отличия Иордании («Вифлеем - 2000», янв. 2000), Румынии («Звезда Румынии», сент. 2000), Украины («Князь Ярослав Мудрый» 5-й степени, 2001), орденом Командора Почетного легиона Франции (2001), высшей наградой РПЦ орденом св. ап. Андрея Первозванного (16 окт. 2004). В. Деврикян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/161682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЗГЕН I Каталикос всех армян Вазген I. Портрет. 1959 г. Худож. М. Сарьян (Музей собора Эчмиадзин) Каталикос всех армян Вазген I. Портрет. 1959 г. Худож. М. Сарьян (Музей собора Эчмиадзин) [Васкен; арм. ] (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (20.09.1908, Бухарест - 18.08.1994, Эчмиадзин), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Начальное образование получил в арм. школе в Одессе, куда в годы первой мировой войны переехали его родители. После возвращения в Румынию продолжил учебу в бухарестском лицее Мисакян-Кесимян, затем в Бухарестском высшем торговом уч-ще (1924-1926). Окончил литературно-философский факультет Бухарестского ун-та (1936) и отделение практической педагогики (1937). В 1929-1943 гг. преподавал в арм. школах Бухареста. В 1937-1938 гг. редактировал и издавал в Бухаресте научный ж. «(?)» (Пашня). В 1942 г. рукоположен во священника в Афинах предстоятелем Греческой епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) архиеп. Карапетом (Мазлумяном). Обучался на богословском фак-те Бухарестского ун-та (1943-1944). В 1943 г. получил степень вардапета и принял имя В. Был назначен местоблюстителем (1943), а затем предстоятелем (1947) Румынской епархии ААЦ. 23 мая 1948 г. в Эчмиадзине католикос Геворг VI присвоил В. степень верховного вардапета, а в 1951 г. он был хиротонисан во епископа. В 1952 г. В. был избран в румын. Комитет защиты мира. С 1954 г. член Верховного духовного совета св. Эчмиадзина. В дек. 1954 г. получил в управление также и Болгарскую епархию ААЦ. 30 сент. 1955 г. на Национально-церковном Соборе тайным голосованием В. был избран Верховным Патриархом и Католикосом всех армян, 2 окт. в Эчмиадзинском кафедральном соборе состоялась его интронизация. И в Румынии, и позднее в Эчмиадзине В. прилагал много сил к объединению арм. диаспоры, к укреплению духовных и культурных связей с родиной. он совершил 30 пасторских посещений епархий ААЦ в разных странах, в рамках межцерковного общения встречался с главами различных конфессий, был участником Всемирных конференций религ. деятелей в Москве (1977, 1982), Берлине, Хельсинки. При нем ААЦ стала членом ВСЦ (1962) и Конференции европейских Церквей. Награжден золотыми медалями Всемирного совета мира им. Жолио Кюри (1962) и Советского комитета защиты мира (1968), «Звездой Республики» Румынии (1952), орденом «Знак почета» (1968), орденом Дружбы народов (1978), а также орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1983).

http://pravenc.ru/text/153839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь. Епископат ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), архиеп. Армянской Апостольской Церкви, общественно-политический деятель НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт. НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС V АШТАРАКЕЦИ (1770-1857), католикос Армянской Апостольской Церкви (с 1843; ААЦ), видный деятель арм. национально-освободительного движения. Мирское имя Торос Шахазизян НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС АРКАЕХБАЙР [Ованнес Царебрат] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви, рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный) ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед

http://pravenc.ru/rubrics/121962.html

Выставка памяти Католикоса Вазгена I открылась в Национальной библиотеке Армении 1 декабря 2008 г. 16:04 В Национальной библиотеке Армении открылась выставка, посвященная памяти 130-го Католикоса всех армян Вазгена I. В экспозиции представлены труды Католикоса и многочисленные публикации о нем. «Он развернул свою деятельность в тот период времени, когда государство отвернулось от Церкви. Своим умением контактировать, убеждать людей и передавать слово Божие Патриарх был принят всеми слоями общества. Он по праву заслужил уважение к себе, вернув в Церковь паству», — отметил в своей речи на церемонии открытия выставки конгрегат Первопрестольного Эчмиадзина Вардан Навасардян. За 39 лет Патриаршества Вазген I смог вернуть Церкви почти все привилегии, в том числе право варить и освящать Святое Миро, подчеркнул Навасардян. В эти годы были учреждены государственные ордена имени святых Армянской Апостольской Церкви. К одному из первых таких орденов президентом Армении в 1994 году был представлен сам Вазген I. В течение всего 2008 года в Армении и за ее пределами, где есть армянская диаспора, проводятся мероприятия, посвященные 100-летию Католикоса Вазгена I. Вазген I (в миру Левон Карапет Палчян) родился в 1908 году в Бухаресте в семье ремесленника. В 1936 он окончил факультет литературы и философии Бухарестского университета. Он играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с Советской Арменией. В 1955 был избран Католикосом всех армян. В течение 1950-60-х гг. побывал во всех армянских диаспорах мира. Написал несколько ценных исследований по армяноведению. В сентябре 1968 за патриотическую деятельность в деле защиты мира и в связи с 60-летием награжден орденом «Знак Почёта». В 1968 удостоен Золотой медали Советского комитета защиты мира. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/496693.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ МОКАЦИ [арм. ] († 965), Армянский католикос (с 946). Род. в сел. Фас, обл. (наханг) Мокк. Был настоятелем мон-ря Вараг. Во время католикосата А. М. католикосы Албании Кавказской Саак и Гагик, а также митр. Сюникский Акоб попытались вывести свои епархии из-под юрисдикции монофизитской Армянской Церкви, но А. М. удалось пресечь эти попытки, сохранив конфессиональное и церковное единство, ради чего он перенес свою резиденцию из Ахтамара в Аргину. Перу А. М. принадлежат 4 послания. По свидетельству Степаноса Сюнеци , он составил сб. «Послание веры». Эпистолярное наследие А. М. свидетельствует о широком распространении Православия в совр. ему Армении. Он писал, что увеличилось число приверженцев Всел. IV Собора , участились браки с православными (халкидонитами) и «не было крова супружеского, где один не был бы армянином, а другой ивиром, в соответствии с этим и дети были разделены надвое». А. М. жаловался на митр. Сюникского, к-рый «подстрекал халкидонитов поносить наших католикосов». Отправившись в Сюник и Алуанк (Албанию), он привел обе эти епархии к покорности Армянской Церкви, но после возвращения в Ширак узнал, что в этих областях вновь произошло «отрешение от божественного Собора». А. М. даже обратился к арм. царю Абасу с требованием запретить браки с халкидонитами, чтобы приостановить распространение Православия. По свидетельству Асолика, «ученые вардапеты по приказу владыки Анании после глубокого исследования божественных книг и на их основании постановили вторичное крещение для последователей Халкидонского Собора». Ист.: Всеобщая история Степаноса Таронеци-Асолика/Изд. Ст. Малхасянц. СПб., 1885. С. 178 (на др.-арм.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984 [Коммент., библиогр.: с. 217-227]. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/Анании ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААН I СЮНЕЦИ [Ваган Сюни; арм. (?) ] (? - 971/2, Дзораванк, гавар Тосп, Васпуракан), арм. католикос с 968 г., преемник Анании Мокаци . Сын кн. Джеваншера, правителя гавара Багац (Бахк, Балк) в Сюнике. Образование получил в мон-ре Ваанаванк под наставничеством своего дяди Ваана. Приняв духовный сан, был посвящен во епископа и стал настоятелем Ваанаванка. С 963 (Католикосы всех армян. С. 114) или 958 г. (Христ. Армения. С. 949) возглавлял епархию Сюника, где развернул строительство мон-рей и приумножил монастырские владения. Деятельность католикоса оценивается неоднозначно: Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Маттеос Урхаеци отзываются о нем положительно, ревнители традиц. взглядов осуждают за склонность к халкидонитству, к иконопочитанию «на манер ромеев» и попытки воссоединить Армянскую Апостольскую Церковь с К-польской и Грузинской Православными Церквами, о чем свидетельствуют его письма митр. Мелитинскому Феодору и визант. имп. Иоанну Цимисхию (Киракос Гандзакеци, Асолик и др.). Арм. духовенство, встревоженное симпатиями католикоса к халкидонитам, созвало в 969 г. в Ани Собор, в к-ром принял участие царь Ашот III Милостивый. В. был (заочно) низложен, католикосом стал Степанос III Севанци. В. нашел прибежище в Васпуракане под покровительством царя Амазаспа-Апусахла из династии Арцруни, к-рый был не столько его идейным единомышленником, сколько «врагом его врагов» ( Арутюнова-Фиданян. С. 173). Этот конфликт послужил поводом к смуте, конец к-рой положила смерть обоих католикосов (971/2). Вероятно, в связи с этим Самуэл Анеци, Вардан Вардапет и Киракос Гандзакеци исчисляют правление В. в 1-2 года, тогда как др. историки - Асолик, Маттеос Урхаеци и Степанос Орбелян - говорят о 5 годах. Лит.: Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 949 (на арм. яз.); Католикосы всех армян. Ереван, 2001. С. 114 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/153787.html

Валентин Филиппов: Ну, вот нет. Россия всегда будет нужна Армении. Олег Царев: Я пересказываю разговор, который был в узком кругу. Роберт Кочарян, Вазген Саркисян и Серж Саргсян, их было четверо. И Тер-Петросян. Роберт Кочарян был категорически против. Они втроем поставили Тер-Петросяну ультиматум: либо он уходит сам из президентов, пишет заявление, либо они просто его снимают. Армия, полиция, служба национальной безопасности, правительство, все в один голос говорят, чтобы он уходил. Валентин Филиппов: Хорошо, а какой они вариант предлагали? Олег Царев: Не отдавать. Валентин Филиппов: И всё? Олег Царев: И всё. Левон говорил им о том, что сейчас у нас такая ситуация, мы можем не отдавать. Но надо понимать, что весь бюджет Армении меньше, чем военный бюджет Азербайджана. И чем дальше, тем больше эта разница будет расти. И рано или поздно Азербайджан станет таким сильным, что он просто заберет своё силой. Причем не только то, что сейчас мы можем им отдать, а вообще может забрать всё. И ещё пробить дорогу… часть же Азербайджана есть, ещё островок, где исторически жили армяне, но потом армян там не оказалось… Валентин Филиппов: Название не помню но… Олег Царев: Нахичевань. Валентин Филиппов: Да. Олег Царев: Вот. Левон не стал бороться. Левон ушел, Левон написал заявление. Роберт Кочарян, Вазген Саркисян и руководитель бывшей крупнейшей партии бывших коммунистов Карен Демирчян договорились страну поделить на троих. Роберт стал президентом, руководителем парламента стал Карен, у него была крупнейшая фракция и Вазген Саркисян стал премьером. Получилась такая ситуация, через некоторое время, когда Роберт Кочарян перестал управлять страной. Стали говорить в Армении «А зачем нам вообще нужен президент?». В парламенте большинство у его бывших друзей, а нынешних противников, премьер и парламент на двоих играют во все игры, распределяют подряды, назначают людей и Роберт получился король без королевства. И тогда произошло событие, я думаю, его многие помнят, когда революционеры-террористы ворвались…

http://ruskline.ru/opp/2020/10/09/ukrain...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010