еп. Аствацатур построил 3-ярусную колокольню. В этом огромном монастырском комплексе было много жилых (кельи, комнаты для паломников и др.) и хозяйственных построек. Весь комплекс был окружен стеной, прямоугольной в плане. Мон-рь Сурб-Карапет был одним из крупных центров культуры и просвещения армян и сирийцев; здесь изучали и толковали Свящ. Писание, в скрипториях переписывали рукописи и создавали новые тексты. Хранилище рукописей находилось в ц. св. Георгия. Мон-рь был известнейшим духовным центром и среди армян средневековья назывался «столицей монастырей». Как место паломничества мон-рь привлекал большое число армян в дни праздников Вардавар (Преображения Господня) и Успения Пресв. Богородицы. Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Мон-рь неоднократно разрушали. В 1058 г. тюрки-сельджуки сожгли его, но в том же году монашеская жизнь была возрождена усилиями кн. Торника Мамиконяна. Во время нападения Тамерлана в кон. XIV в. жители окрестностей укрывались в защищенном стенами монастыре. В 1-й пол. XVI в. игум. Григор Мушский построил монастырскую школу; в 1560 г. игум. Мелкиседек перестроил ц. Сурб-Карапет. В 1661 г. Аристакес Паронтер ремонтировал ц. Сурб-Степанос и известный своей водой монастырский источник. В 1709 г. мон-рь был разрушен землетрясением, восстановлен усилиями еп. Ованнеса Багишеци и Григора Шхтаякира, собравших средства у богатых армян из К-поля. В 1750 г. мон-рь был вновь разрушен персид. войсками, в 1784 г. поврежден землетрясением, но в 1787-1788 гг. был основательно перестроен. В 1827 г. на мон-рь напали курдские разбойники, ограбили сокровищницу, похитили утварь, уничтожили рукописи и повредили строения; после этого мон-рь ок. 6 месяцев оставался заброшенным. В сер. XIX в. в мон-ре проводились восстановительные работы. В 1839 г. была построена 2-этажная резиденция для епископа М., в 1850 г.- семинария, в 1875-1876 гг.- новое здание семинарии.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Долговременное отсутствие католикосов из Вел. Армении приучило здешнее духовенство к свободе и независимости. Отвыкшее от дисциплины, это духовенство не могло сразу войти в положение надлежащей покорности католикосу; а Киракос, очевидно, не делал ничего с своей стороны, чтобы отблагодарить своих избирателей. He смотря на добрые качества Киракоса, в духовенстве началось скрытое недовольство против него. Этим недовольством воспользовался и еще больше усилил некий епископ Марк. Он составил себе партию и стал оспаривать самую законность избрания Киракоса. Он говорил, что Киракос сначала должен был получить посвящение в епископы от руки католикоса, а потом уже быть избранным в католикосы, и что он не имел права снимать анафему с ахтамарского католикоса. Партия противников Киракоса росла и наконец явилась в Эчмиадзин с бывшим председателем эчмиадзинского собора во главе, чтобы низложить Киракоса. Киракос бежал, но скоро был разыскан и представлен мусульманскому правителю, жившему в Эривани. Злоба против католикоса была так велика, что не постыдились даже обвинить его в том, что он не крещен. Правитель с позором прогнал их от себя; но они в конце концов добились таки разрешения этого правителя избрать нового католикоса. Тогда католикосом был избран епископ Григорий, а Киракос удалился в монастырь, где и умер. Лишь только Григорий X (1443–1462) начал свое правление, ахтамарский католикос и его духовенство снова перестали признавать над собой власть армянского католикоса. Сисский католикос, который не захотел присоединиться к восточным после избрания Киракоса, продолжал и теперь самостоятельно управлять своей киликийской епархией. После его смерти один монах, по имени Карапет, явился к киликийскому правителю и предложил ему, что он, Карапет, будет платить правителю ежегодно известную сумму денег, если он назначит его католикосом. Правитель согласился и с тех пор сисские католикосы стали платить ежегодную дань за свою кафедру. Эта дань обеспечила дальнейшее отдельное существование сисского католикосства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Неизвестно, как было поступлено с епископом, но известно, что в начале 1722 года посажены были по монастырям священник армянский Араратский и армянин Адам Павлов, которому священник открыл тайну сношений русского двора с армянами, а священнику открыл эту тайну Вартапет. Считая виновником своей беды Вартапета, Араратский подал императору просьбу, в которой указывал, что Вартапет – католик, ограбил армянскую церковь в Москве и подговаривал его, Араратского, чтоб он всех армян обращал в католицизм; когда русские девушки выходили за армян замуж, то Вартапет венчал их по католическому обряду. Этот донос, как видно, не повредил Вартапету, и в конце года тифлисский армянский епископ писал ему, что сто тысяч вооруженных армян готовы пасть к стопам императорским и чтоб русские войска спешили в Шемаху; если же до марта 1723 года не будут, то армяне пропадут от лезгин. По прошествии означенного срока уже патриарх армянский Нерсес обратился прямо к императору с просьбою о заступлении, «как пророк Моисей освободил Израиля от рук фараоновых». Вследствие этой просьбы отправлена была «императорская милость и поздравление честному народу армянскому, обретающемуся в Персии». В грамоте объявлялось, что армяне могут беспрепятственно приезжать в Россию для торговли; повез ее армянин Иван Карапет, которому велено было обнадежить армянский народ императорскою милостию, уверить в готовности государя принять их под свое покровительство и освободить из-под ига неверных; но прежде всего русским нужно утвердиться на Каспийском море, овладеть прибрежными местами, а потому пусть армяне подождут короткое время; если же главным армянам никак нельзя оставаться в их стране, то пусть переезжают в города, занятые русскими войсками, а народ останется в своих жилищах и поживет спокойно, пока русское войско приготовится к его освобождению. В начале 1724 года Карапет приехал в монастырь Канзасар к патриарху Исайе, около которого собралось 12000 армянского войска. Восемь дней праздновали армяне, узнавши, что русский государь принимает их под свое покровительство, и объявили, что если императорское величество не изволит прислать к ним войска на помощь, то они просят, чтоб позволено было им поселиться у Каспийского моря, в Гиляни, Сальяне, при Баку и Дербенте, потому что они под игом басурманским более быть не хотят, хотя и персы, и турки зовут их к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) 18 ноября, 2015. Левон Нерсесян Экскурсия по выставке Симона Ушакова в Третьяковской галерее До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

В 1132 г. Левон I использовал свой союз с Гази и вторгся в Равнинную Киликию (о дате см.: Там же. С. 86-91). В это время основные города региона (Мсис, Адана, Тарс) перешли под контроль К. А.; Исаак Комнин был лишен своих владений. Успех Левона крайне обострил отношения К. А. с Антиохией. В борьбе против Антиохии временным союзником К. А. стало Эдесское графство. Но поведение Левона и его стремление к независимости вызвали раздражение в К-поле, и Михаил Италик назвал его «самозванцем» ( Lamma. 1952. P. 3-8; Бартикян. «Панегирик» Михаила Италика. 1984. C. 216-220). В 1136 г. новый князь Антиохии Раймонд из Пуатье, прибегнув к хитрости, захватил Левона в плен. Византийская империя также не отказывалась от претензий на Киликию, и в 1136-1138 гг. имп. Иоанн II предпринял масштабный поход в этот регион. Появление главных сил византийцев в Киликии резко изменило соотношение сил в регионе. Под угрозой византийцев К. А. и Антиохия спешно заключили перемирие. Левон I получал свободу за выкуп в 60 тыс. динаров и обязывался передать Антиохии Мсис, Адану и Сарвандикар. Византийское войско имп. Иоанна II, несмотря на сопротивление армян, захватило всю территорию К. А. В 1137 г., после длительных осад, византийцы овладели наиболее упорно сопротивлявшимися крепостями Вахка и Аназарв и захватили в плен кн. Левона I и предположительно 2 его старших сыновей - Рубена и Тороса. Младшие сыновья Стефан и Млех бежали в Эдессу, где их принял гр. Жослен I, муж сестры Левона. Завладев Киликией, византийцы вторглись на территорию Антиохийского княжества. К. А. прекратила существование как независимое гос-во более чем на 10 лет. Тем не менее установившееся прямое управление византийцев в этом регионе также было непрочным. Спустя некоторое время горными районами Киликии завладели Данишмендиды. Византийцы стремились укрепить свое положение, и в 1142 - нач. 1143 г. имп. Иоанн II предпринял еще один большой поход в Киликию, но, достигнув ее рубежей, император скончался, и все военные планы византийцев были нарушены.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Убедившись, что латиняне, как и византийцы, не спешат оказать Киликии военную и политическую помощь, в дальнейшем католикос перестал заниматься делом объединения церквей, чтобы не сеять смуту внутри собственной церкви. Однако царь Хетум II и его племянник Левон III, надеясь на помощь Запада, продолжали требовать от католикоса полного объединения церквей. Когда католикос отказался им подчиняться, они низложили его и отправили в ссылку, где Григор VII скончался в 1306 г. со словами: «Я армянин, армянином и умираю». В 1306 г. Хетум II с племянником намеревались созвать собор в Сисе, но в ходе подготовки к нему оба были убиты по приказу монгольского правителя. 2. VII Сисский собор и уния В 1307 г. царь Левон созвал в Сисе VII Сисский собор, в котором участвовали 43 епископа и киликийских князя. Он предъявил собору письмо, приписываемое Григору Анаварзеци, в котором содержались предложения внести некоторые богословские и обрядовые изменения: – в Св. Чашу примешивать воду; – признать решения семи Вселенских соборов; – признать во Христе два естества, две воли и два действия; – господские и богородичные праздники отмечать, как греки и латиняне: Рождество – 25 декабря, Сретение – 2 февраля, Благовещение – 25 марта и т.д.; – в Рождественский сочельник и в канун Пасхи употреблять в пищу только рыбу и растительное масло; – Трисвятую песнь петь с прибавлением имени Христа: «Христос, распныйся за ны». Все участники собора, за исключением пяти епископов, выразили согласие принять эти изменения, а также определения Халкидонского и всех семи Вселенских соборов, внести изменения в календарь и привести литургическую традицию Армянской церкви в соответствие с западной. Это лишь усилило недовольство духовенства «литургическими нововведениями». Самвел Анеци писал о соборе 1307 г.: «произошло объединение с Римской церковью и было уничтожено устроение Просветителя нашего [св. Григора Лусаворича]». Духовенство Великой Армении выступило против решений Сисского собора, заявляя, что «лучше в ад с нашими Отцами, чем в рай с латинянами».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недолго поглядев в окно, Степанида отставила в угол прялку, поправила платок. Было уже ясно, что Потапка бежит на хутор не так себе, что у него какая-то надобность. Последнее время в Выселках едва ли не каждый вечер собирались сходки, с крещения деревенские активисты и приезжие уполномоченные из района старались сагитировать мужиков в колхоз. Да впустую. Позавчера просидели всю ночь, спорили и ругались, разошлись, когда уже занялся рассвет, а в колхоз записалось всего шесть хозяйств. Глядя на Потапку, Степанида подумала, что, верно, и теперь тот бежит оповестить о собрании. Значит, ликбеза сегодня не будет. Она немного пожалела об этом, потому что сегодня, как никогда раньше, удачно исписала страничку в тетрадке, и слова, может быть, первый раз за зиму, получились довольно аккуратные, почти все ровненькие, вероятно, в школе ее похвалили бы. Прошлый раз учительница упрекнула за небрежность — было темновато, писала, когда улеглись дети, в коптилке кончался керосин, а Петрок все ворчал за печью, что не вовремя пристрастилась к грамоте, надо ложиться спать. Теперь же, оставшись одна в хате, она села за прибранный стол и неторопливо вывела: «Мы строим машины, мы строим колхозы». Но, пожалуй, сегодня занятий не будет. Тем временем в сенях стукнула дверь, и, не отряхивая ног, в хату ввалился Потапка — рослый бледнолицый подросток, подпоясанный веревкой по заплатанному, с чужого плеча зипуну. Не поздоровавшись, прежде шморгнул раза два покрасневшим простуженным носом и прогугнявил: — Тетка, там Левон кличет. — А что, сходка? — Не, не сходка. Комбед будет. — Теперь? — Ну. — Соберусь, приду, — сказала Степанида, слегка озадаченная этим сообщением. С осени комбед не собирался, говорили, что будут выбирать новый. Но вот, видно, нашлась какая-то надобность в старом. Потап еще раз шморгнул носом, поправил на голове перекрученную овчинную шапку и вылез в дверь. Прежде чем закрыть ее, стукнул о порог каблуками больших сапог, и Степанида узнала — это были Левоновы сапоги. Сам Левон теперь, наверно, подальше залез за стол в сельсовете, подобрав под скамейку ноги, чтобы никто из приходящих не увидел председателя босым. Но с обувью и на хуторе было не лучше, просто беда с этой обувью: ни себе, ни детям ни купить, ни сшить. На всю семью одни заплатанные валенки, которые сегодня утром надел в дорогу Петрок, и ей теперь приходилось обувать лапти-чуни. Правда, о себе она не слишком заботилась, шла же не в церковь, а коли уж заседание комитета бедноты, то чего там стесняться. Лишь бы тепло было ногам.

http://azbyka.ru/fiction/znak-bedy-vasil...

556 Юлиан Отступник – римский император (361–363). Отрекся от христианства и, вновь утвердив языческую религию, начал гонения на христиан. Погиб в войне с персами. По преданию, умирая, он взглянул на небо и воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». 567 См.: Матевосян А.С. Рукописный центр Мецопского монастыря в XII-XV вв. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. канд. истор. наук. Ереван, 1970, с. 10. 573 В рукописи, которой пользовался Г. Овсепян, к заглавию в скобках позже были добавлены слова «автора сей книги» (См.: Г. Овсепян. Житие Мхитара Саснеци, с. 27). 574 Харбанда – в армянском тексте Хапбанда. Харбанда-ага армянских источников соответствует Худабаиде. Так звали брата Газан-хана Олджейту (1304–1316), после смерти Газан-хана (1304) ставшего монгольским ханом Западного ильханства, центром которого был город Тавриз. 577 Левон – имеется в виду Левон V (1320–1342 гг.), сын Ошина. Коронация состоялась в 1329 г., а до этого с 1320 по 1329 гг. регентом был князь Корикоса Ошин, сын историографа Хетума. 579 Закария Ахтамарци – см. «Мученичество Закарии Ахтамарци». Об Ахтамарском престоле см.: М. Орманян. Азгапатум, с. 1747, 1855–1856. 580 Каджберуник – область, входившая в состав Васпуракана. Занимала течение реки Арест (Бандимай) и равнину Абага. 582 Ованес Арчишеци – впоследствии основал школу в обители Асписнак (см.: А. Матевосян. Рукописный центр Мецопского монастыря в XII-XV вв., с. 10). 584 Есаи Ничеци – ученик Нерсеса Мшеци, после смерти последнего возглавивший Гладзорский университет и остававшийся его ректором до своей смерти (1338 г.). Единственным источником, содержащим сведения о жизни Есаи Ничеци, являются памятные записи. Ниже приводим фрагмент памятной записи к рукописи «Толкования псалмов» Нерсеса Ламбронаци. Писец Мкртич (1302, рук. 6558) сообщает некоторые биографические сведения о Есаи Ничеци: «... [Книгу сию] с превеликим и бурным желанием возжаждал мудрый философ и ученый ритор, вступивший на [поприще] изучения Божественного писания, богомудрый и святейший рабунапет Есаи, который в наше скудное время воссиял добродетельным житием и, преисполнившись знания Божественных заветов, как солнце светил в мире и над всеми частями света. Превзойдя всех добродетелью, которая сочеталась с наставничеством, он направлял обращавшихся к нему на Божественную стезю, как источник вливая наставления св. Духа в уши учеников...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Искусствовед Левон Нерсесян: Когда наступает ответственность – памятник, как правило, уже погиб Старший научный сотрудник Третьяковской галереи и специалист по древнерусскому искусству – о взаимоотношениях Церкви и музеев, сохранности икон и компромиссах 5 апреля, 2016 Старший научный сотрудник Третьяковской галереи и специалист по древнерусскому искусству – о взаимоотношениях Церкви и музеев, сохранности икон и компромиссах Вопрос о передаче Церкви икон, храмов и другого, как пишется в законе, «имущества религиозного назначения» вызывает много конфликтов еще с конца восьмидесятых. В 2000 году Архиерейский Собор РПЦ пишет в письме президенту, что процесс возвращения церковной собственности в России «не только не завершен, но по-настоящему и не начат». Музейное сообщество, в свою очередь, говорит, что Церковь не готова взять на себя ответственность за сохранность уникальных памятников культуры. «Правмир» поговорил с Левоном Нерсесяном, специалистом по древнерусскому искусству и старшим научным сотрудником Третьяковской галереи о том, можно ли достичь компромисса между Церковью и музеями. Цветы у Боголюбской иконы Божьей матери – Какие проблемы во взаимоотношениях между музеями и Церковью сейчас самые острые? – Круг этих проблем очень широкий, и затрагивают они самые разные стороны жизни нашего общества. Первая и, наверное, самая важная для меня тема – это наше нынешнее законодательство и противоречия внутри него, которые создают серьезные угрозы для культуры, в том числе – для физической сохранности памятников церковного искусства. Дальше, конечно, идут проблемы собственно религиозные. Потому что вопрос о том, где может и должна находиться икона – это еще и религиозный вопрос. И ответ на него следует искать, опираясь, в том числе, на догматический и исторический опыт христианской Церкви. Кроме того, есть проблемы социальные – то есть отношение самого общества (состояние которого, к сожалению, нельзя назвать вполне здоровым и благополучным) к сложившейся ситуации – и к законодательству, которое призвано защищать культурное достояние, и к религиозной теории и практике.

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

Борис Васильевич (1449–1499) — князь Волоцкий, брат Ubaha III. Борис (Вик) (1906–1965) — митрополит Одесский и Херсонский. Сын рабочего. В 1944 г. хиротонисан во епископа Нежинского, впоследствии занимал последовательно Черниговскую, Саратовскую, Чкаловскую, Берлинскую, Алеутскую и Североамериканскую кафедры. С 1956 г. архиепископ Одесский и Херсонский, с 1959 г. в сане митрополита. Борисяк Андрей Алексеевич (1885–1962) — виолончелист, музыкальный педагог–методист, астроном–любитель. Автор первого отечественного учебника по игре на виолончели. В 1901 открыл новую звезду в созвездии Персея. Бортнянский Дмитрий Степанович (1751–1825) — русский композитор. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) — Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Брюсы — графский род, выходцы из Шотландии, переселились в Россию в XVII в. В 1721 г. Яков Вилимович Брюс, указом императора Петра I был возведен в графское достоинство. После его смерти титул был передан его племяннику, генерал–поручику Александру Романовичу Брюсу, сын которого, генерал–аншеф Яков Александрович Брюс, был главнокомандующим Москвы. Буевский Алексей Сергеевич (род. в 1920 г.) — однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту, впоследствии сотрудник ОВЦС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) — русский философ, священник, один из основателей Свято–Сергиевского института в Париже, занимавший в нем должности инспектора (в 1931 –39 гг.) и декана (1940–1944). Многие духовные чада о. Сергия Булгакова (в том числе — мать Мария (Скобцева) участвовали в движении Сопротивления. Быкова Анна — см. Сергия, мон. Быстров Владимир Васильевич — брат О.В. Нечаевой, дядя митрополита Питирима. Быстров Константин Васильевич — брат О.В. Нечаевой, дядя митрополита Питирима, офицер Быстрова Анна Ивановна — бабушка митрополита Питирима. Быстровы — родственники митрополита Питирима по материнской линии. Вазген I (Палчян) (1908–1994) — Верховный Патриарх–Католикос всех армян в 1955–1994 гг. Валерий — шофер Издательского отдела.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010