Приносим и Вашему Боголюбию искреннюю нашу благодарность за пожертвование 9 рублей и маленькому сынку Вашему ученику Николаю за жертву – 1 рубль. Молебны святым великомученикам Пантелеймону и Георгию с поставлением свечек отслужены о здравии, мире и спасении рабов Божиих Иоанна, Олимпиады, Николая, Марии, Симеона, Екатерины и Василия. Масла от неугасимой лампады при возможном случае пришлем. Благодарим Господа и от души радуемся, что издаваемые нашею обителию душеполезные книжицы доставляют духовное удовольствие и наставляют ко спасению боголюбивых христиан, читающих оные; радуемся, что в этом числе и Вам доставило духовную пользу и сладость. Вы говорите, что хотите избегнуть некоторых маленьких дел и случаев, которые заботят Вас, да поможет Вам Господь Бог Своею благодатию, а что грехи усиливаются, это дело вражеское, он старается более и более каждого человека вовлечи в грехи, но много зависит и от нашей решимости при помощи Божией удерживать себя от всякого греха, пресекать оный в самом начале его, что упоминается в псалме: Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень ( Пс. 136, 9 ). Осуждение ближних искореняется самоосуждением – кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других, он лишь себя осуждает и кается пред Господом, если же и придется когда по немощи человеческой сказать что или подумать дурное о другом, то должно тотчас отогнать этот помысл и помолиться внутренне о себе и о том, кого хотели осудить. Тяжкий грех – осуждение, таковые присваивают себе власть Божию; помнить должно упоминаемую в святом Евангелии явную грешницу, приведенную к Господу на суд, но и ее Он не осудил, а мы с ног до головы сами утопаем в грехах и дерзаем судить других. Учащемуся отроку Николаю от обители нашей посылаем благословение, да подаст ему Господь разум к учению, особенно в Законе Господнем. Затем, призывая на вас щедроты Многомилостивого Господа и матернее заступление Владычицы мира, остаюсь смиренный богомолец Ваш

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Особенно было отрадно за успехи в церковной жизни некоторых «хулиганов», которые со временем остепенились и уже самостоятельно вычитывали правило ко причастию. Также я был рад за церковное возрождение одного достаточно взрослого ребенка из моего отряда, который еще год назад был почти неверующим, а теперь осознанно принял участие в таинствах исповеди и причастия. Это была его главная победа помимо спортивных успехов. Кроме того, он охотно пел на клиросе. Помимо интенсивной богослужебной жизни были организованы отрядные свечки на христианскую тематику. И были видны результаты, как говорится «на лицо». Проблемные вопросы, которые поднимались на вече княжества решались, сообща и дети сами непосредственно находили выход из сложившейся ситуации. Темы отрядных свечек были разными. Например: о молитве, о правилах благочестия и поведения в храме, о необходимости исповеди и причастия. И, конечно же, дети делились своими впечатлениями о проведенном дне. Особенно запомнились первая и, конечно же, последняя свечки. На первой свечке дети обсуждали то, как дружно была подготовлена презентация визитки - название отряда, девиз, песня, флаг и отрядное место, были благодарности в адрес друг друга. Дети также делились впечатлениями о поездке в Псково-Печерский монастырь. А Старчик Иван после всех взял еще раз свечку и попросил прощения у вожатых за поведение в монастыре от лица всех мальчиков. В общем обстановка располагала к откровенным и доброжелательным разговорам – все сидели и по кругу передавали друг другу свечку. В начале каждой свечки было трудно акцентировать внимание всех на том у кого свеча, т.к. эмоции о прожитом били ключом, и каждому было что сказать, но со временем дисциплина нормализовалась. Очень трогательна была последняя свечка. Все собрались на отрядном месте и пока готовился кипяток на костре для лапши и чая, а затем и шашлык, ребята говорили о смене в целом и высказывали друг другу пожелания и слова благодарности. Некоторые девочки растроганно плакали. Свечка затянулась и ко времени отбоя ее пришлось подсократить.

http://pravoslavie.ru/vs/23.htm

Тогда прихожанином храма был Фёдор Григорьевич Волков - создатель первого российского постоянного театра, теперь почитаемый просто как основатель русского театра. Фёдор Григорьевич исполнял свой духовный долг и создал для храма эскиз замечательной красоты иконостаса, какого нет более ни в одном ярославском храме. Храм Николы Угодника, построенный на средства Епифания Светешникова, в народе - Надеи Светешникова. Храм Николы Надеина в Народном переулке, на волжском берегу, - первая жемчужина в бесценном ярославском ожерелье. На том месте, где сегодня стоит храм Николы Надеина, была до него церковь деревянная. Конец жизни таких церквей известен - горят. Но не просто сгорела в 1536 г. церковь Николая чудотворца - сожгла «весь град». За ней последовала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, выстроенная на пожарище. И вот, в году 1620-м, Епифаний Андреевич Светешников начинает на месте прежних деревянных церквей-свечек возведение храма каменного, до той поры небывалого на ярославском посаде. Прежде рассказа о строительстве нужно не пару, а более слов сказать о самом Светешникове, или Надее, так как был он человеком незаурядным. Богател от торговли, помогал деньгами ополчению Минина и Пожарского, имел представительства своей компании в 9 крупных городах, в их числе - в Москве, строил остроги, чтобы волжские промыслы от ногайцев защищать. Был Надея Светешников одним из самых богатых людей России и государевым гостем - купцом с особыми возможностями и правами. Жизнь Надея закончил трагически. Сначала оказался банкротом, а потом, не имея возможности отдать долг, был поставлен на правёж - пытку, в которой должника ставили перед судом и били, нередко - до смерти. Забили и Надею. Похоронили купца в южном подклете им же выстроенного храма - храма Николы Надеина. Была в те поры традиция храмы, возводимые на месте старых, посвящать тому же святому. Но с новой церковью вышло по-иному. Скорее всего, по желанию заказчика, её разрешено было освятить в честь Николы Угодника, или Николы Мирликийского, - вечного заступника русского человека. К тому же и история вышла. Говорили, что при строительстве выловили в Волге икону Николая Чудотворца - прибило её будто к другому берегу напротив храма. Теперь нельзя установить, правда то было или нет, по заказу или на самом деле, да и неважно всё это. Главное - храм.

http://sobory.ru/article/?object=00577

…Когда большинство из современных обличителей Православной церкви еще под стол пешком ходили, я начал писать о религиозной жизни в СССР. Было это уже на закате «коммунистического рая», когда заметку «об этом» уже пропускала цензура. Что кроме мистического и непонятного слова «духовность» могло интересовать советского журналиста? Конечно же – деньги, церковные богатства – что еще было тогда важно для бедного советского обывателя? «Вон у попов храмы (в Москве их оставалось тогда только 44) все в золоте, а еще облачения, машины…» Ох, и облюбовал я эту темку, а за несколько лет просто вжился, было это еще до «табачного скандала» и до появления олигархов. Ах, как было забавно в начале 90-х годов описывать меню на архиерейской трапезе! Хорошо помню, как написал для «АиФа» «исследование», вообще-то безобидное, о том, что доходы храмов в спальных районах выше, чем в центре города, за что и получил по башке от батюшки, и так расстроился, что не пошел гонорар получать. Жаль, не написал я тогда о том, как жили простые священники, которые получали тогда свои приходы, а те существовали только на бумаге, так как это были руины или просто мастерские, склады и овощехранилища. Помню, как приехал помогать батюшке в подмосковное село копать картошку; как другому чинил старый «Москвич», на котором тот, чтобы прокормить семью, бомбил по вечерам; как собирал по друзьям детские вещи в другую семью священника, у которого родился четвертый ребенок; как загружал в машину продукты перед поездкой в монастырь. Для одного священника поставил (бесплатно) в газету объявление о сдаче его квартиры – в его далеком сельском приходе на доходы от свечек было не прожить (да и сегодня есть батюшки, которые живут при храме, а жилье сдают). Потом я уже не удивлялся, когда женщины отдавали батюшке домашние пирожки или снимали с себя золотые украшения, оставляя их у чтимых икон. Как-то раз видел, как невзрачный прихожанин положил в ящик для пожертвования толстую пачку купюр. Ну, а собрать деньги на ремонт крыши или на детский приют всем приходом — это уж обычное дело.

http://pravmir.ru/tovar-dengi-tovar/

Потому что, если тобой до сих пор владеет гнев, честолюбие, страсть, удовольствие, зависть, то даже, если ты стоишь у алтаря, ты далек от жертвы. Христос распят за тебя, и ты принеси на заклание своих овец. Пожертвуй себя Тому, Кто за тебя принес себя в жертву Отцу. Если ты этого не поймешь и не поверишь в это, возненавидит Бог твою тучную и жирную набожность. Ты крещен не для того. Чтобы сразу считать себя христианином. Никакой разум (mens) ничего, кроме мира, не понимает: с виду ты христианин, а втайне язычник из язычников. Почему так? У тебя только тело таинства, духа у тебя нет. Какое значение имеет, что тело омыто, если душа остается в пятнах? Плоть посолена; что из того, если душа остается без соли? Тело помазано, а душа не помазана. Я признаю тебя христианином, если только ты внутренне сопогребешь себя со Христом, если решишь идти с Ним в новой жизни. Для чего тебя окропляться святой водицей, если ты не стираешь с души внутреннюю грязь? Ты почитаешь святых, радуешься, что прикасаешься к их останкам. Однако ты пренебрегаешь тем лучшим, что они оставили, – примерами чистой жизни. Никакое почитание не угоднее Марии, чем твое подражание Ее смирению. Для святых нет благочестия, желаннее и лучше твоих стараний следовать их добродетели. Ты хочешь расположить к себе Петра или Павла? Подражай вере одного и любви другого – сделаешь больше, чем если десять раз сбегаешь в Рим и обратно. Ты хочешь удостоить высшей почести Франциска? Но ты спесив. Любишь деньги, ты спорщик. Принеси жертву этому святому: уйми себя, по примеру Франциска стань сдержаннее, относись с презрением к грязной роскоши, пожелай овладеть благами души. Оставь споры, победи зло добром! Святой оценит эту почесть гораздо больше, чем если ты зажжешь ему сто свечек. Ты считаешь очень важным, если тебя похоронят в облачении францисканца? Сходный наряд у мертвого не поможет тебе, если у живого нравы не были сходными. И хотя лучше всего брать пример полного благочестия с Христа, если тебя сильно радует почитание Христа в Его святых, подражай Христу в святых и, почитая отдельных святых, стремись изменить отдельные пороки или же взлелеять отдельные добродетели. Если это получится, то я не отвергну и того, как это проявляется.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/fil...

Вернувшись в храм Апостолов Петра и Павла через два часа, мы увидели отца Германа уже на Всенощном бдении. С нами в «очереди» к известному пастырю стояли еще представители одного из федеральных телеканалов. Но священник, ежедневно совершающий отчитку, настолько устал, что с нашей стороны было бы преступлением, вопреки всему, добиваться от него беседы. И до самой до Камчатки Возвращаясь в Лавру, монах Парфений в одиннадцатый раз подает милостыню пред вратами монастыря. Рассказывает об их типографии. Единственный в нашей Церкви случай, когда у обители есть не только издательство, но своя собственная типография – «фабрика» книжной продукции. Создана по инициативе архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского). Заворачиваем в пещерный храм под Успенским собором – здесь погребены патриархи Алексий I и Пимен. Рядом с местами упокоения – личные вещи Предстоятелей. Приложившись к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского в Духовском соборе, выходим на улицу и встречаем отца Аркадия. Он-то нам и нужен. Игумен Аркадий (Юрий Васильевич Смекалов) москвич. Школа, столярное училище, армия. Столяром работал в Лавре. Семинария, постриг, сан. Старт священнического служения совпал с началом церковного возрождения. Основная точка приложения миссионерских усилий – Камчатка. – Удивительный край и удивительное время. Необъятные пространства, титанический труд. Суббота и воскресенье как «девятый вал». Нескончаемый поток людей. Крестили, учили, создавали общины. – Как сами оцениваете успех миссии? – Все шло прекрасно. Люди искренне тянулись к вере. Быстро организовывались общины. Методика была простая: собирались верующие люди, мы предлагали им выбрать себе старосту, казначея, продавца свечек, икон. Давали правило. И община начинала жить. Почти в каждом поселке организовали подобную общину. И духовная жизнь даже без священника была налаженной, организованной. Вернулся в Лавру в 2007 г. – к этому времени Церковь на Камчатке более-менее зажила полноценной жизнью.

http://pravoslavie.ru/71390.html

— Богоявление: латинский Запад забыл этот великий праздник и упоминает его лишь как крещение Христа. Это тот случай, когда западную традицию необходимо обогатить византийскими элементами. Православная Церковь Франции использовала для составления богослужения чин освящения воды византийского обряда. Мы также сохранили западную структуру вечернего богослужения и литургии, но ввели в них тексты, используемые Греческой Церковью. — Сретение: западный обряд включает обряд света, с освящением свечек и крестным ходом. Верные христиане сохраняют эти свечи после литургии. — Великий пост. Он начинается после трех подготовительных недель. Западный пост отличается невозглашением аллилуйя до Пасхальной ночи. Только тогда диакон торжественно возглашает его “возвращение”. На Западе аллилуйя — праздничное возглашение. В пасхальном времени его поют в середине псалма. Мы включили его в восточный пасхальный тропарь Христос воскресе, чтобы быть в согласии с местной традицией. На Западе отсутствие аллилуйя означает пост и покаяние. Открывает Великий пост пепельная среда. Со Страстного воскресения (начала 6-й недели) поется гимн Vexilla regis prodeunt (Знамена Царя воздвигаются), составленный святым поэтом Фортунатом в VI веке. — Вербное воскресение: праздник происходит из Иерусалимской традиции и был перенесен непосредственно в Галлию перед тем как распространиться по всем латинским Церквам. Утром, между утренним богослужением и мессой, освящаются вербы, после чего начинается крестный ход. Перед закрытыми вратами храма священник начинает диалог с мальчиком, который остался в храме: Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет царь славы. Кто есть сей Царь славы? (даем перевод с лат. на церк.-слав. — Авт.). Священник стучит три раза в двери крестом, и врата открываются. — Великий четверг: организуют временный алтарь, на котором положены Святые Дары на великую пятницу. После этого в храме снимают все украшения. Ночи с четверга на пятницу и с пятницы на субботу прихожане остаются молиться в голом, затихшем храме. В Великую Пятницу совмещают службы Распятия и поклонения Кресту.

http://pravmir.ru/popyitka-sozdaniya-gal...

Он все такой же: ясный, смешливый даже. Курносый, и глаз прищурен – словно чихнуть обирается. Мужицкий совсем дьякон. И раньше глядел простецки, ходил с рыбаками в море, пивал с дрогалями на базаре, а теперь и за дрогаля признаешь. Лицо корявое, вынуто в щеках резко, стесано топором углами, черняво, темно, с узким-высоким лбом – самое дьяконское, духовное. Батюшка говорил, бывало: “Дегтем от тебя, дьякон, пахнет... ты бы хоть резедой попрыскался!..” Смущался дьякон, оглядывая сапоги, молчал. Семеро ведь детей – на резеду не хватит. И рыбой пахло. И еще пенял батюшка: “Хоть бы ты горло чем смазывал, уж очень ржавый голос-то у тебя!” Голос, правда, был с дребезгом – самый-то ладный, дьячковский голос. Мужицкие сапоги, скребущие, бобриковый халат солдатский, из бывшего лазарета, – полы изгрызены. Нет и духовной шляпы, а рыжая “татарка”. Высок, сухощав и крепок. Но когда угощает папироской, дрожат руки. – Вот, человека увидал – и рад. Да до чего же я рад-то!.. А уж тропарь я вам спою, на все четыре стороны. Извините, не посетили на Рождество. Сами знаете, какое же нынче Христово Рождество было! О. Алексия бесы в Ялту стащили. Я теперь уж один ревную, скудоумный... Приеду в храм, облекусь и пою. Свечей нет. Проповедь говорил на слово: “Возсия мирови Свет Разума”, по теме: “И свет во тьме светит, и тьма его не объя!” – А как, ходят? – На Рождество полна церковь набилась. Рыбаки пришли, самые отбившиеся, никогда раньше не бывали. Ры-бы мне принесли! Знаете Мишку, от тифа-то которой помирал, – мы тогда его с Михал Павлычем отходили, когда и мой Костюшка болел? Принес корзинку камсы, на амвон поставил и пальцем манит. А я возглашаю на ектеньи! А он мне перебивает: “Отец дьякон, рыбы тебе принес!” Меня эта рыба укрепила, говорил с большим одушевлением! Прямо у меня талант проповеди открылся, себе не верю... При батюшке и не помышлял, а теперь жажду проповеди! Открывается мне вся мудрость. Я им прямо: “Свет во тьме светит, и тьма его не объя!” А они вздыхают. “Вот, – говорю, – некоторый человек, яко евангельский рыбарь, принес мне рыбки. Я, конечно, чуда не совершу, но... насыщайтесь, кто голоден! А душу чем насытим?” Выгреб себе три фунтика, и тут же, с амвона, по десятку раздал. И вышло полное насыщение! И уж три раза приносили, кто – что, и насыщались вдосталь. И духовное было насыщение. Прямо им говорю: “Братики, не угасайте! Будет Свет!” А они мне, тихо: “Ничего, бу-дет!” “Нет у нас свечек, – говорю, – возжем сердца!” И возжгли! Пататраки, грек, принес фунт стеариновых! Вот вам и... “свет во тьме”! И справили Рождество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Колядку потешает. Щедрик-Петрик, Дай вареник, Ложечку кашки, Кольцо колбаски. Этого мало, Дай кусок сала. Выноси скорей, Не морозь детей. На новое вам лето На новое вам лето, На красное вам лето! Куда конь хвостом – Туда жито кустом. Куда коза рогом – Туда сено стогом. Сколько осиночек, Столько вам свиночек; Сколько елок, Столько и коровок; Сколько свечек, Столько и овечек. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой, Большого здоровья, С Новым годом, Со всем родом! С Днём Христова Рождества! Торжествуйте, веселитесь Люди добрые со мной, И с восторгом облекитесь В ризу радости святой. Слава Рожденному, В бедных яслях вложеному. Ныне Бог явился в мире – Бог богов и Царь царей. Не в короне, не в порфире Сей Небесный Иерей. Слава Рожденному, В бедных яслях вложеному. Он родился не в палатах И не в убранных домах. Там не видно было злата, Где лежал Он в пеленах. Слава Рожденному, В бедных яслях вложеному. Невместимый Он вместился В тесных яслях, как бедняк. Для чего же Он родился? Для чего же бедно так? Слава Рожденному, В бедных яслях вложеному. Для того, чтоб нас избавить От диавольских сетей Возвеличить и прославить Нас любовию своей Слава Рожденному, В бедных яслях вложеному. Вечно будем Бога славить За такой день торжества! Разрешите Вас поздравить С Днём Христова Рождества! Слава Рожденному, В бедных яслях вложеному. Торжествуйте, веселитесь Люди добрые со мной И с восторгом облекитесь В ризу радости святой Слава Рожденному, В бедных яслях вложеному. Дева-Богородица 4:04 И. Болдышева Дева Богородица, Чистая Мария, Мати Предъизбранная, мира Красота, Кроткая Владычице, сохрани Россию, Умоли о грешных нас Господа Христа. Тихо колыбельную над яслями пела И качала ласково Своего Творца. Первая в глаза Его кротко посмотрела, Первая увидела свет Его лица. Первые слова Его в сердце Ты слагала И улыбку первую видела Его. С Ним от злобы Ирода в дальний край бежала. Умоли о грешных нас Сына Своего! Ты Дитя Небесное к сердцу прижимала – Перед Ним единая Ты, как снег, чиста. В Вифлееме Господа в яслях пеленала –

http://azbyka.ru/rozhdestvenskie-kolyadk...

— За «Славословием»-то вчера слыхали? Чистое серебро! Дьякон обещает сводить нас на колокольню — вот посвободней будет, отец звонарь у него приятель, по всем-то ярусам проведет, покажет. Надо спешить в собор.   Народу еще немного, за ранними отмолились. В соборе полутемно; только в узенькие оконца верха светят полоски солнца, и, вспыхивают в них крыльями голубки. Кажется мне, что там небо, а здесь земля. В темных рядах иконостаса проблескивают искры, светятся золотые венчики. По стенам — древние святые, с строгими ликами. На крылосе вычитывают часы, чистый молодой голос сливается с пением у мощей: Преподобный отче Се-ргие… Моли Бога о на-ас!.. Под сенью из серебра, на четырех подпорах, похожих на часовню, теплятся разноцветные лампады-звезды, над ракой Преподобного Сергия. Пригробный иеромонах стоит недвижимо-строго, как и вчера. Непрестанно поют молебны. Горкин просит монаха положить на мощи образочки и крестики. Желтые огоньки от свечек играют на серебре и золоте. Отец берет меня на руки. Я рассматриваю лампады на золотых цепях, большие и поменьше, уходящие в глубину, под сень. На поднятой створе раки, из серебра, я вижу образ Угодника: Преподобный благословляет нас. Прикладывается народ: входит в серебряные засторонки, поднимается по ступенькам, склоняется над ракой. И непрестанно поют-поют: Преподобный отче Се-ргие… Моли Бога о на-ас!.. Поет и отец, и я напеваю внутренним голоском, в себе. Слышится позади: — Пустите… болящего пустите!.. Пригробный иеромонах показывает пальцем: сюда несите. Несут мужики расслабного, которого обливали у креста. Испуганные его глаза смотрят под купол, в свет. Иеромонах указывает — внести за засторонку. Спрашивает — как имя? Старуха кричит, в слезах: — Михайлой, батюшка… Михайлой!.. помолись за сыночка… батюшка Преподобный!.. Иеромонах говорит знакомую молитву, — Горкин меня учил: «…скорое свыше покажи посещение… страждущему рабу Михаилу, с верою притекающему…» Горкин горячо молится. Молюсь и я. Старушка плачет— Родимый наш… прибега, и скорая помога… помоли Господа!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010