Представим предварительную перечень: I Великое, в полном смысле слова, в Истории нашей Православной Церкви событие – Воссоединения Униатов. II. Радикальная перемена в управлении учебною и хозяйственною частью при Св. Синоде, – именно упразднение Комиссии Духовных Училищ и учреждение вместо неё двух отдельных управлений – Духовно-Учебного и Хозяйственного; III. Преобразование Канцелярии Святейшего Синода; IV. Преобразование учебной части в Семинариях; V. Начинавшаяся – было перемена самых уставов и Академического и Семинарского и Училищного; VI. Открытие новой Духовной Академии в г. Казани. VII. Дело о переводе Библии на Русский язык, наделавшее, как известно уже читающим, столько беспокойств Св. Синоду или в частности Членам Св. Синода, и VIII. самая перемена Обер-Прокурора Св. Синода – именно увольнение бывшего прежде до начала 1836 г., Обер-Прокурора Нечаева, и избрание и определение на место его – Графа Николая Александровича Протасова, при котором и начались и совершились все, указанные в перечени, действия в самых первых годах его обер-прокурорства, именно с 1836 г. по 1842-й год. Из представленной перечени мы поставим на первом месте дело об избрании и назначении нового Обер-Прокурора Графа Протасова как по хронологическому порядку, так и потому, что, как сказано, все действия исходили по его инициативе и, во всяким случае, совершались при его прямом влиятельном участии, или, по крайней мере, всё это в своё время приписывалось ему… И действительно все сведения, которые увидят сейчас читатели, представляют и характеризуют Обер-Прокурора Графа Протасова именно с этой стороны, т. е. как главного инициатора и как всевластного действователя, так что «Святейший Синод, – говоря буквальными словами статьи 366 , из которой мы берем настоящие сведения, – оказывался только пассивным участником и выполнителем». Такая характеристика Обер-Прокурорства Графа Протасова представлена в цитируемой нами статье в возможной полноте и рельефности; и хотя всё содержание её относится к лицу того, именем кого она озаглавлена, т. е. высокопр. Филарета (Дроздова) Митрополита Московского, но, почти нисколько не менее это содержание идет и к лицу высокопр. Филарета Киевского, и собственно по отношению к описываемому нами времени, когда оба эти Первосвятителя неразлучно заседали, как старейшие Члены, в Св. Синоде, так что и разлучены были при одновременном увольнении их из Св. Синода навсегда. Вот что читаем в этой статье о поставленном нами на первом месте деле избрания и определения Графа Н.А. Протасова Обер-Прокурором Св. Синода вместо, бывшего перед этим, Обер-Прокурора Нечаева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Когда я прибыла в монастырь, здесь, не считая соборного храма, были помещения трапезной и просфорной да маленький ветхий домик на крутом склоне деснинского берега. Некоторое время недуг меня не отпускал, и как раз в тот момент владыку Феофилакта и игумению Сергию переводят в столицу. Изо всей общины я осталась одна в монашеском постриге. Поэтому адресованное мне новым правящим архиереем митрополитом Александром благословение взять монастырь под управление, наверное, было логичным. Я тогда уже была на инвалидности и в некотором смущении ответила примерно так: владыко, я об игуменстве никогда не мечтала, мне кажется, это не мое, но обещаю монастырь не бросать. Вот так с Божией помощью и тяну все эти годы. Вспомните, пожалуйста, ваших учителей на стезе монашеского послушания. Кого по этой части вспоминаете с особой благодарностью, чьи наставления запали в душу сильнее всего? Таких трое. Помимо матушки Фамаиды (Стрельниковой), которая меня многому научила, это мой духовник, оптинский схииеромонах Серафим (Трофимов) и владыка Феофилакт. Уже позднее я как-то вдруг подметила: их советы, данные мне в разное время, поразительным образом совпадали, буквально с точностью до отдельных слов. Примечательно, что их жизненные пути когда-то пересекались у митрополита Питирима (Нечаева) в годы его руководства Издательским отделом Московской Патриархии. Сколько сейчас в обители сестер, откуда они к вам пришли? Две послушницы, три инокини и я – если считать вместе с одной трудницей, всего семеро. За одним-единственным исключением все они местные, брянские. Первую насельницу я позвала по телефону. Татьяна училась на иконописца в местном духовном училище, несла у нас клиросное послушание и внимательно присматривалась к монастырской жизни. Она до сих пор в нашем монастыре – теперь уже дипломированный иконописец. Второй я тоже позвонила сама: она работала у нас уборщицей и просилась в монастырь. Но с нею мы долго и, не побоюсь этого слова, мучительно искали пути соприкосновения и понимания. С Божией помощью мы стали близкими и родными, как и со всеми другими насельницами и труженицами.

http://pravoslavie.ru/132700.html

В то же время улыбка и смех — как выражение радости о любящем всеприсутствии Божием, о Его милосердии, о красоте и благодатности Его творения — естественны и необходимы. Необходимы, как своего рода “давидово” славословие (выражавшееся даже в танце) и как оружие против сатанинского яда уныния и отчаяния. И это подтверждается опытом святых отцов — от прп. Антония Великого до прп. Серафима Саровского . В качестве примера приведу историю из жития прп. Антония Великого (в своем достаточно вольном по форме, но точном по сути пересказе). Как-то один охотник, путешествуя по пустыне в поисках добычи, встретил группу монахов, трудившихся на сборе хвороста для обители. С ними был и их авва Антоний. Св. Антоний рассказывал братиям нечто веселое, и все смеялись. Охотник подошел к монахам и спросил у аввы: “Как это ты, святой отец, рассказываешь что-то смешное братии, в то время как монахам, как известно, подобает бесстрастие?” Преподобный ответил: “Вот у тебя есть лук. Натяни его”, — и охотник натянул тетиву. “Сильнее”, — сказал авва Антоний. Охотник натянул сильнее. “Еще сильнее!” — “Сильнее нельзя, тетива лопнет”. — “Так и душа монаха. Если натягивать ее сверх меры, она может не выдержать напряжения и пасть. Веселя братию, я даю отдохновение их душам, а они же собирают силы на свершение новых подвигов ради Господа”. Так сказал великий авва, основатель христианского монашества. И охотник, вняв его слову, ушел вразумленный. Немного о названии книги. Само слово “анабасис” (греч.) буквально переводится как “восхождение и спуск”. Его можно перевести и как “путь по холмам”, “возвращение через горы”. Впервые в литературном контексте оно было использовано Ксенофонтом в качестве названия рассказа о возвращении домой греческих наемников из неудачного похода в Персию. Также историк Арриан назвал “Анабасисом Александра” свое описание похода Александра Македонского в Индию. Впоследствии слово “анабасис” нередко появлялось в юмористическом ключе — как синоним похождений, приключений; например, “Будийовицкий анабасис Швейка”.

http://azbyka.ru/fiction/moj-anabasis-il...

Особенно на фоне того, как порой делается это в некоторых монастырях. Я уже священник 22 года, и десятки раз сталкивался с тем, что человек в ужасе приезжает из какого-нибудь монастыря, где 40 минут иеромонах копался в его супружеской жизни во всех подробностях. После такой «исповеди» человека, буквально пребывающего в шоке, нужно долго приводить в нормальное духовное состояние. Почему у нас некоторые монашествующие так заострили внимание на этой теме? Мне кажется, что священнику не стоит лезть в эти вопросы. Есть канон, предупреди о нем супругов. Предложи, не навязывая, какое-то воздержание. Ведь очень много зависит от того, сколько человек в Церкви, сколько ему лет, сколько он в браке. Есть вещи, до которых просто надо постепенно дорасти. Очень трудно будет человеку, не целомудренному, не искушаться в этих вопросах. Мне кажется, что если человек начинает жить настоящей духовной евхаристической жизнью, он через какое-то время чувствует, что допустимо, а что недопустимо. И это дело человека. – Как вы рекомендуете готовиться к причастию тем, кто в первый раз собирается приступать к Чаше? – Я прошу прийти их на исповедь отдельно, а не на богослужении, когда священник ограничен большим числом стоящих на исповедь прихожан. Обычно мы договариваемся с человеком в удобное для него и для меня время, чаще – после молебна в будни вечером. И человек приходит для того, чтобы принести подробную исповедь. Предварительно даю ему что-то почитать, несколько брошюр, книг о церковной жизни разных авторов, например, «Опыт построения исповеди», но, в принципе, стараюсь угадать, какая книга глубже подействует на человека. Конечно, говорю о необходимости чтения Евангелия и желательности чтения «Последования». Причем здесь не настаиваю. Сейчас, слава Богу, есть молитвословы с переводами. Если человек спрашивает, с чего ему начать свою духовную жизнь, я предлагаю взять молитвослов, взять карандаш, отметить в утренних и вечерних молитвах те молитвы, которые глубже всего отзовутся в его сердце, понять, сколько он сможет читать каждый день, и отметить карандашом.

http://pravmir.ru/kak-gotovitsja-k-prich...

—       Очень интересно, это для меня на самом деле открытие, мне казалось, что люди причащаются часто… —       Нельзя говорить, часто или редко. Регулярно или в виде исключения. Из «регулярно» вытекает «часто». Но частота не является самоцелью. Раз в неделю – это часто или редко? —       Не знаю… —       По сравнению с тем, что было раньше, когда причащались раз в год, это – часто. —       Важно осмысление? —       Осмысление важно всегда. Даже когда человек редко причащается. Важна именно регулярность и ритм. Ритм жизни христианина задается Причастием. —       Отец Александр, существует ли руководство для священников по совершению таинства исповеди? —       Я не встречал руководства именно для священника. Для кающегося есть. А руководства, одобренного в качестве пособия по совершению исповеди, мне не попадалось. Может быть, это и не так плохо, что нет какого-то жесткого учебника, по которому нужно всех исповедовать. Здесь есть некоторая свобода и элемент личного поиска. Хотя здесь и много «творчества» в негативном смысле слова присутствует. —       Бывают ли такие случаи, когда священника не благословляют принимать исповедь? Или, может быть, сам священник отказывается от этой обязанности по каким-либо причинам? —       В настоящее время в Русской Православной Церкви таких примеров я не встречал. Допускаю, что они могут быть. Например, если наличествует какое-то неправильное поведение со стороны священника. Если есть такие случаи, то носят они локальный характер, о них мало кому известно. —       Отец Александр, каково в современной церковной жизни соотношении иконом и и и акрив и и? Объясните, пожалуйста,  что это? —       Это методы осуществления канонической правды, которую выработала Церковь. Акривия – это неукоснительное, неизменное правило. Оно не принимает никакие субъективные человеческие факторы. Это, по сути, осуществление того или иного канона, правила Церкви. Икономия — это, в буквальном переводе, домостроительство. Это, наоборот, учет конкретных особенностей, факторов, по которым можно нарушить какое-то жесткое правило. Ради человека, ради его пользы. Тут, конечно, важно не перепутать одно с другим и не впасть в какое-то лукавство или оправдание зла. Можно выразиться словами Евангелия:  «Суббота для человека, а не человек для субботы».

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

Митрополит Иларион: Этот Ваш рассказ натолкнул меня на несколько мыслей. Во-первых, о том, что когда человек занимается благотворительностью, он, конечно, что-то отдает, но совсем не обязательно при этом что-то теряет. И по собственному опыту, и опыту многих вовлеченных в благотворительную деятельность людей, с которыми я знаком, могу сказать, что когда человек что-то отдает, ему Бог возмещает, и порой возмещает сторицею, то есть человек отдает немного, а получает от Бога много. Иногда это бывает буквально в материальной форме. Пример тому — Иоанн Кронштадтский, наш знаменитый святой, проповедник и благотворитель. Тогда не было такой системы фондов, как сейчас, а была, скажем так, «система конвертов»: ему давали деньги в конвертах, а отец Иоанн эти конверты отдавал нуждающимся. Очень часто он передавал конверты бедным, даже не вскрывая, не посмотрев, какая там сумма. И ему приносили все новые и новые деньги, не оскудевала копилка, которую он создал для того, чтобы помогать людям. Давая, мы не теряем, а получаем. Получаем, например, благодарность от людей, от детей, спасением которых, в частности, занимается ваш фонд, и это не может быть выражено никакими материальными благами. Второй момент. Очень часто люди говорят: «А зачем жертвовать на Церковь, когда вокруг так много горя и так много больных? Надо жертвовать на людей». Я помню, когда, например, строился Храм Христа Спасителя, называли огромные суммы, которые понадобятся на это строительство. Говорили: «В стране неблагополучно, много социальных проблем, а люди будут жертвовать на храм?» Однако именно те самые люди, которые жертвуют на храм, жертвуют и на больных детей, и на престарелых, и на социальную деятельность. Это еще один стереотип, который, мне кажется, надо разрушить: жертвуя на что-то одно, мы при этом вовсе не лишаемся возможности жертвовать на что-то другое. И опять же, Господь чудесным образом умножает, в том числе, и материальное богатство жертвователей. Это проверено опытом многих людей. Ф.Я. Захарова: Думаю, мне невероятно повезло в этой жизни, когда мне предложили заниматься фондом спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Наш фонд существует уже двенадцать лет, за это время нам удалось помочь 9 456 детям со всей России — от Калининграда до Владивостока.

http://pravoslavie.ru/100092.html

Слово «дева» в еврейском тексте обозначено как «альма», выражение которое может обозначать как деву, так и молодую женщину; хотя даже в Ветхом Завете в первом смысле оно употребляется чаще. Но при переводе на греческий язык семьдесят толковников перевели это место именно, как «парфенос», то есть, дева, уже без всяких вариантов, что подтверждает именно такое понимание этого места ветхозаветной церковью. Для нас это весьма важно. Здесь это рождение соотнесено с опустошением земли. Видимо, речь о том, что через некоторое время ассирийцы сокрушат и Израиль и Сирию. Это позволяло и позволяет некоторым толкователям утверждать, что пророк Исаия сообщил Ахазу о том, что какая-то молодая женщина родит ребеночка в Иерусалиме, и пока он еще будет маленький, произойдут значительные события, связанные с освобождением от опасности. Противоположное мнение высказывали святые отцы. У святителя Василия Великого находим следующее: «Удивительно ли, что одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока? И как бы рожденное “от похоти плотския” могло быть наименовано Еммануилом? Поэтому, если даруемое есть знамение, то и рождение да будет необычайно. А если образ рождения Отрока обыкновенный, то не называй и знамением, не именуй и Еммануилом» ч. 2, c. 226]. Далее пророк Исаия говорит о рождении у него сына, и по указанию Божию дается имя этому сыну Магер-шелал-хаш-баз, то есть «спешит грабеж, ускоряет добыча» (Ис. 8:1). Как видите, служение пророка не заканчивается даже в стенах собственного дома, так что своих детей он называет с определенной целью. Это имя как раз относится к тому, что прежде, нежели дитя будет уметь выговорить «отец мой» и «мать моя», богатства Дамаска и добычи самарийские понесут перед царем ассирийским. Однако и здесь мы не можем ограничиться буквальным смыслом. Если в седьмой главе речь идет о Рождестве, то и здесь следует понимать так же. Святитель Василий Великий говорит, что приступил он в видении и видел исполнение обетования. Пророчицей названа Богородица, так как сошел на Нее Святой Дух, и воспевала Она пророческую песнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/431420/

Он пишет к Галатам: благодарю вас, что вы не плевались, слушая меня. Это буквальный перевод с греческого, в русском тексте это немножко препарировано. Почему? Потому что во время проповеди он часто падал. Это считалось духовной болезнью типа проказы, и обычно люди, видя такого припадочного, плевались, чтобы отвратить от себя бесов, духов злобы поднебесной. Апостол Павел был очень болезненный человек, он даже своего любимейшего ученика Луку как врача держал всегда с собой, потому что не мог без врача путешествовать. Так вот, Павел жаловался самому Господу, о чем читаем в послании Коринфянам: Господи, за что ты мне дал ангела сатаны, жало в плоть, которое удручает меня? Что такое жало в плоть? Skolops – в переводе с греческого это кол, на который насаживали отпетых разбойников. Это самая страшная мучительная казнь. Павел просил: " Господи, избави меня от жала в плоти " . Есть разные мнения, что это за болезнь, но главное, что он страдал болезнями, и Господь не исцелил апостола Павла, а только сказал: " Довлеет тебе благодать моя, сила моя в немощи совершается " . Наша сила совершается в крестном несении болезни. Преподобный старец Амвросий Оптинский большую часть своей жизни, лет с сорока (а жил он довольно долго – восемьдесят лет), лежал. Все известные и неизвестные 19 веку болезни гнездились в его бренном теле. И кишечные заболевания, и желудочные, почки, печень, позвоночник – всё страдало. Он лежал буквально на одре смертном сорок лет. Ему предлагали рыбку на Пасху, а он говорил: " Я не могу ее кушать, дайте хоть понюхать мне эту рыбку на Пасху " . Доктора не знали причину этих болезней. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, страдал на одре смертном, тягчайше болел. Мы обычно читаем, что преподобный очень легко отдает свою чистую святую душу Богу. Нет. Игумен Сергий Радонежский тяжко страдал, прежде чем умереть. Возьмите Иоасафа Белгородского. Он жил очень мало, около пятидесяти лет, по-моему. Он в конце своей жизни говорил: " Как жалко, что я в свои молодые годы не берег свое здоровье, я питался одним хлебом и водою, и в результате не могу сделать то, что хотел всю жизнь, совершить все свои труды. И он умер раньше времени.

http://religare.ru/2_85592_1_21.html

Славянские страны, чья очередь наступила  в IX в., Болгария, Сербия, Русь, буквально в одночасье становились искушенными в книжности. Русский писатель Нестор Летописец создал в начале XII в. настоящий гимн искусству книжного слова: «Велика бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это — реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах неизмеримая глубина… Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом и святыми мужами…» Окончательное формирование русских как народа  приходится на это время бурного развития церковнославянской книжности. Поэтому в основании русской культуры лежит литературное слово, книжно-учительные письмена. Естественное следствие из этого — стремление делиться своим сокровищем с другими народами, так или иначе вовлеченными в бытие русского мира. На протяжении веков на Руси появлялись собственные Кириллы и Мефодии, равноапостольные просветители инородцев-язычников, создатели новых азбук, переводов, училищ, монастырей и духовных миссий, становившихся центрами просвещения на землях малых народов. Святитель Стефан Пермской в 1379 г. получил благословение  на проповедь среди коми-зырян. Хорошо зная их язык, он разработал зырянскую азбуку, для чего использовал значки, которые зыряне употребляли для своих торговых дел. В коми-пермяцких лесах Стефан крестил язычников, в основанной им школе учил детей зырянской грамоте, делал переводы Евангелия и богослужебных книг. «И священники на пермском языке служили… и чтецы читали на пермском наречии… — рассказывает Житие. — И когда произошло все это, многие люди, видя и слыша это, изумлялись… Особенно в Москве удивлялись, говоря: " Как он умеет пермские книги писать, откуда дана ему премудрость? " Другие говорили: " Это воистину новый философ. Тот был Константин, прозываемый Кириллом, философ, который дал славянскую азбуку в 38 букв, а этот сложил числом в 24 буквы, по числу букв в греческой азбуке, одни буквы греческого письма, а другие из пермского языка " ».

http://radonezh.ru/analytics/ravnoaposto...

Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее. Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»)». Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении , от греческого наречия ектенос – «усердно». Ектении разделяются на несколько видов: Великая ектения Прослушать: 05:24 Сокращенная великая ектения 00:47 Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов. 1. Миром Господу помолимся. В буквальном переводе с греческого это значит: молиться будем в мирном состоянии духа, простивши взаимные обиды ( Мф.5:23-24 ). 2. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Что же здесь в греческом тексте? «Hyper tes anothen eirenes». Anothen — это наречие ano (вверху) с суффиксом then, обозначающем движение «откуда?». Буквально фраза должна переводиться «О мире (не мipe!) свыше (!) и спасении душ наших…», то есть «О ниспослании мира свыше…». «Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении. 3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Слово «церкви» в греческом — женского рода (как и в русском), а слово «всех» здесь (panton, а не pason) — мужского. Под «всеми» подразумеваются не церкви, а христиане: верующих приглашают помолиться о соединении всех православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Исправить потенциальное непонимание можно легко, добавив одно слово: «…и соединении всех нас…».

http://azbyka.ru/ekteniya

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010