Вся обстановка, в которой происходит рассказанное событие, обличает современный событиям рассказ и, в свою очередь, служит оправданием того факта, который и в X и XI столетиях мог быть наблюдаем и исторически засвидетельствовал зависимость славянских крестьян от митрополии Патр. Официальное подтверждение тому находится в синодальном послании патриарха Николая II (1084–1111) к царю Алексею I Комнину, в котором патриарх защищает привилегии митрополии Патры, дарованные ей царем Никифором по случаю чудесного избавления города от варваров, как названы в этом акте славяне. Что касается славянских поселений в других местах Греции, наиболее данных сохранилось о милингах и езеритах, живших в горных ущельях по склонам горы Таигета. Они неоднократно доставляли много хлопот византийскому правительству набегами на населенные греческие места и восстаниями. Хотя большинство их обращено было в христианство духовенством митрополии Патр, но все же исключительность положения их и известная внутренняя самостоятельность удерживается весьма продолжительное время 398 . В начале XIII в., по завоевании Греции крестоносцами IV крестового похода для подчинения милингов франки должны были построить две крепости, Мистру и Майну. Рифмованная французская хроника, известная под именем Морейской, дает весьма любопытные сведения не только о политической роли этого свободолюбивого славянского племени, но и об особенностях его быта и административного устройства 399 . Когда милинги принуждены были сдаться франкам, то они поставили условием, чтобы за ними была сохранена их свобода, чтобы на них не было наложено податей, и чтобы вассальные отношения их были понимаемы в том смысле, как в прежнее время господства империи 400 . Автор хроники вполне понимает, что франки в этом случае имели дело со славянами 401 . Не останавливаясь более на вопросе о славянских поселениях в Греции, который в половине прошедшего столетия слишком занимал умы греческих и славянских ученых и который, будучи приведен к его реальному значению, не может в настоящее время служить камнем преткновения и соблазна даже для греческих патриотов, сверх меры чувствительных к вопросу о чистоте своей расы, переходим к заключительной оценке поднятого Фальмерайером горячего спора 402 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В 1814 г. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат был упразднен и Церковь Зап. Грузии вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Предпринятая российскими властями церковная реформа, имевшая целью сократить число епархий, храмов, мон-рей и священнослужителей, провести секуляризацию церковного имущества, перевод богослужения на церковнослав. язык, произвести увеличение и замену натуральных податей денежными сборами и др., была воспринята населением Имерети и Гурии крайне болезненно. В июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы приступили к закрытию мон-рей и храмов и освобождению от службы священников, вспыхнуло Имеретинское восстание 1819-1820 гг., к-рое возглавили Д., митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, кн. Иване Абашидзе. Груз. экзарх Феофилакт (Русанов) обвинил Д. и сщмч. Евфимия в подстрекательстве народа и убедил светские власти в необходимости ареста мятежных архиереев. В Зап. Грузию были введены дополнительные военные силы, правителю Имерети полковнику И. А. Пузыревскому начальник корпусного штаба ген.-лейтенант А. А. Вельяминов рекомендовал, «если нельзя живых схватить, то истребить», и во избежание еще больших волнений вывезти тела убитых из Грузии (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 574, 576). Ночью 4 марта 1820 г. Д., сщмч. Евфимий, архим. Григорий (Цкитишвили) и неск. имеретинских князей были схвачены, Д. оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Вост. Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 582). 8 марта (ГПЦ на основании альтернативных источников считает, что 6 марта) на пути между Сурами и Гори Д. скончался. Тело митрополита похоронили в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в крепости Ананури , расположенной на Военно-Грузинской дороге (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 584). Его могильная плита утеряна, однако Ф. Жордания приводит устные свидетельства о том, что Д. был похоронен на расстоянии 2,5 аршина от иконы Пресв. Богородицы (вероятно, имеется в виду алтарная икона) ( Жордания. Хроники. Т. 3. С. 858). Сохранилась посмертная опись принадлежащих Д. предметов (утеряны), таких как крест св. Анны 1-й степени, 2 Владимирских креста, панагия с изображением Христа и с драгоценными камнями, большой позолоченный серебряный крест с эмалями, серебряная икона с частицами святых и вмч. Георгия, Евангелие в серебряном позолоченном окладе с драгоценными камнями, кадильница, крупный яхонт в серебряной оправе с золотыми элементами, небольшая золотая икона, рус. и тур. деньги и проч. бытовые предметы (КутЦИА. Ф. 21. Ед. хр. 305).

http://pravenc.ru/text/180311.html

В этих миссиях, внутренних и зарубежных, подвизались впоследствии прославленные Церковью в лике святых миссионеры: святители Николай Японский, Иннокентий Московский, Макарий (Невский), преподобные Герман Аляскинский, Макарий Алтайский. Персонал российских миссий состоял в основном из монашествующих лиц, по преимуществу это были ученые монахи с семинарским и академическим образованием. В епархиях со значительным иноверческим или старообрядческим населением учреждалась должность епархиального миссионера, а также походного миссионера - в епархиях с редким населением и значительным удалением населенных мест одного от другого, напр. в Якутской епархии. В связи с присоединением к правосл. Церкви айсоров (ассирийцев) несториан в 1898 г. была образована Урмийская духовная миссия , просуществовавшая до 1946 г. Палестинское православное общество , устав которого был учрежден в 1882 г. и которое существует по сей день, а также Русская духовная миссия в Иерусалиме имеют лишь косвенное отношение к М., потому что в их задачи входили содействие научным исследованиям святынь Палестины, организация паломничества, помощь православным и отчасти также инославным христианам Св. земли, в особенности в делах школьного образования, но не обращение к вере во Христа местных мусульман и иудеев, однако пастырское окормление новообращенных христиан Св. земли из иудеев и мусульман относится к сфере ответственности Русской духовной миссии. В отдельные периоды, особенно при имп. Елизавете, широко применялись поощрительные меры по отношению к обращающимся в христианство иноверцам: освобождение от податей, рекрутской повинности, от крепостной зависимости от иноверных владельцев и даже от уголовного преследования за преступления, совершенные до обращения. Но льготы эти предоставлялись, естественно, не Церковью, а светской властью. Уже при имп. Екатерине II нек-рые из этих мер были отменены как недостойные христианства и не ведущие к прочным успехам. В России законами никогда не допускалось применение насильственных мер или обмана к обращению иноверцев. До самого конца синодальной эпохи преимущественное и почти исключительное право миссии среди мусульман, евреев и язычников предоставлено было в России господствующей Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2563376.html

Вместе с немцами начали проникать в Россию и немецкие лжеучения. Долг иерархии был — опровергать и обличать эти лжеучения, преимущественно протестантские. Но на опровержение протестантства правительство смотрело как на заговор против себя, как на политическую неблагонадежность. В тридцатых годах два синодальные члена — архимандриты Евфимий и Платон были расстрижены за перевод и распространение одной книги против протестантства. Преступным оказалось в книге то, что в ней будто бы «неправдою и неверностью помараны все сплошь протестанты, из которых многое число честныя особы и при дворе, и в воинском, и в гражданском чинах рангами высокими почтены служат, из чего великопочтенным особам не малое учинено огорчение». Среди немцев гонителей Церкви, наряду с Бироном, Остерманом и Минихом, следует назвать и Феофана Прокоповича, этого ставленника и «сподвижника» Петрова. Этот образованный и талантливый иерарх приносил в жертву своему самолюбию и честолюбию интересы Церкви. Многие бедствия постигали и всю русскую Церковь, и отдельных иерархов по наветам Феофана. Неугодных ему иерархов Феофан лукаво обвинял в бунтарских замыслах против немецкого правительства и тем ожесточал это правительство против Церкви. Особенно жестокому гонению подверглось в новом русском государстве монашество, которого протестанты, конечно, не могли никак понять. Чуждое древнерусскому православному миросозерцанию, правительство смотрело на монашество лишь с ограниченной и узкой точки зрения государственной. Для правительства монахи были только тунеядцами, которые «бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть». И вот, немецкое правительство грубо вторгается во внутреннюю жизнь Церкви. Пострижение в монашество совершенно запрещается. Указ об этом был издан один Петром, 28 января 1723 года (Полное собрание законов, т. 7, 4151), другой в 1734 году 10 июня правительством Анны Иоанновны (Полное собрание законов, т. 9, 6585). Целые сотни монахов обрекались в то же время на расстрижение, хотя они часто уже имели священный сан.

http://pravoslavie.ru/5854.html

Церковную ответственность за религиозное образование в Русской Православной Церкви несёт учреждённый в 1990 году Отдел катехизации и религиозного образования при Священном Синоде. 45. 5. Миссионерство Проповедь Евангелия среди нехристианских народов и всем вообще людям, не принадлежащим к Церкви, называется миссионерством. Миссионерское делание заповедано Церкви Самим Христом: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19 – 20 ). Перед Своим Вознесением Господь сказал ученикам: «Вы… будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ). В миссионерской деятельности Православная Церковь руководствуется твёрдыми правилами, необходимым образом вытекающими из характера учения Христова: недопустимо насильственное обращение; из миссионерских действий должно быть исключено привлечение в Церковь людей соблазном материальных благ и всех вообще земных выгод – «подкуп душ». Проповедуя Христа, следует добиваться, чтобы вера у новообращённых была глубокой, зрелой, сердечной. В России миссионерские учреждения существовали лишь в синодальную эпоху, хотя само служение миссионерское совершалось Русской Церковью изначально. В отдельные периоды, особенно при императрице Елизавете, широко применялись поощрительные меры по отношению к обращающимся в христианство иноверцам: освобождение от податей, рекрутской повинности, от крепостной зависимости от владельцев-нехристиан и даже от уголовного преследования за преступления, совершённые до обращения. Но льготы эти предоставлялись, естественно, не Церковью, а светской властью. В XIX веке некоторые из этих мер были отменены, как недостойные христианства и не ведущие к прочным успехам. До самого конца синодальной эпохи преимущественное и почти исключительное право миссии среди мусульман, евреев и язычников предоставлено было в России господствующей Православной Церкви. В России законами никогда не допускалось применение насильственных мер или обмана к обращению иноверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   Сами по себе монашеские обеты не сообщают монахам звания духовных лиц. Согласно 2 правилу Халкидонского, 81 правилу Трулльского, 5, 9 и 13 правилам VII Вселенского Соборов, монахи стоят в одном ряду с мирянами, а не с клириками. Но между клириками и монахами (даже не рукоположенными в священный сан) много общего. Целью и тех и других является служение исключительно Церкви и делу духовного совершенства. И отрекшиеся от монашеского сана монахи подлежат прещениям, подобно тому как караются клирики за произвольное свержение с себя духовного сана. 7 правило Халкидонского Собора гласит: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в мирский чин; иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме». Монахи, подобно клирикам, во всем подчиняются своим епископам. Поэтому государственные законы Российской Империи всех монахов причисляли к духовенству, отличая только черное (или монашествующее) духовенство от белого. В синодальную эпоху монахи пользовались теми же привилегиями, что и клирики: освобождались от податей и личных повинностей; по гражданским делам были подсудны своему духовному начальству. Пострижение    Для пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается относительно кандидата священства. Необходимо только искреннее покаянное настроение. Даже самый порочный образ жизни в прошлом не препятствует постригу, ибо монашество суть подвиг непрестанного покаяния: а каяться должен всякий грешник.    Об этом ясно говорится в 43 правиле Трулльского Собора: «Позволительно христианину избрати подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступити в монастырь, и пострищися по образу монашескому, аще бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог рек: «Грядущаго ко мне не изжену вон» (Ин. 6:37). Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния, то искренно прилепляющегося к оному одобряем, и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнити свое намерение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Но ещё хуже были действия против раскольников тайные, соединённые с хитростью и прикрытые другими, quasi-блarobuдhымu побуждениями. Замечательно то, что с подобным, противоречившим открытому и решительному своему характеру, мерам прибегал сам Пётр, давая соблазнительный пример для подражания другим лицам. Известно, что царь дал совет (т. е. приказание) Питириму, при исследовании и наказании раскольников, сыскивать явную вину, буде возможно, кроме раскола. Это значит: дозволялось придумать другое преступление для увеличения наказания, отыскивать такое преступление было не трудно, «для отводу» выставляли, например (если ловили тайных раскольников) то, что по лесам в кельях живут беглые солдаты, разбойники и разные люди, убегающие от службы и податей 566 . Хотя это распоряжение Петра дано было в 1713 году, по оно не потеряло своего значения и действия и в последние годы его царствования. К этому времени относятся личности, которые под влиянием тяжёлых житейских обстоятельств, бедствий и озлобления, заявили себя особенной приверженностью и страстностью к учению о царствовании антихриста в лице Петра I. По отзыву иеромонаха Неофита, на петровских заводах в Олонецком уезде, в 1725 году была самая громада раскольнической прелестной злобы 567 . И 1724 году тотемского уезда за рекой Вышкой в одной пустыни собралось 190 человек, из которых 146 сожглись, а остальные разбежались 568 ; в 1726 году в важецком уезде двинской области, в 10 вёрстах от д. Гаврилихи, в Никольской пустыни, сгорели 70 человек со своими наставниками Исаакием Каргопольцем и Максимом Нечаевым 569 . На основании представленных соображений и фактических данных можно считать верным то, что как число последователей раскола, так их возбуждённость и враждебность к господствующей церкви в год смерти Петра I не уменьшилась. Сам собой рождается вопрос: от чего зависела малоплодность всех тех мер, которые приняты были церковно-гражданской властью к ослаблению раскола в его внутреннем развитии и внешнем проявлении? Для решения вопроса о причинах бесплодности принятых против раскола мер в первые годы синодальной деятельности при Пётре I, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Наиболее усиленная и успешная деятельность по части исследования раскола совершалась в пределах Нижегородской епархии. Много здесь было раскольников, много и положено было трудов и усердия к приведению в известность числа и состояния раскольников и обращения их в православную церковь . Духовная и светская власть, совместно действовавшая в делах по расколу во многих главных местах России, здесь получила особенное благоприятное согласное направление. Светским деятелем по расследованию раскола был капитан Юрий Ржевский, назначенный в этот край Петром I ещё в 1718 г. действовать «по соглашению с известной некоторой персоной», т. е. епископом Питиримом. В качестве доверенного лица от царя, впоследствии в должности вице-губернатора Нижегородского, Ржевский действовал с 1718 г. по 1725 г., следовательно, продолжительнее Зиновьева, Коптелова, Плещеева, Норова и др. Деятельность и власть Ржевского определялась инструкцией, выданной ему из кабинета царского 357 , предоставлявшей ему более прав и власти в сравнении с другими деятелями по расколу. Деятельность Ржевского состояла в требовании от духовенства верных росписей о раскольниках, в сборе штрафных и окладных денег с раскольников, в наказании упорных раскольников собственной властью, или отправление наиболее опасных в С.-Петербург для суда и наказания. Действуя сам в Нижнем Новгороде, Ржевский в провинции и уезды посылал своих помощников. Совокупная деятельность Ржевского и его помощников с Питиримом во главе обнаружилась в следующем. Ржевский открыл потаённых раскольников 46.965 человек. Из этого числа обратилось к православной церкви 9.194 человека. От попов представлены Ржевскому удовлетворительные сведения о раскольниках. Успешная деятельность Ржевского относится к 1718–1722 гг., о чём можно судить на основании переписки Ржевского с Питиримом, кабинет-секретарём А.В. Макаровым и самим царём Петром, – переписки по делам раскола. Содержание переписки может дать представление о состоянии раскола в Нижегородских пределах. Немало было раскольников и раскольниц упорных, «необратных и замерзелых, царскому указу противных»; они отказывались от уплаты двойного оклада податей. Ржевскому предоставлено было право поступать с такими непокорными по его усмотрению, чем он в полной мере и пользовался. Отсюда в его донесениях часто встречаются выражения: «раскольники за противность государю наказаны, ноздри у них вынуты, пороты, биты кнутом и отосланы в каторжную работу. Согласно указу Петра 1718 г., подвергались наказанию при Ржевском и те попы, которые укрывали раскольников, ложно записывая их в росписях в числе исповедавшихся, православными; за это попы были расстригаемы и наказываемы кнутом и ссылкой в каторжную работу 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Само собою разумеется, что предложение мне о покупке дома было род испытания меня, – не вмешаюсь ли я в дела синодальные. Нашли простяка! Безумные безумное и делают. Весь день страдал я от кашля и насморка. Было холодно и пасмурно. Сегодня получены письма из России и от посланника Титова. 28 Января , Пятница. – Холодно. Дождь шел ночью и днем до обеда. Я вел свой дневник. Известия настоящего дня: а) агиотафиты имеют подворья во всей Европе и Азии (есть подворье в Италии). Анфим обещался доставить список их; b) В патриархии говорят, что «арабы не любят греков и требуют с них податей за то, что все Св. места и, следовательно, доходы с них им принадлежат, а не грекам пришельцам, и за то, что они охраняют их». В мнении арабов есть часть правды. с) В здешней патриархии нет ни одного араба из духовных, да и жить не может там ни один араб. Арабский игумен Афанасий живет в городском доме, принадлежащем патриархии, не смотря на то, что он оставлен здесь, как проповедник для арабов. 29 Января , Суббота. – И сегодня дописывал запоздалый дневник свой. Nil novi! 276 30 Января , Воскресенье. – Служил обедню в Екатерининском русском монастыре. Получены рукописи при письмах антиохийского патриарха и его епитропа архимандрита Агафангела. 31 Января , Понедельник. – «Назад тому лет пять, один молодой и зажиточный болгарин пышно и шумно праздновал свою свадьбу в Базарджике. Пламенно любил он свою молодицу, и она дышала и жила чистой и крепкой любовью к нему. Но лишь только она произвела на свет плод любви, к величайшей горести мужа лишилась рассудка и осталась безумной надолго. Тогда в Базарджике проявилась римская духовная миссия. Один из миссионеров, знавший врачебное искусство, взялся вылечить несчастную и вновь осчастливить сердечного мужа, – но с условием, чтобы они приняли латинскую веру. Покорный сын церкви православной, болгарин колебался между любовью к церкви и привязанностью к злополучной жене, и потому отправился к своему епископу принять совет его. Епископ, под вечным проклятием, запрещал ему принимать веру латинскую и посоветовал ему съездить в Иерусалим на богомолье вместе с женою.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Он усердно посещал церковь , часто молился дома и особенно ночью. По смерти своих родителей и супруги, он поступил в число иноков Вологодской-Прилуцкой обители пр. Димитрия (11 февр.). В обители Феодосий проходил тяжелое послушание: носил воду, рубил дрова, пек хлебы и в то же время соблюдал строгий пост и возносил молитвы к Богу. Отправившись, по поручению игумена обители, в Тотьму смотреть за монастырскими саловарнями, он испросил разрешение царя Иоанна Васильевича и благословение игумена основать возле Тотьмы монастырь. Царь назначил Феодосия настоятелем новостроящейся обители, освободив ее несудимой грамотой (1554 г.) от всяких податей. Св. Феодосий назидал свою братию и примерами своей жизни, и святоотеческими писаниями, нарочито им для этого приобретенными. Продолжая в то же время свою подвижническую жизнь, он изнурял свое тело веригами и жестокой власяницей, а под схимническим кукулем носил железную шапку. Преподобный преставился в 1568 г. и был погребен в основанном им монастыре (см. Волог. еп.). При гробе его совершались многие чудеса. В 1796 г. 2 сент., при перестройке монастырской Вознесенской церкви, где был погребен пр. Феодосий, его мощи были обретены нетленными. Торжественное открытие ж чествование св. мощей 28 янв., в день преставления пр. Феодосия, воспоследовало по указу императора Павла, данному Св. Синоду от 30 сентября 1798 года. Особая служба сему святому издается Синодальной типографией отдельной книжкой, а в Месячной Минее помещаются только тропарь и кондак. Тропарь, гл. 1. От юности, преподобне Феодосие, желание свое ко Христу Богу вперив, егоже ради град, и отечество оставль, и славу суетную яко прах вменив, последовал еси преподобному Димитрию, и обители его сожитель был еси; преселився ко граду Тотме и в междоречие вселився, постом и бдением и власяным одеянием, и веригами тело свое удручил еси; сего ради Бог , видев твоя труды, и по преставлении чудесы обогати тя; бесы изгоняеши, и слепыя просвещаеши, от всяких недуг и бед избавляеши приходящих к тебе с верою, и вопиющих: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010