Странным образом сходятся интересы Рима и Каракорума в отношении Руси после посещения столицы империи Плано Карпини... Батый весьма толерантно относился к Православию и первым из ордынских ханов стал выдавать ярлык русским митрополитам, освобождая Православную Церковь от податей (62). Более того, русских священников он выделял и в своей столице, определяя им первое место среди лиц духовных. Такое отношение к Православию завещал и своим преемникам. Не случайно уже в 1261 г. в Сарае, где было немало выходцев из Руси, была открыта Православная епархия. В 1276 г. митрополит Кирилл II и хан Мэнгу-Тимур (внук Батыя) отправляют совместное посольство во главе с Сарайским епископом Феогностом к византийскому патриарху Иоанну XI на Собор и к императору Михаилу Палеологу, в уже освобожденный от латинян Константинополь. Таким образом, с середины XIII в. совершенно четко выстраиваются враждебно настроенные друг к другу два политических треугольника: 1.Папа (Лион-Рим) — захваченный «латинянами» Константинополь — Каракорум; 2. Русь — Никея (Православный патриарх) — Сарай. Православная Русь противостояла католическому Западу, как Православная Никея латинизированному Константинополю и Риму (Лиону). И Русь и Запад, призывая друг друга к совместному походу против «татар», хотя бы на короткий период были готовы увидеть в них если не союзников, то хотя бы не врагов. Как видим, на Руси очень хорошо разбирались в политике римской курии и были хорошо осведомлены о событиях в Константинополе, и вряд ли здесь хотели разделить участь Византии. К сказанному добавлю, что изгнанный крестоносцами император Алексей III нашел приют у галицко-волынского князя Романа Мстиславича, женой которого была Анна — племянница Алексея, дочь изгнанного им же самим своего родного брата Исаака II Ангела, вновь возведенного на престол крестоносцами. А дочь Анны стала женой Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Византия, как видим, не была для Руси далекой страной и ее история не была безразлична православным русским. Об этом свидетельствует и «Повесть о взятии Царьграда фрягами» в 1204 г., написанная древнерусским писателем, очевидцем тех трагических событий. Она заканчивается фразой о владении Греческой землей латинянами, т.е. автор еще не знает об освобождении в 1261 г. Константинополя Михаилом Палеологом. Интересно отметить, что старейшие тексты повести входят в состав новгородских летописей, например, в датируемую XIII в. часть Синодального списка HIЛ старшего извода (63), т.е., скорее всего, она была написана в Новгороде именно в годы правления в нем князя Александра Ярославича.

http://pravoslavie.ru/5193.html

В Синодальный период происходит подъем образования в России; уже в 18 столетии духовные школы укрепились и сеть их покрыла всю страну; а в 19 в. совершился настоящий расцвет отечественного богословия. Наконец, в эту эпоху на Руси явлен был великий сонм подвижников благочестия, не только уже удостоившихся церковного прославления, но и еще не прославленных. Как одного из самых великих угодников Божиих чтит Церковь преподобного Серафима Саровского . Его подвиги, его духоносная святость – это самое твердое и надежное свидетельство того, что и в синодальную эпоху Русская Церковь не оскудела благодатными дарами Святого Духа. О церковной реформе Петра высказывались разноречивые суждения. Самая глубокая оценка ее принадлежит митрополиту Московскому Филарету. По его словам, «Духовную коллегию, которую у протестанта перенял Петр… Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод». 3. Миссионерство Знаменательным явлением церковной жизни петровской эпохи было обращение ко Христу многих тысяч язычников и магометан. Как и в предшествующие столетия, христианское просвещение совершалось в России без насилия и принуждения. Выражая дух исконно русского правосознания – свойственной нашему народу веротерпимости, Петр Великий писал в указе 1702 г.: «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей». Правительство, однако, не избегало поощрительных мер по отношению к обращенным инородцам. Крещеных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков. С 1720 г. всем новообращенным представлялась трехлетняя льгота от податей и рекрутства. В Казанской епархии, где значительную часть населения составляли магометане и язычники, миссионерство заметно оживилось при митрополите Тихоне (1701–1724). Его деятельными помощниками были ключарь кафедрального собора священник Феодор и Раифский иеромонах Алексий. Среди язычников – мордвы, черемисов (марийцев), чувашей – миссия имела немалый успех, но магометане оказались гораздо упорней. Митрополит Тихон первым в России открыл школу для крещеных инородцев. Когда из-за недостатка средств эту школу пришлось закрыть, святитель продолжал обучать новокрещеных детей в духовном училище при епархиальном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И таковых понуждать к исповеданию клятвенному, аще суть они сыны церкви, и проклинают ли все толки раскольнические, которые где ни есть в России обретаются» 220 . Для побуждения к такой клятве «Регламент» дозволяет прибегать к угрозе, т. е. к донесению, что, если не похотят клясться и проклинать все раскольнические согласия, то объявление о них будет как о раскольниках. «Регламент» немалую пользу от этого видел, потому что, «многие раскольщики, под личиной православия, вместо того, чтобы бояться, ещё сами воздвигают гонение на церковь , и не только ругают чин священный, и сильно могут вредить ему, но и мирских, своему безумию несогласных, всячески утесняют, о чём могут засвидетельствовать люди, веры достойные» 221 . Необходимость клятвы вызывалась возможными и действительными случаями неискренности при исполнении таинств исповеди и св. причащения. К неискренности и лжи побуждали и принуждали раскольников тяжёлые условия их церковной и гражданской жизни – преследования, ограничения их гражданских прав, штрафы, двойной оклад податей... Если явные раскольники доставляли немало хлопот церковно-гражданской власти, то тайные считались вредными и опасными для государства и церкви. По указу Святейшего Синода 1722 года, в дополнение к «Регламенту», для удобного способа к открытию тайных раскольников, установлена была нижеследующая присяга, обязательная как для тех, кто подал повод к сомнению в принадлежности к православию, так и вообще для поступавших на государственную службу, исключая инославных; нижеследующая форма присяги составляла часть общей присяги: … «Клянусь и ещё Богом живым, что во всю мой жизнь церковным раскольникам сообщаться и никаких с ними согласий употреблять, ни под каким подлогом, отнюдь не дерзну, но все раскольнические согласия, а именно: поповщину, онуфриевщину, софонтиевщину, диаконовщину, беспоповщину, иже суть перекрещеванцы, феодосиевщину, андреевщину, христовщину и прочие множайшие, елика где ныне суть, или и впредь будут, проклинаю и всех их отчуждаюся, и не точию от вредного их согласия отчуждаться, но и согласующихся им и самих их противников по всем моим возможностям изыскивать и обличать всеусердно потщуся, и которых в каком месте раскольников через удаление от покаяния и от святой евхаристии или через иные приметы, усмотрю или уведаю, не буду утаивать молчанием, но без всякого медления буду о них духовной власти письменно объявлять, нескрытно и неотложно доносить; запрещённого и отречённого никаким видом творить отнюдь не буду под объявленным в оной присяге страхом» 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Господствующий статус правосл. Церкви в России не исключал В. по отношению к иноверцам. Среди входивших в состав рус. гос-ва народов, остававшихся языческими, совершалось миссионерское служение, но принудительные меры для их крещения не применялись. В. проявлялась к исповедовавшему ислам татар. населению, вошедшему в состав Руси в XVI в. Хотя после взятия Казани (1552) на местных татар оказывалось давление с целью побудить их к принятию Крещения, но это не представляло принципиальной религ. политики правительства. Выражая дух рус. правосознания, царь Петр I Алексеевич писал в указе 1702 г.: «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пещись о спасении души своей» (ПСЗ. Т. 4. 1910). Рус. правительство, однако, использовало поощрительные меры для обращения инородцев: крещеных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков; с 1720 г. всем новообращенным предоставлялась 3-летняя льгота от податей и рекрутства. Царь Петр I в 1714 г. легализировал право старообрядцев оставаться вне Греко-российской Церкви с возложением на них при этом двойной подати (ПСЗ. Т. 5. 2889, 2991). Старообрядчеству, т. о., был придан статус терпимого исповедания, ранее пребывание в расколе рассматривалось правительством как преступление. Осуществленная имп. Петром I в 1721 г. кардинальная реформа церковного управления, учредившая Святейший Правительствующий Синод в качестве высшей адм. и судебной инстанции Российской Православной Церкви, обозначила переворот в церковно-гос. отношениях. От симфонии был сделан шаг в сторону системы гос. церковности, характерной для нем. протестант. княжеств эпохи абсолютизма. В своей юридической реализации и политической практике идеал симфонии подвергся радикальной деформации. До Петра I служение Богу и Церкви сознавалось и носителями гос. власти, и всем рус. народом как высший смысл и высшая цель самого существования гос-ва, как конечное основание для всякого гос. деяния. После Петра I правительство России ставило перед собой вполне секулярные цели, а привилегированный статус правосл. Церкви - ее «господствующее» в сравнении с др. религ. общинами положение - находило себе основание только в том, что Православие, согласно Основным законам Российской империи, являлось вероисповеданием государя и большинства его подданных. В связи с этим изменением политики гос-ва в синодальную эпоху стали существенно укрепляться начала В.

http://pravenc.ru/text/150455.html

В 1707 г., при митр. Тихоне (Воинове), была предпринята первая попытка создания духовной школы при архиерейском доме, среди учащихся были не только дети духовенства, но и мальчики из семей крещеных татар и чувашей. В 1709 г. школа была закрыта гражданскими властями - выделяемые на нее средства архиерейского дома были взяты в казну. В 1723 г. в соответствии с «Духовным регламентом» при Зилантовом Успенском мон-ре начала работу славяно-лат. школа (с 1732 славяно-лат. уч-ще, с 1739 семинария). В 1722 г., направляясь в Персидский поход, в Казани остановился Петр I Алексеевич ; по его указанию на развалинах г. Болгар, к-рые царь посетил, был основан Успенский Болгарский мон-рь (единственный мон-рь, открытый при Петре вне С.-Петербурга). В память посещения Казани Петром I в городе был выстроен Петропавловский собор, ныне кафедральный. Во 2-й четв. XVIII в. Казанские архипастыри утратили титул митрополита. Митр. Сильвестр (Холмский) был противником синодального устройства Церкви, выступил против Синода и казанского губернатора А. П. Волынского и был лишен кафедры. В 1732 г. по обвинению в непоминании Синода за литургией были отстранены от должностей все настоятели мон-рей, протоиереи, служившие в жен. мон-рях, духовенство соборов сев. части епархии (Казанской, Свияжской провинций). Многие из них были лишены сана и монашеского звания, сосланы, сотни священников подверглись телесным наказаниям. Казанский еп. Лука (Конашевич ; 1738-1755) активно занимался миссионерством. По его инициативе была создана Контора новокрещенских дел. Официально она находилась в ведении Синода и действовала на территории неск. епархий, фактически ею руководил Казанский архиерей. На миссионерскую деятельность гос-во выделяло значительные средства, наряду с поощрительными применялись карательные меры - принудительное переселение, переложение податей и повинностей по рекрутским наборам с «новокрещеных» на их соплеменников, не пожелавших принять крещение. За 20 лет были крещены вся мордва, подавляющее большинство чувашей, удмуртов, значительное число татар. Для подготовки «инородческого» духовенства были открыты «новокрещенские» школы, правда практически не выполнившие своей задачи. Мн. чуваши и марийцы, не пожелавшие креститься, переселились в южную часть совр. Татарстана и в Башкирию, где их потомки до настоящего времени остаются язычниками. Под рук. еп. Луки Казанская ДС превратилась в учебное заведение высокого уровня. Репрессии, инициированные еп. Лукой против мусульман - массовое разрушение мечетей (более 500 только в Казанской провинции), попытки выселения мусульман из Казани,- привели к межконфессиональной и социальной напряженности, и по настоянию гражданских властей еп. Лука был переведен в Белгород.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

20 С разрешения Святейшего Синода предоставлено Преосвященным Подольскому и Волынскому могущие поступать в кружки с надписью: «на сооружение и поддержание православных церквей и школ в западных губерниях», суммы, не отсылая в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде, обращать на устройство церквей и церковно-приходских школ Подольской и Волынской епархий с тем, чтобы о количестве собранных на сей предмет денег и употребления оных по назначению было доносимо Преосвященными Святейшему Синоду в годовых отчетах о состоянии вверенных Преосвященным епархий.(Опрсд. 14 Августа 1864 г. и 10 Июня 1863 г.) 21 Сюда относится содержание а) Членов и присутствующих Святейшего Синода, Обер-прокурора Святейшего Синода и его Товарища; б) личного состава Канцелярии Святейшего Синода, Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде, Контроля при Святейшем Синоде. Канцелярии Обер-прокурора Святейшего Синода, Московской конторы Святейшего Синода, Главных священников и их Канцелярий; Комитетов для цензуры духовных книг, и в) на хозяйственные расходы нейтральных частей ведомства Святейшего Синода. 22 Сюда относятся: 1) выдачи пособий новорукоположенным и перемещаемым священникам, 2) награды и пособия чиновникам ведомства Святейшего Синода, 3) прогоны и путевые издержки, 4) расходы по изготовлению Св. Мира в Москве и Киеве, 5) расходы по уплате податей и сборов со строений духовного ведомства, 6) экстраординарные расходы (ассигнуемая на этот предмет сумма предоставлена в распоряжение Святейшего Синода и расходуется на жалованье вызываемым на чреду священнослужения архимандритам, на напечатание ВЫСОЧАЙШИХ манифестов, отчетов и смет по духовному ведомству, на содержание духовных лиц, заключаемых в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, на расходы по Синодальному Архиву, на пособия в экстренных и несчастных случаях чиновникам, на пособия духовным лицам и семействам их по случаю неурожаев, или по возвышенным ценам на хлеб и на другие неопределенные расходы); 7) выдачи из столовых денег, подлежащие обращению в капитал инвалидов и 8) расходы по изготовлению, упаковок и рассылки бриллиантовых архиерейских знаков, наперсных крестов и других знаков отличия, жалуемых духовным и другим лицам за службу по ведомству Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Один из синодальных епископов показал письмо Андроника, в котором он собственноручно подписался своим монашеским именем: «Афанасий». Это послужило доказательством, что архипастырь Сардский добровольно, а не по принуждению принял монашество и не имел уже оснований домогаться возвращения ему прежнего сана . 403 Из рассмотренного происшествия с Андроником Сардским видно, что исследуемый нами вопрос и в XIII веке оставался в том же виде, как это было век тому назад. Принципиально вопрос этот решен только в конце XIV века, на Константинопольском соборе при патриархе Антонии (1388–1397). На указанном соборе определено было: «Если кто, будучи облечен в малую схиму (простое монашество), будет призван к архиерейскому сану, таковой освобождается от принятых им на себя обетов (λεται των συνταγν), освобождается – но не через одно призвание, а и через архиерейское совершенство. Если же кто, будучи архиереем не из монахов (κ κοσμικο ρχιερες), сделается потом монахом, таковой не может быть вторично архиереем и освободиться от принятых на себя обетов (т. е. послушания и ученичества). Если бы его призывали к архиерейской должности, этого недостаточно для разрешения его от обетов: его и призывать не следует, и он должен довольствоваться тем низшим положением, в которое низошел ». 404 Это постановление довольно ясно и определенно и, можно думать, послужило к решению запутанного в Греческой церкви вопроса о соединении архиерейства и монашества в одном и том же лице. Но продолжаем прерванную нами речь о Византийских патриархах XII века. Между преемниками Николая Музалона заслуживает некоторого внимания Лука Хризоверг (1155–1169) 405 Его правление, по видимому, ознаменовано было довольно широким развитием церковно–законодательной деятельности; по крайней мере от времени патриаршества Луки дошло до нас несколько соборных определений, имевших целью как исправить некоторые недостатки в положении клира, так и разрешить некоторые вопросы, не лишенные общего церковного значения. От правления Луки дошло до нас довольно подробное определение относительно клириков, принимавших на себя мирские занятия и должности – так, клирики брали на себя управление домами, служили в магистратуре или управляли чужими поместьями, исправляли должности сборщиков податей и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 1710 г., в царствование Петра I, Н. В. м. был «определен содержанием» на 100 монахов. Мон-рю были оставлены 8 вотчин, остальные поступали в ведение Монастырского приказа, а доходы от них - в казну. В 1711 г. управление этими вотчинами было возвращено обители, однако доходы от них продолжали поступать в казну. Помимо этого на Н. В. м. было возложено множество ежегодных и экстраординарных податей, поставок рекрутов, фуража, хлеба, подвод для армии, привлечение работников на строительство С.-Петербурга, верфей, каналов. На содержание в обитель отправляли отставных военных и инвалидов. Петр I пожаловал мон-рю урочище Змеевы Горы в Симбирском у., к-рое власти обители обменяли на соседние земли, где были поселены монастырские крестьяне, основавшие большие села - Никольское и Воскресенское (их население занималось в основном рыбной ловлей). Имп. Елизавета Петровна значительно улучшила положение Н. В. м. выделив средства из доходов Синода и личных (кабинетных) сумм. Кроме того, по указу от 19 июля 1749 г. не взимались отчисления в Синодальное экономическое правление с симбирской вотчины Н. В. м.- села Воскресенское (Сергиевское), все доходы должны были пойти на ремонт собора Воскресения Христова. В результате секуляризации церковных имуществ 1764 г. Н. В. м. потерял все свои огромные владения в 26 уездах страны (ок. 14 тыс. душ мужского пола). По штатам обители 1-го класса братия Н. В. м. не должна была превышать 33 монаха, 30 послушников и 34 служителя. Все остальные насельники считались сверхштатными, и мон-рь должен был сам изыскивать средства на их содержание. Главным источником существования братии был гос. оклад, выдававшийся Синодом (его расход строго контролировался синодальными органами); его размер равнялся примерно 30% от прежних монастырских доходов. Доходы от свечной продажи, кружечных сборов, пожертвований на поминовение, частных вкладчиков составляли внештатные суммы мон-ря. В распоряжении ими власти Н. В. м. были более свободны, хотя значительные траты сумм из этих фондов тоже требовали разрешения Московской синодальной конторы. За мон-рем сохранились некоторые угодья (сенокосные луга в пойме Истры, рощи, мельницы, огороды), земельные участки в с. Воскресенском и московские подворья: в Китай-городе на ул. Ильинке (с 1658) и в Сущёвской части (находилось за пределами Земляного города и называлось загородным). Большая часть помещений Ильинского подворья (за исключением ц. Воскресения Христова в Ст. Панех и настоятельских апартаментов) сдавалась под торговые лавки. Это приносило Н. В. м. 9-10 тыс. р. ежегодного дохода. Во 2-й пол. XIX в. большую роль в жизни мон-ря играли частные благотворители, среди к-рых самым крупным был фабрикант П. Г. Цуриков (1812-1878), владелец суконной фабрики в с. Ивановском Звенигородского у.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

На деле такой подход привел к отмене почти всех поощрительных мер к крещению иноверцев. Осталась только введенная еще при Петре I трехлетняя льгота от податей и рекрутской повинности. При Екатерине муллам и ламам назначали содержание из государственной казны, которое подчас превышало средства, выделенные на содержание православного духовенства. Магометане получили полную свободу строить мечети и религиозные школы, и правительство помогало им в этом. В Оренбургском крае, где местные киргизы (ныне казахи) еще пребывали в полуязычестве, светская власть подчеркивала миссионерские усилия мусульманского духовенства. Как и в эпоху Петра, до самого конца XVIII века основные усилия миссии направлены были на христианскую проповедь среди народов Поволжья, живших в самом центре православной России, но, по большей части, еще остававшихся в исламе или язычестве. В 1731 году для Казанской и Нижегородской епархий в Свияжске учреждена комиссия новокрещенских дел, во главе которой был поставлен архимандрит Алексий Раифский, давно уже подвизавшийся в этом крае на миссионерском поприще. В Свияжском Богородицком монастыре он открыл школу для новокрещенных детей из чувашей. В 1738 году на Казанскую кафедру был назначен архиепископ Лука (Конашевич), который проявил особую ревность в миссионерском служении. Архипастырь не останавливался и перед мерами, которые раздражали мусульман. Он насильно забирал детей инородцев в христианские школы, устраивал крестные ходы в татарских слободах Казани, в селе Болгары распорядился разрушить руины древних мечетей, которые почитались у магометан за святыни. В 1740 году комиссия новокрещенских дел была преобразована в новокрещенскую контору. Округ ее был расширен включением в него Астраханской и Воронежской епархий. Начальником конторы назначили архимандрита Димитрия (Сеченова), впоследствии видного иерарха. Правительство оказывало миссионерской деятельности конторы широкую помощь – и денежными средствами, и введением льгот для новокрещенных. Миссионеры крестили иноверцев десятками тысяч. Причем, в отличие от методов архиепископа Луки, миссионеры новокрещенской конторы избегали принудительных, насильственных мер, зато щедро одаривали принимавших православие. Они обучали их основам веры, изъясняли им церковные таинства и обряды, открывали школы для подростков из новообращенных. Всего при Елизавете в Поволжье крещено было до 430000 человек – чувашей, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов). Мордва крещена была вся. Но вот из татар-магометан в христианство обратилось лишь около 8 тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отсюда выдвигалась другая сторона нежелательных и предосудительных явлений. Крестьяне обнаруживали тайное и явное неповиновение посланным духовных властей, видели в их действиях обиды и притеснения, а потому позволяли себе открытые возмущения и бунты, которые приходилось усмирять и прекращать вооруженной силой. 440 Подобные явления должны были крайне озабочивать правительство Елизаветы Петровны и приводить к мысли, что все предпринимавшиеся распоряжения к устройству быта крестьян церковных вотчин не приносили желательных результатов. Бывший обер-прокурор князь Шаховской принимает на себя ответственность свидетельствовать, что с переходом под ведение духовных властей церковных имений, хотя и имелось в виду правильным размежеванием земля и раскладкой податей улучшить быть крестьян для государственной пользы, тем не менее в действительности это осталось невыполненным. «Удостоверительно познал, замечает Шаховской, что по большей части властители с тех деревень более себе получают, а не в казну умножать доходы желают». 441 Таким образом с разных сторон виднелись поводы к тому, чтобы вопрос о заведывании церковными имениями возник с новой силой и для нового обсуждения. И действительно вопрос этот, по инициативе самой Государыни, на учрежденной при дворе конференции 30 сентября 1757 г. был подвергнут тщательному обсуждению. Последствием этого 6 октября явился именной указ, коим в видах нового устройства управления архиерейских и монастырских имений повелевалось: 1) чтобы помянутые деревни управляемы были не монастырскими служками, но из отставных штаб и обер-офицеров; 2) помянутые деревни переложить все в помещичьи оклады; 3) сей новый доход собирать весь на монастырь; 4) при этом смотреть, чтобы из того не было больше употреблено в расход, как только что по штатам положено, а остальное везде хранимо было особливо и не на что без именного Ее Императорского Величества указа неупотребляемой суммой, так чтобы всегда Ее Императорское Величество, ведая о числе оной, могла из того раздавать на строение монастырей; 5) понеже при монастырях определено содержать отставных, а оных уже несколько лет они не содержали, то за все годы, сколько не содержали, взять с тех монастырей те порции деньгами, которые бы они теми годами на положенное число выдать имели, и впредь оные брать погодно на положенное число; 6) собираемыми за прошедшие годы деньгами учредить инвалидные дома, а остальное в банк отдать, дабы процентами и ежегодными с монастырей порциями будущих в них отставных содержать.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010