157 . В 1784 году произведен был новый разбор и распределение священно и церковнослужителей и их детей. Этот новый разбор духовенства, как мы сейчас увидим, имел уже другую цель и носил на себе другой характер. Мы уже говорили, что в 1779 году установлены были новые штаты приходских причтов, значительно сократившие штаты 1722 года. Определив постоянные штаты причтов, правительство, естественно, должно было позаботиться о приведении количества лиц духовного сословия в соответствие с этими штатами. В Апреле 1784 года от общей конференции Синода и Сената, императрице подан был доклад о разборе и распределении священно и церковнослужителей и их детей следующего содержания. 1) Всех находящихся в штате священно и церковнослужителей, которых значится по ведомостям 84 131, оставить при их служении. Но, так-как полное штатное число духовенства простирается до 95 481 человека, то не достающие 11 350 человек пополнить, во 1-х, теми из действительных священно и церковнослужителей, которые в некоторых епархиях оказались сверх штата и которых 1 540 человек, а 2-х, 9 784 человека взять из детей действительных священно и церковнослужителей, которые окажутся достойными по усмотрению архиереев и которых было бы не менее 15 лет; 3) для производства на священно и церковнослужительские места на будущее время оставить, во 1-х, всех, обучающихся в семинариях, которых 11 329 человек и, во 2-х, детей штатных священно и церковнослужителей ниже 15 лет. Впрочем, всех семинаристов должно подвергнуть экзамену и тех из них, успехи которых окажутся недостаточными для произведения их в клир, отсылать в канцелярские служители по наместничествам. 4) Всех остальных детей штатных и сверхштатных священно и церковнослужителей «и с детьми их которые оных имеют... обратить на общую и собственную их пользу, оставя им на волю избрать такой род жизни, какой сами похотят, т. е. в службу ли вступить, или в купечество, мещане и цехи записаться, или же в число государственных поселян пойти». «Последним, правительство должно было оказать помощь при поселении и освободить их на несколько лет от податей. 5) Заштатных священно и церковнослужителей, которые по старости или болезням отправлять никакого служения не могут, должны содержать дети или родственники, а если их нет, то помещать их в приказы общественного призрения». 6) Церковников, «которые в штатное положение не войдут, так же не обучившихся исправно грамоте и оказавшихся в подозрениях, всех и со всеми детьми их, кроме тех только кои после ревизии посвящены в священно и церковнослужители и кроме престарелых и увечных», отослать в гражданское ведомство, чтобы они избрали род жизни... 161 Этот доклад утвержден был императрицей, вследствие чего св. Синод 16 апреля послал в Московскую синодальную контору и к епархиальным архиереям указ 162 , составленный в смысле вышеприведенного доклада и составляющий для епархиальных архиереев разъяснение, как поступать при разборе духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

[Но в патриархате Антиохийском архимандриты были надзирателями монастырей и во второй половине XI века, см. Горского и Невоструева Описание Синодальных рукописей стр. 41 (об архимандритах в патриархате Константинопольском во второй половине ΧΙV века см. Миклошича Acta Patriarchat. Constantinop., II, 22).] Быв причислены к клиру и подчинены ведению архиереев, монахи должны были подпасть (подлечь) одним и тем же с низшим клиром обязательствам по отношению к архиереям, именно – стать их людьми податными. Сведения наши о податях монахов и монастырей архиереям не совсем достаточны. Упоминаются подати каноникон и мнимосинон. Каноникон – κανονικν ( α κανονικα εσφορα, τ συνθη κανονικ) 1390 есть та же самая подать, о которой мы говорили выше. Как она взималась с монахов – с каждого ли отдельно (поголовно) и с каждого в равной мере (иеромонах, иеродиакон, просто монах), как с лица, или с монастырей, сообразно с тем, какое количество монахов они могли прокармливать, т. е. сообразно с их доходами, остаётся неизвестным. Мнимосинон – μνημ συνον, собственно значит церковное поминовение усопших посредством пения заупокойных литургий и панихид. Подать мнимосинон, упоминания о которой мы встречаем, впрочем, не в актах нашего периода до-монгольского, а только конца XIV века 1391 , состояла, как должно думать, в том, что архиереям шёл известный процент от получавшихся монастырями поминовенных доходов. Относительно податей с монахов архиереям у нас в России в период до-монгольский пока мы не имеем никаких прямых сведений. В области предположений представляется вероятным думать, что у нас было так же, как в Греции (т. е. при подразумеваемом что то, как было в это последней, не совсем известно...). Из идеи монашества не следует и никак не может следовать того, чтобы монахи должны были содержаться на готовые средства, доставляемые миром. Люди бежали из мира в пустыни спасать свои души, конечно, не заключая с миром оригинального условия: а ты-де за то, что мы будем спасать свои души, заботься о наших телах и наших телесных нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В первые годы синодального периода Святейший Синод содержал так называемых стряпчих — специалистов канцелярского дела и по финансовому состоянию епархий. Для проверки кандидатов на церковные должности в XVIII в. существовали экзаменаторы из числа ученых монахов, которые зачастую были также секретарями епископов и в этой своей роли становились незаменимыми. Секретарь был доверенным лицом и связующим звеном с прочими органами До секуляризации в епархиях имелись также экономы с целым штатом служащих для управления вотчинами. Наконец, к архиерейскому дому принадлежали также певчие соборного хора, который состоял из взрослых и учеников и сопровождал епископа во время объездов им епархии. «Духовный регламент» содержит точные предписания относительно епископского надзора за поведением этой свиты, содержание которой бывало обременительно для посещаемых церковных В качестве сборщиков податей в XVII в. и позднее выступали поповские старосты, упраздненные только в 1764 г. Наряду с ними задачу административного надзора за духовенством (до 1764 г.) исполняли заказчики, наличие которых по указу Святейшего Синода от 1737 г. было обязательным. Их помощниками являлись десятильники, собиравшие подати с духовенства в так называемых десятинах — более мелких церковно-административных подразделениях епархий. Начиная с царствования императрицы Елизаветы, заказчики стали именоваться благочинными — термином, вошедшим в употребление епархиальных канцелярий лишь теперь, хотя он встречался уже в Наказе поповским старостам патриарха Адриана от 1698 г. и в «Духовном Назначавшиеся епископом благочинные получали от него инструкцию. В 1745 г. появилась инструкция в Воронежской епархии, затем, в 1751 г., инструкция Московского архиепископа Платона Малиновского (1748–1755), а в 1760 и 1764 гг.— инструкции для Тверской епархии. В 1775 г. архиепископ (позже митрополит) Московский Платон Левшин издал свою Инструкцию благочинным приходских церквей, которую Святейший Синод объявил обязательной для всех епархий.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

86 «Поскольку фарисеи были неправосудны, притесняли вдовиц и сирот, то Господь говорит: должно вам иметь “суд”, то есть правосудие». — Бл. Фео­фи­лакт. С. 252. — Реф. 87 Здесь, как и в Чис 19:16, в Синодальном переводе слово гроб употребляется в том значении, которое оно имеет в церковнославянском языке (‘могила’). — Реф. 88 Иеремиас посвятил этому вопросу отдельную монографию: Jeremias J. Heiligengrдber in der Umwelt Jesu. Gцmmingen, 1958. 90 “Бог не безусловно по убиении ввергает в геенну, но имеет власть ввергнуть”. — Бл. Фео­фи­лакт. С. 265. — Реф. 91 Лагранж М.-Ж. — французский католический библеист, иеромонах, основатель Иерусалимской библейской школы, автор более 1700 монографий и статей. Труды Лагранжа оказали значительное влияние на библейскую науку XX в. (не только католическую). Отстаивая право богословия на научное исследование Библии, он одновременно вел активную полемику с представителями рационалистических направлений в изучении Писания. — Реф. 93 Примечание о Ю. Вельгаузене см. в части реферата, помещенной в 2(28) журнала за 2001 г. (с. 36). — Реф. 94 «Обрати внимание и на слово “возьмут”. Страшные Ангелы, как бы жестокие сборщики податей, возьмут у тебя душу твою против воли твоей». — Бл. Фео­фи­лакт. С. 277. — Реф. 95 Ср. “Как Он сказал, что пятеро в одном доме станут разделяться, а при исчислении помянул шесть лиц? Отвечаем: одно лицо взято дважды, именно: дочь и невестка одно и то же лицо. По отношению к матери названа дочерью, а по отношению к свекрови — невесткой”. — Бл. Фео­фи­лакт. С. 304. — Реф. 97 Так, например, столкновение из-за римских инсигний (Война 2,169–174; Древности 18,55–59) произошло в 26 г. в Кесарии, где жертвоприношение не могло иметь места; волнения по поводу строительства акведука (Война 2,175–177; Древности 18,60–62) сопровождались убийством жителей Иудеи вне храма; нападение на группу самаритян (Древности 18,85–87) произошло в 36 г. 98 Монтефиоре, сэр Мозес (1784–1885) — известный предприниматель (до 1824 г.), а затем — один из лидеров еврейской общины в Англии, крупный религиозный и общественный деятель викторианской эпохи, благотворитель. — Реф.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

«Глаз моих и с очками часто недостает для сего бумажного века», – жаловался митрополит Филарет Дроздов , как и многие его собратия, в своих мемуарах 885 . В 1869 г. был утвержден новый бюджет (штаты) духовных консисторий, а в 1883 г. появился новый Устав консисторий, который, впрочем, мало чем отличался от предыдущего 886 . В Грузии консистории назывались епархиальными канцеляриями, а в Алеутской епархии – духовным правлением. Кроме того, духовные правления имелись у викариев в Великом Устюге, Люблине, Холме, Сарапуле и Выборге (до открытия Финляндской епархии) 887 . е) До учреждения консисторий на службе епархиальных архиереев находились так называемые правители и судьи архиерейских домов, которые вели судебные дела иногда не только в епархиальном центре, но и в других городах епархии. В первые годы синодального периода Святейший Синод содержал так называемых стряпчих – специалистов канцелярского дела и по финансовому состоянию епархий. Для проверки кандидатов на церковные должности в XVIII в. существовали экзаменаторы из числа ученых монахов, которые зачастую были также секретарями епископов и в этой своей роли становились незаменимыми. Секретарь был доверенным лицом и связующим звеном с прочими органами управления 888 . До секуляризации в епархиях имелись также экономы с целым штатом служащих для управления вотчинами. Наконец, к архиерейскому дому принадлежали также певчие соборного хора, который состоял из взрослых и учеников и сопровождал епископа во время объездов им епархии. «Духовный регламент» содержит точные предписания относительно епископского надзора за поведением этой свиты, содержание которой бывало обременительно для посещаемых церковных общин 889 . В качестве сборщиков податей в XVII в. и позднее выступали поповские старосты, упраздненные только в 1764 г. Наряду с ними задачу административного надзора за духовенством (до 1764 г.) исполняли заказчики, наличие которых по указу Святейшего Синода от 1737 г. было обязательным. Их помощниками являлись десятильники, собиравшие подати с духовенства в так называемых десятинах – более мелких церковно-административных подразделениях епархий. Начиная с царствования императрицы Елизаветы, заказчики стали именоваться благочинными – термином, вошедшим в употребление епархиальных канцелярий лишь теперь, хотя он встречался уже в Наказе поповским старостам патриарха Адриана от 1698 г. и в «Духовном регламенте» 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Разрешение это послужило основанием и руководственной мыслью при дальнейшем устройстве монастырского приказа и организации его деятельности. По вступлении в конце февраля в должность судьи монастырского приказа, Чичерин, воспользовавшись слухом о предстоящем отъезде Святейшего Синода из Москвы в С.-Петербург, поспешил (27 марта) обратиться к Св. Синоду с разными, изложенными в 16 пунктах предположениями относительно лучшего устройства монастырского приказа и упорядочения его деятельности. Выходя из мысли, что «монастырский приказ не суще определен коллегией, но как признается, что оному правлению надлежит в сборах положенных и в расправе дел (действовать) яко коллегии», Чичерин, сообразно с этим предполагал обставить приказ подобно коллегиям и ввести всюду в его отправление порядок коллегии. Первым из предложенных на разрешение Святейшего Синода пунктов Чичерин полагал, что «до определения генерального штата, надлежит в монастырском приказе, по примеру иных коллегий, быть двум советникам, двум асессорам, одному обер-секретарю». Синод, уважив выраженное предположенис, потребовал от приказа указать кандидатов на сказанные должности для сообщения о них Правительствующему Сенату. Пунктом вторым, указав на то, что «в коллегиях – в каждой царедворцев и всяких, чинов довольное число, а из монастырского приказа во многих губерниях и провинциях для сборов и управления дел ни по одному человеку не отправлено и отправить всякого, Чичерин просил учредить сборщиков с тем, чтобы каждый «в своем правлении не имел более дворового числа как 5000... а особливо в Московской губернии в провинциях дворов число многое инако невозможно управить, в провинциях прочих губерний по сборщику да к ним ко всем в помощь ко всякому сборщику «для вспоможения и лучшего исправления, по подчиненному комиссару. По исчислению, под ведением монастырского приказа, надлежало быть «сборщикам настоящим 10 человекам, да к ним комиссаров толикое же число и без оных исправно податей взять и других дел отправить не возможно».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Синод убедился, что от нее нельзя ожидать точных и полных сведений для правильного оклада государственными податями церковных вотчин. Потому еще 22 дек. 1721 г. определено было отсылать ведомости, присылаемые из Коллегии в Монастырский Приказ и ему вменить в обязанность озаботиться составлением окладов или приведением их в известность, точность и определенность на основании законов, указов, и имеющихся в Приказе сведений. При этом Приказу предписано было собрать все возможные и необходимые данные для составления книг и ведомостей о Кроме того, св. Синод от 20сен. 1721 г. требовал от канцелярии генерального ревизора Зотова копий со сказок о душах мужеского пола в вотчинах синодального a в 1722-м году в докладе Государю изложил, что за неимением необходимых книг и ведомостей невозможно отправлять в вотчинах синодского ведомства окладные и доимочные сборы и вести их правильно, и что Синод, не смотря на многие указы Камер-коллегии, не получил их от нее. Против этого докладного пункта Государем была положена резолюция: «прислать ведомости подлинные, о чем куда надлежит послать крепкие из Сената указы». Монастырской Приказ, в следствие указов к нему из св. Синода в высшей степени озабочен был устройством управления своего ведомства в видах поспешного и правильного отправления с него государственных сборов. Но в его распоряжении не было людей, которых бы он мог отправить в провинции для устройства в них дел и для управления, несмотря на настоятельные требования их из епархии. Судья Приказа несколько раз, как мы знаем, жалобно и «слезно умолял» св. Синод о присылке в его распоряжение людей. В 1722 году ему удалось принять в свое ведение несколько синодальных Он их и назначил в некоторые провинции как для управления там, где он находил нужным поставить управителей от себя, так в особенности для истребования на месте всех сведений о церковных вотчинах, необходимых для правильного отправления с них государственных податей. Для руководства при деятельности в провинциях дана этим дворянам, получившим название комиссаров, особая инструкция, составленная в Св.

http://sedmitza.ru/lib/text/439448/

Через несколько месяцев учреждение Святейшего Синода повлекло за собой новые перемены 771 . Уже на первом заседании Духовной коллегии было решено запросить царя, как теперь следовало управлять церковными имениями. В конце докладной записки (см. § 3), которая уверяла в «искании интереса Царского Величества», говорилось, будто «Духовный регламент» определил-де, что управление вотчинами должно находиться в ведении Духовной коллегии. Хотя это утверждение не соответствовало действительности, царь удовлетворил просьбу Святейшего Синода (так была переименована Духовная коллегия) и вернул церковные имения под управление церковных властей 772 . По ходатайству Святейшего Синода прежний Монастырский приказ был восстановлен, но уже как синодальное учреждение, под названием Камер-контора синодального правления; ей поручалось взимать государственные подати и передавать их Камер-коллегии и Штатс-конторе вместе с отчетами. Обе названные коллегии в делах надзора и контроля функционировали в качестве вышестоящих инстанций по отношению к синодальной Камер-конторе, в то время как Святейший Синод обладал директивным правом в отношении своих уполномоченных в епархиях, так называемых комиссаров, которым в свою очередь были подчинены органы управления епархиями и имениями 773 . С государственной точки зрения эта система себя не оправдала: уже в 1721–1722 гг. податные недоимки от церковных имений составляли 120 000 руб. Ввиду этого Петр I по просьбе коллегий повелел ограничить оклады членам Синода, синодальным чиновникам и содержание монастырям до минимума и выдавать их зерном. Как только особые офицеры-контролеры собрали по епархиям часть недоимок, император разрешил выплачивать оклады пропорционально этим суммам и, лишь вняв настоятельным просьбам Святейшего Синода, он повелел заплатить содержание полностью 774 . В течение всего процесса секуляризации, особенно же в 1-й половине XVIII в., государственная казна терпела значительный урон от подобных недоимок. Налоговые табели составлялись небрежно, а порой и заведомо неправильно, епархиальные же власти были совершенно незаинтересованы в сборе казенных податей.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Против этого докладная пункта государем была положена резолюция: «прислать ведомости подлинные, о чем куда надлежит послать крепкие из Сената указы». Монастырской Приказ, вследствие указов к нему из Св. Синода в высшей степени озабочен был устройством управления своего ведомства в видах поспешного и правильного отправления с него государственных сборов. Но в его распоряжении не было людей, которых бы он мог отправить в провинции для устройства в них дел и для управления, несмотря на настоятельные требования их из епархии. Судья Приказа несколько раз, как мы знаем, жалобно и «слезно умолял» Св. Синод о присылке в его распоряжение людей. В 1722 году ему удалось принять в свое ведение несколько синодальных дворян 648 . Он их и назначил в некоторые провинции как для управления там, где он находил нужным поставить управителей от себя, так в особенности для истребования на месте всех сведений о церковных вотчинах, необходимых для правильного отправления с них государственных податей. Для руководства при деятельности в провинциях дана этим дворянам, получившим название комиссаров, особая инструкция, составленная в Св. Синоде. 649 . Она всего лучше и выясняет значение этого распоряжения Монастырского Приказа. Поэтому мы здесь Представим ее в полноте. «По указу Его Императорского Величества из святейшего Правительствующего Синода инструкция. Ехать тебе Московской губернии в Переславскую провинцию Залесского для того: прошедшего Августа в последних числах сего (1722-го) года по Его Императорского Величества указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода, сообщено о неприсылке из Камер-коллегии окладным и доимочным с синодальной команды сборам книг из Синода в Сенат ведение, а в Камер-коллегию послан Его Императорского Величества указ с таким объявлением что оные книги по многим Его Императорского Величества указом в Синод из Камер-коллегии и доныне не присланы и по губерниям и провинциям и по городам от светских командиров синодским подчиненным не отданы и за такой неприсылкой не точию доимки спрашивать, но и окладных сборов действительно производить не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Синода, были «краткие и не ясно расписанные, а иные зело не исправные, которых в действо употребить невозможно». Эти ведомости составлены отчасти по переписным книгам 186 г., отчасти по переписям 1710, 1715 и 1717 годов, притом смешанно, без указания причин перекошенности переписей. Из них видно, что одни вотчины складывались по переписям одного из означенных годов, другие – другого, а некоторые – неизвестно по какой переписи. Относительно некоторых вотчин показано только число дворов, а доходов с них по окладу не означено; в некоторых ведомостях показана за известными вотчинами недоимка вообще, но не по годам, за которые она оставалась-, самые виды сборов, от которых осталась недоимка, не означены. Вообще все присланные ведомости вместе не давали необходимых и точных сведений об общем состоянии государственных податей в церковных вотчинах. Притом сама Камер-коллегия писала в авг. 1721 г. в доношении Св. Синоду, что у нее особых ведомостей и подлинных книг о числе дворов, об окладах, доимках и приходах церковных вотчин не имеется, «потому что в описи 1718 (1717?) года архиерейские и монастырские вотчины (перепись была, однако, не по всему государству) описаны обще с дворцовыми, помещиковыми и посадскими, а не порознь, и кроме тех выписок, которые сделаны в Коллегии и посланы в Синод, никаких других книг не имеется» 645 . Из сношений с Камер-коллегией Св. Синод убедился, что от нее нельзя ожидать точных и полных сведений для правильного оклада государственными податями церковных вотчин. Потому еще 22 дек. 1721 г. определено было отсылать ведомости, присылаемые из Коллегии в Монастырский Приказ и ему вменить в обязанность озаботиться составлением окладов или приведением их в известность, точность и определенность на основании законов, указов, и имеющихся в Приказе сведений. При этом Приказу предписано было собрать все возможный и необходимый данные для составления книг и ведомостей о сборах 646 . Кроме того, Св. Синод от 20 сен. 1721 г. требовал от канцелярии генерального ревизора Зотова копий со сказок о душах мужеского пола в вотчинах синодального ведомства 647 , а в 1722-м году в докладе государю изложил, что за неимением необходимых книг и ведомостей невозможно отправлять в вотчинах синодского ведомства окладные и доимочные сборы и вести их правильно, и что Синод, несмотря на многие указы Камер-коллегии, не получил их от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010