По этому соображению в Св. Синоде составлены и по приговору его 21 апр. 1721 г. отправлены от него при ведении в Сенат и при указах в коллегии, провинции, епархии, знатные монастыри и вообще во все места, в которых ведались церковные вотчины, 33 требовательных пункта, по которым должны были быть доставлены в Синод сведения о состоянии всех церковных вотчин, сложившемся с 1701 по 1720 год 640 . Кроме того, ведением в Сенат и указом в Камер-коллегию от 17 мая 1721 г. Св. Синод требовал от последней окладных и доимочных книг и ведомостей по всяким сборам с «вотчин синодальной команды». Но ни на ведение, ни на указ, ни на требовательные пункты ответов в Синод не прислано. От Св. Синода в июне и июле послано в Камер-коллегию еще несколько повторительных о том же предмете указов, вследствие которых в Синоде ожидались книги и ведомости от Коллегии. Между тем как в Синоде ждали их от Коллегии, из епархий получены в нем очень неутешительные известия касательно дел управления вотчинами и сбора податей с них. Во исполнение вышеизложенного синодального указа архиерейские приказные люди и монастырские служители, по назначению епархиальных преосвященных приступили к отправлению в церковных вотчинах сборов. Но при этом встретилось множество недоумений и затруднений. В некоторых епархиях не было достаточно людей, для отправления означенных должностей годных; во всех епархиальных управлениях не было ни окладных., ни доимочных, ни приходных книг, на основании которых можно бы было производить сборы; нигде не имелось и образцов из Камер- и Штатс-Контор Коллегий, по которым (образцам) нужно было по требованию указа доставлять отчета в ходе сборов; наконец, что труднее всего было для приступивших к сборам, открылись неприязненные столкновения со светскими камерирами и комиссарами, провинциальными чиновниками Камер-коллегии. По ее назначению, они производили сборы в церковных вотчинах и при этом «держали в вотчинах служителей под караулом, били их и на правеже, а паче освященному чину чинили немалое озлобление и от службы церковной отлучали» 641 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Мы вспоминаем сегодня память святого благоверного и преподобного князя еще и потому, что обитель сия, место его упокоения, имеет сегодня совершенно особое значение в жизни Русской Церкви. По промыслу Божию в далеком уже 1983 году, в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, тогдашняя власть пошла навстречу верующим людям и дала разрешение возродить Данилов монастырь как духовный и административный центр русского Православия. Так оно и случилось. Удивительным образом то решение совпало с некогда принятым решением святого благоверного и преподобного князя Даниила, создавшего первую в Москве обитель на этом святом месте. Так первая в Москве обитель стала духовным и административным центром Святой Руси. Господь дал мне замечательную возможность в течение 20 лет трудиться здесь, на территории этой обители, во главе Отдела внешних церковных связей. Я всегда любил совершать здесь Божественные службы, общаться с отцом наместником, с братией, которые молитвами своими подкрепляли меня в то непростое время. А ныне, когда основная Патриаршая и Синодальная резиденция перемещена в Данилов монастырь, когда адрес Даниловского монастыря стал адресом всей Русской Православной Церкви, я особо уповаю на предстательство святого благоверного и преподобного князя Даниила, у мощей которого отныне проходит служение Патриарха, Священного Синода, очень важных подразделений нашей Церкви. Все, что делает сегодня Церковь, направлено не на укрепление ее человеческого могущества, каковым она никогда не обладала. Все, что делает сегодня Церковь, направлено на спасение душ человеческих, потому что это и есть основное и единственное служение Церкви. В сегодняшнем чтении из Евангелия от Марка (Мк. 2:14-17) повествуется о том, как Спаситель пришел в дом Левия Алфеева, мытаря. Он проходил мимо места, где мытарь, то есть сборщик податей, собирал дань со своих соотечественников в пользу иностранных оккупантов, римлян, ненавидимых всем народом. Эта ненависть к иноземцам в первую очередь распространялась на тех, кто служил их власти, кто содействовал порабощению народа. А потому люди, бросая в ящик для податей свои деньги, ненавидели тех, кто был рядом с ним, усматривая в них врагов и народа, и государства, порабощенного римлянами.

http://patriarchia.ru/db/text/2086467.ht...

А коликое число тех излишних сборов на которые годы и с кого именно доправлено, о том ведомо в тех комиссарствах подлинно, а в других епархиях таких крестьянских сборов с церковников не сбирается; понеже по именному Его Царского Пресветлого Величества вышеобъявленному указу вышеписанные канальные и другие против канального расположения деньги велено собрать с церковных крестьянских и бобыльских дворов за которыми церквами есть крестьяне и бобыли, а не с них церковников; а оные церковники и кроме оных денежных излишних податей платят против других епархий церковную дань и козловский оклад с бань оброчные деньги, которых бывает в сборе немалое число. И сим доношением Святейшего Правительствующего Синода прошу, дабы повелено было указом Царского Пресветлого Величества вышеозначенные добавленные не против его Государева указа епархии моей до помянутых церковников деньги зачесть за них же церковников в вышепомянутый козловской оклад и с бань в оброк на предбудущие годы и впредь таких неуказных сборов с домовых моих служителей и епархии моей с помянутых церковников не имать и о зачете им тех денег во оные платежи и о не имании впредь тех излишних податей в Нижегородскую и Алаторскую провинции к командиром послать Его Великого Государя указы, дабы епархия моя против других епархий не была во отягчении и церковники от таких излишних неуказных сборов от всеконечной своей скудости и маломощества от святых церквей не разбрелись. Смиренный Питирим епископ Нижегородский. Святейший Синод ведением сообщил об этом в Сенат. 6. Указ Св. Синоду от 21 апр. 1721 г. о собрании различных сведении о состоянии вотчин церковных учреждений во время ведения их в Монаст. Приказе и во время передачи их в заведование Синода. Печатан в Спб. апр. 26 д. 1721. В нынешнем 1721 году, февраля в 14 день, царскому величеству, правительствующего духовного синода, в докладных пунктах написано. Пункт 5 Патриарши, архиерейские и монастырские вотчины, сборами и правлением, которые ведомы были в монастырском приказе, в одной духовной Коллегии ведать ли? Того ради, что оные от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

3) Новелла Исаака Комнина о размерах взноса со ставленников в пользу епископа и о размерах канонического подымного сбора с поселян 473 уясняет вопрос о епископских доходах. 4) Новелла Константина Дуки (от мая 1065 г.) о том, что император не может изменять порядок кафедр, 474 определяет назначение синкел-лов и протосинкеллов. 5) Новелла Михаила Дуки (Парапинака) о пожалованиях замков на одно лицо 475 имеет отношение к вопросу о прониях. 6) Хрисовул Михаила Дуки (Парапинака) от марта 1075 г., 476 данный Михаилу Атталиоту и освобождающий его владения от податей и повинностей, знакомит с характером последних и важен для уяснения административной терминологии. 7) Хрисовул Никифора Вотаниата от апреля 1079 г., 477 данный Михаилу Атталиоту, повторяет текст предшествующего хрисовула и, сверх того, санкционирует Типик, 478 составленный Атталиотом в 1077 г. для основанного им монастыря и весьма интересный по указаниям на положение и устройство монастырей. 8) Новелла Никифора Вотаниата от декабря 1079 г. о том, чтобы смертная казнь не приводилась в исполнение ранее 30 дней после объявления смертного приговора, и о других предметах, 479 важна, между прочим, для характеристики династических переворотов и роли патриарха как печальника. 9) Синодальное определение патриарха Алексия 480 от ноября 1027 г. знакомит с условиями харистикарного способа владения монастырями. 10) Его же Синодальное определение 481 от января 1028 г. заключает в себе ценный материал для знакомства с состоянием церковной дисциплины, отношениями Церкви к государству и положением монастырей. 11) Синодальное определение патриарха Михаила Керуллария 482 от июля 1054 г. излагает историю церковного разделения и заключает текст письма Константина Мономаха к Керулларию, равно как экскоммуника-цию папских легатов. 12) Синодальное определение патриарха Иоанна Ксифилина 483 от 3 февраля 1070 г. заключает сведения об участии клириков и монахов в мирских делах. 13) Его же Синодальное определение 484 от 6 ноября 1073 г. имеет отношение к вопросу о харистикиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Кто автор? Когда мы берем в руки книгу, то первым делом смотрим на обложку – интересуемся названием и авторством. Возьмем толстый том Синодального издания. Что видим? «Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Здесь каждое слово нуждается в пояснении, кроме, конечно же, «Книги». А вот имени автора ни на обложке, ни на титульном листе не найдем. Хотя все слышали, что Библия – это слово Божье, стало быть, Бог – ее Автор. Но как это понимать? Перелистываем страницу, изучаем содержание. Находим много чего интересного: Книга Иова, Премудрость Соломонова, Евангелие от Марка… Сразу понимаем, что Библия – это собрание книг, написанных разными авторами. Греческое слово «Библия» как раз и означает – «книги». Чаще всего имена их авторов нам известны, иногда – например, в случае Книги Иова, Маккавейских книг, Книг Царств – мы не знаем, кто именно создал эти тексты. При этом мы, христиане, убеждены, что это не просто обычная человеческая литература, написанная исключительно благодаря знаниям, уму и таланту того или иного человека. Все книги Священного Писания – боговдохновенны . Через эти книги с нами говорит Сам Бог. Но отсюда не следует, что люди-авторы библейских книг – цари, пастухи, военачальники, философы, рыбаки, врачи, сборщики податей – были всего лишь роботами, механически писавшими под диктовку Бога. В этом смысле Библия отличается от священных книг всех других религий. Взять хотя бы Коран. Для мусульман это буквальное слово Аллаха, которое было продиктовано Мухаммаду, не умевшему читать и писать. Как точно заметил один мусульманский богослов: «У христиан Бог стал Человеком, у нас Он стал Книгой». Бог, несомненно, воздействовал на авторов библейских книг, но они писали, не ощущая себя всего лишь карандашом в Божией руке. Они использовали свои знания, опыт, опирались на существующие книжные традиции, применяли обороты, близкие и понятные тем, кому предназначались их писания. Их с полным правом можно называть авторами. Более того, в каждой книге есть особенности авторского стиля. Но у всех у них был один и тот же Соавтор – Бог.

http://azbyka.ru/chto-takoe-bibliya

NB. Я в Трудах Киевской Академии напечатал несколько образцов своего русского перевода Св. Писания с греческого перевода 70-ти толковников с показанием разночтений в переводах Павского, Вадима, Гуляева и в переводе синодальном. Преосвященный Платон архиепископ донской из Новочеркасска прислал мне письмо, от 27 января 1876 года, в котором рекомендовал мне тамошнего вдового священника Николая Кириллова, имеющего жить до времени в моей обители, пока он поступил в киевскую академию на казенное содержание, и в конце приписал: «Я живу, по милости Божией благополучно; но, право, с удовольствием променял бы свое положение на отшельническое в какой-либо пустыне. Так наскучили мне епархиальные дрязги!» NB. Этот священник был принят в названную академию и окончил в ней учение свое. В 20 день сентября 1865 года я из Киева писал фрейлине Эйлер: «Вы не ошиблись. Я доволен своим назначением. Мне здесь хорошо. Дел у меня много. Переплавляю левитов, это слепое серебро. Продолжаю и ученые занятия свои. Круг моего знакомства еще не велик, точнее сказать, мал, между прочим и от того, что в Киеве вскоре после приезда моего в сей город, не знаю как составилось общее ложное мнение, будто я – нелюдим и гоню от себя женщин, говоря им: принимайте мое благословение в церкви, а в келью мою не ходите. Но я ни одной из них не говорил таких слов и никогда не скажу. Мне и мысль не приходит в голову обидеть или огорчить христианскую душу. Напротив, женщина, как образ Божий, как причастница благодати и наследница царства небесного, высоко стоит в моем мнении. Вашего родственника Бунге я видел в здешнем университете, но еще не познакомился с ним. А надобно мне сойтись с этим ученым мужем, которого печатные сочинения занимают меня. Он учит, что народ вносит подати за услуги, кои оказывает ему государство, защищая его от врагов, строя ему училища, судебные места, больницы, темницы, поправляя дороги, разрывая речные пороги и проч. А мне не нравится такое учение. Приняв его, не дашь и копейки правительству, у которого дороги гадки, темницы душны, в судах нет правды, в училищах нет света. За что давать подати, когда услуги государства весьма плохи? Г. Бунге был умнее, когда мимоходом сказал, что «подать не есть одно вознаграждение за услуги государства, но что она платится свободно свободными людьми по долгу общежития и составляет взнос, предназначаемый для поддержания того великого целого (государства), к которому принадлежит плательщик, а потому сто17;т выше понятия о плате за услуги. В этом смысле с платежом податей связывается государственная честь». Вòт это умно. Итак я буду спорить с вашим немцем, похвалив его однако за добросовестность, по которой он сказал, что «большая часть науки о государственном хозяйстве не имеет самостоятельности». Хороша наука!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Небольшая деревянная церковь монастыря пришла в совершенную ветхостъ, не имела «никаких украшений». Весь монастырь и состоял только собственно в церкви – при ней не было келий, не было даже ограды. Здесь давно уже не было монашествующих «за неимением где и на что жить» 2930 . По ходатайству преосвященного Иова 2931 , Кейданский монастырь был закрыт синодальным определением 18 октября 1798 года и на его месте образован приход 2932 , которому тоже приходилось влачить тяжёлое существование среди сплошного соседнего латинства 2933 .В 1810 году были закрыты монастыри Евейский и Кронский. Церковь Евейского Успенского монастыря, деревянная, с гонтовой крышей, успела обветшать, опустилась низко в землю и давала течь. «В связи» с церковью, но под особой крышей находилась колокольня. При церкви четыре деревянных, крытых «дранью» кельи, амбар с гонтовой крышей, «ворота въездныя с избою, покрытою дранью», гумно с соломенной крышей. На берегу озера, лежавшего у самого монастыря, была построена монастырская баня 2934 . Когда-то «были при монастыре все потребные достатки и угодия», но к описываемому времени «мало что осталось» – впрочем, всё же не совсем ничтожная величина. Монастырь имел 24 десятины и 400 квадратных сажен пахатной и сенокосной земли в урочищах: Бражели, Лисинка и Гердуты – и селение Барцелишки, с подданными крестьянами около70 душ 2935 . Эти крестьяне первоначально монастырю дохода не приносили, лишь обрабатывали даром монастырскую землю 2936 , но впоследствии отданы были в аренду купцу за сумму около 200 рублей серебром в год 2937 . Кроме этого монастырь имел право дарового въезда в лес князей Огинских, одиннадцать озёр для рыбной ловли и речку Олесю, на которой монастырь имел право выстроить мельницу 2938 . «В разсуждении достаточнаго количества угодий», монастырь ничего не получил после высочайшего указа 18 декабря 1797 года. Но в озёрах нельзя было ловить рыбы за множеством «чеп», а мельницу построить было не на что. Денежных «скопов» в монастыре никаких не было, денежный приход зависел от «доброхотных даяний» и не был значителен, а «податей», между тем,приходилось платить до 20 рублей 2939 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Отправляясь на Алтай, архим. Макарий получил в руководство, кроме напутственной речи архиеп. Евгения, напоминавшей заветы Спасителя ученикам пред вознесением Его на небо (Мф. XXVIII, 18–20), две инструкции миссионерам. Одна была синодальная 1769 г. Ею предписывалось: 1) преподавать инородцам христианское учение, сообразно с их младенческим состоянием, в кратком виде и только самые важные догматы ; относительно икон вразумлять инородцев, что должно не боготворить их, а поклоняться написанным на ним лицам; не понуждать соблюдать посты; 2) действовать на инородцев кротко и любовно, не прибегая к угрозам или притеснениям; 3) начинать обращения с ближайших мест, постепенно расширяя круг действий; по приезде в какую-нибудь местность начинать дружескую беседу с инородцами об их житье-бытье, а потом говорить об их законе и богослужении и доказывать «неправость их мнений естественными доводами», возражения слушать терпеливо и снисходительно, и «самому рассказывать не с грубостию и досадливыми словами, но ласково и дружелюбно»; к защите и помощи светских команд прибегать только в случаях серьезной опасности от ревнителей языческой веры; за разрешением всяких недоумений обращаться к местному преосвященному 61 . Второй инструкцией архиеп. Евгений рекомендовал о. Марию и его сотрудникам изучать язык инородцев и по мере изучения переводить на него книги свящ. писания, богослужебные, молитвы и пр.; вести постоянный журнал о действиях своих и чрез каждые три месяца представлять ему, преосвященному, как к нему же непосредственно обращаться за наставлениями и разъяснениями 62 . Миссионерский характер должны были иметь и те правила общежития, которые архим. Макарий выработал для себя с сотрудниками. Так как они в основу совместной жизни миссионеров полагали начала братской любви, смирения, повиновения старшему, полного чистосердечия и общности имуществ, то тем самым они должны были вводить язычников в сущность христианского учения и христианской жизни. Кроме всего этого, архим. Макарию даны были в руководство копии с Высочайше утвержденного 17 июня 1826 г. мнения государственного совета о льготах инородцам, принимавшим крещение (освобождение на три года от податей и повинностей), и с отношения генерал-губернатора о сделанным им распоряжении, чтобы гражданские начальства оказывали миссионерам содействие. Были также даны деньги (990 р.) на путевые и другие расходы и походная церковь , утварь для которой о. Макарий имел получать из тех приходских церквей, где ее оказался бы избыток. Захватил он с собой и запас книг, как богослужебных, так и других. Книги доставлялись ему между прочим Филаретом, как это видно из писем митрополита (стр. 113, 114, 116) и самого о. Макария 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Но между клириками и монахами (даже не рукоположенными в священный сан) много общего. Целью и тех, и других является служение исключительно Церкви и делу духовного совершенства. И отрекшиеся от монашеского сана монахи подлежат прещениям, подобно тому как караются клирики за произвольное свержение с себя духовного сана. 7-е правило Халкидонского Собора гласит: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в Мирский чин; иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме». Монахи, подобно клирикам, во всем подчиняются своим епископам. Поэтому государственные законы Российской империи всех монахов причисляли к духовенству 256 , отличая только черное (или монашествующее) духовенство от белого. В синодальную эпоху монахи пользовались теми же сословными привилегиями, что и клирики: освобождались от податей и личных повинностей; по гражданским делам были подсудны своему духовному начальству. 24.2.Пострижение Для принятия пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается для рукоположения кандидата в священный сан. Необходимо только искреннее покаянное настроение. Даже самый порочный образ жизни в прошлом не препятствует постригу, ибо монашество суть подвиг непрестанного покаяния. Об этом ясно говорится в 43-м правиле Трулльского Собора: «Позволительно христианину избрати подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступити в монастырь, и пострищися по образу монашескому, аще бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог рек: приходящего ко Мне не изгоню вон ( Ин. 6:37 ). Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния, то искренно прилепляющегося к оному одобряем, и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнити свое намерение». Для принимающих монашеский постриг существует, однако, ряд условий. Что касается возраста, то каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу 10-летних (Трулл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Выражая дух исконно русского правосознания, Петр I писал в указе 1702 года: «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей». Правительство однако не избегало поощрительных мер по отношению к обращенным инородцам. Крещенных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков. С 1720 года всем новообращенным представлялась трехлетняя льгота от податей и рекрутства. В Казанской епархии, где значительную часть населения составляли магометане и язычники, миссионерство заметно оживилось при митрополите Тихоне (1701–1724 гг.). Его деятельными помощниками были ключарь кафедрального собора священник Феодор и Раифский иеромонах Алексий. Среди язычников – мордвы, черемисов (марийцев), чувашей – миссия имела немалый успех, но магометане оказались гораздо упорней. Митрополит Тихон первым в России открыл школу для крещенных инородцев. Когда из-за недостатка средств эту школу пришлось закрыть, святитель продолжал обучать новокрещенных детей в духовном училище при епархиальном доме. В Нижнем Поволжье Слово Божие проповедовалось буддистам-калмыкам. Уже в 1700 году на реке Терешке выросло целое поселение крещенных калмыков. Калмыцкий хан Аюка разорил это селение, и тогда правительство стало отсылать крещенных калмыков на жительство в Киев и Чугуев, приписывая их там к казакам. После смерти Аюки святое крещение принял его внук Тайшин, кочевавший со своей ордой близ Астрахани. Восприемником Тайшина был царь, и в крещении хана нарекли Петром. Проповедь Евангелия сибирским инородцам связана с именами двух великих подвижников Тобольских святителей Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича) . Митрополит Филофей родился в 1650 году в Малороссии в дворянской семье. Образование получил в Могилянской Академии, потом священствовал, а овдовев, принял постриг в Киево-Печерской Лавре. В обители он исполнял должность эконома. Потом назначили его наместником приписанного к Лавре Брянского Свенского монастыря. В 1702 году архимандрита Филофея возвели в сан митрополита Тобольского на место не выехавшего в Сибирь по болезни святого Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010