В XIX веке храм был обезображен пристройкой к нему с запада совершенно не гармонирующей с церковью колокольни и устройством четырёхскатной крыши, скрывшей под собой закомары основного объёма, но в ХХ столетии реставраторы вернули храму первоначальный облик. Своды апсид, закомары, барабаны и шлемовидные купола - в отличие от собственно " тела " храма, которое возводилось из белого камня, доставляемого по государеву указу из села Мячково, - выполнены из большеразмерного кирпича. Обратим внимание на пилястровую аркатуру, опоясывающую барабаны, - это примета годуновского стиля. Изначально световым был только центральный барабан, боковые же оставались глухими; окна-бойницы в них прорезали позже. Два придела абсолютно симметричны относительно основного четверика храма. Необыкновенно выразительно смотрятся горки кокошников, на которые поставлены барабаны, являющиеся уменьшенными копиями барабанов пятиглавия. Окна приделов (как, впрочем, все окна храма) в древности имели меньшие размеры; впоследствии их растесали. Характерные перспективные порталы, украшающие входные двери в храм и в приделы, - черта древнерусской архитектуры. Их оформление - тоже эхо древности: тут и уступчатое их устройство, и полуциркульное завершение, и любимые русскими зодчими дыньки. С трёх сторон храм окружён просторным гульбищем. Первый его ярус - " закрытый " , второй, на который ведёт восстановленная в 1960-х годах широкая лестница и с которой устроены входы в основное помещение церкви и в приделы, - " открытый " . По некоторым данным, изначально второй ярус не имел крыши; исследователи, занимавшиеся реставрацией здания в 1950-1960-х годов, выяснили, что столбы и арки этого яруса сложены из того же кирпича, который использовался при постройке главного усадебного дома (вторая половина XVIII века). Здание до основания закомар выстроено из белого камня (высота блоков - 19-25 см); всё, что выше, - из кирпича размерами примерно 30х14х8 см). Ныне основная богослужебная жизнь Спасо-Преображенского храма происходит в Никольском приделе, занимающем подклет церкви. Небольшая площадь, низкие своды, массивные арки, невысокая алтарная преграда и очень просторная галерея - вот основные особенности этого придела.

http://sobory.ru/article/?object=00606

Высота первого залома и сруба стен вместе равняется четырем южным граням плана бабинца (этой же высоте равна высота стен сруба первого залома и восьмерика, вместе взятых, бабинца, южного и северного рукавов, высота этих же компонентов алтаря ниже, потому вруб восьмерика алтаря деформированы). Длина плана центрального восьмерика верха равна длине южной грани плана алтаря, ширина восьмерика – восточной грани алтаря. Итак, церковь Покрова в принадлежит к группе памятников, в которых размеры восьмерика перекликаются с размерами плана алтаря или бабинца, а напоминает Покровской церкви в Ромнах, где длина восьмерика равна длине южной грани плана бабинца, высота – 1/2 длины плана алтаря, высота центральной участка до начала второго залома – длине плана здания. Высота второго залома центрального верху равна 1/2 восточной грани плана алтаря или 1/4 длины стен сруба участка (вверху) (срубы всех восьмериков имеют незначительное сужение граней кверху). Высота верха центральной участка равна диагонали четырехгранника, который вписывается в шестигранник плана алтаря (также равна диагонали верхнего венца сруба стен центра), а внутренняя высота центральной участки – диагонали квадрата, в который вписывается план церкви и стороны которого проходят через короткие грани всех рукавов. Высота сруба стен бабинца равна удвоенной длине плана участка. Первый залом Бабинца заметно выше первого зала центра. Его высота равна 1/3 полной ширины плана бабинца. Первый залом переводит объем верха в восьмерик. Верхний венец восьмерика бабинца и нижний венец первого залома центра лежат на одной горизонтали. Высота первого залома и сруба стен бабинца вместе равна двойной длине плана центра. Длина и ширина восьмерика бабинца равна 1/2 длины плана бабинца; высота восьмерика – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине основания восьмерика. Грани восьмерика бабинца имеют наклон внутрь. Высота восьмерика, второго и первого залома вместе равна длине плана центрального участка. Длина и ширина фонаря равна 1/2 длины восьмерика (вверху), высота равна высоте второго залома бабинца. Высота верха бабинца равна высоте верха центральной участка (диагонали четырехгранника, в который вписывается шестигранник алтаря или бабинца). Высота срубов стен алтаря (а также южного и северного рукавов) равна удвоенной длине плана бабинца. У алтарного восьмерика длина и ширина равны длине и ширине восьмерика; высота же заметно меньше и равна высоте первого залома алтаря. Второй залом и фонарь алтаря резко отличны и высотой и формами от тех же частей верха Бабинца.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Внутренние размеры подкупольного квадрата – 6×6 м; глубина северной и южной ветвей равна половине её диагоналей; глубина алтаря и бабинца – половина диагонали с ограждающими стенами 124 см. Высота, внутренняя, среднего объёма равна десяти великим косым саженям, боковых – десяти нижегородским саженям. Высота подоконников окон от пола, кроме западных – 5 м. Внутренняя высота стен до начала заломов 11,2 м – пять Нижегородских саженей. Внутренняя высота 1-го и 2-го заломов центрального верха – по 4,1 м, – сумма великой косой и простой саженей. Внутренняя высота барабанов – по 3 м, внутренняя высота их фонарей – 2,5 м. Высота наружных стен собора – 12 м, общая, реконструируемая без крестов, для центрального верха 31 м, для боковых – 26 м. Высота первого залома кровли снаружи была 2,2 м, для бокового и 3,3 м, для центрального верха (соответственно 1 и 1,5 нижегородских саженей). Наружная высота стен боковых барабанов – 3,3 м. Отметка карниза центрального превосходила их по высоте примерно на 1,5 м. Похожие соотношения в вертикальной разбивке силуэтов завершения, но с использованием других, больших размеров, саженей были и в Покровском храме в Харькове. Именно эту схожесть силуэтов храмов, а совсем несовпадение размеров барабанов и глав (обмеры памятников тогда ещё никто не производил), отмечали дореволюционные исследователи. К середине XVIII ст. собор требовал ремонта, который был произведен в 1751 г. Видимо, тогда была разобрана деревянная галерея-опасання, а вместо ниш - киотов в нижней части стен пробиты две пары арочных окон. Это было скорее данью моде - именно тогда, по примеру гражданских построек, нижние объёмы украинских каменных храмов становятся двухсветными, например, Николаевская церковь в Старом Селе Сумского уезда, 1753 г. В восточных закрестьях храма, между ветвями креста, были встроены низкие пятигранные объёмы. Северо-Восточный объём был каменным – это был капитальный придел или часовня-усыпальница, видимо имевшая световой барабан. Такой же придел мы видим в деревянной крещатой трёхверхой Троицкой церкви в Черкасском Бишкине Харьковской области.

http://sobory.ru/article/?object=04258

Рассмотрим вопрос датировки храма. «Краткий Владимирский летописец» говорит: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены». В том, что в этом сообщении речь идет про церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова на Нерли, сомневаться не приходится, так как Новгородская I летопись сообщает: «И постави ей (Богородице – С.З.) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица». Следовательно, оба летописных текста четко связывают основание города Боголюбова и строительство церквей Рождества Богородицы и Покрова. А Новгородская IV летопись дает однозначную дату основания Боголюбова – 1158 год. То, что арка ворот и переход были «приложены» к северной стене церкви, заслонив аркатурно-колончатый пояс, также свидетельствует, что Рождественская церковь была первым зданием всего Боголюбовского ансамбля. Наша позиция подтверждается еще одним летописным сообщением – Владимирского летописца (XVI век). Под 1158 годом в нем говорится: «Сии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». А учитывая то, что в погодном летописании термин «поставить» чаще всего означал строительство в течение одного года, и многие храмы подобного масштаба действительно возводились в течение одного строительного сезона, мы обязаны принять 1158 год в качестве даты и Рождественской, и Покровской (см. гл. 8) церкви. В конце XVII века в церкви Рождества Богородицы были выломаны хоры и растесаны щелевидные окна. По-видимому, это ускорило разрушение храма: в 1705 и 1722 годах обрушились глава, своды и большая часть стен. В 1751 году остатки церкви были почти полностью разобраны. На их месте из белого камня (во вторичном использовании) и кирпича был построен новый храм, план которого практически точно повторил план церкви Андрея Боголюбского. При перестройке западная часть северной стены, к которой примыкали арка ворот и переход, уцелела выше уровня хор, хотя и была перелицована со стороны интерьера. Факт перелицовки доказывается наличием в кладке блоков с «перевернутыми» насечками под штукатурку; блоков без насечек (соответственно, перетесанных, перевернутых либо перемещенных); маломерных вставок в кладку; неровно положенных блоков (рис. 68). Остальные стены сохранились на 2–3 ряда кладки.

http://sobory.ru/article/?object=02498

По окончании литургии преосвященный произнёс с церковной кафедры торжественное поучительное слово и совершил затем благодарственное Господу Богу молебствие. После чего прихожане приподнесли от себя святую икону наследникам покойного брата Петра Алексеевича и поблагодарили их за участие во внутренней отделке только что освящённого придела. Этим закончилось торжественное освящение сооружённого храма святого Василия Исповедника в Новой Деревне. 26 октября 1898 года прихожане новопостроенного храма пожелали торжественно справить годовщину освящения Васильевской церкви. Вот некоторые сведения о размерах храма. Церковное здание имеет внутри в длину до иконостаса 12 саженей и в ширину тоже 12 саженей, между стен средний алтарь имеет 9 с половиной аршин длины и 13 аршин ширины. Высота храма внутри в главном куполе 27 аршин, высота под боковыми сводами 13 с половиной аршин, внутри алтаря до сводов высота 11 с четвертью аршин. Длина всей церкви с наружной стороны с алтарём и колокольней 29 саженей, поперечная же сторона имеет по наружности 13 саженей (сажень - 2,1336 м) 1 аршин. Паперть имеет в длину 10 аршин, а в ширину 7 аршин; боковые паперти, т. е. крыльца, от носа имеют в длину 8 аршин, а в ширину 17 аршин. Высота каменной кладки церковных стен от грунта до главы 41 с четвертью аршин. Глава на железных каркасах с яблоком имеет высоты 9 и три четверти аршин, а ширины 8 аршин, крест на ней железный 7 с четвертью аршин вышины, а всего 58 с четвертью аршин. Колокольня имеет каменной кладки вышиной 54 и три четверти аршин и шириной 12 и три четверти аршин в высоту и 4 с половиной аршин в ширину. Железный крест на колокольне поставлен в 4 аршин высоты. Высота всей колокольни с крестом от уровня земли до верха 67 с половиной аршин (аршин - 71,12 см). Получается, что высота храма прп. Василия Исповедника - 41,4 метра, высота колокольни - 48 метров. Храмоздатель храма Василий Алексеевич Бахрушин на постройку и отделку Васильевской церкви потратил, как сказано в архивных документах, до 200 тысяч рублей. Сумма огромная: в начале ХХ века на 10 серебряных рублей в России можно было купить корову. Из книги: Василий Бахрушин. " Описание построения храма св. Василия Исповедника в Москве, за Рогожской заставой в Новой Деревне " . - Москва, 2015 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02315

Высота храма 120 локтей у Раши слагается из длины храма 100 локтей (по Иез.41:13 ) и длины притвора 20 локтей ( Иез.40:49 ; 3Цар.6:3 ). Высота храма 120 локтей у Кимхи есть 30 локтей истинной высоты храма ( 3Цар.6:2 ) и 90 локтей длины по Иез.41:12 . Сто локтей высоты храма, указываемые Иосифом, талмудом и Раши, есть длина храма, данная Иез.4:13 . Третья высота храма, указываемая у того же Иосифа Флавия, 90 локтей, есть длина храма, данная Иез.41:12 . Четвертая высота храма книги Ездры и того же Иосифа, 60 локтей, есть истинная внутренняя длина святого и святого святых. Высота притвора до архитрава или, иначе, высота стоявших в притворе колонн Иахин и Боаз – 40 локтей ( 2Пар.3:15 ) есть длина первой части храма. Высота притвора по LXX, 20 локтей, есть длина притвора с севера на юг. Вообще все разнообразные представления высоты храма и притвора суть своеобразные толкования пророка Иезекииля, сокрывшего высоту своего таинственного храма. Мы, с своей стороны, продолжая стоять на том, что свидетельства Иосифа Флавия и всего иудейского предания ложны по отношению к первому храму, поколику они противоречат 3Цар.6:2 , не можем допустить, чтобы они были так же ложны и по отношению к Иродовой реставрации храма, чтобы можно было и Иродову храму приписывать 100 и 120 локтей высоты в то время, когда в действительности он имел только 30 локтей высоты. Мог ли Иосиф Флавий в определении высоты храма основываться на одном каббалистическом толковании пророка Иезекииля, когда он сам, по своему происхождению, стоял очень близко к Иродову храму и в течение 30 лет был постоянным его посетителем? И, с другой стороны, мог ли он в таком случае обмануть даже своих римских читателей ложным показанием высоты храма, когда и эти римляне слишком хорошо успели познакомиться с храмом Ирода в течение его продолжительной осады и разрушения? Что касается талмудического описания храма в Middoth, то оно действительно представляет не столько новое живое описание, сколько толкование библейских свидетельств о храме, но и в нем нельзя допустить такой необыкновенной ошибки – превращения действительной высоты 30 локтей в 100 локтей, тем более, что и в Middoth есть предания от лиц, видевших храм Ирода; так в нем есть свидетельство рабби Елеазара-бен-Иакова, которого дядя сам служил в храме как левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Второй залом в разрезе дает трапецию. Высота второго излома приближается к половине высоты восьмерика, а вместе высота второго излома и восьмерика равна длине восьмерика. Перекрывает второй залом с интерьером плафон; у него длина равна половине длины восьмерика. Фонаря в интерьере верх церкви не имеет. Высота верха центрального участка (в интерьере) равняется диагонали четырехгранника, вписывающегося в план притвора. Итак, церковь Покрова в Кролевце принадлежит к группе, в которой внутренняя высота центрального участка меньше длины плана строения; она равна удвоенной полной длине плана центра. Окнам, как важным элементам орнаментально-ритмового оформления внешнего вида (и интерьера), мастер уделил значительное внимание. Нижнюю пару окон в южной (и северной) грани центра он заложил на высоте, равной половине ширины плана центра, а верх их приходится на высоту равную полной длине плана алтаря (высота окна рана четверти высоты сруба притвора). Интервал между третьим верхним окном и парой нижних равен высоте окна, а верх третьего окна приходится на высоту равную длине плана участка. Окно в восьмерике заложено над верхним венцом первого излома на высоте равной четверти длины восьмерика; эта же высота над полом равна полной длине плана центра и притвора. Окна в алтаре и притворе заложены ниже, чем в срубе стен центра, на высоте равной половине расстояния между западным углом южной грани и восточным углом южной грани плана притвора, а верх просвета окон лежит на высоте равной длине южной грани плана притвора. Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1932 г. и фотографиям 1932 г., перевод с украинского. Покровская церковь, построенная в 1680-х г.г. за валом крепости с южной стороны в крестьянском, аграрном пригороде Кролевца на Кошуковке. Церковь стояла на высоком правом берегу ручья Капище, притока реки Свидни. Спустя полвека Покровская церковь сгорела в большом пожаре в августе 1727 г. Следующее полвека церковь находилась в амбаре, чудом уцелевшем в пожаре.

http://sobory.ru/article/?object=59353

Образ живоначальной Троицы, высота девяти пядей, на золоте, пелена дороги червчаты опушена с двух сторон, тафта желтая с кистьми шелковыми, на ней крест червчатой камки. Другой образ Николин на золоте, в ту же меру, с деяньями, гривен серебряных позолоченных больших и меньших восемь. Образ Спасов нерукотворенный большой на золоте, высота девяти пядей, пелена у него тафта червчатая, пушена тафтою лазоревою; бахрома желта шелковая, крест шит зелен тафтян. Двери царские с сенью на золоте. Промеж царскими и северными дверьми Пречистый образ Одигитрии, местный, на золоте, басма по полям на левкасе, высота девяти пядей, пелена кушачная, опушена зенденью червчатою. Двери разбойнические на красках. Образ Пречистой Успение на золоте, высота осми пядей, в киоте, пелена киндячная, пушена тафтою зеленою, на ней шит крест червчатой зенденной. Пречистый образ стоит на кутейнике, седми пядей высота, на золоте. Георгиев образ с деяньми, пяти пядей, на красках. Образ Иван Богослов. Образ Воскресение Христово в киоте на золоте. Образ Праздники владычные мелко письмо, в три ряда, высота трех пядей, на золоте. Другой образ Праздники владычные, мелко письмо, на золоти, в три ряда, в ту же меру, а под ним стоит налой, обит выбойкою. Пред образами стоят два шандана (sic) медные. Деисус меньшй, пядницы, с праздники и с пророки в киоте, на золоте. Меньших образов, пядниц, кои серебром обложены: образ Пречистая о Тебе радуется, – образ Софьи Премудрости Божией, – образ Пречистой Тихвинский, перевод, – образ Пречистой с Соловецкою обителью в киоте , с каменьем, жемчуги и цаты, – образ Иван Богослова, три образа Николины, – и всех тех образов обложенных серебром девять. Образ Пречистой Богородицы, на золоте, четырех пядей. Пречистый же образ на празелени, в ту же меру, на золоте. Другой образ Пречистой же. Образ Василий Великий . Василий блаженный трех пядей, на золоте. Образ Воскресение Христово, старинной, четырех пядей, на красках. Да меньших образов пядниц на золоте двадцать две; да на красках меньших пядниц шесть; да на золоте пядница образ Серия Радонежского, пелена золотная, невеликая.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Храм с колокольней был возведен по проекту, созданному архитектором и инженерами из города Верного (ныне г. Алматы). По первоначальному плану церковь должна была быть построена в форме равноконечного креста, который ориентирован на восток, с входом с юго-западной стороны. Но позднее здание стало иметь прямоугольно-ломанную конфигурацию, и его размеры составили 35,5х18 м. Из тесаных бревен выложены стены церкви. Чердачная крыша имеет пять восьмигранных барабанов, которые ранее были покрыты шатрами. Фасад церкви украшен резьбой. Главное крыльцо выложено из гранитных блоков, которые позднее были залиты цементным раствором. Цоколь, выложенный из кирпича и штукатурки, опирается на множество гранитных блоков и булыжный фундамент. Снаружи стены выложены досками, а внутри церковь поштукатурена по драни. Вход на колокольню осуществляется по внутренней лестнице. Типологическая схема основного объема традиционна. Она сохраняет общий принцип построения древнерусских шестистолпных храмов, но в отличие от них имеет две пары столбов, так как первая перед апсидой пара заменена стенами небольших квадратных помещений – ризницы и пономарни с отдельным входом. С запада примыкает нартекс, отделенный, как основные нефы, от основного. Пространства между стенами с широкими прямоугольными проемами. Перед порталом находится притвор и два смежных с ним помещения, в одном из которых устроена деревянная лестница для подъема на колокольню. Церковь венчалась пятью главами: центральной – на мощном восьмигранном барабане, прорезанном большими окнами, и четырьмя меньшими, размещенными по диагонали от главной. Динамичную и живописную композицию верхней части здания завершает шатровое покрытие звонницы, расположенной над притвором. Внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа, средний из которых подчеркнут глубокой алтарной нишей. Высота всех трех нефов 4,2 м. Барабаны куполов поддерживают крестообразные столбы и пилоны. Алтарная часть была фресковой росписью, ныне полностью утраченной.

http://sobory.ru/article/?object=03559

В любом случае, видный купольный меморий несомненно продолжал функционировать на протяжении всех «темных веков», являлся непременным местом остановок во время богослужебных последований, литургических шествий, и после нескольких частичных разрушений и восстановлений с мелкими перестройками, достройками в урезанном виде дожил по меньшей мере до X в. 735 . Крестовидная церковь свв. Сергия и Вакха и храмовый комплекс на месте античного театра Остается дискуссионным и, значит, открытым вопрос о времени сооружения найденного в 1897 г. крестовидного храма 19 («храма с ковчегом»). Он был воздвигнут на месте бывшего античного театра, рядом с 15-ой куртиной оборонительных стен и храмом, обнаруженным в 1958 г„ а также в непосредственном соседстве на севере и северо-западе с обширным гражданским общественным зданием «Г» и перекрестком «малой агоры» (рис. 279). О том, во имя кого он мог быть освящен, какую роль играл в литургической жизни города никто из исследователей, писавших о храме, похоже, вообще не задумывался. Поэтому есть смысл еще раз вернутся к анализу этих отнюдь не рядовых памятников, которые вставали перед глазами каждого, входившего в город через Южные или так называмые «Мертвые ворота», как они назывались, судя по ориентирам старославянских версий Житий свв. епископов Херсонских 736 . Согласно результатам обмеров, произведенных мной в 2003 г., внутренняя длина храма найденного в 1897 г., достигала длины 19,7 м и ширины 18,1 м, то есть была близка размерам однотипного загородного храма Богоматери Влахернской и храма на большой агоре города. Длина западной ветви – 6,50–6,55, а ширина – 4,95 м. Длина прочих ветвей – 6,25–6,30 м., ширина – 8,4–8,6 м. Ширина алтарной апсиды – 5,4, длина – 5,2 м 737 . Благодаря мощной засыпи, храм дошел до нас в лучшем состоянии, нежели остальные здания этого типа, его стены сохранились на высоту почти 4 м (кое-где до 6 м). Для постройки видного сооружения в ход был пущен камень из разрушенного античного театра, куски античных колонн, камни с рустиком, причем нижние части стен, углы и откосы оказались выложены из крупных, хорошо тесаных камней, блоков, в том числе плит от каменных скамей театрона, внешние стены – из рядов плохо обработанных блоков неправильной формы с внутренней забутовкой на прочном известковом растворе с примесью толченой керамики, а простенки – из более мелкого бута, местами обитого, но не притесаного и тоже положенного на известь (opus incertum), тο есть в технике обычной для раннесредневекового, а не для позднего Херсона, где использовали преимущественно бутовую кладку 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010