Построенный Спасо-Преображенский собор предназначался для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости. Декоративная отделка его скупа – типичный для середины XII века выполненный в византийской традиции крестово-купольный четырехстолпный храм. Его изучением занимались многие специалисты по русской архитектуре – В.В. Суслов, Н.Н. Воронин, А.Г. Чиняков, И.Б. Пуришев и другие. Согласно исследованиям, стены собора выложены из приготовленных из белого известняка двух рядов каменных блоков. Пустота между ними заполнена щебнем и строительным мусором и залита специальным известковым раствором, придающим стенам храма особую прочность. Ширина стен – 1 м 30 см., высота сооружения – 34 м. Фасады собора расчленены ступенчатыми лопатками главными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внешне суровый облик храма завершает мощный барабан с главой луковичной формы, (в древности глава была шлемовидная). Единственной украшение храма – орнаментальные пояски верхней части барабана и апсид. Ранее к собору примыкала лестничная башня, через которую можно было попасть на хоры. Снаружи Спасо-Преображенский собор кажется приземистым, а внутри – высоким. Это частично объясняется его пропорциями, гладью стен, прорезанных нешироки дверными проемами, и раструбами расширяющихся внутрь узких окон. Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. Обнаружили майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, украшали хоры. Примечательно, что хоры собора устроены таким образом, что находящимся наверху не видны вошедшие в храм, зато оттуда открывается вид на алтарь. Изначально собор был наполнен богослужебной утварью – ценнейшими образцами древнерусского искусства – произведениями ювелирного искусства и шиться, замечательными книгами и иконами. Но за длительную историю легендарного прошлого Переславля большинство ценностей уничтожили многочисленные разорения и пожары. До наших дней сохранился серебряный потир XII века, по преданию подаренный Спасо-Преображенскому собору Юием Долгоруким.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Подпрестольный Крест по форме и надписям соответствовал указаниям Требников предыдущего столетия. Он был семиконечным, с дощечкой с надписанием на верхней перекладине. Ниже размещалась следующая надпись: Освятися Жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Iucyca Христа во храме избиения от Ирода младенцев при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексиевны всея России и при наследнике Ея, Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче и при Светлейшей Его фамилии, по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода Архимандритом Платоном в лето 1790 месяца мая 19 число, на память Святаго Священномученика Патрикия Епископа Прусскаго 495 . Крест с резным изображением Распятия Господня на Голгофе Голгофская церковь в Воскресенском соборе Иерусалима планом и пространственной структурой воспроизводит первообраз. Опись 1685 года предваряет архитектурные обмеры придела замечанием: «Гора же Голгофа, по Иерусалимскому описанию, разделена на два места: едина от стены с полудня церковное, и то место называют «Снятие со Креста», а инии «Распятие» 496 . В южной части придела, отделенной от северной столпом, Патриарх Никон устроил церковь Воздвижения Креста. В северной, которая соответствует Лобному месту, сохранилось плоское возвышение с тремя круглыми углублениями, обозначающими те места, где стоял Крест Господень и кресты двух разбойников. Лобное место в Новом Иерусалиме представляет собой камнепостлание-лифостратон 497 , сложенное из крупных блоков белого камня в форме неправильной трапеции. Западная сторона образует ломаную линию, северный отрезок которой (длина 54 см) соединен уступом (длина по оси восток-запад – 4 см) с южным отрезком (длина 367 см). Ширина Лобного места по северному краю – 100, в центре – 120, по южному краю – 140 см. Длина восточного края постамента в месте примыкания к стене – 158 см. Высота – 44 см. Диаметр круглых отверстий: центрального (для Креста Господня) – 26,5 см, боковых (для крестов двух разбойников) – 22.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

От раннесредневек. церковного поселения Келл-Дара сохранилась т. н. круглая башня (высота 33 м). Возможно, нижняя часть башни, сложенная из тщательно отесанных блоков гранита, осталась от более раннего сооружения (верхняя часть стен построена из известняка). Резьба дверного проема, выполненная в гиберно-романском стиле, дает основание датировать строительство башни XII в. В 30-х гг. XVIII в. коническое завершение башни заменено плоским с зубцами по периметру. Рядом с кафедральным собором сохранились остатки средневек. здания, известного как дом огня св. Бригиты. По преданию, здесь горел огонь, о котором в XII в. писал Гиральд Камбрийский, однако датировка и функции здания неизвестны. Кафедральный собор, построенный в XIII в.,- однонефный храм с трансептом и башней над средокрестием. Характерная черта его архитектуры - широкие арки над окнами, к-рые опираются на контрфорсы и поддерживают гульбище с зубчатым парапетом (вероятно, арки были сооружены в кон. XV в. и имели оборонительное значение). Собор существенно пострадал после Реформации и к XIX в. фактически лежал в руинах. В соответствии с Актом о Церкви Ирландии содержание собора стало обязанностью прихожан, после этого была выдвинута идея восстановить храм. Проект был разработан архит. Дж. Э. Стритом, получившим известность благодаря реконструкции собора Св. Троицы в Дублине. Учитывая, что от средневек. здания сохранились боковые стены зап. нефа, юж. рукав трансепта и часть башни над средокрестием, Стрит предложил провести полную реконструкцию храма в стиле неоготики, алтарную часть и другие постройки XVII-XIX вв. следовало разобрать. Проект подвергся критике, его противники указывали, что восстановленный собор фактически будет новым зданием. Тем не менее было принято решение о реконструкции (1875-1896). Работы велись на средства, собранные англикан. духовенством и землевладельцами; перерывы, вызванные недостатком средств, были обусловлены крестьянским движением и беспорядками в стране. Церемонию открытия собора (22 сент. 1896) возглавил Э. Бенсон, архиеп. Кентерберийский ( Cowell. 1897. P. 249-252).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Фотовыставка рассказывает о духовном возрождении Смоленщины в конце XX века трудами митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Выставочная экспозиция состоит из ряда тематических блоков: «Начало служения на Смоленщине», «Празднование 1000-летия Крещения Руси», «Устроение церковной жизни», «Создание системы духовного воспитания и образования», «Храмы Смоленской земли», «Диалог с обществом», «Свидетельство о Православии». В экспозицию включены около 400 фотографий, многие из которых впервые представлены широкой публике, краткие информационные статьи, а также копии документальных материалов, рассказывающих о различных вехах архипастырского служения Патриарха Кирилла на Смоленщине. В 1001 году Владимир Мономах заложил в Смоленске большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. До начала XVII века собор сохранял первоначальные архитектурные формы. В 1609 году войска польского короля Сигизмунда III осадили город. Во время штурма горожане, которые предпочли смерть позорному плену, взорвали пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. В 1675 году собор был разобран ввиду невозможности ремонта. По приказу царя Алексея Михайловича в 1676 году был заложен новый храм на месте прежнего. Строительство длилось около ста лет, и в 1772 году собор был освящен Преосвященнейшим Парфением. Собор уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Внутреннее пространство собора более 2000 кв. м, высота стен 70 м. В декоративном убранстве сочетаются элементы древнерусского зодчества и стиля барокко середины XVIII века. Главная святыня Успенского собора Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Икона находилась в войсках фельдмаршала М.И. Кутузова во время Отечественной войны 1812 года. В августе-сентябре 2012 года в рамках празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года был совершен крестный ход с этим чудотворным образом из Смоленска в Вязьму, а затем икона была доставлена на Бородинское поле. По завершении торжеств Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» была передана в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Более двух лет реставраторы занимались восстановлением смоленской святыни. Было удалено около 16 слоев записи, проведено тонирование многочисленных мелких утрат красочного слоя, восстановлены доски иконного щита, изготовлена специализированная рама (титановая конструкция, обрамляющая весь периметр иконы). 15 февраля 2015 года икона вернулась в Смоленск.

http://patriarchia.ru/db/text/4999581.ht...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Часовня-усыпальница Симоновых. Часовня. Не действует.   Год постройки:не ранее 1890. Адрес: Вологодская область, город Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь. Координаты: 59.856379, 38.370468 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. За алтарем церкви Иоанна Предтечи в Малом Ивановском монастыре сохранилась родовая усыпальница кирилловских купцов Симоновых, построенная в последней четверти XIX века: прямоугольная, из черного листового железа, с цоколем из восьми гранитных красновато-коричневых полированных блоков на кирпичном фундаменте. Кровля восьмискатная с четырьмя бочкообразными щипцами, с прапорами в виде кованой решетки, с круговым заполнением и фигурными крестами. В центре - восьмигранный барабан с купольным завершением. В барабане восемь арочных проемов. Вход в усыпальницу с западной стороны оформлен в виде портала с двустворчатыми решетчатыми дверьми. Над входом надпись: " УСЫПАЛЬНИЦА СИМОНОВЫХ " . На южной и северной сторонах по три оконных арочных проема с коваными решетками. На восточной стене усыпальницы укреплен шестиконечный крест. Слева, на углу, сохранилась одна из двенадцати колонн - пустотелая, круглого сечения, с базой и верхней капителью, украшенной декоративными элементами. Внутри усыпальницы - пять надгробных плит из белого мрамора. На лицевой стороне плит вверху - четырехконечный крест, под ним - прямоугольные таблички с надписями, на которых имена и даты рождения и смерти: " Кириллъ Александровичъ Симоновъ родился 5 Апреля 1877 г. умерь 11 Декабря 1907 г. Младенецъ Павел Александровичъ " ; " Елизавета Александровна Симонова родилась 1 Марта 1884 г. умерла 10 Февраля 1909 г. " ; " Павелъ Алексеевичъ Симоновъ родился 3 Ноября 1848 г. умерь 8 Сентября 1909 г. " ; " Александръ Алексеевичъ Симоновъ родился 29 Августа 1838 г. умерь 27 декабря 1890 г. " . Надписи выполнены со строгой разметкой строк и букв, интервалы между строк - 5 сантиметров, высота заглавных букв - 6 сантиметров, прописных - от 2 до 4,5 сантиметра. К сожалению, усыпальница не сохранилась до настоящего времени в своем первоначальном виде. Металл покрыт ржавчиной, утрачены не только застекление, но и несколько решеток оконных проемов, 11 колонн и другие декоративные детали. Усыпальница именитых купцов, являясь памятником художественного литья XIX века, как и многие другие надгробия, ждет своей реставрации. Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 352-353. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50534

Ростов. Митрополичий двор. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ныне существующее здание Успенского собора было возведено в центре города в начале XVI века, в 1508-1512 г.г., т.е. задолго до начала постройки митрополичьего двора (собственно того, что сейчас определяется как Ростовский Кремль). До этого, на этом месте, сменили друг друга четыре храма, первый из которых, бревенчатый, был заложен ещё в  991 году, при святом князе Владимире. Стены собора сложены из кирпича, а его цоколь собран из белокаменных блоков. Фундамент углублён в землю на пять метров. Высота собора с крестом достигает шестидесяти метров. До 1786 года (времени перевода ростовской епархии в Ярославль) собор был усыпальницей ростовских князей и архиереев. Здесь покоятся мощи митрополита Ионы, а также мощи первого ростовского удельного князя Василько Константиновича, убитого батыевскими воинами после битвы на реке Сити, но не предавшего в трудный час своей православной веры. Звонница построена гораздо позднее собора, при митрополите Ионе. По его замыслу около 1682 года было построено основное её здание. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: " Полиелейный " в 1000 пудов и " Лебедь " в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя " Сысой " в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Считается, кстати, что колокола отливали здесь же, на территории митрополичьего двора, для этого специально был вырыт пруд. Особо можно отметить, что по православному преданию, в храме, находившемся на месте современного Успенском соборе, был крещен в православную веру младенец Варфоломей, будущий игумен Земли Русской - преподобный Сергий Радонежский (1314-1392).

http://sobory.ru/article/?object=00224

Возведение собора потребовало гигантского труда. Оно продолжалось сорок лет, с 1818 по 1858 год, в работах участвовали сотни тысяч людей. В 1818-1827 г.г. был разобран старый собор и сооружен фундамент нового. Для закладки фундамента в болотистую почву пришлось вбить 24 тысячи свай. В 1828 г., еще до возведения стен, началась установка сорока восьми колонн нижних портиков, высеченных из монолитных гранитных блоков. Высота колонн составляет 17 м, а вес каждой - 114 тонн. Гранитные блоки вырубались в скалах под Выборгом, грузились на специальные суда и водным путем доставлялись в Петербург. Здесь их обрабатывали, полировали и устанавливали. Эта чрезвычайно трудная работа была закончена в 1830 г. В следующем году началось возведение стен и подкупольных пилонов. В 1836 г. были сооружены перекрытия портиков, в 1838 г. возведен купол диаметром 21,8 метра, установленный на высоком барабане, окруженном монолитными гранитными колоннами. Все конструкции купола выполнены из металла. При проектировании купола Монферран использовал идею купола лондонского собора Святого Павла. Купол Исаакиевского собора состоит из трех оболочек и покрыт листами золоченой меди. 24 колонны, окружающие барабан центрального купола, на три метра меньше нижних и весят 64 тонны каждая, и их нужно было поднять на большую высоту. История архитектуры еще на знала подобного! Собор, облицованный серым мрамором, был закончен в 1842 г., но освящен только в 1858 году. Почти пятнадцать лет продолжалась внутренняя отделка здания. К работам по отделке собора были привлечены живописцы К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, П.В. Басин, В.К. Шебуев, скульпторы П.К.Клодт, И.П. Витали, А.В. Логановский, Н.С. Пименов и другие. В отделке интерьера собора использованы многие породы ценных камней: малахит, лазурит, порфир, мрамор разных цветов - светло-розовый, темно-красный, желтый, зеленый, серый. Богатейшее внутреннее убранство собора дополняют многочисленные детали из позолоченной бронзы. Живописные и мозаичные картины покрывают стены и своды собора, интерьер украшают полированные гранитные колонны, узорчатые двери, более двухсот сложных скульптурных групп и рельефов. Основная часть скульптурного убранства храма выполнена скульптором И.П. Витали. Он же изготовил рельефы трех больших двустворчатых бронзовых дверей собора.

http://sobory.ru/article/?object=01555

При имп. Юстиниане I в К-поль было привезено устье К. И. и помещено в храме Св. Софии (Patria CP. P. 98). Паломники также упоминают о хранившемся там ведре, которым черпали воду из К. И. (Антоний Новгородец, ок. 1200: «...камень марморян, издолблен аки кадь» - Книга Паломник. С. 16), и о находившемся возле колодца камне (Аноним Меркати, кон. XI в.: «...камень из колодца Иакова, на котором сидел Господь наш Иисус Христос, когда беседовал с самаритянкой» - Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 442; Анонимное хожение в Царьград, кон. XIII - нач. XIV в.: «...столпець камен, на коем сидел Христос, с саморянынею беседовал у кладезя» - Книга хожений. С. 81). Каменное ведро было увезено крестоносцами в Рим и лишь в нач. XXI в. оно было возвращено в устроенный при К. И. греческий монастырь. Когда крестоносцы в авг. 1099 г. захватили Неаполь, византийская церковь находилась в руинах: Зевульф (1101-1103) и игум. Даниил (1106-1108) говорят только о колодце (Путешествие Зевульфа в Св. Землю, 1102-1103 гг.//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 9. Прил. 5. С. 285; «Хожение» игумена Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 94-95). Прингл считает, что сведения ряда зап. авторов (с 30-х гг. XII в.) о строящейся церкви над К. И., по всей видимости, являются цитированием «Книги о расположении и названиях еврейских местностей» блж. Иеронима. Первым паломником, зафиксировавшим реальное строительство новой церкви и существование жен. мон-ря на этом месте, был Теодорих (ок. 1175). Время приобретения бенедиктинским жен. мон-рем в Вифании св. места, на котором находился К. И., и строительство там ц. Спасителя остается точно не известным: согласно лат. источникам, между 1168 и 1176 гг. аббатиса Вифанского мон-ря Иветта (Юдифь) передала виноградник в дер. Балата Петру, аббату мон-ря св. Марии в долине Иосафатовой, в обмен на участок рядом с ц. Спасителя. Церковь крестоносцев представляла собой 3-нефную базилику с трансептом. Три апсиды имели с внутренней стороны полукруглую форму, а снаружи - прямоугольную. Колодец находился в крипте под алтарем. Здание было построено из хорошо отесанных блоков известняка; как внутренние, так и наружные поверхности стен были облицованы отесанным камнем. Гранитные колонны с мраморными капителями, как предполагает Б. Багатти, являются сполиями. Видимо, постройка имела нервюрный свод, над пересечением центрального нефа и трансепта, возможно, был купол или 6-гранная лантерна. Высота сохранившихся стен не превышает 3,5 м. В кладке церкви крестоносцев был использован камень с самарянским текстом 10 заповедей прор. Моисея. Кроме того, обнаружены куски мрамора с трудночитаемыми надписями VI в. (можно различить имя Anasias).

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Матюшкино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Никольская деревянная церковь построена по заказу помещицы Д.И. Голенищевой-Кутузовой, сестры выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова в 1795 году. Храм являлся важным композиционным элементом бывшей усадьбы. В настоящее время утрачены глава и кровля основного четверика и трапезной, растесаны дверные проемы, сменена обшивка стен. Здание находится в аварийном состоянии. Церковь поставлена в центре небольшого кладбища, на вершине плоского холма, обрывистого с востока и пологого с запада, на въезде; густо окружена зеленью. Деревянная одноапсидная церковь клетского типа, на валунном основании в плане вытянута и симметрична по продольной оси. Объемно-пространственная композиция складывается из ступенчато-повышающихся блоков притвора, трапезной (равной ширины), более широкого четверика и пятигранной апсиды. Сруб трапезной образует " повал " . Стены четверика прорезаны расположенными в одних осях проемами: тремя оконными и одним дверным/на северном фасаде/. Апсида имеет 2 оконных проема на гранях; трапезная и притвор - по два симметричных проема. Кроме главного западного входа с небольшой внутренней лестницей, в притвор ведет также северный дверной проем. Декор фасадов состоит из тесовой обшивки и деревянных сандриков над окнами. В интерьере четверик связан с трапезной широким проемом, перекрытия плоские по балкам, полы деревянные. Материал стен: Бревна 30-40 см рубленные в " лапу " . Фундаменты: валунные камни на известковом растворе. Габариты: Четверик 7.4 х 6.4 м; трапезная 4 х 3.8 м; притвор 6 х 3.8 м; высота от 3 до 5.5 м Никольская церковь является одним из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества XYIII в. Утрачены глава и покрытие основного четверика и трапезной, растесаны дверные проемы, сменена обшивка стен. Объект культурного наследия регионального значения. Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. 542 Библиография: Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. Псков. 1912, По материалам сайта Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07662

заложены кирпичом, ныне освещаются узкими окнами. В верхней части нартекса - 3 арочных окна: маленькое - в центре и более крупные - по бокам. Двухэтажный нартекс в груз. средневек. архитектуре редкость; очевидно, образцом для кафоликона К. послужило устройство храма Цроми (VII в.) и кафоликона монастыря Тигва (1152), выстроенного дочерью груз. царя св. Давида IV Строителя Тамар. Интерьер кафоликона К. имеет вид купольного зала, что было обусловлено, по мнению акад. В. В. Беридзе, перекрытием зап. межрукавных пространств по оси «север-юг». Два свободно стоящих подкупольных столба (устои) в центральной части и 3-частный алтарь типичны для груз. храмового зодчества 2-й пол. XI в. Со 2-й пол. XII - нач. XIII в. в кафоликоне К., подобно др. купольным церквам, нет развитых хоров. Однако вдоль зап. стены церкви приблизительно на половине ее высоты был устроен узкий горизонтальный выступ. Дверной проем вел с него в 3-частное помещение, расположенное над нартексом. Во время реконструкции XV в. компартименты нартекса были превращены в 3 самостоятельных помещения с проходом через среднее. Также в интерьере кафоликона сохранились 3-частная арочная алтарная преграда, выстроенная из кирпича в XVI-XVII вв. и расписанная цветочным орнаментом, и каменный престол предположительно XV-XVI вв. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. XV в. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. XV в. Церковь во имя вмч. Георгия (5,1 ´ 4,5 м, высота 5,2 м; XV в.) расположена у зап. фасада кафоликона. Это строение зального типа из тесаных квадр; в отделке внутренней части дверного проема и окон использован кирпич. Церковь установлена на 2-ступенчатом низком цоколе, перекрыта 2-скатной кровлей, вход расположен с юга. Здание освещается маленьким окном с юга (смещено к востоку от входа) и большим - с запада. Над зап. окном помещено рельефное изображение креста. Церковь во имя Пресв. Богородицы (11,2 ´ 4,5 м; X в.) расположена в сев.-зап. части комплекса, над обрывом. Это бесстолпное, слегка вытянутое по оси «запад-восток» сооружение с одной апсидой, сложенное из блоков туфа красного и серого цвета.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010