И о томъ благодари въ Троице славимаго Бога, и преподобнаго отца Кирилла о Христе Иисусе Господе нашемъ, Емуже слава. О явлении преподобнаго Кирилла иерею Иоанну Егда изволи Богъ мне многогрешному возприяти чинъ священнический рукоположениемъ Никона, митрополита Великаго Новаграда и Великихъ Лукъ, иже и патриархъ бысть царствующему граду Москве 69 и всей Руссии; его благословениемъ вручено ми бысть пасти церковь Пречистыя Богородицы честнаго Ея Покрова въ веси, нарицаемей Лядине, отстоящей от обители преподобнаго Кирилла, Челмогорскаго монастыря началника, е18 поприщь. В первое лето моего священничества зр8Ь , во единъ же от дней, въ день неделный, кончавшу ми божественную литургию и, пришедъ въ домъ свой, вкусивъ хлеба, и шедъ въ клеть 70 свою, и возлегъ на одре своем почити, единому сущу; егда бысть въ тонце сне, и видевъ себе во обители преподобнаго Кирилла, въ Челмогорском монастыре, въ притворе церковнемъ. И видевъ въ церкви ликъ святителский, и преподобныхъ, и множество священническаго и иноческаго чина, соборне совершающа молебная, мне же всехъ зрящу. И некто от диаконскаго чина прикоснувся мене и рече ми: “Зри сие, еже видиши, та ко и напиши, елика ти поможетъ Богъ, еже приялъ еси желание”. Показа ми на икону, на нейже множество написано святыхъ, единаго же посреди стояща, того же ми перстомъ показуя, рече ми: “Еже 71 желаеши описати образъ Кирилла Челмогорскаго, таковымъ образомъ пиши, еже видиши”. Азъ же зряще на икону и того преподобнаго, егоже ми показа диаконъ. Образъ бе того преподобнаго иноческаго чина, брада яко Иоанна Богослова, проста 72 , невилася 73 на два космы. Сие же ми видевше, въ велицемъ страсе бывшу, и возбнувъ от сна своего, и прослезився, и прослави Бога о таковомъ явлении. И потомъ день от дней провождая въ суете света сего, мнев в себе, хотя написати, и не смеяв дерзнути зазора ради и поношеня люд скаго, и бояся земныхъ властей; по том видении минувшу лету едино и двадесять недель, въ сомнении таковом никому о томъ ничтоже не поведа, но возложив упование на Господа Бога; Ему слава.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

В течении пяти дней он подверг себя самому суровому посту: ничего не ел, ни пил, «ни сну причащаяся, лежа на ребрех, развее утомився — седев с час в сутки»; но все время неустанно молился со слезами, «вопиюще и плачуще, дондеже известит ми Господь Бог, что суть подобает сотворити, и что суть годно Его святой воли». И вот уже на пятый день, когда он от крайнего утомления впал как бы в лети сон, Господь послал ему просимое видение. Никон рассказывает: «видех сие: обретохся во святей соборной церкви, и видех свет велик зло, обаче от живущих никого ту видех, но прежде бывшими леты усопших святителей, и священников, стоящих по сторонам, идеже гроби прежде усопших святых отец — митрополитов и патриархов. Един же некто святолепен муж, сединою честною доволен, или велми красен, браду имея густу велми, мало продолговату, во священных святительских одеждах вси стояху. Той же, вышепомянутый святолепный муж, обходя по иным святым отцем, хартию и киноварницу с киноварем обноситьпо всем святителем, они же вси подписуют. Аз жесо страхом приступив к носящему хартию и киноварницу, вопросих его, что сие творите, подписующе руки на хартии? Он же рече ми: о твоем пришествии на престол святый. Аз рече: покажи ми, аще есть истина. Он же показа ми. И смотрях, и бысть тако. Аз же паки рекох ему: ты подпишешилися? Он рече: подписахомся уже. И показа ми о себе написанное. Аз смотрив со вниманием, и обретшеся истина, написано полтретьи строки сице: смиренный Иона, Божиею милостию митрополит, тако страхом Божиим подписую подобно есть. Аз же приим дерзновение, идох к месту. И хотящу ми взыти, обретох святителя стояща на месте, в честных одеян архиерейских одеждах, и ужасохся. Он же рече ми, не ужасайся, брате, яко тако воля Божия есть. Взыди на стол свой и паси словесныя Христовы овцы, яже ти Господь поручил. И абие не видим бысть. Аз же утвердився, взыдох. Мню же святителя стояща — Петра чудотворца. Ей ей, тако ми Господь свидетель на се. Аминь». Приведенный рассказ Никона о бывшем ему 17 ноября 1664 года, чудесном видении от Господа, показывает, что Никон, свое неожиданное возвращение на патриаршую кафедру хотел было обосновать на особом бывшем ему божественном видении: он потому теперь неожиданно для всех возвратился на свой патриарший престол, что такова была, открытая ему в видении, особая воля Божия, которой он понятно, не мог ослушаться.

http://sedmitza.ru/lib/text/439660/

Бых подражатель Скариоту Iюдe неправеднаго имения ради; лика же апостол отпадох, продав истину на лжу, и бых давим отчаяньем, но не презри мене, Христе Спасе, яко же Петра, плачущася горько. Не прельщайся глаголющи, о душе, яко просто кающися спасешися; аще не потерпиши преже конца, слезами горько смиряющися, то лукавым подобна будеши бесом, иже ведуще Бога злое деют, и с ними вечно мучена будеши, аще не плачешися ныне. Иже рече Господь вдовицю обидиму от супернику, в том же граде и судью неправедна: град убо, рече, разумей свое тело, вдовицю же убогую ми душу, обидиму сердечными помыслы, и судью – Слово Божие, Единаго от Троица, ожидающа моего покаяния, и си вся учившиися видят. Яко всех крестьян Заступниця и Помощница обидимым, Мати Божия Пречистая, к Тобе припадаю моляся, прося отпуста многих ми зол, очисти оскверненую люте убогую ми душю Твоими Богоприятными молитвами. Песнь 6. Ирмос: Яко Ioha вопью Ти, Христе, в ките зол моих одержим: из глубины возведи мя греховныя, даже не искончается душа моя, в церковь святую твою приими мою молитву. Аз к Тобе припадаю, Христе Спасе, прося прощения моих грехов, иже от уности и доныне на убогую ми сдеях душю, но яко милостив, дажь ми сльзы покаянья. Зело милосерд еси, Христе, и смерти не хощеши грешнику, вожьзи Свою великую милость, и Свою обрящи мя драгму, и святыя съзови суседы, и всем створи веселье: ангелом и человеком. Яко всуе тружаешися, о душе, о собе ищющи спастися, аще не от Бога дастьтися помощь: тем усердно покланяютися, Троице Святая, спаси мя на Тя надеющагося. Яко всех пребольши земных и небесных чинов, Дево Пречистая Богородице, к Тобе бо припадаю моляся: ходатаи ми буди к Сыну Си и всех Богу отраду ми подати в день судный. Кондак, глас 8. Душевнаго падения по вся часы в собе видя и Твое долготерпенье, Слове, преобидя, всех благых лишихъся и всякой муце повинен бых, но възведи мя отчаяна, Богородица ради, Многомилостиве. Икос: Земная и временная возлюбив, вечных благ лишен бых, приди, душе, и возпи Христу: едине человеколюбче, грешником не отсек надежи, но милость кающимся пролья, и мене кающася не презри; разумею разбойника, исповеданием спасена, и мытаря, милостынею очищена; ту и блудницю помышляю плакавшюся, яко во всех положил еси образ покаяния. Мощен же еси и моя отпустите прегрешения, имиже по крещении осквернихся, и чистоту яко Бог подаждь ми, и спаси мя Богородица ради, Многомилостиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

В то же время поведа нам болярин Лаврентей Дмитреевичь Салтыков, яко дщи ему бе девица и болезнова телом зелною немощию, яко и живота ей уже отчаявшуся в таковых болезнех. И слышавшу ми, яко у Сергия святаго есть новоявленный кладезь и пославшу ми по нея; и егда привезоша тоя святы воды, и покропившу ея, и того часа нечаемое спасение получи: быстьот болезни здрава, яко же николи не болев. И сего ради, рече, приидох молитись преподобному чюдотворцу Сергию и вам возвестити. Мы же, сия слышавше, благодарение воздаша Святей Троице и Пречистой Богородице и преподобному Сергию чюдотворцу дит очивесть преподобнаго Сергия, по морю ходяща 929 и морским волнам запрещающе: не вредите, рече, лодьи сея, поне же людии сии, иже в ней, на моем имени суть. И видев то, сотник сказав нам свое видение: и оттоле море не волнуемои тишина бысть. Мы же, рече, быхомъ благонадежны и воздаша благодарение Богу и Пречистой Богородице и преподобному Сергию, скорому помощнику, и молебное пение воздаша, и радости сердца наша наполнишася, и в пристанище неволнуемое приидоша, о имени святаго спасени быша. И паки той же князь Семен поведа: егда приидоша, рече, в пристанище, и призвав преподобнаго Сергия чюдотворца на помощ, сотворив тому самому преподобному Сергию кондаки и икосы по подобию неседалных. И егда прииде к нам в Сергиеву обитель, сия с собою принесе и положив пред архимарита и пред нами. Нам же видевшим сия, повелевшим списати на новыя тетрати книгописцу Ивану, зовому Бабику. Той же Иван, написав те кондаки и икосы, принесе ко архимариту и к нам и поведа нам сице: Егда, рече, написавшу ми та, и в вечеру единыя страницы не дописав, и нынешняго утра рано повелевшу ми жене своей огня добыти, яко день настояй праздника Стретения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, хотящу же ми и страницу ону дописати. И еще ми на постели своей лежащу и ожидающу огня, и помышляющу во уме своем, будет ли, рече, угодно сие писание преподобному Сергию. И бывшу ми в забытии и видевшу ми видение, сице яко во сне: в келарской келии архимарита Андреана купно с келарем и с казначеем стоящих и глаголющих ко образу Святыя Троицы: о ПресвятаяТроица! угодно ли будет Твоему человеколюбию почитатися писанием сим угоднику твоему преподобному Сергию? Мне же мневшу стояти в заднем угле и слышах глас, от восточныя страны пришедш и глаголющ: достоит, рече, писание сие к чести и похвале преподобнаго Сергия угодника Моего почитати. И возбнув бысть в размышлении и прииде к вам поведати, вкупе же и тетрати написанныя принесе. Мы же, слышавше сия, повелеша речи его написати, и те кондаки и икосы и книгописцовы речи, яже сказа нам, послаша на свидетельство ко святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всеа Росии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то же время повда намъ болярин Лаврентей Дмитреевичь Салтыков, яко дщи ему б двица и болзнова тломъ злною немощию, яко и живота ей уже отчаявшуся в таковых болзнех. И слышавшу ми, яко у Сергия святаго есть новоявленный кладезь и пославшу ми по нея; и егда привезоша тоя святы воды, и покропившу ея, и того часа нечаемое спасение получи: быстьот болзни здрава, яко же николи не болвъ. И сего ради, рече, приидох молитись преподобному чюдотворцу Сергию и вамъ возвстити. Мы же, сия слышавше, благодарение воздаша Святй Троице и Пречистой Богородице и преподобному Сергию чюдотворцу дитъ очивсть преподобнаго Сергия, по морю ходяща и морскимъ волнамъ запрещающе: не вредите, рече, лодьи сея, поне же людии сии, иже в ней, на моем имени суть. И видвъ то, сотник сказав нам свое видние: и оттоле море не волнуемои тишина бысть. Мы же, рече, быхомъ благонадежны и воздаша благодарение Богу и Пречистой Богородице и преподобному Сергию, скорому помощнику, и молебное пние воздаша, и радости сердца наша наполнишася, и в пристанище неволнуемое приидоша, о имени святаго спасени быша. И паки той же князь Семен повда: егда приидоша, рече, в пристанище, и призвав преподобнаго Сергия чюдотворца на помощъ, сотворив тому самому преподобному Сергию кондаки и икосы по подобию несдалных. И егда прииде к нам в Сергиеву обитель, сия с собою принесе и положив пред архимарита и пред нами. Нам же видвшим сия, повелвшим списати на новыя тетрати книгописцу Ивану, зовому Бабику. Той же Иван, написав т кондаки и икосы, принесе ко архимариту и к намъ и повда намъ сице: Егда, рече, написавшу ми та, и в вечеру единыя страницы не дописавъ, и нынешняго утра рано повелвшу ми жен своей огня добыти, яко день настояй праздника Стртения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, хотящу же ми и страницу ону дописати. И еще ми на постели своей лежащу и ожидающу огня, и помышляющу во ум своемъ, будет ли, рече, угодно сие писание преподобному Сергию. И бывшу ми в забытии и видвшу ми видние, сице яко во сн: в келарской келии архимарита Андреана купно с келаремъ и с казначемъ стоящих и глаголющихъ ко образу Святыя Троицы: о ПресвятаяТроица! угодно ли будетъ Твоему человколюбию почитатися писанием симъ угоднику твоему преподобному Сергию? Мн же мнвшу стояти в заднемъ угл и слышах гласъ, от восточныя страны пришедшъ и глаголющъ: достоитъ, рече, писание сие к чести и похвал преподобнаго Сергия угодника Моего почитати. И возбнувъ бысть в размышлении и прииде к вам повдати, вкупе же и тетрати написанныя принесе. Мы же, слышавше сия, повелша рчи его написати, и т кондаки и икосы и книгописцовы рчи, яже сказа намъ, послаша на свидтельство ко святйшему Иосифу, патриарху Московскому и всеа Росии.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

46 Да будет, да будет, да будет т. е: да преложатся хлеб и вино на престоле в тело и кровь Господа Иисуса Христа. 47 Церков. Истор. Нинок. Отд. I. Век III. IV: Богослужение и обряды. Из праздничных проповедей св. Григория Неокесарийского некоторые места вошли в составь Церковных песнопений на. сии праздники, такова наприм. стихира на Богоявление Господне, составленная св. Анатолием Патриархом. Константинопольским (5-го века). На Иорданстей реце видев Тя Иоанн к себе грядуща глаголаше: Христе Боже! Что к рабу пришел еси, скверны не имый, Господи? Во Имя же чие Тя крещу? Отца? Но Того носиши в Себе. Сына? Но Сам еси воплотийся. Духа Святаго? И Сего веси даяти верным усты. Явлейся Боже! Помилуй нас.» (Стих. На стих. Вел. Повечер. на Всенощн. Бдении Стихира 1-а). В этой стихире вопросы и ответы заимствованы песнотворцем из Слова на Богоявление св. Григория Чудотворца . (См. Христ. Чтен. 1838 г. Ч. 1, также книгу: Свято-Отеческая Хрестоматия Свящ. М. М. Поторжинского. Киев. 1877). 49 В книге о Молитве Господней гл. 3. См. его творения в русском переводе, часть II стран. 33. – Об образе пения в церквах сего века автор Начертания Церковной Истории говорит следующее: «Давыдовы псалмы и другие духовные песни в Неокесарийской церкви и некоторых других петы были всеми присутствовавшими, впрочем так, что из уст единого, который предварял стихом, заимствовала вся церковь и повторяла: более же известные песни, как псалом покаянный, и заключительные, как славословие всеми совокупно без предварения. Сему пению Иероним приписывает такую же силу, какую поющий Давид имел над духом Саула; другие силу духовного возвышения в самых верующих». (Начертан. Церк. Истор. В. III. отд. IV). 51 «И мы, когда поем утешительные песни из Триоди и Минеи, не делаем ничего такого, что было бы неприлично христианам, потому что вси сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоять из песней, или выбранных из Свящ. Писания, или составленных по внушению Духа». Послан. Патриарх. Восточно-Кафолич. церкви о православной вере. Вопр. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

§ 75. Тем более, на основании всего вышесказанного (§§ 73, 74), священники не должны смущаться, если бы на случай, в числе пяти просфор, не было просфоры так называемой Богородичной. В таком случае Богородичную часть можно вынимать из обыкновенной просфоры, это и совершается испокон веков в Москве и в других местах Великороссии. § 76. Служить на просфорах, освящаемых на всенощном бдении, не дозволяется «по правилу церковному». (См. служебник, последов. всенощн. бдения). Но в крайней надобности, если бы, напр.. оставленные для литургии просфоры оказались негодными к совершению таинства, а служить необходимо было бы во что бы то ни стало, особенно, напр., если бы были причастники, необходимо нуждающиеся в причащении, или потребовалось бы служить в большие праздники, среди огромного стечения народа, и при этом освященные на всенощном бдении просфоры были бы вполне пригодны для священнодействия, то священник может взять одну из них для св. агнца, и служить по обычаю. § 77. Что касается такого случая, когда бы понадобилось изъять новый агнец вместо прежнего, оказавшегося почему-либо не соответствующим своему назначению, после того, как из прочих, находящихся на лице 4-х просфор, изъяты частицы в честь Божией Матери или девяти чинов, а также за живых и умерших, то ни в Уставе, ни в практике церковной вынимать св. агнец из этих последних просфор ни в каком случае не полагается. § 78. Наконец, может быть и так, что по ошибке, или по недостатку, могут быть предложены для литургии просфоры без знамений, какие особенно у нас принято изготовлять в виде обыкновенных хлебов для всенощного бдения. Тогда, если нельзя будет отыскать просфор с надлежащими знамениями, священник может служить и на таковых. Только для этого он должен на каждой просфоре сделать копием соответствующие знамения креста и затем остальное все совершать по уставу, по обычаю. Бывает иногда и так, что по какой-либо причине приносят в церковь для совершения литургии просфоры только что испеченные, совершенно горячие. Кода священник не найдет возможным подождать до того времени, пока они остынут, то по древнему уставу он может вынуть св. агнец из горячей просфоры на своем месте на проскомидии, разрезать (или пожреть) его на 4 части по обычаю, и потом для охлаждения положить его на дискосе знамением вниз. Когда же затем будут произнесены слова: победную песнь поющее... то «зде подобает превратити его (агнец) крестом горе, и тако начати освящения молитвы» (См. Львовский служебн. 1666 года стр. 150). Отделение IV

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

36.  Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостью. Недаром говорится о Боге: Свят еси и во святых почиваеши [возгл. на всенощн.]. 37.  Не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело — одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, — иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обесчестишь царя, поклонившись рабу его, а ему не воздав ни малейшей, ему подобающей, чести. Также — не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; иначе дух уничижим, а тело возвысим; потому что буквы — тело, а содержание книги — дух. Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, — слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, — оставь слушать, брось и тело и дух музыки. 38.  Внутренний человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не связанный искушениями лукавого, выглядывает свободнее утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды. Все остальное время он покрыт почти непроницаемою тьмою; на его очах лежит болезненная повязка, скрывающая от него истинный порядок вещей духовных и чувственных. Ловите же утренние часы, это — часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы восстанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения, или когда разрешимся от этого смертного тела. 39.  И на молитве человек большею частою не сын свободы, а раб необходимости и долга. Взгляните на какого угодно человека, хотя бы на священника. Многие ли молятся с свободным, пространным сердцем, с живою верою и любовью? 40.  Во время молитвы бывают иногда минуты убийственного мрака и стеснения сердечного, происходящих от неверия сердца (неверие — мрак). Не малодушествуй в эти минуты, но вспомни, что если пресекся свет божественный в тебе, то он сияет всегда во всем блеске и величии в Боге, в Церкви Божией, небесной и земной, и в мире вещественном, в котором видимы Его присносущная сила и Божество [Рим. 1, 20]. Не думай, что изнемогла истина: она никогда не изнеможет, потому что истина — Сам Бог, и все существующее в Нем имеет свое основание и причину, — изнемогает в истине только твое слабое, грешное, темное сердце, которое не всегда может переносить напряжение света ее и не всегда способно вместить чистоту ее, — только тогда, как оно очищается или очищено от греха, как первой причины духовного мрака. Доказательство тому всего ближе взять от тебя самого. Когда свет веры или истины Божией живет в твоем сердце, тогда оно покойно, твердо, сильно, живо; а когда он пресечется, тогда оно беспокойно, слабо как трость, ветром колеблемая, безжизненно. Не обращай внимания на этот сатанинский мрак. Прогоняй его от сердца знамением животворящего Креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Если бы случилось иногда так, что при пятеричном числе просфор, Агнец, вынутый из одной просфоры, оказался почему-либо не соответствующим своему назначению, так что понадобилось бы заменить его другим, то вынувши Агнец из другой просфоры, священник должен из следующей затем третьей просфоры вынимать частицу в честь Богородицы, из четвертой в честь девяти чинов, а из пятой за живых и умерших. Если бы при этом понадобилось служить только на трех просфорах, то по изъятии из одной Св. Агнца, из второй следует вынимать частицу богородичную и в честь девяти чинов, а из третьей за живых и умерших, или же, вынувши из второй частицу в честь Богородицы, а из третьей в честь девяти чинов, остальные частицы можно вынимать из стенок той или другой просфоры, как удобнее, и т.д. Тем более, на основании всего вышесказанного священники не должны смущаться, если бы на случай, в числе пяти просфор, не было просфоры так называемой богородичной. В таком случае богородичную часть можно вынимать из обыкновенной просфоры, как это и совершается спокон веков в Москве и в других местах Великороссии. Служить на просфорах, освящаемых на всенощном бдении, не дозволяется «по правилу церковному» (см. слубежник, последов. всенощн. бдения). Но в крайней надобности, если бы, например, оставленные для литургии просфоры оказались негодными к совершению Таинства, а служить необходимо было бы во что бы то ни стало, особенно, например, если бы были нуждающиеся в причащении, или потребовалось бы служить в большие праздники, среди огромного стечения народа, и при этом освященные на всенощном бдении просфоры были бы вполне пригодны для священнодействия, то священник может взять одну из них для Св. Агнца, и служить по обычаю. Что касается такого случая, когда бы понадобилось изъять новый Агнец вместо прежнего, оказавшегося почему-либо не соответствующим своему назначению, после того, как из прочих, находящихся на лице, четырех просфор изъяты частицы в честь Божией Матери или девяти чинов, а также за живых и умерших, то ни в Уставе, ни в практике церковной вынимать Св. Агнец из этих последних просфор ни в каком случае не полагается.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

25 марта – великий праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Пречистая Дева до своего совершеннолетия пребыла при храме Иерусалимском. По совершеннолетии она объявила священникам обет навсегда остаться девою. Для хранения ее девства, под видом супружества, она обручена была праведному Иосифу, восьмидесятилетнему старцу. Тогда св. Дева, оставив Иерусалим, переселилась в Назарет, в дом Иосифов. Здесь, в 6-й месяц после зачатия Иоанна Крестителя, явился архангел Гавриил и так благовестил ей о рождении от нее Искупителя мира: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах». Святая Дева смутилась при таком приветствии. Архангел ободрил ее, говоря: «Не бойся, Мариам; се зачнеши во чреве, и родити Сына, и наречеши имя Ему Иисус». Пренепорочная Мария указала на свое девство, но архангел разрешил ее сомнение, сказав: «Дух Святый найдет на тя и сила Всевышняго осенит тя». Благоговейно и смиренно предалась воле Божией Пренепорочная: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему», отвечала она посланнику Божию (Лк., гл. 1). Праздник Благовещения бывает в промежуток времени с четвертка 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы. Он принадлежит к числу дванадесятых праздников. Но так как случается в дни поста, то имеет только день предпразднства и день попразднства, или отдания праздника. Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в неделю ваий или в Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. О службе праздника Благовещения должно заметить следующее: 1) Всенощное бдение иногда начинается великим повечерием, а иногда великою вечернею. Великим повечерием начинается всенощное бдение на день Благовещения тогда, когда накануне его была вечерня (со входом и паремиями) особо или перед преждеосвященною литургиею. В день же Благовещения, случившийся в недели (воскресения) и в понедельники, всенощное бдение начинается великою вечернею. Если же Благовещение случится в Великий пяток или в Великую субботу (когда полагается не великое, а малое повечерие), то всенощное бдение, или, иначе сказать, утреннее богослужение, начинается утренею, в Кириопасху, т.е. если случится в самый день Пасхи, бывает утреня с тою особенностью, что с каноном пасхальным поется канон Благовещения и полагается чтение Евангелия праздника Благовещения (по 6-й песни канона), в прочие же дни седмицы пасхальной всенощное бдение на Благовещение начинается великою вечернею.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010