Чтец читает заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко Благ...» «Глубиною мудрости...» «Слава» – «Со святыми упокой...» »И ныне» – «Блажим Тя вси роди...» «Господи помилуй» (12 раз). «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» (молитва об усопших). «Преславная Приснодево...» «Упование мое Отец...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава, и ныне». «Господи помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит малый отпуст, затем приклоняет колена и говорит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному». Народ: «Бог простит тя, отче святый». Священник: «Помолимся о Великом Господине...» Во время этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет " Господи помилуй». По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них». Хор: «Господи помилуй» (трижды). Священник произносит конечный возглас: «Молитвами святых отец наших...» Хор: " Аминь». Особенности субботней полунощницы в отличие от вседневной Субботняя полунощница по отношению ко вседневной имеет три особенности: – вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма; – по первом Трисвятом поются следующие тропари: «Несозданное естество, всех Зиждителю...» «Слава» – «Вышния силы подражающе на земли...» " И ныне» – «От одра и сна воздвигл мя еси...»; – в конце первой части после молитвы « Владыко Боже... " читается также молитва «Величая, величаю Тя, Господи». Вторая часть субботней полунощницы никаких особенностей не имеет. Особенности праздничной полунощницы Праздничная полунощница совершается в великие Господские и Богородичные праздники, а также в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение. Также Устав указывает совершать праздничную полунощницу в некоторые особенные дни церковного года: 26 декабря, 7 января, Лазареву субботу, Великую Субботу, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и в Понедельник Святого Духа. В этих случаях полунощница в отличие от обычной вседневной или субботней полунощницы имеет следующие особенности: – 1-я часть: по 1-м Трисвятом поется праздничный тропарь (тропари);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

12:14)? Ведь даже и его писания мы читаем только дважды на неделе, т. е. хотя и носим его послание на устах, но сосредоточиваемся на его чтении и на нем одном утверждаемся лишь в это время. В чем же в таком случае причина того, почему благодать Духа установила каждый день и каждую ночь возглашать творения блаженного Давида? Ведь все мы носим его на устах вместо мира. В церкви всенощное бдение и начинается, и продолжается, и оканчивается оно псалмами Давида; утреннее ли славословие – и начинается, и продолжается, и оканчивается оно Давидом; проводы ли покойника к месту упокоения – и начало, и конец – блаженный Давид; девы ли в своих жилищах работают за ткацким станком – и начинают, и продолжают, и оканчивают они песнями Давида. Удивительное дело! Многие, не имея понятия о начатках грамоты, наизусть читают всего Давида. Но не только в городах и церквах он так сияет во всякое время и для всякого возраста, но и в полях, и в пустынях, и на необитаемой земле он с великим усердием возбуждает священные ликостояния к прославлению Бога. В монастырях священный хор чинов ангельских – и в начале, и в середине, и в конце у них Давид; в обителях подвижниц лики дев, подражающих Мариами – и в начале, и в середине, и в конце у них Давид; в пустынях мужи, распинающие плоть свою, беседующие с Богом – и в начале, и в середине, и в конце у них Давид. И все люди, подпадая ночью под власть естественного сна, влекутся в пропасть; один Давид бодрствует и рабов Божиих пробуждает на ангельские всенощные бдения, землю обращая в небо и людей делая равными ангелам, вашу жизнь всячески украшая, всем все бывая и всеми способами возвышая нашу жизнь до ангельской: с детьми совозрастая, юношей вразумляя, дев утверждая в целомудрии, старцам даруя крепость, грешников призывая к покаянию увещанием: " Славьте Господа, ибо Он благ " (исповедайтеся Богу яко благ) (Пс. 117:1), кающихся ободряя словами: " грехов юности моей и неведения моего не помяни " (Пс. 24:7), облагодетельствованных располагая к благодарности изречением: " Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? " (что воздам Господеви, о всех, яже воздаде ми) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

140-й псалом издревле входит в состав вечерни. Он написан Давидом во время скитания его в пустыне, где он скрывался от преследования Саула. Это видно из слов 6-го стиха: «вожди их рассеялись по утесам, и слышали слова мои, как они кротки» ( 1Цар. 24: 15 ), в которых содержится намек на то, что Давид не воспользовался случаем убить своего врага Саула в одной пещере, куда Саул уклонился однажды, не подозревая присутствия в ней Давида. Давид не коснулся помазанника Божия и в знак того, что Саул был в руках его, отрезал у него кусок плаща и потом вышел из пещеры вслед за Саулом и показал ему и его спутникам отрезанный кусок, говоря, что напрасно Саул гневается на него и подозревает во враждебных против него умыслах. Эти те кроткие слова, которые слышали из уст Давида враги его, гонявшиеся за ним, словно за дичью, по утесам пустыни, и разумеются в приведенном стихе псалма. Случай к написанию псалма необходимо иметь в виду для объяснения, как увидим, некоторых выражений его. Ст. 1. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе». Положение, в котором находился Давид, преследуемый врагами, искавшими души его, было так тяжело, так безвыходно, что он, словно утопающий, не тихо и спокойно умоляет Господа о заступлении и помощи, а из всех сил взывает, кричит Ему о ней, научая и нас с подобной настойчивостью и рвением искать у Бога помощи в греховных искушениях и в напастях. Ст. 2. «Да исправится молитва моя, яко кадило перед Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя». Давид просит Господа, чтобы молитва его, возносимая к Нему из пустыни, вдали от места общественного богослужения, исправилась перед Господом, т.е. прямо вознеслась к престолу Его и принята была Им с таким же благоволением, с каким Он принял бы от него в скинии бескровную жертву кадила, или курение фимиама; просит Господа, чтобы молитвенное воздеяние к Нему рук его было так же угодно Ему, как угодна была бы жертва вечерняя из годовалого непорочного агнца, если бы он мог принести ее ( Исх.29:38, 39, 30:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Всенощное бдение, или Всенощная, – 1) торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа; 2) одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток. Почему всенощное бдение так называется? Всенощное бдение называется так потому, что в древности оно начиналось с вечера и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из снисхождения к немощам верующих, это богослужение начали совершать несколько раньше, кроме того, оно заметно сократилось, поэтому заканчивается теперь не утром, а вечером того же дня, когда началось. Однако прежнее название этого богослужения – всенощное бдение – сохранилось. В какие дни совершается всенощное бдение? Всенощное бдение служится накануне: Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. – усиленное моление). На русских приходах она не служится накануне воскресных дней. Какие богослужения включает в себя всенощное бдение? Всенощное бдение состоит из трех богослужений: великой вечерни, утрени и первого часа. На практике, перед Всенощным бдением может совершаться служба девятого часа. Какая самая торжественная часть всенощного бдения? Всенощное бдение имеет несколько таких частей. Одна из них – полиелей (от греч. πολυλεοσ (полиелеос) (от греч. πολς – многий, и λεος – милость). Полиелей – это торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Другая не менее важная часть всенощного бдения, о которой нередко забывают, – великое славословие. Являющееся одним из древнейших песнопений Церкви, оно прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца и предваряется возгласом священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» В древности этим возгласом священник встречал первый луч утреннего солнца, так как великое славословие в составе утрени приходилось на раннее утро. Когда появилось всенощное бдение?

http://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie

Слово «бдение» значит «бодрствование», то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшаго Христа. Возглас иерея в конце всенощнаго бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя. Согласно указанию 2–ой главы Типикона, всенощное бдение должно начинаться «по еже зайти солнцу мало», то есть вскоре после захода солнца. Хотя порядок и содержание песнопений и чтений всенощнаго бдения во многом приближаются к порядку и содержанию так называемой «Великой вечерни» и «Полиелейной утрени», однако Типикон строго различает «бдение» и «полелей». Основное их различие в том, что Великая вечерня и Полиелейная утреня это два самостоятельных богослужения, совершаемых отдельно одно от другого, одно вечером, другое утром, в то время как Всенощное Бдение это одно цельное, неразрывное богослужение, совершающееся при том и с большей торжественностью. Всенощное бдение — богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Перваго часа. В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: «совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его», то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение. Слово «бдение» также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием «агрипния» (αγρυπνια).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

(45) Ч [ юдо преподобнаго о жене Евдокии ] . Града Переаславля муж некто, именем Григории, поведа, глаголя: «жена ми рече, именем Евдокия, виаде [в]очную болезнь и тоя ради болезни нимало могии света видети 1816 . Некогда же во ум пришедши, помяну преподобнаго и моляше его со слезами, глаголя: «помилуи мя, Христов угодниче, и не остави мене едину посрамлену быти». л.121. И по молении еже ко святому поимшу ми ея и приведшу во обител Пресвятыя Троицы ко гробу преподобнаго, и во время молебнаго пения прозре и ясно смотряше образ преподобнаго; и по совершении молебнаго ценяя всех человек зраще отиде в дом свои, радуися и славя Бога и угодника его преподобнаго Даниила». (46) Ч[юдо преподобнаго о Симеоне, Анофриеве сыне ] . Того же града Переаславля посацкои человек, Симеон именем, поведа, глаголя: «грех ради моих, рече, прииде ми скорбь очная зело люта, яко нимало ми видети света; тоя же ми ради болезни тоска бысть нестерпима, яко и ум ми погубити. В день же некогда недельныи, слышавшу ми в полунощи благовест во обители Пресвятыя Живоначалныя Троицы, познах же аз себе ум имуща. Скоро повелех вести себе ко гробу преподобнаго 1817 , и во время всенощнаго бдения стоащу ми близ об. раки святаго, еда же псалмопевец нача глаголати во псалтыри: «Господи Господь наш яко чудно имя Твое по всеи земли» 1818 , абие в тои час прозрех и видех точию гроб святаго и прочия святыя образы, от человек никого же видех. Егда же в заутреннем славословии услышах слово, глаголющее: «во всю землю изыде вещания их и в концы вселенныя глаголы их» 1819 , и в тои час совершенне прозрех и видех в церкви предстоящих ту инок[ов]. И по скончании утренняго славословия совершив молебная преподобному, и отидох в дом свои радуяся». (47) Ч[юдо преподобнаго о вдовице, именем Иустинии ] . Града Переаславля вдовица некая, именем Устиния, поведа, глаголя: «грех ради моих, рече, впадох в болезнь люту зело, яко всей ми внутреннеи покалебатися и нимало покоя приимах. на многи дни лежах бо на одре, злолютне л.122. стражда. Некогда же, призвавшу ми преподобнаго на помощь, яко да свободит мя от лютыя болезни тоя, и сына своего послах, яко да молебная совершит у гроба святаго. Сын же ми Антонии сотвори тако, еще же и персти от гроба святаго принесе ми, тако ж и от кдадязя воды; и даша ми пити, смесив с перстию, и бысть здрава, яко николи же болев, молитвами преподобнаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Часть 2 Первая часть всенощного бдения. Всенощное бдение и его происхождение «Всенощным бдением» называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак креста в круге, напечатанного киноварью (красным цветом), и средних праздников, имеющих знак креста в полукружии, напечатанного киноварью. К великим праздникам, накануне которых совершается всенощное бдение, относятся все так называемые «Господские» и «Богородичные» «Двунадесятые праздники», а также: Рождество Иоанна Крестителя 24 июня, Усекновение главы Иоанна Крестителя 29 августа, свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня, Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января и Покров Пресвятыя Богородицы 1 октября. Средние праздники со знаком креста в полукружии, напечатанного киноварью (красным цветом), накануне которых также совершается всенощное бдение, суть следующие: день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября, св. Иоанна Златоуста 13 ноября, св. Николая Чудотворца 6 декабря, Трех святителей Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и второй день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая. Кроме того, всенощное бдение совершается еще в двух случаях: 1. Накануне храмовых праздников или в честь святого, мощи которого почивают в данном храме, и 2. Накануне средних праздников, имеющих знак креста, напечатанного киноварью (красным цветом) и примечание: «Аще изволит» или «Аще восхощет настоятель, творим бдение», исключая случая, если храмовой святой празднуется в день Св. Духа. В этом случае Великая Вечерня, бываемая обычно по литургии в день Пятидесятницы, совершается в свое время. Слово «бдение» значит «бодрствование», то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа. Возглас иерея в конце всенощного бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И Кралевство ми, ревнуе богоугодномоу его потщанию, дарованному приложению, иже, в Господню славу, вздвиженному от него пиргу, паче же и поразумев суету мира сего тленнаго, яко вса мимо ходет, и суща яко не суща бывают, по словеси премудраго Соломона: суета сует, вса суета; наставлен же: манем божественные благодати, паче же и вспомянутием о Господе духовнаго наставника и учителя, отца Кралевства ми, баще монастира Пресветые Богородице Хиландарскые, Иеромонаха Андония, предржещаго пирг тогда, и прием его богоугодное прошение, душевнаго ради спасения Кралевству ми, всхоте и Кралевство ми, благаго желания теплотою горе, иже видех недостаточное келии Взнесения Господня пирьгоу испльнити, яко требующу месту потребы, строения ради и братиям ту живущим на утешение, яко да не будет им потребных оскудно, приложи и Кралевство ми келии Спасове, пиргу, малии дар сыи: церковь Пресветые Богородице у Липляны, и Поповы, колици се обретаю своими породицами, и колице полюбе церковь у земли Кралевства ми» да греду свободно. И още приложи Кралевство ми трг у Липляны, да е свеща Матери Божеи, и село под црковь Словине с людьми и с ливадами и с улияником. И се мегс селу Словиню (Следует подробное описние сельских границ). Сии имена людем у сел Словины: и се отроци, кои cy полюбили црквь:….. И планину Млечны отдвыше Сириник, и стлып земле при црквы у Липляни, такожде и у Сухогреле, пол вииограда Гоубавча, и стлп Мрежица, и трии стлпы под путем, кои греде от Бане у Кострц…….. Се людие у Сухогреле:……… И где се обретаю людие келие Спасови пирга у Липляни и у Сухогреле, или инде где, освободи их Кралевство ми от позоба, и приселице, провода, соколарь, псарь, орания, жетве, сенокоше, винограда, градных работ, воиске, и просто рещи от всех работ Кралевства ми малих и великых, и да им несть суда, разве пред Кралем и пред Икономом настоещим, н да работаю црквы законом Светаго Савы, що им повел ва Иконом, яко же есть писано в хрисовули деда Кралевства ми, Светаго Краля, и никто же да дерзнет взети, что есть дало Кралевство ми на име пиргу, и еще что усхощу дати, или что сам старец притежит, или добуде, или испроси от куду год, спроста да нема над тем области Игумен монастырскы, ни баща, ни Иконом, ни Еклисиярх, ни ин никто, ни у купно име, ни у залогу, и никоим образом, ни да старец обладает сим, яко же и дед Кралевства ми пишет в своем хрисовоуле.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Повесть Никодима типикариса Соловецкого о некоем иноке Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке Поведа нам отец Никодим типикарис 131 о некоем брате сице 132 глаголя «Живущу ми, – рече, – во обители преподобных отец наших киновиарх Зосимы и Саватия, иже близ сущи понта 133 от акиана Соловецкого отока 134 , и тамо пребывающу ми лета доволна и типикарийскую службу хранящу. В то время прииде некий брат в той же монастырь, юн сый леты, добр возрастом, поведа ми о себе повесть страшну, исполнь сущу пользы и умиления и слезам достойну, могущую слышащих удивити и устрашити, и во умиление привести. Сам же со многими слезами, со воздыханьми же и рыданьми глаголя сице «Бысть, – рече, – в лета 7146 (1638) году при державе благочестивого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея России самодержца. Сущу ми во обители Пресвятыя Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря, близ сущи царьствующего града Москвы. Тамо пребывающу ми во всяком небрежении о своем спасении, и свою всю жизнь зле провождающи, и о душевном своем спасении не пекущуся, заповеди же Божия преступающу ми и во всякой нечистоте и в пиянстве пребывающу и в небрежении, о своем спасении не радяще, и иноческого пребывания обещание забывшу и во всем презревшу, и яко скоту невоздержно живущу. Испроста рещи 135 яже суть Богом любима, сих отвращахся, а яже Бог ненавидит, сия любима Быша мне, и сими душу свою помрачах – и тако пребывающу ми. Абие посылает ми ся жезл наказания за грехи моя, внезапу бо зле пострадах и мзду по делом моим восприях. И аще 136 не Господь Бог помогл бы ми, вмале 137 вселилася бы во ад душа моя, понеже 138 той, яко чадолюбивый отец, наказует, но обаче 139 с милостию, по реченному «Накажет мя праведник милостию и обличит мя, не хощет бо той смерти грешному, но яко еже обратитися и живу быти ему, и хощет всем спастися и в разум истинный приити». И тако ми, – рече, – некогда во едину от нощей во дни пентикостиа, близ праздника Святого Духа сошествия во мнозе пиянстве пребывающу ми, по реченному «Спящии бо в нощи спят, и упивающиися в нощи упиваются».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николая Мрачскаго, въ пожизнное владение и неотъемлемое пользование. Этот замечательный, по своей особенности, хрисовул гласит следующее: «Изиаиде Кралевство ми црквь Светаго Николи Мрачскога, в време то слоучившу се старцу, иже от Светых мест старец Иоан, Иконом Ходчскыи; и да му Кралевство ми црквь ту Светаго Николи, да си облада Иконом Иоан црквом том, и с сельми всеми, що се находи у цркве те, до негова живота, за егово дрзновение, понеже вид в Кралевство. ми егово поработание дому Пречистые Владычице Госпожде и Богородице Хиландарскые, иже есть в Афон, с трудом и всакым поспехом, наипаче и с смирением, да му есть до живота у помен и за душу Кралевства ми, и да есть вину под область Светогорску, у послушание Игумену и всеи брати Светогорскои, а Игумен и братие да га не поткну с онога места, що му есть Кралевство ми записало, до егова живота, разве да си се дохрани старец Иоан до смерти свое у цркви те Светаго Николии, паче и елико се находе людие у цркве те, да га слушаю с всакым страхом Кралевства ми, како и всакога Господаря Игумена о всех работах, що кому заповедуе црковныих и Кралевства ми, не токмо о работах, но в всаком исправлении црквном, како и сущега старца куке (двора) Кралевства ми, и брата Хиландарскаа….. И сие записа Кралевство ми у Мораве преге Спасова дне, в лето 6850 (1342), Ендиктиона .з. (7-го). †Стефань в Христа Бога верни Краль всех Српских и Поморскых земль.» † Царь Стефан Душан скончался в 1356 году; смерть застала его в поле, во время войны с Греками, когда он, владевший уже значительною частию Византийской Империи, готовился увенчать свои успехи взятием ея столицы. Ему наследовал сьн его, Урош V, Неманич X и последний, второй Царь Сербский (1356–1367). От его царствования остался в Хиландаре лишь один хрисовул, которым он утверждает приложения, сделанныя сей обители детьми Севастократора Бранка: «Приходи (пишет Урош в этом хрисовуле) к Царству ми всечестни старцы Светые Горы Афона Роман, син Севастократора Бранка, 25 и успомену Царству ми, како се есть зговорил (с) своим братом Грегуром и Влеком, и како да приложе от свое бащины цркви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010