Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и, вообще, животной пищи, а также и ограничением себя в пище как таковой. В соответствии с церковными установлениями, во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло и вино (в т.ч. продукты, в которых они содержатся). По субботам и воскресеньям можно употреблять рыбу, постное масло и вино. По праздникам которые совпадают с постом, пост становится менее строгим, позволяется вино или даже рыба. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Таким образом, пост становится временем духовного и нравственного очищения и подготовки к празднику [в русском литературном языке «душевный» значит относящийся к разуму, интеллекту. «Духовный» значит относящийся к Богу и нравственности]. Во время поста, ведется домашняя подготовка к великому празднику. Прибирается дом, приобретаются подарки для членов семьи и друзей, и в особенности для детей, а также приготавливается еда для праздника. Родственникам и хорошим друзьям пишутся письма с поздравлениями и пожеланиями, и с кратким обзором новостей из жизни поздравившего. Итак, Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января (24 декабря по старому календарю) называется «сочельником». До вечернего богослужения, это день строгого поста; можно есть только хлеб, воду, фрукты и т.п. 4. Сочельник. В сочельник, около 7-ми часов вечера начинается Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба), которая продолжается приблизительно три часа. После богослужения официально начинается Рождество. [Суточный (дневной) круг Православных Богослужений всегда начинается с вечерней службы – Вечерня. Когда вечер выпадает под воскресенье, или под большой праздник, то вечером служится Всенощное бдение (кратко Всенощная или Бдение). Оно состоит из трех служб: (1) Вечерни, (2) Утрени и (3) Первого часа. Под праздники Рождества и Крещения, в Сочельник утром служится Литургия и Вечерня, а вечером специальная Всенощная. Она состоит из двух служб: (1) Великого Повечерия и (2) Утрени. Церковно-богослужебный праздник начинается уже в сочельник утром, во время вечерни, когда поется Рождественский тропарь, а празднование Рождества начинается после Рождественского богослужения в сочельник вечером. Нужно отметить, что некоторые семьи празднуют Рождество только после литургии на первый день Рождества.] |
В наст. время достоверно принадлежащими В. считаются след. муз. сочинения: Литургия св. Иоанна Златоуста (17 номеров)/Ред. М. А. Гольтисона. СПб., гг., изд. ж. «Музыка и пение»]; Литургия св. Иоанна Златоуста (6 номеров)// Ведель А. Божествена лimypruя. С. 1-32; Всенощное бдение (39 номеров)/Под ред. М. А. Гольтисона. [Изд. ж. «Музыка и пение» П. К. Селиверстова]. СПб., 1904; концерты (в скобках приводится номер по автографу): 1. «Блажен разумеваяй на нища и убога» 5); 2. «Боже, Боже, законопреступницы восташа на мя» 11); 3. «Боже, приидоша языцы в достояние Твое»; 4. «В молитвах неусыпающую Богородицу» 1); 5. «Гласом моим ко Господу воззвах»; 6. «Господь пасет мя» (2-хорный) 10); 7. «Днесь Владыка твари»; 8. «Доколе, Господи, забудеши мя» 3); 9. «Заступник мой, почто мя забыл еси»; 10. «Ко Господу внегда скорбети ми» 12); 11. «К Тебе, Господи, воззову»; 12. «На реках Вавилонских» (c-moll; a-moll); 13. «Плачу и рыдаю»; 14. «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» 6); 15. «Пою Богу моему» 4); 16. «Приклони, Господи, ухо Твое»; 17. «Проповедника веры» (2-хорный) 9); 18. «Скажи ми, Господи, кончину мою»; 19. «Слыши, дщи, и виждь» (D-dur); 20. «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» 2); 21. «Тебе Бога хвалим»; 22. «Услыши, Господи, глас мой» 8); отдельные произведения: 23. «Величаем вас, архангели»; 24. «В молитвах неусыпающую Богородицу» (трио, a-moll); 25.«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»; 26. «Воскресения день, просветимся, людие» (ирмосы Св. Пасхи); 27. «Душе моя»; 28. «Кто есть сей Царь славы?» (трио с хором); 29. «Многая лета»; 30. «Не отврати лица Твоего»; 31. «Ныне отпущаеши» (a-moll; B-dur; g-moll; F-dur); 32. «Отче наш» 1, f-moll; D-dur); 33. «Плотию уснув»; 34. «Покаяния отверзи ми двери» (трио); 35. «Свете тихий» (c-moll; F-dur); 36. «С нами Бог»; 37. «Хвалите имя Господне» 2, F-dur/d-moll; 3, C-dur); 38. Херувимская (D-dur); 39. «Христос воскресе» (2 ред.); 40. «Христос раждается»; 41. «Царю небесный». Не изданы сочинения «Господи, помилуй» (F-dur), «Отверзу уста моя» (ирмосы канона Пресв. Богородицы), «Слыши, дщи, и виждь» (Es-dur/c-moll), «Тебе поем» (e-moll/G-dur) и др. |
Строительство новой церкви было завершено в 1855 г. пристройкой ещё одного – левого придела, наречённого во имя святого великомученика Пантелеймона. В таком виде церковь освятили в 1856 году, затратив на строительство 9714,3 рублей серебром, собранных станичниками «по раскладу» и добровольными приношениями. Церковь эта и поныне действующая − один из немногих деревянных храмов на Кубани, памятник церковной архитектуры. Старую церковь снесли около 1880 г. – по ветхости. После этого Епархия разрешила пустить на слом общие для двух церквей ограду и сторожку, построить новые – для оставшейся одной Богоявленской церкви. С той поры и поныне церковная площадь имеет почти квадратную форму с размерами сторон около 150 м. Лишь в последние годы на южной (но не северной, где стояла старая церковь!) стороне площади появились новые строения и коммуникации. В новой сторожке 7 декабря 1886 г. священник Парадиев открыл школу грамоты, а псаломщик Кондратов подарил мебель и книги для первых 37-ми учеников. Находясь во внутреннем помещении церкви, без труда можно оценить его первоначальные размеры. Его длина вместе с колокольней изначально составляла 12 саженей (около 25 м), а высота до карниза – около 2-х саженей (4,5 м). Ширина помещения сначала ограничивалась южной и северной боковыми стенами. После пристройки правого, а затем левого приделов эти стены вырезали, подперев их верхние части чугунными опорами. Эти опоры оказались в середине помещения, а его ширина теперь составляет около 24 м. Священник Богоявленской церкви Василий Ключанский в 1910 г. награждён бархатной фиолетовой скуфьею; священник Ф..И. Дудкин возведён в сан протоиерея в 1912 г.; местный казак Федот Лях утверждён церковным старостой в1913-м. Памятным событием стало посещение Богоявленской церкви 28-29 мая 1916 г. епископом Ейским Иоанном, который совершил всенощное бдение, Божественную литургию и вместе с местным священником Николаем Соболем сказал проповедь. После установления советской власти в 1920 г. Богоявленскую церковь закрыли, превратили в склад имущества. Самые уважаемые и авторитетные станичные священники - Василий Ключанский и Николай Соболь были расстреляны. Открыли церковь, как это ни прискорбно звучит, немецкие оккупанты: к радости верующих богослужения в ней возобновились осенью 1942 г. и с той поры не прекращаются поныне. |
В Житии сказано, что в Хандзте хранился годичный Иадгари, написанный рукой преподобного. Всенощное бдение совершалось от сумерек до рассвета, в дневные часы монахи читали книги и молились келейно. Накануне всенощного бдения совершали «во все дневные часы моление». На литургии, служившейся в 9-й час, перед Трисвятым положена была ектения «О свышнем мире», в воскресенье Трисвятое пели 6 раз. Не допускалось служение у жертвенника в облачении с бахромой или в шкуре. С 1 нояб. до начала Великого поста в субботу на утрене служили 4 «канона» (т. е. кафизмы) и 4 чтения, на Пасху и в пасхальную седмицу «канон» «Ко Господу всегда скорбети ми» опускался, на повечерии произносили «Внегда призвати ми» с воскресными прокимнами на утрене и один «канон». При богослужении запрещено было разговаривать, мн. молитвословия положено было выслушивать в коленопреклонении, ход богослужения был размеренным, «молитва была тихая и протяжная», прислоняться к стенам разрешалось только старцам. В церкви сохранялся обычай возжигать неугасимую лампаду перед образом Пресв. Богородицы. Об усопших совершали службу на 3, 7, 40-й день, а также через год, «в какой бы день они ни пришлись»; кроме того, их имена поминали в течение 200 дней после кончины. «С наступлением ноября» (очевидно, с 1 нояб.) соблюдался Георгиевский пост, длившийся до памяти вмч. Георгия (10 нояб.), во время к-рого разрешалось молочное. Соблюдались также Рождественский, Великий и Петров посты. Среди настоятелей К. п. существовал обычай заговляться в Хандзте, где «в качестве вступления в пост они получали канон на Великий пост» и благословение прп. Григория (гл. 34). Спали монахи на маленьких ложах, в келье разрешалось держать только воду, огонь не разводили. Питались скудно, стремясь подражать прп. Григорию, который днем вкушал лишь немного хлеба, а во время Великого поста питался сырой капустой. Прп. Григорий не дозволял строить в мон-ре больше одной церкви, поскольку в таком случае, «когда декан ударит на службу, не все священники пойдут к нему, останутся служить в своих молельнях и наравне с большой церковью будут досаждать людям, прося пожертвований, и декану понадобится всячески упрашивать их идти в большую церковь, чтобы были литургисующие священники» (гл. |
17. Вторник. Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского. Прп. Германа Зосимовского . По Типикону, если изволит настоятель, в честь прп. Антония Великого совершается всенощное бдение. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 8 (две первые стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Еже по образу...», «И ныне» – догматик (приложение 1-е), глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево...». На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» – Богородичен воскресный (приложение 1-е), глас тот же: «Безневестная Дево...». По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды); при полиелее – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Антония...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»). |
На купола храма священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье подняты два древних трехметровых креста 24 февраля 2009 г. 17:48 20 февраля были вновь установлены два трехметровых креста на купола столичного храма в честь священномученика Климента, папы Римского . Уникальный памятник церковного зодчества — самая высокая точка Замоскворечья. Перед началом технической операции настоятель храма протоиерей Леонид Калинин совершил молебен. На богослужении присутствовали заместитель председателя Москомнаследия Р.М. Васильев и генеральный директор реставрационно-строительной компании «Возрождение» А.А. Ивлев. Отреставрированные древние кресты подняли на купола старинным способом: сначала при помощи лебедки, а затем на канатах почти на 70-метровую высоту. Эту операцию осуществили строители-реставраторы ООО «Возрождение». Подъем и установка крестов длились более 4-х часов. Удивительно, что знаменитый Климентовский храм, превращенный в 1935 г. в книгохранилище Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина, все годы был украшен крестами, на которые не поднялась рука богоборцев. В храме Климента, папы Римского, также сохранился великолепный интерьер, 5 из 7-ми золоченых многоярусных иконостасов XVIII века, резные изображения ангелов и редкие иконы. После освобождения храма в одном из ящиков были обнаружены наборы старинной церковной утвари, которые словно ждали начала богослужения. В 2009 г. храм отмечает 240-летие. По своей красоте и величию, этот храм отнесен к лучшим российским памятникам архитектуры XVIII века — эпохи Ф.-Б. Растрелли и Д.А. Трезини. Собор построен по проекту архитектора Пьетро Трезини, крестника Петра I. Главный престол собора Спаса Преображения освящен в 1770 году. Восстановление храма священномученика Климента — жемчужины Замоскворечья связано с именем приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского Алексия II, который вскоре после своего избрания на Первосвятительский престол добился возвращения этого храма Церкви. Но только через 15 лет в марте 2005 г. приходу во главе с настоятелем отцом Леонидом Калининым был возвращен один из восьми пределов Климентовского храма. А через 18 лет в 2008 г. благодаря личному участию мэра Москвы Ю.М. Лужкова храм был полностью освобожден и начались реставрационные работы. 22 июня благодарственный молебен в храме возглавил викарий Святейшего Патриарха Алексия II архиепископ Истринский Арсений . 2 сентября 2008 г. храм посетила С.В. Медведева, супруга президента России, председатель Федеральной программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи. 7 декабря 2008 г., в канун праздника свщмч. Климента, в центральном Преображенском пределе были совершены первое всенощное бдение и панихида по почившему Патриарху Алексию II. В январе 2009 г. храм посетил и возглавил всенощное бдение Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. |
23/V Среда. Служил о. Алексий, помогал я. С 23 о. Ал-др Державин в отпуске. Вечером всенощная, канун праздника Святых Кирилла и Мефодия. Служил о. Сергий. 24/V Святых Кирилла и Мефодия. Четверг. После литургии молебен святым Кириллу и Мефодию. Народу было не очень много. 25/V Пятница. Служба будничная. 26/V Суббота. Служба будничная. Вечером всенощная. Начинал о. Сергий вместо о. Ал-дра Ветелева. 27/V Воскресенье. Неделя о расслабленном. 2 литургии. Причастников немного. Вечером служил я и вёл беседу. 28/V Понедельник. Служба будничная. 29/V вторник. Служба будничная, вечером служба под Преполовение. Народу много. 30/V Преполовение. 2 литургии. Народу много и за той и за другой. Освящение воды было и после ранней. После поздней Крестный ход. Вечером служил о. Ал-др Ветелев. 31/V Четверг. 7 ми святых дев. Именинницы матери О. П. и С. Г. Молился за них. 1 й выезд на дачу. Говорят, 3 дня будут заморозки. 31 мая (18 мая ст. ст.) Церковь празднует память мучениц семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. О. Клеоник упоминает свою супругу Ольгу Петровну Вакулович (1892–1969) и казначею храма Софью Григорьевну Худякову (монахиню Зосиму, 1899–1965), матери которых носили имена святых мучениц. 1/VI Богослужение будничное. Вечером всенощное бдение. 2 Суббота. Святителя Алексия. После литургии молебен о здравии Святейшего Патриарха. Я был в Патриаршем соборе . Мощи святителя Алексия митрополита Московского с октября 1947 года находятся в Богоявленском соборе в Елохове. В этот день тезоименитство отмечал Святейший Патриарх Алексий (Симанский). 3 Воскресенье. Равноапостольных Константина и Елены. 2 литургии. Причастников 150. Беседа вечером. 10 Воскресенье. Неделя о слепом. 2 литургии. Вечером беседа. 12 Богослужение будничное. Вечером Пасхальная служба. 13 Отдание Святой Пасхи. 2 литургии. Вечером всенощная. 14 Вознесение Господне. 2 литургии. 17 7 неделя по Пасхе. 2 литургии. Вечером беседа. 22. Вечером заупокойная всенощная. 23. Троицкая родительская суббота. |
В ночь на 14 июля 1926 г. из алтаря Казанского храма была похищена копия явленной иконы «в металлической рамке и ризе, украшенная искусственными каменьями и жемчугом», серебряные дарохранительница и ковчежец ( Скала. 2000. С. 51). Злоумышленники, по-видимому, не знали, что по пути из Ульяновска чудотворный образ временно находился в одной из деревень. С 22 мая по 7 июля 1927 г. чудотворная икона в последний раз была принесена в Ульяновск. Губернский адм. отдел предписал представителям Казанской ц. и Троицкого кафедрального собора «7 июля окончить всенощное бдение к 7-ми часам вечера, а икону отправить на станцию Ульяновск-1 и в 10 часов вечера на извозчике без крестного хода для отправления ее по месту постоянного пребывания» (Там же. С. 54). В марте 1930 г. архим. Каллист, иеромонахи Аркадий и Дамаскин были арестованы по обвинению в «контрреволюционной деятельности и подрыве колхозного движения», 15 марта перемещены в Сызранский дом заключенных. 10 марта 1930 г. жадовский оперуполномоченный сообщал, что в «бывший монастырь» прибыло ок. 200 прихожан, которые «требовали вернуть попов». По ст. 58-10 УК РСФСР 10 апр. того же года архим. Каллист был приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет с заменой на высылку, иеромонахи Аркадий и Дамаскин - к заключению в концлагерь на 3 года. Архим. Каллист был сослан в Белбалтлаг, где во время строительства Беломорско-Балтийского канала встретился с бывш. насельником Жадовской пустыни иером. Виссарионом (Бурдасовым), также отбывавшим наказание. Под впечатлением этой встречи иером. Виссарион написал стихотворение «Прощай, обитель!» Однако среди местных жителей бытовало предание, что архим. Каллист и др. арестованные насельники были расстреляны и захоронены на территории обители. Перед арестом в нач. 1930 г. братия заменила чудотворный Жадовский образ похожей Казанской иконой Божией Матери. Чудотворную икону архим. Каллист передал на хранение С. А. Архарову, служившему врачом в рабочем поселке близ Жадовки. С кон. 30-х гг., после ареста Архарова, икона хранилась у Н. А. Ираклионова, с 70-х гг. XX в.- у свящ. Николая Шитова (настоятеля Никольского храма с. Оськина Инзенского р-на), который в 1997 г. передал ее в возрождающуюся обитель. Впосл. о. Николай принял постриг с именем Адриан, скончался в сане архимандрита. |
От К. Ж. и. происходило множество исцелений. Так, по свидетельству клирика с. Беклемишева Карсунского у. (ныне Вешкаймского р-на Ульяновской обл.) свящ. Константина Державина, от падучей болезни исцелилась А. А. Патрикеева. Жительница с. Озерки (Карсунского у., ныне Вешкаймского р-на) 9-летняя Ульяна Лазарева, к-рая «от рождения своего была сиднем и не могла встать», после молебна и окропления св. водой начала ходить. В 1847 г. крестьянин с. Папуз Карсунского у. (ныне с. Папузы Базарносызганского р-на Ульяновской обл.) Н. Андреев после молитвы перед К. Ж. и. «получил исцеление, начав действовать больной рукою как здоровою». После закрытия обители в 1919 г. при Казанском храме с. Жадовка существовала монашеская община, возглавлявшаяся архим. Каллистом (Поповым). В апр. 1919 г. из храма были вывезены оклады и ризы с К. Ж. и. и ее списки. В 1922 г. в Симбирске на деньги, пожертвованные А. В. Дувинг, дочерью начальника Симбирского губ. жандармского управления, были изготовлены новые оклады - «металлическая рамка и риза, украшенные искусственными каменьями». В ночь на 14 июля 1926 г. из алтаря жадовского Казанского храма были похищены копия явленной иконы «в металлической рамке и ризе, украшенная искусственными каменьями и жемчугом», серебряные дарохранительница и ковчежец. Злоумышленники предполагали украсть и чудотворный образ, но не знали, что при возвращении из Ульяновска икона временно пребывала в одной из деревень. С 22 мая по 7 июля 1927 г. К. Ж. и. находилась в Ульяновске. Губ. адм. отдел предписал представителям Казанской ц. и Троицкого кафедрального собора «7 июля окончить всенощное бдение к 7-ми часам вечера, а икону отправить на станцию Ульяновск-1 и в 10 часов вечера на извозчике без крестного хода для отправления ее по месту постоянного пребывания» ( Скала. 2000. С. 51, 54). В марте 1930 г. архим. Каллист и насельники монашеской общины были арестованы. Перед арестом братия успела заменить чудотворный образ похожей Казанской иконой. К. Ж. и. архим. Каллист завернул в епитрахиль и передал на хранение С. А. Архарову, служившему врачом в рабочем поселке близ Жадовки. С кон. 30-х гг., после ареста Архарова, К. Ж. и. хранилась у Н. А. Ираклионова, с кон. 70-х гг. XX в.- у свящ. Николая Шитова (настоятеля Никольского храма с. Оськина Инзенского р-на). Впосл. о. Николай принял постриг с именем Адриан, скончался в сане архимандрита. |
2-я часть Чтец: «Приидите, поклонимся...». Псалом 120-й: «Возведох очи мои...». Псалом 133-й: «Се ныне благословите...» . «Слава, и ныне» . Трисвятое по «Отче наш...» («второе Трисвятое»). Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец говорит «Аминь» и читает заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко Благ...», «Глубиною мудрости...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Блажим Тя вси роди...». «Господи, помилуй» (12 раз). «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» (молитва об усопших), «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит малый отпуст , затем говорит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному». Народ: «Бог простит ти, отче святый». Священник: «Помолимся о великом господине...». Во время этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет «Господи, помилуй». По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них» 204 . Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Священник (конечный возглас): «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». §3. Особенности субботней полунощницы в отличие от вседневной Последование субботней полунощницы изложено в Следованной Псалтири. Субботняя полунощница по отношению к вседневной имеет три особенности: – вместо 17-й кафисмы читается 9-я кафисма; – по первом Трисвятом поются (читаются) следующие тропари: «Несозданное естество, всех Зиждителю...», «Слава»: «Вышния Силы подражающе на земли...», «И ныне»: «От одра и сна воздвигл мя еси...»; – в конце 1-й части после молитвы «Владыко Боже...» читается также молитва «Величая, величаю Тя, Господи». Часть 2-я субботней полунощницы никаких особенностей не имеет. §4. Особенности праздничной полунощницы Праздничная полунощница совершается в великие Господские и Богородичные праздники, а также в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение (см., например, 8 сентября, 1 января). Также Устав указывает совершать праздничную полунощницу в некоторые особенные дни церковного года: 26 декабря, 7 января, Лазареву субботу, Великую Субботу, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и в Понедельник Святого Духа. В этих случаях полунощница в отличие от обычной вседневной или субботней полунощницы имеет следующие три особенности: |
| |