Об общественном богослужении соединение повседневных служб между собою Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, а именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю, время же дня, в которое совершаются по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое Уставом указано для совершения каждой службы особо. Службы иначе соединяются между собою: 1) когда литургия совершается до вечерни; 2) когда литургия бывает после вечерни; 3) когда вовсе ее не бывает. Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, а именно: а) накануне служба вечерняя состоит из 9 часа, вечерни, повечерия. Затем б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1 часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3 и 6 часов и литургии. Если же совершается бдение, то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает повечерия и полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9 час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1 час (т.е. бдение). B. 3 и 6 часы, литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

О сем-то оставлении нас Божиею помощию за нашу гордыню и говорится в выражениях: «Бог уклонил нас от пути своего», «Бог ожесточил сердца наши». Не Бог нас уклонил и ожесточил, но мы сами уклонились и ожесточились по своему злому нраву, будучи оставлены помощию Божиею за своё высокоумие. Посему слова Писания «Бог уклонил нас от пути своего, Бог ожесточил» значат: Бог удалил помощь свою от нас на совершение добродетелей за нашу гордыню. Отсюда понятно и выражение «дух праздности, уныния… не даждь ми». По старому переводу, когда читаем: «дух праздности, уныния… отжени от мене», мы просим Бога прогнать от нас уже действующие в нас сии страсти, а по исправленному переводу, когда читаем: «дух праздности, уныния… не даждь ми», мы просим Бога, чтобы прежде впадения во оные страсти избавил нас от них. Должно прибавить ещё, что в молитве «Господи и Владыко живота моего» выражение не даждь ми вместо отжени от мене обретается и в древлеписанных и древлепечатных книгах, напр., в следующих: 1) Устав церковный 15-го века, хранящийся в библиотеке А.И. Хлудова под 112, лист 5 на обор.: «Господи Владыко живота моего, дух праздньства, лукавствия, любовластия, празднословия не даждь ми». 2) Устав церковный 15-го века, хранящийся в той же библиотеке под 123, лист 7: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, сребролюбия и празднословия не даждь ми». Точно такое же выражение не даждь ми вместо отжени от мене находится ещё в следующих рукописных книгах: В Псалтири с Часословом 16-го века, хранящейся в библиотеке А.И. Хлудова под 8, лист 164. В Часослове 15-го века, хранящемся в библиотеке Троицко-Сергиевской Лавры под 16, лист 33 на обор. В Часослове 16-го века, хранящ. в библиотеке Московской Синодальной Типографии под 147 (лист 49 на обор.). В Часослове с Шестодневом 16-го века библиотеки А.И. Хлудова под 10 по второму прибавлению к каталогу (лист 4). 3) Часослов печат. 1491 г. в Кракове, тетр. 4, лист 4: «Господи Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, любоначалия и празднословия не даждь ми». То же и в следующих печатных книгах: В Псалтыри с возследованием, печат. в Венеции 1561 г. (тетр. 58). В такой же Псалтыри, печат. в Киеве 1643 г. (стр. 321). Итак, именуемые старообрядцы, не вникнув в смысл изречений Священного Писания и не справясь с древлеписьменными и древлепечатными книгами, несправедливо укоряют св. церковь за употребление в молитве св. Ефрема Сирина вместо слов отжени от мене выражения не даждь ми. Читать далее Источник: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Воздвиженка, Крестовоздвиж. пер., д. Лисснера, 1890 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И сие приложи Царство ми и утверди с златопечатным словом, с честным сбором Светые Горы, да есть в область Пресветей Владычици нашеи Богородици Хиландарскои Введению в светаа светых, яко да си има выше реченнаа места никым же повр ждена или отъемлема, ни да светаа обитель Хиландарскаа темеи заповеда от нас и до века. Молю же и вас, его же Бог изволит царствовати по нас, или сын Царства ми, или ин, кого Бог изволит, неповторену быти нашему сему завещанию, не паче потвржденну и исплнену (Следуют заклииание и прещения в обычной форме). В лето 6856 (1317), месеца Декемвриа (12) день, Индиктион .а. (1). На Превлаце (то есть, на перешейке Афонскаго полуострова). † Стефан в Христа Бога благоверны Царь и Самодержец Срблем и Греком и Болгаром.» † сия киноварью. Хрисовул на пергамете, печать сребропозлащеная на шелковых шнурах. В третьем хрисовуле того же 6856 года Царь Стефан, поведав, почти в тех же самых словах, как и в двух первых, о приходе своем на Св. Афонскую Гору, в монастырь Хиландарский, и о посещении прочих Афонских монастырей, описыват: подробно посещение Протата и великой Соборной церкви его: «И приидох (пишет он) в великую и сборноую црковь Протата, и обретох честнаго Прота Кур Германа, и поклоних се честнеи и велицеи цркви, и украсих црковь елико мощно, и честнаго Прота одарих и придах кабал злата велицеи цркви, помена ради. Паки взвратившу ми се в свои выше реченный монастырь (Хидандарь), и елико бысть мощно Царству ми, украсих св. црковь свещенными одеждами и сосуди и иними потребами, яко же и прежде мене ктитори и родителе мои ми, светаго Игумена и братство одаровах, яко молитвенники еже к Богу о нашему спасению и державе Царства. И прииде же к ми Игумен Кур Гервасие и весь сбор Лаври Хиландарские, и вспомянуше Царству ми, яко монастирское место окружное имать синоре в многих книгах, а не в едином хрисовоуле, и молим, Царствие ти, не преслушает Царствие ти, Прот и Игоумени Св. Горы и старцы приити и сложити все синоре (межи) в един хрисовул. И не презрех моления честных отец и написах свои Царски лист с молением честному Проту, Кур Герману и преподобним Игуменом и старцем всее обители трудь всприети и приити к Царству ми в монастирь Хиландарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Кралевство ми подтврдих и заповедах моего вельможи, Великаго Жупана Драгоша, дщерь себе взети в жену. Се же и бысть. По сих видех его велие прилежание и любовь срдечную к себе, видех дщерь свою за сына его, Михаила. Великии и беззаконный «Царь Татарски Ногей с всеми силами вздвигает се на ме. Кралевство ми, устроив богатые дары, посылает к нему.» Беззаконный Царь, спешащий на Кралевство ми, «прием дар, возврати се вспеть.» Послал сына Стефана с великоименитыми властели на службу его (Ногея). Когда отчаявались в его возврате, Стефан возвратился невредим: «тогда бо сему беззаконному Цару междоусобная рать бысть. По их.. безбожнии Перси и Агаряне вооружились на Христовыи род: они вселились в Великую Романию и укоренились во всякой свободе до 20-ти лет. Кралевство ми призвах некую часть от тех безбожных «Перс на похвалу и честь и зависть Кралевству ми от околних Царь.» Когда же они замыслили погибель Кралевства ми, тогда в конец их победил, не токмо в державе Кралевства ми, но и в Романии: «и градове их в конце разорише се, никому же ни единому от таковаго безбожнаго езыка где в памети обрести се на всеи великои Романии по сию страну Византийскаго моря, кроме иже в рабстве сущих Србским властелом. Кур Андроник Палеолог, вселенскии Царь, тесть Кралевства ми, умоли всесрдечнаго сына државнаго Царства, да пошле воиско противу Перс в Анатолию. Он же, подвигнут молением, отряжает дружину с Великим Воеводою, Новаком Гребстрека, которая, достигнув града Ираклии, радостно встречена Андроником и, «влезше в древа, прешла в Анатолию.» После многих сражений победила и, возблагодаренная Андроником, воротилась во свояси.» Дальше следует сказание: о Божией благодати, просиявшей в храм Св. Апостол в Рашском монастыре, второй Епископии Сербской, в храм Успения Богородицы, в Студеницком монастыре и, в Хиландаре…» Из этого краткаго очерка Хиландарскаго книгохранилища можно заключить, сколько еще в нем имеется лобопытнаго для Славянской письменности вообще и Сербской в частности. При следующем посещении сей обители, если Бог благоволит, надеюсь сообщить более подробныя сведения, в дополнение настоящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

193 Так как Добрун или Добрушта взят был у Греции в 1331 г., то Хиландарская грамота (у Аврамовича 7) о Добрушском храме св. Николая должна быть отнесена к 1331 г. Здесь король молится св. Николаю и вспоминает о прошлом несчастии своем: «яко раждеженна устроити утробу родителя кралевства ми и вьврещи ме хоте в ровь погыбелни, яко не быти ми наследника столу отчства моего». Король писал к архиепис. Даниилу: «вестно буди, яко помощию Божиею и заступлением святого господина иреп. отца вашего Симона и Саввы и молитвами вашими заступляемь и укрепляемь и силою Св. Духа вооружаемь, защищаемо королевство ми и с возлюбленным сыном кралевства ми Стефаном (Душаном) и свими моими, яже реку чада отечествия ми, оного злоковарного врага царя Болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных – в месте Земльин, Богу помогшу ми, силы тоя мощныя и многия победих. – Да о сем убо возрадовавшеся, якоже и достойно есть, воздадите хвалу Богу в помощь нашу». 194 Гильфердинг в зап. геогр. обид. XIII, 184–187. Сербский летописец XVI в. передавал такой отзыв современных Сербов: «Призренске церкве патось (размер) и Дечанскаа церкви и Пекскаа припрать (западный притвор) и Банско злато (Милютинова Банского храма архид. Стефана) и Ресавско писание не обретаеть се нигде же»; во о Призренском храме Душана уже он говорил: «такова доброта, грехь ради моихь, близь есть разорениа». Schafarik Pamatky стр. 61. Призренский Душанов храм совсем разобран, а Банский опустошен и обращен в мечеть. Гильфердинг в зап. геогр. общ. XIII, 205. 301–303. 195 Обширная грамота напечатана в изв. акад. VII, 223–240; у Миклошича monum. 83. В Гласнике доказано (1, 155. 156), что эта грамота, ныне довольно испорченная, состоит из двух грамот не одного времени. По окончании первой была и особая подпись короля. Вторая грамота начиналась словами: «и аще приложить кралевство ми». Соборное совещание «и нарекохь его игумения обьще место чрьньцем, сь благословениемь господина ми отьца Данила и всех епискупь и вьсего сбора Србскаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Того же 160-го году июля в день прииде в дом Святыя Троицы помолитися, преподобнаго чюдотворца Сергия мощем поклонитися болярин князь Алексей Михайловичь Лвов, и по молебном пении возвещает архимариту и братии о чюдеси Сергия чюдотворца сице: Болезнующу ми, рече, пред сими деньми не за много утробною немощию, яко и двигнутися ми не могущу, и во мнозе болезни воспомянувшу ми преподобнаго чюдотворца Сергия прежнюю к себе милость: таковым же болезнем двоекратное исцеление прием в прежнихлетех за много лет от сех мест, и властем тоя обители не возвестив. И о сем скорбящу ми и призывающу 936 ми святаго Сергия чюдотворца, прося помощи и облехчения болезнем, и егда; рече, от вас привезоша ми чюдотворца Сергия просвиру и меду чюдотворцова и воды новоявленного кладезя, и пев молебен чюдотворцу Сергию, причастился просвире и меду и водою окропился, благодатию Божиею и молитвами святаго болезни моя облехчишась. И сего ради приидох во обитель святаго помолитись чюдотворцу Сергию и чюдотворным его мощем поклонитись и о чюдесех его о прежних и о нынешнем возвестити, яко молитвами его трегубо исцеление болезнем своим приеми благодарю Бога и святаго Сергия, исцелевающаго мя. В лета 7160-го году бывшу ми ныне в Троицком Киржатцком монастыре, иже под паствою того же болшого Сергиева монастыря, и поведа мне ту сущий строитель инок Нифонт, зовомый Кобылин, о чюдеси чюдотворца Сергия сице: Бысть, рече, у них церковник, именем Иоаким, одержим трясовицею, яко от весны до полулета протяжеся та болезнь в нынешнем лете, и среди монастыря поверзаяся и многое время лежав, едва аще кто помиловав отведет его до келии. И тако болезновавше ему зелне, мне же, рече, в то время желание наиде написати тропари храмом и местным образом для приезжих богомольцов; обычай бо сия глаголати и поклонитися образом. Той же церковник Иоаким такому делу искусен писец, но немощи его ради не глаголах ему о написании тропарей, мнев, яко оскорбится на мя болезни ради своея. И по мале времени идущу ми монастырем, ему же лежащу на земли, еле живу сущу, ах же рече ему от простоты сердечныя: вскую лежиши тако празден? иди, рече, и напиши тропари Богородицеи прочим храмом, иже во обители сей и местным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Того же 160-го году июля в день прииде в домъ Святыя Троицы помолитися, преподобнаго чюдотворца Сергия мощем поклонитися боляринъ князь Алексй Михайловичь Лвовъ, и по молебномъ пнии возвщаетъ архимариту и братии о чюдеси Сергия чюдотворца сице: Болзнующу ми, рече, предъ сими деньми не за много утробною немощию, яко и двигнутися ми не могущу, и во мнозе болзни воспомянувшу ми преподобнаго чюдотворца Сергия прежнюю к себ милость: таковым же болезнем двоекратное исцеление приемъ в прежнихлтех за много лтъ от сех мстъ, и властем тоя обители не возвстивъ. И о сем скорбящу ми и призывающу ми святаго Сергия чюдотворца, прося помощи и облехчения болезнем, и егда; рече, от вас привезоша ми чюдотворца Сергия просвиру и меду чюдотворцова и воды новоявленного кладезя, и пвъ молебенъ чюдотворцу Сергию, причастился просвир и меду и водою окропился, благодатию Божиею и молитвами святаго болзни моя облехчишась. И сего ради приидох во обитель святаго помолитись чюдотворцу Сергию и чюдотворнымъ его мощем поклонитись и о чюдесх его о прежних и о нынешнем возвстити, яко молитвами его трегубо исцеление болзнемъ своимъ приеми благодарю Бога и святаго Сергия, исцелевающаго мя. В лта 7160-го году бывшу ми ныне в Троицкомъ Киржатцком монастыр, иже под паствою того же болшого Сергиева монастыря, и повда мн ту сущий строитель инокъ Нифонтъ, зовомый Кобылин, о чюдеси чюдотворца Сергия сице: Бысть, рече, у них церковникъ, именем Иоаким, одержим трясовицею, яко от весны до полулта протяжеся та болзнь в нынешнем лте, и среди монастыря поверзаяся и многое время лжав, едва аще кто помиловав отведетъ его до клии. И тако болзновавше ему зелне, мн же, рече, в то время желание наиде написати тропари храмом и мстным образом для призжихъ богомольцов; обычай бо сия глаголати и поклонитися образом. Той же церковник Иоаким такому длу искусенъ писецъ, но немощи его ради не глаголах ему о написании тропарей, мнвъ, яко оскорбится на мя болзни ради своея. И по мале времени идущу ми монастырем, ему же лежащу на земли, еле живу сущу, ах же рече ему от простоты сердечныя: вскую лежиши тако празден? иди, рече, и напиши тропари Богородицеи прочим храмом, иже во обители сей и мстным образом.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Прошу дара, да ми пошлет благодать свою в помощъ мою, да ми подасть слово твердо, разумно и пространно, да ми воздвигнет умъ мой, отягченый унынием и дебельством плотным, да ми очистит сердце мое, отрупленое многими струпы душевных вредовъ и телесных страстей, яко да бых возмоглъ поне мало нчто написати и похваляти добляго Стефана, проповдика вре и учителя Перми и апостолом наслдника, 235 да аще Господь подасть. Может бо, аще хощет, могий свт слепым даровати и немым – проглаголати, и бесплодным – плод и бесловесным – слово и безгласным – глас. И се яве есть от него, обретаю бо в Ветсм Писании, иже при Моисеи древле пророц, «ис камени нескомаго», 236 ис кременнаго, воды потекоша, 237 и не худо, яко и потоцы наводнишася; и ис суха жезла плод процвте; 238 и при Валац цари бывшаго влъхва Валама древле под нимже осля бесловесное проглагола человеческим гласом; 239 и ис пламени росу источи, еже есть чрезъ естество. «Возвеличиша бо ся дла Господня» 240 всегда, тако и нын «да удивит Господь милость свою» 241 с нищетою моею и да утвердит уничижение мое – «и аз уничиженъ и не разумх; яко скот бых». 242 Щажу же ся и бою, еда како кто на мя вознепщуетъ и вознегодует, яко зазоры ми в коемъждо слове предлагая. Но азъ, гршный, съ смиреномудриемъ припадаю и со умилениемъ мало нчто събесдую к почитающим и к слышащим, купно же и молитвуя и простыню прося, цы будет ми нгд положилася рчь зазорна или неустроена или неухищрена. Молю вы о сем, не зазрите ми грубости и не будите ми зазиратели. Не бо от мудрости, но от грубости, якоже и выше речеся, убдихся. Нсмъ бо доволенъ или досуженъ на се; азъ, неключимый рабъ, прострох недостойную свою руку, убдих свое зло стное невдание, дръзнухъ подробну писати. Аще Богу помагающу, и молитвам епископлям споспшествующим, начнем основу слову и зачало глаголемых. Зачало о житии его Сий преподобный отецъ нашъ Стефан б убо родом русинъ, от языка словеньска, от страны полунощныя, глаголемыя Двиньскиа, от града, нарицаемаго Устьюга, от родителю нарочиту: 243 сынъ нкоего христолюбца, мужа врна, христиана, именем Симеона, единого от клирикъ великия соборныа церкве Святыя Богородица, иже на Устьюзе, 244 и от матере, такоже кристианы, нарицаемыя Мариа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И прида Кралевьство ми церковь Свету Петку на Брегальнице, що есть зидал Карба сам своима рукама и с трудом паче и пописал и украсил красотами церковными, да есть метох Свете Богородице Хиландарске, с виноградом, и с нивием, и сенокоси, иначе и пашища, и земля, що му е дал Господин и родитель Кралевства ми, и ту да си има церковь, и кто си полюби от его люди, или кто свободны человек, да греде свободно под церковь Свету Петку, и Кралевство ми освободи онези люди от всех работ Кралевства ми малих и великих, яко же и выше писано. И церковь Светаго Георгия, да есть зидаль Берислав на селищи Сребшори, с виноградом, и с нивием и со всею областию церкве те, синор (следует указание синора, т.е. границы), да есть метох Свете Богородице Хиландарские. Того ради утверди и записа Кралевство ми, да будетъ утвержено и непоколебимо Светой Богородицей Хиландарской, якоже и ина, иже суть выписана в хрисовуле сем, темже образом и та вся выписана суть. Кто ли се обрете таковии, и потшит се разорити сия записания и утверждена мною, Стефаном Кралем, и правоверним властелином Кралевства ми, Протосевастом Хрелом, да му есть местник Господь Бог и Пречистая Мати его, и да го порази сила честнаго и животворящаго Креста, и да есть проклет от Бога и от (318) Отец Никейских… А таковии да приме гнев и наказание от Кралевства ми, и да плати Кралевству ми. т. (300) перпир. † Стефань в Христа Благоверный Краль и Самодержец всех Сербских земель и поморских. † Но особенное внимание благочестиваго Краля было обращено на созданный собственно им на берегу моря свой пирг или монастырек с церковью Вознесения Господня. Это внимание и забота выразилась ясно в трех хрисовулах, из коих два касаются обеспечения содержания живущих в оном пожалованием в Сербии церквей и принадлежащих к ним сел, a третий определяет подробное отношение монастырька к главному монастырю и его властям: Создах (пишет Краль в первом из этих хрисовулов) пирг велик и тверд с градом около и с келиями на покои хотещимь жити чернецем ту на месте, рекомым Хроусия, при мори, и с помощью божественною обрех (вверху) того великаго пирга створих церковь в име преславнаго его Вознесения, и украсих пописанием и ссуды, яже на потребу свещенными внутрь и внешними правдами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Гормину, приславшую фотографию Евангелия Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, подаренного ей преподобным Парфением Киевским и фотографии двух надписей, сделанных им в этом Евангелии.   Составитель сердечно благодарит Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейшего Евгения, архиепископа Верейского, ректора МДА за предоставленную возможность сфотографировать, хранящуюся в ЦАК МДА, литографию-портрет преподобного Парфения, выполненную Ж.Р. Ламерсье, а также за предоставленную возможность переснять рукописную книгу каллиграфа Игнатия Полонского «Молитва ежедневная схиеромонаха Парфения Киевского », хранившуюся в библиотеке МДА. В этой книге И.Полонский поместил портрет иеросхимонаха Парфения Киевского ,   Составитель сердечно благодарит Его преподобие Силуана (Вьюрова), игумена Богородице-Алексеевского монастыря за присланную фотографию иконы святого праведного Феодора Томского.   Составитель сердечно благодарит за консультацию старшего сотрудника отдела графики XVIII – начало XX века Государственной Третьяковской галереи Маркову Нину Кирилловну. Приложение I. В издании «Жизнь иеросхимонаха Парфения Киево-Печерской Лавры» (М., Типографии Стрельцова. 1913 г.) и в издании «Жизнь иеросхимонаха Парфения Киевского , Его ежедневная молитва» (М., 1916 г.), возможно, и в других публикациях, после его «Ежедневной молитвы» помещена молитва «Воздыхание грешной души ко Христу»: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему, Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! Привлецы мене, да при иду к Тебе. В темнице заключен есмь, Господи, и тьма окружает мя; связан многими узами железными, и несть и ми ослабления. Расторгни узы, да свободен буду. Прожени тьму, да узрю свет Твой. Изведи из темницы, да прииду к тебе. Даждь ми уши слышати Тя. Даждь ми очи видети Тя. Даждь ми вкус вкусити Ти. Даждь ми ухание благоухати Тя. Даждь ми нозе прийти к Тебе. Даждь ми уста глаголати о Тебе Даждь ми сердце боятися и любити Тя, Настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истине Твоей. Ты бое си путь истины и живот.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010